7
Реферат по онтологии
Критерии истины
1. Главнейшие аспекты критериев истины.
Под критерием истины понимается разрешающая процедура, позво-ляющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное. Если пытаться искать такую процедуру исключительно внутри самого зна-ния, то возникает парадокс, схваченный в свое время еще Секстом Эмпириком: для нахождения такого критерия нужен, в свою очередь, критерий, и так до бесконечности.
Практика как критерий истины. Безусловной заслугой марксизма является то, что он в ясной и недвусмысленной форме постарался найти критерий истины не внутри системы знания, а вне ее -- в обще-ственно-исторической практике человека. «В практике, -- писал К. Маркс, -- должен доказать человек истинность, т.е. действитель-ность и мощь, посюсторонность своего мышления».
В самом деле, наиболее действенная проверка объективной укорененности наших идей и теоретических моделей в структурах мирового бытия возмож-на в том случае, если нечто практически (телесно) созданное на их идеальной основе проходит испытание на свою функциональную пригодность в рамках этого мирового целого.
Успешная объективация (или, грубо говоря, материализация) наших знаний в технических ус-тройствах, хозяйственной и социальной деятельности -- серьезное свидетельство в пользу того, что мы ничего субъективно не измысли-ли , а познали нечто объективно сущее и значимое. Так, если ракета не падает, а взлетает в небо -- это практическое свидетельство истинно-сти наших физических представлений о законах гравитации; если стиральный порошок отстирывает грязь, -- значит, наши сведения о протекании химических реакций в природе правильны; если мы ве-дем успешную социальную политику, избегая конфронтации в обще-стве и способствуя росту его духовных запросов, значит, наши социо-логические представления верны.
Эмпирические критерии истины. Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т.е. строго описанная и же-лательно техническая воспроизводимая процедура проверки опытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории.
Одним из таких эмпирических критериев (разрешающих проце-дур) служит верифицируемость теории, т.е. заключение об ее истин-ности на основании практического подтверждения вышедших из нее опытных следствий. Процедура верификации была детально ме-тодологически осмыслена в неопозитивистской традиции и даже ква-лифицировалась как универсальный критерий научности знания. Од-нако со времен Д. Юма известно, что любой индуктивный вывод носит вероятностный характер (за исключением случаев полной ин-дукции), а потому ни какая верифицируемость не может считаться надежной. Один-единственный отрицательный результат эксперимента поставит под сомнение истинность целой теории.
Это и дало основание К. Попперу сформулировать противополож-ный эмпирический критерий фальсифицируемости, нацеленный не на подтверждение, а, наоборот, на опровержение теоретической моде-ли через опровержение (фальсификацию) выводимых из нее эмпири-ческих следствий. Обе эти процедуры успешно используются в науке.
Однако критерий практики и в ее общественно-историческом, и в научно-экспериментальном проявлении не может считаться доста-точным. В науках, особенно дедуктивных, существует масса теорети-ческих идей и гипотез, которые нельзя проверить не только ни в ка-кой практической деятельности, но даже в эксперименте. Более того, абсолютизация критерия практики может быть смертельно опасной для существования науки. В истории уже были случаи, когда требова-ние немедленных практических и экспериментальных результатов служило оправданием идеологического давления на науку. Так, под ло-зунгом отсутствия реальных практических приложений в 40--50-х гг. XX в. у нас травили генетику, позднее -- кибернетику. Все это застав-ляет искать критерии истины уже не вне, а внутри самой науки, поз-воляющей ей существовать в качестве относительно автономной и са-моценной сферы духовного творчества человека.
Логические критерии. Важнейшим их них является логическая непро-тиворечивость, т.е. запрет на одновременное наличие суждений А и не-А внутри научной гипотезы или теории. Формально-логическая противо-речивость означает, что теория абсолютно не информативна, ибо из про-тиворечия следует все, что угодно, -- бесконечный универсум суждений.
Другой важный логический критерий истины -- критерий незави-симости аксиом, т.е. невыводимость одних исходно принятых допу-щений (аксиом, постулатов) теории из других. Обнаружение факта нарушения этого принципа -- серьезное свидетельство в пользу оши-бочности данной теории.
Кроме этого выделяют еще критерий полноты теории. Семантиче-ская полнота означает, что все суждения внутри данной теоретичес-кой модели являются доказанными, а не произвольно введенными. Критерий синтаксической полноты гласит, что теория является ис-тинной (или, точнее, корректной), если присоединение к ней произ-вольного суждения (формулы) делает ее противоречивой. Логические критерии истины, во-первых, носят достаточно формальный и отри-цательный характер (т.е. свидетельствуют не столько об истине, сколько об ошибочности каких-либо теоретических представлений) и, во-вторых, за исключением универсального критерия непротиворечивости имеют актуальное значение в основном для аксиоматичес-ки построенных теорий в логике и математике.
Специфицированные теоретические критерии, В естественных и обществоведческих, а отчасти и гуманитарных, науках используется це-лый спектр собственно теоретических критериев истины.
Одним из них является критерий внутренней и внешней когерент-ности знания, т.е. требование системной упорядоченности и взаимосогласованности положений внутри самой теории (гипотезы), а также желательность ее согласования с фундаментальным и непроблематизируемым знанием в науке. Так, если какая-то теоретическая гипотеза в физике противоречит закону сохранения энергии, то это -- веское основание для констатации ее ложности.
Другим важным теоретическим критерием истины является прин-цип простоты теории. Он означает, в частности, что из двух конкури-рующих в науке гипотез, скорее всего, будет избрана та, которая решает проблему наиболее экономным и рациональным способом: использу-ет меньшее количество исходных аксиом при том же объяснительном и предсказательном потенциале; опирается на более простой матема-тический аппарат; не привлекает сложной терминологии и т.д.
Например, в истории квантовой механики при описании поведе-ния элементарной частицы конкурировали подходы В. Гейзенберга и Э. Шредингера. Победу одержали идеи Шредингера именно по кри-терию простоты: его математическое уравнение волновой функции было намного проще сложнейшего математического аппарата, при-влеченного Гейзенбергом.
Красота как критерий истины. Наконец, в науке используется и этот критерий, пожалуй, наименее прозрачный и рациональный, но часто оказывающийся решающим в ситуации выбора.
Данный критерий, несмотря на кажущуюся его отдаленность от науки и вообще рационального познания, на самом деле присущ лю-бому виду деятельности людей и носит фундаментальный характер. Это было глубоко понято уже в античности. Античная культура не только в искусстве, но также в науке и философии была ориентирова-на на незаинтересованное эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение -- это особого рода чувствительность к красоте, пре-красному, изначально заложенная в каждом человеке. Эта чувстви-тельность, по мысли древнего грека, распространяется на все формы человеческого бытия и творчества. Отсюда становится понятным и название грандиозного замысла лосевской «Истории античной эсте-тики», которая представляет собой не просто историко-эмпирический анализ всего многообразия эстетических концепций античности, а историко-теоретическое осмысление античной философии и куль-туры в целом, взятой в ее самом существенном аспекте.
Красота для древнего грека -- это универсальная характеристика вза-имоотношений между человеком и миром. Человек не только ищет свое место в структуре бытия, чем занимается онтология. Он не только позна-ет мир, чем занимается гносеология. Он этим миром и добытым знани-ем о нем способен искренне восхищаться и наслаждаться. Бытие и зна-ние изначально эстетичны, а стало быть, и истина, и сам ее поиск должны быть прекрасными. Об этом четко говорил уже Платон. Закон, открывае-мый математикой или философией, -- это одно из проявлений мировой гармонии, а поэтому и познание этих законов есть действо эстетическое. Для человека античной культуры нет ничего особенного в выражениях типа «эта теория прекрасна» или «я наслаждался его аргументацией».
Отсюда и несколько иное понятие искусства, а точнее, искусства как части общего предмета эстетики. Это не просто некая совокуп-ность знаний об искусстве и его видах, а искусство как деятельность, как т.е. скорее ремесло, умение. Речь идет об умении так ис-пользовать наши знания, так владеть ими, что этим также можно на-слаждаться и восхищаться. Это умение, доведенное до высшей степе-ни совершенства. Отсюда и диалектика как искусство спора и геометрия как искусство измерения земли, и эристика как искусство спора. Поэтому «подлинное искусство для Платона -- это сама жизнь, но жизнь методически устроенная и научно организованная».
Это, восходящее к античности, органичное сближение искусства и научного творчества никогда не умирает в последующей культуре. Многие крупные ученые в первую очередь ориентировались и ориен-тируются именно на эстетический критерий красоты теории.
Вот что писал П. Дирак о создании общей теории относительнос-ти А. Эйнштейном: «Основной прием, которым он руководствовался, было стремление выразить закон тяготения в наиболее изящной мате-матической форме. Именно это стремление и привело его к понятию о кривизне пространства...Основная мощь теории тяготения Эйн-штейна заключается в ее исключительной внутренней математичес-кой красоте».
Известно, что, формулируя свои законы движения планет Солнечной системы, И. Кеплер изначально пытался вписать их в систему правиль-ных платоновских многогранников из диалога «Тимей». Эстетический критерий гармонии, изящества, завершенности научных построений оказывается особенно популярным среди логиков, математиков и пред-ставителей естественных наук, хотя он не чужд ученым и из других отрас-лей знания. Все это свидетельствует, с одной стороны, о недопустимости жесткого противопоставления друг другу различных форм рационально-го постижения бытия, а с другой -- о глубинной связи рациональных и внерациональных видов опыта, как это видно из деятельности того же И. Кеплера, работ средневековых алхимиков или творчества К.Е. Юнга.
В целом можно констатировать, что современная эпоха общесистем-ного кризиса техногенно-потребительского менталитета и становления нового, антропокосмического мировоззрения, связанного с особым ин-тересом к конструктивным возможностям человеческого сознания и с развертыванием диалога между различными формами постижения бы-тия, заставляет по-новому взглянуть и на проблему критериев истины.
2. Проблема универсальных критериев истины.
Есть все основания предположить, что вступление в эпоху диалога и синтеза различных форм духовного опыта рано или поздно приведет к принятию единых критериев истины, не важно, носит ли эта исти-на научный, религиозный или философский характер. В сущности, эти критерии уже начинают зримо проступать и формулироваться в различных областях как научного, так и вненаучного знания. В каком-то смысле идет неуклонное возвращение к платоновской идее о внутрен-нем нерасторжимом единстве истины, блага и красоты.
Возможно, что утверждение таких универсальных критериев истин-ности в общественном сознании и их принятие научным и религиозным сообществами в качестве значимого регулятива творческой деятельнос-ти -- все это и будет наилучшим противоядием против различных форм иррационализма и вместе с тем твердым основанием гармоничного со-существования и продуктивного диалога между рациональным и внерациональным знанием. Каковы же эти возможные критерии, учитывая, что критерий эстетичности мы уже обсудили выше?
Синтетичность. Современный этап в развитии цивилизации настоя-тельно требует синтеза знаний. Следовательно, не плюралистичность и не унификационизм, а органичное соединение в едином кристалле те-ории или духовного учения различных, в том числе и противоположных, граней будет свидетельствовать об их истине. Такая синтетичность означает снятие, говоря языком Гегеля, дотоле односторонних и раз-розненных ракурсов видения предмета в рамках более высокого и мно-гомерного понимания. В сущности, все наиболее глубокие философ-ские и религиозные системы, а также научные программы в истории человечества отличались синтетичностью и способностью гармонично соединять, диалектически опосредствовать предшествовавшие им не-примиримые идейные альтернативы. Сущность такой синтетической установки сознания лучше всего выражена в словах мастера музыки, наставляющего Йозефа Кнехта, главного героя романа Г. Гессе «Игра в бисер», перед его погружением в мир культурно-символической касталийской Игры: «То, что Игра сопряжена с опасностями, несомненно. Потому-то мы и любим ее, в безопасный путь посылают только слабых. Но никогда не забывай того, что я столько раз говорил тебе: наше на-значение -- правильно понять противоположности, т.е. сперва как про-тивоположности, а потом как полюсы некоего единства».
Любое знание, претендующее на истинность, не должно сегодня наносить ущерба природе или оправдывать такой ущерб ссылками на обстоятельства или существование более высоких целей и ценностей человеческой деятельности, нежели сохранение природного организма. Данный критерий касается в первую очередь научного и тех-нического знания, но он имеет отношение к религии, к гуманитарным наукам, даже к искусству и философии. Так, мы сегодня сталкиваемся с целым спектром порочных философских аргументов, оправдывающих технократическую ментальность и разрушение природной среды.
Любое полученное знание должно подразумевать воз-можность своего дальнейшего развития и синтетического обогаще-ния. Любая претензия на абсолютность и завершенность, даже если это касается истолкования религиозных истин, несостоятельна в принципе. Меняется мир, меняется человек, а значит, неизбежно ме-няются и способы его интерпретации самого себя и мира. Вечные же божественная или философская истины на то и вечные истины, что-бы превосходить в своей бездонной и мудрой глубине любое свое кон-кретное и временное человеческое истолкование.
Личностность. Объективность истины вовсе не исключает лично-стного начала, а прямо подразумевает его. Чем нравственнее и ответ-ственнее человек живет и чем альтруистичнее он творит, тем более глубокое, объективное и синтетическое знание открывается ему и -- как бы парадоксально это ни звучало -- тем в большей степени объек-тивная истина «окрашивается» его неповторимой индивидуальнос-тью и так запечатлевается в истории.
Но возможно, что самыми спасительными и глубокими окажутся в кон-це концов самые древние и ясные, но при этом наиболее сложные для прак-тического исполнения жизнеустроительные истины человеческого бытия: живи ответственно и нравственно, избавляясь от личных недо-статков и «побеждая мир в себе»; и тогда истина твоей судьбы и исти-ны всего мироздания будут постепенно открываться перед тобой по мере твоего духовного восхождения;
устремляйся к будущему и высшему, и тогда станешь хозяином сегодняшнего дня и победишь низшее в себе;
забудь о своей эгоистической самости, работай во имя общего блага, ибо только в этом случае ты сумеешь стяжать лучшие человече-ские качества и оставить свое имя в человеческой истории;
в твоем микрокосме отражается вся Вселенная, и нет вернее клю-ча для того, чтобы отворить эту дверь в беспредельное и вечное, чем сердце человеческое.
Есть очень много оснований полагать, что именно Корона Сердца будет синтетически венчать здание человеческого познания и всей ду-ховной культуры в ХХІ в.
Литература.
1. Аристотель. Соч.: В 4т. Т1. М., 1975.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
3. Ксшантар А.П. Красота истины. Ереван, 1980.
4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т 1.4. 1. М., 1990.
5. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Young Goodman Brown Essay Research Paper Matt |
Реферат | Чаадаев |
Реферат | Хосе Ортега |
Реферат | Чары Платона |
Реферат | Підготовка велосипедистів до індивідуальних гонок на треку |
Реферат | Chivalry Essay Research Paper ChivalryWhen I first |
Реферат | 21 марта – 20 апреля |
Реферат | Хосе Ортега Гассет. "Восстание масс" |
Реферат | Цивилизация - философская категория |
Реферат | Человек и социум |
Реферат | Человеческая память |
Реферат | Понятие эластичного спроса — математический и экономический смысл |
Реферат | Человек и смысл жизни |
Реферат | Человек и общество. Научная деятельность А.Д. Сахарова |
Реферат | Poems |