18
5. Заключение …………………………………………………….20
6. Список литературы ……………………………………………22
Введение
Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.).
Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, на-селявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший де-лами всех четырех племен. По старой родоплеменной орга-низации был нанесен первый удар.
Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.
Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных раз-личий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регули-рования развивающихся социальных отношений.
Ранее до-статочно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и меж-племенные распри. Но уже возникали новые острые кон-фликты в связи с усиливающейся имущественной диффе-ренциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между сво-бодными афинянами и различными группами неполноправ-но и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механиз-мов власти.
Возникла необходимость в политической (госу-дарственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примире-ния, с другой -- силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социально-го, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов -- благородных, геоморов -- земледельцев и демиургов -- ремесленников.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло ис-ключительное право на занятие общественных должнос-тей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.
Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, посте-пенно отстранялись от непосредственного активного уп-равления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая каба-ла, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.11 Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства . Л., 1988.
В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.
По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.
Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние.
Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.
Реформы Солона
Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона.
Солон, человек небогатый и занимавшийся торговлею, приобрел опытность в путешествиях и потому, не опасаясь дурных для себя последствий, задумал облагодетельствовать страну, написав для нее прочные законы.
Чтобы заслужить доверие граждан, он притворился сумасшедшим и стал писать стихи про остров Саламин, о котором в порядочном греческом обществе говорить было не принято, так как остров этот с большим конфузом для афинян был завоеван Мегарой.
Прием Солона имел успех, и ему поручили составление законов, чем он и воспользовался очень широко
К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. По словам Плутарха, «предложил отменить все долги того времени и запретить обеспечение долга личной кабалой», то есть, он смягчил давление ростовщичества в Афинах.
За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. "Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну", - горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.
Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.
Особое место имели земельная и политическая реформы.
1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия (дословно - сброс ига), все соотечественники были выкуплены из рабства. Но имущество богатых людей оставалось неприкасаемым. «Солон, - пишет Плутарх, - разочаровал богатых тем, что ликвидировал долговые обязательства, а бедных тем, что не провел передел земли, как они надеялись, и не уравнял всех по способу жизни».
2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.
3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.
4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев
5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.
6. Солон содействовал развитию ремесла, торговли.
7. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин и т.д.
8. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.
К политическим реформам Солона следует отнести:
· деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый.
· Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.
· Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.
· Одновременно был учрежден Совет 400 - по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.
· Солон также учредил суд присяжных - Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.
Она состояла из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста и избираемых ежегодно по жребию в числе 600 от каждой филы. Перед вступлением в должность присяжные - гелиасты - приносили клятву в том, что они будут судить "согласно законам и постановлениям афинского народного собрания и Совета 500". Гелиэя делилась на 10 дикастерий или палат. Так как 5000 членов считались очередными, а 1000 - запасными, то выходило, что состав дикастерии определялся в 500 человек.
Как правило, заседала одна дикастерия; в более важных случаях- две или три. Лишь в очень редких случаях одновременно заседали 2000 человек. Бывало так, что дикастерии дробились и состав суда определялся в 200, 250, 400 человек. В IV в. до н.э. дела, подлежащие рассмотрению в гелиэе, распределялись между дикастериями по жребию накануне дня заседания. Это делалось с той целью, чтобы избежать воздействия на присяжных со стороны заинтересованных лиц.
По окончании каждого заседания присяжные получали вознаграждение. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим делам, в том числе по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она же являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах.
Но значение гелиэи определялось тем, что она не выступала только как судебный орган; ей принадлежали важные полномочия также в области управления и законодательства.
Гелиэя решала финансовые вопросы. Например, она участвовала в раскладке налогов на союзников, производимой каждые четыре года.
Гелиэя производила проверку пригодности кандидатов, выбранных на те или иные должности голосованием или жребием. Если нравственная или политическая благонадежность кандидата вызывала сомнение у членов суда, то такой кандидат немедленно отводился.
Важная роль в Афинском государстве принадлежала и другим различным судебным органам. Суду ареопага подлежала часть важных уголовных дел, а именно: дела о предумышленных убийствах, об отравлении ядом, о поджогах, о нанесении ран и увечий с целью лишения жизни.
Уголовные дела о разбое, грабеже, о ночных кражах, о карманных кражах, о похищении граждан и т.п. рассматривала "коллегия одиннадцати". Она надзирала за тюрьмами и за исполнением приговоров.
Активно действовал суд эфетов. Существовало четыре палаты этого суда. Каждая из них рассматривала дела только определенного характера. Одни и те же судьи (эфеты) заседали то в одной, то в другой палате, смотря по роду дела:
1) суд при храме Паллады. Здесь разбирались дела о непредумышленных убийствах, об убийствах метеков (иностранцев), о подстрекательстве к убийству или нанесению убийства;
2) суд при храме Аполлона. Рассматривал дела, в которых убийца заявлял, что он совершил убийство, разрешенное законом или не преследуемое законом (убийство в состоянии необходимой обороны, убийство вора, схваченного с поличным, убийство любовника жены, нечаянное убийство и т.п.);
3) суд возле гавани Зеи. Этот суд рассматривал дела о лицах, кои, будучи изгнаны из пределов Аттики за непредумышленное убийство, совершали новое. Судьи располагались на самом берегу моря, а обвиняемый, как лишенный права вступать на землю Аттики, подплывал на лодке к берегу и из лодки говорил свою защитительную речь и выслушивал приговор;
4) суд в палате возле пристани. Рассматривал дела, когда виновник убийства не был известен, либо когда смерть причинили неодушевленные предметы -камень, бревно и т.п. Здесь же судили животных, убивших человека. Таких животных присуждали к смертной казни, убивали, а затем туши их вывозили за пределы Аттики.
Гражданские споры разбирал суд диэтетов. Были диэтеты государственные, избираемые ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 60-летнего возраста, и частные. Последние являлись по существу третейскими судьями, избираемыми в числе 3 человек по взаимному согласию тяжбущимися. Суд диэтетов отличался от суда присяжных большей скоростью и меньшими судебными издержками. На решение суда диэтетов допускалась апелляция в гелиэю. Суд диэтетов разбирал иски на сумму более 10 драхм.
Мелкие дела об имущественных спорах на сумму не свыше 10 драхм разбирал "суд сорока мужей". Таким образом, демократические Афины имели сложную и широко разветвленную систему судов, которые были призваны обеспечивать правопорядок и законность в стране.
Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.
Утвердив свои законы, Солон не замедлил отправиться путешествовать. Отсутствием его воспользовался его же родственник, местный аристократ Пизистрат, который стал тиранить Афины при помощи своего красноречия. Вернувшийся Солон тщетно уговаривал его одуматься. Растиранившийся Пизистрат не слушал никаких доводов и делал свое дело. Прежде всего он заложил в Ломбардии храм Зевса и умер, не внеся процентов. После него унаследовали власть сыновья его Гиппий и Гиппарх, названные так в честь знакомых лошадей (526 г. до Р. Х.). Но вскоре одного сына убили, другого изгнали из отечества.
Реформы Клисфена
После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен, глава народной партии. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось.
· Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил.
Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Вся Аттика была разделена Клисфеном на 30 частей или тритий. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Следовательно, клисфеновская фила не являлась сплошной территорией. Она была чересполосной. Филы делились на демы (волости) - по 10 в каждой филе, во главе которых были демархи.
В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает свое политическое влияние.
· Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500 - по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.
Компетенция Совета 500 была очень обширной и заключалась в следующем:
А) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. Следовательно, за одобрение законопроекта, внесенного каким-либо лицом, отвечали и члены Совета;
Б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета. Если он устанавливал нерадение или злоупотребление того или иного должностного лица, то он мог возбудить против последнего судебное преследование;
В) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства.
Г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних сношений. Он дает аудиенцию послам других государств. Только после того, как он примет послов, обсудит их предложения, он представляет послов народному собранию, давая при этом свое заключение. Он командирует афинских граждан в другие государства для решения спорных вопросов или для заключения мира.
Д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;
Е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь
Для исполнительно-распорядительной деятельности Совет выделяет из своей среды специальный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек. Функции такого исполнительного комитета:
а) следить за благосостоянием города Афин;
б) заботиться о полицейской службе в пределах города;
в) подготавливать вопросы для рассмотрения в Совете 500 или в народном собрании.
Должностные лица (магистраты) в Афинах свою деятельность осуществляли на основе общих принципов, к числу каковых относятся:
1.Выборность. Все должности были выборными. Выборы производились в народном собрании открытым голосованием путем поднятия рук по жребию.
2. Срочность. Как правило, должностные лица оставались у власти один год, после чего слагали свои полномочия.
3. Коллегиальность. Обычно коллегия составлялась из 10 лиц. Во главе коллегии стояли председатели. Все прочие члены коллегии считались равными в правах.
4. Отсутствие иерархической подчиненности (исключение составляли военные должности).
5. Возмездность. Магистратам, за исключением стратегов, полагалось вознаграждение.
6. Подотчетность. По окончании срока полномочий должностные лица обязаны были отчитаться перед особыми коллегиями (эвфинов и логистов). Такие отчеты подлежали последующей проверке со стороны гелиэи. До тех пор, пока отчет не утверждали, бывший магистрат не имел права занимать новую должность, не мог распорядиться своим имуществом, не имел права выезжать за пределы Аттики и не мог рассчитывать на получение награды.
Должностные лица имели право налагать на граждан штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом. Кроме того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебное преследование.
На первое место в управлении выдвигаются стратеги, коллегия которых была создана Клисфеном в 501-500 гг. до н.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились путем открытого голосования, а не жребием. На должность стратега могли претендовать лишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги в отличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали. Следовательно, неимущие или малоимущие лишены были возможности занять эту должность. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой провианта в Афины и т.д. Правда, распоряжались они средствами не бесконтрольно. Поскольку высший контроль за расходованием средств принадлежал народному собранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходовании сумм перед этими органами. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры, заключаемые Афинским государством.
Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях (дезертирство, трусость и побег с поля боя, военная измена, уклонение от военной службы и т. д.).
Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием (с последним через пританов) и имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер
Другие должностные лица Афинского государства:
а) полеты ведали отдачей в аренду и на откуп государственных имуществ, устраивали торги, распродавали конфискованное имущество;
б) логисты принимали финансовые отчеты от должностных лиц и возбуждали уголовные дела в случае открытия злоупотребления финансами:
в) эвфины-коллегия с аналогичными функциями;
г) агораномы - рыночные надзиратели. Следили за розничной торговлей, пресекали торговлю недоброкачественными товарами и продуктами, отнимая и уничтожая таковые. Следили за чистотой и порядком на рынках. Они же принимали от иностранцев пошлину за право торговли на рынках;
д) ситофилаки надзирали за хлебной торговлей;
е) метрономы наблюдали за правильностью мер и весов;
ж) астиномы следили за чистотой города и порядком на улицах, надзирали за бродячими артистами и наблюдали за нравственностью.
Другие должностные лица, следили за исправным состоянием дорог, источников, святилищ; руководили обучением молодых людей, следили за образом жизни женщин и т. д.
· С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние, и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.
Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.
Заключение
Формальное равнопра-вие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан -- мелких земледельцев, ремесленников и люмпе-нов. Выросли противоречия и между афинянами и ограни-ченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.
Афинская демократия просуществовала 150 лет. Кризисная ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 479 - 431 году до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза. Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза и, следовательно, к ут-рате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический пере-ворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократи-ческими порядками и особенно возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте и государству. Правда, вскоре демократия была восстанов-лена, но после капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опу-стела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей достаточной помощи от государственной казны. Недоволь-ство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту -- единственного; союзника перед лицом угнетае-мых рабов.22 Аристотель. Афинская политика. М., 1996.
Раздираемая внутренними противоречиями, ослаблен-ная всеобщим недовольством, афинская демократия оказа-лась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а за-тем одного из государств, образовавшихся после ее распа-да. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афи-ны, прекратили свое существование, как самостоятельное государство.
Список использованной литературы :
Аристотель. Афинская политика. М., 1996.
Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства . Л., 1988.
3. А. Шевченко. История государства и права зарубежных государств. К., «Вентурі», 1994.
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона. М.,1961.
5. История Древней Греции. М., 1972.
6. Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |