БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
"СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ"
МИНСК, 2009
Республика Беларусь обладает значительными потенциальными преимуществами для построения инновационной экономики и достижения лидерства в сфере информационных и наукоемких технологий:
- высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
- значительный научно-технический потенциал;
- многоотраслевой промышленный комплекс;
- выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
- развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
- комплексность развития внутриреспубликанских регионов;
- многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
В качестве стратегической линии развития экономики в стране принята инновационная модель развития. Разработана и утверждена Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" (постановление СМ РБ от 27.12.2002 г. №1819). Ее цель - формирование единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики.
Информационный и инновационный потенциал РБ в настоящее время оценивается следующими данными.
1. Значительный научный потенциал:
- исследования и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. Наибольшая доля ИР приходится на естественные (математика, физика, химия, биология) и технические науки; значителен потенциал медицинских и сельскохозяйственных наук. При этом, приоритетными направлениями в науке являются лазерные и нанотехнологии, робототехника в производстве, телекоммуникации, цифровые системы передач, науки о жизни;
- при НАН РБ функционируют 42 НИИ, а также существует БФФИ, Белинфонд.
2. Значительный интеллектуальный потенциал:
- по количеству студентов на 10 тыс. населения (324 чел.) Беларусь превосходит некоторые экономически развитые европейские страны;
- каждый год вузы Беларуси выпускают более 2,5 тысяч программистов;
- Беларусь удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ по индексу уровня образования как одного из составных элементов индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) - 0,95 (Россия - 0,93, Украина - 0,93, Казахстан - 0,92, Узбекистан - 0,91). Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь по индексу ИРЧП вошла в 2001 г. в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
3. Динамично развивающееся число пользователей Интернет и компьютеров:
- в Беларуси насчитывается 3 млн. ПК, ежемесячно более 1 млн. человек выходят в Интернет (для сравнения, на конец 2003 г. в Западной Европе количество пользователей Интернет составляло 167,4 млн. чел.);
- на предприятиях 88% руководителей используют Интернет в повседневной деятельности. Бухгалтерский учет автоматизирован на 70% предприятий, документооборот - на 40%, системами автоматизации работы с клиентами располагают свыше 30% предприятий (данные Института приватизации и менеджмента);
- в республике имеется более 2000 сайтов, из которых 1200 информируют о товарах и услугах, при этом отмечается постоянный и устойчивый рост количества Интернет-сайтов предприятий.
4. Динамично развивающийся рынок ИКТ:
- сегодня на белорусском рынке ИКТ работают около 600 компаний, предприятий и учреждений;
- в 2003 году рынок экспорто-ориентированного программирования в республике составил около 65 млн. дол. США.
5. Значительный потенциал для привлечения иностранных инвестиций: согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) Беларусь обладает значительным потенциалом для иностранных инвестиций. С 2000 по 2002 гг. она была 56 среди 140 стран мира. Индекс потенциала для привлечения иностранных инвестиций был лишь незначительно меньше чем в Литве (52 место), Латвии (49) и Словакии (47), и значительно превышал аналогичный показатель для Казахстана (78) и Украины (94). Инвестиционная политика, проводимая в стране в настоящее время, привела к тому, что по степени легкости ведения бизнеса (индекс Всемирного банка) Беларусь занимает последнее место среди 25 стран с переходной экономикой.
6. Приоритетные направления в науке: приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности в республике до 2010 года определены ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, производство конкурентоспособной продукции - новых материалов, источников энергии, информационных и телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание будет уделено вопросам экологии и рационального природопользования, а также созданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.
7. Функционирующий Парк высоких технологий: парк был создан в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005. В настоящее время количество резидентов Парка насчитывает около 20 зарубежных и частных компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Согласно программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 у Парка в регионах страны будет создано около 10 научно-технологических парков. Количество научно-производственных центров в различных отраслях экономики планируется увеличить с 56 до 70. В Беларуси будут созданы три венчурные организаций. Отделения республиканского инновационного фонда откроются в каждой области Беларуси.
8. Государственная программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010: планируется, что в ходе реализации программы в Беларуси будет создано 100 новых предприятий, 386 современных производств, проведена модернизация 609 организаций на основе внедрения 888 высоких технологий. Задачами программы является создание импортозамещающей, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, экологобезопасной, социально-ориентированной продукции. В числе стратегических целей программы - строительство национальной инновационной системы, формирование благоприятных для инновационной деятельности экономических, правовых и социальных условий. Общий объем финансирования программы запланирован в объеме Br 16,7 трлн. (около 77 млн. долл. США). Источники финансирования: отечественные и иностранные кредитные ресурсы, прямые инвестиции иностранных компаний, средства из республиканского и местных бюджетов, а также из инновационных фондов.
9. Потенциал коммуникационной отрасли: Отрасль "Связь" обладает современной цифровой инфраструктурой международной и междугородной электросвязи (на телефонных сетях эксплуатируется свыше 4 тыс. км волоконно-оптических линий связи, из более чем 3 млн номеров, 44% - электронные и квазиэлектронные, лидирующее положение среди стран СНГ по среднему количеству телефонов на 100 жителей - 31,3).
10. Формируется система трансфера технологий для реализации следующих целей: содействие окупаемости и продвижению научно-технических разработок на отечественный и зарубежный рынки и привлечение инвестиций в сферу наукоемких технологий.
Ведущее место в ней занимает Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), входящий в ассоциацию "Академтехнопарк". Отделения и филиалы РЦТТ созданы на базе ведущих научных организаций и вузов во всех областях Беларуси. РЦТТ заключены более 90 клиентских договоров, подписаны 22 соглашения с организациями из России, США, Великобритании, Германии, Китая, Южной Кореи и других стран. На портале РЦТТ размещены более 900 инновационных проектов белорусских разработчиков и более 80 запросов белорусских и зарубежных фирм. При поддержке РЦТТ на ряде белорусских предприятий освоен выпуск новых видов наукоемкой продукции. Кроме того, реализуются проекты по созданию ряда совместных белорусско-российских и белорусско-китайских предприятий в высокотехнологичных областях, а также по подготовке лицензионных соглашений на поставки китайской стороне наукоемких технологий белорусских разработчиков.
Вместе с тем, в Беларуси существуют следующие препятствия для развития информационного общества и формирования развитой информационной инфраструктуры:
1. Низкий уровень наукоемкости ВВП (табл. 1).
Таблица 1. Расчетный показатель наукоемкости ВВП в некоторых странах СНГ
Страна |
Показатель наукоемкости ВВП, % |
||||
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
|
Армения |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
Беларусь |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
|
Казахстан |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
Молдова |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
|
Россия |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
|
Украина |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,3 |
Можно отметить, что для стран ЕС, США, Японии, Канады рекомендуемым является уровень от 2% и выше, а уровень ниже 1% оценивается как критический.
2. Значительный износ производственных фондов:
- в промышленности (30% ВВП страны): Износ активной части основных фондов в целом достиг 80,2%. Удельный вес высоких технологий в производстве промышленной продукции в 2004 г. составил 0,7%, тогда как желаемый уровень - не менее 10%. Удельный вес сертифицированной продукции в 2002 г. составил 52,2% от общего объема производства.
- в отрасли "Связь": уровень услуг связи по качеству еще не отвечает международным стандартам. Несмотря на расширение зоны покрытия сотовой связью, количество их абонентов уступает уровню не только европейских стран, но и СНГ. Требуется замена морально и физически устаревших АТС на цифровые, расширение зоны теле- и радиовещания.
3. Изношенность и моральное устаревание МТБ науки: годовой коэффициент обновления основных фондов в отрасли составляет примерно 4%, что почти втрое ниже уровня, рекомендуемого экономической наукой. В результате в научных организациях основные фонды зачастую изношены на 70-80% и более, приобретались 7-10-15 и более лет назад.
4. Низкий объем высокотехнологичной продукции в товарном экспорте страны. По данным на 2004 г., доля такой продукции в товарном экспорте РБ составляла 3,9%, в то время как в странах-лидерах эта величина составляет 23% и выше (рис. 1).
Рис. 1. Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, %. (2004)
5. Плохой инвестиционный климат и условия для развития малого предпринимательства: По степени легкости ведения бизнеса (соответствующий индекс рассчитывается Всемирным банком) Беларусь занимает последнее место среди 25 стран с переходной экономикой.
Основные препятствия для притока инвестиций в экономику страны:
1. Жесткие условия действия "золотой акции" - фактического запрета на покупку контрольного пакета белорусских государственных предприятий иностранными инвесторами. К тому же, многие госпредприятия являются убыточными и неэффективно управляемыми, что плохо сказывается на экономике страны в целом. Необходим пересмотр условий, выбор перечня критических для Беларуси предприятий.
2. В соответствии с Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг. основным источником инвестиций должны стать внутренние ресурсы: собственные ресурсы предприятий, домохозяйств, государственные инвестиции и банковские кредиты.
Однако при таком подходе встает проблема ограниченной величины внутреннего белорусского капитала и, соответственно, финансовых возможностей страны, что плохо отражается на возможности построения инновационной экономики.
3. Высокий уровень коррупции и нестабильность экономики: Индекс коррупции составляется по результатам опроса бизнесменов, ученых-теоретиков и специалистов-практиков. Его расчет базируется на использования методов экспертных оценок, предназначенных для оценки качественных показателей (таких как качество законодательства, соблюдение принципа верховенства права, прозрачность деятельности правительства и др. Согласно данным международной организации Transparency International в 2002 г. Беларусь входила в список стран с высоким уровнем коррупции (вместе с Россией, Украиной, Румынией, государствами Кавказа и Средней Азии.).
6. Государство - основной источник средств на проведение ИР: в 2004 г. средства бюджета составили 49,1% в общем объеме затрат на ИР (рис. 2).
Рис. 2. Динамика финансирования внутренних затрат по основным источникам
Подобное соотношение в распределении объемов работ достаточно резко контрастирует с положением в передовых странах мира (пример - США).
6. Экономические проблемы: большая доля убыточных предприятий (до 40%), уровень инфляции остается самым высоким в СНГ, на предприятиях сохраняются высокими объемы нереализованной продукции, сильная зависимость белорусской экономики от российских цен на нефть.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в Беларуси существуют значительные потенциальные возможности для построения информационного общества и развития ИТ-индустрии, которые одновременно являются необходимым условием дальнейшего устойчивого развития страны. Однако в стране реализуется стратегия выборочного участия государства при построении информационного общества (табл. 2).
Таблица 2. Ключевые направления государственной политики Республики Беларусь при построении информационного общества
Факторы развития ЭИО |
Стратегия выборочного участия в построении информационного общества |
|
1. Высокий уровень образования, наличие квалифицированных кадров в области информационных технологий (ИТ) |
Лидирующие позиции среди стран СНГ по индексу человеческого развития (2001 г.), фундаментальная подготовка в естественнонаучных дисциплинах сочетается с оторванностью от производства, низкой компьютерной грамотностью |
|
2. Доступ к ИТ, Интернет, наличие развитой инфраструктуры. |
более 1 млн. человек, более 3 млн. ПК, около 42% образовательных учреждений имеют доступ к Интернет |
|
3. Расходы НИОКР, развитая система госзаказов |
9 млн. долл. США 2003-2005 г. Необходим госзаказ по всем направлениям ИТ. |
|
4. Активная роль частного сектора ИТ |
необходимо повышение роли частного сектора |
|
5. Наукоемкость ВВП, доминирование новых технологических укладов |
наукоемкость ВВП 0,7%* (2003 г.), преобладание 3-4 укладов в экономике. |
|
6. Благоприятные инвестиционные и налоговые условия, экспортная политика ИТ - отрасли |
Функционирует Парк высоких технологий, неблагоприятная инвестиционная политика (последнее место по степени легкости ведения бизнеса из 25 стран с переходной экономикой) |
|
7. Развитая правовая база в области ИТ |
необходимо развитие правовой базы |
Таблица 3. Индексы сетевой готовности для некоторых стран (2002 год)
Страна |
Индекс сетевой готовности |
Место |
|
США |
6.05 |
1 |
|
Исландия |
6.03 |
2 |
|
Великобритания |
5.31 |
10 |
|
Чехия |
4.38 |
28 |
|
Литва |
3.59 |
42 |
|
Беларусь |
3.19 |
61 |
|
Россия |
3.17 |
62 |
|
Украина |
3.05 |
67 |
Таблица 4. Индекс сетевой готовности Беларуси (2002 год)
Ключевые показатели Беларуси |
||
Население, чел. |
9 980 000 |
|
Валовой годовой доход на душу населения (2001 год) |
US$ 1120 |
|
Число телефонных линий на 100 жителей |
30,5 |
|
Число хостов (компьютеров, подключенных к Интернет) на 10 000 жителей |
57,39 |
|
Число персональных компьютеров на 100 жителей |
7,77 |
|
Процент использования нелицензионного ПО |
87% |
|
Процент компьютеров, подключенных к Интернет |
7,39% |
|
Количество пользователей Интернет на хост |
15,8 |
|
Количество пользователей Интернет на 100 жителей |
9,07 |
|
Количество абонентов мобильной телефонной связи на 100 жителей |
4,54 |
|
Средняя месячная стоимость 20-часового доступа в Интернет |
US$ 21,45 |
Из таблицы 3 видно, что в 2002 г. по развитию информационной инфраструктуры Беларусь опережала Россию и находилась на 61 месте в мире. Более подробная характеристика развития информационной инфраструктуры в 2002 г. в стране приведена в табл. 4.
Для расчета значения коэффициента государственной политики в Беларуси (Кгп) дадим оценку ключевым направлениям госполитики Беларуси и сравним их с аналогичными значениями в США, ЕС, Индии, России (табл. 5):
Таблица 5. Оценка действий со стороны государства при построении информационного общества
Область воздействия |
Значение по шкале (0-4, см. табл. 1.5.) |
|||||
1. Экономические условия: |
США |
ЕС |
Индия |
Россия |
Беларусь |
|
1. Действенная система определения приоритетов государственной научно-технической политики. 2. Льготное налогообложение субъектов информатизации. 3. Создание благоприятных условий для функционирования парков высоких технологий и свободных экономических зон. 4. Развитая система банковского кредитования инновационных проектов; 5. Эффективное сотрудничество с частным сектором. |
4 4 4 4 4 |
4 4 4 4 4 |
3 4 4 4 3 |
2 2 3 3 2 |
2 2 3 2 1 |
|
Суммарное максимальное значение (Э) Кгп.эк - 20 |
20 |
20 |
18 |
12 |
10 |
|
2. Правовые условия: |
||||||
1. Действие эффективной законодательной системы в области информатизации и ИТ. |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
Суммарное максимальное значение (Пр) - 4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
3. Организационные условия: повышение эффективности деятельности государственных учреждений и предприятий за счет внедрения в их деятельность ИТ. |
||||||
1. Активное участие государства в автоматизации и информатизации деятельности бюджетных и социальных организаций, здравоохранения, Министерств и ведомств. 2. Степень внедрения на госпредприятиях и госучреждениях автоматизированных систем экономического анализа, управления, ведения бухгалтерского учета. 3. Информатизация и автоматизация связей с общественностью и клиентами, введение в действие системы "одного окна", система е-правительства. 4. Автоматизация и информатизация финансовых потоков республики, приведение их к единым стандартам обмена данными. |
3 4 4 4 |
3 4 4 4 |
3 3 3 2 |
2 1 2 2 |
2 1 3 2 |
|
Суммарное максимальное значение (Орг) - 16 |
15 |
15 |
11 |
7 |
8 |
|
4. Социальные условия: Действия государства по преодолению "цифрового" барьера и доступности ИТ, компьютерной безграмотности, неравенства в доступе к ИТ и проблемы "исключения" из активной социальной жизни отдельных слоев и возрастных групп населения: |
||||||
1. Полная компьютеризация и информатизация школ, подключение их к Интернету. 2. Стандартизация и повышение уровня компьютерного образования школьников, специальные программы обучения пользования компьютером. 3. Создание специальных мест "дешевого Интернета"; организация специализированных форумов, выставок, конференций. 4. Специальные программы по преодолению возрастных барьеров в использовании информационных технологий. |
4 3 3 2 |
3 4 4 4 |
1 2 2 1 |
2 1 1 1 |
2 1 1 1 |
|
Суммарное максимальное значение (Соц) - 16 |
12 |
15 |
6 |
5 |
5 |
|
5. Человеческий фактор: необходимость обеспечения высокого уровня образования и науки: |
||||||
1. Обеспечение высоких и прогрессивных стандартов в обучении. 2. Обеспечение высокой заработной платы работников умственного труда: преподавателям, ученым и т.д. 3. Внедрение ИТ в процесс обучения. 4. Связь науки, учебных программ и производства. |
4 4 4 4 |
4 4 4 4 |
3 3 3 3 |
4 1 3 1 |
3 1 2 1 |
|
Суммарное максимальное значение (ЧФ) - 16 |
16 |
16 |
12 |
9 |
7 |
|
6. Формирование технологической основы информационного общества |
||||||
1. Направленность на создание собственной мощной технологической базы во всех отраслях народного хозяйства. 2. Направленность на внедрение ИТ во все отрасли народного хозяйства. 3. Внедрение CALS-технологий во всех сферах производства и услуг. |
4 4 3 |
3 4 3 |
2 2 2 |
2 2 1 |
1 1 1 |
|
Суммарное максимальное значение (Тосн) - 12 |
11 |
10 |
6 |
5 |
3 |
|
Суммарное значение Кгп (макс. знач.) - 84 |
78 |
80 |
57 |
40 |
35 |
Результаты анализа табл. 5. показывают, что Беларусь значительно отстает по уровню развития информационного общества от стран-лидеров в данной области и имеет менее развитую информационную инфраструктуру, чем Россия, что подтверждает тот факт, что Беларусь нуждается в пересмотре приоритетных направлений государственной политики в области развития и внедрения ИТ. Особое внимание при этом должно быть уделено улучшению экономических условий и формированию технологических основ информационного общества. В соответствии с формулой (1) рассчитаем значение индекса эффективности государственной политики при построении информационного общества (ЭГПио) для Республики Беларусь:
Беларусь:
Расчет показал, что это значение меньше, чем в других странах, выбранных для анализа (табл. 6).
Таблица 6. Сравнение индекса эффективности государственной политики при построении информационного общества
США |
ЕС |
Индия |
Россия |
Беларусь |
||
Значение индекса ЭГПио |
14,079 |
16,949 |
14,039 |
11,299 |
10,972 |
Результаты анализа подтверждают необходимость выбора приоритетных направлений государственной политики для стимулирования развития информационного общества и информационной инфраструктуры в стране.
Литература
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |