12
Введение
Для современного транзитивного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в молодежной среде. Социологическая наука уделяет большое внимание решению этой проблемы. Преимущественно объектом изучения выступают подростки и молодежь, девиантное поведение которых имеет уже выраженные формы и представляет угрозу социальному спокойствию общества.
В социально-психологической литературе девиантное поведение делят на две категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. К этой группе относятся: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков и преступлений.
Проблема девиантного поведения детей дошкольного возраста
Девиантное поведение подростков связывается с рядом причин: выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольто, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон), членство в неформальных группах асоциальной направленности, влияние средств массовой информации, пропаганда сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко), социокультурная ситуация развития и др.
Мы же считаем, что для решения данной проблемы причины и предпосылки девиации необходимо искать намного раньше - начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.
Уже в дошкольном возрасте проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть развития. И на все есть свои причины: это и нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина), и влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), и образ жизни семьи и семейных отношений - детско-родительских, детско-детских, родительских, и психофизиологические особенности каждого ребенка.
На практике же нередко приходится сталкиваться не с отклоняющимся, а с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей. Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный», либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что в сущности не только не снимает проблемы, а напротив еще больше усиливает эффект девиантных проявлений.
Результат этого процесса можно проследить по статистическим данным дошкольных образовательных учреждений: с каждым годом процент детей «группы риска» по физическим, психическим и социальным показателям неумолимо растет. И на сегодняшний день эта цифра, приблизительно, около 20% от общей численности детей. Особенно ярко отрицательная динамика заметна в дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
Из всего вышесказанного следует, что именно в дошкольном возрасте должна начинаться профилактическая работа девиаций. Организация и управление этим социальным процессом относится к сфере деятельности системы дошкольного образования, которая на сегодняшний день не выполняет данную социальную функцию.
Поэтому, в своей исследовательской работе мы поставили цель: изучить современные тенденции в сфере социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования и разработать концепцию социального управления этим процессом.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результатом применения предложенных технологий социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования станет повышение эффективности применяемых в этой области средств, форм и методов. А это, следовательно, приведет к сокращению рецидивов и правонарушений среди подростков и молодежи.
Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних
Структура самого распространенного вида преступлений - против собственности может быть охарактеризована следующими данными. Большую часть составляют кражи, грабежи и разбой (62,5%; 10,9%; 2,6% соответственно). Доля вымогательства и мошенничества не превышает 1,3% и 1,55%, что объясняется, как правило, отсутствием криминальных навыков и опыта, необходимых для совершения данного вида правонарушения. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что преступления несовершеннолетних имеют в основном корыстную направленность.
В структуре преступлений против жизни и здоровья обращает на себя внимание существенный удельный вес нанесения тяжких телесных повреждений, изнасилований, убийств и покушений на убийство. Так, 5,2% от всех совершенных преступлений - нанесение ТТП; 2,23% - изнасилования; а 2,2% - убийства и покушения на убийство.
Анализ структуры преступности несовершеннолетних по видам совершаемых преступлений позволяет сделать безусловный вывод о том, что в силу специфики социального статуса несовершеннолетних ими совершается достаточно ограниченный круг преступлений.
Исследование динамики преступности несовершеннолетних за период 2002 - 2006 гг. позволяет выявить ряд тенденций.
Анализ ситуации показывает, что в процесс приобретения и распространения преступного опыта с каждым годом включается все большее число молодых людей. Так, рост преступности за указанный период в Смоленске и Смоленской области составил 16%.
Доля корыстных преступлений в общей массе имеет тенденцию к снижению. Если в 2002 г. процент краж, грабежей, разбоев и т.д. составлял 87%, то к 2006 г. - 80,6%. В то же время численность насильственных преступлений выросла почти вдвое: в 2002 г. - 8,3%, в 2003 г. - 9,4%; в 2004 г. - 9,8%; в 2005 - 11,4%; а в 2006 - 16,2%.
Отсюда видно, что количественные и качественные показатели преступности среди несовершеннолетних имеют тенденцию к ухудшению.
Изучение возрастных особенностей несовершеннолетних позволяют сделать вывод, что среди них доминируют лица старшего возраста (16 - 17 лет) - 61%. При этом наибольшее число несовершеннолетних преступников (32,9%) достигли 17-ти летнего возраста. Доля несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет составляет 39%. Причем темпы прироста преступности несовершеннолетних младшей возрастной группы увеличиваются более интенсивно, чем темпы прироста старшей, где в группе 16-летних наблюдается отрицательный прирост (- 3%). Если в 2002 г. доля 14 - 15-летних составляла 33,3% от общего числа преступлений, то в 2006 г. уже 43,02%. Это означает, что профилактические усилия необходимо сосредоточить на младшей возрастной группе, не забывая и о старших, так как антиобщественные установки формируются у несовершеннолетних в раннем возрасте.
Выделим следующие характерные особенности молодежной преступности:
1. Молодежная преступность составляет основу для воспроизводства общей преступности. Лица, совершившие преступления в молодом возрасте, в дальнейшем, как правило, не прекращают свою преступную деятельность. Об этом свидетельствуют результаты опроса несовершеннолетних воспитанников воспитательно-трудовой колонии региона (N=200): 24,5% заявили о возможности повторного совершения преступления
2. В структуре преступности несовершеннолетних преобладают корыстные, корыстно - насильственные и насильственные виды преступлений.
3. Преступность среди несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер. Чем моложе преступник, тем реже преступления совершаются им в одиночку, и тем менее организованный характер носит их преступная деятельность. Несовершеннолетние наиболее часто совершают преступления в составе групп (68,5% воспитанников колонии), но в основном без предварительного сговора, спонтанно. Таким образом, групповая преступность молодежи еще не является организованной преступностью, в прямом значении.
4. Для динамики молодежной преступности наиболее характерны сезонные «пики». В весенне-летний период, когда у молодых людей расширяются возможности для неконтролируемых контактов, количество совершаемых преступлений увеличивается (до 44% от общей массы).
В это время удлиняется световой день, расширяются границы общественных мест, где молодежь имеет возможность бесконтрольно проводить время. Одновременно ослабевает социальный контроль над времяпрепровождением подростков (отпускной период у родителей, каникулы в учебных заведениях).
5. Преступность среди несовершеннолетних наиболее чутко реагирует на изменения в социальной среде. Личность молодых людей легче поддается как позитивным, так и негативным воздействиям внешней среды, что делает необходимым и возможным осуществление профилактической работы, эффективность которой зависит от своевременности принятых мер.
Таким образом, в условиях относительно стабильной демографической ситуации отмечается омоложение преступности в регионе. Увеличивается интенсивность криминализации молодежной среды. С качественной стороны в молодежной преступности за последние пять лет также наметились существенные неблагоприятные тенденции, проявляющиеся в росте ее организованности, вооруженности, жестокости, в возрастании общественной опасности совершаемых преступлений.
Анализ проблем игромании с позиции зависимой личности
В современной России активно развивается игорный бизнес. Недостаточный уровень государственного контроля этого бизнеса в недавнем времени, повсеместное распространение игровых заведений и их широкая доступность способствовали возникновению и распространению нового типа социально-психологического неблагополучия - игровой зависимости.
Лудомания (одержимость азартными играми) признана эмоциональным заболеванием. В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской Психиатрической Ассоциацией («American Psychiatric Association») как болезнь, на сегодняшний день она обозначается в Международной Классификации Болезней, рассматривается в разделе «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте», в рубрике Ф 60-69 «Расстройство привычек и влечений», обозначается кодом F63.0 и определяется как «расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к утрате социальных, профессиональных, материальных и семейных связей».
На сегодняшний день применяется множество методов лечения, различающихся по эффективности, но не позволяющих достигнуть состояния полной эмоциональной независимости от игры. Кроме того, новая форма зависимости остается недостаточно изученной. В связи с этим информация о зависимости с позиции самого игрока представляет научный интерес.
Проведенное нами исследование включало:
1) глубинное интервью с зависимой личностью;
2) исследование индивидуально-психологических особенностей с использованием методик исследование личности «дом - дерево - человек» Дж. Бука, психогеометрического теста (на основе теста Вартегга), произвольного рисунка, автопортрета, изучения поля.
В исследовании принимал участие мужчина 22 лет, имеющий опыт азартных игр с использованием игровых автоматов более 4 лет и являющийся в настоящее время членом сообщества Анонимных Игроков. Представление о зависимости формировалось исследуемым на основе личного опыта, общения в группе АИ с другими игроками, беседы с психологом.
В поведении и психологическом состоянии исследуемого на период игры обнаруживали себя все признаки данного вида эмоциональной зависимости, представленные в научной литературе (неспособность прервать игру волевым усилием, появление денежных долгов, нарушение межличностных отношений, состояние подавленности и депрессии и т.д.)
В ходе проективной психодиагностики также были выявлены основные признаки эмоциональной зависимости характерные для игрока: компенсаторное превознесение себя в воображении, стремление к замкнутости, поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, сознательное стремление сохранить контроль над своим поведением, ощущение нестабильности своего социального положения, потребность в безопасности и успехе и т. д.
Были также выявлены качества и стремления, присущие испытуемому еще до зависимости и, возможно, имеющие отношение к ее формированию: четко прослеживается стремление к достижению материальных благ, переоценка значения материальных ценностей. Содержание проведенного интервью подтверждает основные результаты имеющихся исследований (преимущественно западных ученых): первоначальным стимулом, побуждающим человека начать играть, является возможность денежного выигрыша. В последующем игрок начинает нуждаться в переживании азарта, ощущениях, сходных по своему содержанию с эйфорическими.
В целом риск формирования аддиктивного поведения необходимо рассматривать в единстве личностных свойств и социальных факторов (прежде всего неспособность обеспечить себе в реальной жизни комфортные условия существования).
Закрепление иллюзии возможного большого выигрыша в первые дни игры также выступает в качестве основного фактора риска (именно этот момент подчеркивает интервьюируемый: первый удачный исход игры с высокой вероятностью приводит к повторному посещению игрового зала, эта ситуация имела место и у большинства членов АИ).
Темпы развития зависимости индивидуальны и обусловлены особенностями протекания его психической деятельности. С развитием игровой зависимости личность человека претерпевает глубинную и системную трансформацию. Происходит искажение в системе смысложизненных ориентаций, морально-нравственных установок; снижение деловых амбиций, возникает финансовая несостоятельность; утрачивается значимость таких ценностей, как любовь, дружба, сопереживание, творчество и т. д.
У человека развиваются такие качества, как замкнутость, раздражительность, агрессивность; наряду с этим переосмысливаются собственные моральные представления, вследствие чего человек становится лживым, часто прибегает к противоправным действиям. У зависимой личности присутствует постоянное чувство страха, частые депрессивные состояния, возможно возникновение суицидальных побуждений (у исследуемого периодически возникали суицидальные мысли).
Однако следует отметить: заниженная самооценка и низкая развитость волевых качеств не всегда являются факторами, лежащими в основе формирования игровой зависимости, в отличие от других видов эмоциональной зависимости.
Скорее наоборот: переоценка себя и своих возможностей, достаточно развитые волевые качества были характерны для личности испытуемого до периода формирования зависимости (это подтверждает испытуемый в отношении самого себя, и, кроме того, имелся опыт общения с испытуемым до возникновения зависимости).
Игромания - это прогрессирующая болезнь, которую невозможно полностью вылечить. На определенный период у человека может наступить ремиссия (период, когда человек независим), продолжительность которой может быть различной (от нескольких месяцев до всей последующей жизни).
Одним из наиболее эффективных методов лечения от болезненного пристрастия к азартным играм, по мнению специалистов, является формат групп АИ. В настоящее время в Алтайском кризисном центре для мужчин проводится психокоррекционная работа с игроками по программе «12 шагов».
Интервьюируемый подтверждает, что именно оказанная здесь помощь и поддержка совместно с его личной глубокой духовной и психологической работой над собой позволили ему вернуться к полноценной жизни, возобновить отношения с близкими людьми, устроиться на работу.
Заключение
Современное состояние преступности среди несовершеннолетних небезосновательно вызывает тревогу у работников правоохранительных органов. Криминальная активность молодежи в Смоленске и Смоленской области в течение последних пяти лет продолжает оставаться достаточно высокой.
Структура преступности несовершеннолетних в зависимости от категории правонарушений характеризуется следующими показателями. Абсолютное большинство совершаемых преступлений (83,7%) - это преступления против собственности.
На втором месте находятся преступления против жизни и здоровья - 11,3%. На третьем месте - преступления против общественной нравственности, безопасности и здоровья населения - около 5%. Указанные деяния выступают также в качестве детерминант других преступлений несовершеннолетних, что усиливает их общественную опасность и требует адекватных предупредительных мер.
Список литературы
1. Оперативная статистическая информация УВД Смоленской области за январь - декабрь 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.
2. Шнейдер Л.Б. (2007) Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста.
3. Солодников В.В. (2007) Социология социально-дезадаптированной семьи. - СПб.: Директ, 2007.
4. Рабочая книга социолога / Под общ. Ред. И с предисл. Г.В.Осипова. Изд 4-е, стереотипное. - М.: КоиКнига, 2008.
5. Мухина В.С. (2007) Феноменология развития и бытия личности. М.: Воронеж.
6. Личко А.Е. (2003) Психопатология и акцентуация характера у подростков.
7. Аверин В. (2008) Психология детей и подростков.
8. Божович Л.И. (2002) Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка//Психология личности. Тексты.
9. Фельдштейн Д.И. (2008) Психология воспитания подростка.
10. Филонов Л.Б. (2001) Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением//Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л.И.Анцыферовой.
11. Эриксон Э. (2006) Идентичность: юность и кризис/ Под ред. Толстых А.В.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |