Реферат по предмету "География"


Проблема исследования западной географической науки

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПАДНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
Опубликовано в сборнике “Социально-экономическая география” (тезисы докладов научно-практической конференции Комиссии экономической географии Татарского филиала ГО СССР, апрель - май 1985). Казань. 1985. С. 73– 76.
Перед исследованием западной географической науки на философском, методологическом и теоретическом уровнях стоит немало проблем. Они имеют как объективный, так и субъективней характер. Главными являются следующие: Нет традиций подобных исследований.
Нет профессиональной подготовки к исследованию западной географической науки. Все, кто занимаются этой проблемой, самостоятельно осваивали многие разделы, необходимые для адекватного понимания западной географической науки. В существующей системе вузовской подготовки изучению зарубежной географии отводится неправомерно малое место, а методологические основы ее исследования отсутствуют вовсе.
Имеющиеся работы по исследованию западной географической науки являются результатом личной инициативы отдельных географов.
Недостаточно информации, характеризующей западную географическую науку. В особенности это касается новейших подходов к человеку и обществу, усиленно разрабатываемых западными географами в последние годы. Многие ценные источники информации по западной географии, советским специалистам недоступны. Негативную роль играет и излишняя концентрация информации в Москве. Это делает проведение систематических исследований по западной географической науке в других городах СССР весьма затруднительными.
Подробней остановится на отношениях географической науки с философией, так как они имеют важнейшее значение для исследования западной географической науки на высоком научном уровне. На современном этапе развития науки, отношения географии с философией должны быть поставлены на новый уровень. Подобно тому, как количественная революция потребовала усиления математической подготовки географов, текущий процесс интенсивной философизации требует аналогичного в отношении философской подготовки. Без глубокого знания философии, как марксистской, так и западной, новейшей географические направления понять очень сложно. Игнорирование философского контекста приводит к искаженному образу рассматриваемых западных географических направлений и школ. Географы марксисты должны разбираться в западной философии лучше западных географов. Только в этом случае марксистская критика будет достаточно эффективна. Проиллюстрируем это двумя примерами. О том, что “новая” география исходит из позитивистской философии, а “гуманистическая” из феноменологический и экзистенционалисткой, писалось много раз. Это отмечают как западные, так и некоторые советские географы. Подобное суждение стало общепринятым. Но сравнительный анализ принципов этих философий и указанных географических направлений показывает, что столь однозначная трактовка их философских оснований является неадекватной. Реальные философские основы “новой” и “гуманистической” географии существенно отличаются от тех ярлыков, которые на них наклеены.
Относительно “новой” географии сравнительный анализ проведен по следующим аспектам: Трактовка задач науки; Взаимоотношения географии с философией; Трактовка причинности; Трактовка структуры уровней научного знания; Трактовка законов и закономерностей науки и т. п.
Общий вывод следующий –по большинству рассмотренных аспектов сторонники “новой” географии либо не принимали непосредственно позитивистские положения, а связь с ними хотя и была, но весьма опосредованная, либо прямо выступали против них с антипозитивистских позиций. Философские основы “новой” географии категорически нельзя определить как позитивистские. Можно говорить лишь о большем или меньшем влиянии на нее позитивизма. Сциентистская ориентация “новой” географии была отождествлена с позитивизмом. Это философско-методологический просчет, которые не дает возможности адекватно осмыслить “новую” географию.
Не следует однозначно трактовать и философские позиции “гуманистической” географии. Сравнительный анализ показывает, что декларации ее сторонников имеют под собой мало оснований. “Гуманистические” географы произвольно оперируют принципами и понятиями феноменологической философии, игнорируют специфическую многих трактовку терминов этой философии. В результате оказывается, что они выдают желаемое состояние за действительное.
Выявление противоречий и подлинных оснований направлений и научных школ западной географии помогает лучше понять особенности их генезиса и определить тенденции развития. Кроме того, выявление подлинных философско-методологических оснований является необходимым и очень важным этапом в диалектическом усвоении всего ценного, что есть в западной географической науке. Но это возможно лишь на основе глубокого знания современной философии.
В целом следует отметить, что современную систему исследования западной географической науки нельзя считать оптимальной. Положение можно и нужно исправить. Для этого необходимо провести следующие мероприятия: Профессионализировать исследования зарубежной и в частности западной географической науки. Нужно готовить географов, специализацией которых будет философско-теоретическое и методологическое осмысление зарубежной географии. Эта область деятельности требует специфических знаний, умений и навыков. Привить их можно только лишь благодаря систематической подготовке; Институционализировать исследования зарубежной и западной географической науки. Нужна соответствующая кафедра, хотя бы одна, отделы, лаборатории. Изучение зарубежной географической науки дело важнейшее и оставлять его на произвол личных желаний отдельных географов нельзя;
Создать научный журнал, посвященный именно изучению зарубежной географической науки. В нем следует оперативно публиковать рецензии, обзоры, фундаментальные статьи, переводы наиболее оригинальных и характерных работ зарубежных географов. Следует на более высокий уровень поставить издание переводной литературы, наладить выпуск препринтов, обзоров ВИНИТИ и т. д. Большую помощь в изучении зарубежной географической науки оказала бы и серия монографий под условным названием “Мировая географическая наука”, где давалось бы представление о развитии различных направлений и школ в странах мира; Шире вводить изучение зарубежной географической науки, во все читаемые студентам-географам учебные предметы. Для этого необходимо организовать методическую помощь преподавателям вузов.
В конечном итоге, эти мероприятия должны воплотиться в системе мониторинга за состоянием зарубежной географической науки. Идея создания подобного мониторинга высказывалась уже неоднократно, например С. Б. Лавровым, но важно поставить вопрос о том на какой основе его можно будет разработать в теории и реализовать на практике. Нам представляется, что если не будут, хотя бы частично, решены поставленные проблемы и проведены соответствующие практические мероприятия, мониторинг за состоянием зарубежной географической науки не наладить. Автор Д. В. Николаенко


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологии социальной работы с пожилыми людьми
Реферат Контрольная работа по Программированию
Реферат Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности
Реферат Eveline Mabel Burns Essay Research Paper As
Реферат Роль и место международного гуманитарного права в международно-правовом механизме защиты прав и свобод человека
Реферат Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения
Реферат Обоснование постановки поисково-оценочных работ на Южно-Орловском месторождении
Реферат Living Single Essay Research Paper Often credited
Реферат Роль митця і мистецтва у житті суспільства (за драмами Лесі Українки)
Реферат Деятельность Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы в реализации инвестиционных программ строительства
Реферат Національні інтереси України в контексті стратегій Росії і НАТО
Реферат Екатерина II Великая. Немецкая кровь и русский патриотизм
Реферат Пример памятки по творчеству писателя (Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание)
Реферат Логотерапия В.Э.Франкл
Реферат Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций с помощью ИКТ в железнодорожном училище им. Б.Ф. Сафонова города Тулы