1
Содержание
Введение
1. Понятие и категории профессиональной этики
социального работника
2.Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Бу-дучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото-рые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.
Сегодня для социальной работы все большее значение при-обретает вопрос о необходимости определения этических кри-териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино-го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен-ностей и идеалов.
Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной этики социального работника, рассмотрены ее особенности, перечислены основные категории этики социального работника, а также функции этики и принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник.
1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника
Этика (греч. ethika, от ethos -- обычай) -- философская на-ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи-лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю-щие перед человеком в его повседневной деятельности. По-скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы-вает практическую деятельность человека.
Социальная работа, как особый вид профессиональной дея-тельности, обладает специфической, только ей присущей со-вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.
Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо-ты является профессиональная мораль специалистов, а пред-метом -- возникающие в процессе работы этические отноше-ния, этическое сознание и этические действия социальных ра-ботников.
Целью этики социальной работы является обеспечение и под-держание социально одобряемых содержания и сущности про-фессиональной деятельности, а задачей -- нормативная регла-ментация отношений, поведения и действий отдельных пред-ставителей профессиональной группы и их объединений, фор-мирование соответствующего этического сознания специалис-тов социальной сферы.
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
Социальная работа, как и любая де-ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред-ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.
Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель-ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци-альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо-жет быть выражена формулой: «способствовать решению про-блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».
Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ-ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга -- человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа-том является достижение блага клиента, решение его проблем.
Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра-вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра-вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль-ной работы, должностная инструкция для отдельного работ-ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе -- вся нормативно-правовая база, рег-ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль-ной защиты и их работников.
Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже-ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства -- от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых -- «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви-ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели -- «использование деструктивных средств приводит к трансфор-мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо-ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.
Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли-енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи-ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей-ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще-ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет-ной цели.
Конечный результат. Результат -- это естественный ожи-даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен-но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре-зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель -- это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь-ко отличается реальное от идеального -- зависит и от объектив-ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так-же должен хорошо знать о возможных объективных препят-ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз-работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]
2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника
Основными функциями этики социальной работы можно счи-тать следующие:
- оценочная -- дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей-ствия работников;
- регулятивная -- вытекает из потребности регулировать пове-дение и действия социального работника в различных формаль-ных и неформальных ситуациях;
- организационная -- служит улучшению организации соци-альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ-ного долга;
- управляющая -- служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про-цесса в интересах дела;
- мотивационная -- служит средством формирования социаль-но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
- координирующая -- обеспечивает сотрудничество всех участ-ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно-ванное на доверии и взаимной помощи;
- регламентирующая -- направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето-дов и средств оказания помощи клиенту;
- воспроизводственная -- позволяет воспроизводить действия со-циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
- воспитательная -- служит средством воспитания и совершен-ствования личности как социального работника, так и его кли-ента и социального окружения клиента;
- коммуникативная -- служит средством коммуникации меж-ду специалистами и их клиентами;
- оптимизирующая -- способствует повышению эффективно-сти и качества социальной работы, повышению статуса про-фессии в обществе, уровня его моральности;
- стабилизирующая -- способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни-ками и клиентами и их близкими, между социальными ра-ботниками и представителями различных учреждений;
- рационализирующая -- облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ-ной морали решения;
- превентивная -- предохраняет, предостерегает социально-го работника от поступков и действий, наносящих вред кли-енту и обществу;
- прогностическая -- позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти-вов, их этическое развитие;
- информационная -- приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
- социальная -- способствует созданию условий, благоприят-ных для осуществления социальной работы в обществе;
- социализирующая -- служит делу приобщения социально-го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7, стр.42-44]
Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение разумных интересов клиента;
- личная ответственность социального работника за неже-лательные для клиента и общества последствия его действий;
- уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
- принятие клиента таким, каков он есть;
- конфиденциальность;
- доброжелательность;
- бескорыстие;
- честность и открытость;
- полнота информирования клиента. [1, стр. 103]
Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.[2, стр.56]
Заключение
В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.
Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.
Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.
Список используемой литературы:
1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999. - 208 с.
2. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
3. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994. Т. 3.
4. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 86 с.
5. Склярова Т.В. Современные проблемы профессиональной этики социальной работы. - Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002. - 54 с.
6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. -365 с.
7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998. - 96 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |