9
Ценообразование на новые товары (работы, услуги)
Все производимые товары (работы, услуги) имеют свой жизненный цикл на потребительском рынке. Его продолжительность варьируется в зависимости от быстроты изменения вкусов и предпочтений потребителей, а также от уровня конкуренции среди производителей аналогичных товаров (работ, услуг).
Для того чтобы удержать свои рыночные позиции, не оказаться проигравшими в конкурентной борьбе за внимание существующих и потенциальных потребителей и не обанкротиться вследствие постепенного, но устойчивого снижения (или резкого падения) спроса на производимые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы, организации постоянно совершенствуют потребительские свойства своих товаров (работ, услуг) и разрабатывают новые товары и виды работ (услуг).
Цены на новые товары (работы, услуги) формируются субъектами ценообразования * в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (по состоянию на 08.02.2006) (далее - Положение № 43).
Так, согласно п. 2.1 Положения № 43 отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги (работы) формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка.
Включение затрат в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) согласно п. 2.1 Положения № 43 производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (далее - Основные положения), отраслевыми особенностями состава затрат, утверждаемыми в установленном Основными положениями порядке, отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), утверждаемыми соответствующими отраслевыми министерствами, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.
Цены на новые товары субъекты ценообразования могут формировать с учетом или без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места, обусловленного договором купли-продажи (п. 2.2 Положения № 43).
Отпускные цены на новые товары (работы, услуги) согласно п. 2.5 Положения № 43 рассчитываются субъектами ценообразования и утверждаются руководителем организации, иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем. Поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь осуществляется по отпускным ценам, установленным субъектами ценообразования за единицу измерения, единицу веса расфасованного товара.
При формировании отпускных цен на новые виды платных услуг, оказываемых населению или юридическим лицам, необходимо помнить, что согласно требованиям п. 2.9 Положения № 43 стоимость материалов, фурнитуры и запасных частей, которые будут израсходованы в процессе оказания услуг, включается в их стоимость или оплачивается дополнительно покупателями по ценам приобретения с добавлением фактических затрат на их закупку. Если при оказании нового вида услуг будут использоваться материалы импортного производства, закупаемые по прямым контрактам с нерезидентами Республики Беларусь, их стоимость для включения в отпускную цену услуги или реализации дополнительно при оказании услуги будет определяться согласно п. 2.13 Положения № 43.
В соответствии с п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (по состоянию на 12.01.2007) (далее - Указ № 285) отпускные цены на новые товары (работы, услуги) подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Процедура регистрации цен на новые товары (работы, услуги) содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 № 944 "Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения цен (тарифов)" (по состоянию на 28.02.2007) (далее - Постановление № 944).
Новыми для целей регистрации цен в соответствии с п. 11 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 14.09.2000 № 184 "О вопросах доведения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации цен (тарифов)" (по состоянию на 04.05.2001) (далее - Постановление № 184) считаются товары (работы, услуги), изготавливаемые организацией впервые или отличающиеся от уже производимых улучшенными свойствами или характеристиками и получающие новое обозначение.
Перечень органов, уполномоченных проводить регистрацию цен на соответствующие новые товары (работы, услуги), установлен п. 4 Постановления № 944. В их состав входят следующие органы и организации.
1. Республиканские органы государственного управления, за исключением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, которые осуществляют регистрацию цен на новые товары (работы, услуги), производимые подведомственными им организациями республиканской формы собственности.
2. Иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, регистрирующие цены на новые товары (работы, услуги), производимые организациями всех форм собственности, входящими в их состав.
3. Облисполкомы и Минский горисполком регистрируют цены на новые товары (работы, услуги), производимые организациями коммунальной и негосударственной формы собственности, за исключением организаций, указанных в п. 1, 6, 7 и 9 настоящего перечня, а также индивидуальными предпринимателями.
4. Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь проводит регистрацию цен на новые товары, производимые организациями республиканской формы собственности, которые не указаны в п 1, 2 и 5 настоящего перечня, а также на электрическую энергию, вырабатываемую всеми производителями, не входящими в состав Белорусского государственного энергетического концерна.
5. Управление делами Президента Республики Беларусь регистрирует цены на новые товары (работы, услуги), производимые организациями, находящимися в его ведение.
6. Исполком Совета Федерации профсоюзов Беларуси осуществляет регистрацию цен на новые товары (работы, услуги), производимые организациями, находящимися в собственности Федерации профсоюзов Беларуси.
7. Белорусское общество инвалидов, Белорусское общество глухих, общественное объединение "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" регистрируют цены на новые товары (работы, услуги), производимые организациями, учредителями которых они являются.
8. Концерн "Белхудожпромыслы" регистрирует цены на новые товары (работы, услуги), производимые входящими в его состав организациями.
9. Белорусский союз колхозов регистрирует цены на новые товары (работы, услуги), производимые дочерними унитарными предприятиями санаторно-курортного унитарного предприятия "Белагроздравница" Белорусского союза колхозов, учредителем которого он является.
10. Министерство здравоохранения Республики Беларусь осуществляет регистрацию цен на новые виды платных медицинских услуг, оказываемые юридическими лицами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, и индивидуальными предпринимателями, в том числе индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения.
Для регистрации цен на новые товары (работы, услуги) организации, за исключением оказывающих платные медицинские услуги, согласно положениям п. 6 Постановления № 944 представляют в органы, осуществляющие регистрацию цен в соответствии с действующим законодательством, только уведомление об уровне сформированных цен (тарифов).
Форма уведомления об уровне цен на новые товары (работы, услуги) утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16.06.2006 № 99 "Об утверждении форм уведомлений об уровне отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги)" (далее - Постановление № 99).
Характерной особенностью данного документа является обязательное указание информации об уровне отпускных цен на справочно-аналогичные товары (работы, услуги). При этом ни в Постановлении № 99, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте по ценообразованию не указано, какими источниками информации следует пользоваться организациям при заполнении соответствующих сведений.
По мнению автора, в качестве аналогов новых товаров (работ, услуг), цены на которые подлежат регистрации, допускается использовать товары (работы, услуги), производимые в этой же организации, товары (работы, услуги), выпускаемые иными субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь, или товары (работы, услуги) иностранного происхождения.
Ситуация с выбором справочно-аналогичных товаров (работ, услуг) осложняется в случае, когда организации регистрируют цены на принципиально новые товары (работы, услуги). Как правильно в этом случае заполнить информацию о справочно-аналогичных товарах (работах, услугах), нигде не оговорено. Однако по разъяснениям органов, на которые в соответствии с действующим законодательством в области ценообразования возложены функции регистрации цен на новые товары (работы, услуги), в данном случае допускается в соответствующих графах уведомления об уровне цен на новые товары (работы, услуги) проставлять прочерк.
Регистрация цен уполномоченными органами осуществляется в течение 10 дней с даты получения уведомления об уровне сформированных отпускных цен на новые товары (работы, услуги).
Следует обратить внимание на то, что согласно Постановлению № 944 органы, регистрирующие цены, при необходимости имеют право в трехдневный срок после получения уведомления об уровне отпускных цен на новые товары (работы, услуги) запросить у организации, обратившейся к ним за регистрацией цен, соответствующие документы, являющиеся экономическим обоснованием регистрируемых отпускных цен.
В качестве таких документов выступают экономические расчеты (калькуляции с расшифровкой статей затрат) на бумажных носителях, заверенные руководителем и главным бухгалтером регистрирующих цены организаций, которые несут ответственность за правильность обоснования цен на новые товары (работы, услуги).
Органы, осуществляющие регистрацию цен на новые товары (работы, услуги) могут также устанавливать перечень документов, которые дополнительно необходимо представить ходатайствующим о регистрации цен организациям. Так, организациями для регистрации цен на новые товары (работы, услуги) дополнительно представляются следующие документы:
- письмо с просьбой о проведении регистрации цен и информацией об обратившихся за регистрацией юридических лицах;
- копии свидетельств о государственной регистрации и лицензий;
- документы, содержащие финансово-экономические показатели за отчетный год;
- документы-источники соответствующей информации об уровне цен на справочно-аналогичные товары (работы, услуги).
Кроме того, согласно п. 11 Постановления № 184 организации наряду с уведомлением об уровне сформированных цен (тарифов) и расчетных материалов, подтверждающих их обоснованность, представляют информацию о структуре затрат на аналогичные товары.
Экономические расчеты (калькуляции с расшифровкой статей затрат) составляются в соответствии с требованиями п. 4.1 Положения № 43.
Срок регистрации цен на новые товары (работы, услуги) после получения документов, содержащих экономическое обоснование цен на них, может быть продлен не более чем на 10 дней со дня представления требуемых документов (п. 7 Положения № 43).
Органы, регистрирующие цены на новые товары (работы, услуги) в сроки, отведенные для регистрации цен, обязаны письменно уведомить подавших документы на регистрацию организации о том, что регистрация произведена, или о том, что в ней отказано.
В соответствии с п. 3 Постановления № 944 не подлежат регистрации цены:
- на товары (работы, услуги), реализуемые за пределы Республики Беларусь. Согласно п. 6 Постановления № 184 к данным товарам (работам, услугам) относятся товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь и реализуемые на ее территории с обязательным указанием в хозяйственных договорах купли-продажи (мены) и товаросопроводительных документах в качестве цели приобретения - вывоз за пределы Республики Беларусь;
- товары (работы, услуги), производимые по разовым заказам. В соответствии с положениями п. 3 Постановления № 944 к разовым заказам относятся отдельные экземпляры или отдельные партии однородных изделий, не предназначенные к серийному производству, единовременно изготовляемые по индивидуальным чертежам (проектам) для одного заказчика и не повторяющиеся в производстве в течение одного года;
- товары (работы, услуги), используемые организациями для собственных нужд;
- продукцию общественного питания. В связи с тем что при производстве данной продукции может изменяться ее рецептура, а также иметь место замена одного вида сырья другим, продукция общественного питания по своему характеру является разовой, а следовательно, цены на нее не подлежат регистрации;
- товары (работы, услуги), производимые учащимися и студентами в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Регистрация цен на такие товары (работы, услуги) не осуществляется, поскольку, во-первых, в большинстве случаев их производство носит разовый характер, а во-вторых, они не соответствуют установленным стандартам и техническим условиям для подобных товаров (работ, услуг), выпускаемых соответствующими организациями;
- товары, изготовляемые по договорам подряда из сырья заказчика. Необходимо отметить, что фактически это означает законодательно предусмотренное освобождение собственника давальческого сырья от регистрации цен на изготовляемые из него товары. Однако это не освобождает организации, оказывающие услуги по переработке давальческого сырья на основании договоров подряда, от регистрации цен на свои услуги, если они оказываются ими впервые;
- опытные партии товаров. Опытная партия товаров представляет собой совокупность образцов продукции, предполагаемой к дальнейшему производству, или определенный ее объем, выпущенный на основе соответствующей документации и с заданными параметрами производственного процесса. Опытные партии продукции выпускаются для того, чтобы определить возможность начала массового производства данных изделий. В связи с этим их производство носит разовый характер, поскольку еще не известно, будут ли они выпускаться дальше. Если по результатам исследования качества образцов опытной партии новых товаров будет принято решение о начале их массового производства, то цены на данные новые товары подлежат обязательной регистрации согласно п. 2 Постановления № 944;
- комбикорма. Как и в случае с продукцией общественного питания производство комбикормов носит разовый характер, так как рецептура их изготовления постоянно меняется в зависимости от имеющихся на момент производства видов исходного сырья;
- услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом из-за пределов Республики Беларусь или транзитом через территорию Республики Беларусь.
Рассмотрим порядок формирования цены и оформление документов на новые товары (работы, услуги) на следующем примере.
Пример
ООО "Ромашка" разработала и начинает производить новый товар А. Для регистрации отпускной цены на данный товар было составлено экономическое обоснование (калькуляция с расшифровкой статей затрат) по следующей форме:
№ п/п |
Наименование статей затрат |
Сумма, руб. |
|
1 |
Прямые затраты - всего, в том числе: |
19 000 |
|
1.1 |
Сырье и материалы |
5 000 |
|
1.2 |
Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера |
400 |
|
1.3 |
Возвратные отходы (вычитаются) |
1 000 |
|
1.4 |
Топливо и энергия на технологические цели |
1 900 |
|
1.5 |
Основная заработная плата производственных рабочих |
4 000 |
|
1.6 |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
2 600 |
|
1.7 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов |
1 800 |
|
1.8 |
Налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; сборы, отчисления местным органам власти согласно законодательству |
900 |
|
1.9 |
Погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения (прочие специальные расходы) |
300 |
|
1.10 |
Потери от брака |
0 |
|
1.11 |
Прочие производственные расходы |
1 100 |
|
2 |
Косвенные затраты - всего, в том числе: |
3 000 |
|
2.1 |
Общепроизводственные расходы |
7 00 |
|
2.2 |
Общехозяйственные расходы |
2 300 |
|
3 |
Производственная себестоимость (стр. 1 + стр. 2) |
22 000 |
|
4 |
Расходы на реализацию |
500 |
|
5 |
Полная (коммерческая) себестоимость (стр. 3 + стр. 4) |
22 500 |
|
6 |
Рентабельность, % |
20 |
|
7 |
Прибыль (стр. 5 х стр. 6 / 100) |
4 500 |
|
8 |
Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 3%) (стр. 5 + стр. 7) х 3 / / (100 - 3) |
835 |
|
9 |
Отпускная цена производителя без НДС (стр. 5 + стр. 7 + стр. 8) |
27 835 |
|
10 |
Ставка НДС, % |
18 |
|
11 |
Сумма НДС (стр. 9 х стр. 10 / 100) |
5 010 |
|
12 |
Отпускная цена производителя с НДС (стр. 9 + стр. 11) |
32 845 |
На основании данного экономического обоснования отпускной цены для ее регистрации в соответствующих государственных органах организация заполнила уведомление об уровне сформированной отпускной цены на новый товар А.
Зарегистрировано
Минский горисполком орган,
зарегистрировавший цены (тарифы)
"__"______200_г. № ________
УВЕДОМЛЕНИЕ № 19/03-12 от 19.03.2007г. об уровне отпускных цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги),производимые (оказываемые) Обществом с ограниченной ответственностью "Ромашка" (полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя,юридический адрес, адрес производственных площадей) г. Минск, ул. Асаналиева, 19
№ п/п |
Новые товары (работы, услуги) |
Справочно-аналогичные товары (работы, услуги) |
Примечание |
|||||
Наименование |
Единица измерения |
Отпускная цена (тариф), руб. |
Наименование, производитель |
Единица измерения |
Отпускная цена (тариф), руб. |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Товар А, арт. 3948 |
шт. |
27 835 |
Товар М ОДО "Тюльпан" |
шт. |
28 565 |
РСТ БССР 562-87 |
|
Руководитель организации |
Сидоров |
М.О.Сидоров |
||||||
(индивидуальный предприниматель) М.П. |
(подпись) |
(И.О. Фамилия) |
Также в качестве источника информации, содержащего сведения об уровне цен на аналогичные товары, выпускаемые в Республике Беларусь ООО "Ромашка" приложила следующий документ:
Утверждено
Директор ОДО "Тюльпан"
__________________
Иванов И. И.
Прейскурант отпускных цен на выпускаемую продукцию № 01-П от 03.01.2007
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Отпускная цена франко-станция отправления (без НДС), руб. |
|
1 |
Товар М |
шт. |
28 565 |
|
2 |
Товар Н |
шт. |
19 576 |
|
3 |
Товар П |
шт. |
30 124 |
|
Экономист по ценам |
Петрова |
Л. А. Петрова |
||
(подпись) |
(И.О.Фамилия) |
Отметим, что рассмотренный выше порядок регистрации цен на новые товары (работы, услуги) имеет определенные особенности для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, заключающиеся в том, что для них согласно положениям Постановления № 944 применяется несколько упрощенная процедура регистрации цен на новые товары (работы, услуги), за исключением цен (тарифов) на платные медицинские услуги.
Так, согласно п. 7 Постановления № 944 регистрация цен на новые товары (работы, услуги) собственного производства, выпускаемые коммерческими организациями с иностранными инвестициями, осуществляется в день получения уведомления об уровне установленных ими отпускных цен.
Органы, уполномоченные проводить регистрацию цен, не вправе запрашивать у коммерческих организаций с иностранными инвестициями документы, подтверждающие экономическую обоснованность регистрируемых цен.
В заключение необходимо отметить, что согласно п. 1.7 Указа № 285 реализация товаров (работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением совершения сделок на биржевых торгах ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа", а также индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, кроме оказывающих платные медицинские услуги, с нарушением установленного порядка регистрации цен влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг). Эти же нарушения, совершенные повторно в течение года, влекут наложение штрафа в размере до 50% стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
Кроме того, совершение нарушения, указанного в п. 1.7 Указа № 285, повторно в течение года после привлечения к экономической ответственности согласно п. 1.8 Указа № 285, является основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) регистрирующим органом.
Субъектами ценообразования в соответствии с требованиями Положения № 43 являются организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право формировать отпускные цены на товары (работы, услуги).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). Минск «Беларусь» 2004г.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003) с учетом изменений.
3. Веремейко Юрий, Косов Андрей, Фадеева Елена. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь (Общая часть), Издательство: Тесей. Минск. 2007г.
4. Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А.: Налоговое право Республики Беларусь. Издательство: Тесей. Минск. 2002. 304с.
5. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.
6. Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: Практическое пособие. - Мн.: «Молодежное научное общество», 2000. 160с.
7. Симонова Л.Н. «Регулирование иностранных инвестиций в Чили». «Латинская Америка». М., 2001 г., № 5
8. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.
9. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.
10. Ханкевич ЛА. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. Мн., 1999.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |