Реферат по предмету "Философия"


Жизнь и философия Платона

Жизнь и философия Платона
1.1.Жизнь Платона.
1.2.Сочинения Платона.
2.1.Учение Платона об «идеях» («видах»).
2.2.«Идеи»
2.3.«Идея» как понятие.
3.1.Теория познания Платона.
3.2.Анализ знания.
3.3.Диалектика знания.
3.4.Виды знания.
4.1.Диалектика Платона.
4.2.Взаимопереход «идей»
4.3.Закон непротиворечия.
4.4.Диалектика и чувственный мир.
5.1.Учение Платона об обществе и государстве.
5.2.Формы государства.
5.3.Идеальное государство.
5.4.Добродетели в государстве.
5.5.Социальный смысл утопии Платона.

1.1. ЖизньПлатона.
Платон родился в 427 году до н.э. в знатной семье наострове Эгина, недалеко от Афин. Со стороны отца,Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики – Кодру;со стороны матери, Периктионы, — к семьеродственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был так жеизвестный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.
Именно Критий ввел Платонав круг учеников Сократа. Литературная философская деятельность Платона началасьне очень рано.
В 399 г. закончилось первоепребывание философа в Афинах. Платон покидает родину на целых 12 лет. За этовремя странствий Платон посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. До этого он былв Мегаре.
Впечатления, вынесенные изпребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных,политических и политико-экономических воззрений Платона. Особенно длительнымбыло пребывание Платона в Гелиополе – центреегипетской религии и жреческой организации.
Из Египта Платон прибыл на Криены. Здесь он встретился с видным греческим астрономом иматематиком Федром.
Из Криенпоследовал переезд в Южную Италию. Одной из задач путешествия было ознакомлениес учением пифагорийцев и с результатами ихматематических исследований. После пребывания в Южной Италии последовал переездПлатона в Сицилию.
В 387 г. до н.э., всорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал в рощегероя Академа свою школу, получившую названиеАкадемии. Впоследствии школа Платона стала крупным очагом развития греческойматематики.
В годы старости Платона,когда произошло его сближение с пифагорийцами, взглядПлатона на математику еще более укрепился.
Платон совершил еще двепоездки в Сицилию.
Остаток жизни Платон провелв Афинах. Попытка вмешаться в ход политических событий принесла ему горькоеразочарование. В последнем крупном произведении Платона – «Законах» онотказывается от ряда взглядов в своих системах воспитания и политическихвоззрений.
Умер Платон в возрасте 80-тилет в 347 г. до н.э.
1.2. СочиненияПлатона.
Литературная деятельностьПлатона продолжалась в течении полувека. Платон – первый крупнейший философ, откоторого до наших дней  дошли все (илипочти все) его сочинения. Учение, излагаемое в них, несвободно от противоречий.В некоторых из них излагается идеалистическое учение о бытие, получившееназвание теории «идей». Но есть среди сочинений Платона и такие, в которых этатеория совершенно отсутствует. Есть и такие, в которых сам Платон подвергаетсобственную теорию «идей» острой критике (например «Парменид»).
Удалось выделить четырегруппы диалогов, начиная от ранних «сократических», исследующих понятия этики,и кончая наиболее поздними, ряд которых замыкает «Законы».
К первой, «сократической»,группе были отнесены «Апология Сократа», «Евтифрон»,«Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем», «Горгий».
Во вторую, более позднюю,вошли «Кратил», «Пир», «Федон»и первая книга «Государства».
Третью составили остальныекниги «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид».
Наконец в четвертую,последнюю по времени, вошли «Софист», «Политик», «Филеб»,«Тимей», «Критий» и«Законы».
По форме и достоинствамизложения диалоги Платона неоднородны. Часть из них написана в драматическойформе. Это блестящие сцены из умственной жизни Афин, изображение сталкивающихсяи борящихся философских воззрений.
Другую часть философскихсочинений Платона составляют диалоги, в которых диалогическая форма – лишьвидимость. Эти диалоги – трактаты. В них исследуются труднейшие и отвлеченныепроблемы диалектики. Значение их не в художественном воплощении философскихвоззрений, а в их диалектическом развитии и обосновании. Образцы таких диалогов– «Софист», «Филеб», «Парменид».
Наконец есть и такиедиалоги, в которых перемежаются образ, миф и отвлеченный анализ философскихпроблем. Возможно, что некоторые диалоги в первоначальной редакции былинаписаны в повествовательной форме и лишь впоследствии были переписаны в формедраматической.
2.1. УчениеПлатона об «идеях» («видах»)
От Парменидаи Зенона Платон усвоил установленное этими философами различие между тем, чтосуществует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия.
Это различие междустановлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространяет на всепредметы исследования. Среди них большое внимание он уделяет исследованию прекрасного.Во всех диалогах, посвященных проблеме прекрасного, Платон разъясняет, чтопредметом прекрасного является не то, что лишь кажется прекрасным, и нето, что лишь бывает прекрасным, а то, что по истине естьпрекрасное, т.е. прекрасное само по себе, сущность прекрасного, независящая от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений.
Но Платон не только ставит задачу определенияпрекрасного, как того что заставляет вещи быть безотносительно прекрасными,безотносительно великими, безотносительно бодрыми и т.д. Он утверждает, что этазадача хотя и трудна, но все же разрешима. Она разрешима прежде всего потому,что предмет исследования – «идея», «вид» — существует объективно, в самойреальности.
Наиболее полнаяхарактеристика «вида», или «идеи», была развита Платоном при исследовании всетой же сущности прекрасного в «Федоне», «Пире», «Филебе».
2.2. «Идеи»
По Платону, ктопоследовательно поднимается по ступеням созерцания прекрасного, тот «увидитнечто прекрасное, удивительное по своей природе».
Уже этой характеристикидостаточно, чтобы установить ряд важных признаков платоновского определенияпрекрасного и вместе с тем признаков каждого «вида», каждой «идеи». Этипризнаки – объективность, безотносительность, независимость от всех чувственныхопределений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т.д.Платоновское прекрасное есть «вид» или «идея», в специфически платоновскомсмысле этого понятия, т.е. истинно сущее, сверхчувственное бытие, постигаемоеодним только разумом; иными словами, прекрасное – сверхчувственная причинаи образец всех вещей, называемых прекрасными в чувственном мире,безусловный источник их реальности в той мере, в какой она для них возможна.
В этом значении «идея» резкопротивопоставляется у Платона всем ее чувственным подобиям и отображениям вмире воспринимаемых нами вещей. Чувственные вещи необходимо изменчивы ипреходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного. Этанепрерывная текучесть, изменчивость чувственных вещей подчеркнута Платоном в «Федоне».
Напротив «идея» прекрасного,т.е. прекрасное само по себе, истинно сущее прекрасное не подлежит никакомуизменению или превращению, совершенно тождественна и есть вечная сущность,всегда равная сомой себе.
Учение этого – идеализм,т.к. по Платону реально существует не чувственный предмет, а лишь его умопостижимая, бестелесная, не воспринимаемая чувствамисущность. Учение Платона – объективный идеализм, т.к. «идея» существует сама посебе, независимо от многочисленных одноименных предметов, существует как общеедля всех их.
Учение Платон об «идее»блага как о высшей «идее» чрезвычайно существенно для всей системы егомировоззрения. Это учение сообщает философии Платона характер не простообъективного идеализма, но так же идеализма телеологического. (Телеология –учение о целесообразности.) Т.к. по Платону над всем главенствует «идея» блага, это значит, что порядок, господствующий в мире, естьпорядок целесообразный: все направляется к благой цели.
Т.к. критерий всякогоотносительного блага – благо безусловное, то наивысшее из всех учений философии– учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливоестановится пригодным и полезным. Без «идеи» блага все человеческие знания, даженаиболее полные, были бы совершенно бесполезны.
Телеология Платона, учениеоб объективной целесообразности, тесно связана с его теологией, илибогословием. Платон не только не скрывает, но и сам выдвигает и подчеркиваетсвязь своего идеализма с религией, с мистикой.
Платон в ряде мест подчеркнулобъективный характер своей телеологии, в известном смысле он отожествлял«благо» с разумом.
Одна из наиболее полныххарактеристик высшего блага для человека дана Платоном в «Филебе».Здесь в качестве условий высшего человеческого блага указаны:
1.      участие к вечной природе«идеи»;
2.      воплощение «идеи» вдействительности;
3.      наличие разума и обладаниезнанием;
4.      владение некоторыми науками,искусствами, а также обладание правильными мнениями;
5.      некоторые виды чувственныхудовольствий, например, от чистых тонов в музыке или цветов в живописи.
Постижение «идеи» прекрасного представляеттруднейшую задачу. Прекрасное как «идея» вечно; чувственные вещи, названныепрекрасными, преходящи: возникают и погибают. Прекрасное неизменно, чувственныевещи изменчивы. Прекрасное не зависит от определений и условий пространства ивремени, чувственные вещи существуют в пространстве, возникают, изменяются ипогибают во времени. Прекрасное едино, чувственные вещи множественны,предполагают дробность и обособление. Прекрасное безусловно и безотносительно,чувственные вещи всегда стоят под теми или иными условиями.
2.3. «Идея»как понятие
В понятии об «идеи» уПлатона то, что делает «идею»:
1.      причиной, или источником бытия, ихсвойств и их отношений;
2.      образцом, взирая на который творятмир вещей;
3.      целью, к которой, как кверховному благу стремится все существующее.
«Идея» Платона сближается со смыслом, который этослово, под влиянием Платона, получило в обычном обиходе у цивилизованныхнародов. В этом своем значении «идея» Платона уже не само бытие, асоответствующее бытию понятие о нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова«идея» в нашем мышлении и в нашей речи, где «идея» значит именно понятие,замысел, руководящий принцип, мысль и т.п.
В плане познания бытия и сущностей бытия Платонназывает понятия, или идеи, относящиеся ко многим вещам, «родам» и «видам».«Виды» получаются в результате разделения «родов», т.е. разделения его полногообъема.
Т.к., по Платону, врезультате правильного определения рода и правильного разделения рода на видыдостигается усмотрение сущностей, то Платон называет «диалектику» наукой осущем. По Платону «диалектика» есть созерцание самих сущностей, а не однихлишь теней сущностей.
Понятая в этом смысле«диалектика» Платона есть двойной метод. Это, во-первых, метод восхождениячерез гипотезы до идей или до начал. Во-вторых, «диалектика» Платона – методнисхождения сущего от начал, т.е. метод деления родов на виды.
3.1. Теорияпознания Платона.
По Платону знание возможно не для всякого.«Философия» (буквально «любовь к мудрости») невозможна ни для того кто ужеобладает истинным знанием, ни для того кто совсем ничего не знает.
При разработке вопроса о знании и его видах Платонисходит из мысли о том, что виды знания должны соответствовать видам или сферамбытия. Для истинного понимания бытия Платон считал необходимым разрешитьпротиворечия между двумя наметившимися в греческой мысли противоположнымиконцепциями: элейской, утверждающей неизменность,тождественность, неподвижность истинного бытия, и гераклитовской,признающей его вечную текучесть, изменчивость и подвижность.
При рассмотрении ученияПлатона о знании необходимо прежде всего иметь в виду, что вопрос о знанииотнюдь не ставится у Платона как отдельная, изолированная, ни как основнаяпроблема философии.
Учение Платона о познаниинеотделимо от его учения о бытие, от его диалектики.
3.2. Анализзнания
Введением в гносеологическоеучение Платона может быть диалог «Теэтет». Предметдиалога – именно вопрос о существе знания. Речь идет не о том, какие существуютчастные виды знания, а о том, что такое знание само по себе.
Диалог не даетположительного ответа на вопрос, но опровергает три несостоятельных, с точкизрения Платона, решения этого вопроса:
1. взгляд, по которомузнание есть чувственное восприятие;
2. взгляд, по которомузнание – «правильное мнение»;
3. взгляд, по которомузнание – «правильное мнение со смыслом».
Необходимое для познания единство не может бытьнайдено в области чувственного восприятия, т.к. в этой области все течет и вселишено твердой определенности. Таким образом, чувственному, как текучему,должно предшествовать нечто, не текучее и не чувственное, а потому и знание неможет быть тождественно чувственному восприятию.
Утверждение этопредполагает, будто возможно не только «правильное мнение», но также и мнениеложное. Но Платон доказывает, что тот, кто имеет ложное мнение, не можетпребывать безусловно во лжи: для него по крайней мере нечто истинно или дажевсе истинно. С другой стороны, из предмета ложного мнения также нельзя вынестиникакой лжи. Итак, ложное мнение невозможно. Но тем самым мы лишаемсявозможности говорить о соотносительном с ним истинном мнении, и, стало быть,получается, что знание нельзя определить как «правильное мнение».
Третья теория утверждает,будто знание – не просто «истинное мнение», а «истинное мнение со смыслом».Платон демонстрирует примеры, из которых видно, что одно «истинное мнение» ещене дает знания и что для возникновения знания к истинному мнению должноприсоединиться еще нечто – «смысл». Как бы ни понимать «смысл» – то ли каквыражение в слове, то ли как перечисление элементов, то ли как указанаотличительной признак – во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильномумнению» не создает и не может создать знания.
Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, нисоединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должнобыть отграничено от чувственности и должно рассматриваться  не как результат чувственных восприятий, акак предшествующее им условие.
Однако знание ценитсязначительно выше правильно мнения.
Платон отграничил знание от чувственных впечатлений,а также показал, что рядом со знанием существуют неясные и нерасчлененные акты«мнения», также опирающиеся на чувственные впечатления. В «Меноне»знание еще более резко отграничено от чувственности, а «истинное мнение»отделено от «мнения» просто. В знании впервые происходит объединение истинногомнения с чувственностью, посредством «связывания» всегда текучейчувствительности.
Анализ знания Платонпроводит в своих диалогах «Теэтет», «Ненон», «Пир».
Сделанный анализ знания у Платона не ограничивается.Связь и единство знания и чувственности, данные в «Неноне»и в «Пире», Платон представляет с еще более высокой точки зрения – с точкизрения диалектики.
3.3.Диалектика знания
Диалектические исследованияПлатона отнюдь не совпадают с нем, что он сам называл «диалектикой», — с ужерассмотренным сведением видов с родами и с делением родов на виды. Это лишьформально-логический аспект диалектики Платона. Но у него имеется гораздо болееширокое и существенное понятие о диалектике, связанное с его учением о знании,о бытии и об отношении между бытием и знанием.
Понятие это раскрывается в ряде диалогов; введениемв это понимание может служить конец шестой книги Платона «Государства». Здесьизлагается учение об идее «блага», но речь идет не только о «благе». Учение оботношении бытия к знанию. А именно: идея «блага» не есть ни бытие, ни знание,которым порождалось бы бытие и знание.
Достовляющееистинность познаваемому исообщающее силу познающему, следует называть идеей блага и причиной знания иистины, поскольку она постигается умом.
Рассматривая «идеи», философможет или рассматривать их реализацию в мире вещей, или, напротив, подниматьсяв мысли до их начала, пребывающего выше всякого знания. В первом случае душаиспользует  «идеи» в качестве «гипотез»или «предложений», разделяя род на виды. Это как бы путь вниз – от «идей» квещам.
Род познаваемого, постигаемый только мыслью, Платонназывает «мыслимым». В «мыслимом» имеются две «части». Для отыскания первой изних душа вынуждена основываться на предположениях и не доходит до начала, т.к.не может подняться выше предположений, но используется самими образами илиподобиями, запечатлевающимися на земных предметах. И есть вторая часть мыслимого,второй случай рассмотрения «идей». В этом случае  душа идеи не к «концу», а, напротив, к«началу»: она сводит все «гипотезы» к идее «блага», как к тому, что пребываетвыше всякого знания и выше всех предположений.
Это понимание «блага»выводит мысль за пределы одного лишь познания в область диалектики. Поотношению к знанию и к бытию «благо» мыслится как совмещающее в себепротивоположные определения. В то же время оно запредельно по отношению к бытиюи знанию.
3.4. Видызнания
Платон развивает детальнуюклассификацию видов знания. Основное деление этой классификации –разделение на знание интеллектуальное и чувственное. Каждая из этих сфер знанияделится на «мышление» и «рассудок».
Под «мышлением» понимаетсясозерцающую деятельность одного лишь ума, непосредственноинтеллектуальные предметы.
Под «рассудком» понимается вид интеллектуальнознания, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого умаи не ради его созерцания, а для того, что бы с помощью ума понимать иличувственные вещи или образы. Этот «рассудок» – не интуитивный, а деструктивныйвид знания.
Чувственное знание Платонтакже делит на две области: на «веру» и «подобие». Посредством «веры» мывоспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Подобие»– вид уже не восприятия, а представления вещей, или, иначе, интеллектуальноедействие с чувственными образами вещей. «Подобие» отличается от «веры»удостоверяющей существование. «Подобие» – некое мыслительное построение,основывающееся на «вере».
С этими различиями у Платонатесно связывается различие знания и мнения.
В отличие от идей, математические предметы иматематические отношения постигаются посредством размышления или рассуждениярассудка. Это и есть второй вид знания.
Чувственные вещи постигаютсяпосредством мнения. О них невозможно знание, их нельзя постигнуть посредствомрассуждения, их можно постигнуть лишь гипотетически.
4.1.Диалектика Платона.
Для Платона диалектика – этоне только логика, хотя в ней есть и логический аспект, это не только учение опознании, хотя в ней есть и гносеологический аспект; это не только учение ометоде, хотя в ней есть аспект метода. Диалектика Платона – прежде всего учениео бытии или об идеях. Идеализм Платона, также как и его теория познания и диалектика,имеет явно выраженный онтологический характер.
4.2. Взаимопереход идей.
Движение несовместимо спокоем, а покой с движением. Но т.к. покой существует и движение существует, тобытие должно быть совместимо и с покоем, и с движением. Имеется три рода:бытие, движение, покой.
Каждый из этих трех родовесть одновременно и тождественное – по отношению к самому себе, и в тоже времяявляется иным по отношению к остальным родам. Отсюда возникает вопрос оботношении родов тождественного и иного родам покоя и движения. Совпадают ли этироды между собой или же тождественное и иное должны быть отличаемы от родовдвижения, покоя бытия.
Платон доказывает:тождественное и иное должны быть отличимы от покоя идвижения. И о покое, и о движении, так же как и о всяком другом роде, одинаковоговорится, что они и тождественны по отношению к себе и суть иное по отношениюк другому. Но т.к. покой и движение – противоположности, и т.к. все то, чтовысказывается о противоположностях не может быть ни каждой из этих противоположностейв отдельности, ни той и другой вместе, то покой и движение должны отличаться оттождественного и иного.
Тождественное отличается отпокоя, не говоря уже об очевидном отличии его от движения. Но оно отличается иот бытия. Если бы тождественное не отличалось от бытия, то, утверждая, чтопокой существует, так же как существует и движение мы должны были бы признать,что покой тождествен с движением. Но если тождественное отличается не только отпокоя и движения, но также и от бытия, то это значит, что в тождественном мыдолжны видеть четвертый и самостоятельный род сущего наряду с родами покоя,движения, бытия.
То же самое доказывается иотносительно иного. Иное отличается не только от тождественного и от покоя.Иное отличается также и от бытия. В самом деле иное всегда относительно итолько относительно.
В учении Платона об иномчрезвычайно важно отметить, что все первые черты рода сущего – бытие, покой,движение, тождественное – принадлежат или причастны, к роду иного. Так движениеесть иное не как движение, а лишь поскольку движение не есть покой, не естьбытие, не есть тождественное и т.д.
Учение это представлялонесомненное отступление от метафизики неизменных и тождественных «идей».Платоновская «диалектика» бытия и небытия, единого и многого, тождественного ииного, покоя и движения как непосредственно, так и через переработкунеоплатоников III– Vвв.н.э. оказала в XIXвнесомненное влияние на разработку диалектики Гегелем.
4.3. Закон непротиворечия
Важную особенностьдиалектики Платона составляет то, что противоположные определения сущего,развиваемые им, отнюдь не означают отказа от принципа непротиворечия.Хотя Платон доказывает, что одно и тоже бытие едино и множественно в одно итоже время, он поясняет при этом, что «единым» и «множественным» онооказывается в различных отношениях: бытие «едино», поскольку онорассматривается в отношении к самому себе, к своей тождественной основе. И тожесамое бытие «множественно», поскольку оно рассматривается в другом отношении –в отношении к своему «иному». И все другие определения бытия у Платона, все онимыслятся как противоположные друг другу, но не как противоречащие в одном и томже отношении.
Закон противоречия или законнемыслимости противоречия. В качестве закона он означает невозможность инедопустимость мыслить противоречащие утверждения об одном и том же предмете, водно и то же время, в одном и том же отношении. В «Федоне»Платон разъясняет, что не только «идеями», но и качествам чувственных вещейпринадлежит свойство, по которому относительно этих вещей не могут бытьодновременно и утверждаемы противоречащие определения.
4.4.Диалектика и чувственный мир.
Совмещениепротивоположностей, по Платону, недопустимо в определениях мысли, которыедолжны рассматриваться в качестве тождественных себе и относительно которыхнельзя мыслить совместимость противоречащих утверждений. Напротив, чувственныевещи могут переходить в противоположные себе.
По Платону, в предметахчувственного мира не только противоположное переходит в противоположное, но и водной и той же вещи в одно и то же время совмещаются противоположные качества,притом не случайно, а необходимым образом.
Но противоположности могутсосуществовать и совмещаться – таково убеждение Платона – только для мнения,только для низшей части души, направленной на познание истинно сущих «видов»,или «идей», верховным законом  будетзакон запрещающий мыслить совмещение противоположных утверждений об одном и томже предмете.
«Диалектический метод»Платона есть в сущности метод последовательного сведения понятий в высшие родыи разделения родов на входящие в них низшие видовые понятия.
Все эти разъяснения Платонаясно обнаруживают насколько далека платоновская «диалектика» от современной.«Диалектика» Платона – важный этап в развитии логики, в развитии учения окатегориях, о родах и видах понятий, о методах определения, индукции и деленияпонятий, но она ни в малейшей степени не есть учение о развитии черезпротивоположности. Система Платона не знает вовсе никакой истории, никакогоразвития, кроме цикличности и противоречия уже бывшего.
5.1.УчениеПлатона об обществе и государстве.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит еговзглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аналитическогомыслителя, равнодушного к явления общественной жизни и политическим убеждениям.
Общественно-политическимвопросам Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения:«Государство» и «Законы». В «Государстве» учение об обществе разработано втесной связи с центральным учением платоновского идеализма – с теорией «идей»,и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное суровопротивопоставлено как образец и как норма должного эмпирическойдействительности.
Идеальному типу Платонпротивопоставляет отрицательный тип общественного устройства. В нем главнымдвигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. По мнениюПлатона все существующее государства принадлежат к этому отрицательному типу.
5.2. Формыгосударства
Отрицательный тип государства выступает в четырех формах:тимократия, олигархия, демократия и тирания. Всравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательноеухудшение или извращение формы идеальной.
Первой во времени из этихформ вступила тимократия, т.е. властьоснованная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникаетстрасть к обогащению и стремление к стяжательству. В тимократиипервоначально сохранялись черты совершенного строя.
Переход от тимократии к олигархии – господству немногих надбольшинством. Это правление основывается на переписи и на оценке имущества, такчто в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. Волигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. Чтобыкаждый член общества «делал свое» и притом «только свое» дело. В олигархии,во-первых, часть членов общества занимается самыми различными делами – иземледелием, и ремеслом, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека наполную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человекпревращается в бесполезного члена общества.
Дальнейшее развитиеолигархии приводит к еще более худшей форме государственного устройства – кдемократии. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, вкотором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее.
Наихудшей формой отклоненияот идеального государства Платон признал тиранию. Это власть одного надвсеми в обществе. Возникает эта власть, подобно и всем остальным, каквырождение предшествующей ей формы.
5.3. Идеальноегосударство
Всем формам государстваПлатон противопоставляет утопию, проект наилучшего государственного правления.Этим государством руководят как в олигархии немногие, но этими немногими  могут стать только лица, действительно способныехорошо управлять государством: во-первых в силу природных задатков иодаренности, во-вторых, в следствие долголетней предварительной подготовки.Основным принципом идеального государства Платон считает справедливость.Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особоеположение.
Основная мысль Платона вутверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны,способность каждого отдельного человека к удовлетворению этих потребностейограничена.
5.4.Добродетели в государстве
Наисовершеннейшеепо своему строю, благоегосударство обладает четырьмя главными добродетелями: мудрость, мужеством,сдерживающей мерой, справедливостью.
«Мудрость» – доблесть,принадлежащая не множеству ремесленников, а немногим – философам. Толькофилософы должны быть правителями, и только при правителях-философах государствобудет благоденствовать.
«Мужество» – свойственнонебольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.
«Доблесть» в совершенномгосударстве есть качество уже не особого или отдельного класса, а принадлежитуже всем членам общества.
Наличие «справедливости»подготавливается и обуславливается «сдерживающей мерой». Благодарясправедливости каждый разряд в государстве и всякий отдельный человек получаетдля исполнения свое особое дело.
В государстве три разрядаграждан: правители, воины, работники; они составляют одно гармоничное целое.

5.5.Социальный смысл утопии Платона
В утопии Платона отражаютсяважные черты действительно, реального античного полиса, далекие от намеченногофилософом идеала.
Из исследованияотрицательных типов государства Платон извлек вывод, будто основная причинапорчи человеческих обществ и государственных систем – в господстве материальныхинтересов, в их влиянии на поведение людей. Поэтому устроители наилучшегогосударства должны позаботиться о правильном воспитании воинов-стражев.
Основные черты этого порядка– лишение воинов права на собственное имущество. Воины могут пользоватьсятолько тем, что минимально необходимо для жизни, для здороовья,для выполнения своих функций в государстве.
В утопии Платона есть рядчерт, которые, на первый взгляд кажутся чрезвычайно современными. Это отрицаниеличной собственности воинов и снабжение их государством, резкая критика кстяжанию и накоплению, критика торговли и спекуляций, мысль о необходимостинерушимого единства общества, полного единения всех его членов, воспитание вгражданах нравственных качеств, способных привести к этому единству.
Литература:
АсмусВ.Ф. Античная философия. М.1999

 УГТУ-УПИ
Кафедра «Философии»
Контрольная работа Жизнь и философияПлатона
С.П.
9831851929ФЗО      ПГС-2
Екатеринбург
1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.