Реферат по предмету "Экология и охрана природы"


Социальная и прикладная экология



Министерство образования Республики Беларусь

РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ

НА ТЕМУ:

«Социальная и прикладная экология»

Выполнил:

Проверил(а):

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная и прикладная экология

1.1 Социальная экология

1.2 Прикладная экология

Заключение

Литература

Введение

Экология (от греч. -- дом, жилище и наука ) -- это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой. Впервые термин и общее определение экологии дал немецкий биолог Эрнст Геккель (1866г.) в своём капитальном труде “Всеобщая морфология организмов”.

В настоящее время отмечается разнообразие в толковании самого термина «экология»:

1) экология -- одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

2) экология -- комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества;

3) экология -- особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);

4) экология -- совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).

Выделяют крупные подразделения: общая экология (биоэкология - биологическая дисциплина, исследующая закономерности жизни экосистем, популяций и отдельных организмов), геоэкология, прикладная экология, экология человека и социальная. Классификация био-экологии по уровням биотических систем представлена аутэкологией (особей и организмов), синэкологией (экология сообществ), популяционной экологией и пр. В последние годы в связи с возникшими глобальными экологическими проблемами особую актуальность приобретает прикладная экология с различными направлениями. Поэтому экология создает фундамент для решения проблем в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, что необходимо для создания благоприятных условий существования человеческой цивилизации. Американский эколог Ю. Одум (1986) писал: “Когда “наука о доме” (экология) и наука «о ведении домашнего хозяйства» (экономика) сольются, и когда предмет этики расширит свои границы, и включит в себя наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами насчет будущего человечества»

В данной работе рассмотрим понятия прикладная и социальная экология.

С точки зрения основного содержания предмета «Общая экология» есть не что иное, как экология природных систем и учение о природной среде, а «Социальная и прикладная экология» - экология измененных человеком природных систем и среды, или экология природно-антропогенных систем и учение о природно-антропогенной (иногда техногенной) среде.

Глава 1. Социальная и прикладная экология

1.1 Социальная экология

Экология социальная -- раздел экологии, исследующий отношения между человеческим обществом и окружающей географически пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных факторов на здоровье человека и на генофонд человеческих популяций. Внутри социальной экологии различают: экологию личности, экологию культуры, этноэкологию и др. Так, экология культуры занимается сохранением и восстановлением различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории (памятников архитектуры, парков, музеев и др.). Этноэкология изучает взаимосвязь населения с географической средой, формирующей этнос в ходе исторического процесса. Экология народонаселения рассматривает связи между процессами, возникающими в человеческих популяциях под влиянием меняющейся природной и социально-экономической среды в более коротком интервале времени[1, стр.34].

Экология человека (антропоэкология) - комплексная наука (часть социальной экологии), изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой обитания. Важнейшей её задачей является раскрытие закономерностей производственно-экономического, целевого освоения и преобразовывания природных ландшафтов под воздействием деятельности человека. Термин введен амер. учеными Р. Парком и Э. Бюргессом (1921) [3, стр.65].

Глобальная экология - комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные её изменения под влиянием деятельности человека. Глобальная экология призвана изучать взаимоотношения человечества с окружающей средой в планетарном масштабе. Это связано с тем, что возникли негативные экологические последствия воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами. Антропология - наука об изменчивости внутри родов, видов и видовых особенностей семейства гоминидов. В антропологии привлекаются данные биологии, молекулярной биологии, генетики, химической палеогенетики, палеогеографии, археологии, геологии и т.д. Она включает изучение биологических (морфологических и физиологических) особенностей Homo sapiens и его ископаемых предков и занимает особое место в системе естественных и социальных наук о человеке [2, стр.23].

Проблемы исторических и социальных условий происхождения человека и систематики рода Homo находится в стадии становления. Среди ученых, не только антропологов и палеогеографов, нет единого мнения ни о времени происхождения человека, ни о его предках. С биологической точки зрения это один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов.

В позднем миоцене (11-12 млн. лет) отделилась антропоидная линия, состоящая из двух родов Australiopithecus и Homo (В. Грант) . Род Homo лишь последнее звено той ветки эволюции высших приматов, которая в своей совокупности составляет семейство гоминидов. Это семейство как ветвь эволюции, которая после своего отделения, привела к современному человеку.

Человек как биологическое существо был обречен на вымирание. Его инстинкты были слабо развиты. Человек не был достаточно укоренен в природе и погиб, если бы не обладал некоторой цепкостью, обусловленной наличием разума и способностью к обучению. Человек неосознанно подражал животным, что не было заложено природой, но оказалось спасительным его достоинством.

Между человеком и реальностью его бытия возникло огромное пространство. Произошло как бы удвоение реальности, что получило отражение в сфере мысли, сознания. Это пространство можно назвать культурой, где раскрывается творческий потенциал человека. Своеобразие человека в его способности преодолеть собственную видовую ограниченность. Трехмерная стихия-первое условие прогрессивного развития мозга; второе условие - наличие рук; третье условие - социальный строй жизни и система информатики, вынесенная за пределы мозга как его продолжение. Значения, опыт, передача их из поколения в поколение стало одним из решающих факторов социальной среды и наряду с естественным отбором дало большую форму Homo sapiens в борьбе за существование. В. Грант (1991) считает, что решающее отличие человека от животного - культура. Человек-это существо, наделенное культурой. Ни одно животное не создало своей второй природы. Это - прерогатива человека, это - плод его культурной эволюции.

Генетическое исследование человеческих рас (негроидной, монголоидной, европейской, австралоидной и американской) показывали, что 97% генов у них идентичные. Это свидетельствует об огромном единстве и однородности человечества. Понятие раса-функция климата и среды обитания отдельной популяции. Разделение на расы лишено было идеологического смысла.

Организм человека развивается неравномерно, по своей специфической временной шкале, отвечающей развертыванию ряда чисел Фибоначчи. Периодичность в жизни человека очевидна. Критические возрасты отвечают следующему ряду: 1,3,5,8,13,21,34,55,89. Младенчество-до года; 1-8-детство; 8-13-отрочество; 13-21-юность; 21-34-молодость; 34-55-зрелость; 55-89-старость. Периодичность возрастов женщин (ряд Люка): 1,3,4,7,11,18,29,47,76,123. Младенчество - до года; 1-7-детство; 7-11-отрочесто; 11-18-юность; 18-29-молодость; 29-47-зрелость; 47-123-старость. Женщины стареют раньше мужчин на 6-8 лет.

Вечной целью человека, стратегией его жизни была независимость от среды обитания, что продиктовано устремлением животного к самосохранению. Естественно, что по мере развития культурной эволюции она помогла человеку в усилении своей независимости. Труд всегда был и остается сознательной деятельностью человека, а человек - субъект труда. Существует биологическая сторона человека как личности. Специфика генетической программы человека такова, что в одинаковых условиях рождаются различные индивидуумы, личность и форма социального поведения которых базируется на работе многих генов. Этот генофонд рассматривается как совокупный генетический материал определенного этноса. Анализ эволюционного процесса показал, что эволюция живого материала не завершилась появлением человека и на нем она не остановится. Ныне современная наука - это сложная система человеческих знаний - условно подразделяется на 3 группы: естественных, общественных и технических наук. В ХХ веке дифференциация науки диктуется необходимостью высокого профессионализма, знания конкретных деталей, без которых невозможны исследования.

Человеку как существу социальному изначально были присущи два рода потребностей: биологические (физиологические) и социальные (материальные и духовные). Одни удовлетворяются в результате затрат труда на производство продуктов питания, материальных и духовных ценностей, другие-человек привык удовлетворять бесплатно; это потребности в воде, воздухе, солнечной энергии и т.п. Назовем последние экологическими, а первые - социально-экономическими потребностями. Человеческое общество не может отказаться от использования природных богатств. Они всегда являлись и будут являться материальной основой производства, смысл которого и заключается в преобразовании различных природных ресурсов в потребительские блага. К вопросу об “экологизации” потребления можно подходить с разных позиций: физиологических, нравственных, социальных, экономических. Для любого общества управление ценностной ориентацией потребления - одна из наиболее сложных социальных задач. В настоящее время цивилизация переживает ответственейший период своего существования, когда ломаются привычные стереотипы, когда приходит понимание того, что удовлетворение бесчисленных запросов современного человека вступает в острый конфликт с первоосновой потребностей каждого - сохранением здоровой среды обитания. Трудности, порождаемые развитием цивилизации, растущая деградация природной среды и ухудшение условий жизни людей порождает необходимость действовать, искать новые концепции общественного развития.

1.2 Прикладная экология

Прикладная экология - изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу составляет система обще экологических законов, правил и принципов.

Прикладная экология» призвана решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления природными системами (экосистемами) и способы «экологизации» различных видов деятельности человека.

Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:

прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

улучшение качества окружающей природной среды;

сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районов.

Экология прикладная -- раздел экологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем охраны окружающей среды (защита от загрязнения среды токсикантами, рациональное использование природных ресурсов, совершенные технологии в различных отраслях хозяйства и др.). В настоящее время в прикладной экологии довольно успешно развиваются следующие направления: промышленная (инженерная), технологическая, сельскохозяйственная, медицинская, химическая, рекреационная и др.

Заключение

Социальная экология и прикладная экология входят в структуру общей экологии.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека.

Прикладная экология призвана решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления природными системами (экосистемами) и способы «экологизации» различных видов деятельности человека.

«Социальная и прикладная экология» - экология измененных человеком природных систем и среды, или экология природно-антропогенных систем и учение о природно-антропогенной (иногда техногенной) среде.

Литература

Радкевич В.А. Экология: Учебник. / Радкевич В.А.- 3-е изд., переработано и дополнено - Мн.: Высшая Школа, 1997 г.-354 с.

Киселёв В.Н., Основы экологии: Учебное пособие / В.Н. Киселев- МН.: 1998 г.-564с.

Чернова Н.М., Былова А. М., Экология: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. институтов / Н.М.Чернова, А.М. Былова - 2-е издание, переработанное - М.: Просвещение, 1988 г. - 345с.

www. ecology.by. Социальная и прикладная экология.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.