Введение
Жизнедеятельность человека в социально-экономических условиях современного общества неразрывно связана с интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, политических, социальных, профессиональных и других факторов, которые требуют актуализации внутренних ресурсов индивида с целью адаптации к напряженным или стрессогенным ситуациям. В связи с этим все большее значение приобретает проблема психической устойчивости и успешности адаптации человека к разнообразным жизненным затруднениям.
Взаимосвязь стрессоустойчивости с профессионально важными
качествами операторов телекоммуникационных сетей
Интерес исследователей к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в условиях профессиональной деятельности, всегда был и остается актуальным для инженерной психологии, что отражено в работах К.К. Платонова, В.Л. Марищука, В.В. Суворовой, Л.Г. Дикой, Е.П. Ильина (2005) и др. Значительная часть исследований стрессоустойчивости связана с профессиональной деятельностью операторов в различных отраслях промышленности.
Практика показывает, что стрессоустойчивость операторов телекоммуникационных сетей при возникновении экстремальных производственных ситуаций, связанных с повреждением магистральных телекоммуникационных линий, позволяет не только предотвратить потери от возможных аварий, катастроф в работе железнодорожных и авиационных транспортных систем, но и повысить эффективность операторской деятельности, препятствует профессиональному выгоранию операторов. В этом смысле актуальной становится разработка критериев оценки объективных профессионально важных качеств (ПВК) операторов в сфере телекоммуникационной связи.
Практическая актуальность проблемы стрессоустойчивости отразилась в цели исследования - изучение взаимосвязи стрессоустойчивости профессионально успешных операторов телекоммуникационных сетей с другими профессионально важными качествами в различных условиях экстремальных производственных ситуаций.
Предметом исследования стали стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание и профессионально важные качества операторов телекоммуникационных сетей.
Гипотезы исследования:
1. Предполагается, что взаимосвязь стрессоустойчивости с ПВК специфична для операторов телекоммуникационных сетей, наиболее успешных в условиях ожидания стрессовой производственной ситуации и для операторов, наиболее успешных в условиях самой стрессовой производственной ситуации.
2. Среди ПВК операторов, связанных со стрессоустойчивостью, можно выделить как универсальные, независящие от особенностей производственной ситуации, так и специфичные.
В качестве объекта исследования выступили операторы диспетчерского отдела компании «КавказТрансТелеКом» в количестве 22 человек в возрасте от 25 до 38 лет.
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости операторов осуществлялось при помощи методик «Тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона и «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Степень выраженности профессионально важных качества у операторов изучалась при помощи экспертной оценки по критериям, выявленным при анализе должностных инструкций сотрудников диспетчерского отдела, а также с помощью психодиагностических методик. Для моделирования различных производственных ситуаций применялся метод видеотренинга.
В результате исследования было выявлено, что наиболее значимые ПВК операторов отражают определенные поведенческие реакции личности в стрессовой ситуации (способность быстро принимать решения и реагировать), волевые качества личности (исполнительность и ответственность), свойства внимания (устойчивость, переключаемость, распределение и концентрация), виды памяти (оперативную и долговременную) и гибкость мышления.
Анализ успешного поведения операторов с разной степенью стрессоустойчивости в различных производственных ситуациях позволил выделить универсальные ПВК, независящие от особенностей производственной ситуации (исполнительность, ответственность, гибкость мышления), и специфичные ПВК применительно к конкретной производственной ситуации. Способность быстро принимать решения и реагировать в экстренных ситуациях, переключаемость внимания во взаимосвязи со стрессоустойчивостью способствуют профессиональной успешности операторов в экстренных производственных ситуациях. Высокий уровень устойчивости, распределения и концентрации внимания отражает ПВК стрессоустойчивых операторов в условиях ожидания экстренной производственной ситуации.
Таким образом, в проведённом исследовании выявлены универсальные ПВК операторов телекоммуникационных сетей, детерминированные устойчивыми личностными образованиями и отражающими их стрессоустойчивость в профессиональной деятельности в целом, и специфичные ПВК, детерминированные психическими функциями и взаимосвязанные со стрессоустойчивостью в конкретных производственных ситуациях.
Подтверждена гипотеза специфичности взаимосвязи стрессоустойчивости операторов телекоммуникационных сетей с их ПВК в условиях ожидания стрессовой производственной ситуации и в условиях самой стрессовой производственной ситуации.
Разработка адаптированной версии психодиагностической
системы для оценки индивидуального уровня стресс-
резистентности
Теоретический анализ литературы по данной тематике свидетельствует о том, что предметом достаточно многочисленных исследований служили лишь отдельные детерминанты, проявления и последствия индивидуальной устойчивости к стрессу. Комплексных исследований стресс-резистентности как целостного свойства, основанного на взаимодействии многих уровней регуляции и обуславливающего сопротивляемость неблагоприятным условиям, практически не существует. В связи с этим важным представляется подготовка адекватного диагностического инструментария, позволяющего проводить качественную и своевременную диагностику данного психологического феномена.
Единая диагностико-превентивная система, разработанная А.Б.Леоновой и сотрудниками лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ, носит комплексный характер и направлена на оценку индивидуальной предрасположенности к стрессу с точки зрения соотношения диспозиционных личностных качеств и актуального психоэмоционального состояния человека. Концептуальной базой для оценки психоэмоционального статуса стала парадигма «состояние-устойчивая черта». Однако, комплексная система индивидуальной оценки стресс-резистентности носит довольно громоздкий и невысокоспециализированный характер. Вследствие этого, крайне целесообразным является разработка диагностически чувствительных, компактных и информативных средств, направленных на оценку индивидуальной устойчивости к стрессу.
В соответствии с поставленными целями и задачами была проведена систематическая работа по валидизации комплекса разрабатываемых методик, составляющих основу диагностико-превентивной системы «Индивидуальная оценка стресс-резистентности», подготовленной в рамках выполнения научно-исследовательских работ по грантам Министерства здравоохранения РФ и научного фонда РГНФ (Величковский и Марьин, 2007; Леонова и др., 2009). Внимание акцентировалось на основном блоке диагностических методик комплексной системы, соответствующих базовым компонентам индивидуальной устойчивости к стрессу, описываемой с помощью модели «состояние-устойчивая черта».
Подготовка модифицированных вариантов основных психодиагностических методик для оценки индивидуальной устойчивости к стрессу, а также их последующая валидизация и стандартизация осуществлялась с помощью метода «контрастных групп. Для проведения данной работы использовались массивы данных, собранных на группах респондентов с априорно разной стресс-резистентностью. В состав выборки вошли: студенты вузов г.Москвы; различные контингенты сотрудников МВД РФ, которые по данным экспертной оценки обладали разной надежностью деятельности, и пациенты ряда психосоматических клиник г.Москвы, госпитализированных с диагнозом вегето-сосудистая дистония.
В настоящей работе была предпринята попытка разработки компактных и информативных психодиагностических средств для оценки индивидуального уровня стресс-резистентности. Проведенное исследование состояло в реализации ряда последовательных этапов, начиная с отбора чувствительных и информативных признаков и заканчивая процедурой психометрической апробации методик и оценки ее валидности.
На основании полученных в ходе исследования результатов, представляется возможным сделать следующие выводы:
Сокращенные стандартизованные формы методик - унифицированные методики для оценки проявлений тревожности, гнева, депрессии и дискомфорта состояния обладают достаточно высокой диагностической чувствительностью по отношению к группам лиц, обладающих априорно разным уровнем устойчивости к стрессу.
Стресс в профессиональной деятельности учителя
Профессия учителя сложна. А профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях постоянного городского и школьного стресса, усложняет профессиональную работу учителя. Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке.
Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, повышенную тревожность, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию учителя. Исследование факторов стресса в профессиональной деятельности преподавателей является актуальным и в аспекте социальной значимости, так как знания особенностей проявления стресса могут быть использованы в профилактике эмоционального выгорания учителей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса, а именно во взаимодействии «педагог-ученик». Если же учитывать, что профессиональная деятельность учителя, помимо обучения, направлена так же на формирование адекватного мировоззрения и моральных норм учащихся, очевидно, что все вышеперечисленные факторы, непосредственно сказываются на уровне образования будущих поколений.
Целью исследования является изучение стресса в профессиональной деятельности учителей средних общеобразовательных школ. Объектом исследования выступили учителя средних общеобразовательных школ г. Якутска (общее количество 60 человек: 20 - СОШ №33, 20 - СОШ №31, 20 - ЯГЛ). Предметом исследования является зависимость стрессоустойчивости учителей от их уровня тревожности и эмоционального выгорания. Были выделены следующие гипотезы: Чем ниже уровень эмоционального выгорания, тем выше стрессоустойчивость; Стрессоустойчивость зависит от уровня личностной тревожности; Ситуативная тревожность зависит уровня стрессоустойчивости. Для подтверждения гипотез были использованы следующие методики: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко; Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина.
Обобщая все полученные данные, и возвращаясь к гипотезам, выдвинутым в начале исследования, можно сделать вывод о том, что статистическое подтверждение нашла только гипотеза о том что «Чем ниже уровень эмоционального выгорания, тем выше стрессоустойчивость». Две другие гипотезы, о наличии зависимости стрессоустойчивости от уровня личностной тревожности, и ситуативной тревожности от уровня стрессоустойчивости, в ходе математической обработки были отвергнуты.
Учитель играет немаловажную роль в воспитании достойных членов общества, способных сделать наш мир еще лучше. Поэтому, в интересах всего общества - изучать, а затем устранять, или сводить к минимуму, факторы способные отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье учителей, а соответственно - на качество образования и дальнейшее развитие, этого самого, общества. Одним из таких факторов является стресс. Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности учителя, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье учителей, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования. Данная работа направлена на исследование зависимости стрессоустойчивости учителей от таких показателей, как - уровень тревожности и эмоциональное выгорание.
Целью проведенного исследования является изучение стресса в профессиональной деятельности учителей средних общеобразовательных школ. Полученные результаты, являются лишь малой толикой в изучении этой проблемы. Из трех выдвинутых в начале исследования гипотез, математическое подтверждение нашла лишь одна - о том, что чем ниже уровень эмоционального выгорания, тем выше стрессоустойчивость. Основанные на теории предположения, о наличии зависимости стрессоустойчивости от уровня личностной тревожности, и ситуативной тревожности от уровня стрессоустойчивости, в ходе математической обработки были отвергнуты. Вполне вероятно, что это может являться следствием недостаточной репрезентативности выборок.
Выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания у
специалистов, практикующих в сфере медицинской и
психологической помощи людям
Проблема эмоционального выгорания, безусловно, в большей или меньшей степени, касается каждого специалиста работающего в сфере «человек-человек»: учителей, врачей, психологов и т.д. Каждый день, решая проблемы других людей, специалисты этой группы могут начать постепенно «экономить» свои эмоции. Это приводит не только к ухудшению физического и психического здоровья самого специалиста, но и, несомненно, сказывается на его жизни, отношении к работе, эффективности профессиональной деятельности. Проблеме эмоционального выгорания у педагогов посвящено уже множество исследований, однако, на наш взгляд, не раскрытой, но при этом не менее актуальной, остается проблема эмоционального выгорания у специалистов, практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям (врачи, медсестры, психиатры, психологи и т.д.).
Поэтому целью нашего исследования является выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания у специалистов практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания специалистов практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям г. Калининграда.
Перед проведением исследования нами было выдвинуто несколько гипотез:
Гипотеза №1: уровень эмоционального выгорания среди специалистов, практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям достаточно высок.
Гипотеза №2: у специалистов со сформировавшейся фазой «Истощение» наиболее ярко проявляются симптомы, относящиеся к эмоциональной и поведенческой группам симптомов.
В процессе исследования мы использовали следующие методы: обзорно-аналитическое исследование, сравнительный анализ, метод анкетирования и тестирования, методы математической статистической обработки данных.
В теоретической части работы мы провели анализ литературы по проблеме исследования эмоционального выгорания ученых-исследователей - представителей различных психологических школ, рассмотрели разнообразные подходы к проблеме профессионального эмоционального выгорания.
Для выявления особенностей эмоционального выгорания у специалистов, практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям, нами было проведено исследование в различных медицинских учреждениях и психологических организациях города Калининграда (психиатрическая больница, областная больница, отделения скорой помощи, городское общество психологов). В исследовании приняло участие 103 специалиста. За основу данного исследования была взята методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Особое внимание при обработке полученных данных обращалось на симптомальную оценку состояния исследуемых. Так же испытуемым предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся их отношения к проводимому исследованию. Полученные в ходе исследования данные прошли статистическую математическую обработку с помощью параметрического критерия различий t-критерий Стьюдента.
Результаты исследования показали: что высокий уровень эмоционального выгорания проявляется у 60 % испытуемых. При этом 70 % исследуемых наиболее часто отмечали такие симптомы как: усталость, чувство истощения, бессонница, частые головные боли. Все перечисленные симптомы относятся к физической группе симптомов. Математический анализ результатов с помощью параметрического критерия различий t-критерий Стьюдента показал, что:
обнаружены достоверные различия в фазе «Напряжение» между группами испытуемых, имеющих различный стаж работы (стаж в первой группе 0-10 лет; во второй группе 10-20 лет); при увеличении стажа работы, увеличивается уровень эмоционального выгорания.
обнаружены достоверные различия в фазе «Напряжение» между группами испытуемых, имеющих различный возраст (в первой группе испытуемые в возрасте до 30 лет, во второй группе - старше 30 лет); у испытуемых в возрасте до 30 лет уровень эмоционального выгорания ниже, чем у испытуемых старше 30 лет.
обнаружены достоверные различия во всех фазах, а также в общем результате по методике между группами испытуемых, имеющих различный уровень образования (в первой группе испытуемые со средне-специальным образованием, во второй группе с высшим образованием); у испытуемых со средне-специальным образованием уровень эмоционального выгорания выше, чем у испытуемых с высшим образованием.
Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень эмоционального выгорания среди специалистов, практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям, достаточно высок подтвердилась. Однако гипотеза №2 о том, что у специалистов со сформировавшейся фазой «Истощение» наиболее ярко проявляются симптомы, относящиеся к эмоциональной и поведенческой группам симптомов не подтвердилась. В ходе исследования выяснилось, что наиболее ярко проявляются симптомы, относящиеся к физической группе симптомов.
Заключение
Структура разработанных психодиагностических методик соответствует их оригинальным вариантам - стандартизованным русскоязычным версиям тестов. Сокращенные варианты адаптированных методик удовлетворяют требованиям надежности-согласованности и обладают достаточно хорошей конструктной и содержательной валидностью. Таким образом, можно заключить, что подготовленные сокращенные версии методик удовлетворяют психодиагностическим требованиям и пригодны для использования в прикладных условиях.
С целью профилактики появления и развития синдрома эмоционального выгорания у специалистов практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям необходимо разработать специально-адаптированные тренинговые методики для данной группы специалистов и ввести должность психолога по работе со специалистами в медицинских и психологических учреждениях.
Список литературы
1. Величковский Б.Б., Марьин М.И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние-устойчивая черта» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.-2007. - №2.
2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С., Абдуллаева М.М., Капица М.С., Величковский Б.Б, Качина А.А. Итоговый отчет по НИР «Функциоанльные резервы и стресс-резистентность» по гранту №01-2008 Министерства здравоохранения РФ.-М.: НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина, 2008.
3. Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психоневрологические аспекты труда операторов. - М.: Медицина, 2009.
4. Гуревич К.М., Матвеев В.Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах её определения. // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. - М.: 2006.
5. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход).- М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2003.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. - Минск: Изд-во Университетское, 2005.
7. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005.
8. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб., 2007.
9. Платонов К.К., Шварц Л.М. Очерки психологии для летчиков. - М.: Воениздат, 2007.
10. Суворова В.В. Психофизиология стресса - М.:, «Педагогика», 2005.
11. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
12. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ, Сер. 14 "Психология", 2007, № 3.
13. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 2003.
14. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии 2007. № 1.С. 45-54.
15. Свириденко Е.И. Коммуникативный стресс в жизни педагога. Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
16. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: Канад. дис. Пермь, 2002.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |