ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «МАРКЕТИНГ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
Экономика СССР в 1965-1985г.г.Реформа 1965г.
Вариант 58
Содержание
Введение
1.Социально - экономическое положение СССР
1.1. У истоков экономической реформы
1.2 СССР в период застоя: хозяйственная реформа
2. Международная военно - политическая обстановка
2.1Конфротация и её последствия для СССР
Заключение
Библиографический список
Введение
Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным. В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе. Начало 60-х гг. с точки зрения развития экономической ситуации в стране было не таким благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся - особенно во второй половине 50-х гг. - повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться.. Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.
1 Социально - экономическое положение СССР
1.1 У истоков экономической реформы.
Необходимость подключения научной мысли к разработке экономической политики стал понимать и сам Хрущев: при его непосредственной поддержке в начале 60-х гг. начались экономические дискуссии. Те, кто видел глубинные пороки экономической теории, обусловленные ошибочностью подходов к анализу социалистической экономики как таковой, остались в меньшинстве. Достаточно было даже такому признанному экономисту, как Л.А.Леонтьев, высказать мысль о застойных явлениях в развитии экономического знания после 20-х гг., - его позиция почти сразу подверглась коллективному осуждению. Меньшинство предпочитало задумываться именно о цене и результатах уже сделанного и еще больше - о содержании и направлениях предстоящей экономической работы. В этом плане определенный интерес представляют мысли Л.Д.Ярошенко, который в ходе дискуссий в 1951 г. был подвергнут критике Сталиным и осужден, как и другие ученые, оказавшиеся в оппозиции официальной точке зрения. В чем же конкретно выражалась названная «немарксистской» точка зрения Ярошенко на проблемы политэкономии социализма? «…ключ к правильному теоретическому решению основных вопросов политэкономии социализма, - писал Ярошенко, - я вижу в признании того, что в условиях социализма и коммунизма не существует потребности отраслей народного хозяйства в рабочей силе, а существует потребность людей, работников в отраслях хозяйства». Человек, как цель экономического прогресса, а не абстрактная «производительная сила» или «трудовой ресурс» - в этом подходе суть поворота, который должен был определить доминанту в развитии и экономической теории, и хозяйственной практики. Не найдя выхода из тупика, экономическая мысль стала дробиться, склоняться к детализации: экономическая дискуссия, охватившая вначале широкий спектр проблем, постепенно сужалась до спора о показателях эффективности, о «главном» показателе, а затем приобрела ярко выраженную антиваловую направленность. В результате уже на стартовом уровне возможности будущей экономической реформы оказались существенно заниженными.
Политическая ситуация после отставки Хрущева в октябре 1964 г. тоже не способствовала углублению творческого поиска. Самая крупная за послевоенный период реформа опоздала, т.к. ее практическое воплощение пришлось на тот момент, когда наиболее благоприятное, с точки зрения состояния общественной атмосферы, время для осуществления реформ осталось уже позади. Думается, что главная причина неудач реформ 50-60-х гг. заключается в разности потенциала перемен, которым располагало общество, с одной стороны, и его лидеры - с другой. Расхождение в первоначальных устремлениях, которое наметилось между ними в ходе предварительной работы 1953-1955 гг., в дальнейшем углублялось и конкретизировалось, мешая достигнуть взаимоприемлемого компромисса.
1.2 СССР в период «застоя»: хозяйственная реформа.
Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя". После смещения Хрущева, первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.
В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда). Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.
Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.
Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.
Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Министерства развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудования. От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия всякой самостоятельности. Планировались вся номенклатура изделий (по стране более 20 млн.), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х гг. было автоматизировано только 15% предприятий. В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета. Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов. Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего труда.
Недостаточный социальный уровень села и ликвидация "неперспективных деревень" повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С 1967 по 1985 гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.
Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз. К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную продовольственную программу, однако она несла в себе ещё следы застоя и не затрагивала главных интересов крестьянства, коренной перестройки всего хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная проблема ещё более обострилась. В середине 80-х годов практически везде были введены продовольственные карточки.
2. Международная военно-политическая обстановка.
2.1 Конфронтация и её последствия для СССР.
Внешнеполитическая деятельность в 70-х - первой половине 80-х годов была направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития общества, на формирование и утверждение нового типа международных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "застоя" сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезные просчеты. Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным направлениям;- развитие отношений с социалистическими странами;- поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами;- укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися государствами;- борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США. Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз" , космическая программа "Интеркосмос" , строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508 млн.т. Причем цена на нефть была значительно ниже мировой. Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшавского Договора (ОВД). Практически ежегодно в 70 - 80-е годы проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 года в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны. Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под угрозу политическую систему, возникла в Чехословакии. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и подавление враждебных сил. Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической и политической помощи из СССР, польскому руководству удалось сохранить ситуацию под контролем, причем 13 декабря 1981 года в стране было введено военное положение. Во главе Польской объединенной рабочей партии был поставлен генерал Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности. Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Укрепились связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного сотрудничества. Наряду с усиленными экономическими связями политическое взаимодействие было крайне незначительно. Особую позицию занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма. Отношения же СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно подорваны. Советско-албанские отношения были прерваны еще в 1961 году. В жесткой конфронтации СССР находился с Китайской Народной Республикой. Обострение отношений между ними началось еще в конце 50-х годов, а в середине 60-х годов, с началом "культурной революции", китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 годах из страны выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. В 1969 году на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районах острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинске (Средняя Азия). На протяжении 70-х годов Китайская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и смерти Л.И.Брежнева в 1982 году отношения между двумя странами стали улучшаться. Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась"разрядка" во взаимоотношениях СССР и Франции. Президент Франции Шарль де Голь посетил Москву летом 1966 года. В 1966 - 1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско - французские экономические связи. Новый президент Франции Ж.Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ "Принципы сотрудничества между СССР и Францией". Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 года на выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 года. В этом договоре были признаны нерушимыми западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза. Аналогично развивались отношения СССР с большинством европейских и неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 году начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то, что экономических связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и военными державами. После второй мировой войны международные события так или иначе были связаны с противостоянием великих держав. Соединенные Штаты, проводя политику гегемонии в мировых делах, встречали противодействие Советского Союза. Так было в Корейской войне 1950-1953 гг., так происходило и в период войны США во Вьетнаме в 60 - 70-е годы. В мае 1972 года в Москву прибыл президент США Р.Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В 1973 - 1976 гг. страны обменялись визитами руководителей государств, на которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. Пиком "разрядки", как называли процесс 70-х годов политические деятели, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания,в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады.Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире. Однако с начала 80-х годов произошло резкое ухудшение отношений СССР с Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Новый президент США Р.Рейган объявил СССР "империей зла" и провозгласил "крестовый поход" против коммунизма. Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшим ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979 года) и "двойное решение" НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. В начале 80-х годов практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. США даже ввели в 1980 году эмбарго на поставки зерна в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода "холодной войны". Нагнетание обстановки происходило всю первую половину 80-х годов, и сопровождалось форсированной гонкой вооружений. Важным направлением внешней политики Советского Союза было укрепление позиций в странах "третьего мира", развитие экономического, политического и военного сотрудничества. Победа Вьетнама в войне с США в 1975 году ознаменовала собой апогей периода поступательного движения социализма в этом регионе. В 60-70-х годах постепенно возрастало количество стран, которые выбрали путь социалистической ориентации. В первую очередь это касалось Африканского и Азиатского континентов. В 1967 году вспыхнула арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало повстанческие движения в различных странах, прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако здесь его влияние постепенно стало падать и уступать китайскому, которое возрастало в силу территориальной близости и наличия в этих странах большого количества этнических китайцев. В 60-70-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Африке (Ангола, Эфиопия, Мозамбик), а также лидеров некоторых стран, проводивших дружественную СССР политику. Крупный международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Афганские события понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической сферы. 60-70-е годы в международных отношениях были годами "холодной войны", начатой после второй мировой войны и характеризующейся военно-политической конфронтацией социалистических и капиталистических стран, широкомасштабной гонкой вооружений и балансированием на грани тотальной войны. Важнейшим направлением внешней политики Советского руководства в эти годы была борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США. Развернувшаяся "холодная война" потребовала огромных военных расходов, так как была связана с производством дорогостоящих видов ядерного и ракетного оружия, других видов вооружения и военной техники. Крупный скачок в гонке вооружений развернулся в начале 80-х годов. Советское государство было вынуждено принимать адекватные меры, чтобы добиться военного равновесия. Величайшим трудом советского народа к середине 70-х годов военное равновесие с США было достигнуто. Оно опиралось на созданный экономический и научно-технический потенциал, военно-промышленный комплекс. Новый виток гонки вооружений, начатой в 80-х годах, потребовал еще больших усилий и в условиях начавшегося спада производства оказался непомерным. Послевоенный мир был достигнут дорогой ценой. Хотя в этот период в мире полыхали многочисленные войны и военные конфликты, мировой войны удалось избежать. В этом был главный результат внешнеполитической и военно-политической деятельности Советского руководства. Таким образом, пройденные с 1965 по 1985 годы явились новым шагом вперед в развитии советского государства. В экономической области был создан единый народнохозяйственный комплекс, позволивший добиться самых высоких показателей экономического развития за всю историю страны. Советский Союз, имея 5 процентов населения земного шара производил более 20 процентов мировой промышленной продукции. В социальной сфере продолжалось улучшение жизни народа, осуществлялось в больших размерах строительство жилья и объектов социально-культурного назначения, повышался образовательный и культурный уровень населения. Во внешнеполитической области высокий авторитет Советского Союза позволял обеспечивать деятельность Совета Экономической Взаимопомощи - союза социалистических государств, иметь прочные связи со многими освободившимися государствами и развивать отношения с капиталистическими государствами на основе паритета. В военной . области было достигнуто стратегическое военное равновесие между СССР и США, НАТО и ОВД, что способствовало сохранению мира и предотвращению мировой войны. Вместе с тем, темпы экономическое развития стали неуклонно снижаться, подходя к критической черте, многие передовые позиции в научно-технической области оказались утраченными. Первая половина 80-х годов, характеризовавшаяся резким усилением конфронтации с развитыми капиталистическими странами, скачком в гонке вооружений подвела страну к предкризисной ситуации. Социально-экономическое состояние государства показывало, что административно-командная система исчерпала свои возможности эффективного управления гигантским народно-хозяйственным механизмом, назрела необходимость новых реформ.
Заключение.
В данной работе мы попытались проследить сложную и неоднозначную историю СССР этого периода. На протяжении всей истории советского государства делались попытки либерализации «системы», однако все реформы имели незаконченный характер. В обществе шло прогрессирующее отчуждение народа от власти. Над ней смеялись, пусть неоткрыто, но все-таки это имело место. Власть повисла в воздухе, у нее не было социальной опоры. Во время восьмой пятилетки была предпринята попытка реформирования экономической сферы. Инициатором реформ являлся А.Н.Косыгин. В силу многих причин реформа не удалась, «ушла в песок». Вообще, реформам - даже крайне умеренным, эволюционным - противостояли реальные силы - старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Реформы были обречены и по другой причине. Преобразования в экономике стране не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Подавляюще большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК - военно-промышленного комплекса. Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности. В области внешней политики СССР делал колоссальные затраты на войны во Вьетнаме, Афганистане и т.д. Ведение холодной войны отнимало огромные средства: США поставили своей целью истощить Советский Союз масштабной гонкой вооружения. Этот период в истории СССР носил затяжной, мучительный характер и завершился, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что тоталитарная система не поддается реформированию.
Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония…
Библиографический список
1. Бартенев С.А. Экономическая история. М., «Экономисть», 2004.-390с.
2. Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991. - М.: Прогресс, 2004. - 480с.
3. Карр Э. История Советской России. Кн. 1.- М., «Мысль» 2005.-398с.
4. Лельчук В.С., Бейлина Е.Э. «Промышленность и рабочий класс
в условиях НТР» - М.: Прогресс,2004.-325с.
5. Лельчук В.С. «СССР в 70-е годы» - М.: Прогресс,2005-405с.
6. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. Под общей редакцией В. В. Журавлёва. - М.: Аспект - Пресс,2005.-376с.
7. Наше Отечество. Часть II/Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др. - М. : Инфра-М, 2003.-591с.
8. Смолин О. Н. Три трагедии российской демократии. М.: ООО ИПТК «Логос» ВОС», 2006.-511с.
9. Согрин В.В. Политическая история современной России. М .: Наука, 2006.-715с.
10. Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991. - М. : Логос,2004.- 420с.
11. Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. - М.: Высшая школа, 2004.-465с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |