15
Содержание
1. Статус социального работника в пенитенциарной системе
2. Исторический опыт и современная система исправительных учреждений в России и принципы их деятельности
3. Проблемы исправительных воздействий современной пенитенциарной системы
4. Технологии активизации жизненного пространства в перевоспитании и содержании осужденного в местах заключения
1. Статус социального работника в пенитенциарной системе
Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели - перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Определены международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955 г.), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), Европейских тюремных правилах (1987 г.) и др.
В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив специалистов. Части 1, 2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными дают перечисление обязательного штата работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне - учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи - стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус - это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение задач во всем комплексе уголовно - исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:
– поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;
– поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;
– защита гражданских интересов осужденных;
– защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.
Особенностью российской практики становления социальной работы с заключенными является то, что ее содержание и методы основаны на отечественном и зарубежном опыте содержания заключенных. Изменяющиеся социально - экономические, политические условия, динамика численности заключенных и их разнообразный состав, сложившиеся традиции в отношении этой категории граждан обусловливают формирование моделей социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы. Поэтому в разработке функций и технологий профессиональной деятельности специалистов этого направления целесообразно исходить из того, чем, какими ресурсами они располагают для оправдания этих ожиданий. А именно: исторического опыта, состояния системы учреждений и условий содержания заключенных, особенностей и проблем данной категории как целевой группы социальной работы, перспективных технологий вмешательства.
2. Исторический опыт и современная система исправительных учреждений в России и принципы их деятельности
В России пенитенциарная деятельность началась в 1802 г. с образованием в системе государственного управления министерств, в том числе Министерства внутренних дел, куда относилась данная деятельность. Однако система учреждений, направленных на исправление и перевоспитание заключенных, создается с установлением советской власти в 20-е гг. прошлого столетия.
В конце XX столетия в России имеется разветвленная система исправительных учреждений. Став в 1996 г. Членом Совета Европы, Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, что во многом определяет деятельность исправительных учреждений. Ныне в Российской Федерации видами исправительных учреждений являются: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых учреждений. Вид исправительного учреждения для осужденного определяет суд при вынесении приговора. При этом учитывается возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форма вины, срок назначенного наказания, факт ранее назначенного наказания и то, какого вида рецидив. В основе деятельности исправительных учреждений с начала образования отечественной пенитенциарной системы провозглашена философия перевоспитания, распространенная и на Западе. Сторонники данной философии полагают, что поведение индивидов можно изменить, вовлекая их (даже помимо воли) в разнообразные программы, цель которых - перевоспитание преступников, их обучение и возвращение в общество.
Следует отметить наличие и других принципов, используемых в комплексе мер воздействия на заключенных. Это:
– возмездие - преступное деяние по природе своей неправомерно и, следовательно, должно повлечь за собой наказание;
– возмещение - преступник должен возместить ущерб, нанесенный жертве;
– общее устрашение - в основе лежит мнение, что наказание за преступление должно затронуть и тех, кто формально не наказывается. Преступника надо использовать в качестве примера;
– устрашение одного лица - предполагается, в будущем тот, на кого направлено устрашение, будет избегать проступков, которые влекут за собой наказание;
– превентивные меры - превентивное лишение прав и ограничение свободы применяется при опасности рецидива1.
Представление об условиях, в которые попадает осужденный, дает основание социальному работнику оценить и использовать их как ресурс в оказании содействия процессу перевоспитания, а точнее - определению адекватных стратегий поведения и форм жизни в условиях неволи. От того, в каких условиях осужденный отбывает наказание, зависит его правовое положение и объем предоставляемой ему помощи.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, к лицу, признанному виновным в совершении преступления, применятся наказания лишение свободы путем направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму. Не достигшие к моменту вынесения судом восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима. Исправительные колонии общего режима предназначены для отбывания наказания лицами, впервые осужденными за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а также лицами, совершившими преступление по неосторожности. В колониях общего режима, предназначенных для отбывания наказания женщинами, содержатся также судимые неоднократно.
Условия отбывания наказания в колониях рассматриваются как обычные, облегченные и строгие. Так, осужденные, находящиеся в обычных условиях в колониях особого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается ежемесячно расходовать деньги на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года, получать посылки и бандероли.
Главное отличие строгих условий заключения в колониях общего режима в том, что осужденные находятся в запираемых помещениях. У них существенно ограничены возможности общения и связи с родными. Замкнутый мир формирует свои, противоречащие воспитательным мерам, доминанты воздействия на личность в виде субкультуры осужденных.
Со строгих условий на обычные осужденные переводятся при отсутствии взысканий за нарушение режима пребывания в колонии. Подобный процесс перевода из одних условий в другие, более благоприятные, имеет и обратную траекторию, когда осужденные признаются злостными нарушителями режима. Несмотря на различие режима, на всех ступенях исполнения наказания действует система воспитательных воздействий. На протяжении истории пенитенциарной системы сложились проверенные временем условия для перевоспитания, в той или иной мере влияющие на положение заключенного: это возможность получить образование, профессию, приобщиться к духовным, в том числе религиозным, ценностям, взаимодействия с общественными благотворительными организациями и т. д. То есть условия и окружающая заключенного жизнь - это специфическое социальное образование, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность социального работника, и которое можно назвать жизненным пространством заключенного. Жизненное пространство осужденного в местах лишения свободы представляет собой реальность, ограниченную рамками конкретного пенитенциарного учреждения, включающую персонал и заключенных, чье взаимодействие соотносится с функциями данного учреждения.
Жизненное пространство заключенного характеризуется рядом объективных и субъективных факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на личность в целом и ее характеристики, требующие исправления. Это объясняется тем, что жизненное пространство включает, с одной стороны, деятельность и субкультуру персонала, а с другой - осужденных, представляющих преступную среду. Человек оказывается «зажатым» между двумя силами, влияние которых по-разному отражается в поведении заключенного.
В задачи социального работника входит помощь человеку, отбывающему наказание, выполнить условия наказания, оказывать содействие их позитивному результату, стимулировать самопомощь в условиях жизненного пространства осужденного, куда он попадает, оставляя по другую сторону решетки гражданскую жизнь.
3. Проблемы исправительных воздействий современной пенитенциарной системы
Осмысление и оценка проблем современной пенитенциарной системы предполагает определение ориентиров и форм деятельности по их решению, в которой участвуют специалисты социальной работы. Анализ существующей пенитенциарной системы позволяет вычленить проблемы как «отправные точки» профессиональных стратегий. К проблемам пенитенциарной системы с учетом современной ситуации и функций исправительных учреждений относятся следующие:
– предполагается, что процесс перевоспитания может быть эффективным при конформном поведении, проявляющегося со стороны заключенного, однако не учитывается психологическое состояние осужденного после ареста и условия среды, в которые попадает человек в местах лишения свободы;
– тотальность исправительных воздействий по отношению ко всем осужденным не учитывает их индивидуальных и личностных особенностей (особенностей культуры, образования, социального статуса, психологии и т. д.), в результате этого теряется важнейший субъективный ресурс перевоспитания;
– игнорируется обратная связь между системой исправительных воздействий и отношением к ней самих осужденных и нарушаются их ролевые ожидания;
– состояние жизненного пространства заключенного, включающее условия содержания под стражей, взаимодействие и контактирование с окружающими, систему мер социальных гарантий и услуг, таково, что оно противоречит самой идее позитивного поведения и ресоциализации заключенных;
– система мер, содержащих исправительные воздействия, практически исключает отношение осужденных к этим воздействиям, что в целом снижает их эффективность;
– стереотипы персонала в восприятии осужденных персоналом пенитенциарного учреждения и обществом.
4. Технологии активизации жизненного пространства в перевоспитании и содержании осужденного в местах заключения
Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях. Она отличается, во-первых, тем, что воспитательно-исправительные воздействия являются основным фактором, детерминирующим процесс исправления, где социальный работник выступает одним из участников. Во - вторых, воспитательная политика исправительных учреждений предусматривает комплекс мер и норм поведения, обязательных для осужденных. В третьих, эти политика и меры должны проводиться в строгом соответствии с принципами Уголовно-исполнительного кодекса. А именно: общеправовых, таких как законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, а также - дифференциации и индивидуализации - учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения.
В контексте таких подходов разрабатываются и могут использоваться специалистом технологии социальной, социально - педагогический, социально - психологической работы. При этом в условиях становления социальной работы как открытой, востребованной во всем мире специальности, полезно обращение к историческому, региональному и зарубежному опыту.
Наиболее распространены и востребованы в пенитенциарных учреждениях ряд технологий, в число которых, в частности, входят организационные, информационные и консультационные технологии, технологии, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей.
Организационные технологии
С учетом того, что одна из наиболее острых проблем, переживаемых в условиях заключения, - это проблема отчуждения, отторжения близкими, наряду с режимными мероприятиями актуализируются меры, включающие в себя различные формы сотрудничества: между заключенными; заключенными и администрацией, сотрудниками; заключенными и их родными и близкими; заключенными и общественными, государственными органами и организациями. Цель такого сотрудничества - регулирование отношений между заключенными (освободившимися) и обществом, содействие их адаптации и ресоциализации в жизненном пространстве исправительного учреждении и обществе; предупреждение рецидивов преступления. Такое сотрудничество осуществляется в разных формах и требует профессиональной поддержки.
Организация групп заключенных
Коллективный характер деятельности усиливает воспитательное воздействие. Специально организованная общность заключенных для выполнения каких-либо задач может иметь разные направленности: образовательные, культурно - досуговые, трудовые, проблемные.
Действия социального работника. Оценка интересов и возможностей заключенных, организация групп самопомощи, групп родственников заключенных, групп (организаций) содействия заключенным. Социальный работник устанавливает плодотворные и содержательные отношения с клиентом, осуществляет диагностику причин криминального поведения, содействует осознанию необходимости изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами: быта, отношения с администрацией, другими заключенными.
Соблюдение порядка - одно из условий, поддерживающих позитивное положение заключенных, дающее различного рода льготы. Участие в работе по предупреждению нарушения порядка также стимулирует выгоды заключенных. Социальный работник оценивает возможности включения того или иного человека в секции дисциплины и порядка (СдиП), которые организуются по инициативе администрации. Для заключенных, обеспечивающих соблюдение порядка, допускается свободный режим перемещения (патрулирования по территории колонии). Они получают дополнительные льготы (права на внеочередные свидания, посылки, отпуск и т. д.) и возможность перевода на режим колония - поселение и условно-досрочное освобождение. Традиционно действующие секции часто включают в свой состав людей, имеющих образование, опыт профессиональной деятельности.
Информирование и консультирование заключенных
Ограждение от внешнего мира объективно сужает информационные каналы для заключенных. Возросшая по заключению потребность в правовой информации не удовлетворяется. 96% опрошенных заключенных отмечают отсутствие правовой литературы, а 4% - что ее мало. О своих правах и обязанностях они узнают от администрации. Вместе с тем в 70% жалоб осужденных указываются нарушения администрацией норм содержания под стражей. Кроме проблем информирования по вопросам права заключенные испытывают трудности в использовании «возможностей среды обитания» в своих интересах.
Информационно - консультационная работа в пенитенциарных учреждениях должна опираться на требование международного сообщества к социальной работе о незамедлительной организации воспитательного процесса, включая и процесс социокультурной ресоциализации. Так, согласно ст. 80 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, «...с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после освобождения».
Таким образом, выделяются следующие направления информационной работы в пенитенциарном учреждении:
– о правах, которыми может пользоваться заключенный;
– об особенностях и условиях нахождения в заключении (внутренний распорядок, социальные услуги и т. д.);
– о внешнем мире, в который заключенный должен вернуться.
Учитывая, что в отечественной практике особую актуальность приобретает поддержание правового информирования и консультирования, требуется разработка мер по развитию этого направления с учетом зарубежного опыта и предложений по реформированию пенитенциарной системы в России.
Например, в Англии в первые часы заключения в тюрьму человек получает «Информационный пакет заключенного», состоящий из 15 брошюр, где изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним. Особое внимание уделено перечню предоставляемой заключенным социальной помощи и тому, каким образом ее можно получить: «Полезные организации», «Условия к визитам в тюрьму», «Жалобы и предложения», «Социальная защита и выплата по освобождению», «Женщины - заключенные», «Малолетние правонарушители», «Дисциплина в тюрьме», «Служба социального обеспечения» и др.
Консультанты службы социального обеспечения имеются в каждой тюрьме и в каждой колонии для малолетних правонарушителей. В их задачи входит:
– помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных;
– налаживание контакта с внешним миром, семьей;
– подготовка заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде;
– подбор необходимой образовательной программы;
– организация консультирования со специалистом по конкретной проблеме.
Таким образом, информирование и консультирование включает определенную систему действий, связанных с проблемами «информационного голода», поведения в новой ситуации и в новом статусе. Эти действия охватывают различные уровни и субъекты взаимодействия социального работника в пенитенциарной системе, включая заключенных, их семей, специалистов других ведомств, различных организаций, с которыми контактирует исправительное учреждение.
Действия социального работника по информированию и консультированию:
1. Помощь в оценке проблемы.
2. Разъяснение последствий и различных альтернатив решения.
3. Сообщение в доступной форме о новой информации, ранее не доступной заключенному (семье, организации) или способах ее получения.
4. Обучение приемам, технологиям, необходимых заключенному для пребывания в тюрьме и по освобождении.
Индивидуальная реабилитация заключенных.
Нахождение в пенитенциарном учреждении требует реалистичной оценки положения и неизбежной ограниченности в действиях, включения в субкультуры тюремной жизни. Важное место здесь занимает работа, сосредоточенная на отдельной личности и ее нуждах.
Во многих странах социальные работники организуют специальные программы по реабилитации преступников, которые основаны на методах активного изучения права, государственного устройства и участия в правоотношениях. По мнению специалистов, такие новейшие программы должны сочетать тренинги по осознанному изменению образа мыслей, поведенческих установок с практикумом по социальным взаимоотношениям, поиску возможных путей выхода из кризисной ситуации1. Например, в тюрьмах Германии важнейшие задачи социального работника состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и руководителями тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками, помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов и др.2.
Действиями социального работника в процессе индивидуальной работы являются:
– оказание помощи в осознании необходимости изменения поведения (установление плодотворных отношений с заключенными, оценка причин криминального поведения);
– помощь в изменении поведения в связи с повседневными проблемами тюремного быта;
– оказание помощи в рассмотрении альтернатив и поиска правильного выбора решения, включая проблемы заключенного после освобождения (поиск работы, жилья, трудности общения с людьми и др.);
– поддержание социально полезных связей заключенного с семьей, бывшими сослуживцами, общественными организациями и т. д.
– социальная работа с семьей, направленная на преодоление психологических, социальных и экономических последствий заключения члена семьи;
– содействие в защите прав заключенного.
Организация трудовой занятости
Труд осужденных стоит в ряду основных способов исправления в условиях пенитенциарного учреждения. Однако право на труд здесь реализуется с большими ограничениями. Труд осужденных оплачивается значительно ниже, чем труд работников на свободе, и чтобы реализовать свое право на заработок средств не ниже установленного законом минимума заработной платы, осужденный трудится значительно больше.
Среди заключенных большое число незанятых в силу отсутствия рабочих мест, что является серьезным ограничением на пути их исправления и содержания. Если в СССР для лиц, находящихся в местах лишения свободы, как правило, создавались рабочие места, и люди фактически своим трудом обеспечивали себе условия существования, то сейчас государство вынуждено кормить и содержать их за счет собственных финансов, бюджетных средств на это не хватает. Люди, находящиеся в следственных изоляторах и исправительных колониях, мерзнут и голодают. Как следствие - высокий уровень заболеваний1. В этих условиях в организации занятости заключенных заслуживают внимания следующие меры:
– разработка и реализация региональных программ содействия трудовой занятости осужденных;
– выполнение производственных заказов предприятий и организаций;
– работа по самообеспечению учреждений промышленными и продовольственными продуктами.
Программы такого рода являются целевыми, направленными на содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы. Среди мероприятий программы могут быть следующие: увеличение производства продукции для нужд органов внутренних дел и внутренних войск (швейных изделий, оборудование для подсобного хозяйства, установки мини - хлебопекарен и т. п.), освоение различного рода непроизводственных товаров.
Действиями социального работника по организации трудовой занятости заключенных являются:
– поиск государственных и негосударственных заказчиков целевых программ занятости;
– участие в разработке программ занятости и оценке ее результатов;
– установление контактов с работодателями;
– анализ профессиональной подготовки и трудового потенциала заключенных;
– участие в организации обучения профессиональным навыкам;
– участие в определении общественных работ для заключенных;
– действия, стимулирующие заключенных на трудовую занятость;
– участие в создании условий для работы и соблюдения трудовых гарантий и др.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |