БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
"Компания "НаучСофт": характеристика предприятия и выпускаемой продукции"
Минск 2009
Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура
Компания "НаучСофт" является правопреемником компании "НИЛИМ" основанной в 1989 году и является старейшей аутсорсинговой компанией в бывшем Советском Союзе. Закрытие компании "НИЛИМ" и открытие компании СП ЗАО "НаучСофт" с принятием нового устава осуществлено в 1996 году. НаучСофт успешно реализовала более 200 крупных проектов, некоторые из которых продолжались более 100 человеко-лет.
Программное обеспечение, спроектированное НаучСофт, успешно используют 40% 500 крупнейших компаний мира. В НаучСофт работают 50 профессионалов в сфере информационных технологий, база кандидатов на работу в компании насчитывает более 200 разработчиков. Услугами Научсофт воспользовались более 200 заказчиков в 24 странах, 78% заказчиков обращаются к услугам НаучСофт повторно.
История компании
Апрель 1989 - НаучСофт начала свою деятельность как компания, специализирующаяся в разработке ПО, в особенности программ оптимизации работы изобретателей.
Сентябрь 1989 - Первый клиент заключил контракт на поставку программного решения для поддержки инновационных разработок.
1989-1991 - Клиентская база НаучСофт увеличивается от одного до 300 клиентов.
Июнь 1991 - Первая компания-клиент, входящая в 500 крупнейших компаний мира - Eastman Kodak.
Ноябрь 1991 - НаучСофт открывает офис в Нью-Йорке.
1992-2004 - НаучСофт является эксклюзивным партнером-разработчиком ПО для Invention Machine Corporation, разрабатывая решения в области искусственного разума и семантической обработки данных. Invention Machine Corporation успешно продает разработанное НаучСофт ПО многочисленным компаниям, входящим в 500 крупнейших в мире.
2001 - до настоящего времени - Выпуск линейки ПО для финансового анализа.
2003 - Компания НаучСофт представила на рынок Total Outsourcing сервис.
2005 - Компания НаучСофт прошла сертификацию ISO и стала ISO 9001:2000 сертифицированной компанией по разработке программного обеспечения.
2006 - Компания НаучСофт стала резидентом Парка Высоких технологий, а также присоединилась к Национальному аутсорсинговому объединению (National Outsourcing Association, UK).
2007 - Компания НаучСофт - партнер Oracle.
Сегодня компания НаучСофт расширила спектр деятельности, представив на рынок сервис, включающий полный пакет услуг в области аутсорсинга. Стратегией компании в этом отношении является обеспечение заказчиков надежными и высоко качественными программными решениями. НаучСофт добивается этого путем органического роста, уделением особого внимания работе с покупателями, использованием инновационных решений и большого опыта сотрудников.
Успешный шестнадцатилетний опыт работы НаучСофт доказывает клиентам эффективность и надежность компании:
- 500 крупнейших компаний мира (40%) используют программное обеспечение (ПО), разработанное НаучСофт;
- компания представила на рынок 15 линеек программного обеспечения;
- в штате компании работают 50 опытных специалистов.
НаучСофт использует очень гибкий подход к процессу разработки ПО и старается подстроиться под запросы заказчиков. НаучСофт стремится к долгосрочному сотрудничеству с клиентами, предоставляя по возможности весь спектр услуг в области информационных технологий: от разработки стратегии, архитектуры, непосредственной разработки ПО, до его обслуживания, обучения ответственного за использование ПО персонала и технической поддержки. НаучСофт обладает опытом разработки ПО с любой стадии проекта.
Общее управление системой менеджмента качества осуществляет генеральный директор с помощью экспертного совета по качеству (ЭСК) и представителя руководства по качеству путем периодической оценки функционирования системы менеджмента качества, контроля исполнения поручений и корректировки документации для более полного выполнения требований потребителей.
Генеральный директор осуществляет свою деятельность на основе единоначалия в соответствии с доверенностью и отвечает за эффективность деятельности предприятия, его конкурентоспособность, экономическое состояние, результативность функционирования системы менеджмента качества, качество продукции. Он делегирует часть своих полномочий в реализации Политики, программ и планов по качеству непосредственно подчиненным ему работникам.
Организационная структура СП ЗАО "Научсофт" представлена на рис. 1.
Решения генеральный директор принимает на основе представленной информации, ответственность, за достоверность которой несут соответствующие руководители процессов и руководители подразделений. В системе менеджмента качества предприятия руководители процессов несут ответственность за:
- функционирование процессов;
- обеспечение результативности процессов;
- информирование директора и представителя руководства по качеству о функционировании процессов;
- определение направлений на улучшение;
- корректирующих и предупреждающих действий.
Ответственность и полномочия, а также порядок взаимодействия подразделений НаучСофт, установлены в следующих документах:
- организационная структура НаучСофт (см. рис. 1);
- организационная структура СМК;
- положения о структурных подразделениях;
- должностные инструкции;
- положение о владельце процесса;
- руководство по качеству;
- приказы генерального директора;
- документы системы менеджмента качества;
- технические инструкции, руководства, шаблоны.
Рис. 1. Организационная структура СП ЗАО "Научсофт"
Руководители подразделений несут ответственность за доведение указанных документов до сведения сотрудников подразделений. Все работники ознакомлены с должностными инструкциями под роспись.
Порядок составления должностных инструкций и положений об отделах установлен в документах "Положения о структурных отделах" и "Роли и Ответственности". Должностные инструкции. Ответственность за разработку документированных процедур СМК указана в матрице распределения ответственности.
Ответственность генерального директора:
- обязательства по разработке и внедрению СМК и постоянному улучшению ее результативности;
- ответственность за доведение до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
- постановка целей и задач в области качества;
- разработка политики в области качества и руководства по качеству;
- выделение ресурсов для обеспечения задач в области качества;
- назначение представителя руководства по качеству;
- распределение ответственности и полномочий персонала;
- проведение анализа с целью оценки эффективности СМК и выполнения политики в области качества;
- формирование и руководство постоянно действующим Экспертным советом по качеству (ЭСК) и утверждение функций ЭСК;
- утверждение плана внутреннего аудита на год.
Функции Экспертного совета по качеству. Экспертный совет по качеству состоит из высококвалифицированных специалистов в области проектирования и разработки ПО. Председателем является Генеральный директор, а секретарем - Менеджер процессов.
Экспертный совет собирается не реже одного раза в 3 месяца или чаще при необходимости (совет собирается каждую неделю во время разработки СМК). Протоколы заседаний совета хранятся в соответствующей папке "ISO 9001" в MS Outlook. Совет выполняет следующие основные функции:
- определение основных направлений развития организации и совершенствования продукции, процессов и системы менеджемента в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000;
- формирование политики в области качества;
- разработка целей в области качества для предприятия в целом, а также для подразделений и процессов;
- определение процессов, необходимых для СМК, их последовательности и взаимодействия;
- организация разработки и выполнения планов и мероприятий по обеспечению достижения целей в области качества;
- рассмотрение результатов выполнения планов и мероприятий по обеспечению достижения целей в области качества;
- анализ достижения целей в области качества;
- принятие решений по анализу функционирования СМК;
- разработка рекомендаций по улучшению СМК;
- анализ выполнения мероприятий по качеству, оценка эффективности мероприятий;
- участие во внутренних аудитах качества (процесса разработки и проектование ПО);
- участие в разработке корректирующих мероприятий по результатам оценки и проверки качества проектов;
- разработка предложений по совершенствованию качества проектов ПО, а также качества процесса проектирования и разработки ПО.
Ответственность технического директора:
- разработка целей в области качества;
- контроль выполнения программы качества и достижения целей в области качества;
- планирование качества ПО;
- планирование и управление отделами разработки ПО, контроля качества, инфраструктуры и технической поддержки;
- несет ответственность за управление всеми проектами НаучСофт;
- организовывает работу для своевременной поставки ПО;
- определяет технологию для использования в каждом проекте НаучСофт, оценивает новые технологии, утверждает процесс разработки и обеспечивает его выполнение всеми работниками;
- несет ответственность за взаимодействие с вышестоящим руководителем и заказчиками НаучСофт для получения необходимой информации для эффективного выполнения своей работы;
- разработка, годового научно-технического плана.
Ответственность зам. директора по общим вопросам:
- разработка и выполнение программы социального развития НаучСофт;
- поддержка инфраструктуры (организация уборки и ремонта помещений);
- обеспечение эргономичной и безопасносной работы работников НаучСофт.
Ответственность уполномоченных по качеству:
- участвовать в составлении планов по реализации политики в области качества;
- пропагандировать и консультировать по вопросам качества на уровне проекта;
- внедрять процедуры СМК на уровне проекта;
- содействовать проведению внутренних аудитов;
- докладывать о несоответствиях, осуществлять их сбор, регистрацию, анализ, участвовать в разработке корректирующих мероприятий и проверять их осуществление;
- содействовать использованию руководства по качеству и других документов СМК;
- осуществлять сбор, обработку, анализ, хранение и представление информации по качеству, относящейся к определенным проектам.
Ответственность менеджеров проектов:
- пропагандировать и консультировать по вопросам качества на уровне проекта;
- утверждать изменения требований, для которых не требуется выделение дополнительных ресурсов;
- содействовать использованию руководства по качеству и других документов СМК;
- обеспечивать реализацию требований заказчика по качеству;
- обеспечивать соблюдение процедур при выполнении проектов;
- обеспечивать оформление данных о качестве;
- обеспечивать мероприятия по анализу и соблюдение сроков намеченных действий;
- обновлять и актуализировать проектную документацию и планы разработки проекта;
- созывать и проводить совещания по анализу проекта;
- осуществлять проверку проекта, обеспечивая соответствие его контрактным требованиям;
- осуществлять корректирующие мероприятия при выявлении несоответствий.
Ответственность членов проектной команды:
- добиваться высокого профессионального уровня исполнения проекта в соответствии с документами СМК;
- заниматься самообразованием;
- участвовать в проведении анализов, ставить в известность уполномоченного по качеству или руководителя проекта при обнаружении несоответствий.
