Реферат по предмету "Психология"


Динамика изменения образа психического состояния



Введение

Психическое состояние играет важную роль в жизнедеятельности человека, оно тесно взаимосвязано с другими психическими явлениями, обуславливает их протекание, а также само изменяется и детерминируется ими. «Психическое состояние следует изучать как явление, имеющее многие аспекты существования. Его необходимо рассматривать в разных временных масштабах». Возникновение определенного состояния человека детерминировано как внешними, так и внутренними факторами.

Опыт переживания состояния фиксируется в памяти человека в виде образа. Подобно тому, как возникает и закрепляется предметный образ в процессе восприятия, образ психического состояния формируется и закрепляется во время переживания индивидом данного состояния.

Динамика изменения образа психического состояния

Кант определял проблему возникновения образа как проблему особого рода деятельности по организации, синтезу ощущений в некую целостность, в некое единство. О синтезе ощущений в сознании в интегральное целое указывает и Ланге Н.Н., опираясь на работы В.Вундта. В своей статье Дикая Л.Г. и Семикин В.В. отмечают, что специфика субъективного образа такова, что при его образовании происходят превращения внутренних ощущений в представления, их вербализация и рефлексия в образ состояния, которое навязывается нашему уму как бы изнутри, а не извне.

Представления, по Ланге, - это содержания сознания, являющиеся отображением содержания нашего прошлого опыта. Значит внутренние ощущения, вызванные неким событием или личным переживанием субъекта, проходят этап сличения с имеющимися содержаниями прошлого опыта, превращаются в представления о пережитом состоянии, а затем через процесс осознания в его образ.

Представления, по словам Ланге, динамичны, являются продуктом сложного взаимодействия разных функций сознания. То же можно говорить и об образе психического состояния, ведь, фиксируясь в сознании, образуя следы памяти, образ становится представлением, которое репродуцируется в определенные моменты. Но эти представления, касающиеся образа психического состояния, не являются предметными. Они более относятся к чувственной стороне нашей психики. Я бы назвала их «чувственными представлениями», которые даются нам в переживании. Прохоров в своих новых исследованиях отмечает, что именно в переживании субъекту дается реальность его психического состояния. Переживание участвует в формировании психического образа окружающей действительности.

О таком качестве психического состояния, как переживаемость, указывают Дикая Л.Г. и Семикин В.В. Они также выделяют и другие качества образа психического состояния: он менее вербализован, не является предметным и менее ярок. Ланге Н.Н., ссылаясь на В. Вундта и Г. Фехнера, пишет, что бледность образа памяти, т.е. представления, не является свойством в его содержании, а свидетельствует о меньшей «прагматической ценности» для нашего поведения. Из этого следует, что, если образ памяти бледен в силу незначительного влияния на психическую жизнь и меньшего импульсивного значения, то образ психического состояния может быть бледен также и в силу слабой рефлексии. Низкий уровень рефлексии и вербализации не дают возможности раскрыть образ психического состояния и осложняют момент его исследования.

Проблему представленности образа психического состояния в сознании затрагивает Прохоров А.О. в своих работах. С целью глубокого изучения образа психических состояний, его детерминант, механизмов формирования, закрепления и воспроизведения, выявление его свойств и качеств нами проводятся исследования в данной области. Исследование, о котором будет говориться далее, имеет своей целью определить изменения образа психического состояния в динамике времени. Известно, что воспроизведение есть не простое повторение прошлого, а лишь его частичное восстановление. Репродуцированное представление оказывается вместе с тем и иным. Учитывая этот факт и то, что образ психического состояния мы выше назвали «чувственным представлением», можно предположить, что он также будет репродуцироваться в измененном виде.

Исследование проводилось на студентах второго курса факультета психологии КГУ, 45 человек. В первый день они оценивали свое актуальное состояние, затем еще дважды оценивали то же состояние, только с недельным интервалом. Использовался опросник методики «Рельеф психического состояния», разработанный Прохоровым А.О.

При анализе полученных результатов было выявлено, что значения по показателям сильно варьируются во временном промежутке. Это подтверждает предположение, что образ психического состояния будет репродуцироваться в измененном виде. Чтобы попытаться объяснить эти изменения, мы для анализа взяли три состояния разного уровня энергетической активности, чаще испытываемые студентами - это спокойствие (сред.уровень), радость (выс.уровень), грусть (низ.уровень). Из-за ограниченности объема написания статьи, не будем давать подробное описание полученных результатов, перейдем сразу к выводам.

Состояние спокойствия испытуемые через заданное время оценивали, как состояние более высокой энергетической активности (улучшения значений памяти, восприятия, повышение двигательной активности, задор, веселость, продуманность, уверенность и пр.). Учитывая, что плодотворная жизнедеятельность проходит в неравновесных состояниях, а у студентов достаточно насыщенная жизнь, то возможно поэтому они дают такую оценку состоянию спокойствия.

С другой стороны, интересен тот факт, что состояние высокого уровня энергетической активности (радость) они в описании переводят в более равновесное состояние. По блоку «переживания» радость имеет определенную тенденцию: через неделю почти все показатели изменяются в сторону увеличения значений, а через две недели - в сторону уменьшения.

Особенности структуры психических состояний при погружении в

транс

Считается, что трансовые состояния - наиболее часто встречающаяся разновидность измененных состояний сознания.

По М. Эриксону, транс - естественно возникающее, широко распространенное явление, много раз присутствующее в жизни любого человека в течение дня, например при прослушивании музыки, релаксации, задумчивости, погруженности в себя и т.д. Транс возникает также при воспроизведении этих ситуаций на мысленном фоне, соотнесении их с личным опытом и описании их протекания.

Категория трансовых состояний является малоизученной областью в силу трудности организации и проведения исследования, отсутствия четких критериев оценки результатов, а также собственно определения понятия «транса».

Исследование проводилось на выборке в 33 человека, в возрасте от 25 до 38 лет, с высшим образованием, консультантов салонов оптики. Им предлагалось по описанию ситуаций релаксации и сосредоточения на решении значимой задачи, встречающихся у каждого в условиях повседневной жизни, погрузиться в них, и с помощью опросника «Рельеф психического состояния» (Прохоров, 2004) «оценить» возникающие в этих 2 ситуациях состояния. Затем по тому же опроснику описать свое обычное состояние, наиболее характерное для повседневной жизнедеятельности.

В конце респонденты дополнительно оценивали по 10-ти балльной шкале наличие в проявлении каждого из этих состояний дополнительных 5 характеристик (погруженность в себя, концентрация внимания на мыслях, образах, внутренних переживаниях, отключенность от внешних раздражителей, яркость переживаний, интенсивность переживаний, усиление воображения) по выявлению наличия и степени выраженности трансовых «признаков» состояния, по данным которых делались выводы о переживании испытуемыми трансового состояния.

Психические состояния, возникающие в ситуации релаксации и сосредоточения на решении задачи были отнесены к трансовым на основании наличия и высокой степени выраженности в проявлении данных состояний характеристик, черт «транса».

Оценка трансового состояния в ситуации релаксации характеризуется высокой степенью легкости возникновения образов, четкостью, ясностью представлений, усилением фантазирования, чувством восторга, ощущением тепла в теле, умеренным повышением мышечного тонуса, пониженной двигательной активностью, усилением и увеличением глубины дыхания, раскрепощенностью и легкостью переживаний, а также высокой расслабленностью, открытостью поведения.

Оценка трансового состояния в ситуации решения значимой задачи характеризуется небольшим ухудшением восприимчивости к внешним воздействиям со стороны ощущений вместе с хорошей осознанностью восприятия, четкостью и ясностью представлений, улучшением процессов памяти, повышением сообразительности, воображения, легкостью в управлении собой, высокой сосредоточенностью, активностью, оживленностью переживаний, повышением последовательности, контроля, устойчивости и напряженности своего поведения.

В оценке психического состояния в «обычной ситуации» преобладают относительно высокие характеристики осознанности, четкости, ясности восприятия и представлений, активности (пассивности) переживаний, устойчивости, продуманности, поведения.

В ситуации релаксации наибольшее количество взаимосвязей в структуре состояния имеют показатели состояния психических процессов и переживаний. А в обычной ситуации повседневной жизнедеятельности - показатели состояния психических процессов, переживаний и поведения.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в зависимости от ситуации возникновения трансовых состояний обнаруживаются отличия в оценке их характеристик между собой по степени выраженности и структуре взаимосвязей.

Оценка характеристик состояния в ситуации сосредоточения на решении значимой для субъекта задачи по сравнению с «обычной» ситуацией имеет наименьшее количество значимых различий (как в структуре, так и в степени выраженности характеристик), тогда как между состояниями в ситуациях решения значимой задачи и релаксации, «обычной» ситуацией и релаксацией - количество различий наиболее велико. Вероятно, одним из объяснений последнему послужит «специфическое» протекание трансового состояния при релаксации в силу его редкой встречаемости в условиях повседневной жизнедеятельности и частого переживания трансового состояния погруженности, сосредоточенности, сходное с состоянием в обычной ситуации.

Психосемантическое исследование представлений о личности

профессионального психолога и его клиента

Характер профессионального общения психолога с клиентом во многом определяется представлениями о социальных ролях партнеров по взаимодействию, сформированными еще до начала непосредственного контакта. Данное исследование посвящено изучению семантических представлений образов личности психолога и его клиента, основанных на типажах-стереотипах этих социальных ролей.

Для построения семантических пространств образов личности был использован метод частного семантического дифференциала. Оценка личностных особенностей проводилась по 25 биполярным шкалам, каждая из которых была задана парой прилагательгных-антонимов. Использованные пары были получены А.Г. Шмелевым, В.И. Похилько, А.Ю. Козловской-Тельновой в ходе построения тезауруса личностных черт на основе обыденной лексики, являются наиболее частотными и составляют 6,1% общего словаря антонимов, описывающих личность.

В исследовании приняли участие две группы испытуемых, выделенные по критерию наличия психологического образования. Респонденты, получившие высшее или неоконченное высшее психологическое образование, для краткости изложения названы «психологами», а испытуемые без психологического образования - «не психологами».

Объектами оценки выступали образы идеального профессионального психолога; профессионального психолога в действительности; клиента профессионального психолога.

Для всех полученных факторных пространств характерно присутствие тех или иных модификаций трех шкал общего семантического дифференциала, выделенных Ч. Осгудом («Оценка», «Сила» и «Активность»). Эту триаду мы использовали как пункты для сравнения факторных пространств.

Первые факторы всех семантических пространств являются различными модификациями фактора «Оценка». В представлениях людей, не имеющих психологического образования, фигурирует в основном генерализованная оценка личности («приятный - неприятный», «хороший - плохой»), тогда как «оценочные» представления психологов более дифференцированы:

оценивается отношение человека к другим, к своему труду, потенциал человека при решении им жизненных задач.

Оценка с точки зрения социальной желательности определенных качеств содержится и в некоторых других факторах, причем психологами оцениваются скорее те качества, которым соответствуют принятые в обществе формы поведения (например, соответствие моральным нормам, чувство такта, ответственность), а «не психологами» выделены черты, которые характеризуют скорее личность, а не поведение (доброта, сила воли, серьезность и др.). При оценке клиента «не психологами» выделен фактор «Интеллигентность» как свойство, характеризующее личностные особенности человека. Психологи в схожий по составу фактор «Воспитанность» вкладывают представление о конкретных формах поведения.

Фактор «Сила» выделяется менее четко, чем «Оценка». Факторы, занимающие второе место по доле общей дисперсии, практически во всех пространствах являются модификациями данного фактора общего СД. В семантических представлениях психологов выделяются образы «силы личности», «силы духа», тогда как для «не психологов» более важной оказывается «надежность» специалиста, возможность ему довериться. При оценке клиента у психологов выделен фактор, отражающий готовность к искреннему общению, не имеющий аналогов в семантических представлениях «не психологов».

Соответствие выделенных конструктов фактору «Активность» не столь однозначно, как для двух предыдущих факторов общего СД. Отчасти это обусловлено тем, что активность в выделенных пространствах не имеет однозначной оценки с точки зрения социальной желательности. В пространстве представлений психологов об идеальном психологе активность выступает как показатель открытости, прямоты, общительности, с одной стороны, и экспансивности, жесткости, напористости, с другой. Эту тенденцию можно проследить на примере шкал «эмоциональный - спокойный» и «спокойный - тревожный». В факторных пространствах, описывающих представления о профессиональном психологе в действительности, психологи ставят полюса «эмоциональный» и «тревожный» в один ряд с прилагательными «подлый», «злой», «бестактный»; «не психологи» относят эмоциональность к показателям открытости вместе с качествами «оптимист», «волевой», «честный» и др.

Некоторые факторы, не имеющие прямых аналогов в других факторных пространствах, ярче всего отражают специфику восприятия социальных ролей психолога и клиента. Например, представления психологов об идеальном психологе включают понятие о том, что необходимо придерживаться определенной «золотой середины» в проявлении собственной активности при работе с клиентом.

«Не психологами» выражено представление об идеальном психологе как о человеке, способном скрывать свои чувства в интересах психологического комфорта окружающих. В факторной структуре, отражающей семантическое пространство представлений о профессиональном психологе в действительности, у лиц с психологическим образованием выделены представления о некоторой «тревожной» активности, достаточно высоком неравнодушии.

Семантические представления образа клиента профессионального психолога «не психологами» включает представление о подвижности, присущей духовному миру человека, обратившегося за помощью к психологу, его интеллигентности, некоторой неуверенности в себе, мягкости характера, тревожной, тонкой натуре. Для психологов характерно представление о «потребительской» установке клиента, эгоизме в проявлении чувств, трудностях в самостоятельном решении проблем, невысоком уровне ответственности. Но в целом представления психологов о клиенте характеризуются минимальной оценочностью с точки зрения социальной желательности и подчинены «презумпции невиновности» клиента: он оценивается как человек скорее готовый быть искренним, чем скрытный, скорее воспитанный, чем с низким уровнем личной культуры, а также несамолюбивый и способный проявить ум и трудолюбие в решении своих проблем.

Исследование способствовало выявлению определенной специфики представлений о личности в зависимости от того, имеет ли субъект психологическое образование. Представления лиц без психологического образования характеризуются большей стереотипизированностью и оценочностью. «Не психологи» более склонны давать общую оценку личности на основании представлений о социальной роли субъекта, чем оценивать конкретные проявления поведения и отношений. Представления психологов о себе и других подчинены целям их трудовой деятельности. Сформированные у психологов образы-типажи оцениваемых объектов менее нагружены оценочным содержанием и касаются конкретных видов поведения, проявлений отношения к себе и окружающим, а не личности в целом.

Заключение

Состояние грусть (низ.уровень активности) испытуемые через промежуток времени описывают в более мрачных тонах почти по всем показателям. Рассматривая средние значения по блокам, то самые высокие имеют физиологические реакции и поведение. Возможно, что, значительно отражаясь на уровне соматики и поведения, грусть оставляет травмирующий отпечаток в памяти, и поэтому испытуемые дают этому состоянию подобную оценку. Чтобы сделать более конкретные выводы и заключения, нами проводится дальнейшее исследование в данной области.

Список литературы:

1. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности//Психол. журнал, 2007, т.12, №1.

2. Куликов Л.В. Сущность и функции психического состояния./Психология состояний. Хрестоматия/ Под ред.проф. А.О. Прохорова.-М.:ПЕР СЭ; СПб.:Речь, 2008.

3. Ланге Н.Н. Психический мир/Под ред.М.Г. Ярошевского.-М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «МОДЭК», 2006.

4. Прохоров А.О., Карпова Н.Е. Образ психического состояния и его составляющие//Психология психических состояний. Сборник статей. Вып.6/Под ред.проф. А.О. Прохорова.-Казань: КГУ, 2006.

5. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие/Под ред.проф. А.О. Прохорова.-Спб: Речь, 2007.

6. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. - М.:ПЕР СЭ, 2009.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчёт дифференциального каскада с транзисторным источником тока
Реферат Мусульманские меньшинства в странах Западной Европы во второй половине XX века (на примере Франции и Германии)
Реферат «Стратегия развития библиотечно-информационной среды образовательных учреждений аграрной отрасли»
Реферат Производство горячекатаной листовой стали 1250 2,5 по ГОСТ 19903-74
Реферат Реализация продукции на предприятии на примере ТНВ Заря - Игнатенков
Реферат Государственное управление в годы Великой Отечественной войны
Реферат Вторинна сировина та її використання в промисловості
Реферат Особенности диффузии некоторых переходных металлов в сплавах никеля
Реферат The Scarlet Letter Essay Research Paper Pearl
Реферат Evaluation Of The Lord Of The Flies
Реферат Процесс принятия внешнеполитических решений: Деятельность СНБ в период администрации Дж Буша
Реферат Подготовка судна к безопасному плаванию и промыслу по маршруту перехода порт Керчь промрайон ЮВ
Реферат Повышение эксплуатационной и технической надежности автомобилей на ООО ИГАТП
Реферат Методика составления тестовых заданий по курсу "Механика"
Реферат Pr-технологии в России: основные тенденции коммуникативных процессов