БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«Анализ деятельности Минского подшипникового завода за 2007 год»
МИНСК, 2008
Предприятие на пути к рынку.
Минский подшипниковый завод (МПЗ) является одним из ведущих поставщиков подшипниковой продукции в странах Восточной Европы и Азии и крупнейшим производителем роликовых сферических подшипников в СНГ.
Номенклатура производства постоянно обновляется. Основные программы развития продукции включают:
-сферические роликовые двухрядные подшипники в диапазоне наружных диаметров 62-100 мм и 680-920мм;
-компактные самоустанавливающиеся роликовые однорядные подшипники с бочкообразными роликами,сочетающие свойства цилиндрических и сферических подшипников;
-конические роликовые подшипники с наружным диаметром 52-215 мм и др.
Все технические условия на подшипники качения, изготавливаемые заводом по ГОСТ 520-89 соответствуют международным стандартам ИСО 492-92,199-79. Эксплуатационные характеристики подшипников соответствуют международным стандартам ИСО 76-87, 281-89.Система качества МПЗ подтверждена сертификатом КЕМА (Голландия) о соответствии требованиям ИСО 9001.
В 2007 г. по экспортным операциям ОВЭС в страны дальнего зарубежья через внешнеторговую сеть МПЗ было продано 1,58 млн. шт. подшипников на общую сумму 5,41 млн. долл. США. Объем экспортных операций ОВЭС с оффшорными компаниями составил 860,8 тыс. долл. США, в том числе поставки в страны СНГ (Россия и Украина) составили 383,2 тыс. долл. США, поставки в страны дальнего зарубежья составили 477,6 тыс. долл. США. Общий объем экспорта по статистической форме 4-ВЭС вместе с поставками продукции в страны дальнего зарубежья по договором УМТО, составил 6414,3 тыс. долл. США. При этом объем экспортных поставок УМТО в страны дальнего зарубежья составил 775,7 тыс. долл. США.
Объем экспортных операций по всем контрактам ОВЭС за отчетный год составил 1,71 млн. шт. подшипников на общую сумму 6,27 .млн. долл. США.
В табл. 1 представлены данные о выполнении установленных показателей по экспорту с учетом корректировки контрольных показателей плана продаж в IV квартале 2007г.
Табл.1
Выполнение контрольных показателей плана продаж*
подшипников на 2007г. (тыс. шт.)
Конструктивная группа подшипников |
Бизнес-план |
Факт |
Выполнение |
|
Роликосферические подшипники Шариковые подшипники Прочие подшипники |
240 1265 100 |
314,2 1302,6 94,5 |
131% 103% 95% |
|
Всего: |
1605 |
1711,3 |
107% |
* С учетом корректировки показателей в IV кв. 2007г.
Следует отметить значительное перевыполнение контрольного показателя объема продаж роликосферических подшипников. Объем заказов превышал на 30-50% производственные возможности МПЗ. Планирование производства подшипников было направлено на обеспечение текущих поставок. В результате резко сократились производственные запасы на складе сбыта. Так, на начало 2007г. на складе сбыта имелось: роликосферических подшипников 54,4 тыс. шт., шариковых - 135 тыс. шт., прочих - 136 тыс. шт. К концу 2007г. производственные запасы снизились по роликосферическим подшипникам до 29,5 тыс. шт. или на 46%, по шариковым - до 47,3 тыс. шт. или на 65%, по прочим подшипникам - до 86,1 тыс. шт. или на 37%.
В соответствии с требованиями рынка, а особенно потребителей из стран дальнего зарубежья, предприятие в последние годы увеличивает производство ролико-сферических подшипников (в 2007 году по сравнению с 2006 объем производства ролико-сферических подшипников вырос на 10%).
К концу 2007г. производственные запасы снизились по роликосферическим подшипникам до 29,5 тыс. шт. или на 46%, по шариковым - до 47,3 тыс. шт. или на 65%, по прочим подшипникам - до 86,1 тыс. шт. или на 37%.
Табл. 2.2
Производство подшипников на экспорт
Наименование цеха |
План производства |
Фактический объем производства |
Выполнение |
|
ЦРП-1 |
30221 |
33082 |
109% |
|
ЦРП-2 |
205000 |
242935 |
118% |
|
В т.ч. р/сф. п/ш |
188800 |
238375 |
126% |
|
ШПЦ |
1441500 |
1086662 |
75% |
|
ЦИП |
205500 |
31650 |
15% |
|
ВСЕГО |
1882221 |
1394329 |
74% |
|
В т.ч. р/сф. п/ш |
219021 |
271457 |
124% |
В Приложении №1 приведены данные о ежемесячных объемах продаж подшипников по всем контрактам ОВЭС в натуральном выражении, в Приложении №2 - в стоимостном выражении.
Экспорт в страны дальнего зарубежья через внешнеторговую сеть МПЗ за 2007г. увеличился по сравнению с 2006г. на 4% (См. рис. 1).
В 2007г. дистрибьюторам в Польше и ОАЭ были предоставлены дополнительные скидки для повышения их конкурентоспособности по отношению к торговым компаниям, реэкспортирующих подшипниковую продукцию с внутреннего рынка в страны дальнего зарубежья. В результате средние экспортные цены на роликосферические подшипники по итогам 2007г. понизились по сравнению с уровнем 2006г. на 6%. Таким образом в ценах 2006г. продажи могли составить - 5,5 млн. долл. США.
В Табл. 2 представлена структура продаж подшипников через внешнеторговую сеть МПЗ в страны дальнего зарубежья по конструктивным группам. Как следует из приведенных данных, основу экспорта составляют продажи роликосферических подшипников. В 2007г.. удельный вес роликосферических подшипников в стоимости экспорта составил 86%. Для сравнения: в 2006г. - 81%, в 2005г. - 76%, в 2004 г. - 74%, в 2003 г. - 77%. Увеличение удельного веса продаж роликосферических подшипников обусловлено, с одной стороны, значительным увеличением объемов сбыта роликосферических подшипников (на 26% по сравнению с 2006г.), с другой стороны, плановым сокращением объемов продаж шариковых подшипников из-за из чрезвычайно большой убыточности.
Низкие цены на шариковые подшипники, сложившиеся на мировом рынке вследствие значительного превышения предложения над спросом, не позволяет покрывать даже прямые затраты на производство шариковых подшипников.
Продажи подшипников других конструктивных групп на мировом рынке весьма ограничены в силу двух причин:
ограниченность технического применения подшипников (игольчатые и карданные);
неконкурентоспособность по ценам (конические, шарнирные).
Тем не менее некоторые типы игольчатых и карданных подшипников пользуются спросом на рынках Польши и Болгарии.
Конкурентов МПЗ на мировом рынке можно условно разделить на три группы:
Лидеры отрасли - подшипниковые компании индустриально развитых стран (торговые марки SKF, FAG, Timken, Torrington и т. д.). Компании владеют высокоценовым сегментом рынка.
Подшипниковые компании, владеющие среднеценовым сегментом рынка (торговые марки NTN, NSK, KOYO, ZKL и т. д.)
Подшипниковые компании, владеющие низкоценовым сегментом рынка (торговые марки MPZ, GPZ, URB, ZWZ, DYZV, LYC и т. д.).
Третья группа обслуживает экономных потребителей, весьма чувствительных к ценовому фактору и не столь притязательных к качеству продукции и к срокам поставки. Поэтому, маркетинговая стратегия третьей группы основывается на низкоценовом предложении товаров сравнительно удовлетворительного качества на льготных коммерческих условиях. Конкуренция носит характер ценовой войны в итоге которой победит сильнейший, имеющий источник дешевых материальных и энергетических ресурсов и финансовую поддержку третьих сторон. Это обстоятельство коренным образом отличает конкурентную борьбу внутри первых групп производителей. Здесь компании стремятся наращивать добавленную ценность. Поэтому эти компании и обслуживают потребителей мало чувствительных к ценовому фактору, но ценящих прежде всего не только высокое качество продукта и надежность поставки, но и дополнительный набор услуг, предоставляемый компаниями, в том числе и имидж торговой марки. Имидж торговой марки переносится на выпускаемую продукцию повышая ее статус в глазах потребителя.
Соотношение внешнеторговых цен МПЗ в 2007г. по сравнению с конкурентами третьей группы выглядит следующим образом:
ZWZ, DYZV, LYC 70 -- 110%
GPZ 80 -- 100%
URB 120 -- 140%
Качество подшипников МПЗ экспортного исполнения в целом обеспечивает конкурентоспособность МПЗ внутри третьей группы производителей. Однако действуя на низко ценовом сегменте рынка МПЗ не достигает положительной рентабельности экспорта в страны дальнего зарубежья. В то же время простое повышение ценового уровня снижает конкурентно способность МПЗ. Цена должна соизмеряться с ценностью продукта. Ключ к решению проблемы в том, чтобы повысить конкурентоспособность товара путем увеличения его ценности и индивидуализации торговой марки.
На предприятии сложилась сложная система цен, которая охарактеризована в Таблице .
Признак классификации |
Виды цен |
Максимальный разрыв |
|
По размеру реализуемой партии |
оптовые |
30% |
|
розничные |
|||
По странам |
экспортные |
15% (экспортные ниже) |
|
внутренние |
|||
По регионам |
региональные |
15-20% |
|
В зависимости от наличия скидки |
прейскурантные |
10% |
|
со скидкой |
|||
В зависимости от способа оплаты товаров |
денежные |
20% (бартерные выше) |
|
бартерные |
Основными поставщиками металла на завод являются российские металлургические заводы (Челябинский металлургический комбинат, ) ), а также польские металлоомбинаты. В 2007г. из Польши импортировано металлопродукции и оборудования на сумму 272,6 тыс. долл. США. За валюту импортируется также некоторое оборудование и инструменты из Германии. В 2007 году объем импорта составил всего 634,6 тыс. долларов, что составляет 9% от объема внешнеэкономической деятельности.
Потребителями продукции МПЗ являются заводы Беларуси (Тракторный завод, автомобильный, велозавод, ), заводы стран СНГ и дальнего зарубежья.
ОАО МПЗ постоянно поддерживает старые связи с потребителями и устанавливает новые. В 2007г. ОАО "МПЗ" посетили 49 иностранных делегаций из 21 страны: Германии, Болгарии, Юж. Кореи, Вьетнама, США, Турции, Ливии, Словакии, Туниса, Швеции, Италии, Испании, Югославии, Египта, Бразилиии, Индии, Бангладеша, Ирана, Таиланда, Польши, Франции.
Для сравнения в 2006 г. МПЗ посетили иностранные делегации из 18 стран мира: Болгарии, Чехии, Польши, Словакии, Германии, Турции, Непала, КНР, Сингапура, Италии, ОАЭ, Швеции, Швейцарии, Австрии, США, Нидерландов. Общее количество участников иностранных делегаций составило 63 человека.
В 2007 г. было командировано в страны дальнего зарубежья 76 чел. В составе 21 делегации в 12 стран мира: Германию, Польшу, Италию, Испанию, Индию, Словакию, Югославию, Китай, Литва, Болгария, Иран, США. В 2006г. было командировано в страны дальнего зарубежья 95 чел. в составе 25 делегаций в 13 стран мира: Франция, Болгария, Германия, США, Израиль, Литва, Польша. При этом было обеспечено оформление необходимых документов: визы в посольствах иностранных государств для 16 командировок и т. д.).
В 2007 г. работники бюро подготовили и организовали участие специалистов завода в 11 выставках, в т.ч.:
одна в Беларуси: г. Минск "БелАгро-2007"
шесть в СНГ: г. Ташкент "OGU-2007 - Нефть и газ"
г. Москва "Металлообработка-2007г."
г. Новокузнецк "Уголь России"
г. Киев "Киевмаш-2007"
гг. Саратов, Пенза, Саранск "Беларусь-2007"
г. Казань "Беларусь-2007"
четыре в Дальнем Зарубежье:
"Металлургия, Китай2007" г. Пекин (Китай)
"78-я Познаньская международная ярмарка" г. Познань (Польша)
"Пловдивская ярмарка" г. Пловдив (Болгария)
"Тегеранская международная ярмарка" г. Тегеран (Иран).
В результате участия в выставках в странах СНГ получено дополнительно заказов на поставку продукции на общую сумму 61,5 млн. руб. РФ и 890 тыс. долл. США. В результате участия в выставках в странах дальнего зарубежья получено дополнительно заказов на поставку подшипников на общую сумму около 30 тыс. долл. США.
Государственное регулирование деятельности предприятия выражается в следующем:
установление плановых показателей по объему производства и объему продаж, обязательных к исполнению;
ограничение роста цен на внутреннем рынке и рынке стран СНГ - 2% в месяц;
установление обязательного объема продаж предприятиям Республики Беларусь (в рамках республиканской программы импортозамещения);
установление обязательного объема продажи валютной выручки государству (30%).
Госзаказов от государства предприятию не поступает. Налоговых льгот нет.
Научно-технический прогресс на предприятии.
Функции организации научно-исследовательских работ на ОАО МПЗ разделены между следующими такими подразделениями, как отделы главного конструктора, метролога, металлурга, технолога, испытательный нентр завода. Испытательный центр завода обеспечивает лабораторные, стендовые и натурные испытания качества подшипников на соответствие их действующим стандартам, международным тандартам и нормотивно-технической документации. Такие основные технические характеристики подшипников как статическая и динамическая грузоподъемность, определяющие работоспособность и ресурс подшипникового узла, рассчитаны на основании международных норм и подтверждены обширными испытаниями, постоянно проводимыми на МПЗ. Кроме того, на предприятии имеется собственный научно-исследовательский институт, который занимается разработкой новых типов подшипников. Недавно была выпущен первая партия новых закрытых подшипников, которые являются новым направлением в производстве подшипников.
Среди основных направлений НИР на предприятии можно выделить следующие:
разработка новых типов подшипников;
повышение эффективности производства;
разработка мероприятий по энергосбережению;
разработка мероприятий по совершенствованию технологических процессов.
Политика завода в области качества состоит в том , чтобы достичь успехов в бизнесе через удовлетворение потребителей. На предприятии разработана система качества, разработанная на базе международного стандрта ИСО 9001 и подтверждена сертификатом КЕМА (Голландия) . Разработкой политики в области качества, охватывающей все стороны деятельности предприятия, занимается Управление контроля системы качества. За качеством выпускаемой продукции следит отдел технического контроля.
В области технической политики на заводе уделяется предпочтительное внимание по вводу в производство высокопроизводительного оборудования, внедрению новых прогрессивных материалосберегающих технологий, расширению действующих, освоению новых и модернизации существующих конструкций, обеспечивающих получение максимально необходимой заводу прибыли.
Реализуются и внедряются мероприятия по повышению эффективности производства. За 2006 год в производство внедрено 180 основных и 14 дополнительных мероприятий, что в свою очередь обеспечило повышение экономической эффективности в объеме 134,6 млрд.руб.при предусмотренном планом 66,5 млрд.руб.
Внедрены следующие наиболее важные мероприятия:
-внедрение новой технологии опрессовки сепараторов конических подшипников снижена на 1,8 тыс. нормо-часов;
-внедрение ряда мероприятий,направленных на снижение технически неизбежных потерь при производстве клеммы пружинной КБ 65П. Эффективность от внедрения составляет более 4,8 млрд.руб и экономии 14 тонн дорогостоящего металлопроката;
-применение более экономичных профилей труб при производстве наружных колец шариковых подшипников типа 209А и 312А обеспечило уменьшение потребления труб при производстве в объеме 25 тонн и экономию более 10,0 млр.руб. денежных средств;
-внедрение изготовления пуасонов холодного выдавливания колец карданных подшипников из кованых заготовок позволило за счет увеличения их стойкости снизить расход быстрорежущей стали Р6М5 более 1 тонны,снизить трудоемкость и сэкономить более 1,5 млрд.руб.;
-за счет внедрения нового технического процесса изготовления поковок колецконических подшипников шариковой, конической и роликосферической групп на автоматической линии Л-309 достигнут экономический эффект в размере около 40,0 млрд.руб. Реализация мероприятий плана повышения эффективности производства и сертификации обеспечили заводу экономию 300,6 тонн металла, 3122,9 МВТ/час электрознергии, 857,0 Гкал теплоэнергии, снизить 27,0 куб.м.природного газа и 493,4 куб.м. расход сжатого воздуха, уменьшить трудоемкость изготовления излелий на 14,8 тыс. нормо-часов. Все это сопутствовало снижению на 1,2-1,5% себестоимости выпускаемой продукции.
В соответствии с долгосрочной программой “Импортозамещение” продолжались работы по созданию и освоению новых типоразмеров подшипников для конвейерных заводов РБ. Только для МТЗ освоено производство 11 типоразмеров.
ОАО МПЗ находится в непростом финансовом положении. Деятельность предприятия во многом зависит от работы металлургических заводов России, которые являются главными поставщиками материалов. В связи с тем, что предприятия-поставщики работают неритмично, ОАО МПЗ вынуждено покупать металл у фирм-перекупщиков по бартеру, из-за чего наблюдается недостаток так называемых «живых» денег. Но ситуация небезнадежна. Приток денежных средств на счета предприятия позволит ему заключать контракты с более надежными поставщиками и оздоровит финансовую систему предприятия.
Положительным моментом в планировании структуры текущих активов ОАО МПЗ является то, что на предприятии строго лимитируются такие статьи баланса, как «запасы и затраты» и «незавершенное производство», что позволяет не допустить омертвления оборотных средств и обеспечивает их оборачиваемость равную 120-150. дням. За последние 2 года наметилась устойчивая тенденция к ускорению оборачиваемости, которая в 2007 году составила 120 дней (для сравнения, в 2005 году она составляла 190 дней, а в 2006 году - 170 дней). Такая тенденция вызвана в первую очередь вызвана резким снижением готовой продукции на складах и увеличением объема реализованной продукции. На складах предприятия практически нет запасов готовой продукции, завод с трудом справляется с заказами на поставку. Инвестиции в активную часть основных фондов (в покупку нового оборудования, обновление старого) позволит предприятию увеличить выпуск продукции с 20000 шт. в год до 30000 и более шт. в год и тем самым обеспечит снижение постоянных издержек на единицу продукции.
Анализ рыночной устойчивости предприятия дает следующую информацию. Удельный вес собственного капитала в общей сумме источников (коэффициент автономии) составил 60%. В экономической литературе минимальное значение коэффициента автономии оценивается на уровне 0,5, то есть ОАО МПЗ в состоянии покрыть собственными средствами все обязательства. Кроме этого большое значение при проведении анализа финансового состояния имеет коэффициент финансовой устойчивости, который отличается от коэффициента автономии на величину долгосрочных финансовых обязательств. МПЗ последние 15 лет не брал долгосрочных кредитов, и значение коэффициента финансовой устойчивости на данный момент совпадает со значением коэффициента автономии. Такое соотношение данных коэффициентов характерно для предприятий, находящися в сложной экономической ситуации. Коэффициент самофинансирования оборотных средств (отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам) составляет 0.31.
Основными направлениями инвестиционной деятельности предприятия являются:
обновление основных фондов (оборудование изношено на 80%);
производство новых видов подшипников (закрытые и крупногабаритные подшипники);
производство приводных роликовых цепей.
Управление предприятием.
В 1991 году Минский подшипниковый стал арендным предприятием, а в 1999 был преобразован в открытое акционерное общество. На сегодня 30% акций предприятия принадлежит акционерам (трудовому коллективу), а 70% - государству. Управление заводом осуществляет общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция и директор.
Планирование.
Отдел экономики, труда и заработной платы (ОЭТиЗ) является самостоятельным структурным подразделением завода. ОЭТиЗ подчиняется непосредственно заместителю директора завода по экономическим вопросам.
Структура ОЭТиЗ:
Аппарат управления
Начальник отдела.
Заместитель начальника отдела.
Заместитель начальника отдела.
Заместитель начальника отдела- начальник бюро ценообразования.
Бюро нормирования и организации труда рабочих
Начальник бюро.
Инженер по нормированию труда 1 к.
Инженер по нормированию труда .
Экономист 1 к.
Инженер по нормированию труда 2 к.
Бюро организации управления и штатов
Начальник бюро.
Экономист 1 к.
Экономист 1 к.
Инженер по организации управления производством.
Инженер по организации управления производством.
Психолог.
Группа себестоимости и анализа
Экономист 1к.
Экономист 1к.
Экономист 1к.
Бюро разработки новых форм анализа
Начальник бюро.
Экономист.
Экономист.
Экономист.
Группа планирования нормативов и отчетности
Экономист 2к.
Экономист 1к.
Экономист.
Бюро ценообразования
Экономист 2 к.
Экономист 2 к.
Экономист 2 к.
Экономист 2 к.
Экономист .
Прочий персонал
Машинистка .
ЛИТЕРАТУРА
1. Производственные отчеты РУП «Минский подшипниковый завод» 2006, 2007 гг
2. Финансовые отчеты РУП «Минский подшипниковый завод» 2006, 2007 гг
3. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия машиностроительной отрасли. - М.: Экономика, 2007.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |