ФСПО ТИСБИ РЕФЕРАТ по предмету: "Правоохранительные органы" на тему: Прокуратура Российской Федерации работу выполнил : студент группы ПВ 12/3 Хамидуллин И. Ф. работу проверила: Белячкова И. Г. Казань 2001-2002 Оглавление: Основные этапы развития прокуратуры
Система, структура и порядок образования органов прокуратуры Направления прокурорской деятельности Кадры органов прокуратуры Основные этапы развития прокуратуры
Российской прокуратуре уже более 275 лет. Ее создание связано с государственными реформами Петра Великого. После образования Правительствующего сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем— прокуроров.
Постепенно прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Начал складываться прокурорский корпус. Прокуроры осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывая генерал-губернаторам о выявленных недостатках. Обнаружив нарушение,
прокурор сначала устно предлагал устранить его, а при неподчинении устному распоряжению мог принести письменный протест в орган, нарушивший закон, а далее в соответствующую коллегию или в Сенат. Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие. Если сведения о нарушениях поступали к вышестоящему прокурору, то он обязан был принять меры к быстрому и правильному рассмотрению дела. Примерно в то же время создается и губернская прокуратура, начало которой положили прокуроры надворных судов. Но с созданием Министерства юстиции в 1802 году, министр юстиции стал одновременно занимать должность генерал-прокурора, а губернская прокуратура стала превращаться в орган юстиции на местах. Это стало возможным потому, что не существовало единого законодательства об организации и деятельности прокуратуры. В 1864 году появляются основы организации прокуратуры как базирующегося на иерархической дисциплине, единоначального и независимого от местных, административных и судебных органов института.
Существовали судебные уставы, но они урегулировали лишь вопросы деятельности прокурора в суде. Элементы общего надзора, присущие прокурорскому надзору в дореформенный период, были забыты. Однако в послереформенное время законодатель пытался вернуться к этим проблемам, но практических шагов в этом направлении предпринято не было.
Развитие нового, независимого государства означает установление в стране нового правопорядка, новой законности. С расстояния почти 80 лет, сейчас нам по-другому видятся события, последовавшие после революции и их последствия, но эта наша история вне зависимости от временных рамок. Известно, что при каждой экономической формации, при развитии государственной системы существовали законы выражавшие, либо волю господствующего класса, либо волю народа. Государство должно было вести надзор за исполнением законов выражавших эту волю. Так в эпоху Советской власти большое значение придавалось законности, требовалось строжайшее его соблюдение. Хотя на некоторых этапах были, конечно, нарушения этого принципа. В начальном этапе развития Советского государства прокуратуре не придавалось почти никакого значения. Считалось, что это присуще старому Царскому режиму и не соответствует новым требованиям. Поэтому в течение 5 лет власть существовала без прокуратуры, или же органы прокуратуры действовали разрозненно так как, каждая область имела свою прокуратуру. Понятно, что все это не могло способствовать действенному надзору на территории всей страны. Поэтому назрела необходимость в создании органов прокуратуры. Этот процесс начался в 1922 году. 28 мая постановлением ВЦИК было утверждено положение "О прокурорском надзоре", таким образом было учреждена прокуратура как самостоятельный орган. На нее возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.
Чрезвычайно сложные условия работы были причиной и следствием того, что многие работники государственного аппарата действовали методами, выработанными в годы гражданской войны, т. е. права граждан повсеместно нарушались. Эта было следствием, что в органы прокуратуры пошли жалобы на нарушения законности и прав граждан. Положение усугублялось еще и тем, что местные органы государственной власти не всегда понимали значение и задачи, как органов прокуратуры, так и судов. Вместе с тем, с первых дней своей деятельности органы прокуратуры принимали все усилия к надлежащему выполнению возложенных на них государством задач.
Определенные трудности возникали в тридцатые годы в осуществлении прокурорского надзора за следствием и дознанием и за законностью задержания. Прокуроры, которые проявили непримиримость к нарушениям законности со стороны государственных органов за необоснованные аресты, несоблюдение порядка содержания под стражей граждан, сами подвергались репрессиям. Органы ГПУ-НКВД вели политику обособления руководства методами лишения свободы. Доступ прокуроров к местам содержания осужденных был строго ограничен. С созданием в 1938 году усовершенствованной системы органов прокуратуры, прокуроры союзных республик, областей стали назначаться Генеральным Прокурором СССР. Налаживающаяся тенденция к улучшению была подорвана начавшейся в 1941 году войной. На фронт ушли лучшие работники.
В этих условиях задачи органов прокуратуры заключались в основном в обеспечении выполнения законов направленных на обеспечение обороноспособности страны. После войны началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны и мирных норм жизни. Возникли новые социальные проблемы, которые не всегда решались государственными органами должными мерами и соблюдением законности. Это препятствовало действительному прокурорскому надзору за соблюдением законов в хозяйственной и в социальной сферах. Вслед за количественным ростом населения страны увеличилась штатная численность и изменилась структура органов прокуратуры.
В 60-80-е годы в органах прокуратуры были не только достижения. Административно-командная система руководства страной вобравшая в себя волюнтаристские методы организации и деятельности не обошла вниманием и прокуратуру. Многим работникам прокуратуры и правоохранительных органов не хватило принципиальности, чтобы противостоять незаконному давлению и необоснованному вмешательству в их деятельность. Этим в основном и объясняются появившиеся в тот период факты привлечения к уголовной ответственности и арестов лиц, не совершавших преступлений, а позволивших себе сигнализировать о негативных фактах против должностных лиц. Также в 70-х и 80-х годах на органы прокуратуры было возложено множество не свойственных прокурорскому надзору обязанностей, которые в значительной степени отодвинули на второй план ее главные функции по надзору за законностью.
Много нового в теорию и практику деятельности прокуратуры внес Закон о прокуратуре РФ, принятый 17 января 1992 года.
Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
Основными нормативно–правовыми актами, где описана система, структура и порядок образования органов прокуратуры являются Конституция РФ (ст. 129) и Закон о прокуратуре. ст. 129 КРФ гласит:
"1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. 5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом ". В ст. 11 Закона о прокуратуре говорится:
" 1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально - бытового и хозяйственного назначения.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются ".
В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура.
Так, в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах — столицах республик, краевых и областных центрах —образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.
Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся: —прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; — прокуратуры городов, районов;
Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Существуют так называемые специализированные прокуратуры.
В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно - территориальных образованиях и на режимных объектах. Транспортные прокуратурысоздаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.
Во главе военных прокуратурстоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру.
Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора Российской Федерации— Главный военный прокурор.
В систему специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств, входят Второе управление Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором РФ. Перечень особо важных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказанииимеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях. Межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчинением, соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах Российской Федерации. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.
Надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна — от истоков до Каспийского моря —осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ. Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года №12-111 Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав:
—Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления); — Организационно-контрольное управление; — Управление кадров;
— Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; — Главное следственное управление, включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; — Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; — Организационно-методическое управление; — Управление по расследованию особо важных дел;
— Отдел по надзору за расследованием особо важных дел — на правах управления; — Отдел криминалистики — на правах управления;
— Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; — Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе; — Управление по делам несовершеннолетних и молодежи; — Второе управление;
— Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам; — Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам; — Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; —Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;
— Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; — Управление правового обеспечения; — Международно-правовое управление;
— Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления); — Центр информации и общественных связей (на правах управления); — Управление по надзору за исполнением налогового законодательства; — Отдел писем (на правах управления); — Приемная (на правах управления); — Первый отдел (на правах управления); — Управление делами; — Управление делопроизводства;
— Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе (на правах управления); — Отдел безопасности (на правах управления); — Главная военная прокуратура.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.
В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации— верхней палатой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам новую кандидатуру.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры. В число полномочий Генерального прокурора входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных, специализированных прокуратурах, образуются коллегиив составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати. В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно – консультативный советдля рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью прокуратуры. Положение о Научно– консультативном совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором РФ. Направления прокурорской деятельности
Прокуратура РФ —единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.
Ч. 1 ст. 1 гласит: " Прокуратура Российской Федерации —единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами ".
Цель прокурорской деятельности также указана в первой статье вышеуказанного закона. Ею является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура осуществляет надзор. Это одно из направлений прокурорской деятельности. Существует 4 отрасли прокурорского надзора (ч. 2 ст. 1). Кроме отраслей прокурорского надзора выделяют также другие направления деятельности прокуратуры: —уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно– процессуальным законодательством; — координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; — участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.
Нужно отметить, что прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.
Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности; ст. 4 Закона о прокуратуре: "Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации: 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. 2. Органы прокуратуры:
осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой".
Единство и централизацияорганов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение о том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.
Независимость прокуратуры от местных органовозначает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию.
Гласность в деятельности прокуратурыозначает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности. В Законе говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне.
Конечно же, нельзя забывать и о принципе законности, сформулированном в статьях Конституции РФ. В соответствии с ним законы и приравненные к ним акты должны неуклонно исполняться всеми государственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры действуют в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории РФ и, конечно же, международными и межгосударственными договорами.
Хочется упомянуть об особом направлении в деятельности прокуратуры. С момента принятия Закона о прокуратуре потеряло значение отрасли надзора и стало считаться особым направлением деятельности прокуратурыучастие прокуроров в рассмотрении дел судами. Это связано с проведением в жизнь принципа разделения властей и с тем, что органы, осуществляющие судебную власть, самостоятельны и в своей деятельности не поднадзорны никаким другим органам государства.
Нужно отметить, что суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел в суде руководствуются сходными задачами: вынесения законного и обоснованного приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Прокурор способствует выполнению этих задач в соответствии с принципом состязательности.
Прокурор считается участником судебного разбирательства, но из-за специфики своей деятельности он, прежде всего, способствует исполнению требований закона, о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела. В уголовном процессе прокурор выступает в роли государственного обвинителя. Он принимает участие в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключения экспертов и вещественных доказательств. Он участвует в прениях по уголовному делу, выступая с обвинительной речью. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения. После постановления судом приговора прокурор обязан принять в установленном законом порядке меры по исправлению ошибок, если они были допущены. Кроме того, он должен проверить своевременность обращения приговора к исполнению. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор наделен рядом полномочий, которые специфичны именно для него: право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов других лиц; вступить в дело в любой стадии процесса; давать заключения с точки зрения закона по существ рассматриваемого дела; знакомиться с материалами гражданского дела, даже если он не участвовал в процессе, и т. д. Обязательность участия прокурора в суде по гражданским делам определяется его усмотрением и приказами Генерального прокурора. Важнейшим полномочием прокурора, которым он обладает вне зависимости от того участвовал он или нет в рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела, являетсяпринесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда. Протесты прокурора подразделяются на кассационные, протесты в порядке надзора и частные. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное судебное решение. При этом помощник прокурора, прокурор управления или отдела могут приносить протест только по тому делу, в рассмотрении которого они участвовали.
Если даже приговор, решение, определение или постановление суда вступили в законную силу, все равно прокурор в пределах своей компетенции в праве истребовать из суда любое такое дело или категорию дел. Если обнаруживается, что истребованное судебное решение является незаконным или необоснованным, прокурор (начиная с должности прокурора края, области и приравненных к ним прокуроров) приносит протест в порядке судебного надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на перечисленные судебные решения может быть отозван прокурором, принесшим его, до начала рассмотрения его судом. В дальнейшем, при рассмотрении дела по протесту прокурора, он принимает в нем участие.
Указом Президента РФ от 20 октября 1993 г. введено еще одно направление прокурорской деятельности—координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это направление на прямую связано с ростом преступности в стране и необходимостью усилить борьбу с нею. Органы прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами изучают современную динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. У прокуратуры появилась возможность влиять на формирование следственной практики, независимо от ведомственной подчиненности органов дознания и предварительного следствия, обращая особое внимание на борьбу с организованной преступностью. Кадры органов прокуратуры
Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образованно и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших, учебных заведениях по юридической специальности. Помимо перечисленных требований, лицо, занимающее должность прокурора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет. Лица, впервые назначенные на должность прокурора, принимают присягу. Прокуроры и следователи подлежат аттестации, которая проводится, как правило, не реже двух раз в течение пяти лет.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины в соответствии с занимаемыми должностями и стажем работы. Порядок присвоения классных чинов установлен Положением о классных чинах работников прокуратуры РФ от 28 июня 1993 года. Для работников органов прокуратуры установлено 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции (чин, присваиваемый Генеральному прокурору РФ) до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ и Генеральному прокурору РФ. Работники военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают правами и льготами, установленными Законом“О статусе военнослужащих”. Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.
Важным условием независимости прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделение их служебным иммунитетом, который выражается в том, что любая проверка о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры (за исключением случаев возбуждения уголовного дела судом). Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, предусмотренных законом для обеспечения безопасности других лиц. Прокуроры и следователи прокуратуры, являясь представителями государственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Жизнь и здоровье прокурорских работников в обязательном порядке подлежит государственному социальному страхованию на сумму десятилетнего денежного содержания. Законом предусмотрены различного рода компенсации и пенсии работникам прокуратуры в случаи их увечья или инвалидности и выплата пособий в случае их смерти.
Прокуроры и следователи прокуратуры имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством.
Законом о прокуратуре (ст. 40 —42) установлен также порядок поощрения и привлечения к ответственности прокурорских работников, предусмотрены меры материального и социального обеспечения работников и меры правовой и социальной защиты. В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, с переходом на другую работу, с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде. . Список использованной литературы: Конституция РФ Закон о прокуратуре
Положение о классных чинах работников прокуратуры Российской Федерации Справочная правовая система "Гарант "
К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев "Правоохранительные органы" учебное пособие, Москва, 1995.
С. А. Воронцов "Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации" Москва, 1999.