Содержание
1) Введение
2) Таможенный режим в системе специальных административно-правовых режимов
3) Правовое регулирование таможенного режима
4) Виды таможенных режимов
6) Заключение
7) Список литературы
Введение
Как, суверенное государство Россия уже восьмой год активно нарабатывает и проводит внешнеэкономическую политику, уверенно шагает к мировому экономическому содружеству. Идет творческий процесс создания правовой основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и ее неотъемлимого элемента - таможенного регулирования. Проходит либерализация внешнеэкономической деятельности, которая ведет которая ведет к значительному увеличению участников внешнеэкономических отношений, которые в свою очередь порождают значительное количество проблем, а последние требуют научных разработок и на их основе построения более четкого правового регулирования отношений, которые возникают в сфере деятельности таможенных органов.
Вопросы научных исследований системы, правового статуса и методов деятельности таможенных органов относится к фундаментальным проблемам государственного управления различными сферами социальной жизни. В современных условиях, в связи с возможным вступлением России в ВТО, их значение приобрело особую актуальность.
Необходимо заметить, что на сегодня среди юристов отсутствует единомыслие относительно того, имеет ли право на существование такая самостоятельная отрасль права как таможенное право. Некоторые считают что речь может идти только про таможенное законодательство, т.е. законодательные документы про таможенное дело. Другие - аргументируют, что таможенное право есть как бы отрасль одного из институтов административного права с его своеобразным отдельным ответвлением.
Если сделать попытку классифицировать общественные отношения, которые входят в предмет регулирования таможенного права, то, согласно структуре таможенного дела, они могут иметь такой ви :
- общественные отношения в области таможенной политики;
- отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- отношения, которые характеризуют статус таможенных режимов;
- отношения в области таможенно-тарифного регулирования;
- отношения в области снятия таможенных платежей;
- отношения, связанные с таможенным оформлением;
- отношения в области таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
и мн.др.
Таким образом, мы подошли к одному из основных вопросов таможенного дела - таможенному режиму, который относится к специальным административно-правовым режимам. Далее необходимо рассмотреть само понятие правового режима.
Правовой режим - совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности, временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего сочетанием этих факторов. Мы видим, что понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.
Правовой режим - это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. Он задается параметрами двоякого род : во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами ; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима "несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности".
Среди правовых режимов выделяются наиболее общие, универсальные, производные режимы.
К общим относятся режимы отраслей права. Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования - отраслевой юридический инструментарий.
Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.
Что касается конкретных параметров специальных административно-правовых режимов, то они могут существенно различаться. Все это проявляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязательств, или более развернутой сети льгот и позволений. Он различаются масштабом свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав, по глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций, по времени и территории действия и другим критериям.
Административно-правовые режимы можно различать по территориальному критерию: общегосударственные (секретности и др.), региональные (закрытого административно - территориального образования и др.). По времени действия существуют режимы постоянные и временные, ситуационные (например чрезвычайное положение). В ряде случаев полезно различать режимы по объектам средствам деятельности: заповедников, ядов, валюты и др.
Поделить также можно их на централизованные и децентрализованные в зависимости от порядка их введения.
Большую роль в формировании правовой основы административно-правовых режимов играют акты исполнительной власти. По юридической природе среди них следует различать нормативные, содержащие первичные "режимные" нормы, акты нормативного право применения и чисто правоприменительные. Под нормативно-правоприменительными понимаются такие содержащие нормы права решения, которые исполнительные органы принимают, опираясь на нормы более высокой юридической силы.
В создании осуществлении административно-правовых режимов, кроме нормативно-правовой, огромное значение имеет организационная и материально-техническая подсистемы. Организационная подсистема обслуживает значительную правоприменительную деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц), призванных обеспечить соблюдение установленных запретов и ограничений и выполнение возложенных на граждан и хозяйствующих субъектов обязанностей.
Обеспечение действия административно-правовых режимов связано также с решением экономических, материально-технических вопросов : подготовка сил и средств, достаточных для функционирования режима, создание специальных фондов финансирования, оказание помощи пострадавшим, осуществление спасательных, ремонтных работ и т.д.
Во всех административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны : содержательную и формальную. Содержательная сторона - это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия. А юридическая сторона - кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и прав.
Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.
Сам же таможенный режим - это совокупность установленных законодательством по таможенным вопросам правовых положений, которые определяют порядок перемещения через таможенную границу России транспортных средств и товаров и использования для них таможенных процедур относительно цели их перемещения. Перемещением же через таможенную границу России называется совокупность действий, связанных со ввозом на таможенную территорию России, вывозом с этой территории транспортных средств и товаров любыми путями, средствами и видами транспорта.
Таможенные органы используют процедуры осуществления таможенного контроля и таможенного оформления согласно с таможенным режимом транспортных средств и товаров, которые полежат такому контролю и оформлению. Вопросы, связанные с использованием таможенного режима, регулируются Государственной таможенной службой России, которая издает указы, утверждает положения и инструкции, а также дает разъяснения по вопросам использования процедур действия таможенного контроля и таможенного оформления, порядка пропуска транспортных средств и товаров согласно их таможенных режимов. Лицо, которое декларирует таможенному органу транспортные средства и товары, которые перемещаются через таможенную границу России, самостоятельно обозначает их таможенный режим согласно цели их перемещения и на основании документов, которые предоставляются таможенному органу для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.
Смена таможенного режима допускается при условии исполнения всех надлежащих процедур, относительно заявленного режима, придерживаясь условий действующего законодательства относительно тарифных и нетарифных способов регулирования и передачу таможенному органу для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления соответствующих документов, которые поддерживают заявленный режим.
Существуют следующие виды таможенных режимов:
1) Экспорт
2) Реэкспорт
3) Временный ввоз (вывоз)
4) Выпуск в свободное обращение (для свободного обращения)
5) Реимпорт
6) Переработка на таможенной территории
7) Переработка под таможенным контролем */
8) Переработка за пределами таможенной территории
9) Свободная таможенная зона */
10) Магазин беспошлинной торговли
11) Свободный склад */
12) Таможенный склад
13) Отказ в пользу государства
14) Уничтожение
15) Транзит
*/ указанные таможенные режимы на сегодняшний день практически не используются при таможенном оформлении грузов.
Экспорт (экспорт товаров) - продажа товаров субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу, включая реэкспорт товаров. При этом термин реэкспорт (реэкспорт товаров) обозначает продажу иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз за границы товаров, которые были ранее импортированы на территорию России или продажу товаров, экспортированных с России в третьи страны.
Импорт (импорт товаров) - покупка субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров со ввозом или без ввоза этих товаров на территорию России, включая покупку товаров, предназначенных для собственных нужд организациями и предприятиями России, расположенными за ее границами. Хотя наиболее современным определением импорта принято считать следующее: импорт - закупка или получение на других законных основаниях от иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров и их ввоз на территорию России, включая получение их представителями любого юридического лица иностранного государства, иностранцем или лицом без гражданства на территории России. Следует заметить что ввоз товаров на таможенную территорию России в режиме импорта предусматривает:
1) предоставление таможенному органу документов, которые свидетельствуют основания и условия ввоза товаров на таможенную территорию России;
2) оплату пошлины, таможенных сборов и других налогов и сборов, которыми облагаются товары во время ввоза на таможенную территорию России согласно законодательства и сбор которых наложено на таможенные органы;
Реимпорт товаров - таможенный режим. Согласно которого товары, которые идут с России и вывезены за пределы таможенной территории России согласно с таможенным режимом экспорта, не позднее указанного срока ввозятся на таможенную территорию России для свободного использования на этой территории (в режиме импорта).
Транзит - перемещение товаров под таможенным контролем через территорию России без какого-либо их использования между двумя или в пределах одного пункта на таможенной границе России. Также следует учитывать то, что товары, которые перемещаются транзитом, должны:
1) оставаться в неизменном состоянии, кроме природного износа, и не использоваться с другой целью, кроме транзита;
2) быть доставленными до таможенного органа назначения в срок, обозначенный таможенным органом отправления.
Во время транзита товаров на таможенной территории России с разрешения и под контролем таможенного органа производятся отдельные операции (перегрузка, загрузка, нагрузка, переупаковка) с такими товарами без изменений их свойств и товарного вида.
Транзитные перевозки осуществляются как проходной и внутренний транзит. Проходной транзит - это перемещение товаров под таможенным контролем от одного таможенного органа, расположенного на таможенной границе России, - пункта ввоза на таможенную территорию России - до другого таможенного органа, расположенного на таможенной границе России, - пункта вывоза за пределы таможенной территории России или в пределах одного таможенного органа, когда пункт ввоза и вывоза совпадают. Внутренним транзитом товаров считается перемещение товаров под таможенным контролем:
1) от таможенного органа, расположенного на таможенной границе России, - пункта ввоза на таможенную территорию России - до внутреннего таможенного органа, расположенного на таможенной территории России;
2) от таможенного органа, расположенного на таможенной границе России, до таможенного органа, расположенного на таможенной границе России, - пункта вывоза за пределы таможенной территории России;
3) от одного таможенного органа, расположенного на таможенной территории России, до другого таможенного органа, расположенного на таможенной территории России.
Временный ввоз (вывоз) товаров на территорию России (дальше временный ввоз товаров) - таможенный режим, согласно которого товары могут ввозиться на таможенную территорию России или вывозиться за пределы таможенной территории России с условным полным или частичным освобождением от уплаты пошлин и налогов и обязательным последующим возвратом этих товаров без каких-либо изменений, кроме природного износа или потерь из-за нормальных условий транспортировки . Решение про допуск товаров к перемещению через таможенную границу России в режиме временного ввоза (вывоза) товаров принимается таможенным органом в порядке, который определяется Государственной таможенной службой России.
Таможенные органы не допускают товары к перемещению в режиме временного ввоза (вывоза) товаров, если нет возможности установить надежность их идентификации, а также в случае отсутствия гарантий их возврата.
Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливается таможенным органом исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза), но не могут превышать одного года. Для отдельных категорий товаров Государственная таможенная служба России может устанавливать меньшие или большие сроки временного ввоза (вывоза). Продление сроков временного ввоза (вывоза) товаров осуществляется таможенными органами в порядке, который определяется Государственной таможенной службой России. С товаров, которые временно ввозятся на таможенную территорию России (временно вывозятся за пределы таможенной территории России), не собираются пошлины и налоги, установленные на импорт (экспорт) таких товаров, за исключением случаев. Установленных законодательными актами России.
Следует также заметить что в случае временного ввоза (вывоза) отдельных видов товаров или в отдельных случаях, которые определяются Государственной таможенной службой России, таможенное оформление товаров в режиме временного ввоза (вывоза) производится таможенными органами при условии гарантий придерживаться режима временного ввоза (вывоза) товаров путем внесения на депозитный счет таможенного органа денежных сумм в размере, который приравнивается к сумме пошлины, налогов и сборов, которые подлежали бы оплате в случае ввоза (вывоза) этих товаров в режиме импорта (экспорта).
Таможенный лицензионный склад - таможенный режим, согласно которого ввезенные из-за пределов таможенной территории Россиии товары сохраняются под таможенным контролем без оплаты пошлин и других налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования и других ограничений в период хранения, а товары, которые вывозятся за пределы таможенной территории России, хранятся под таможенным контролем после таможенного оформления таможенными органами до фактического их вывоза за пределы таможенной территории России. В режим таможенного лицензионного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных ко ввозу в Россию, вывозу из России и транзита через территорию России, а также товаров, перечень которых определяется Государственной таможенной службой России.
С товарами, которые находятся в режиме таможенного лицензионного склада, могут проводиться такие операции:
1) обеспечение хранения этих товаров;
2) подготовка товаров с разрешения таможенного органа на продажу (отторжение) и транспортировку: дробление партий, формирование отправлений, сортировка, упаковка, переупаковка, маркирование, загрузка, выгрузка, перегрузка и другие подобные операции.
Таможенные лицензионные склады зависимо от круга лиц, которые их используют, могут быть:
1) открытого типа, то есть предназначенные для товаров любых лиц;
2) закрытого типа, то есть предназначенные для товаров отдельных лиц, как правило владельцев таких складов.
Таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного таможенного склада используются для товаров, которые размещаются в соответственных типах специальных (свободных) экономических зон - территориальных образованьях или помещениях (местах), и предусматривает не использование мер тарифного и нетарифного регулирования к товарам, которые ввозятся из-за пределов таможенной территории России, и товаров, которые перемещаются в режиме экспорта.
Свободная таможенная зона - часть территории России, на которой устанавливается специальный правовой режим экономической деятельности и льготный таможенный режим относительно обложения налогом ввезенных товаров - образуется согласно действующего законодательства России про специальные (свободные) экономические зоны путем принятия отдельного закона для каждой свободной таможенной зоны с определением ее статуса, территории, срока, на которой она создается, и особенностей применения законодательства России на ее территории. Законом устанавливаются требования относительно создания свободной таможенной зоны, виды товаров, разрешенных ко ввозу в такую зону, и характер операций, которые ведутся с товарами в пределах зон.
Свободный таможенный склад - помещение или другое место, где действует льготный таможенный режим относительно обложения налогом товаров. Постановлением дается разрешение на открытие и эксплуатацию свободного таможенного склада, утверждается его владелец, юридический адрес и положение про свободный таможенный склад. В положении про свободный таможенный склад определяется его расположение, организация и режим работы, виды товаров, которые могут находиться на таком складе, перечень операций, которые проводятся с товарами на складе, а также порядок осуществления таможенного контроля.
С целью обеспечения надлежащего таможенного контроля в свободных таможенных зонах и свободных таможенных складах таможенные органы вправе:
1) обеспечивать постоянный контроль и наблюдение за пределами свободных таможенных зон и свободных таможенных складов, а также за доступом в них;
2) требовать от лиц, которые перемещают товары через границу свободной таможенной зоны, и владельцев свободных таможенных складов ведения учета движения таких товаров с целью их контроля;
3) проводить проверку товаров, которые перемещаются через границу свободной таможенной зоны и поступают на свободные таможенные склады с целью обеспечения проведения предусмотренных Кодексом операций и недопущения перемещения запрещенных товаров;
4) в любое время осуществлять проверки товаров, которые находятся в свободных таможенных зонах и на свободных таможенных складах;
5) принимать другие меры, направленные на обеспечение надежности таможенного контроля.
В свободных таможенных зонах и на свободных таможенных складах допускается осуществление производственных и других коммерческих операций с товарами, за исключением торговли товарами в розницу, при условии придерживаться положений Кодекса. Конкретный перечень товаров и операций, которые с ними проводятся, определяется в Законе про конкретную таможенную зону и в положении про свободный таможенный склад.
С целью обеспечения поддержки законодательства и с учетом характера товаров могут вводиться отдельные запреты и ограничения относительно совершения операций с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных таможенных складах.
Таможенные органы могут запрещать отдельным лицам осуществление операций с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных таможенных складах, если такие лица не придерживаются положений Кодекса и законодательства, а также отказывать таким лицам в доступе в свободные таможенные зоны и на свободные таможенные склады.
Таможенный режим переработки товаров на таможенной территории - таможенный режим, согласно которого ввезенные на таможенную территорию России товары, которые происходят из других стан, поддаются в установленном порядке переработке или обработке без применения к ним мер нетарифного регулирования и с возвратом оплаченных сумм ввозной пошлины и налогов, установленных на импорт, при условии вывоза за пределы таможенной территории России продуктов переработки или обработки согласно таможенного режима экспорта. Ввоз и переработка или обработка на таможенной территории России товаров, которые выпущены в других странах, производится с разрешения таможенного органа. Разрешение на переработку или обработку товаров на таможенной территории России может быть отменено таможенным органом, если оно выдано на основе неполных или недостоверных данных, которые имели весомое значение для принятия решения, или в случае когда субъект предпринимательской деятельности, которому выдано такое разрешение, не придерживается актов законодательства России.
Количество операций относительно переработки или обработки товаров в таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории России не ограничивается. Эти операции переработки или обработки включают:
1) собственно саму переработку товаров;
2) обработку товаров - монтаж, общий сбор, монтирование и настройку, в следствии чего получаются другие товары;
3) ремонт товаров, в том числе обновление и регулировку;
4) использование отдельных товаров, которые не являются продуктами переработки, но способствуют или облегчают процесс изготовления продуктов переработки, если сами они при этом полностью используются.
В случае, когда по условиям переработки товаров на таможенной территории России предусматривается проведение нескольких операций относит их переработки или обработки несколькими субъектами предпринимательской деятельности, каждый из субъектов, который берет участие в процессе переработки или обработки, должен получить разрешение таможенного органа на переработку или обработку товаров на таможенной территории России.
Переработка товаров за пределами таможенной территории России - таможенный режим, согласно которого товары, которые находятся в свободном использовании на таможенной территории России, вывозятся без применения мер тарифного и нетарифного регулирования с целью их переработки, обработки или ремонта за пределами таможенной территории России и следующего возврата в Россию с частичным или полным освобождением от обложения пошлиной и налогами, установленными на импорт, и неиспользованием мер нетарифного регулирования.
Срок переработки товаров за пределами таможенной территории устанавливается таможенным органом во время выдачи разрешения украинскому субъекту предпринимательской деятельности исходя из длительности процесса переработки товаров, но не может быть больше 90 дней. Субъект предпринимательской деятельности в случае невозврата товаров, вывезенных не переработку за пределы таможенной территории России, или продуктов такой переработки не несет ответственность перед таможенными органами только в том случае, если факт уничтожения или безвозвратной утери товаров или продуктов переработки в следствии аварии или действия неподвластной силы, недостачи по причинам природного износа или утери по нормальным условиям транспортировки и хранения или утери собственности в следствии неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, которое подтверждено консульским органом России за границей.
Уничтожение товаров - таможенный режим, согласно которого иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем или приводятся в состояние, которое исключает их использование, без оплаты пошлин и налогов, а также без применения к этим товарам мер нетарифного регулирования. Отходы, которые образовались в результате уничтожения товаров, должны находиться в соответствующем таможенном режиме как иностранные товары, которые находятся под таможенным контролем. Уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за свой счет.
Отказ от товаров в пользу государства - таможенный режим, согласно которого владелец отказывается от товаров, которые находятся под таможенным контролем, без каких-либо условий в свою пользу. В режиме отказа от товаров в пользу государства на товары не насчитывается и не платиться пошлина, налоги и сборы. А также не применяются меры нетарифного регулирования. Отказ от товаров в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа, которое выдается в порядке, который определяется таможенной службой России. Отказ от товаров в пользу государства не влечет за собой каких-либо трат для государства.
Свободное использование - распоряжение без таможенного контроля на таможенной территории товарами и другими предметами, которые перемещались через таможенную границу России.
Список литературы :
1. Таможенной кодекс Российской Федерации.
2. Приложение к письму ФТС России 06.10.2006 №01-06/34903
3. Макальская М.Л. Таможенное регулирование в РФ. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |