1
Введение
В последние годы значительно увеличился интерес учёных к социально - экономическим процессам, происходящим в сфере управления российскими предприятиями. Не только практики-управленцы, но и социологи, психологи, консультанты по управлению переосмысливают сложившиеся практики управления и их влияние на экономическую жизнь общества. Особую актуальность приобретают проблемы повышения социальной ответственности бизнеса, проблемы формирования у хозяйствующих субъектов социально ориентированных установок.
Роль современного бизнеса в общественном развитии России: аспекты управления и безопасности
Несмотря на значительное количество публикаций, единое общепринятое понимание социальной ответственности бизнеса не сформировано, теоретическая и эмпирическая изученность данного феномена недостаточна.
Важнейшей характеристикой современного бизнеса как общественного института является его выход за пределы узкопрофессиональной отраслевой деятельности и расширение его влияния на различные общественные процессы, а также все более активное участие в решении актуальных социальных проблем. Важнейшими задачами для России является создание благоприятной среды для развития бизнеса, правовой стабильности и благоприятного инвестиционного климата. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной и нравственной экономической стратегии.
Социальная ответственность бизнеса является условием становления гражданского общества и его индикатором. Взаимосвязь между гражданским обществом и такими его проявлениями, как доверие и социальный капитал, анализируется в работах П. Бурдье, Дж. Коулмена, Р. Путнэма, Р. Роуза, Ф. Фукуямы.
Результаты проведенного анализа:
1.Предложение по проекту концепции социально-ориентированного управления организаций. Основной акцент делается на социальную практику, которая оказывает влияние на процессы воспроизводства человеческого потенциала, нематериальных активов.
2.Формирование функциональной модели социально-ориентированного управления как институционально - нормативного комплекса, выявлены его основные актуальные и латентные функции. Институциональная составляющая будет направлена, во-первых, на упорядоченность и согласованность взаимодействия с внешними по отношению к организации субъектами, во-вторых, на фиксацию полномочий менеджеров, определяющих взаимодействия внутри организации между отдельными работниками, группами.
3.Обоснование роли выработанной концепции в процессе дальнейшего укрепления национальной безопасности, защиты нематериальных активов.
Для социальной активности российского бизнеса характерно внутреннее единство двух явлений - личной благотворительности и социальной ответственности компании.
Этот же момент обуславливает остроту научных дискуссий по проблеме социальной ответственности бизнеса в современной отечественной литературе. На сегодняшний день, опыт экономически успешных компаний свидетельствует о том, что на первый план выходит вопрос роста нематериальных активов, воспроизводства человеческого потенциала, а не традиционная функциональная модель управления, с её направленностью на, только лишь, максимизацию прибыли. Понять такую деятельность можно только с позиции рассмотрения российского менеджмента как институционально - нормативного комплекса.
Социальная организация редко рассматривается как необходимое следствие изменения институциональных характеристик современного менеджмента в неразрывной связи с новой ролью менеджмента в структурировании социально-культурного пространства общества, повышении конкурентоспособности и в конечном итоге - повышении эффективности национальной безопасности страны.
Коррупция как фактор дестабилизации общественных отношений и угроза безопасности
Коррупция является одной из самых острых проблем современности и приводит к дестабилизации общественных отношений и структур. На протяжении последнего десятилетия в научной и общественной литературе постоянно констатируется факт активного распространения коррупции и усиленного ее внедрения во все сферы жизнедеятельности российского общества. Что, безусловно, является негативной чертой трансформирующегося российского обществ.
Именно коррупционные отношения, с одной стороны, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а, с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс. В любых обществах коррупция неизбежно приводит к разрушительным экономическим, политическим, социальным и нравственно-этическим последствиям. Результаты научных исследований свидетельствуют, что коррупция как попытка повлиять на решение ответственного должностного лица была всегда.
Постепенно она развивалась, приобретая все новые формы и увеличиваясь в размерах. Особенно остро эта проблема стала проявляться в девяностых годах, когда на смену ценностям, ориентированным на благо подавляющей части общества, пришли ценности выражающие “право сильного”, власть денег. Произошли изменения в отношении к этому явлению: взяточничество стало нормой, люди прибегали к коррупции для решения своих материальных проблем.
По показателю уровня коррупции, составленному международной организацией Transparency International (TI), Россия сегодня занимает лишь 143 место из 180 возможных и делит эту позицию с Гамбией и Того. По данным фонда ИНДЕМ в настоящее время рынок деловой коррупции превысил размер госбюджета. Поражает отношение самих граждан к этому явлению.
По данным ВЦИОМ (2006 год) 85% россиян спокойно относятся к коррупции. Респонденты считают, что с коррупцией должны бороться именно те государственные органы, которым это полагается "по штату". И только 11% россиян полагают, что с коррупцией должны бороться мы с Вами, и начинать необходимо с самих себя, с изменения своих мыслей и менталитета. Коррупция в России является дестабилизирующим фактором для всей системы общественных отношений, несет угрозу национальным интересам страны и, в первую очередь, отдельным гражданам.
Она приводит к масштабному и всеобъемлющему вытеснению населения из сферы бесплатных обязательных государственных услуг. Это касается областей здравоохранения, образования, предоставления населению жилищно-коммунальных и правоохранительных услуг.
По данным социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ, 2007 год) россияне выделяют среди наиболее коррумпированных государственных и общественных институтов в первую очередь местную власть (34%), и правоохранительные органы (30%). Наряду с вышеперечисленным важную роль играет рынок так называемой "бытовой" коррупции, когда граждане вынуждены платить за решение социальных и бытовых проблем. Объем этого рынка практически не претерпел особых изменений, увеличившись с $2,8 до $3 миллиардов за последние два года. Среднее количество взяток (в расчете на душу населения) немного сократилось, зато значительно вырос их размер.
Однако внутри этого рынка наблюдается резкое перераспределение финансовых потоков. Этот процесс существенно снижает уровень безопасности всей социальной системы, а также отдельных ее структурных частей, личности, общества и всего государства в целом. В правовой сфере коррупция фактически разрушает законы и устанавливает новые правила, основанные не на объективно существующих интересах общества в целом, а на интересах отдельных лиц, сопровождаемых готовностью и способностью платить за услуги.
Также как и в практике управления, коррупция трансформирует официально установленные управленческие нормы в правила отдельных личностей, которые преследуют свои частные интересы, прикрываясь служением государству. В политической жизни способствует смещению основных целей политики по продвижению основных национальных проектов, направленных на крепление безопасности общества и развития человека. Также коррупция подрывает доверие к политическому руководству государства и его способности реализовывать общенациональную политику, приводит к ослаблению и деградации демократических систем и институтов. Таким образом, она изначально работает на укрепление недемократических институтов. Дестабилизирующие последствия коррупции в экономической сфере:
Коррупция подвергает опасности существование права экономического выбора, увеличивает экономические издержки, ставит в невыгодное положение законопослушных предпринимателей и вызывает неблагоприятные последствия в системе производства и потребления. В результате исследования, проведенного ВЦИОМ в январе 2008 года, были получены данные о том, как отечественные предприниматели оценивают состояние деловой среды в России.
Среди наиболее острых проблем, мешающих предпринимательской деятельности в России на 3 месте стоит коррупция на всех уровнях власти (43%). Коррупция нарушает механизмы рыночной конкуренции, способствует неэффективному распределению госбюджетных средств, повышению цен на товары и услуги, способствует формированию оргпреступности и терроризма. В социальной сфере деформирует сознание людей, дискредитирует право как инструмент регулирования жизни, способствует несправедливому перераспределению благ. В связи с вышесказанным, совершенно отчетливым представляется необходимость разработка эффективных мер борьбы с данным явлением.
Прежде всего, необходима выработка основ государственной стратегии противодействия коррупции, но также немаловажно участие самих граждан в этом процессе. Необходимо воспитание антикоррупционной культуры, то есть формирование гражданского и правового сознания, которые которое выражается в информировании граждан о причинах и источниках возникновения коррупции, создания в обществе негативного к данному явлению. Также необходимо осуществлять взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями, осуществлять разработку и реализацию образовательных и просветительских программ, направленных на борьбу с коррупцией. Важно помнить, что коррупция - это преступное деяние всех: и чиновников и граждан!
Особенности институционализации теневой экономики в России как угроза безопасности страны
Необходимость исследования данной проблемы условиях изменяющегося современного общества. Согласно докладу Совета Национальной безопасности США за 2000 г. на тему«Оценка реальной угрозы, исходящей от международной преступности», глобализация и технологическая инновация продолжают менять природу организованной преступности. Она все больше приобретает черты транснационального теневого конгломерата, действующего в таких нелегальных сферах, как наркобизнес, международный терроризм, незаконная миграция, торговля женщинами и детьми, нелегальное перемещение и продажа товаров, в т.ч. и оружия, экономические преступления в сфере торговли, финансовые, экологические правонарушения. По данным МВФ преступная деятельность по отмыванию денег составляет от 2 до 5% от всемирного ВНП (то есть от 800 млрд. до 2 трлн. долларов). Ежегодно через мировую систему нелегальной миграции проходит около 4 млн. человек и капиталоемкость этого рынка превышает 7 млрд. долларов.
Главный вывод: организационная, финансовая и интеллектуально - технологическая консолидация паранормальной сферы, ее агрессивное проникновение в легальный сектор общества создает реальную угрозу формирования «криминальных государств» и уже оформилась как жизнеспособная и самодостаточная альтернатива цивилизованной модели развития человечества. Именно этим обусловлен научный интерес к данной проблеме. Проведенный анализ современной научной литературы по данной теме показал следующее: социологические концепции теневизации общества (вторжения теневых отношений в неэкономические сферы: политика, право, наука, образование, армия), а также вовлечение все большего числа людей) рассматривают эту проблему с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения и т.д.
Общепризнанный количественный рост теневой экономики сопровождается качественными изменениями в системе социально-экономических отношений.
Эта проблема многогранна, основными её аспектами является влияние на развитие общества, на уровень доверия власти, на развитие государства, а также на установки граждан на самоадаптацию всеми доступными средствами, даже выходящими за рамки законодательства.
Исследование направлено на определение сущности теневой экономики, а также изучение процессов и методов ее институционализации в современном изменяющемся обществе. Для достижения этой цели необходимо выявить теоретико-методологические подходы к изучению субкультуры теневой экономической деятельности, определить способы ее возникновения и воспроизводства.
Наши предложения по исследованию данной проблемы, положения и выводы могут быть использованы в разработке программ социально-экономической политики и содержат следующие аспекты:
Необходимость исследования и разработки четкой нормативно-правовой базы, таких условий, при которых было бы экономически разумно и выгодно соблюдать закон;
Проведение мониторинговых исследований в этой области;
Создание общественных организаций для борьбы с данным явлением;
Проведение мероприятий в культурной сфере, необходимость изменения самого сознания граждан и создание культуры уважения к закону.
Социальные страхи как предмет изучения социологии безопасности
В настоящее время «наиболее оптимальным и эффективным путем к миру и безопасности, к диалогу между цивилизациями, народами и людьми является социология безопасности, которая как ключевая категория новой гуманитарной парадигмы XXI века, сущностно может быть рассмотрена через анализ вызовов, угроз, рисков и опасностей для национальной цели, социального идеала, основным ценностям и жизненно важным интересам общества».
Теория безопасности сегодня очень актуальна, поскольку наше общество, да и отдельный индивид постоянно подвергается каким-либо угрозам, рискам, опасностям. В свою очередь реакцией на реальную или потенциальную опасность, угрозу физическому или моральному существованию личности, является страх.
Проблема страха восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире. Практически все философские школы, а также некоторые психологические и социологические направления, так или иначе, рассматривали и рассматривают страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем. В России, начиная с 1990-х гг и по сей день проводятся массовые опросы с целью выявления наиболее актуальных страхов населения, которые чаще определяются как «социальные страхи».
Важно отметить, что при достаточно большом объеме информации, как о страхах, так и о социологии безопасности, социальные страхи почти не рассматриваются как предмет изучения социологии безопасности. Бесспорным является то, что страхи, в том числе и социальные, будут существовать всегда, следовательно, наше общество всегда будет подвержено каким-либо угрозам, рискам, опасностям. Таким образом, стоит уделить большее внимание изучению социальных страхов с точки зрения социологии безопасности.
Заключение
Несмотря на обширный эмпирический материал опросов по исследованию социальных страхов, полученные данные носят преимущественно «иллюстративное или подсобное значение. Существуют различия в методических средствах, поэтому можно представить только «иерархию» (по частоте упоминаний) страшащих событий». Нет аналитической интерпретации полученного материала, не совсем понятно для чего с какими конкретными целями изучаются социальные страхи, как и кем, используются полученные данные.
Целесообразно предположить, что более четкое соотнесение теории социологии безопасности с той теоретической и эмпирической базой, которая существует на сегодняшний день по проблеме социальных страхов, позволит разработать четкую методологическую основу для изучения социальных страхов, а полученные результаты будут адекватно проанализированы и в полной мере использованы для достижения благополучия, защищенности- безопасности общества.
Список литературы
1. Кузнецов В.Н. Социология компромисса. - М.: Книга и бизнес, 2007.
2. Бутырин Г.Н. Корпаративное управление. - М.,2007.
3. Шкаратан О.И. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономичекого развития / О.И. Шкаратан, В. В. Карачаровский // Мир России. - 2008. - Т. XI. - № 1.
4. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации / Т.Н. Заславская. -М.: Дело, 2008.
5. Кузнецов В.Н. Социология безопасности // Учебник. - М., 2006.
6. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. - М.; 2007.
7. Гудков Л. Страх как рамка понимания происходящего//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2004. - №6.
8. Левада Ю. Проблема эмоционального баланса//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. - №2.
9. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: теоретико-метологические основы и проблемы развития.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |