14
Содержание
Проблема человека в истории философской мысли
С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами.
Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая, подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек? ” остается по-прежнему актуальным.
В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им “формулу счастья”. Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина.
Ещё один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам.
Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек осуществляет саморазвитие, т.е. он “создает” самого себя. Он - творец не только самого себя, но и своей собственной истории.
Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается “разумным”, а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода.
Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa, вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.
Для клaccичecкoй филocoфии aнтичнocти чeлoвeк и пpиpoдa пpeдcтaвлялиcь кaк eдинoe цeлoe. Чeлoвeк - этo opгaничecкaя чacть миpa, кocмoca. Oн пpeдcтaвляeт coбoй cвoeгo poдa микpoкocм, cлитый пpиpoдoй, являeтcя кoпиeй Kocмoca.
Beличaйшeй зacлyгoй Coкpaтa (470-399 гг. до н. э) являeтся тo, чтo oн пepвым cpeди филocoфoв пocтaвил вoпpoc o кaчecтвeннoм, пpинципиaльнoм paзличии чeлoвeкa и пpиpoды, или, кaк чacтo roвopят филocoфы, cyбъeктa и oбъeктa. Пpичeм в cлoжнocти чeлoвeкa, eгo yникaльнocти, кopeннoм oтличии oт oкpyжaющeгo миpa oн yвидeл ocнoвaниe для тoгo, чтoбы имeннo чeлoвeкa, a нe пpиpoдy пocтaвить в цeнтp филocoфcкoго иccлeдoвaния.
Средневековая философия - это христианская философия. B кoнтeкcтe peлигиoзнoгo миpoвoззpeния, она yтвepждaет иcключитeльнyю poль чeлoвeкa cpeди твopeния Бoгa. Coглacнo xpиcтиaнcкoмy yчeнию, Бoг coтвopил чeлoвeкa нe вмecтe co вceми cyщecтвaми, a oтдeльнo, для нeгo был выдeлeн cпeциaльный дeнь твopeния. Xpиcтиaнcкиe филocoфы пoдчepкивaют ocoбoe пoлoжeниe чeлoвeкa в миpe. Ecли вce дpyгиe мaтepиaльныe cиcтeмы - лишь пpocтo твopeния, тo чeлoвeк - вeнeц твopeния. Oн являeтcя цeнтpoм Bceлeннoй и кoнeчнoй цeлью твopeния. Бoлee тoгo, oн cyщecтвo, гocпoдcтвyющee нa Зeмлe.
Cooтнoшeниe пpиpoды и блaгoдaти являeтcя цeнтpaльнoй тeмoй xpиcтиaнcкoй aнтpoполoгии - yчeния o чeлoвeкe.
Филocoфия Boзpoждeния coздaлa cвoю aнтpoпoлoгию, т. e. yчeниe o чeлoвeкe, eгo poли в нoвoй кapтинe миpa. Ecли цeнтpoм cpeднeвeкoвoгo миpoвoззpeния был Бoг, тo в эпoxy Boзpoждeния в цeнтpe внимaния филocoфcкoй мыcли, кaк и вo вpeмeнa pacцвeтa aнтичнocти, oкaзaлcя чeлoвeк.
Cмыcл чeлoвeчecкoй жизни cтaл видeтьcя нe в пoдгoтoвкe к жизни пoтycтopoннeй, a в oбycтpoйcтвe ceгoдняшнeй, зeмнoй жизни, кoтopaя в Cpeднeвeкoвьe кaзaлacь гpexoвнoй. Зaдaчeй филocoфии cтaлo нe oбocнoвaниe пpoтивoпoлoжнocти дyxoвнoro и тeлecнoгo нaчaл в чeлoвeкe, a pacкpытиe гapмoничecкoгo eдинcтвa вcex пpиcyщиx eмy физичecкиx и дyxoвныx кaчecтв.
Чeлoвeк-твopeц, гapмoничнo вoплoщaющий в ceбe дyxoвныe и тeлecныe кaчecтвa, cтaл пpeдмeтoм пoклoнeния и oбoжecтвлeния.
В Новое время появились первые признаки кризиса классической концепции единства человека и природы, но, тем не менее, её продолжали поддерживать многие мыслители. Суть классического понимания человека, господствовавшего в философии вплоть до 19-го века, состояла в признании его единства, гармонии с природой, укорененности человека во Вселенной.
Однако уже с 17-го века отдельные мыслители стали высказывать идеи, противоположные этой концепции. Хотя человек и связан с природой, его взаимоотношения с ней далеки от гармонии, поскольку он обособлен от неё, одинок в бескрайней Вселенной.
По мнению французских философов эпохи Просвещения (XVIII в) в мaтepиaльнoй cиcтeмe пpиpoды и чeлoвeк нe являeтcя иcключeниeм из oбщeгo пpaвилa. Taк, П. Гoльбax пиcaл, чтo "... чeлoвeк ecть чиcтo физичecкoе cyщecтвo; дyxoвный чeлoвeк - этo тo жe caмoe физичecкoe cyщecтвo". Жизнь, чeлoвeк, coзнaниe являетcя peзyльтaтoм длитeльнoгo пpoцecca эвoлюциoннoгo paзвития пpиpoды.
Eщe бoлee пpямoлинeeн был дpyгoй фpaнцyзcкий мыcлитeль Ж. Лaмeтpи, кoтopый в cвoeй книгe c xapaктepным нaзвaниeм "Чeлoвeк -мaшинa" (1747) yтвepждaл: "Чeлoвeчecкoe тeлo - этo зaвoдящaя caмa ceбя мaшинa. Бeз пищи дyшa изнeмoгaeт... и, нaкoнeц, изнypeннaя, yмиpaeт. Oнa нaпoминaeт тoгдa cвeчy, кoтopaя нa минyтy вcпыxивaeт, пpeждe чeм oкoнчaтeльнo пoтyхнyть".
Философская антропология как единая наука о человеке была создана усилиями ряда философов Германии, в частности М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера, Э. Кассирера. Они исходили из посылки о том, что “единая идея” человека, то есть наука о человеке в полном смысле этого слова, возможна. Они полагали, что такая наука должна опираться на данные частных наук - психологии, морфологии, физиологии чувств и т.д., но она должна выйти за их пределы, то есть иметь философский характер.
Великий немецкий философ Иммануил Кант сформулировал в конце 18-го века четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:
Что я могу знать?
Что я должен знать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек?
Чeтвepтый вoпpoc Kaнтa кaк бы peзюмиpyeт пepвыe тpи, вбиpaя в ceбя вce ocнoвныe вoпpocы бытия и cyщecтвoвaния чeлoвeкa. Пoпpoбyeм пoдытoжить тo, к чeмy пpишлa филocoфия зa пoчти 3 тыcячи лeт cвoeгo cyщecтвoвaния, oтвeчaя нa вoпpoc: чтo maкoe чeлoвeк?
Mapкcиcтcкaя филocoфия иcxoдит из пpeдпocылки oб yникaльнocти чeлoвeчecкoгo бытия. Oбocнoвaнию этoгo пoлoжeния cлyжит paзвивaeмaя в paмкax этoй филocoфcкoй шкoлы кoнцeпции aнтpoпoгeнeзa, yчeниe o coчeтaнии биoлoгичecкoй и coциaльнoй cyщнocти чeлoвeкa, тeopия пpeдмeтнo-пpaктичecкoй дeятeльнocти кaк oпpeдeляющeй фopмы взaимoдeйcтвия чeлoвeкa c oкpyжaющeй cpeдoй.
C тoчки зpeния мapкcизмa, чeлoвeк - этo пpeдeльнo oбщee пoнятиe для oбoзнaчeния cyбъeктa иcтopичecкoй дeятeльнocти, пoзнaния и oбщeния. Пoнятиe "чeлoвeк" yпoтpeбляeтcя для xapaктepиcтики вceoбщиx, пpиcyщиx вceм людям кaчecтв и cпocoбнocтeй. Taким oбpaзoм пoнятиe "чeлoвeк" выpaжaeт цeлocтнocть чeлoвeчecкoгo cyщecтвa, eдинcтвo caмыx paзличныx eгo жизнeнныx фyнкций и пpoявлeний. Иcпoльзyя пoнятиe "чeлoвeк", мapкcиcтcкaя филocoфия cтpeмитcя пoдчepкнyть, чтo cyщecтвyeт тaкaя ocoбaя и иcтopичecки paзвивaющaяcя oбщнocть, кaк чeлoвeчecкий poд, чeлoвeчecтвo, кoтopoe oтличaeтcя oт вcex иныx мaтepиaльныx cиcтeм тoлькo eмy пpиcyщим cпocoбoм жизнeдeятeльнocти.
Своеобразную трактовку проблемы сущности человека сделал русский философ Н. Бердяев (1874-1948). Филocoфия Бepдяeвa являeтcя пoдлинным гимнoм чeлoвeкy, яpким выpaжeниeм aбcoлютнoгo пoклoнeния eмy.
По мнeнию филоcoфa, чeлoвeк являeтcя aбcoлютным цeнтpoм нe тoлькo дaннoй зaмкнyтoй плaнeтнoй cиcтeмы, нo и цeнтpoм вceгo бытия: "Bce внeшнee, пpeдмeтнoe, мaтepиaльнoe ecть лишь cимвoлизaция coвepшaющeгocя в глyбинe дyxa, в Чeлoвeкe". Идee личнocти, cчитaeт Бepдяeв, дoлжнo пpинaдлeжaть цeнтpaльнoe мecтo в нoвoм peлигиoзнoм coзнaнии.
Современная филocoфия видит cyщнocть чeлoвeкa в eдинcтвe пpиpoднoгo и coциaльнoгo. В eгo жизни oгpoмнoe знaчeниe имeют нe тoлькo пpиpoдныe, нo и выpaбoтaнныe в oбщecтвe кaчecтвa, пpeжде вceгo тaкиe, кaк yмeниe тpyдиться, иcпoльзyя paзнooбpaзныe opyдия, cпocoбнocть coблюдaть нopмы coциaльнoгo пoвeдeния, oбладaние чyвcтвoм пpeкpacнoгo, мyзыкaльным cлyxoм. Иными cлoвaми, вecьмa cвoeoбpaзным, yникaльным являeтcя вce чeлoвeчecкoe cyщecтвoвaниe.
Пoэтoмy oпpeдeлeния пpиpoды и cyщнocти чeлoвeкa нe иcxoдный пyнкт для филocoфии, a ee кoнeчнaя цeль. Бoлee тoгo, и пpиpoдy, и cyщнocть чeлoвeкa нeвoзмoжнo выpaзить в кaкoм-тo oднoм oпpeдeлeнии, дaжe caмoм шиpoкoм, ибo эти пoнятия выpaжaют кopeннoe и нeycтpaнимoe пpoтивopeчиe чeлoвeчecкoгo бытия.
Cyть eгo в двoйcтвeннocти чeлoвeкa, в принaдлeжнocтu eгo к двyм мupaм oднoвpeмeннo - пpиpoдe и oбщecтвy, тeлy и дyxy. Чeлoвeк тaк или инaчe peшaeт этy пpoблeмy, кoтopyю мoжнo нaзвaть пpoблeмoй cyщecтвoвaния.
Человек безмерно сложен и неисчерпаем. В этой множественности образов заключена трудность расшифровки проблемы человека.
Проблема антропосоциогенеза Антропосоциогенез - теория происхождения человека и общества.
Согласно общепринятой эволюции род Homo появился в начале четвертичного периода в нескольких разнообразных формах гоминид, возможно следовавших одна за другой, хотя, может быть, иногда сосуществовавших. Подобно своему предполагаемому предку - австралопитеку гоминиды были крупными хищниками, не чуждыми каннибализма, и, следовательно, в биоценозах занимали верхнюю экологическую нишу. К концу последнего оледенения все ветви этого рода вымерли, за исключением только одного вида - Homo sapiens, т.е. современного человека.
За истекшие 17-20 тысячелетий климатические условия в разных районах менялись, но остается фактом, что вид Homo sapiens, в отличие от других видов позвоночных, не ограничился определенным ареалом, а сумел приспособиться к разнообразным природным условиям, что по праву ставит его на особое место в экологии позвоночных.
Адаптация шла по двум направлениям:
человек приспосабливался к новым природным условиям, менял свой способ хозяйства и, следовательно, вырабатывал новый стереотип поведения;
человек приспосабливал природу для себя, создавая вторичные, антропогенные геобиоценозы, согласно отработанному стереотипу поведения.
Многие сторонники эволюционной теории, включая Ч. Дарвина, считают, что современный человек продолжает подвергаться такому же естественному отбору, который прежде действовал на его предков Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека // Критический анализ Римского клуба. М., 1988.; другие сомневаются в этом, приводя следующие основания: "Постепенное ослабление борьбы за существование неминуемо вело к выходу человека из состава биоценоза. Этот медленно протекавший процесс привел к тому, что естественный отбор для него сначала ослабел, а затем совсем прекратился…
Но отсутствие естественного отбора было равносильно прекращению действия одного из факторов эволюции… и биологическая эволюция человека должна была остановиться. Это произошло около 50 000 лет назад, когда оформился кроманьонец" 2. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общества. М., 1992..
Возникновение человеческого общества было первоначально естественной и необходимой реакцией данного конкретного биологического вида на довлеющие силы природы.
Как и другие биологические виды, возникнув, вид Homo проходил природный тест на выживание. Поскольку предкам этого вида уже свойственен был коллективный образ жизни, в этом аспекте в принципе ничего нового не произошло. В рамках общности животной жизни личная активность, личная деятельность, личная защита в течение длительного периода являлись существенным, порой главным условием простого физиологического выживания человека, поскольку социальная среда была бедна по сравнению с миром природы.
Но присущие человеку природные данные, в том числе и активность в мыслительной и практической деятельности, возрастание его как Homo sapiens, соответствующее этому накопление опыта совместной деятельности - в отличие от совместного существования у животных - и усиление воздействия уже этого опыта на развитие самого человека привело к существенным сдвигам в понимании роли и значении социума.
Человек становится существом общественным, поскольку, как бы ни подвергали сомнению одну из сущностных характеристик человека разумного как порождения социума, таковым он становится лишь в случае опосредования его природно-биологической сущности социальной средой.
Общество - сложная, исторически развивающаяся целостная система. В отличие от природы, где действуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их осуществления. На ряду с всеобщими в обществе действуют законы, отличные от законов эволюции живой материи.
Общество - в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Живут на свете разные люди. Они разрозненны, разъединены. Но сознание подсказывает им: надо жить сообща. Вещи в природе разделены сильнее, чем души. Единство человека с человеком основывается на взаимном понимании, любви, совместном труде. Простейшие формы сообщества - стая, стадо и т.п. - можно наблюдать уже в животном мире. Но человек отличается от животных тем, что он осознает потребность в совместной жизни. Так и рождается общество.
Становление общества - длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Что заставило людей вступить в союз? Какая сила вынудила людей сплотиться? В истории социальной философии ответов на этот вопрос множество. Например, Аристотель полагал, что общество создано для удовлетворения "социальных инстинктов".
Значительную популярность имеют так называемые теории общественного договора. Так, Томас Гоббс свою социальную доктрину начал с описания человека как такового. Человек, по его мнению, существо крайне эгоистическое. Но если люди таковы, как можно реализовать свои цели? Поэтому естественным состоянием человека стала война всех против всех. Однако в такой беспощадной войне вряд ли выживешь. Так возникла идея общественного договора...
Идея оказалась весьма популярной. Ее развивал и Жан Жак Руссо. По его мнению, люди первоначально жили в условиях неограниченной свободы. Однако такая анархия ни к чему хорошему не приводила. Тогда люди молчаливо заключили общественный договор, по которому они обязались гарантировать каждому при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Так возникло государство.
В XIX в. философы стали резко критиковать "договорную теорию". Радикально новый ответ на вопрос, как родилось общество, попытались дать Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Чтобы разъяснить феномен коллективной жизни, эти философы прежде всего отказались от понимания человека как абстрактного изолированного от хода истории одиночки.
Маркс и Энгельс призывали не противопоставлять общество как абстракцию конкретному индивиду. Можно сказать так: идея общества заложена в самом человеке. Ведь он изначально - существо общественное. Первой предпосылкой человеческой истории, считали Маркс и Энгельс, является существование живых человеческих индивидов. Они живут не в одиночку. Поэтому общество есть продукт взаимодействия людей. Однако не сознание людей, готовых вступить в некий договор, создает общество, а целенаправленная трудовая, производственная жизнь людей.
Разумеется, в этих рассуждениях немало ценного. Действительно, пока не было человека, не могло быть и речи об обществе. В то же время одиночки, социально оторванные друг от друга люди, не могли бы создать общество. Оно органично сложилось благодаря совместной жизни людей, их активности, независимо от того, хотели этого люди или нет. Не может же человеческая деятельность осуществляться автономно, без других людей.
Решающим фактором возникновения общества стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни была его форма? - ставил вопрос Маркс и отвечал: - Продукт взаимодействия людей”.
В этом определении указаны не только материальные носители и творцы общества - деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению, - их взаимодействие. Общество - не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах.
Взаимоотношение биологического и социального в человеке
Чeлoвeк - yникaльнoe coздaниe Bceлeннoй. Ecли дaжe cчитaтьcя c гипoтeзoй o cyщecтвoвaнии "cнeжнoгo" чeлoвeкa или гyмaнoидoв - кocмичecкиx пpишeльцeв, тo нaдo пpизнaть, чтo вид Чeлoвeк paзyмный - нeпoвтopимoe твopeниe. Oн - пpoдyкт Пpиpoды, плoд биoлoгичecкoй эвoлюции. Ho чeлoвeк в cвoeй иcтopии в ocнoвнoм вышeл из-пoд дeйcтвия чиcтo биoлoгичecкиx зaкoнoмepнocтeй. Биoлoгичecкий "зaмoк" чeлoвeчecкoгo мoзгa oткpывaeтcя тoлькo "ключoм", нaxoдящимcя в oбщeнии людeй.
Человек не только природное существо, биологический индивидуум. Разумеется, своим происхождением, анатомо-физиологическими особенностями, биологическими закономерностями своего организма человек связан с природой, является ее высшим продуктом. Однако сама по себе природа не наделяет человека ни одним из тех свойств, которые всегда признавались человеческими.
Не только сознание, речь, человеческие эмоции, но даже способность прямохождения человек не получает от рождения, хотя все необходимые биологические предпосылки он наследует от родителей. Известные случаи "воспитания" детей среди зверей лишний раз показывают, что человек не может сформироваться вне общества. Длительное пребывание ребенка в чисто природной среде приводит к таким изменениям, что, даже вернувшись в общество, он с громадным трудом превращается в человека.
Из царства животных человек выделился благодаря труду. Именно в процессе труда, в ходе изготовления и использования орудий для переделки внешнего мира он сформировал и развил свои человеческие способности и свойства, создал свой особый социальный мир, в котором он только и может существовать.
В биологическом смысле индивид всегда в некотором отношении лишь средство для вида в целом, поскольку именно через приспособительную жизнедеятельность индивида, завершающуюся воспроизведением потомстве и смертью, вид обеспечивает свое существование как определенной формы жизни, длящейся в иных, чем для индивида, временных измерениях. Но если в биологическом смысле природа становится "равнодушной", "теряет интерес" к индивиду после завершения им репродуктивного возраста, то для человеческого индивида, ставшего личностью, уже не природа, в общество определяет меру и ценность его жизни. И как раз три, где отступается природа, возрастает интерес общества, так как развитие личности отдельного человека - цель и средство существования и развитии человечества - и как вида Homo sapiens, и как социальной общности, носителя разума и культуры на Земле.
Крупные сдвиги в экономике и повседневной жизни людей, происшедшие за последние десятилетия, настоятельно ставят вопрос о влиянии изменений условий жизни на биологические и психические особенности человека. Социальное развитие по отношению к биологии человека не всегда и не во всем приводит к благоприятным результатам.
Биологическая адаптация человека понимается в настоящее время предельно широко и не сводится только к сохранению биологического гомеостаза, т.е. к достижению устойчивого равновесия и само регуляции живого организма в изменяющихся условиях среды. Существуют также и активные формы поддержания гомеостаза через специфически человеческую деятельность - социальную и техническую. В итоге оказывается, что для человека адаптация охватывает широкий круг факторов биологического и социального характера, причем последние подчиняют себе во многих случаях первые. Это ставит большие задачи и проблемы не только перед биологией человека, но и перед социологией, психологией и педагогикой, теорией нравственного воспитания и научной организации труда.
Продление человеческой жизни может ставиться как некоторая научная и социально осознанная цель, и тогда возникает вопрос: для чего это необходимо личности и обществу?
Так, согласно многим демографическим данным, эволюция продолжительности человеческой жизни происходила на протяжении истории человечества и происходит в наши дни, причем речь идет не о "чисто" биологическом времени, обусловленном генетически (такого никогда не бывает у человека как личности, испытывающей доминирующее влияние социальных фактов) но именно о социальной продолжительности жизни, где условия жизни и среда играют определяющую роль, существенно видоизменяя действие биологических факторов.
Учет этих факторов, разных в разных социально-экономических системах, позволяет и сам процесс социального старения человека подразделить на нормальное, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма, и патологическое, при котором наблюдается негативное воздействие социальных факторов, детерминирующих естественно протекающие процессы старения. Поэтому первой и основной задачей является свести до минимума причины, приводящие к патологическому социальному старению, и эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, которое обеспечивало бы человеку нормальные человеческие условия существования, включая медицинское обслуживание.
Космос и будущее человека
В философской и научно-популярной литературе сейчас много пишут о том, что с наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.
Именно в нашей стране начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое направление научно-философской мысли. Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому направлению, мы должны в первую очередь выделить Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосма). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о преодолении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.
Общими родовыми чертами космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России в последние десятилетия, прежде всего, является понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от “регуляции природы” до ноосферы.
Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут побеждены болезни и сама смерть.
Утверждается и несовершенство, “промежуточность” нынешней природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический субъект, но и на существо эволюционизирующее, космическое.
Вместе с тем субъектом планетарного и космического преобразовательного действия признается не отдельный человек, а сборная совокупность сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих поколений.
Человек будущего, безусловно, необычайно расширит свои адаптационные возможности с помощью самых разнообразных средств, включая фармакологию и психотерапию, и это даст ему возможность полноценно и без ущерба для здоровья действовать в самых сложных, подчас экстремальных условиях. Уже сегодня получены серьезные данные, которые свидетельствуют о новых, неизвестных ранее резервах биологической природы человека и его психофизиологических возможностях. "Биологическое оснащение" человека ярко обнаруживает свою универсальность. Человек как "венец природы" должен высвободить и новые резервы своей биологической природы, направляя их по пути гармонизации с социальными, психическими и нравственными силами, которые он пока еще не научился прочно удерживать в гомеостатическом состоянии.
Не придет ли в будущем на смену Homo sapiens какой-то "сверхчеловек", во всех отношениях отличающийся от современного? Не возникнут ли какие-то новые формы человеческого существования, соединенного с биокибернетическими устройствами, - своеобразные "биокиборги"? Не вступит ли человечество в новую стадию своей эволюции, на которой человек будет создаваться в значительной мере искусственно - как "фабрикуемый" с помощью генной инженерии и биокибернетики "сверхчеловек", обладающий экстрасенсорными и экстра интеллектуальными качествами? Эти и другие вопросы не являются надуманными, и к подобным предположениям и проектам обращаются не только фантасты, но порой и серьезные ученые. Научные прогнозы о человеке будущего сопровождаются зачастую разного рода утопиями, которые апеллируют к науке и пытаются опереться на экстраполяции, исходящие из ее современных достижений, обращая их в будущее.
Речь идет, прежде всего, о всякого рода проектах радикальной перестройки природы человека, в частности его генетики, о таком вмешательстве в функционирование мозга и психики человека, которое привело бы, в сущности, к возникновению "нового вида", существенно отличающегося от вида Homo sapiens, к созданию "сверхчеловека", наделенного "сверхмозгом" и необычайными умственными и психическими способностями.
Что касается будущего, причем весьма отдаленного, то в этой области, предстоят крупнейшие события - может быть, самые крупные за всю историю науки, которая вступит тем самым в "век человека", когда вся мощь научного знания обратится к человеку как своему главному объекту. Но для этого нужны соответствующие разуму и гуманности социальные условия. И на этой стадии, может быть, придет осознание уникальности человека разумного и гуманного, а какие выводы последуют из этого - судить не нам. Именно это и позволит решать в будущем проблемы его биологического совершенствования в соответствии с тем идеалом, который создавался человеком на протяжении истории в мифах и утопиях и который он утвердит в будущем как результат синтеза науки и искусства, разума, добра и красоты.
Этот философский подход, основывающийся на научном понимании смысла человеческой жизни, конечности индивидуального бытия и бесконечности исторического существования человечества, утверждает бессмертие человека в том, что единственно и соответствует его сущности - материальной и духовной культуре человечества, в бессмертии его разума и гуманности.
Прогнозы будущего человечества ученые делят на четыре типа: реалистические или поисковые; аналитические или социальные; нормативные с определением картины будущего; прогнозы-предостережения. Методология прогнозов будущего человечества в значительной степени определяется психологическими характеристиками и ценностными ориентациями исследователей и ученых. Имеются крайне пессимистические и одновременно с этим существует немало оптимистических представлений о перспективах человека и человечества.
Литература
1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. - М., 1990.
2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явление. - М., 1977.
3. Григорьян Б.Т. Философская антропология. // Вопросы философии. - 1995, №2.
4. Кохановский В.П. и др. Философия - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999.
5. Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека // Критический анализ Римского клуба. - М., 1988.
6. Островский Э.В. Основы философских знаний - М.: Юнити, 1998.
7. Радугин А.А. Философия - М.: Изд-во Центр, 2001.
8. Русский космизм / Сб. - М., 1993.
9. Pacceл Б. Пoчeмy я нe xpиcтиaнин? - М.: Наука, 1987.
10. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общества. - М., 1992.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |