РЕФЕРАТ
по курсу «Судебная психология»
по теме: «Понятие правосознания, его структура, основные функции, оценочные отношения, дефекты правосознания»
Содержание
Введение
1. Правосознание и правоисполнительное поведение
2. Правосознание и ответственность личности
Заключение
Введение
Является одним из важнейших психологических свойств личности. Какие-то представления о нем слушатели получили в курсе "Философия" при изучении темы "Общественное сознание", которое трактуется как сложное сочетание индивидуальных сознаний людей.
Самосознание или "Я -- концепция", является составной частью индивидуального сознания. По определению составителей Краткого психологического словаря "самосознание - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе".
Отмечая большое внимание, уделяемое отечественными и зарубежными философами, психологами этой проблеме и, рекомендуя читателям более подробно ознакомиться с их трудами, мы хотели бы акцентировать их внимание на исследованиях Батышева А.С., отмечавшего тесную связь, существующую между уровнем самосознания личности сотрудника органов внутренних и особенностями самоуправления ею собственным профессиональным развитием. В частности, он отмечал, что "исходное начало при самоуправлении профессиональным развитием -- глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежденность самого специалиста в необходимости постоянной работы над собой.
1. Правосознание и правоисполнительное поведение
При осознании того, что профессионально-должностная карьера, будущее сотрудника зависит от максимального соответствия между требованиями и уровнем развития профессионального мастерства. Формированию требовательного отношения к себе помогает также осознание противоречия между личными возможностями специалиста и необходимостью полного решения стоящих перед ним оперативно-служебных задач.
Необходимо преодоление психологических барьеров: иллюзий, самомнения, инерции.
Ученые-психологи подчеркивают, что между представлениями человека о самом себе и его подлинной сущностью часто оказывается дистанция огромного размера. Собственная версия человека далеко не всегда достоверна. В случае неадекватного представления о себе профессиональное развитие строится на заведомо неточных, иногда ложных предпосылках, специалист формирует в себе качества, не значимые для овладения профессиональным мастерством". Среди факторов, оказывающих наиболее существенное воздействие на формирование самосознания личности, он выделяет отношение человека к труду и самооценку.
Направленность, способности, темперамент, воля, самосознание, характер проявляются в самых различных сферах деятельности сотрудника органов внутренних дел, в поведении, поступках, при исполнении им различных социальных ролей. При этом, вышеназванные свойства испытывают на себе перманентное и энергичное воздействие со стороны социума, оказывающего, в свою очередь, или позитивное, или негативное воздействие на генезис личности. Это обстоятельство заставляет многих исследователей процесса профессионального становления сотрудника органов внутренних дел, для которого, по определению Еникеева М.М., характерно наличие властных полномочий, широкой коммуникативности, повышенной ответственностью за принимаемые решения, если задуматься над вопросом: - Какие же из свойств и качеств личности, помимо вышеназванных, могут эффективно воздействовать на профессиональное становление сотрудника? Среди разнообразных точек зрения хотелось бы обратить внимание на некоторые из них. Так, Пастушеня Л.П. к таковым относит готовность личности к нормативному поведению, которое он определяет как качественное состояние личности, имеющее достаточно сложную структуру. Её элементами он называет когнитивную, ценностно-смысловую, подсознательно-исполнительную, волевую, эмоциональную и ряд других подструктур, необходимое содержание которых определяется правовыми требованиями к содержанию поведения, образу жизни в обществе; необходимостью избирательного усвоения условий и воздействий социальной среды для нормоправной ориентации в различных социальных условиях и жизненных ситуациях; особенностями личности как целостной системы, детерминирующей поведение, образ жизни человека.
Ибрагимов М.М., Кулиничепко В.В. и Съедин Б.Г. в поисках социально-психологических качеств личности, наиболее адекватных их представлениям о сотруднике органов внутренних дел, выделяют:
1. Нравственную добродетель, аккумулирующую в себе следующие качества:
идейно-нравственные (гуманизм, честность, справедливость, героизм);
морально-волевые (исполнительность, инициативу, настойчивость, самообладание, готовность к самопожертвованию);
нравственные (простоту, скромность, вежливость, отзывчивость, этикет).
2. Служебный долг - совокупность обязанностей, налагаемых на работника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость. В этом понятии, по мнению вышеназванных исследователей, органически сочетаются правовые, нравственные и эстетические (справедливость, добро, красота) стороны.
3. Профессиональную совесть - осознание моральной ответственности сотрудника за свое поведение перед другими людьми, нравственную самооценку, волевой контроль, осознание личностью своих поступков с точки зрения нравственных норм и общественных принципов. Ибрагимов и его соавторы полагают, что объективное содержание профессиональной совести составляют принципы и нормы гуманизма, справедливость законность, профессиональный долг. Проявляется же профессиональная совесть, по их убеждению, в гордости за свою профессию, в исключительной честности в большом и малом перед коллегами и самим собой.
4. Профессиональную честь и. достоинство. В эти понятия ими вкладываются:
осознание совокупности профессиональных требований, предъявляемых к сотруднику;
ответственное осознание интересов службы своего подразделения как своих собственных;
наличие у сотрудника постоянной способности, волевой готовности выполнять долг в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни.
Таким образом, нравственная добродетель, служебный долг, профессиональная совесть, профессиональная честь и достоинство представляют собой очень сложную группу понятий, наполненную глубоким содержанием. Будучи интерпретированными к личности сотрудника, они иллюстрируют высокую общественную значимость его труда, а вместе с тем, и высокий уровень требований, предъявляемых со стороны общества к ее внутреннему содержанию.
Дополнительным подтверждением правоты высказанной точки зрения может служить анализ смысла, вкладываемого исследователями и в такую социально-психологическую характеристику сотрудника органов внутренних дел как профессиональное мастерство. Батышев А.С. под ним понимает "высокий уровень сформированности умений, позволяющий сотруднику продуктивно и качественно решать оперативно-служебные задачи", заявляя о том, что оно является одним из важнейших условий эффективной правоприменительной деятельности, соблюдения законности, фактором психологической устойчивости и инициативных решений благоразумного поведения.
В неразрывной связи с профессиональным мастерством Батышевым А.С. рассматриваются:
1. Профессиональная культура, об обладании которой, по его мнению может свидетельствовать вежливое и внимательное отношение к людям, аккуратность, обязательность, тактичность, принципиальность, педантичность во всем, что касается обязанностей, дела. Элементом профессиональной культуры им называются профессиональные привычки - действия, состояния, ставшие устойчивой своеобразной потребностью, нормой поведения. Когда такая потребность не удовлетворяется, сотрудник испытывает неприятные чувства, беспокойство, неудовлетворенность.
Ибрагимов М.М., Кулиниченко В.В. и Съедин Б.Г. демонстрируют несколько иной подход к к характеристике понятия "профессиональное мастерство", наполняя его нравственно-эстетическим содержанием и относя его:
к одной из важнейших форм проявления красоты в деятельности сотрудника органов внутренних дел;
к средствам практической реализации гуманной цели органов внутренних дел;
-к эстетическим факторам труда каждого сотрудника. Необходимыми условиями профессионального мастерства они определили:
-свободное, полное овладение каждым сотрудником предметом своего труда (его познание, оценка, выбор правильных средств и способов работы с ними);
-свободное овладение средствами и методами труда;
-творческий подход к решению и проведению намеченной операции.
Таким образом, личность обладает богатым множеством свойств и характеристик. И каждая из рассмотренных в данном параграфе способна оказать определяющее воздействие на формирование личности сотрудника органов внутренних дел.
...Личность человека, являющаяся и продуктом психического процесса, не смогла сохранить биологическую сложенную и равноправную подструктуре социальной. При развитая индивида, его телесная организация, его не система, К вопросу "Понятие личности, ее основных свойств и психологических преимущества и дефекты его физической организации влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным и далее существует (психологически) в социальной форме./Так, мозговая патология порождает в индивиде, в структуре его индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями они становятся в силу социальной детерминации. Природные, органические особенности и черты выступают в структуре личности как социально обусловленные ее элементы.
Разумеется, индивидуальность человеческой личности сохраняет на себе отпечаток своей природной, биологической организации.
Природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы...
Из книги С.Л. Рубтштейна "Основы общей психологии". В 2-х частях ( -М., 1989, с.95-97)
Все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражаются, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания и т.д. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. При изучении эмоций было установлено, что чувства человека в один период или эпоху его жизни не являются всегда непрерывным продолжением, более или менее осложненным, его чувств в предшествующий период. Когда определенная полоса или эпоха нашей жизни безвозвратно отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с этим сменяется весь строй эмоциональной жизни. Связь чувств с настоящими установками личности существеннее, чем связь с их прошлыми чувствами. Поскольку между новыми и старыми чувствами сохраняется преемственность, она определена и обусловлена в меньшей степени, применимо к организации волевой жизни и к любой аналитически выделенной стороне психики.
Тот факт, что психические процессы человека - суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Так, процесс восприятия превращается у человека в более или менее сознательно регулируемый им процесс наблюдения, и в этом именно проявляется существенная особенность подлинно человеческого восприятия.
Таким образом, вся психология человека в той трактовке, которая была ей здесь дана, является психологией личности. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности, но от психических процессов надо все же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяют направленность личности, ее способности и характер, составляют основания самой личности и определяют ее психологический облик.
Из книги А.В. Дулова "Судебная психология" (-Минск, 1975, с. 141,142)
...С необходимостью изучения личности приходится сталкиваться при решении самых различных вопросов. Это дает возможность понимать поступки и действия человека, выяснять причины изменения его поведения, правильно строить взаимоотношения, определять пути и способы воздействия на него. Важно изучать не только отдельные психические процессы и состояния при совершении действия, но и более стойкие, более глубокие психические свойства личности, что должно давать возможность прогнозировать ее отношение к процессу расследования, отдельным действиям, общениям.
Изучение личности всегда не сама цель, а средство для достижения определенных целей данной стадии осуществления правосудия.
Изучение личности правонарушителя имеет целью не только выявление в нем отрицательных свойств, привычек, потребностей. Всегда имеется и цель выявления положительных свойств, сторон характера, которые следует развивать, на которые следует опираться при работе с правонарушителем...
Из книги В.Л. Васильева "Юридическая психология":
...Индивидуальный темперамент человека - всегда сложное явление. Не каждый человек может быть отнесен к одному из четырех типов темперамента... Эти четыре типа, по словам И.П.Павлова, "наиболее частые и резкие", их "действительность отчетливо выдвигает". Но условия жизни, воспитание, деятельность свидетеля, потерпевшего, обвиняемого вносят в темперамент и тип высшей нервной деятельности свои "поправки".
Следователь в массе людей, с которыми он сталкивается, встречает многочисленные промежуточные и переходные типы нервной деятельности, а следовательно, и типы темперамента... Каждое отдельное свойство темперамента зависит не от какого-либо одного, а нескольких различных свойств нервной системы. Поэтому при различном количественном соотношении с развивающейся личностью. То же, внешние свойств нервной системы качественно изменяются и свойства темперамента.
По данным современной физиологической и психологической науки, существуют около 72 таких промежуточных и переходных типов. Поэтому большинство людей лишь условно можно отнести к одному из основных типов темперамента. Чаще люди имеют черты двух или трех темпераментов, т.е. обладают смешанным темпераментом... По мере развития личности в зависимости от воспитания, образа жизни и деятельности происходит изменение и маскировка типа нервной деятельности, черт темперамента.
Как следователю определить темперамент свидетеля и потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого? Ответ на этот вопрос дает И.П.Павлов: "Темперамент есть общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума". Значит темперамент проявляется в различных видах деятельности людей, о которых следователь может получить сведения путем опроса знакомых, сослуживцев, истребованием характеристик и личных наблюдений...
Из книги Э. Фромма «Психоанализ и этика»:
...Ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром, составляют самую суть его характера, следовательно, характер можно определить как (относительно постоянную) форму, в которой канализируется энергия человека в процессах ассимиляции и социализации (Под ассимиляцией Э. Фромм понимает приобретение и потребление).
Такая канализация психической энергии имеет важную биологическую функцию. Поскольку действия людей не определяются целиком и полностью врожденными образами инстинктивного поведения, то жизнь оказалась бы неустойчивой, хрупкой, если бы при каждом действии, при каждом поступке человеку надо было бы долго думать, прежде чем принять решение. На самом деле многие действия должны совершаться гораздо быстрее, чем это позволяет скорость сознательного обдумывания... Человек научается действовать полуавтоматически с помощью приобретения навыков мышления и поведения, понимаемых как условные рефлексы. Хотя такой взгляд и справедлив, он игнорирует то обстоятельство, что наиболее глубоко укорененные привычки и установки характерны для человека и не поддаются значительным изменениям со стороны общей структуры характера: они являются выражением особой формы, в которой энергия канализируется в структуру характера. Характер может рассматриваться как заместитель инстинктивного аппарата животных. Раз энергия канализируется определенным образом, то поступки совершаются индивидом в "точном соответствии с характером". Скажем тот или иной характер может быть нежелательным с этических позиций, но он позволяет по меньшей мере действовать последовательно и освобождает от бремени необходимости каждый раз вновь обдумывать свои решения. Человек тогда может организовать свою жизнь в соответствии со своим характером и тем самым достигнуть определенной степени соответствия между своим внутренним и внешним миром. Более того, по отношению к человеческим ценностям и идеям характер выполняет селективную функцию. Большинству людей кажется, что их идеи не зависят от эмоций и желаний, а представляют собой результат логического осмысления реальности; им кажется, что их отношение к миру подтверждается их идеями и суждениями, тогда как в действительности последние сами являются результатом их характера, как впрочем, и все их действия. Это "подтверждение", в свою очередь, способствует стабилизации структуры характера, поскольку создает для последнего видимость правоты и здравомыслия.
Однако характер не только обеспечивает последовательное и "разумное" поведение индивида; он одновременно является и основой приспособления человека к обществу. ...Тот факт, что большинство членов социального класса или культуры разделяют существенные свойства характера, а также то, что можно говорить о "социальном характере", как о характере типичном, свидетельствует о степени влияния социальных и культурных моделей на его формирование. Однако мы должны отличать социальный характер от индивидуального, разного для всех людей, даже принадлежащих к общей для них культуре. Эти различия порождены отчасти различиями физической и психической ориентации личностей родителей, отчасти окружающей средой, в которой ребенок рос. Но они порождены также и различиями в конституционной организации индивидов, в особенности их темпераментов. Генетически формирование индивидуального характера определяется наложением жизненного опыта, индивидуального и социального, на темперамент и физическую конституцию. Если поведение существенным образом определяется характером человека, то измениться он может только при коренных изменениях в самом характере...
2. Правосознание и ответственность личности
Под правосознанием, в широком смысле слова, понимается весь правовой опыт личности, группы, общества. В первую очередь, к нему относится механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального поведения.
Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими тремя признаками:
Оно не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;
Оно всегда проявляется через вторую сигнальную систему: речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;
Оно не может существовать без своего конкретного носителя человеческой личности, группы. По признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох.
Современная психология, рассматривает правовые конфликты личности с обществом с учетом того, какие этапы развития правосознания нарушены в конкретном случае и какие меры социальной реадаптации правонарушителей могут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в нормальном правопослушном поведении.
Пристальное внимание в психологии уделяется связи правосознания с нравственными чертами личности в единстве правовых и моральных оценок.
Правосознание расширяет кругозор социальных знаний личности, содействует осмыслению сущности социально-экономической модели общества, определяющей в конечном итоге правовую надстройку.
Отклонения от норм правосознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.
Исследования психологами лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:
правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;
преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;
преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно, излишне суровым) в отношении себя.
Именно поэтому, при направлении усилий на социальную реабилитацию личности необходимо прибегать к помощи рекомендаций психологов, которые укажут на какие аспекты правосознания преступника следует обратить внимание, т.е. тех, которые утрачены или отрицаются данной личностью.
Правосознание является функцией возраста, формирующейся в течение всей жизни индивида по мере его социализации. Оно тесно связано с правоспособностью и дееспособности личности.
В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, которыми являются социальные привычки и традиции правового характера. Они могут сохраняться даже тогда, когда в действительности отсутствуют условия для их дальнейшего формирования и развития. С другой стороны, возможны ситуации консервативного содержания правовой нормы, когда это содержание уже отрицается всем ходом общественного развития и общественным правосознанием.
Для эффективности правовой нормы необходимо соблюдение следующих условий:
личность должна признавать те социальные ценности, которые закрепляют и охраняют правовые нормы;
правовая норма должна развиваться и изменяться с учетом изменений, происходящих в общественном правосознании;
норма права должна следовать за развитием общественных потребностей, материальных и духовных интересов общества.
Интересы личности и общества весьма многообразны, однако далеко не все из них могут быть защищены правом и нуждаются в этой защите, не все отношения между членами общества поддаются правовой регламентации, но это не всегда целесообразно делать. Особенность юридических норм и понятий заключается в том, что они отражают наиболее существенные отношения между людьми. Значительное количество правил поведения представлено в моральных, нравственных и этических нормах, соблюдение которых контролируется общественным мнением.
Механизм право послушного поведения в большинстве случаев тесно связан с явлением, которое может быть названо "правовой интуицией ", на которую большинство граждан опирается при выборе решения и вариантов поведения. "Правовая интуиция" в этих случаях может рассматриваться как функция интеллектуально развитой личности, как один из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.
Таким образом, анализ самого понятия и собственно социализации личности позволяет составить о ней представление как об очень сложном процессе, изучение которого требует усвоения читателем очень широкого круга понятий. Их знание, а также социальная реальность, собственный опыт личности позволяет определить для себя наиболее приемлемые пути самореализации в социуме.
Организованность и упорядоченность жизнедеятельности людей в обществе достигается путем регулирования их отношений и поведения при помощи:
а)ряда элементов общественного сознания, не имеющих нормативного фактора (идеология, наука, искусство);
б)разнообразных социальных норм.
Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом к поведению личности, в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями, с другими людьми.
Социальные нормы носят исторический характер: в каждой общественно-экономической формации вырабатываются свои принципы, правила поведения людей. В социальных нормах отражается система общественных отношений (производственных, юридических, управленческих, нравственных, идеологических), оказывающих решающее влияние на формирование личности.
Социальные нормы выступают как определенные ценности.
В обществе человека всегда интересовало и интересует, как надо жить, что является нормой в отношении людей, в общении, в деятельности, что отклонением от нормы, что - добром, злом, красотой, правдой и т.д.
Отношение человека к социальным условиям жизни всегда было заинтересованным, ценностным нормативом.
Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает и предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности.
Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы. Личность, строящая свой образ жизни в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической (нормотипом). Образ жизни нормотипичной личности, соответствующей социальным требованиям, свидетельствует о полной ее адаптации (приспособленности) к социальным условиям функционирующей системы.
На ранних стадиях общественного развития, например в первобытном; обществе, нормотип формировался на традициях, обычаях, нормах нравственности, единых для данной социальной системы.
На более поздних этапах развития человечества с возникновением государств появляются правовые нормы, предписывающие права и обязанности в поведении граждан в зависимости от их социального положения, защищая, в первую очередь, интересы и привилегии господствующих классов. На индустриальной (капиталистической) и постиндустриальной стадиях развития! общества права и статус граждан в государствах претерпели заметные изменения вместе с содержанием правовых норм, но сам принцип их функционирования как регулятора человеческих отношений сохранился.
Моральные же нормы поведения в каждой социальной группе носят специфический характер. В них находят отражение:
а) общечеловеческие нормы поведения,
б) нормы поведения, типичные для данной социальной группы.
В психологическом плане личность проходит в своей жизни следующие стадии развития:
Первая стадия -- (дошкольный и младший школьный возраст), для которой характерно безусловное принятие психологии старших. Дошкольник вольно или невольно думает и поступает так, как думают родители, учителя, авторитетные старшие из их окружения (конечно, в соответствии с их возможностями). Они даже себя оценивают, исходя из оценки их другими.
Вторая стадия-- (средний школьный возраст) или, как его называют, переходный, подростковый, -- это возраст критического отношения к наследству старших. Подростки начинают подвергать сомнению некоторые установки, мнения старших, родителей и даже учителей, но не всегда умеют противопоставить им свои разумные доводы, так как у них нет еще для этого достаточных умственных сил и жизненного опыта. Отсюда, в некоторых случаях имеет место негативизм -- простое отрицание влияний наряду с подражанием, копированием поведения тех, кто признан авторитетным.
Третья стадия - юность (старший школьник).
В юности парни и девушки находятся на пороге самостоятельной жизни или уже вступают в нее. Для них опыт старших ценней и они прислушиваются к их голосу, хотя и избирательно относятся к содержанию этого опыта. Юноша пытается осмыслить социально-психологическое наследство. Он принимает только то, что представляется ему прогрессивным.
Четвертая стадия - зрелый возраст. В зрелом возрасте люди вносят поправки не столько в то, что унаследовали, сколько в то, что сами сформировали в юности и что могло не полностью соответствовать реальной жизни.
Они снова, уже по более совершенным критериям, пересматривают наследство отцов и дополнительно находят много интересного без чего невозможно развитие. Вместе с тем, идет и дальнейший процесс обогащения психологии в творческой деятельности личности.
Пятая стадия - преклонный возраст, когда люди больше начинают думать о сохранении унаследованного или выработанного самими, чем о развитии наследства. В этот период жизни у людей зарождается консерватизм или, по крайней мере, некоторое недоверие и сомнение в ценности нового. Основной заботой людей в преклонном возрасте является передача "своего опыта" молодому поколению. Именно в этих признаках - характерная черта психологии людей преклонного возраста.
Шестая стадия - старший возраст, когда чаще всего звучит фраза "молодое поколение не то, что было раньше". Это объясняется известной инертностью взглядов, привычкой обо всем судить со старых позиций, требовать беспрекословного подчинения старым нормам жизни, образу мыслей и чувств. Молодежь с этим не согласна; так происходит развитие. Наследство -- необходимая предпосылка для движения вперед, вместе с тем оно непрерывно обогащается новыми поколениями и так - без конца25.
В процессе социализации человек воспринимает существующую в обществе структуру отношений, требований, ожиданий, научений, правил, различных запретов в социальной жизни, которые служат основами и мотивами поведения. Чтобы разобраться в сути этих явлений, нам придется условно расчленить их на два направления единых в действительности: комплексный процесс социо - психологического взаимодействия личности и социальной среды, влияющих на выбор поведения.
Прежде всего, человек обучается действовать наиболее целесообразно, практически правильно. Усвоение здесь идет не по методу проб и ошибок. Неудовлетворительный результат того или иного поступка, нежелательные его последствия ведут к отказу от подобных неэффективных действий в будущем. Наоборот, нужные, удовлетворительные последствия убеждают человека в целесообразности действий, их вызывающих. Так происходит научение.
Используя метод проб и ошибок, человек быстро научается повторять именно те действия, которые дают подходящий для него, устраивающий его результат, и не повторять такие, которые удовлетворительных для него последствий за собой не влекут.
Однако (и это принципиально), во многих случаях человек усваивает определенные нормы поведения не столько потому, что он их желает, выбирает, предпочитает, сколько потому, что этого требует общество, в котором он живет. Причем, общество не только предъявляет к человеку определенные требования, но и подкрепляет их соответствующими санкциями, неприятностями, лишениями в случае отклонения его поведения от этих требований.
Таким образом, человеку приходится сдерживать свои желания, поступать не так, как он предпочитает, а так как полагается, о чем мы уже вели речь в предыдущем параграфе.
Поведение личности и ее развитие, не отвечающее требованиям социальных и психических норм, есть отклонение от нормы. С отклонениями следует не только бороться, но и изучать их. Все отклонения можно классифицировать.
По содержанию и форме проявления.
По степени устойчивости.
По объему и широте пораженности личности.
По степени выраженности.
Рассмотрим каждую из них отдельно.
1. По содержанию они могут быть: отклонениями от социальной нормы и отклонениями от психической нормы.
Отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные) не являются патологическими в прямом смысле слова. Человек, имеющий отклонение от социальной нормы, вменяем, т.е. остается сознательным существом - личностью, отдающей отчет в своих действиях, а поэтому несет за них ответственность. У него не нарушены ни мышление, ни память, ни какие-либо другие психические функции. Сущность отклонений заключается в неправильном осознании личностью своего места и назначения в обществе, в дефективности нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек.
Следовательно, когда мы говорим об отклонениях от социальной нормы, то имеем ввиду, прежде всего, морально-психологические свойства, проявляющиеся как в поведении личности, так и в ее психической деятельности.
Например, грабитель стремится к тому, чтобы найти жертву, выследить ее, а затем совершить преступные действия. Здесь определенная позиция и преступная установка сказывается не только в направленности действий (поиск и выслеживание жертвы), но и в направленности психических процессов (мышления, восприятия, воображения и т.п.).
Иной характер имеют психические отклонения. Их причинами могут быть социальные факторы, но психологический механизм их заключается в нарушении мозговой функции. Отсюда понятно, что морально-психологичекие отклонения выправляются педагогическими средствами, а психические - преимущественно, медицинскими мерами.
На основе моральных, а иногда и психических отклонений возникают криминальные отклонения. Например, невыдержанность и слабый самоконтроль могут перерасти в хулиганские действия. Неправильная оценка своих личных качеств, выражающаяся в самонадеянности, может стать причиной преступлений по неосторожности. Карьеризм нередко побуждает такого человека к достижению поставленных целей противозаконными средствами и т.п. А такие патологические отклонения как навязчивые идеи, извращенные эмоции, бредовые состояния, аффективность могут стать причиной различных общественно-опасных деяний (убийств, тяжких телесных повреждений и др.).
2. По степени устойчивости все отклонения можно классифицировать на временные (случайные) и устойчивые (характерные для данного лица). Причиной временных отклонений от социальной нормы в поступках и поведении человека может быть неблагоприятная ситуация, которая в результате действий сверхсильных раздражителей приводит к ошибке нервной системы, вызывает тяжелые психические состояния и нарушает привычную картину поведения. Так, вследствие длительного нервного напряжения, истощения нервной системы болезнью, переживаемых психических состояний (подавленности, угнетенности, отчаяния и т.п.) всегда выдержанный человек может проявить вспыльчивость, грубость, т.е. все то, что называется отклонением от моральной нормы.
Устойчивые, характерные для человека социальные отклонения (нравственные и криминальные) свидетельствуют об атипичности черт личности в целом и ее поведения для данной социальной группы и общества, а устойчивые патологические отклонения - о распаде личности.
3.По объему и широте пораженности личности отклонения могут быть частичными (парциальными) и глобальными.
Частичные социальные отклонения - это отклонения, затрагивающие лишь одну группу отношений человека и характеризующие его непоследовательность и двуликость, Есть люди, у которых правильные политические убеждения мирно уживаются с аморальным поведением в быту, честное отношение к труду - с недостойным поведением в семье, в отношении к женщинам, детям, родителям, что проявляется в непосредственном поведении человека в разнообразных жизненных ситуациях (на работе и дома; на глазах коллектива и наедине с самим собой и т.п.). Эта непоследовательность поведения, раскрывающая внутреннюю противоречивость и отсутствие цельности личности, может при определенном стечении обстоятельств породить криминальные черты личности и перерасти в криминальное поведение.
К глобальным относятся отклонения, захватывающие сознание и психику личности в целом. Комплекс устойчивых глобальных социальных отклонений свидетельствует о завершении формирования законченного отрицательного типа или атипичной для данных общественных условий личности. Атипичность личности имеет относительный характер, зависящий от ряда факторов, определяющее место среди которых занимает социалъно-политическая система, в которой она функционирует. Поэтому типичное поведение человека в одних условиях (например, в тоталитарном обществе) является неприемлемым для других (в обществе классической демократии).
При устойчивых глобальных патологических отклонениях речь идет о разрушении (распаде) личности. Подобное может происходить с человеком попавшим в дискомфортные условия жизни, например, в концлагере, и стремящимся выжить за счет попрания элементарных нравственных и других норм поведения.
4.По степени выраженности отклонения классифицируются на отчетливо выраженные и неотчетливо выраженные (стоящие на границе нормы).
Отчетливо выраженные отклонения от социальной нормы закрепляются в тех или иных устойчивых чертах личности, вызывающих идентичное аморальное и преступное поведение ее в сходных условиях. Вследствие этого можно прогнозировать такое поведение личности и проводить профилактику возможных преступлений.
Неотчетливо выраженные отклонения от психической нормы могут свидетельствовать о начале психической болезни, а резко выраженные - о её прогрессе.
Заключение
Отставание сознания личности от социальной реальности, в результате чего человек может не адаптироваться к ней а, как следствие - совершать противоправные действия (например, участвовать в массовых беспорядках).
I. Отрицательное влияние микросоциальной среды (влияние безнадзорности детей, дурное влияние семейных отношений, отрицательное влияние уличного окружения и т.п.).
Проявление отрицательных воздействий со стороны макросоциальной среды (элементы неправильного экономического планирования и стимулирования деятельности людей, нарушение принципа оплаты по труду, факты бюрократизма и формализма в работе с людьми и т.п.). Ошибки в воспитании в семье, школе, в производственном и других коллективах, незнание личности воспитуемого и т.п. Причинами их обычно бывают психолого-педагогическая неподготовленность людей, призванных оказывать воспитательное влияние на подрастающее поколение.. Противоречия воспитательных влияний в семье и школе, на производстве и в окружающей социальной среде и т.п.
Знание природы степени выраженности отклонений от социальных норм введения позволяет дать более полную психологическую характеристику личности правонарушителя.
Знание ее необходимо по ряду причин, в том числе, и потому, что проблема личности преступника является одной из центральных в курсе "Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел". По мнению психологов, ключ к ее познанию лежит в комплексном Подходе, в основе которого находится характеристика преступника как временного асоциального типа личности, представляющей общественную опасность и совершившей или совершающей уголовно-наказуемые деяния.
Список литературы
1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.
2. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.
3. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2005.
4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник - СПб., 2006.
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |