2
СОДЕРЖАНИЕ
Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых невозможно «просчитать». Даже в условиях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключен-ного строго регламентировано и находится под неусыпным принудительным контролем, охрана время от времени сталкивается со случаями со-вершенно неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и даже самоубийства. В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать. Можно принять решение начать «новую» жизнь, бро-сив все и порвав все былые привязанности и связи. Или, наоборот, мож-но попытаться стать более внимательным к людям, которые тебя окру-жают. Можно «уйти» в работу, отдавая ей все время и силы, можно делать ровно столько, чтобы не вызывать недовольство начальства и коллег. Вы-бор, который человек делает, зависит от многих факторов: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, возмож-ных последствий и т. д. Однако, как правило, всегда имеются несколько вариантов решений, и выбор того или иного, в конечном счете, зависит от того, что считать важным и правильным.
То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достойным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведе-ние в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничива-ют значимое, существенное для данного человека от незначимого, несу-щественного.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.
Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценнос-тей. Д.Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существова-ния ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих иде-алов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предмет-ному воплощению в своем поведении и деятельности общественных цен-ностных идеалов.
Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: «общественные идеалы усва-иваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуж-дать ее активность, в процессе которой происходит предметное вопло-щение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали». Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида ма-лой группы.
В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие от-брасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, при-сущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то приба-вит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом - более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия меж-ду реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декла-рируемые ценности в значительной степени расходятся с действительны-ми.
Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т. д.), цен-ностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справед-ливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентировать-ся в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закла-дывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».
Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществ-ляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется». Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных иде-ей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положитель-ным или желательным, они -- осознанный или интуитивный нравствен-ный выбор того, что для человека является важным и стоящим.
2. Источники ценностных представлений
Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и все-гда ругают за другие: «Хорошие дети так себя не ведут!»? Почему актив-ное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок?
Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, ра-венство, демократия - это те общественные ценности, которые рассмат-риваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.
Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в спокойные и напря-женные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытают-ся понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного воз-раста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.
Например, если подросток из благополучной семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается упот-ребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения ро-дители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родите-лей представление о том, что «наркотики - серьезная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».
По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, род-ственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок вос-принимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, выра-батывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.
Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин это-го - уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «чер-но-белый» взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрас-ным и безобразным и т. д., и определяет во многом устойчивость и ста-бильность ценностей.
Время от времени ценности индивида подвергаются ис-пытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценнос-тей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представле-ния становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.
3. Виды ценностей
Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторо-ны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, прин-ципы, цели поведения и т. д. являются важными. Например, такая цен-ность, как «власть закона», содержательно означает равенство всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказывает всех правонарушителей и защищает всех невиновных.
Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:
Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;
Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;
Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармо-нию и искусство;
Социальные ценности, придающие наибольшее значение челове-ческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.;
Политические ценности, отдающие исключительное предпочте-ние обретению власти и влияния;
Религиозные ценности, которые первостепенную важность при-дают следованию определенной системе представлений (вере).
Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны приклад-ных исследователей. В частности, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой под-ход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-по-веденческой сфере:
1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены ка-ких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях;
2.Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценност-ной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснитель-но следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предпи-санных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью;
Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жесткому
давлению власти;
Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело перено-сят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, система-
ми ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд;
Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь
собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны
и активно стремятся к высокому положению и признанию;
Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над сред-ствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и дав-ления;
Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в
условиях неопределенности, например, среди людей с различными цен-
ностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики
ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола
властей;
Ценностные представления также могут быть разделены на две боль-шие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одина-ково важны в любой стране и культуре.
Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые ха-рактеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, ин-струментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие эле-менты поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.
То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматри-вается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволя-ющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представ-ляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек придает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т. д.
4. Формирование ценностных ориентаций
Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше-ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен-тальное влияние на весь ход его жизни. Берн предложил простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с типологией Берна, люди могут быть довольны собой и считать себя ус-пешными (со мной все - «ОК.», «я -- в порядке») или, наоборот, быть недовольными собой («я - не в порядке») и воспринимать себя неудач-никами. Аналогичным образом люди могут относиться и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции:
1. «Я -- в порядке» + «все-- в порядке». Люди, придерживаю-щиеся этой жизненной позиции, относятся к себе в основном поло-жительно. Они считают жизнь обнадеживающей и приятной, склон-ны чувствовать себя удовлетворенными своим положением и довольствуются тем, что имеют. В своих воспоминаниях они сосре-доточиваются на приятном и радостном. Они ценят одобрение своего поведения окружающими и стремятся к установлению добрых отно-шений с ними. Они считают других такими же способными, как они сами, и уверены, что все люди могут добиться хороших результатов и успеха. Они лишены сентиментальности и разборчивы в средствах достижения своих целей.
2. «Я -- в порядке» + «все -- не в порядке». Люди, следующие этой позиции, в основном положительно относятся к себе, но постоянно ощу-щают и подчеркивают существенную разницу между собой и окружаю-щими. Они считают, что обладают многими важными качествами (умом, честностью, нравственностью, привлекательностью, опытом и т. д.), ко-торых явно не достает большинству людей, их окружающих. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демон-стрировать это всем и себе в том числе. Они могут выглядеть надменны-ми, отчужденными и высокомерными.
3. «Я-- не в порядке» + «все-- в порядке». Люди этой жизненной позиции смотрят на окружающих снизу вверх. Они считают, что у них слишком много недостатков и слабостей, поэтому они обречены про-игрывать и уступать другим. Им не хватает уверенности в своих силах и оптимизма. Часто они не нравятся самим себе и обращают слишком много внимания на свои слабости и неудачи, многие из которых, на са-мом деле, только воображаемые. Они склонны преувеличивать досто-инства и успехи других людей, считая их более значительными, зрелы-ми, талантливыми, успешными.
4. «Я-- не в порядке» + « все -- не в порядке». Люди, видящие жизнь с этой точки зрения, чувствуют себя подавленно и одиноко. Они нередко теряют веру в возможность создать себе нормальную жизнь, которая приносит не только трудности и проблемы, но и радость и удовлетворе-ние. Они пессимистично глядят на мир и низко ценят не только себя, но и все, что их окружает. Любые планы и взаимоотношения воспринимают-ся ими как бесполезные и безнадежные. Такая безысходная позиция мо-жет иметь крайне отрицательные последствия для личности и здоровья человека.
Все описанные жизненные позиции могут находить оправдание и подкрепление. Порой «защита» выбранной позиции происходит неосоз-нанно: сам человек не замечает того, что его восприятие выделяет и отмечает лишь нужные для самооправдания аргументы. Однажды выб-ранная жизненная позиция оказывает огромное влияние на организаци-онное поведение людей.
Те, кто не может преодолеть отрицательного отноше-ния к жизни, лишены открытости и гибкости. Им трудно быть предпри-имчивыми и вырваться из круга повседневной рутины, которая не при-носит удовлетворения и останавливает личностный рост. Они избегают риска, их взаимоотношения с окружающими формальны и полны напря-женности. Им свойственна общая пассивность и стремление манипули-ровать другими.
Крайние выражения активной и пассивной сторон индивида доволь-но редки. Обычно в его поведении представлены обе стороны, и он сам может решить, какую часть своей натуры следует поддерживать и по-ощрять. Такое решение имеет фундаментальный характер, так как отказ работать над развитием своих положительных качеств соответственно усиливает отрицательные характеристики.
Существует четыре способа, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей:
Морализирование. Что-то объявляется хорошим, что-то плохим.
При этом используется любой авторитет, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить свои слова.
Личный пример. Индивид старается поступать в соответствии со
своими убеждениями, надеясь, что окружающие будут учиться на его
опыте и воспользуются его примером.
Невмешательство. Работникам позволяется вести себя так, как им
хочется, их поведение не комментируется, и в него не вмешиваются.
Помощь в прояснении ценностей. Членам организации помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям органи-зации, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкрет-ной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим об-разцам.
Помощь в прояснении ценностей помогает людям понять собствен-ные позиции. Проясненные таким образом ценности нередко становят-ся личными, предпочитаемыми самим человеком; они имеют последо-вательный и стойкий характер.
Процесс прояснения личностных ценностей включает изучение и пере-оценку существующих ценностей и выявление позиции человека по вопросам, которые ранее не попадали в фокус его активного внимания. Порой эту задачу нелегко осуществить, так как на ценностные суждения влияют чувства, эмоции, желаний и интересы индивида. Самоанализ со-кровенных и не всегда осознаваемых взглядов, определяющих пове-дение человека, требует значительного времени.
Таким образом, прояснение личных ценностей становится одним из средств повышения эффективности управленческой деятельности.
Систематизированное прояснение ценностей представляет собой один из видов самопознания. Окружающие могут помочь индивиду прояснить свои ценности, но окончательный выбор человек делает сам. Самоанализ может быть проведен в ходе следующих пяти этапов:
1. Решение быть правдивым. Добиться изменений в себе можно, лишь приняв решение быть максимально правдивым с самим собой. Не взяв на себя такого обязательства, нельзя добиться реальных перемен.
2. Формулирование и открытое обсуждение взглядов. Выявить цен-ности можно лишь в результате их открытого обсуждения. Только выра-женные словесно взгляд или позиция могут быть оценены и подвергнуты
анализу.
3. Анализ альтернатив. Важно изучить и проанализировать все возможные альтернативы.
4. Поиск противоречий. Дальнейший анализ ценностей позволяет
обнаружить непоследовательности и противоречия, служащие основа-нием для новых размышлений и оценок.
5. Сопоставление с практическим образом действий. Сопоставле-ние реального поведения человека с декларируемыми им ценностями
часто обнаруживает значительные несоответствия. Это может свидетельствовать или о еще не преодоленном конфликте различных ценностей, или о недостаточном осмыслении базовых ценностей. В любом случае поведение, не совпадающее с декларированными ценностями, свидетельствует о необходимости дополнительной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Занковский А.Н. Организационная психология. - М., 2000;
2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова.- М., 1999;
3. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. - Ростов-на-Дону, Новосибирск, 2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |