БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия»
МИНСК, 2008
1. Способ сравнения
1.l. Понятие и цели использования способа сравнения. Виды сравнительного анализа
Сравнение -- это способ сопоставления однородных объектов с целью выявления между ними общих черт или различий.
С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей; изучаются тенденции и закономерности в их развитии, на основании чего дается оценка результатов работы предприятия; изучается влияние отдельных факторов; выявляются внутрипроизводственные резервы.
Наиболее типичные цели использования приема сравнения:
1. Сопоставление плановых показателей текущего года с фактическими за предплановый период - для изучения качества планирования, обоснованности и степени напряженности плана.
План по любому показателю хозяйственной деятельности анализируемого предприятия будет считаться недостаточно обоснованным, если плановые показатели текущего года будут на уровне (ниже) фактически достигнутых среднегодовых результатов за 3-5 предшествующих лет и ниже фактически достигнутого уровня в предыдущем году. Однако, такой вывод будет справедлив только после изучения объективных и субъективных причин этого явления.
2. Сопоставление фактических показателей текущего года с
2.1. плановыми - для контроля и оценки степени выполнения плана: определяется процент выполнения плана абсолютное и относительное отклонение от плана;
2.2. нормативными - для контроля за использованием материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Сравнение этих показателей позволяет выявить абсолютную и относительную экономию или перерасход этих ресурсов на производство продукции, определить упущенные возможности увеличения выпуска и снижения себестоимости продукции, внедрять ресурсосберегающие технологии;
2.3. фактическими показателями прошлых лет - для определения динамики экономических показателей: определяются базисные и цепные темпы их роста и прироста;
2.4. достижениями науки и передового опыта других аналогичных предприятий - для поиска резервов;
2.5. средними показателями по району, области, среднеотраслевыми показателями - для оценки достигнутых результатов и определения положения предприятия на рынке среди других предприятий.
2.6. с базисным их уровнем - для расчета влияния факторов на исследуемые результативные показатели (аддитивные модели и подсчета резервов).
3. Сопоставление:
3.1. параллельных и динамических рядов - для определения и обоснования наличия, формы и направления взаимосвязи между исследуемыми показателями.
С этой целью числа, которые характеризуют один из исследуемых показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают и в какой степени.
3.2. различных вариантов управленческих решений - для выбора наиболее оптимального из них.
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа.
Горизонтальный - используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового.
Вертикальный (структурный) -- используется для изучения структуры экономических явлений и процессов
путем расчета:
удельного веса частей в общем целом (удельного веса машин и оборудования в общей стоимости основных производственных фондов);
соотношения частей целого между собой (основных фондов и оборотных средств);
выявления влияния отдельных факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их удельного веса до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый -- используется для определения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет по сравнению с уровнем базисного года.
Одномерный -- сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или по одному показателю сопоставляются несколько объектов.
Многомерный -- производится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (объединений) по широкому спектру показателей для комплексной оценки хозяйственной деятельности.
Его проводят:
вышестоящие органы - для комплексной оценки результатов деятельности подведомственных им предприятий или с целью проверки;
инвесторы - для оценки финансового риска;
ученые-аналитики - при исследовании определенного экономического процесса, явления.
Сложность оценки результатов деятельности предприятий по целому комплексу показателей состоит в том, что субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по уровню производительности - первое место, по себестоимости продукции - третье, а по уровню рентабельности - пятое и т.д. Поэтому для комплексной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий широко используются алгоритмы, основанные на методе «суммы мест». Но эти методики имеют существенный недостаток - в них не учитывается весомость определенных показателей. Этот недостаток устраняется при использовании методики многомерного сравнительного анализа, основанного на сопоставлении абсолютных величин показателей каждого предприятия с показателями предприятия - эталона.
Алгоритм методики сравнительного многомерного анализа состоит из четырех этапов.
Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (табл. 1).
Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и тем-новых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде коэффициентов роста.
Таблица 1
Номер предприятия |
Запас безубыточности, % |
Коэффициент |
Рентабельность |
Коэффициент финансовой независимости |
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, % |
|||
ликвидности |
оборачиваемости |
продаж |
Инвестированного капитала |
|||||
1 |
30 |
1,8 |
3,2 |
25 |
22 |
0,75 |
16 |
|
2 |
25 |
2,0 |
2,5 |
30 |
26 |
0,62 |
26 |
|
3 |
52 |
1,5 |
2,8 |
35 |
25 |
0,55 |
25 |
|
4 |
40 |
1,7 |
2,2 |
33 |
38 |
0,68 |
30 |
|
5 |
22 |
1,4 |
2,7 |
24 |
16 |
0,58 |
0 |
|
6 |
30 |
1,6 |
3,5 |
20 |
21 |
0,72 |
35 |
|
Весовой коэффициент |
2,0 |
1,0 |
1,5 |
1,2 |
1,8 |
1,3 |
1,6 |
Матрица стандартизированных коэффициентов
Номер предприятия
Запас безубыточности, %
Коэффициент
Рентабельность, %
Коэффициент финансовой независимости
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, %
Ликвидности
Оборачиваемости
Продаж
Инвестированного капитала
1
0,577
0,9
0,914
0,714
0,578
1
0,457
2
0,481
1
0,714
0,857
0,684
0,826
0,743
3
1
0,75
0,800
1
0,658
0,733
0,714
4
0,769
0,85
0,628
0,943
1
0,907
0,857
5
0,423
0,70
0,771
0,686
0,421
0,773
0
6
0,577
0,80
1
0,571
0,553
0,960
1
Весовой коэффициент
2,0
1,0
1,5
1,2
1,8
1,3
1,6
Эталонное предприятие формируется обычно из совокупности однородных объектов, принадлежащих одной отрасли» Однако это не исключает возможности выбора предприятия-эталона из совокупности предприятий, принадлежащих к различным отраслям деятельности, так как многие финансовые показатели сопоставимы и для разнородных объектов хозяйствования.
Этап 3. Все элементы матрицы стандартизированных коэффициентов i-го предприятия по j-му показателю Хij возводятся в квадрат и умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (если задача решается с учетом разного веса показателей), установленных экспертным путем/ Результаты складываются по строкам» Из полученной суммы извлекается квадратный корень и получается рейтинговая оценка i-го предприятия (табл.3).
Этап 4. Полученные рейтинговые оценки (Ri) размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатам хозяйственной деятельности. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма рейтинговой оценки, второе - предприятие, имеющее следующий результат и т.д.
Таблица 3
Результаты сравнительной рейтинговой оценки деятельности предприятий
Номер предприятия |
Запас безубыточности, % |
Коэффициент |
Рентабельность |
Коэффициент финансовой независимости |
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, % |
Ri |
Место |
|||
Ликвидности |
Оборачиваемости |
Продаж |
Инвестированного капитала |
|||||||
1 |
0,333 |
0,81 |
0,835 |
0,51 |
0,335 |
1,0 |
0,209 |
2,008 |
5 |
|
2 |
0,231 |
1,0 |
0,51 |
0,734 |
0,468 |
0,682 |
0,552 |
2,043 |
4 |
|
3 |
1,000 |
0,562 |
0,64 |
1,0 |
0,433 |
0,537 |
0,51 |
2,164 |
2 |
|
4 |
0,591 |
0,722 |
0,394 |
0,889 |
1,0 |
0,822 |
0,734 |
2,27 |
1 |
|
5 |
0,178 |
0,49 |
0,594 |
0,47 |
0,177 |
0,597 |
0,0 |
1,583 |
6 |
|
6 |
0,333 |
0,64 |
1,0 |
0,326 |
0,306 |
0,921 |
1,0 |
2,127 |
3 |
|
Весовой коэффициент |
2,0 |
1,0 |
1,5 |
1,2 |
1,8 |
1,3 |
1,6 |
фактический:
в действующих ценах
в сопоставимых ценах
где , - объем производства всех и i-х изделий в натуральных или условно-натуральных единицах соответственно по плану и фактический;
, - удельный вес объема выпуска i-х изделий в общем их выпуске по плану и фактический, в долях.
; .
В качестве сопоставимых цен при сравнении с планом - принимаются плановые цены;
при сравнении с фактическим периодом прошлого года в качестве сопоставимых для обоих периодов принимаются цены, сложившиеся на предприятии после первого их изменения в январе отчетного периода;
при сравнении с базой - цена базового периода - плановая и фактическая оптовая цена i-го изделия.
Для нейтрализации влияния
1. Объемного фактора стоимость произведенной продукции по плану пересчитать на фактический физический объем . Получим (способ цепных подстановок): - фактический объем произведенной продукции по плановой структуре и плановым ценам (первый условный показатель ТП).
Сравнение с 1.1. ;
1.2. .
Сравнение показывает: нейтрализовано влияние физического объема производства, влияет на изменение ТП объема произведенной продукции.
1.1. Структура произведенной продукции .
1.2. Структура произведенной продукции и оптовые цены .
2. Структурного фактора: надо фактический объем произведенной продукции в сопоставимых ценах пересчитать на плановую структуру производства изделий .
Получим .
Сравним с .
Сравнение показывает: нейтрализацию влияния структурного и стоимостного факторов, влияет на изменение ТП объема произведенной продукции:
Физический объем произведенной продукции .
3. Стоимостного фактора: надо - фактический объем произведенной продукции в действующих ценах пересчитать в сопоставимые, получим .
Сравним его с .
Сравнение показывает нейтрализацию влияния стоимостного фактора, влияет физический объем и структура произведенной продукции
.
Рассмотрим конкретный пример нейтрализации объемного, структурного и стоимостного факторов. Исходные данные приведены в табл. 4.
Таблица 4
Изделия |
Объем производства изделий, N, шт. |
Оптовая цена, Ц, тыс.р./шт. |
Структура произведенной продукции, % |
Объем произведенной продукции, млн р., ТП |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8=24 |
9=35 |
|
А1 |
1000 |
1200 |
150 |
160 |
45,45 |
50,0 |
150,0 |
192,0 |
|
А2 |
1000 |
1000 |
180 |
180 |
45,45 |
41,67 |
180,0 |
180,0 |
|
А3 |
200 |
150 |
100 |
110 |
9,1 |
6,25 |
20,0 |
16,5 |
|
А4 |
50 |
200 |
2,08 |
10 |
|||||
Итого |
2200 |
2400 |
100,0 |
100,0 |
350,0 |
398,5 |
Показатели |
Годы
|
||||
2000 (база) |
2001 |
2002 |
2003 |
||
Объем произведенной продукции |
25380
|
28195 |
30221 |
34825 |
|
Изменение объема произведенной продукции в % |
100 |
111,1 |
119,1 |
137,2 |
|
В коэффициентах (индексах) |
1,0 |
1,111 |
1,191 |
1,372 |
В АХД используются следующие виды относительных величин.
Относительная величина планового задания -- отношение планового уровня исследуемого показателя в текущем году к его фактическим уровням в предыдущем году или среднегодовому уровню за 3-5 предыдущих лет.
Используется для изучения степени обоснованности и напряженности плана.
Относительная величина выполнения плана -- соотношение между фактическим и плановым уровнем исследуемого показателя текущего года.
Выражается в процентах. Характеризует процент выполнения плана.
Относительные величины динамики -- отношение фактической величины исследуемого показателя текущего периода к его фактическому уровню в предыдущем периоде.
Они называются темпами роста (прироста), выражаются в процентах или коэффициентах (1,111) и характеризуют изменение показателя за какой-либо промежуток времени.
Относительные величины динамики -- отношение фактической исследуемого показателя текущего года к его фактическому уровню в предыдущем (предыдущих) периодах. Они называются темпами роста (прироста). Могут быть:
базисными, когда каждый последующий уровень показателя динамического ряда сравнивается с базисным годом;
цепными, когда каждый уровень показателя следующего года сравнивается с предыдущим. Выражаются в процентах или коэффициентах (индексах).
Показатель структуры -- это относительная доля (удельный вес) частей в общем, выраженная в процентах или коэффициентах: удельный вес отдельных категорий работников в общем объеме работающих, машин и оборудования в общей стоимости основных производственных фондов и т.д.
Относительные величины координации - соотношение частей целого между собой: основных и оборотных средств, активной и пассивной частей основных производственных фондов и т.д.
Относительные величины интенсивности -- характеризуют степень распространенности - долю одного какого-либо явления в соответствующей среде: только процент рабочих высшей квалификации в общей численности рабочих.
Относительные величины эффективности -- соотношение эффекта с ресурсами или затратами: размер прибыли на рубль затрат, стоимости капитала, объема продаж и т.д.
Средние величины используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, среднегодовая выработка одного рабочего дает обобщенную характеристику производительности труда изучаемой совокупности рабочих: средняя заработная плата рабочего - обобщенную характеристику уровня их оплаты труда. Средние величины лучше отражают сущность происходящего процесса, закономерности его развития, чем множество отдельно взятых положительных и отрицательных отклонений, так как показывают общие, типичные признаки изучаемой совокупности по соответствующему признаку.
В АХД используются разные типы средних величин: среднеарифметические -- простые и взвешенные; среднегармонические - обратное значение среднеарифметической; среднегеометрические - применяются для расчета средних темпов роста; среднехронологические -- применяются для расчета среднегодовой стоимости основных и оборотных средств и т.д.; среднеквадратические и др.
Основной недостаток средних величин в том, что они давая обобщенную характеристику явлений, основанную на массовых данных, сглаживают, взаимно погашают положительные и отрицательные отклонения, происходящие в исследуемом процессе. Нередко, за общими средними показателями, которые выглядят довольно не плохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов, предприятий; не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при их использовании в АХД необходимо раскрывать содержание средних величин по составным частям, дополняя индивидуальными показателями.
3. Способы группировки информации
Группировка информации -- это способ разделения изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В АХД они применяются для:
раскрытия содержания средних показателей (стоимости основных производственных фондов, по видовым группам, себестоимости, продукции по элементам затрат) и влияния отдельных единиц на эти средние;
выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями: между объемом реализованной продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.
В зависимости от задач используются:
Типологические группировки -- служат для выделения определенных типов явлений или процессов: группировка рабочих по стажу, профессиям, возрасту, образованию и т.д.
Структурные группировки - служат для изучения структуры определенных явлений по определенным признакам.
С их помощью можно изучать структуру состава рабочих по профессиям, квалификации, стажу работы, выполнению норм выработки и т.д.; основных производственных фондов и оборотных средств, себестоимости продукции и т.д.
Аналитические группировки (причинно-следственные) -- применяются для определения наличия, направления и формы связи между показателем, положенным в основу группировки, и зависимыми от него показателями (табл.6).
Зависимость уровня издержек и прибыли от выполнения плана по объему реализованной продукции по однотипным предприятиям
Группа предприятий по степени выполнения плана по объему продаж, % |
Количество предприятий в группе |
Среднее выполнение плана по объему продаж по группам предприятия, % |
Средний уровень издержек, % к объему продаж |
Средний уровень прибыли (рентабельности), % к объему продаж |
|
До 100 |
7 |
93,4 |
20,1 |
0,82 |
|
100-103 |
8 |
101,8 |
19,8 |
4,10 |
|
103 и выше |
9 |
103,9 |
19,6 |
4,20 |
|
В целом по предприятиям |
24 |
100,7 |
19,8 |
2,7 |
Из данных табл. 6 видно, что чем выше средний процент выполнения плана по объему реализованной продукции, тем ниже средний уровень издержек и выше средний размер прибыли на рубль реализованной продукции.
По сложности построения различают: простые группировки - с их помощью изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку (табл. 6); комбинированные группировки -- когда изучаемая совокупность подразделяется сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы -- по другому признаку и т.д.
В АХД используются:
в основном простые группировки из-за трудоемкости как построения комбинированных группировок, так и восприятия полученных при этом результатов;
имеющиеся в отчетности и производимые дополнительно.
4. Балансовый способ
Балансовый способ применяется для изучения соотношения двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть равны между собой.
Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Бухгалтерский баланс представляет собой пример применения метода балансовой увязки: по размещению и назначению средств (актив баланса) и по источникам их образования (пассив баланса).
Разнообразны цели применения балансового метода и в АХД.
Балансовый метод применяется:
1. При анализе как обеспеченности предприятия всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, оборудованием, финансовыми), так и при анализе полноты их использования.
При анализе обеспеченности предприятия ресурсами (трудовыми, материальными и оборудованием) составляют баланс, в котором показывается, с одной стороны потребность в ресурсах в плановом периоде, с другой стороны, фактическое их наличие в отчетном периоде, и определяется их излишек или недостаток, так как должно быть их равенство.
При анализе полноты использования трудовых ресурсов и оборудования сравнивают плановый фонд рабочего времени рабочих и оборудования с фактическим количеством отработанных ими часов в отчетном периоде и определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени.
Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором сопоставляются платежные средства с платежными обязательствами.
2. Для проверки правильности аналитических расчетов в детерминированном факторном анализе должно соблюдаться условие: алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя должна соответствовать общей величине изменения результативного показателя . Отсутствие этого равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах.
3. В некоторых случаях балансовый (сальдовый) метод может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, когда известно влияние на исследуемый результативный показатель всех факторов кроме одного, а прямой расчет его влияния затруднен.
Влияние данного фактора в этом случае определяют как разность (сальдо) между общим результатом изменения результативного показателя и исчисленной величиной влияния остальных факторов.
Этот прием можно использовать только при весьма точных расчетах влияния факторов (иначе к фактору может быть отнесена погрешность расчетов) и условии, что определяемый по разнице фактор или их совокупность выявлены (существуют в действительности);
изучении влияния факторов, между которыми с результативным показателем существует функциональная взаимосвязь.
4. На основе балансового метода разработан один из способов факторного анализа - пропорционального деления или долевого участия.
5. Графический и табличный способы отражения аналитической информации
График - это масштабное изображение показателей с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно - художественных фигур (голова животного, колос и т.д.).
Они обеспечивают наглядность и простоту восприятия и усвоения полученной информации. На графике более выразительнее проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
Основные формы графиков, используемых в АДХ - диаграммы.
По своей форме диаграммы бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.
По содержанию различают следующие диаграммы:
Сравнения - показывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю. Для сравнения показателей используются столбиковые, полосовые, квадратные, круговые и фигурные диаграммы.
Структурные (секторные) - позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя.
В структурных диаграммах изображения показателя дается в виде геометрических фигур (квадратов, кругов), разбитых на секторы. Площадь фигур берется за 100 или 1, а величина сектора определяется удельным весом части.
Динамики - предназначена для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени.
Для этой цели могут использоваться столбиковые, полосовые, квадратные, круговые и фигурные диаграммы. Но чаще всего используются линейные графики. Динамика на таком графике подается в виде линии, которая характеризует беспрерывность процесса. Для построения линейных графиков пользуются системой координат.
Линейные графики очень широко используются также при изучении связей между показателями (графики связи), сведений о ходе выполнения плана (графики контроля - имеют две линии: плановый и фактический уровень показателей за соответствующий период).
Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц.
Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей и суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. С ее помощью значительно легче прослеживаются связи между показателями.
Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные. В простых таблицах перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления. Ее цель - дать перечень информации об изучаемом явлении. В групповых и комбинированных таблицах находят отражение простая и комбинированная группировки. Эти таблицы способствуют установлению связи между изучаемыми явлениями.
По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:
характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам: записываются показатели, характеризующие то или иное экономическое явление, и отражается уровень данного показателя за отчетный период по одному или нескольким объектам;
порядок расчета аналитических показателей: приводится исходная информация и делаются все необходимые расчеты для определения исследуемого показателя;
динамику изучаемых показателей: приводится исходная информация за ряд лет в хронологическом порядке и рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста, выраженные в процентах и индексах;
выполнение плана: отражаются плановые и фактические данные за отчетный период по каждому объекту и исчисляются абсолютные отклонения от плана и процент выполнения плана;
структурные изменения в составе показателей: приводятся данные о составе изучаемого явления в базисном и отчетном году и рассчитывается удельный вес каждого элемента или части в общем целом и отклонения от плана;
взаимосвязь показателей по различным признакам: составляется таблица, в которой индивидуальные и групповые данные по одному из показателей ранжируют в возрастающем или убывающем порядке и соответственно этому располагают данные по другим взаимосвязанным с ним показателям;
результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя: отражается информация по факторным и результативному показателям и изменение результативного показателя в целом и за счет каждого фактора в отдельности;
результаты подсчета резервов: приводится фактический и возможный уровень факторных показателей и резерв увеличения результативного показателя за счет каждого фактора;
свободные таблицы: обобщают результаты анализа тех или иных сторон деятельности предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под. ред. проф. О.И.Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 601 с.
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2005. - 208 с.
Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. Г.З.Суша. - М.: Новое знание, 2004. - 384 с.
Экономика предприятия / В.Я.Хрипач, Г.З.Суша, Г.К.Оноприенко; Под ред. В.Я.Хрипача. - 2-е изд. стереотип. - Мн.: Экономпресс, 2001. - 464 с.
Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятия. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |