Реферат по предмету "Психология"


Коммуникации и их барьеры



Воронежская Государственная Медицинская Академия имени Н.Н.Бурденко.

РЕФЕРАТ

по педагогике и психологии

Тема: Коммуникации и их барьеры.

Подготовила:

студентка Л-214 Черных Н.В.

Приняла:

Воронеж 2008

Общее понятие о коммуникациях

Коммуникация (лат. communicatio) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Цели коммуникаций:

ь Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

ь Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

ь Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

ь Регулирование и рационализация информационных потоков.

Коммуникации подразделяются на следующие виды:

ь межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения

ь коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

· формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

· неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации;

· типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: новые меры по наказаниям за опоздание, изменение структуры организации, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

Межличностные коммуникации можно также разделить на:

· вербальные (словесные);

· невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

Барьеры коммуникации

В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций".

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ -- это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.

К ним относятся:

o барьеры понимания или непонимания;

o барьеров социально - культурных различий;

o невербальные барьеры;

o барьеры социально - культурных различий;

o барьеры отношений;

o Плохое слушание (неумение слушать).

1. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Это связано с тем, что имеет место такие явления, как избирательное внимание, искажение, запоминание.

a. первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и многое другое).

b. предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка).

c. эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.

Кроме того, барьер понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации -- это так называемое фонетическое непонимание.

Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

Существует также и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики, о детской “логике” и других.

2. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии.

Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.

3. Невербальные барьеры:

Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%.

К невербальным барьерам коммуникаций относят:

· визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);

· акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);

· тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);

· ольфакторные барьеры (запахи).

4. Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий.

Это -- социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

5. Барьеры отношения -- это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию.

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер -- это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

6. Плохое слушание (неумение слушать).

Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного.

Правила эффективного слушания:

· перестаньте говорить, т.к. невозможно слушать разговаривая;

· помогите говорящему раскрепоститься;

· покажите готовность слушать;

· устраните раздражающие моменты;

· сопереживайте говорящему;

· сдерживайте свой характер, т.к. рассерженный человек может придать неверный смысл словам;

· не допускайте спора или критики;

· не перебивайте;

· задавайте вопросы.

Список используемой литературы:

1) Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001

2) Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ. М., 2001.

3) Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, 2000.

4) Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.

5) Морозов А.В. Психология влияния. СПб., 2001.

6) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Облік зносу та амортизації основних засобів
Реферат Effective Business Communication Essay Research Paper Effective
Реферат Особое производство в гражданском судопроизводстве
Реферат Хронологические рамки нового времени
Реферат Развитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения
Реферат Мёрике, Эдуард
Реферат Учет имущества предприятия
Реферат 28-29 октября 2010 г. Девятая международная научно-практическая конференция „Норма и девиация в правоохранительной деятельности”
Реферат Финансовый менеджмент 12
Реферат Analysis Of Biblical And Christian Symbols And
Реферат Профессионально-психологический тренинг и его роль в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел
Реферат Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, пер
Реферат Приборы и техника астрономических наблюдений
Реферат Mark Twain Essay Research Paper title
Реферат Модель вероятностей актуализации рекламного обращения