Реферат по предмету "Педагогика"


Система психолого-педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации



2

"СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ САМООРГАНИЗАЦИИ"

Перед школой была поставлена задача, нигде в мире еще нерешенная: осуществить всеобщее обязательное среднее образование всей молодежи без какой-либо дифференциации. Перед учителями было выдвинуто требование обеспечить 100% успеваемость учащихся. При этом ни методы, ни формы обучения не были подвергнуты принципиальным изменениям, а содержание обучения даже было усложнено. Что же мы получили на практике? Некоторые учителя ушли из школы, а остальные восприняли новые требования вполне естественно: нужна 100% успеваемость, пожалуйста, дадим. Они вынуждено стали на путь процентомании. В результате мы получили полуграмотных выпускников школ с аттестатами зрелости. А самое страшное-то привело к нравственному растлению значительной части молодежи, которая уверовала в возможность получение жизненных благ, хотя бы в виде аттестата зрелости, без особого труда. Они поняли, что у нас вообще трудиться не обязательно. Плоды такого "воспитания" мы пожинаем до сих пор.

Общеизвестно, что значительная часть учащихся овладевает знаниями лишь поверхностно, чисто формально, они не умеют пользоваться полученными знаниями, а приобретенные ими умения и навыки привязаны к данным им образцам и в новых условиях не срабатывают. Очень это проявляется на уроках математики. Часто слышишь, что мы такого не решали, конечно, в 5-8 классах идет отработка навыков, а вот в 9-11 классах уже не возможно решить все примеры, потому что каждый пример имеет свой подход, свое решение. Ученик не хочет думать, ему дай то, что уже решали или типовое. И вот здесь начинаются проблемы, ученик, родитель, классный руководитель, администрация. Никто не хочет понять, что ученик должен сам думать, решать, пробовать, искать. Овладение учебным материалом требует от подростка более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

Новые требования учебный материал представляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Хотя, происходит все по-другому: учитель не показал, не решал в классе и т.д. - виноватым себя чувствует учитель.

Одной из главных причин такого положения является широко распространенная иллюзия, что учитель дает учащимся знания, он учит их умениям и навыкам. Хотя при сложившейся ситуации, как ЕГЭ, порой приходится именно такое больше сейчас использовать, именно отработка, зубрежка, запоминание, как это делать. Потому что ребята не могут или не хотят думать, осмысливать.

Между тем знания, умения, навыки учащиеся приобретают сами, в процессе собственной деятельности. Учителя же лишь создают необходимые условия для этого и должны организовать и направить эту деятельность.

Организацию учебного процесса следует строить так, чтобы обеспечить осуществление цели школы. При этом соблюдать такие принципы как: принцип развития, принцип самодеятельности, принцип самоорганизации. Что это значит. Это означает, что учитель должен всемерно помогать учащимся самим учиться, организовать их учебную деятельность, руководить ею, учить разумным методам учения, повседневно воспитывать и обучать их рациональной самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в любой форме учебной работы (индивидуальной, коллективной, фронтальной). Полезно помнить афоризм Жако-то: "УЧИТЬ ДРУГИХ ЧЕМУ-НИБУТЬ, ЗНАЧИТ ПОКАЗАТЬ ИМ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ТОМУ, ЧЕМУ ИХ УЧАТ". Для этого очень важно доверие учителя учащимся, вера в их силы и возможности. При этом ученик имеет право на ошибку, и за эту ошибку его нельзя упрекать, а тем более наказывать. Что мы порой и делаем, особенно в конце каждой четверти.

Главное, что требуется сделать для воспитательных целей школы, это направить весь учебно-воспитательный процесс на формирование у учащихся потребности и способности самоорганизации. Тогда энергия и сила учителя умножится в десятки и сотни раз на энергию и силы всех учеников, и их соединенным силам будут не страшны никакие трудности обучения и воспитания. Сухомлинский говорил: "Воспитание, побуждающее к самоорганизации, - это и есть... воспитание". Любое воздействие учителя только тогда эффективно, когда оно созвучно внутренним потребностям школьников, когда оно вызывает их собственную активную деятельность, направленную на осуществление поставленных задач, то есть на самоорганизацию.

Е.П. Антонова,

Учитель высшей категории




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Функции управления производством
Реферат Ринок цінних паперів
Реферат Epa Essay Research Paper Environmental Protection AgencyDuring
Реферат Успехи науки и техники в 60-70 годы в СССР
Реферат Отчет по лабораторной работе
Реферат Уловки в споре
Реферат THE PEREGRINE FALCON Essay Research Paper Speech
Реферат © "Неизвестные страницы русской истории"
Реферат Изучение конъюнктуры рынка
Реферат 1. Єдність та відмінність категорій “попит” та “по­треба”
Реферат Разработка автоматизированной информационной системы "Библиотека ВУЗа"
Реферат Теоретичні та методичні основи професійної підготовки з інформаційних технологій майбутніх менеджерів
Реферат Ремонт та технічне обслуговування приладів освітлення та сигналізації автомобіля
Реферат Символика иконописи Древней Руси
Реферат Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"