Представитель руководства. Приказом генерального директора представителем руководства по качеству назначен менеджер процессов. Менеджер процессов несет ответственность за координацию и руководство мероприятиями по улучшению процессов разработки ПО, внедрение ISO 9001:2000, CMMI.
Ответственность представителя руководства НаучСофт по качеству включает:
- разработку проекта политики в области качества;
- создание руководства по качеству;
- обеспечение понимания политики в области качества персоналом компании;
- осуществление руководства и координации деятельности отделов компании по созданию и совершенствованию СМК, в том числе по ее документированию;
- планирование и организация проведения сертификации СМК;
- осуществление контроля за выполнением ежегодного плана внутреннего аудита качества;
- контроль выполнения планов корректирующих мероприятий и оценка эффективности выполняемых мероприятий;
- обеспечение контроля качества продукции;
- представление для анализа высшему руководству отчетов по реализации и функционировании СМК и предложения по ее улучшению и совершенствованию, политики в области качества и другой необходимой информации о качестве продукции;
- организацию подготовки и аттестацию аудиторов и периодических внутренних аудитов системы менеджмента качества;
- поддержку связей с внешними организациями по вопросам, касающимся системы менеджмента качества;
- организацию обучения персонала в области качества.
Внутренний обмен информацией. Высшее руководство обеспечивает доступность необходимых данных, включая функционирование СМК, в компании следующим образом:
- ежемесячно обновляемыми рассылками информации в каждый отдел;
- доступными в реальном времени данными в компьютерной сети;
- доступностью статусов корректирующих и предупреждающих действий.
Доступность данных обеспечивается с помощью MS SharePoint Portal Server, MS BizTalk Server, MS Exchange Server и MS Outlook.
Анализ со стороны руководства. Не реже двух раз в год генеральный директор проводит анализ системы менеджмента качества с целью оценки ее функционирования и обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности.
Информацию для анализа готовит менеджер процессов по представленным данным от руководителей подразделений и процессов. Ответственным за подготовку проекта отчета о функционировании системы менеджмента качества, оценку ее результативности и возможностей улучшения, а также предоставление проекта отчета генеральному директору является менеджер процессов. Генеральный директор, менеджеры проектов, а также участники заседаний Экспертного совета по качеству анализируют эффективность СМК.
Результатом анализа СМК со стороны руководства является утвержденный генеральным директором отчет о функционировании СМК, содержащий решение, мероприятия, которые направлены на дальнейшее совершенствование СМК и повышение ее результативности. Отчет о функционировании СМК и решение рассылаются всем руководителям подразделений.
Утвержденные экземпляры отчета и протокола ЭСК в бумажном виде хранятся у менеджера процессов.
Записями о качестве, основанными на анализе, являются решения генерального директора и протоколы заседаний Экспертного совета по качеству. Представитель руководства разрабатывает корректирующие и предупреждающие действия на основе этих записей о качестве.
Обеспечение ресурсами. Ресурсы должны выделяться своевременно:
- для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК;
- для постоянного повышения результативности СМК;
- для гарантированного удовлетворения заказчиков путем постоянного выполнения их требований.
К основным ресурсам, необходимым для обеспечения качества ПО, относятся:
- технические средства (ПЭВМ, периферийные устройства, оргтехника и т.д.);
- программное обеспечение;
- квалифицированные инженеры-программисты;
- инженеры-тестировщики.
Требования к ресурсам определяют руководители отделов НаучСофт и представитель руководства по качеству.
Выделение ресурсов осуществляется с помощью имеющихся в компании автоматизированных средств (базы данных "Заявки на оснащение", "Обслуживание ПЭВМ", "Обучение" и др.) на Sharepoint Portal Server.
Обеспечение квалифицированными инженерами-программистами и инженерами-тестировщиками осуществляется в соответствии с документом "Управление персоналом".
Ответственность за выделение ресурсов несут руководители проектов, технический директор и генеральный директор.
Человеческие ресурсы. Компания НаучСофт состоит из 200 IT специалистов и имеет возможность привлекать более 200 IT экспертов для более успешной работы над сложными проектами. Системные аналитики, разработчики, веб дизайнеры, тестировщики и менеджеры проектов имеют достаточно высокую квалификацию для эффективной работы в области создания и поддержки программного обеспечения.
Многие из специалистов имеют признанные во всем мире сертификаты. Это касается веб сферы, создания java приложений и других областей.
Работники НаучСофт, чья работа может повлиять на качество продукта, должны иметь необходимое образование, навыки и непосредственный опыт работы. Требования к образованию, навыкам и опыту установлены в должностных инструкциях, которые поддерживаются в актуальном состоянии менеджером по кадрам. К основным человеческим ресурсам, необходимым для обеспечения качества ПО, относятся:
- квалифицированные инженеры-программисты;
- инженеры-тестировщики.
Компетентность, осведомленность и подготовка. Работники и менеджеры НаучСофт совместно определяют необходимые требования к своей компетенции для новых и меняющихся процессов СМК. В случае возникновения необходимости в повышении компетенции персонала возможна организация:
- обучения на базе компании и за ее пределами (планируется и координируется менеджером по кадрам);
- обучения по месту работы (координируется менеджером проекта);
- обычного обучения (совместно организовывается и координируется менеджером по кадрам и менеджером проекта при необходимости).
При необходимости возможно использование и других действий, помимо обучения.
Цели и область применения:
Служащие НаучСофт проходят обучение, чтобы гарантировать свою способность разрабатывать ПО высокого качества. Требования к обучению обязательны для всех отделов НаучСофт. Генеральный директор осуществляет общее руководство и анализирует процессы обучения. Менеджеры проектов утверждают учебные планы и программы обучения. Лидеры команд определяют необходимость в обучении членов своих команд. Менеджер по кадрам документирует данные о процессе обучения.
В НаучСофт предусмотрены следующие основные виды обучения:
- самостоятельное обучение;
- специальное обучение;
- обучение иностранным языкам.
Специальное обучение проводится в целях удовлетворения текущих потребностей персонала в повышении квалификации на специализированных курсах в организациях системы повышения квалификации или непосредственно на предприятии. Специальное обучение включает в себя следующие виды обучения:
- обучение на курсах НаучСофт;
- обучение на курсах Microsoft;
- обучение на курсах IBM;
- участие в научно-технических конференциях (за рубежом и в Республике Беларусь);
- участие в специализированных выставках и т.д.
При необходимости возможны и другие виды обучения: стажировка, участие в школах-семинарах и др.
Служащие НаучСофт, исходя из необходимости повышения профессионального уровня, оформляют в базе данных "Обучение" заявки на обучение. Заявки посылаются на согласование руководителям отделов, а затем на утверждение техническому директору.
Руководители отделов, исходя из необходимости внедрения новых технологий, определяют потребность в повышении квалификации персонала.
Менеджер по кадрам на основании заявок на обучение подбирает информацию о тематике, видах и сроках курсов обучения, проводимых различными организациями, и в конце каждого полугодия составляет полугодовой план подготовки персонала. План составляется по видам обучения, указанным выше.
Порядок планирования обучения установлен в документе "Управление персоналом". Обучение персонала осуществляется в соответствии с планом подготовки персонала.
В случае возникновения потребности в срочном повышении квалификации сотрудников возможно внеплановое обучение. Заявка на внеплановое прохождение курса обучения оформляется в базе данных "Обучение" так же, как и плановая, согласовывается с менеджерами отделов и утверждается техническим директором.
Обучение персонала проводится либо непосредственно на предприятии, либо в любых организациях системы повышения квалификации. В качестве преподавателей могут выступать как представители сторонних организаций, так и специалисты НаучСофт.
Порядок проведения обучения установлен в документе "Управление персоналом". Планы подготовки персонала должны в обязательном порядке предусматривать обучение в области качества.
Планы подготовки персонала в НаучСофт должны предусматривать обучение в области качества работников отдела обеспечения качества, причем каждый сотрудник должен обучаться не реже раза в 2 года.
Принимаемые на работу специалисты изучают политику НаучСофт в области качества.
Все сотрудники, чья деятельность влияет на качество ПО, должны пройти разовое обучение в области качества. Объем обучения зависит от степени влияния сотрудника на качество ПО.
Менеджер по кадрам на основании свидетельств и сертификатов, полученных по результатам обучения, вносит данные об обучении в индивидуальные учётные карточки сотрудников в базе данных "Учёт кадров".
В конце каждого полугодия менеджер по кадрам составляет отчет о выполнении плана. В отчете указываются все проведенные за полгода мероприятия, связанные с подготовкой персонала, лица, прошедшие обучение, полученные по результатам обучения свидетельства и сертификаты. Отдельно отмечаются случаи внепланового обучения и получения сертификатов без обучения, а также плановые мероприятия, которые не были проведены.
Менеджер по кадрам осуществляет и хранит оценки результативности предпринятых мер по обеспечению подготовки персонала в документе - Employee Performance Evaluation.
Менеджер по кадрам заносит в отчет поступившие замечания и предложения. При необходимости в отчете указываются возможные корректирующие и предупреждающие мероприятия. Отчет направляется менеджерам отделов и генеральному директору для проведения анализа. Оценка выполнения плана обучения проводится не реже одного раза в полгода при внутренних аудитах качества.
Инфраструктура. Компьютерная сеть организации состоит из 30 серверов различной вычислительной мощности и около 60 рабочих станций класса P-IV, объединенных в 100-мегабитнгую локальную вычислительную сеть. Рабочие станции эксплуатируются под управлением MS Windows-XP, сервера под управлением MS Windows Server - 2000. Для сетевого оборудования используются оборудование компаний 3Com и Allied Telesyn.
Отделы по разработке ПО, контролю качества и поддержанию инфраструктуры совместно определяют необходимость в инфраструктуре для каждого нового продукта или значительного изменения в существующем продукте.
Изменения в инфраструктуре планируются в соответствии с документом "Управление инфраструктурой". Высшее руководство утверждает изменения, когда все потребности были определены. Целями управления процессом являются:
- обеспечение поддержки в рабочем состоянии оборудования для непрерывной работы процесса;
- обеспечение корректного выполнения процедур репликации;
- согласование и документирование исходного и последующих билдов ПО;
- обеспечение правильной инсталляции ПО.
Порядок обслуживания компьютеров установлен в документе "Управление инфраструктурой".
Там, где это обусловлено контрактом, документ, "Управление конфигурацией", также определяет порядок создания контрольных образцов продукции и тиражирования ПО заказчикам. ПО тиражируется по запросу менеджера по маркетингу.
Производственная среда. НаучСофт учитывает различные аспекты условий труда в компании. Наиболее значительные из них:
- инфраструктура - управляется заместителем генерального директора;
- здоровье и безопасность - управляется заместителем генерального директора;
- уборка и ремонт помещений - управляется заместителем генерального директора;
- трудовой этикет - управляется менеджером по кадрам.
В компании также учитываются требования СанПиН 9-131 РБ 2000 к гигиеническим требованиям к ПЭВМ и организации работы.
Эргономические параметры ЖКИ мониторов рабочих станций обеспечивают надежное и комфортное считывание отображаемой информации в условиях эксплуатации.
Помещения имеют естественное и искусственное освещение. В случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк.
Площадь на одно рабочее место должна составлять не менее 6,0 кв. м, а объем не менее 20,0 куб. м. В некоторых помещениях в порядке исключения допускается уменьшение площади на одно рабочее место, но не менее 4,5 кв. м при обязательном соблюдении оптимального микроклимата помещений.
Помещения оборудованы системами отопления, эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.
Параметры микроклимата должны быть: температура воздуха - 21-23°С; относительная влажность воздуха 40-60%.
Характеристика выпускаемого программного обеспечения
Сегодня крупные компании, как правило, уже не специализируются на определенном направлении программных разработок. Аутсорсинговая компания СП ЗАО "Научсофт" имеет в портфеле услуг широкий набор продуктов: разработки программ для интернета (сайты, порталы), ПО для управления бизнесом, разработки интегрирующих компонентов для ERP-систем, систем управления персоналом и документооборота, для решения задач в области технического зрения, в сфере муниципальной информатизации (социальная карта, единый регистр льгот, муниципальная биллинговая система), разрабатывается множество проектов связанных с мобильными телефонами, карманными компьютерами, коммуникаторами, IP-телефонией.
Процессы, связанные с заказчиками. Определение требований, относящихся к продукции. Для того, чтобы полностью определить все требования заказчиков, отдел маркетинга и отдел по разработке ПО рассматривают следующее при взаимодействии с заказчиком и разработке продукта или сервиса:
- спецификации к продукту, предоставленные заказчиком;
- требования к рабочим характеристикам продукта, предоставленные заказчиком;
- установленные заказчиком требования к готовности продукта;
- установленные заказчиком требования к поставке;
- установленную заказчиком потребность в технической поддержке;
- определение важных законодательных требований, если есть;
- определение любых других важных требований.
Порядок определения требований заказчика к разработке и технической поддержке ПО определяется в документе "Маркетинговая деятельность".
Отдел маркетинга осуществляет деятельность по изучению требований заказчиков на рынке ПО, то есть потенциальных заказчиков для своевременного реагирования на потребности рынка путем определение популярности (частотности) запросов на разработку ПО в Интернете с помощью программы Semonitor, где заказчик описывает свои требования. Отдел маркетинга и координатор проекта упорядочивают их и вырабатывают рекомендации для руководства Научсофт. Созданная спецификация проверяется затем в подразделении контроля качества для оценки полноты и точности требований.
По рекламным мероприятиям при проведении маркетинговых исследований отдел маркетинга осуществляет следующую деятельность: исследование конкурентов, контекстная реклама AdWords, баннерная реклама.
Анализ требований, относящихся к продукции. Все определенные требования заказчика к продукту анализируются в НаучСофт в соответствии с документом "Ориентация на заказчика" - процессом, в котором уделяется особое внимание:
- определению требований;
- ситуациям, когда требования заказчика переданы в устной форме;
- согласованию требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;
- определение способности НаучСофт выполнить требования.
Записи об анализе требований и последующих действиях поддерживаются в соответствии с документом "Управление записями о качестве".
Взаимодействие НаучСофт с заказчиком может проходить согласно нескольким моделям. Первый контакт как правило инициируется отделом маркетинга посредством рекламы. Дальнейшая информация предоставляется потенциальным заказчикам отделом маркетинга. Контакты заказчиков с другими отделами компании координируются отделом маркетинга. Отдел маркетинга принимает заказ. Изменения в открытых заказах согласовываются также с отделом маркетинга. Подразделение по контролю качества координирует ответы на жалобы заказчиков, используя документы "Корректирующие действия" и "Предупреждающие действия".
Результативность такого обмена обеспечивается наличием между НаучСофт и основными потребителеми прямого голосового Internet-канала, арендой Internet-канала и наличием электронной почты у всего персонала.
Планирование проектирования и разработки. Управление разработкой ПО осуществляется для того, чтобы обеспечить качество ПО на всех этапах разработки ПО. Требования данного раздела обязательны для отделов НаучСофт, занимающихся разработкой ПО. Менеджеры проектов контролируют разработку ПО.
Компания НаучСофт разработала и поддерживает в актуальном состоянии ряд документированных процедур для управления и аудита разработки ПО с целью обеспечения выполнения требований заказчика. Под разработкой ПО в данном случае понимается процесс реализации ПО, включающий такие стадии, как анализ требований к ПО, проектирование ПО, написание кода, тестирование, интеграция, инсталляция и приемка ПО заказчиком. Процесс разработки ПО описывают следующие документы и процедуры:
- проектирование и разработка ПО;
- план проекта (PPD_Project_Plan_Document);
- контрольный лист по планированию проекта (PPC_Project_Planning_Checklist).
Согласно документу "Проектирование и разработка ПО", каждому проекту присваивается категория разработки ПО и определяются действия для каждого этапа реализации ПО.
Менеджер проекта готовит План разработки проекта для каждого проекта. План может быть назван по-другому, состоять из одного или нескольких документов. План может храниться как в электронной, так и бумажной формах.
Компания НаучСофт использует документ "Проектирование и разработка ПО", для определения требований к входным данным проектирования и разработки, включая: функциональные требования и требования к рабочим характеристикам, полученным из входных данных заказчика, соответствующие законодательные и обязательные требования, полезная информация или опыт предыдущих похожих действий по проектированию и разработке, другие необходимые требования.
Для описания входных данных проектирования и разработки используются следующие процедуры и документы: спецификация (PSD_Product_Specification_Document), перечень функциональных требований (FRC_Functional_Requirements_Checklist), рекомендации к спецификации требований (RSG_Requirements_Specification_Guidelines).
Неполные, двусмысленные или конфликтующие требования устраняются прежде чем придавать окончательную форму документам по всем требуемым входным данным. Записи входных данных проектирования хранятся в соответствии с документом "Управление записями о качестве". Входные данные проекта регистрируются на этапе "спецификации требований" для разработки ПО. Входные данные могут включать спецификацию требований, документ, формулирующий задачи, функциональные описания и другие подобные документы. План разработки проекта может содержать несколько элементов входных данных проекта (описание операционной среды ПО, специальные требования заказчиков).
Менеджеры проектов совместно с заказчиками определяют требования к форме входных данных проекта. План разработки проекта уточняет форму входных данных проекта, а также их способ и место хранения.
Применение компанией НаучСофт документа "Проектирование и разработка ПО", гарантирует то, что выходные данные проектирования и разработки в компании:
- соответствуют требованиям к входным данным проектирования и разработки;
- включают информацию, необходимую для закупок, производства и обслуживания;
- включают либо ссылаются на критерии приемки;
- указывают характеристики проектирования, которые являются существенными для безопасной и надлежащей работы продукта;
- утверждены перед выпуском.
Для описания выходных данных проектирования и разработки используются следующие документы и процедуры:
- технический дизайн (TDD_Technical_Design_Document);
- контрольный список требований к проектированию (DRC_Design Requirements Checklist);
- описание архитектуры (Architecture Description Document);
- план тестирования (TP_Test_Plan).
По окончании данной стадии создаются следующие отчеты о разработке и контроле качества: тест проводимый разработчиком (DTD_Development_Test_Document), отчет о результатах тестирования (TRR_Test_Results_Report) (в Lotus Notes имеется также соответствующий шаблон), описание программной ошибки (BD_Bug_Description) (в Lotus Notes имеется также соответствующий шаблон).
Выходные данные проекта могут описываться на любом этапе разработки ПО. Данные могут включать отчет о выполнении этапа, объяснительные записки, программный код, руководство пользователя и другие документы.
Менеджеры проектов совместно с заказчиками определяют требования к форме выходных данных проекта.
План разработки проекта уточняет выходные данные проекта для конкретного проекта, форму данных, а также их способ и место хранения.
Для регистрации и анализа результатов проекта по окончании проекта создается отчет о результатах проекта (The PMR_Post_Mortem_Report).
Анализ проектирования и разработки. Запланированные анализы проводятся в соответствии с документом "Проектирование и разработка ПО", во время итеративного процесса. Целью анализа должно быть гарантированное выполнение намеченных требований. В случае, если требования не выполняются, работники, занимающиеся анализом, предлагают решение для каждой выявленной проблемы. Вся деятельность, относящаяся к анализируемому этапу, представляется в анализе. Записи об анализе проектирования и разработки осуществляются в соответствии с документом "Управление записями о качестве".
Записи об анализе регистрируются в Протоколе заседания по результатам анализа (RMM_Review_Meeting_Minutes). Для описания анализов проектирования и разработки используются следующие документы и процедуры: контрольный список для планирования проекта (PPC_Project_Planning_Checklist), контрольный список функциональных требований (FRC_Functional_Requirements_Checklist), контрольный список требований к проектированию (DRC_Design Requirements Checklist).
Каждый этап разработки ПО анализируется. Целями анализа и аудита являются: выявление программных ошибок и несоответствий на ранних этапах разработки ПО, гарантирование своевременной разработки продукта в рамках бюджета. Записи каждого этапа разработки ПО оцениваются и после анализа этапа принимается решение о переводе проекта на следующий этап.
Аудит проводится для того, чтобы определить соответствие выходных данных проекта входным данным, соглашениям, процедурам разработки и СМК. Аудит может включать себя процесс поиска и исправления программных ошибок и тестирование, а также анализ этапов разработки ПО. Регулярность проведения анализа и аудита изменяется в зависимости от вида ПО.
Характер действий относящихся к анализу и аудиту соответствует сложности разрабатываемого ПО. Менеджер проекта и представитель заказчика принимают решение о регулярности и продолжительности анализа и аудита проекта, а также о том, кто должен проводить анализ и аудит.
Корректирующие действия разрабатываются по результатам анализа и аудита. При необходимости корректирующие действия выполняются и документируются, используя средства управления проектами (MS Project) проектной команды.
Записи о запланированных и выполненных анализах и аудитах включаются в план разработки проекта. План указывает, где хранятся документы об анализе и аудите проекта.
Рекомендации по определению (путем верификации проектирования и разработки), соответствуют ли выходные данные проектирования и разработки входным записываются в документ "Проектирование и разработка ПО":
- отчет о тестировании, проведенном разработчиком (DT_DTD_Development Test Document);
- контрольный список требований к проектированию (DRC_Design Requirements Checklist);
- контрольный список функциональных требований (FRC_Functional_Requirements_Checklist);
- проверка документов и аудиты (QP_Document Review and Audits);
- рекомендации по экспертной оценке программы (QP_Peer Code Review Guidelines).
Записи таких верификаций создаются и сохраняются в соответствии с документом "Управление записями о качестве".
Продукт, являющийся результатом проектирования и разработки НаучСофт, подвергается валидации согласно плану. Валидация гарантирует то, что продукт удовлетворяет ожиданиям или годен для использования. Рекомендации по проведению валидации проектирования и разработки записываются в документ "Проектирование и разработка ПО":
- рекомендации по блочному тестированию (QP_Unit Testing Guidelines);
- рекомендации по функциональному тестированию системы (QP_System Functional Testing);
- процесс комплексного тестирования (QP_Intergration_Testing_Process);
- процесс разработки теста (QP_Test Design Process).
Рекомендации по созданию и хранению записей о валидации представлены в документе "Управление записями о качестве".
Проекты утверждаются для того, чтобы гарантировать соответствие ПО определенным требованиям заказчика.
План разработки проекта определяет критерии выходных данных для завершения каждого этапа разработки, то есть действия, которые необходимо выполнить прежде чем переходить к другому этапу. Критерии могут включать выходные данные проекта, записи об анализе и аудите каждого этапа, и т.д. Для утверждения этапа разработки необходимо, чтобы были выполнены все критерии выходных данных для этого этапа.
Этапы разработки утверждаются по результатам анализа и аудита проекта. Продукт целиком утверждается по результатам приемочных испытаний каждого этапа разработки. Менеджер проекта вначале обсуждает с представителем заказчика и затем определяет требования к испытаниям.
План разработки проекта указывает должностных лиц, ответственных за утверждение отдельных этапов разработки и проектов.
Управление изменениями проекта и разработки. Проведение идентификации, документации и контроля всех изменений в проектировании и разработке предусматривается в документе "Проектирование и разработка ПО". Контроль осуществляется для оценки воздействия изменений на составные части продуктов и готовые продукты, включая те, что уже были доставлены, чтобы определить способ обращения (напр. верификацию и / или валидацию) с каждым изменением. Изменения, считающиеся готовыми к внедрению, утверждаются в соответствии с подходящими процедурами.
Изменения в проектах могут быть произведены по результатам анализа и аудита этапов разработки ПО, а также по просьбе заказчика. Характер действий, относящихся к запросам на изменение соответствует сложности разрабатываемого ПО.
Менеджеры проектов несут ответственность за внесение изменений в проектную документацию.
Версия продукта может изменяться в результате изменений в проектной документации. Управление запросами на изменение используется для контроля изменений во всех версиях продукта. Важные записи хранятся в соответствии с документом "Управление записями о качестве".
Согласно ISO/IEC 90003-2004 процесс производства ПО заключается в деятельности по выпуску релизов и билдов, поставке и инсталляции ПО и технической поддержке.
Контроль предоставления НаучСофт продукции и услуг обеспечивается:
- свободным доступом к техническим требованиям к продукту;
- свободным доступом к необходимым инструкциям по выполнению работ;
- контролем и измерением действий согласно плану;
- выпуску продукта в соответствии со спецификацией;
- доставкой продукта в соответствии с отчетом о выпуске продукта (Product Release Report (PRR));
- инсталляцией продукта в соответствии с конкретными планами по обеспечению качества.
Документ DP_BPM_Build_Process_Management описывает процесс создания билда в локальной системе сборки билдов НаучСофт и связь этого процесса с Consul Build PC и системой контроля и управления версиями.
Целью отчета по результатам проекта является:
- учет и недопущение повторного совершения ошибок;
- тщательно анализировать завершенный проект;
- определить позитивные и негативные результаты, чтобы улучшить выполнение последующих проектов;
- закрыть проект.
Целью технической поддержки является решение выявленных заказчиком после поставки проблем, относящихся к продукту, в соответствии с требованиями программы качества и гарантийных обязательств.
Поддержка включает в себя: ответы на вопросы заказчиков, анализ функционирования продукта, внесение изменений с целью исправления ошибок, расширение возможностей совершенствования ПО.
Требования поддержки обязательны для всех проектных команд, занимающихся поддержкой ПО. Ответственность за проведение всех мероприятий по сопровождению несет руководитель проекта.
В случае существенных изменений, вносимых в программный продукт, может потребоваться повторное прохождение программным продуктом этапов разработки ПО.
В терминах жизненного цикла ПО средством обеспечения идентификации и прослеживаемости является руководство конфигурацией. Целями руководства конфигурацией являются:
- идентификация каждого компонента продукта, а также однозначная идентификация версий изделий ПО, которые в совокупности составляют конкретную версию законченного продукта;
- идентификация статуса программных продуктов, находящихся на этапах разработки или поставки;
- управление изменениями.
Требования по руководству конфигурацией обязательны для всех проектных групп на протяжении всего жизненного цикла проекта ПО.
План управления конфигурацией разрабатывается для каждого проекта. Требования к данному плану определены на этапе планирования проектирования и разработки ПО.
Руководитель проекта несет ответственность за выполнение требований к руководству конфигурацией в проектной группе.
Проектные группы в НаучСофт используют в качестве средства руководства конфигурацией, различные комбинации таких средств, как MS VSS, приложения Lotus Notes.
Руководство конфигурацией обычно начинается с момента проектирования и разработки.
Минимальное требование состоит в том, чтобы поместить все файлы исходной программы на специальный сервер для руководства конфигурацией. Кроме того, рекомендуется подвергать общему руководству конфигурацией важные проек тные документы и другие изделия ПО.
Требования к общему руководству конфигурацией не распространяется на ситуации, когда общее руководство конфигурацией осуществляется на объекте заказчика и заказчик несет ответственность за все мероприятия по общему руководству конфигурацией. В указанных случаях соблюдаются процедуры и требования заказчика.
Условия предоставления заказчиком своей собственности оговариваются в приложении к контракту. Предоставленная заказчиком собственность контролируется:
- чтобы гарантировать использование качественной собственности заказчика,
- чтобы предотвратить ее повреждение.
Требования к контролю предоставленной заказчиком собственности обязательны для выполнения проектными командами, которые используют следующие средства заказчика:
- ПО;
- средства разработки;
- среду разработки, включая сетевые службы;
- данные о тестировании ПО и эксплуатации;
- технические требования (спецификации) к ПО;
- технические средства;
- конфиденциальную информацию заказчика.
Руководители проектов несут ответственность за действия по контролю собственности заказчика, включая действия по: проверке и регистрации продукции, обеспечению безопасности продукции, инструктированию членов проектной команды о том, как работать с продукцией.
По получении продукции заказчика ответственная проектная команда, руководитель проекта могут при необходимости организовать инспекцию продукции.
Инспекция может состоять из: верификации целостности поставки, верификации правильной работы предоставленных заказчиком средств (того, что они не имеют дефектов, соответствуют спецификациям, и т.д.).
При выявлении несоответствий в работе средств руководитель проекта должен связаться с представителем заказчика с просьбой устранить несоответствия.
Список предоставленной заказчиком собственности регистрируется в базе данных "SCIENCESOFT Projects Description". Заказчики могут устно или в письменной форме дать инструкции по эксплуатации предоставленных ими ресурсов.
Руководитель проекта несет ответственность за хранение и актуализацию таких инструкций, а также за инструктирование проектной команды о том, как пользоваться продукцией. С учетом специфики поставляемой продукции, хранение продукции, ее упаковка, консервация и доставка управляются с целью:
- использования методов, гарантирующих сохранность ПО от повреждений;
- создания системы, гарантирующей надлежащее хранение ПО, ограничение и контроль доступа к ПО, актуализацию ПО;
- упаковки и маркирования ПО в соответствии с требованиями НаучСофт и заказчика;
- создания системы хранения ПО, позволяющей.
Для предотвращения повреждения ПО вирусами, серверы защищаются антивирусными средствами, а ПЭВМ - программами.
Продукция доставляется электронным способом.
В качестве испытательного оборудования используются технические средства, тестовые программы (напр. TestDirector) и данные для тестирования.
Литература
1. Бабук И.М. Экономика предприятия: Учеб. пособие для студ. техн. спец. / И.М. Бабук. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006.
2. Бухгалтерский баланс СП ЗАО "Научсофт" за 2007-2008 гг.
3. Должностные инструкции специалистов СП ЗАО "Научсофт".
4. Донцов Д. Как сохранить зрение при работе на компьютере / Д. Донцов. - СПб.: Питер, 2007.
5. Кляузе В.П. Безопасность и компьютер. Нормы и рекомендации по безопасной эксплуатации вычислительной техники / В.П. Кляузе. - Минск: Издатель В.П. Кляузе, 2001.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
15. Уорден К. Новые интеллектуальные материалы и конструкции. Свойства и применение / К. Уорден; пер. с англ. С.Л. Баженова. - М.: Техносфера, 2006.
7. Устав СП ЗАО "Научсофт".
8. Экономика и организация производства: Руководство по преддипломной практике и дипломному проектированию для студ. всех форм обуч. / Э.А. Афитов и др.; Под ред. В.П. Пашуто. - Минск: БГУИР, 2007.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |