Реферат по предмету "Менеджмент"


Конструирование и использование показателей в исследовании систем управления

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
2.ПОНЯТИЕ «ПОКАЗАТЕЛЬ»
3.ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ
4. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Одной из сложных и важныхпроблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений,тенденций и пр.
Оценка— это установление наличия и степенипроявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является по­казатель.На оценках построены анализ, нормативное регулирование функ­ционирования иразвития, поиск и определение тенденций, изучение осо­бенностей и существенныхчерт того или иного явления. Без оценок невоз­можны разработка и принятиеуправленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления.Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем большевероятность успешного, рационального решения.
Оценки могут бытьразличными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первыеочень широко используются в настоящее время, когда существует компьютернаятехника, открывающая в этом отно­шении очень большие возможности. Но многиехарактеристики можно оце­нить только на основе работы группы экспертов. Оченьэффективно сочета­ние первого и второго.
Целью моей работыявляется изучение формирования и применения показателей. Основные задачи, приэтом, можно выделить следующие: изучение понятия и роли показателей и оценок,их формирования, способы измерений  и оценок, а также возможность использованияпоказателей в различных сферах управленческой деятельности.

/>1. ПОНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ТЕОРИЯИЗМЕРЕНИЙ
Практически ни  в однойсфере человеческой деятельности невозможно обойтись без измерения. Тем болееневозможно представить себе науку без измерения. Об этом говорит афоризмизвестного физика прошлого века Уильяма Томсона (лорда Кельвин):
«Если вы всостоянии измерить и выразить то, о чем вы говорите, в числах, то вы кое-что обэтом знаете, но если вы не можете измерить это и выразить в числах, ваши знанияскудны и неудовлетворительны».
Несмотря на некоторуюкатегоричность, эта мысль заслуживает самого серьезного внимания. В заостреннойформе в афоризме выражена идея о необходимости изучения предмета сколичественной стороны.
Кельвин одним из первыхначал говорить о важности измерения в процессе человеческого познания, о томчто любая теория начинается прежде всего с измерения.
Этот принцип нашелподтверждение, прежде всего в так называемых точных науках, таких как физика,математика, химия. Измерение в таких науках как экономика, социология,психология, история стали появляться позднее и всегда вызывали много споров.Вплоть до нашего времени многие специалисты отрицают саму возможность измеренияв этих областях.
Однако такая точка зренияпротиворечит общему ходу человеческого познания, в котором неизбежно сочетаютсяколичественные и качественные характеристики. Качество и количество сутьнеотъемлемые характеристики объектов и явлений окружающего нас мира, поэтомупри познании этих объектов человек всегда прибегает и к качественным, и кколичественным характеристикам. Только количественного или только качественногоописания будет явно недостаточно для полного описания объекта, независимо отприроды этого объекта.

Поэтому и любая областьчеловеческих знаний, по видимому, должна органично сочетать качественный иколичественный подход к предмету своего исследования. Перекос в ту или инуюсторону неизбежно приводит к тому, что знания человека в этой области будутнедостаточно полными. Чрезмерное увлечение количественными характеристикамиприводит к потери связи модели и реального объекта, когда за обилием формултеряется физический (экономический, социальный и т.п.) смысл модели. Напротив,полный отказ от использования количественных методов приведет к тому, что врезультате исследования будет получено размытое и противоречивое словесноеописание, ничего конкретно не объясняющее, практическое использование которогоневозможно. Исследователь любого объекта  или явления независимо от егоприроды, будь-то химическая реакция, физический процесс, неизвестный объект материальногомира, экономические, социальные или политические процессы в обществе, долженсуметь найти оптимальное сочетание количественных и качественных характеристик,которое позволит всесторонне изучить объект исследования.
Общие закономерностиизмерений изучаются в рамках теории измерений.
Объектами измерений являютсясвойства или качества определенного объекта. Вес, цвет, умственные способности- это типичные примеры для иллюстрации смысла, который здесь придается слову«свойство».
Свойства существуют тольков связи с реальными объектами, такими, как физические тела, электромагнитныеволны, люди и организации.
Таким образом, измерениезаключается в количественном, численном выражении определенных свойств, качествобъекта.
Некоторые свойстваобъекта имеют непосредственно количественное выражение, это так называемые количественныепризнаки. Количественными признаками являются, например, возрастчеловека, который может быть точно выражен числом лет, число работниковпредприятия, объем реализации в натуральном или денежном выражении и т.п.
Качественныепризнаки немогут быть непосредственно выражены числами, поскольку отличаются друг от другане количеством, а качественным содержанием. Как правило, качественный признакпредставляет собой достаточно сложный комплексный показатель, который можетвключать в себя множество признаков более низкого уровня иерархии, какколичественных, так и качественных. Например, если для характеристики экономикиданного государства, ввести признак «налоговый климат», то очевидно,что он будет складываться из множества количественных признаков: доля ВВП,изымаемая в виде налогов; общее количество налогов в государстве; распределениеналогового бремени между производством и потреблением и т.д. Налоговый климат встране характеризуется также и качественными признаками: имеющиеся льготы вналогообложении; общая направленность налоговой политики государства(фискальный характер налоговой политики, политика, стимулирующая производство,потребление, защищающая отечественного товаропроизводителя, направленная напривлечение инвестиций и т.д.); правовой культурой в области налоговыхвзаимоотношений и др.

2. ПОНЯТИЕ «ПОКАЗАТЕЛЬ»
Какой бы ни была оценкапо своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определеннымпоказателям, которые характеризуют ее относительную определенность,законченность, количественное выражение, возможность использования в качествестимулирования и пр.
Каждое явление имеетопределенные свойства, которое выражается в комплексе характеристик. В своюочередь, характеристики имеют показате­ли, дающие возможность судить о степениее проявления, развитости, отли­чии от других характеристик, важности дляоценки данного явления.
Показатель— это оцененная соответствующимобразом характерис­тика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.)
Вообще показатели играюточень важную роль в управлении. Они вы­полняют три функции.
Показатель являетсяформой представления информации. Именно в пока­зателях информация используетсяв сжатом виде, агрегируется. От этого по­вышается эффективность ееиспользования, скорости обработки. Конечно, только в том случае, еслипоказатель не искажает информации, что очень часто приходится наблюдать впрактике управления.
Показатель являетсясредством анализа целей, ситуаций, проблем, реше­ний. Оперирование показателямивносит большую обоснованность в анали­тическую работу, характеризует четкуюлогику, формирует эффективные технологии управления.
Наконец, показателивсегда связаны с интересами человека, они сущест­вуют в поле его интересов, ибоотражают его деятельность, которой нет и не может быть без приложения иреализации интересов. Поэтому показатель может выступать и реально выступает вкачестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности. Напоказателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражаютинтересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации.
Именно эти функциипоказателя в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются.
1. Требования валидностизаключается в соответствии показателя кон­кретным целям его использования. Ондолжен «показывать» только то, что мы хотим оценить и измерить. Ксожалению, в практике управления нередки случаи, когда показатель отражает нете процессы или явления, которые мы хотели бы оценить. Это очень часто быва­етс показателями, например, эффективности управления, степени организованности,вообще со сложными и синтетическими показа­телями. Иногда показатели бываютнастолько «засорены» сопутст­вующими факторами, что главное в нихпропадает и тонет в сово­купности второстепенностей.
2. Требование размерностиособенно важно для количественных пока­зателей. Недопустимо механическоесоединение в одном показателе факторов различной размерности, напримернатуральных и эконо­мических, социальных и технических.
3. Очевидно, не всеявления и процессы можно количественно изме­рить. Отсюда и требованиеизмеряемости, отражения возможностей количественной оценки. Показатели могутиметь словесную форму: увеличение, больше, меньше, допустимо, позитивная тенденция,приемлемо и т. д., но могут иметь и количественное измерение, ко­тороеопределяется не только потребностями точности, но и воз­можностями измерять илипределами точности в измерениях. Могут быть измерения грубыми,приблизительными, порядковыми, усред­ненными. Нельзя измеритьсоциально-экономическую систему, но можно измерить количество филиалов,подразделений, персонала и пр. Легко измерить рост, гораздо труднее — развитие.
4. Требованиефактологичности отражает необходимость того, чтобы каждый показатель имелфактологическую основу, опирался на фак­ты и возможность их использования приконструировании или рас­чете показателя. Известно, что не всегда и не всякаяинформация отражает реальные факты действительности. Очень часто она несет всебе элемент субъективности, идеализации, желание видеть только то, чтохотелось бы видеть. Это положение может фиксироваться и в показателях.
5. Требование допустимойпростоты. Показателем тем эффективней оперировать, чем проще он по конструкции,расчетам, условиям ис­пользования, структуре информации. Но существуют пределыуп­рощения, за которыми теряется назначение и валидность показателя.
6. Требованиефункциональной определенности, заключается не только в ясной принадлежностипоказателя к функции управления, но и в определенности роли показателя впроцессе управления, его собственной функции — агрегация информации, средствоанализа, рычаг воздействия при мотивировании, контроле, регулировании и т.д.
7. В исследованииуправлении используется множество различных по­казателей. Они должны бытьувязаны друг с другом, представлять собой целостность по критериям объектауправления и цели его функционирования. Следовательно, должно действовать итребова­ние системности. Это важное требование «увязки» показателей,обеспечения их совместимости, соответствие интегрирующему на­значению цели. Этоисключение дублирования и неоправданного пе­ресечения показателей, которые, какправило, запутывают понима­ние ситуации и проблемы.
8. Показатель долженотражать реальные потребности исследования уп­равления, быть ориентирован напрактическое использование. Это также очень важное требование. Уже системапоказателей, на кото­рых строится исследование, может показать его характер,предпола­гаемую эффективность и практическую значимость.
Данные требованиякасаются многих сторон работы с показателями: кон­струирование показателей, ихотбор и определение состава, методические приемы использования.

3. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценки разделяются наколлективные и индивидуальные. В прак­тике исследований используются какточные, так и приблизительные оцен­ки. По процессным признакам существуютоценки эпизодические и перио­дические; по масштабам оцениваемых явленийвыделяются оценки общие и локальные; по организации и методикам проведениясуществуют простые и сложные оценки. Последние всегда построены на специальныхрасчетах, аг­регировании информации, построении синтетических показателей.
Выбор вида оценки имеетбольшое значение в достижении успеха иссле­дования.
Для оценки необходимо:
• выделение объекта ипредмета оценки;
• установление критериевоценки и шкалы измерения;
• построение процедуры исистемы оценки;
• выбор средств и методовоценки;
• использованиерезультатов оценки.
Существуют определенныепринципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная оценка реальнойдействительности, глубокое понима­ние ситуаций, проблем, результатов илитенденций.
1. Принципнаучности. Воснове оценки всегда находятся методики ее проведения или осуществления. А онимогут быть разными: можно оцени­вать на основе здравого смысла, богатого опыта,но можно строить оценку и на использования научных методов, математическогомоделирования, там, где это возможно. В этом случае и оценивать должен тот, ктознает предмет оценки, владеет ее методикой, способен подойти к ней собъективных пози­ций.
2. Важным дополнением этого принципа является такжепринципцеле­вого назначения. Оценка может проводиться вообще или бытьориентиро­вана на некоторые предположительные результаты, но может иметь иясную, конкретную цель. Можно оценивать, скажем, в целях стимулирования дея­тельности,группирования работников, нормирования работы, распределения финансовых средстви т. д. Целью оценки может быть и поиск путей разви­тия, установлениезакономерностей, контроль тенденций.
3. Принципразнообразия, полноты и системности. Очень часто под­лежат оценке только те характеристики,которые известны, доступны, по­нятны, измеряемы. В результате такого подходаполучается деформирован­ная оценка, которая не дает полной картины события илиситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитыватьсвязь харак­теристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие идостаточность.
4. Принципкритериальной определенности. Можно оценивать грубо, приблизительно, предварительно, но небывает оценки без критерия. Крите­рий оценки — это точка отсчета, шкалаизмерений, это констатация специ­фики характеристики, подлежащей оцениванию.Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка. Припроведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.
5. Принцип количественнойопределенности оценки. Оценивать мож­но в параметрах констатации качества, описанияособенностей, но оценка может проводиться в количественных показателях, которыедают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками:сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях системуправления необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам. Нопри этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристичес­киеоценки могут быть богаче и полезнее. Количественные измерения не­редко обедняютситуацию.
6. Принципсочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния тойили иной характеристики, фото­графией остановившегося мгновения, констатациейстепени проявления характеристики. Но в исследовании наиболее богатойинформацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений,позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание тогои другого.
7. Но оценка — это не простоустановление и измерение тех или иных характеристик, это, помимо прочего, идеятельность исследователя или группы исследователей, работа экспертов,математиков, программистов. И это обстоятельство не может не быть отражено впринципах оценки.
Принцип независимостизаключается в том, что оценка должна быть от­делена, насколько это возможно, отличностных отношений, служебной за­висимости, амбиций и самолюбия. Она должнабыть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей илинедоброжелателей.
Это достигается какпосредством методики оценки, так и соответствую­щей организацией ее проведения.

4.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Оценки могут бытьразличными. В каждом конкретном случае исследо­вателю приходится выбирать тотвид, который может быть наиболее прием­лемым и эффективном. Этот выборопределяется как характером исследуе­мых проблем, так и возможностямиоценивания. Специфика оценивания проблем управления заключается в том, что всеони в конечном итоге связа­ны с деятельностью человека и его человеческимикачествами. Многие па­раметры управления невозможно измерить достаточно точно,а некоторые даже вообще выделить и каким-либо образом отграничить. Поэтомумногие оценки необходимо строить на статистическом анализе, либо использоватьсоциометрические методы тесты и экспертные оценки.
1. По области и масштабамоценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные. Такпроявляются и проблемы управления. Одни из них имеют общий характер, другие —ограничены какой-либо областью деятельности. Методология исследования должнапредусматривать различие этих видов.
2. Оценки могут бытьпростыми и сложными, в зависимости от того, предполагают ли они множестворасчетов или построены на измере­нии первичной информации. В сложных оценкахнередко случается нарушение валидности показателей, смещение акцентовактуальнос­ти и важности, потеря информации. Необходимо избегать таких случаевпри конструировании показателей.
3. В оценках большую рольиграет момент и продолжительность их проведения. По этому критерию можновыделить оценки эпизодиче­ские и периодические. Первые вызываютсянеобходимостью кон­кретной ситуации, возникновением и обострением новыхпроблем, вторые — систематическим исследованием управления, мониторин­гомкачества.
4. Всякая оценка отражаетпотребность поиска и решения проблем и требует затрат определенных ресурсов.Поэтому можно дифферен­цировать оценки по критерию точности измеренияпараметров. Су­ществуют оценки точные и приблизительные (грубые, предваритель­ные,ориентировочные, порядковые). Вторая группа способствует экономии ресурсов припоиске ведущих проблем. Но глубокий ана­лиз и ответственные исследованиянеобходимо строить на предельно строгих и точных оценках.
5. По организацииоценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. Частоиспользуется их сравнительный анализ. При этом необходимо учитывать параметры иколлектива, и личности — опыт, образование, квалификация, мотивы, социальностьи пр.
6. Методика проведенияоценки имеет ключевое значение в ее коррект­ности. В исследовании управлениячасто используются два вида оценки — тестовая и экспертная. Не исключаются и ихразличные комбинации.
Тестовая оценка можетбыть очень эффективной, но зависит от ка­чества тестов, а успех экспертнойоценки в значительной мере опре­деляется принципами формирования экспертныхгрупп и организа­ции их работы.
7. По получениюинформации и методике ее обработки можно выде­лить также статистическую инестатистическую оценку. Искусство исследования, помимо всего прочегопроявляется и в выборе вида оценок в конкретных обстоятельствах.
Показатели, используемыев исследовании системы управления, различ­ны. Их совокупность, а также качествоне всегда могут соответствовать це­лям исследования. Поэтому большое значениеимеет выбор необходимых показателей или при отсутствии подходящих, ихконструирование.
Для выбора показателейнеобходимо сделать классификацию, которая упорядочивает все их разнообразие ипоказывает, помимо прочего, каких показателей для проведения исследованиянедостает.
В любом исследованиисуществует предмет и объект. В исследовании управления в качестве объектаисследования выступает система управления, т. е. совокупность взаимосвязанныхдействий субъекта управления, позволя­ющих согласовывать по общей целидеятельность людей. Необходимы пока­затели, которые отражали бы состояние,функционирование и развитие этой системы.
Показатели состоянияхарактеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств,квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов и пр.К этой группе показателей отно­сится и структура системы управления.
Показатели состояния необязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и экономическоеположение фирмы. Так или иначе, это по­казатели статики, показатели,фиксирующие мгновение в разнообразных процессах функционирования и развитиясистемы управления.
Существует другая группапоказателей, отражающих изменения, проис­ходящие в управлении. Такие изменениямогут быть повторяющимися, вос­производимыми и невоспроизводимыми,характеризующими возникновение нового качества. Это показатели динамики,показатели функционирования и развития. Первые включают те процессы, которыепозволяют судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений,сочетаний, соответст­вий, пропорций, совместимости (например, функций,полномочий, индиви­дуальностей, технических средств и пр.).
Вторые отражают появлениеновых свойств, рост характеристик, увели­чение масштабов, новые вариантыиспользования ресурсов, все, что характе­ризует появление нового качества.
Показатели предметауправления включают показатели цели, ресурсов и условий их использования.
Действительно,реальное управление— это осознание и формулирование цели, распределение и использованиересурсов, которые выступают средствами ее достижения и, наконец, учетконкретных условий, которые и ограничивают возможности использования ресурсов,и в то же время имеют благоприятные факторы, которые надо увидеть, учесть,использовать для достижения цели.
Предмет управленияотражает множество показателей: экономические, материально-технические,информационные, социологические, организаци­онные. Это показатели, выделяемыепо составу ресурсов, основным характе­ристикам цели и условиям ее достижения.
В исследованиииспользуются различные показатели по конструкции. Это показатели простые исложные. Простым показателем является, напри­мер, количество работников вотделе, сложным (их иногда называют синте­тическими, расчетными) является показательпроизводительности труда, эф­фективности, средней величины затрат времени и пр.Качество сложного по­казателя зависит от его конструкции и методики расчета.Конечно, именно такие показатели являются основой современного управления, ибоони полнее отражают те функции, которые присущи показателям.
Показатели могут бытьколичественными и качественными. Это разделе­ние их носит в определеннойстепени условный характер. Качество может быть оценено и отражено и вколичественных параметрах и единицах. Это разделение отражает лишь возможноститочного измерения, наличие объек­тивной шкалы оценки. Если персонал можновыразить в совершенно точных количественных измерениях, то, например,социально-психологическую ат­мосферу коллектива можно отразить лишь в показателях«хорошая» или «плохая», или в сочетании этих субъективных инеопределенных оценок. Может быть, эту классификацию лучше представить какгруппу показателей приблизительных и грубых оценок и показателей точныхколичественных оценок. В практике исследования необходимы и те, и другие.
Показатели в их функциисредства воздействия имеют определенный ор­ганизационный статус. Можно по этомуих признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного,инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексомопределенных требований, кото­рые и определяют организационный статуспоказателя.Регламентные— обязательны для выполнения(продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количествоработников и пр.);нормативные— ре­гулируют деятельностьпо средним величинам или пределам отклонений (нор­мативная величина текучестиперсонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.);инструктивно-информационные— дают возможность полнееучитывать конкретные условия работы, позитивный опыт.
Комплекс, разнообразие,сочетание и методологическая основа по­казателей — все это важные факторыуспеха в исследовании уп­равления. Показатели отражают уровень развитияисследователь­ской работы, возможности анализа и прогнозирования. Система по­казателейформируется сознательно и включает не только сущест­вующие, но специальноразработанные и сконструированные пока­затели. Управление обогащается новымипоказателями и это поз­воляет глубже осваивать и понимать тенденции егоразвития. В результате измерение качественных признаков представляет собойдостаточно трудную задачу. Между тем, управление большинством реальных системзачастую требует точного измерения именно качественных, трудноформализуемыхпоказателей.
В любом измеренииприсутствует три составляющие: непосредственно объект измерения, измерительныйприбор или стандарт измерения и наблюдатель,то есть человек, который фиксирует значение измеряемой величины. Наблюдателемможет быть и тот, кто осуществляет сведение данных статистической отчетности иее обработку.
Наблюдатель неизбежноприсутствует в процессе измерения. Поскольку особенности человеческоговосприятия, его органов чувств, другие субъективные факторы вносят своипогрешности в процесс измерения, не учитывать которые нельзя.
На первом этапе составляется анкета и подбираетсявыборка экспертов. В качестве экспертов привлекаются наиболее авторитетные иквалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы в данной области.
На втором этапе отобранные эксперт заполняют анкеты,причем при этом выполняются требования анонимности и изолированности. Экспертыне общаются друг с другом, чтобы избежать возможных искажений.
На третьем этапе производится обработка заполненныханкет и проверка согласованности ответов. Если ответы согласованы, то выдаетсяконечный результат. В том случае, если оценки несогласованы, производитсяуточнение вопросов анкеты, экспертов знакомят с ответами других экспертов.Затем производится повторный опрос и его результаты вновь проверяют насогласованность. Такая процедура повторяется до тех пор, пока не будетдостигнута согласованность ответов.
Проверка согласованностиответов может проводиться с помощью графиков. Точность измерения.
Измерение — этосопоставление определенному свойству объекта некоторого числа, характеризующегоэто свойство. Результат измерения, то есть число, может использоваться дляанализа состояния объекта, прогнозирования дальнейшего развития ситуации и, вконечном итоге, для принятия решения.
Таким образом, от того, наскольконекоторое число, называемое результатом измерения соответствует действительномуположению дел зависят не только текущие выводы о состоянии объекта, но ипоследствия принятых решений, будущее развитие событий. Поэтому ясно, почему вовсех случаях огромное внимание уделяется точности измерений.
Любое измерениепроизводится в конкретных условиях, которые не остаются постоянными, аизменяются. Меняться может состояние самого измеряемого объекта, внешниеусловия, стандарт измерения, состояние измерительного прибора, и даже состояниенаблюдателя. Совершенно очевидно, что все эти изменения непременно скажутся нарезультатах измерения, поэтому при проведении серии измерений одного и того жеобъекта мы получим различные значения измеряемой величины.
Таким образом, абсолютноточных измерений не бывает, в измерениях всегда присутствует некоторая погрешность.
Погрешностьизмерения — это отклонение измеренного значения некоторой величины от ееистинного значения.
Важной особенностьюпогрешностей является тот факт, что выявить погрешности можно только принескольких измерениях. В случае одного единственного измерения мы не можемговорить о возможной величине погрешности. Оценить точность измерения в случаеединственного измерения нельзя. В таких же науках как экономика и социология,зачастую просто невозможно повторить измерение, вследствие чего оцениватьточность измерений в этих областях обычными методами затруднительно. Однакооценивать точность измерения необходимо всегда, поскольку без такой оценки нашизнания будут неполными.
Погрешность измеренияможно вычислить следующим образом:
Согласно общепринятойклассификации, все погрешности разделяются на систематические и случайные,а также промахи. Систематические погрешности остаются неизменнымиили меняются по некоторому определенному закону при каждом повторном измерении.Примером систематической погрешности может быть использование линейки с неточнонанесенными метками, при измерении которой будет всегда получаться некотороепостоянное отклонение от истинного значения длины. Примером систематическойпогрешности в экономических измерениях может быть неверная методика подсчетакакого-либо показателя, например, величины национального дохода, когда в этотпоказатель включаются элементы, на самом деле в него не входящие. В результатекаждое новое определение национального дохода будет на некоторую известнуювеличину отличаться от истинного значения.
Если известно значениесистематической погрешности или закон ее изменения, достаточно просто исключитьвлияние этой погрешности на результат измерения. Второй вид погрешностей,случайные погрешности, обладают всеми свойствами случайных величин. Значениятакой погрешности изменяется случайным образом, предсказать ее появлениеневозможно.
Случайные погрешностимогут быть вызваны неверным совмещением штрихов на шкалах измерительныхприборов, резким и неучтенным изменением внешних условий, психологическимифакторами. В большинстве случаев можно считать, что случайные погрешностикомпенсируют друг друга при достаточном числе измерений, поэтому от них можноизбавиться.
Разновидностью случайныхпогрешностей является промах или грубая ошибка. Промахи по своим значениямзначительно превышают погрешности, которые могут появляться в ходе данногоизмерения и, как правило, допускаются наблюдателем. Промахом может быть,например, неверная запись результатов измерений. Устраняются промахи с помощьюспециальных методов обработки результатов измерений. Наиболее простым методомизбавления от промахов является отбрасывание самого большого и самогомаленького значения измеряемой величины.
Даже в такой, казалосьбы, точной науке как физика очень хорошим считается измерение с погрешностьюменьше 10%, допустимым с точностью 10 — 20%. Нередко используются данные и ещеболее приблизительных измерений. Поэтому и в других областях человеческойдеятельности при измерении следует считать допустимым точность измерений в 10 — 20%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, мнехотелось бы сказать об особенностях процесса измерения показателей, которыепрямым образом влияют на их применение в сфере управления. Можно выделитьследующие наиболее существенные особенности измерения в управленииорганизацией:
1. Большое количество качественнойинформации, существенной для принимаемого решения. В большинстве случаев, напрактике, для принятия оптимального управленческого решения недостаточно толькоколичественных показателей, требуется анализ и учет качественной,неопределенной информации. Оценка такой информации представляет собой сложную инестандартную задачу. Однако игнорирование качественных показателей в процессеразработки и принятия управленческого решения значительно повышает его риск.
2. Ограниченное время при разработке ипринятии управленческого решения. Принятие любого решения происходит в условияхограниченного времени. Любое оптимальное решение обеспечивает полезный эффектдля организации только в том случае, если оно принято вовремя. Это связано спостоянным изменением как внешней, так и внутренней среды организации. Особенноактуальна проблема ограниченного времени для выработки решения на современномэтапе. В результате, управленческое решение необходимо принимать в кратчайшиесроки. Следовательно и измерение в управлении должно осуществляться максимальнооперативно.
Исходя из этихособенностей, можно сформулировать следующее определение: Измерение вуправлении организацией это сбор и анализ количественных и качественныхпоказателей, направленный на оперативное получение информации, необходимой дляразработки и принятия управленческого решения с минимальным возможным риском.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.        ГольдштейнГ.Я. Основы менеджмента. Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное ипереработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2.        Мухин В.И.Исследование систем управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2002.
3.        Чудновская С. Н. Исследованиесистем управления.УМК – Тюмень, 2003.
4.        Системныеисследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1981. — М.:«Наука», 1981.
5.        Исследованиесистем управления. Учебное пособие.- Тюмень, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Процессы функционирования окказиональных лексических единиц в романе Р Кено Зази в метро
Реферат Происхождение морали. Этика буддизма
Реферат Составление раскладки продуктов по морскому пайку
Реферат Толстой О безумии
Реферат The Metamorphosis Essay Research Paper They were
Реферат Рациональное использование материальных ресурсов
Реферат Сходство фазового поведения смесей ПАВ с полимерами и смешанными растворами полимеров
Реферат Гипербореи и арии Пророк Заратустра
Реферат Проблема парникового эффекта
Реферат Маркетинг предприятия. Управление платежеспособностью и финансовой устойчивостью предприятия
Реферат Нові аспекти патогенезу та прогнозування передчасного відшарування нормально розташованої плаценти
Реферат Использование методов научного познания при изучении темы Четырехугольники 2
Реферат «Психологические и медицинские аспекты детского суицида, технологии профилактики»
Реферат Досвід роботи вчителя фізичної культури Кобеляцької ЗОШ І-ІІІ ст. №2 ім. О. Гончара Золотухіна О.В.
Реферат Техническое задание на создание автоматизированных систем