ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПАДНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
Опубликовано в сборнике “Социально-экономическая география” (тезисы докладов научно-практической конференции Комиссии экономической географии Татарского филиала ГО СССР, апрель - май 1985). Казань. 1985. С. 73– 76.
Перед исследованием западной географической науки на философском, методологическом и теоретическом уровнях стоит немало проблем. Они имеют как объективный, так и субъективней характер. Главными являются следующие: Нет традиций подобных исследований.
Нет профессиональной подготовки к исследованию западной географической науки. Все, кто занимаются этой проблемой, самостоятельно осваивали многие разделы, необходимые для адекватного понимания западной географической науки. В существующей системе вузовской подготовки изучению зарубежной географии отводится неправомерно малое место, а методологические основы ее исследования отсутствуют вовсе.
Имеющиеся работы по исследованию западной географической науки являются результатом личной инициативы отдельных географов.
Недостаточно информации, характеризующей западную географическую науку. В особенности это касается новейших подходов к человеку и обществу, усиленно разрабатываемых западными географами в последние годы. Многие ценные источники информации по западной географии, советским специалистам недоступны. Негативную роль играет и излишняя концентрация информации в Москве. Это делает проведение систематических исследований по западной географической науке в других городах СССР весьма затруднительными.
Подробней остановится на отношениях географической науки с философией, так как они имеют важнейшее значение для исследования западной географической науки на высоком научном уровне. На современном этапе развития науки, отношения географии с философией должны быть поставлены на новый уровень. Подобно тому, как количественная революция потребовала усиления математической подготовки географов, текущий процесс интенсивной философизации требует аналогичного в отношении философской подготовки. Без глубокого знания философии, как марксистской, так и западной, новейшей географические направления понять очень сложно. Игнорирование философского контекста приводит к искаженному образу рассматриваемых западных географических направлений и школ. Географы марксисты должны разбираться в западной философии лучше западных географов. Только в этом случае марксистская критика будет достаточно эффективна. Проиллюстрируем это двумя примерами. О том, что “новая” география исходит из позитивистской философии, а “гуманистическая” из феноменологический и экзистенционалисткой, писалось много раз. Это отмечают как западные, так и некоторые советские географы. Подобное суждение стало общепринятым. Но сравнительный анализ принципов этих философий и указанных географических направлений показывает, что столь однозначная трактовка их философских оснований является неадекватной. Реальные философские основы “новой” и “гуманистической” географии существенно отличаются от тех ярлыков, которые на них наклеены.
Относительно “новой” географии сравнительный анализ проведен по следующим аспектам: Трактовка задач науки; Взаимоотношения географии с философией; Трактовка причинности; Трактовка структуры уровней научного знания; Трактовка законов и закономерностей науки и т. п.
Общий вывод следующий –по большинству рассмотренных аспектов сторонники “новой” географии либо не принимали непосредственно позитивистские положения, а связь с ними хотя и была, но весьма опосредованная, либо прямо выступали против них с антипозитивистских позиций. Философские основы “новой” географии категорически нельзя определить как позитивистские. Можно говорить лишь о большем или меньшем влиянии на нее позитивизма. Сциентистская ориентация “новой” географии была отождествлена с позитивизмом. Это философско-методологический просчет, которые не дает возможности адекватно осмыслить “новую” географию.
Не следует однозначно трактовать и философские позиции “гуманистической” географии. Сравнительный анализ показывает, что декларации ее сторонников имеют под собой мало оснований. “Гуманистические” географы произвольно оперируют принципами и понятиями феноменологической философии, игнорируют специфическую многих трактовку терминов этой философии. В результате оказывается, что они выдают желаемое состояние за действительное.
Выявление противоречий и подлинных оснований направлений и научных школ западной географии помогает лучше понять особенности их генезиса и определить тенденции развития. Кроме того, выявление подлинных философско-методологических оснований является необходимым и очень важным этапом в диалектическом усвоении всего ценного, что есть в западной географической науке. Но это возможно лишь на основе глубокого знания современной философии.
В целом следует отметить, что современную систему исследования западной географической науки нельзя считать оптимальной. Положение можно и нужно исправить. Для этого необходимо провести следующие мероприятия: Профессионализировать исследования зарубежной и в частности западной географической науки. Нужно готовить географов, специализацией которых будет философско-теоретическое и методологическое осмысление зарубежной географии. Эта область деятельности требует специфических знаний, умений и навыков. Привить их можно только лишь благодаря систематической подготовке; Институционализировать исследования зарубежной и западной географической науки. Нужна соответствующая кафедра, хотя бы одна, отделы, лаборатории. Изучение зарубежной географической науки дело важнейшее и оставлять его на произвол личных желаний отдельных географов нельзя;
Создать научный журнал, посвященный именно изучению зарубежной географической науки. В нем следует оперативно публиковать рецензии, обзоры, фундаментальные статьи, переводы наиболее оригинальных и характерных работ зарубежных географов. Следует на более высокий уровень поставить издание переводной литературы, наладить выпуск препринтов, обзоров ВИНИТИ и т. д. Большую помощь в изучении зарубежной географической науки оказала бы и серия монографий под условным названием “Мировая географическая наука”, где давалось бы представление о развитии различных направлений и школ в странах мира; Шире вводить изучение зарубежной географической науки, во все читаемые студентам-географам учебные предметы. Для этого необходимо организовать методическую помощь преподавателям вузов.
В конечном итоге, эти мероприятия должны воплотиться в системе мониторинга за состоянием зарубежной географической науки. Идея создания подобного мониторинга высказывалась уже неоднократно, например С. Б. Лавровым, но важно поставить вопрос о том на какой основе его можно будет разработать в теории и реализовать на практике. Нам представляется, что если не будут, хотя бы частично, решены поставленные проблемы и проведены соответствующие практические мероприятия, мониторинг за состоянием зарубежной географической науки не наладить. Автор Д. В. Николаенко