Реферат по предмету "Педагогика"


Социальная работа в школе

Содержание
Введение
Глава I.Теоретические основы работы социального педагога в школе
1.1 Особенности социальной работы в образовательномучреждении
1.2 Сущность работы социального педагога в образовательномучреждении
1.3 Функции, методы и формысоциальной работы в школе
1.4 Учреждения социального обслуживания, профилактики иреабилитации семьи и детей
Глава II. Анализработы социального педагога моу «сош № 5» города лянтор
2.1 Социально-воспитательное направление работы социальногопедагога школы №5
2.2 Адаптация и социализациядетей из семей мигрантов
2.3 Модель организации социокультурного пространства МОУ«ЛСОШ №5»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Социальная работа в системе образования — важнейшаясоставная часть пространства социальной работы. Социальная работа в системеобразования как самостоятельное направление деятельности только начинаетскладываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в даннуюсферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию — развитиеличности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное ихудожественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силыдля обеспечения материальных и духовных потребностей общества.
Актуальность темы исследования обозначена тем, что в нашейстране вопрос социальной работы стоит еще пока не на должной высоте. В первуюочередь проблемы очень сильно отражаются на детях. Очень важна социальнаяработа в школе. Социальные работники все активнее участвуют в процессесоциализации и формировании личности. В нашей стране в системе образованиятрудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детями взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.
Социально-экономическая нестабильность последних лет привелак ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное,к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы молодежи, требуетпристального внимания. Потом в общеобразовательных школах появился социальныйпедагог, на плечи которого легло много сложных проблем.
Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессеобучения в школе:
Проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания иведения социальных служб — детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных инеблагополучных семей.
Проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамкичисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых ипрактически не решаемых социальных проблем.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Принятовыделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, икоторые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательногоплана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети непросто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенноотстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторамотносятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов,отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. к внутренним факторамотносятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состоянияздоровья. [1]
Социальная педагогика как практическая деятельность ориентированав основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам нев состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачустремится выполнить социальный педагог.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание восновном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и ихродители, применив альтернативные концепции к их устранению.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что социальнаяслужба в школе предназначена для организации активного сотрудничества какшкольной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так ивнешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной,всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностныхправ и предупреждения их нарушения.
Объектом данного исследования является работа социальногопедагога в учреждениях образования, а предметом — формы, содержание, методы итехнологии работы социального педагога.
Цель исследования — представить опыт работы социального педагогав школе.
Задачи исследования:
1. разработать критерии и условия повышения эффективностидеятельности школьного социального педагога;
2. установить каким должно быть направление работысоциального педагога, какие методы будут применяться;
3. изучить воспитательную работу как один из аспектовдеятельности школьного социального педагога;
4. исследовать опыт совместной работы школы и социальныхинститутов общества.
В ходе исследования использовались следующие методы: изучениешкольной документации, беседа с социальным педагогом, рассмотрение личных дел,присутствие на беседе социального педагога со своими подопечными.
Базой проведения исследования являлась МОУ «Средняяобщеобразовательная школа №5» города Лянтора.
Глава I. Теоретическиеосновы работы социального педагога в школе1.1 Особенности социальной работы в образовательномучреждении
Проблема развития социальной педагогики в России оченьактуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась внашей стране лишь около десяти лет назад.
Социальный педагог — призван объединять усилия семьи, школы,общественности, для оказания помощи ребенку. Социальная педагогика какпрактическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей.Социальный работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимся вжизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека ксоциальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические,психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели,раскрытию потенциальных возможностей человека.
И социальный работник, и социальный педагог в системеобразования способствует более уверенному переходу от методов борьбы снеблагополучием к методам социальной превенции.
В настоящее время введение ставок социальных педагогов вштатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии состатьей 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога — организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогическойработы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (ПостановлениеПравительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052). Знание законов РоссийскойФедерации о развитии образования помогает социальному работнику успешноисполнять свои функции. Так в законе «Об образовании» (1992г) иФедеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации „Об образовании“ (новая редакция закона от 13 января 1996г)в разделе 2 „Право на образование“ (ст.5 „Государственныегарантии прав граждан Российской Федерации в области образования“) записано:
»…государство гарантирует гражданам общедоступность ибесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования и начального профессионального образования, а также на конкурснойоснове бесплатного среднего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, еслиобразование данного уровня гражданин получает впервые…" (п.3);
"…В целях реализации права на образование граждан,нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несетрасходы на их содержание в период получения им образования. Категории граждан,которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источникиустанавливаются федеральным законом." (п.5);
"…Государство оказывает содействие в полученииобразования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредствомпредставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии дляобучения за рубежом. Критерии и порядок представления таких стипендийустанавливаются правительством РФ…" (п.6).
Необходимая социальная помощь может быть оказана на любомобразовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9классов); среднего (полного) общего образования (10-11 классов); начальногопрофессионального образования; высшего профессионального образования; припослевузовском продлении профессионального образования. [2]
Федеральный закон «О высшем и послевузовскомобразовании» (1996 г) предоставляет социальному работнику возможностьзащищать права граждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.
Социальный работник должен быть хорошо осведомлен в рядевопросов:
Он обязан знать, что является образовательным учреждением — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее однуили несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание, ивоспитание обучающихся воспитанников";
Какими могут быть формы учреждений: «образовательныеучреждения по своим организационно правовым формам могут быть государственными,муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных ирелигиозных организаций (объединений))»;
На все ли формы образовательных учреждений распространяетсядействие российского законодательства («действие законодательстваРоссийской Федерации в области образования распространяется на всеобразовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо оторганизационно-правовых форм и подчиненности»).
Эти сведения содержатся в упомянутом Федеральном законе«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Обобразовании“ (ст.12).
Осуществляя деятельность в условиях образовательныхучреждений любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работникдолжен быть осведомлен:
Кто именно, в силу, каких именно причин, и в какой именносоциальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер);
В какой именно части право человека оказалось ущемленным.
Известно, что главная цель социальной работы — способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению игармонизации его социальных потребностей, гармонизации потребностей человека иобщества.
В современных условиях в работе различных структур в областисоциальной защиты определились основные направления социальной работы, которойзанимается и социальный педагог:
Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия ильготы, помощь в быту);
Организация социальной заботы (работа с людьми, подборсотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
Влияние на человека.
Процесс влияния на человека — это процесс педагогического ипсихологического воздействия.
Цель современного образования в Российской Федерациисводится к созданию системы образования, удовлетворяющей потребности населенияв разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей,на основе широкого использования местных ресурсов, культурных и историческихтрадиций.
Педагоги понимают под образованием единство трех процессов:
Обучение,
Воспитание,
Развитие,
в специально созданных условиях с целью передачи и усвоениясоциального опыта.
В целом образование рассматривается как главное условие, прикотором индивид усваивает социальную традицию, получает возможность обрестисубъектность (ответственное отношение к собственной жизни) и самореализовыватьсяв определенной деятельности.
Сегодня образование, взяв в своей деятельности, какпервостепенное, воспитание ребенка, формирование личности, изменяет своесодержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог,- это школа, и его работа в школе — особый вопрос.
В настоящее время значительная часть молодежи связываетличный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматриватьего как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности.
Условия для успешного развития системы образования:
Современная система образования нуждается в духовно развитыхкомпетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовностьвызывается духовностью.
В современной ситуации общественного развития человеку важнореализовываться в качестве творца собственной судьбы и импровизатора в выборесредств самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи.
Образованным сегодня может считаться человек: который всостоянии воспринять все, что захочет и что ему покажется нужным, не нарушаяпри этом прав других людей; который знает, как и откуда извлечь нужные емузнания, и каким образом претворить их в четкий план действий.
Социальный работник призван не только выполнить вобразовании миссию социального реабилитолога, но и инициировать в нем процесссоциальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательныхучреждений новейшими социальными технологиями.
Деятельность специалиста по социальной работе в учрежденияхсистемы дошкольного образования зависит:
От возрастных особенностей детей-дошкольников;
От научных представлений о необходимых условиях,способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему.
Предметом заботы социального работника являются:
Потребности дошкольников и возможности их родителей,особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игроваядеятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпитматериальные и социальные лишения.
Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательногоучреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующиеполномочные социальные инстанции. В период включения ребенка в системудошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии- физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальныйработник должен организовать помощь своему подопечному, привлекаясоответствующих специалистов — медицинских работников, психолога, социальногопедагога, милиционера и т.д., — и таким образом своевременно устранить симптомынеблагополучия.
В соответствии со ст.18, раздела 2 упоминавшегося Закона»Об образовании" родители являются первыми педагогами. Они обязанызаложить основы физического, нравственного и интеллектуального развитияличности ребенка в раннем возрасте".
Социально-педагогическая деятельность — это социальнаяработа, включающая и педагогическую деятельность. Можно обозначитьсоответствующие рабочие поля:
Дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях,детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах ит.д.);
Работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организациядосуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающемупоколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.);
Воспитание в детских домах и приютах (воспитание,сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитиесамостоятельности и т.д.);
Формы, содержание методы обучения взрослых (профессиональноеобучение и образование, социальная работа на предприятиях, организациясамопомощи, семейные консультации и т.д.);
Социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощьв решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);
Социальная работа в школе.
Направления деятельности по социальной работе в учрежденияхдошкольного образования преимущественно носит:
организационно-профилактический характер:
выявление детей с симптомами социального неблагополучия
выяснение причин неблагополучия
организация системы адресной социальной помощи детям.
Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальныйработник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне,руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворитьпотребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. Учителя необязаны, стремится устранять причины бедности, девиантного или делинквентногоповедения своих учеников, так же как и другие симптомы их социальногонеблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положениеребенка в школе и классе его нужды и беды, поощряет родителей максимальноиспользовать образовательные возможности школы, например, возможность наладитьмежличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участиев общественной акции, организуемой социальным педагогом, использоватьвозможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особыеспособности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.д.
В должностные обязанности социального работника, осуществляющегосвои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также заботао детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи иподдержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, системаобразования в котором в большей степени соответствует его особенностям, вчастности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье,являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей,отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихсяпредставителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявлениедетей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса обих обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаевжестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфереобразования) и родителям (в использовании социальных привилегий,предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебыучащихся, т.е. обучение эффективным методом решения бытовых проблем, а такжеразличных массовых мероприятий — благотворительных ярмарок, аукционов, акциймилосердия и др.
В современный период можно перечислить следующие организациии учреждения, где актуально присутствие социального педагога:
в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучныхсемей;
в школах-интернатах, детских домах, приютах;
в лесных школах, детских санаториях;
в социально-образовательных центрах;
в реабилитационных и коррекционных центрах;
в культурных центрах, центрах досуга;
в летних лагерях труда и отдыха.
1.2 Сущность работы социального педагога вобразовательном учреждении
Содержание работы социального педагога в соответствии сквалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью.Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляетсобой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальнойзащите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Социальный педагог организует и проводит консультации повопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможныеварианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечиваетсоциальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовыхвозможностей и средств.
Основные должностные обязанности социального педагогасостоят из:
Организации воспитательной работы в классе;
Направления на формирование общей культуры личности;
Адаптацию личности к жизни в обществе;
Уважение к окружающей природе;
Изучение психолого-педагогических особенностей личности и еемикросреды, условий жизни;
Выявление интересов и потребностей воспитанников;
Раскрытие проблем, конфликтных ситуаций;
Изучение отклонения в поведении;
Оказание своевременной социальной помощи и поддержкиобучающимся и воспитанникам
Выступать посредником между личностью и образовательнымучреждением, семьей, средой, органами власти;
Способствовать реализации прав и свобод обучающихся;
Создавать комфортную и безопасную обстановку, обеспечиватьохрану жизни и здоровья обучающихся;
Создавать условия для развития талантов, умственных ифизических способностей обучающихся во внеурочное время;
Взаимодействовать с учителями, родителями (лицами ихзаменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных службзанятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся вопеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, атакже попавшими в экстремальные ситуации;
Участвовать в разработке, утверждении и реализацииобразовательных программ учреждения, нести ответственность за качество ихвыполнения в пределах своей компетенции;
Проводить периодические рейды в семьи учащихся.
Направления работы социального педагога:
Работа с детьми «группы риска»;
Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;
Профилактика бродяжничества;
Работа с детьми-сиротами;
Работа с детьми, находящимися под опекой;
Работа с неполными семьями;
Работа с детьми, родители которых алкоголики;
Работа с детьми-активистами;
Работа с детьми-инвалидами и т.д.
Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами:
Алкоголизм.
Наркомания.
Табакокурение.
Социальная депрессия.
Бродяжничество.
Безработица.
Инвалидность.
Вынужденная миграция.
Стихийные бедствия.
Душевные потрясения.
Социальная дезадаптация.
Школьный социальный педагог — в организации своей работыуделяет особое внимание защите ребенка от родительской жестокости, эгоизма,вседозволенности.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощидетей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могутусвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективесверстников в школе или семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками,школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего онисостоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это детиодаренные.
Социальный педагог становится организатором внеурочноговремени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Онкоординирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, сокружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Социальныйпедагог периодически информирует педагогический коллектив школы опсихологическом климате в классах, о каждом трудном ребенке и об оказании емупомощи. Детей, исключенных из школы, социальный педагог помогает устроить вдругую школу.
Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения иотношения людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит»на их решение социальных работников, специалистов различного профиля иведомственной подчиненности.
Социальный педагог выполняет посредническую функцию вустановлении связей и контактов семьи и специалистов — психологов, социальныхработников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Дляэтого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальнымислужбами микрорайона, района, города, учреждениями и общественнымиобъединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административныхорганов, их местонахождение и телефоны. Социальный педагог оформляетсберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумагобучающихся — сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителемобразовательного учреждения и того или иного обучающегося или сотрудника всудебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшимв трудную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяетзадачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных исоциальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прави свобод граждан.
Социальный педагог должен быть посредником, привлекаямедиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должензнать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведениедо самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои иистязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж досовершеннолетия.
Социальный педагог должен знать об охране материнства идетства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Онтакже должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей,особенности семей с приемными детьми.
Социальный педагог сталкивается с проблемой лишенияродительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когдародители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют наразвитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенокопределяется в детский дом, на опеку или попечительство.
Социальный педагог должен знать об уголовной ответственностиподростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутсясудебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д. Социальный педагог,работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующейдокументацией:
1. Тексты административных документов посоциально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлениюправ ребенка;
2. Должностная инструкция;
3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц,неделю;
4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц,утвержденный руководителем учреждения;
5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальныхконсультаций для отдельных групп населения;
6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальнымнаправлениям социально-педагогической работы;
7. Документация: по учету правонарушений, отклонений вразвитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательныхмаршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле;
8. Документация по вопросам опеки и попечительства,регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка ворганах МВД и судебных органах;
9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешениепоставленных ими проблем;
10. Данные по изучению социального состава семей,социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей,учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
11. Учет мер по социальной защите детей из социальнонеблагополучных семей;
12. Методические рекомендации для родителей;
13. Методические рекомендации для классных руководителей,учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов вмежличностных отношениях;
14. Систематизированная информация по городским и районнымслужбам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
При работе с клиентами в обязанности школьного социальногопедагога входит:
Обеспечение педагогической направленности содержания, форм,методов, используемых в ходе работы;
Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющихна личность, его интересы, потребности;
Организация социально-педагогической деятельности в социуме,различных видов сотрудничества детей и взрослых;
Содействие детям и взрослым в решении личных и социальныхпроблем, предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;
Представление и защита интересов детей, их семей вовзаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказываетсодействие в повышении социального статуса семьи.
Если обобщить всю деятельность социального педагога, то онадолжна способствовать созданию обстановки психологического комфорта ибезопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья,установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Чтобыобеспечит разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилиявсего общества, всех государственных и общественных структур.1.3 Функции, методы и формы социальной работы вшколе
В условиях школы применяются различные смежные подходы,имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иныевоздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, гдесоциальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб.
Социальная служба в школе предназначена для организацииактивного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников иродителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказанияреальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям иучителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Онавыполняет следующие функции:
Выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантиикаждому члену школьного коллектива;
Охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;
Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизниучащихся;
Оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
Налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактампсихического насилия над личностью;
Изучает общественное мнение в школьном коллективе;
Организует социально-психологическую и правовую консультациюдля учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
Разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьникамии педагогами, учениками и родителями;
Организует работу школьного телефона доверия;
Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого еечлена.[3]
Основными принципами деятельности социальной службы являются:
Многофункциональность — выполнение комплекса разнообразныхмер по охране и защите прав личности школьника и педагога;
Объективность — учет как можно большего числа факторов существованияи развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятыхрекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, еенравственную и моральную позицию;
Коммуникативность — организация системы взаимосвязи с администрациейшколы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами,местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информациио жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с цельюсвободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождениясредств квалифицированной помощи;
Интеграция — полученная информация должна аккумулироваться взамкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимностьреспондентов;
Оперативность — быстрое разрешение или профилактикасоциальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у даннойличности;
Автономность — социальная служба должна быть независимой отадминистративных школ, органов управления образования и других властных структур;
Репрезентативность — представительство во всех социальныхгруппах школьников и учет их интересов;
Адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертностии быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойствличности и коллектива.
Социально-педагогический модуль при школе создается с цельюоказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении попричинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевойсферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности ккоммуникации.
Его задачами являются:
Ранее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении ивоспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий дляослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;
Оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работес детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;
Проведение специальной работы с детьми, направленной накоррекцию имеющихся у них недостатков;
Обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих ихвозможностям.
К основным направлениям социально-педагогического модуляотносятся:
Социальная, педагогическая и психологическая диагностикадетей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;
Социально-психологическая поддержка трудного ребенка и егосемьи;
Социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющихотклонения в развитии, в школе и семье;
Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитацияв семье и школе. [4]
Школьная психологическая служба. Осуществлениеинтегративного консультационного подхода предполагает наличие какпсихологических, так и социально-теоретических и педагогических знаний.
Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована напроблемах отдельного ученика. Педагог-консультант исследует общие отклонения отнормы, нарушения в поведении учащегося. В его обязанность входит оказаниепомощи в конкретном случае, помощь в учебном процессе, предоставлениеконсультаций по отдельным учебным дисциплинам.
Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка,профессионально ориентированные занятия и практика. К недостаткам многих школотносится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или инойпрофессии, профессиональная ориентация в целом начинается слишком поздно. Школьнаяслужба социальной работы призвана обеспечить контакты школы с организациями иучреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.
Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами: школьноесамоуправление. Учащиеся школы и их родители составляют две важнейшие группы,обусловливающие учебный процесс, включая каждое занятие, и все усилия по «вторичной»социализации. В поле деятельности школьной социальной работы входит любаяпопытка привлечь учеников и их родителей к активному и ответственному участию вжизни школы. Новые формы групповой работы с родителями, организациясотрудничества самих родителей имеют такое же большое значение, как и самоорганизующиесягруппы школьников, их самодеятельность, ученические газеты и т.д. различиеинтересов разных групп способствует развитию процессов демократизации в школе.
В свете новой педагогической парадигмы миссия социальногопедагога состоит в том, чтобы защищать права и свободы юного человека,создавать соответствующие ситуации для осознания им своих нужд, интересов,потребностей и ресурсов для их удовлетворения.
Необходимо также назвать и такие сферысоциально-педагогической работы, которые оказывают влияние на формированиесоциальной работы в школе, хотя и не имеют прямых институционных контактов сошколой. Это помощь семье со стороны молодежных ведомств (прежде всего этокасается мероприятий, дополняющих воспитание в семье), работа с молодежью поместу жительства и воспитание в детских домах и приютах.
Формы и методы школьной социальной работы:
групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощьв выполнении школьных работ и предложений в области досуга);
предложения по организации занятий (например, игровые уроки,социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);
соучастие и творческое представление в социальной жизнишколы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых взагородных лагерях);
работа с родителями, представление интересов родителей;
профессиональная подготовка, профессиональная ориентация,помощь в смене профессии;
консультирование (в области, интегративные формыконсультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебныхгрупп, работа с учителями в группах);
работа с организациями, планирование работы, сотрудничествов вопросах школьной политики);
супервизия;
научное обоснование, сопровождение и оценивание.
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Егоклиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом онвыполняет следующие функции:
1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечениецеленаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей ивзрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культурыи спорта, средства массовой информации.
2. Диагностическая, т.е. постановка «социальногодиагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей исоциально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявлениепозитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценнойдеятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задачсоциально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализациипланов и программ.
4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие впрограммировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развитияконкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальнойработе.
5. Организационно-коммуникативная, т.е. включениедобровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическуюработу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействиямежду различными институтами в их работе с детьми, с семьями.
6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсеналаправовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мергосударственного принуждения и реализации юридической ответственности вотношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия наподопечных социального педагога.
7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересахребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружениемребенка.
Следует остановиться на методах работы школьного социальногопедагога:
1. Метод убеждения — педагог может достичь успеха, если ондостаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях егоантиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог можетдобиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейсяситуации.
2. Метод наблюдения — дает педагогу больше всего материаладля воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, егоповедением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
3. Метод беседы — важно, чтобы социальный педагог готовилсяк беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросникили результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка вданное учреждение.
4. Метод социометрии — при котором, для математическойобработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценкикризисного состояния ребенка.1.4 Учреждения социального обслуживания,профилактики и реабилитации семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимаетпостановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системысоциальной помощи семье», которая включает экономическую, правовую,медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика проявиласьв выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания,которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказываетсяпомощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организовывается семейныйотдых.
Наиболее распространенной формой социальной помощи семьеявляются центры смешанного типа, где объединяются работа различных служб. Ктаким центрам относится служба реабилитации, занимающаяся людьми, попавшими втрудную жизненную ситуацию. В ней оказывают материальную поддержку, помогаютнайти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.
В социальной службе молодежи помогают молодым людям втрудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершеннолетнимпреступникам, вернувшимся из заключения, алкоголикам и наркоманам.
В центрах реабилитации детей-инвалидов — оказываетсяпсихологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществляетсяпрофессиональная подготовка.
В медико-социальном центре оказывается помощь не толькодетям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронажсемей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни,медицинская профилактика. После выявления нуждающихся семей социально-бытовыеслужбы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.
Для оказания временной помощи семье, попавшей в беду,создаются временные приюты. Более распространенны приюты для детей. Длявзрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи — дома поинтернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания,найдя работу, могут уйти из интерната.
В центре психолого-педагогической помощи семье и детямпомогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляютпсихологическое и педагогическое просвещение всех ее членов.
В центрах социальной реабилитации детей и подростковзанимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труди учебу, помогая выйти из кризисного состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическуюпомощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц,которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим иззаключения.
В дошкольных центрах социально-педагогической поддержкизанимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов,осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениямив умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальныереабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический ипедагогический контроль за процессом реабилитации.
На государственные, муниципальные, общественные и частныесредства создаются центры семейного досуга. Там работают игровые, тренажерныеплощадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многихслужбах созданы службы «Телефон доверия», службы социальныхпедагогов, различные семейные клубы.
Главным во всех этих учреждениях является работа социальногопедагога с ребенком и семьей.
Глава II. Анализ работысоциального педагога моу «сош № 5» города лянтор2.1 Социально-воспитательное направление работысоциального педагога школы №5
В МОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №5»в системе ведется работа с детьми девиантного поведения. Основные задачиобразовательного учреждения:
Дать каждому ребенку, с учетом его психофизическихвозможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему непотеряться в обществе, найти свое место в жизни, развить свои потенциальныевозможности;
Вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозироватьвозможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.
Основное направление работы с такими детьми — изучениесемьи, постоянная работа с учащимися и их родителями. Социальный педагогпланирует социально-воспитательную работу на весь год (см. приложение 1).
Социальный педагог проводит мероприятия по профилактикеправонарушений среди подростков:
Создание в школе банка данных «Обратите внимание!»
Продолжение работы Совета Профилактики (правонарушения,безнадзорность)
Проведение общешкольных и классных родительских собраний свынесением на повестку дня вопроса о профилактике правонарушений средиподростков
Организация встреч с работниками милиции, поликлиники
Работа в школе педагогического и родительского патруля
Вовлечение детей из группы «риска» в кружковуюдеятельность
Проведение рейдов в трудные семьи"
Работа «Службы психологической помощи»
Составить и провести ряд внеклассных мероприятий попрофилактике правонарушений. (ПДД, наркомания, курение, алкоголизм)
Организация совместной деятельности школы с инспекцией поделам несовершеннолетних, библиотеками, музеем, центром детского творчества
Проведение МО классных руководителей, включив в повестку днявопрос о правонарушениях подростков
Проведение в школе месячника по правовому воспитанию
Участие в районном мероприятии «Безопасное колесо»
Создание в классах школы «Уголков безопасности»
Проведение педагогического совета «Игры с беседой».
Лянторская средняя общеобразовательная школа №5 совместно сГородским Отделом Милиции проводит работу по профилактики и предотвращениюправонарушений (см. приложение 2).
Социальный педагог обеспечивает социальную защиту личности вмероприятиях по воспитанию, образованию и развитию школьников, обучающихся вобразовательном учреждении. Его задачи:
Способствовать гражданскому становлению детей, ихдуховно-нравственному, патриотическому воспитанию через активное сотрудничествос различными воспитывающими силами.
Проведение мероприятий, обеспечивающих вовлечение вовнеурочную деятельность учащихся из социально незащищенных семей.
Содействовать материальной, юридической, научно-методическойподдержке социально незащищенных семей.
Содействовать социальной адаптации учащихся к условиям обученияв школе, созданию психологического комфорта и безопасности личности,обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде (см. приложение3).
Также социальный педагог работает с социально незащищеннойкатегорией детей:
Корректирует данные и составляет списки детей по социальномустатусу: многодетные семьи; неполные семьи; семьи, с потерей одного изродителей; дети-инвалиды; дети, находящиеся под опекой; неблагополучные семьи;«трудные» дети;
Заполняет социальные паспорта классов;
Изучает социально-бытовые условия многодетных семей. Посещаетих на дому;
Изучает социально-бытовые условия детей, лишившихся одногоиз кормильцев. Посещает их на дому;
Изучает социально-бытовые условия жизни неблагополучныхсемей. Посещает их на дому;
Содействует в оказании материальной помощи малообеспеченнымдетям;
Содействует в организации летнего оздоровительного отдыхадетям из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей;
Поддерживает тесную связь с органами ОСЗН для уточненияинформации о социально незащищенной категории населения.
Социальный педагог вместе с классными руководителями иливоспитателями используют индивидуальную профилактическую работу с учащимися иих родителями. В такой работе используются нормативно-правовые документы:
ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних».
Положение Управления образования о внутришкольном учете.
ИПР проводится с несколькими категориями учащихся наосновании ФЗ №120 и положения о внутришкольном учете образовательногоучреждения. Вот основные из них:
Учащиеся, склонны к пропуску уроков;
Учащиеся, систематически нарушающие дисциплину, проявляющиеэлементы асоциального поведения (сквернословие, драки, издевательство наддругими детьми);
Учащиеся, совершившие преступления и правонарушения;
Учащиеся, прошедшие курс реабилитационных мероприятий (состоялина учете в КДН, как находящиеся в СОП, сняты с исправлением);
Учащиеся, в отношении которых решался вопрос о присвоениистатуса социально опасного положения на заседании КДН, в присвоении статусабыло отказано.
Мероприятия, которые можно использовать при составленииплана ИПР с учащимися и семьями:
Посещение семьи с целью выяснения причины пропусков уроковучащимся;
Обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;
Индивидуальная или групповая коррекционная работа сребенком, если отказ от обучения связан с конфликтами со сверстниками, сотклонениями в поведении;
Вовлечение подростка во внеклассные, общешкольныемероприятия;
Вовлечение ребенка в кружки и секции, если отказ от обучениясвязан с взаимоотношениями с антисоциальными элементами;
Закрепление за учеником общественного поручения;
Направление родителей к специалистам школы: психологу,социальному педагогу, психиатру, медицинскому работнику, если пропуски уроковсвязаны с соматической ослабленностью, с отклонениями в поведении, смежличностными конфликтами;
Проведение цикла бесед с родителями и подростками, еслипропуски уроков связаны с педагогической безграммотностью родителей,ненадлежащим воспитанием родителей;
Диагностирование детей и их родителей методом анкетирования,с целью получения достоверной и значимой информации;
Обсуждение подростка и его родителей на Совете профилактики сцелью выхода на комиссию по делам несовершеннолетних и постановки учащегося исемьи на учет, как находящихся в социально опасном положении, если проведеннаяИПР положительного результата не дала. (см. приложение 4)
В конце каждого учебного года социальный педагог готовитотчет по проведенной работе, где анализирует все плюсы и минусы своей работы.2.2 Адаптация и социализация детей из семеймигрантов
Основная доля мигрантов, проживающих в городе Лянторе — этограждане иностранных государств ближнего зарубежья, не являющиеся беженцами. ВМОУ «ЛСОШ №5» на 2009-2010 учебный год обучается 14 учащихся из семеймигрантов, трое из них слабо владеют русским языком. Слабое знание детьмимигрантов русского языка ведет к тому, что они плохо понимают или вовсе непонимают речь учителя, не усваивая по этой причине не только русский язык, но идругие школьные предметы учебного плана.
Возникает и более сложная проблема — социальной ипсихологической адаптации таких детей к новой культуре, традициям, нормамморали, ценностям и ориентирам.
Педагогический коллектив МОУ «Лянторская средняяобщеобразовательная школа №5»:
Оказывает социальную, психологическую и иную помощьнесовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации труднойжизненной ситуации;
Обеспечивает защиту прав и законных интересовнесовершеннолетних;
Организует медицинский сервис (учащимся оказываетсямедицинская помощь, регулярно проводятся профилактические осмотры ииммунопрофилактика, витаминизация);
С целью погружения в языковую среду организуетсядополнительное обучение, факультативные и индивидуальные занятия. При сложностиопределения уровня знаний ребенка, а также при очень слабом уровне владения имрусским языком, по согласованию с родителями учащегося, администрация школыпредлагает продолжить обучение ребенка в классе ступенью ниже);
Способствует в организации профильного и предпрофильногообучения.
Социальным педагогом разрабатывается и реализуется программасоциальной реабилитации несовершеннолетних, направленная на выход из труднойситуации.
Для успешной адаптации детей мигрантов в новых условияхпроживания в МОУ «ЛСОШ №5»:
ведется систематизированный учет детей из семей мигрантов,
решается вопрос об организации обучения детей мигрантов,слабо или вовсе не владеющих русским языком, без ущерба для образования другихучащихся,
социальной и психологической службой ведутся занятия, обеспечивающиекоординирование личности в новом коллективе, облегчающие коммуникативный процесс;
воспитательная служба организует досуговую деятельность детейиз семей мигрантов (рекомендует посещение кружков, спортивных секций, клубов поинтересам и пр.);
классные руководители обеспечивают максимальное общениетакого ребенка со всеми членами классного коллектива, по мере возможности или необходимостивовлекают его во внеклассную и внешкольную деятельность;
работники библиотеки обеспечивают ребенка из семьи мигрантовнеобходимыми учебниками, рекомендуют посещение в свободное от учебы времябиблиотеки, помогают сориентироваться в выборе заинтересовавшей или необходимойлитературы;
в МОУ организовано бесплатное горячее питание для всех категорийшкольников.2.3 Модель организации социокультурногопространства МОУ «ЛСОШ №5»
1. Характеристика социокультурной среды школы.
Цели:
Способствовать организации здоровой социокультурной средыдля становления социально активной жизнестойкой личности, способнойсамостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды научащихся.
Задачи:
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Организация занятости детей во внеурочное время.
Совершенствование работы по сотрудничеству ссоциокультурными организациями и учреждениями города.
Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.
Создание благоприятных условий для полноценной жизниучащихся и их семей «группы риска».
Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.
Проблемы:
Снижение общего культурного и социального уровня населения;
Наличие неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения вмикрорайоне школы;
Низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи);
Отсутствие в микрорайоне центров для организованного досуганаселения и для занятия подростков во внеурочное время;
Направление работы:
Организация досуга и профориентация
Этапы реализации:
1-й этап — подготовительный:
диагностика интересов и занятий учащихся во внеурочное время.Диагностика осуществляется с помощью методик:
составление социального портрета учащихся «группы риска»и неблагополучных семей;
характер проведения свободного времени;
диагностика уровня посещаемости кружков;
анкетирование на приверженность учащихся к вредным привычкам.
Наблюдения за изменениями в социокультурной жизни города.
Работа Совета профилактики беспризорности и правонарушений
Организация родительского патруля
Посещение семей учащихся и обследование жилищно-бытовыхусловий проживания
Взаимодействие с ИДН, КДН, центром социальной помощи,учреждениями культуры
2-й этап — практический
Участие во всех мероприятиях микрорайона;
Расширение сферы сотрудничества с культурными организациямии учреждениями города;
Расширение сети кружков по интересам в школе;
Организация работы с категориями «группы риска»
Главной целью учебно-воспитательной работы школы являетсяформирование всесторонне развитой, общественно — активной и социально полноценнойличности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однакоучебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает своей спецификой. Ихвоспитание тесно связано с перевоспитанием.
Перевоспитание школьника — это такое изменение его сознанияи поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, прикотором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственногоразвития личности, и одновременно, ослабевают отрицательные тенденции. Перевоспитаниене может протекать успешно, если школьник сам не будет стремиться к преодолениюсвоих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается вжизни. Поэтому вовлечение трудного школьника активную работу по самоисправлениюявляется обязательным условием успеха в перевоспитании. В школе имеются всеусловия для развития учащихся. Работает социальный педагог, психолог, Советпрофилактики беспризорности, Совет школы. Широкая сеть кружков и секцийпозволяет найти дело по душе каждому. Программа коллективных творческих дел позволяеткаждому проявить свои способности, способствует развитию личности в коллективе.
Этапы реализации:
1-й этап
Диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы.
2-й этап
Мониторинг изменений состояния социальной среды микрорайонаи школы.
3-й этап
Коррекционная работа с категориями «группы риска».
Основные компоненты системы работы Лянторской средней школы№5 с учащимися, имеющими проблемы в поведении и развитии:
Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, нормморали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы.
Определение причин отклонения в поведении и нравственномразвитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности увыявленных школьников.
Составление плана педагогической коррекции личности иустранение причин ее нравственной деформации, отклонении в поведении.
Изменение характера личных отношений воспитанников сосверстниками и взрослыми.
Вовлечение учащихся, имеющих проблемы в поведении иразвитии, в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха вней.
Изменение условий семейного воспитания.
Ожидаемые результаты:
Отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;
Снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;
Повышение культурного уровня детей и молодежи;
Обеспечение занятости подростков во внеурочное время,удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;
Снижение социальной напряженности в семьях учащихся.
В своей работе социальный педагог руководствуетсянормативным документом «Положением о социальном педагоге образовательногоучреждения», «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Конституцией»,законом об образовании (см. приложение 5).
Работа социального педагога дает не сразу положительныерезультаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разнымитрудностями, с различными ситуациями.
Заключение
Сегодня назрела необходимость создания новых парадигмвоспитания, поэтому особое значение приобретает новая профессия — социальныйпедагог. В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защитаребенка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организоватьего обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Одной из главных задач социального педагога являетсяизучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальныйпедагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во времяоказывать ему нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы вколлективе сверстников, в школе, в семье. Это дети больные, школьники, которыеприобщились к наркотикам или алкоголю. А также это дети одаренные.
Социальный педагог организует внеучебное время школьника. Онорганизовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.
Социальному педагогу приходится координировать работупедагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредойи общественностью микрорайона. Играет главную роль в подготовке и составленииплана социальной работы школы.
Детей исключенных из школы он помогает устроить в другуюшколу, помогает освоиться в новом коллективе. Он контролирует получение всехсоциальных привилегий многодетными семьями, бесплатные «школьные» завтраки,приобретение одежды, транспортные расходы.
Социальный педагог изучает интересы не только детей, нопроблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава сродителями и детьми.
В моей курсовой работе есть описание практическойдеятельности социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа№5», что позволяет лучше представить себе суть деятельности социальногопедагога в школе. В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь сошкольным психологом, классным руководителем, заместителем директора повоспитательной работе.
В работе социального работника также идет огромная помощь,со стороны милиции, медицинских учреждений и разных социальных служб. Болеечастые совместные мероприятия и различные собрания, способствуют лучшейвоспитательной работе.
Таким образом, можно сказать, что все поставленные цели изадачи в моей курсовой работе были выполнены.
Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций,характерных для общественной жизни современной России, сопровождаетсяувеличением девиаций, не только положительных (политическая активность,экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но иотрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения,подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышаетсяспрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальныхслужб, основанную на научных достижениях, обобщении положительногопрактического опыта, на реализации действенных государственных и общественныхпрограмм в социальной сфере.
Профессия социальный педагог еще мало развита, и пока некаждая школа имеет у себя в штате такую ставку. Но можно надеется, что в скоромбудущем в каждой школе будет социальный педагог, и вот тогда начнут снижатьсяочень много проблем, которые появляются во время учебного процесса.
Список использованной литературы
1. Фирсов М.В. Теория социальнойработы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — 3-е изд. — М.:Академический Проект, 2007. — 512 с.
2. Гуслякова В.Г., Холостова Е.И. Основытеории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.
3. Березкин Ю.К. Социально-воспитательнаяработа с несовершеннолетними по месту жительства // российский журналсоциальной работы. 1997. №2. С.115-117.
4. Мардахаев Л.В. Социальнаяпедагогика. М., 2001.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика.М., 1997.
6. Березина В., Ермоленко Г. Социальныйпедагог в школе // Воспитание школьников. — 1994. — №2. — С. 205.
7. Справочное пособие по социальнойработе. М.: Юристъ, 1997.
8. Социальная работа // РоссийскийЭнциклопедический словарь. 1997. Т.1.
9. Концепция о правах ребенка — Учебник.- М.: Российское пед. агентство. — 1996. — №5. — (С.356-366).
10. Лодкина Т. Социальный педагогприходит в семью // Воспитание школьника. — 1996. — №5. — С.35-38.
11. Никитина Л. Содержание работысоциального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1,- 2001, с.33-36
12. Социальная педагогика: курслекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000. — 416с.
13. Теория и методика социальнойработы. Уч. пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994. — с. 199.
14. Социальная работа/Под общ. ред.В.И.Курбатова. Ростов н/д: Феникс, 1999; М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И. Предмети объект социальной работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии,психологии и социальной работы / Акт. гос. ун-т. Барнаул, 1993. Вып.2. С.94-102.
16. Малых В.Н. Социальная работа иобщество // Социальная работа: теория, технология, образование. МГСУ. 1997. №2.С.59.
17. Анисимов Л.Н. Профилактикапьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1989.
18. Антонян Ю.М. Предупреждениепреступности несовершеннолетних. М., 1982.
19. Социальная профилактикаправонарушений: советы, рекомендации. М., 1990.
20. Теория и методология социальнойработы / С.И. Григорьева, Л.Г. Гуслякова, В.А. Ельчанинова и др.М., 1994.
21. Лебедев О. Когда крепости пали// Народное образование. — 1994. — №5. — С.26-30.
22. Гуров В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая»школа и социально-педагогическая работа с детьми. // Воспитание школьника. — 1994. — №2.
23. Вульфов Б.З. Социальный педагогв системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. — №5\6. — С.45-49.
24. Василькова Ю.В. Лекции посоциальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-воГФ «Полиграф. ресурсы». — М., 1998, с.424
25. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К.,Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов — СПб.:КАРО, 2000. — 272 с.
Приложения
Приложение 1 № п\п Мероприятие Время проведения Ответственные Примечания 1
Диагностика семей учащихся:
анкетирование;
установление типа или категории семьи;
составление социального паспорта семьи, школы;
определение уровня образования и культуры родителей;
выяснение вопроса, кто занимается воспитанием ребенка в семье. Сентябрь Классные руководители, социальный педагог 2 Регулярное посещение учащихся и семей на дому. Посещение семьи по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи В течение года по плану Классные руководители, социальный педагог 3 Планирование классными руководителями индивидуальной работы, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка девиантного поведения Сентябрь Классные руководители, социальный педагог, психолог 4 Социально-психологическое просвещение всех участников образовательного процесса по вопросам отклоняющегося от социальных норм поведения В течение года Психолог, социальный педагог 5 Профилактические мероприятия (родительский лекторий, работа с группами родителей по конкретной проблематике). В течение года Классные руководители, социальный педагог, психолог 6 Наблюдение за поведением учащихся 1,5,10-х классов В течение года Классные руководители, социальный педагог, психолог 7 Собеседование зам. директора по УВР между классными руководителями 5-х и 10-х классов и учителями начальной школы. По плану Зам. директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники Цель: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. 8 Совещание по результатам работы по преемственности. По плану Зам. директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники Рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся. 9 Цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей В течение года Классные руководители, социальный педагог, психолог, инспектор ОДН 10 Участие в операции «Подросток» В течение года по плану Инспектор ОДН, социальный педагог, классные руководители, родительский патруль 11 Совместная работа школы с ОДН, КДНиЗП В течение года по плану Социальный педагог, классные руководители 12 Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на различных видах учета В течение года Социальный педагог, классные руководители 13 Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду В течение года Классные руководители 14 Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии В течение года Социальный педагог, классные руководители 15 Проведение тематических классных часов по профориентации В течение года Социальный педагог, классные руководители 16 Месячник «Правового и толерантного воспитания» Ноябрь Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог, инспектор ОДН ГОМ, руководитель кружка «ЗОЖ»
В рамках месячника проведены:
Открытые классные часы (4 в, 11А, 5А, Б, 3А классы), викторина о табаке 5а, б классы, анкетирование о курении 8-9 классы, презентации о вредных привычках 7-11 классы, тематические классные
(«Знаешь ли ты закон», " Закон и подросток", «Толерантность» и др.) 17
Цикл бесед с родителями:
«Пока в дом не пришла беда»,
«Современные аспекты совместной работы педагогов и родителей по профилактике асоциальных явлений, девиантного поведения и правонарушений среди детей и подростков»,
«Психология девиантного поведения детей и подростков (особенности отклоняющегося поведения, возрастная психология, основы конфликтологии и психологии общения)»,
Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей,
Пропаганда ЗОЖ в семье, как необходимого условия для успешной социализации детей Декабрь-Март Социальный педагог Работа проведена в форме выступления на родительских собраниях, родительском всеобуче. Родителям предоставлена просветительская литература, необходимые памятки. 18
Заседание МО классных руководителей:
«Ранняя профилактика семейного неблагополучия»,
«Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди подростков»
«Трудные дети, их проблемы в школе и дома» Декабрь-февраль Социальный педагог 19 Профилактические занятия с учащимися склонными к правонарушению Декабрь Социальный педагог Индивидуальные беседы, тренинги 20 Анкета «Причины отклонения от норм поведения» Январь Социальный педагог 21 Месячник «Семья» Март Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог, инспектор ОДН ГОМ
В рамках месячника проведены:
Определение стиля семейного воспитания, тематические классные часы во всех классах, конкурс плакатов, анкетирование «Семья глазами ребенка», родительские собрания и др. 22 Организация помощи в трудоустройстве Апрель-май Социальный педагог, зам. директора по ВР Все желающие трудоустроены в МУЗМ «Новое поколение» 23 Опрос о предполагаемом месте отдыха учащихся. Апрель-май Социальный педагог, зам. директора по ВР

Приложение 2
 
План совместной работы по МОУ «Лянторская средняяобщеобразовательная школа №5» с ГОМ г. Лянтор на 2009-2010 учебный год.
 

п/п Наименование Сроки исполнения Ответственные 1. Составить списки «трудных» учащихся стоящих на ВШУ и ГДН. Создание в школе банка данных “Обратите внимание! ” Сентябрь
Попова Е.Н.,
Есипенко Ф.Н.
Кл. руководители 2. Провести рейд-проверку в микрорайоне с целью выявления неблагополучных семей и подростков «группы риска. В течение года
Попова Е.Н., классные руководители,
Кошелева Л.А. 3. Провести месячник „Правовой“ по плану.
Ноябрь,
декабрь
Есипенко Ф.Н.
Попова Е.Н. 4. Организовать работу Совета профилактики совместно с ГДН. 1 раз в месяц
Емелева Л.Г.
Есипенко Ф.Н. 5. Обеспечить условия для развития творческих способностей учащихся особой категории: кружки, секции, занятия по интересам, факультативы В течение года
Есипенко Ф.Н.
Махнач Л.Н.
Попова Е.Н. 6. Осуществлять постоянный контроль посещаемости учебных занятий учащимися, состоящими на ВШУ и на учете в ОДН, КДН. В течение года
Есипенко Ф.Н.
Махнач Л. Н
Попова Е.Н. 7. Организовать проведение занятий с классными руководителями, с целью оказания методической помощи в работе с „трудными“ учащимися. В течение года
Есипенко Ф.Н.
Попова Е.Н.
Дубровина Ю.Ю. 8. Работа “Службы психологической помощи”. В течение года
Дубровина Ю.Ю.
Попова Е.Н. 9. Систематически обновлять информацию на стенде „Подросток и закон“. В течение года Дегтяренко Л.В., Попова Е.Н. 10. Организовать работу лектория для учащихся „Мы и закон“. В течение года Есипенко Ф.Н. 11. Классным руководителям спланировать проведение тематических классных часов на правовую тематику. В течение года Кл. руководители 12.
Провести совещание при директоре:
»Работа школы по профилактике правонарушений среди учащихся".
«Роль социального педагога и психолога в организации работы с неблагополучными семьями ».
Совещание при завуче: «Работа классных руководителей с родителями „трудных“ учащихся».
Родительское собрание: «Пока в дом не пришла беда».
Семинар для родителей «ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ»
Заседание МО классных руководителей:
«Социальная работа с семьей»
Заседание общешкольного родительского комитета: «Основные направления работы школы по профилактике правонарушений и преступлений». «Типология конфликта и приёмы его разрешения»
Круглый стол «Почему в благополучных семьях растут неблагополучные дети»
Январь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Есипенко Ф.Н.
Попова Е.Н.
Дубровина Ю.Ю.
Емелева Л.Г.
Есипенко Ф.Н.
Руководители МО
Руководители МО 13. Организовать родительский патруль в микрорайоне В течение года Кл. руководители, члены родительского комитета 14. Участвовать в совместных рейдах с ГОМ, КДН и ЗП В течение года
Есипенко Ф. Н
Попова Е.Н. 15. День инспектора Вторник каждого месяца Кошелева Л.А.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.