Реферат по предмету "Менеджмент"


Коммерческая тайна и промышленный шпионаж на предприятиях

Коммерческая тайна ипромышленный шпионаж

Термин «промышленный шпионаж» в литературе упоминаетсянаряду с термином экономическая разведка. Классический пример экономическойразведки можно найти уже в романтической истории, относящейся примерно к XVвеку до нашей эры. В ней рассказывается о китайской принцессе, отправляющейся ксвоему возлюбленному за границу в шляпе из живых цветов, где были спрятанышелковичные черви.
Главным объектомэкономической разведки (промышленного шпионажа) является коммерческая тайна.
Коммерческаятайна является формой реализации права собственника на экономическую иинформационную безопасность своих интересов.
Под коммерческойтайной(фирменными секретами) понимается информация, прямоотносящаяся к производственной, торговой, научно-исследовательской, финансовойи иной деятельности предприятия, предоставляющая ему определенные преимуществаперед конкурентами, которые ею не располагают, имеющая стоимость и являющаясяобъектом разумных усилий по защите. Она не является общеизвестной, но и необязательно находится в распоряжении единственного собственника. Ееразглашение, прежде всего перед конкурентами, может иметь самые тяжелыепоследствия для предприятия.
Достигаемыеза счет владения определенной информацией преимущества над конкурентами,которые ею не располагают, могут, в частности, состоять в способностипредприятия производить изделия, уникальные по назначению либо по качеству,обеспечивать чрезвычайно высокую доходность бизнеса.
Ополезности сохраняемой в тайне информации для бизнеса могут свидетельствовать,например, значительные средства, затрачиваемые на ее получение, либо, наоборот,факт продажи соответствующей лицензии. О полезности засекречивания можно судитьтакже по размеру ущерба, с которым сопряжено несанкционированноераспространение этих сведений.
На протяжении 115 лет ктотолько ни пытался разгадать загадку сиропа Пембертона (Кока-Кола)! Его формуланаходится в сейфе банка Trust Company of Georgia в Атланте, охраняется не хужеиных военных секретов. Доступ к сейфу имеют лишь считанные топ-менеджерыкомпании Coca-Cola. И даже те сотрудники, которые смешивают исходныеингредиенты, знают их только по кодовым номерам. То есть следуют установленныминструкциям: «Смешать столько-то частей № 4 со столькими-то частями №5» — и так далее, вплоть до самого секретного ингредиента № 7X. Затемготовый концентрат поступает на разбросанные по всему миру заводы Coca-Cola,где его смешивают с водой по строго установленной технологической цепочке, газируюти разливают в стандартные бутылки и банки. Еще в 1931 году журнал Fortuneопубликовал статью, где эксперты выдвигали предположения относительно составанапитка. По их мнению, Coca-Cola на 99% состоит из воды и сахара, а воставшийся процент входят карамель, ароматизаторы (лаванда и экстрактытропических фруктов), фосфорная кислота, кофеин, ингредиент № 5 (две третиобработанных листьев коки и одна треть — семян колы). И, наконец — тот самыйсекретный ингредиент № 7X. Широкой публике про него ничего не известно до сихпор, несмотря на усиливающийся нажим на компанию со стороны различных ведомстви общественных организаций, контролирующих продукты с большим количествомсахара, калорий, холестерина, биодобавок и тому подобного. На выпускаемыхсегодня в США бутылках и банках Coca-Cola состав указывается лаконично:газированная вода, кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы и (или)сахарозы, карамельный краситель, фосфорная кислота, кофеин и натуральныеароматизаторы. Что скрывается за «натуральными ароматизаторами» — этои есть тайна Coca-Cola.
Формула напитка«Кока-Колы» с 1886 года хранится в строгой тайне. В 2007 году секретная формуларазгадана. Это произошло в результате иска руководителя действующего в ТурцииСовета мира Фонда Святого Николая Муаммера Карабулута (Muammer Karabulut).Правозащитник потребовал раскрыть формулу напитка, поскольку местноезаконодательство предписывает производителя продуктов питания информироватьпокупателей о содержащихся в них веществах.
В результате изученияматериалов, формула «Кока-Колы», была раскрыта. В составе напиткавходят: сахар (%10.58 W/V), фосфорная кислота (0.544 G/L), кофеин (150 MG/L),карамель (%0.11), двуокись углерода (7.5 G/l) и экстракт «Кока-Колы»(%0.015 W/V), который является натуральным красителем «кармин» илипищевой добавкой «кошениль» (cochineal), добываемой из кошенильныхчервецов. Ранее в прессе появлялась информация о составе напитка, однако она небыла столь подробной и не содержала точных сведений об экстракте. Сообщалось, вчастности, о том, что в «Кока-Коле» присутствуют экстракт разных листьев,корней дерева мимозы и ароматические добавки», – продолжил Карабулут. «Междутем по результатам проведенного нами исследования было установлено, что этотэкстракт является натуральным красителем «кармин» или пищевой добавкой«кошениль» (cochineal), добываемой из кошенильных червецов. В пищевойпромышленности он также известен как карминовая кислота, которой присвоенмеждународный индекс Е-120».
Кошениль или кошенильныйчервец (Coccus cacti) – мексиканское насекомое из группы травяных тлейсемейства червецов (Coccidae). Из Мексики, где кошениль живет на кактусе-нопале(Opuntia coccinellifera), она вывезена на Яву, Канарские острова, Алжир и вИспанию.
Кошениль, красная краска,добываемая из самок Coccus cacti после умерщвления их уксусной кислотой илидействием высокой температуры, из кошенильных препаратов известны: кармин,представляющий порошок, осаждающийся после продолжительного отстаивания водныхотваров кошенили.
Информация,прямо не относящаяся к какой-либо области деятельности предприятия,коммерческой тайной не является. Вместе с тем отрицательная информация о том,«как не надо делать» и «что не надо делать» в сфере функционированияпредприятия, может быть отнесена к категории его коммерческой тайны.
Предприятиеимеет право собственности на информацию, составляющую для него коммерческуютайну. Особенность информации как специфического товара, имеющего стоимость,состоит в том, что она не убывает и не исчезает у владельца при ее продаже.Вместе с тем стоимость тайны снижается по истечении времени, особенно если онане используется в предпринимательской деятельности.
Не можетрассматриваться в качестве коммерческой тайны информация, являющаясяобщеизвестной, а также знания и опыт работников предприятия общего характера. Вто же время требование новизны и неочевидности к ним не предъявляется.
Если дляобеспечения экономической и информационной безопасности своей коммерческойтайны предприятие не принимает никаких мер (в частности, если соответствующуюинформацию можно легко скопировать), то при возможном рассмотрении дела о ееразглашении (утечке) в суде иск может остаться неудовлетворенным.
Информацияне обязательно должна находиться в распоряжении единственного собственника:предприятия-конкуренты могут получить случайно или обосновать логически разнымипутями, приобрести за деньги и т.д. одни и те же сведения, которые приопределенных условиях (также разных для этих предприятий) могут стать для нихкоммерческой тайной.
Признаки,используемые для определения информации, составляющей коммерческую тайну:
-    такая информацияне является общеизвестной;
-    она полезна длябизнеса;
-    владение даннойинформацией предоставляет преимущества над конкурентами, которые ею нерасполагают;
-    информация прямоотносится к какой-либо области деятельности предприятия;
-    это специфическийтовар, имеющий стоимость;
-    информацияявляется объектом разумных усилий по ее защите, при этом она совсем необязательно должна находиться в распоряжении единственного собственника.
Наличиевсех указанных признаков следует рассматривать как необходимое условие длятого, чтобы соответствующую информацию считать коммерческой тайной.
Врыночной экономике информация становится товаром и обращение ее должноподчиняться законам товарно-денежных отношений, а каждый собственник имеетправо защищать свои интересы, согласованные, однако, с интересами другихсобственников и общества в целом.
С другойстороны, коммерческая тайна не имеет отношения к ограничению гласности.
Понятия«интеллектуальная собственность» и «коммерческая тайна» по своим понятийнымполям не пересекаются. Интеллектуальная собственностьвозникает всвязи с деятельностью в области культуры и науки, коммерческая тайна — в связис предпринимательской деятельностью. В силу особенностей использования дляинтеллектуальной собственности имеет значение главным образом форма выраженияидеи (информации), существенно менее значимо ее содержание. В отношениикоммерческой тайны, напротив, определяющую роль играет содержание идеи(информации), при этом форма ее представления, как правило, значения не имеет.Охрана формы представления коммерческой тайны не предотвращает потерипреимуществ над конкурентами в случае получения и использования имисодержательной стороны секретов.
Под профессиональнойтайнойпонимают сведения, ставшие доступными субъекту в связи с егопрофессиональной деятельностью. Видом профессиональной тайны являются, вчастности, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная тайны. Так,банковской тайной являются прежде всего данные о личности вкладчика, обоперациях по счетам в банке. Эти данные выступают в качестве частной,конфиденциальной информации вкладчика, они могут быть его коммерческой тайной,которую банк разглашать не имеет права. В отличие от банковской тайны коммерческаятайна банка — это информация, характеризующая саму Деятельность банка.
Вкачестве коммерческой тайны банка могут рассматриваться замысел финансовойоперации, деловые связи банковской структуры и другие подобного рода сведения.Сведения, полученные в ходе профессиональной деятельности, не могут бытьиспользованы банком в собственных целях без нарушения деловой этики и закона,обладание ими не дает банку преимуществ перед конкурентами, которые нерасполагают этой информацией. Поэтому такие сведения не могут квалифицироватьсякак коммерческая тайна. Таким образом, понятия коммерческой и профессиональнойтайны не только не тождественны, но даже не являются пересекающимися.
В то жевремя коммерческая тайна, профессиональная тайна персональные данные, а также иныесведения частного порядка принадлежащие, например, физическому или юридическомулицу входят в состав более общего понятия конфиденциальной информации.
Методы исредства обеспечения экономической и информационной безопасности практически независят от сферы деятельности (финансы, производство и т.д.), к которойотносится коммерческая тайна, поэтому выделение таких ее самостоятельных видов,как предпринимательская, промышленная, научно-техническая, технологическая,кредитно-финансовая и другие подобного рода тайны, практического значения неимеет.
Вместе стем следует иметь в виду, что на практике термин «коммерческая тайна»употребляется иногда в узком смысле, обозначающий тайну, имеющую отношениеисключительно к области коммерции (купле-продаже). Тайну в узком смысле могутсоставлять, например, цена и методика ее установления, сведения о заключеннойсделке, о деловых связях, об иных особенностях коммерческой деятельности.
Выделяютсяследующие виды информации, составляющей коммерческую тайну: концептуальная;организационная; технологическая; параметрическая; эксплуатационная (рис.1).
/>

Рис. 1.Виды информации, составляющей коммерческую тайну
Концептуальнаяинформацияпредставляет собой содержание главнойидеи (концепции) конкретного бизнеса, обоснование способа нового соединенияресурсов труда, капитала, земли, на котором базируется деятельность отдельногопредприятия, что обеспечивает ему преимущества перед конкурентами в видеповышенного дохода, устойчивости бизнеса или иные. В качестве концептуальнойинформации целесообразно рассматривать стратегию развития бизнеса.
Особоезначение концептуальная информация имеет на этапе создания предприятияструктуры, развертывания бизнеса. Вместе с тем концепцию, обеспечивающую особуюустойчивость бизнеса, имеет смысл держать втайне и на последующих этапахразвития фирмы, даже при появлении у конкурентов более эффективной концепции сточки зрения доходности.
Концептуальнаяинформация может относиться к области промышленного производства,кредитно-финансовой сфере, к науке и технике, собственно к коммерции. Так, кэтому виду коммерческой тайны в области производства относят обычнопромышленные секреты, такие, как метод приготовления бетонного раствора, рецептпрохладительного напитка.
Внаучно-технической области концептуальная информация отражает логикуформирования и обоснование тактико-технических параметров продукции, ееэксплуатации, а также ликвидации (утилизации). Фирменным секретом являютсяхарактер и цели проведения НИР, изобретения, открытия, им могут быть формула(математическая, химическая), содержание расчетов, схемы и чертежи новыхразработок, готовых изделий, механизмов, их отдельных узлов. Сюда относятся иуникальные компьютерные программы.
Организационнаяинформацияотражает особенности организации иуправления внутри фирмы, характер деловых связей предпринимательской структурыс другими предприятиями, иные источники «организационного эффекта», дающиеопределенные преимущества перед конкурентами или имеющие важное значение длясуществования бизнеса по другим причинам.
Вобласти внутрифирменного управления к организационной информации следуетотносить план производства, планы развития предприятия, собственные прогнозыразвития представляющей интерес сферы предпринимательской деятельности,оригинальные методы управления персоналом, осуществления продаж, установленныйна предприятии порядок проработки предложений потенциальных партнеров.
Так,располагая списком клиентов своего конкурента, фирма имеет возможность повыситьэффективность сбыта собственной продукции, предложив ее по более низкой цене.Это приведет к снижению объемов сбыта у конкурента и нанесет ему определенныйфинансовый ущерб. Подобного рода опасность существует прежде всего при утечкеинформации об отношениях между производителями и потребителями сложных,дорогостоящих изделий, а также между крупными производителями товаров и ихоптовыми покупателями.
Технологическаяинформация— это сведения о процессах, которыеопределяют качество организации, управления предприятием и осуществленияпроизводственной, коммерческой или иной деятельности, о технологическихдостижениях, обеспечивающих определенные преимущества в конкурентной борьбе.Критериями качества могут выступать, в частности, скорость заключения и реализациисделок, управляемость персонала фирмы, потребительские свойства продукции иуслуг.
Технологическаяинформация может относиться к области менеджмента, маркетинга, к формам иметодам управления финансами, производством, а также к процессам, определяющим заданныйуровень безопасности бизнеса.
Внаучно-технической и промышленной сферах сюда следует относить описаниетехнологических процессов, методик, технологических режимов, которые определяютзаданный уровень качества производимой предприятием продукции, экономноеиспользование расходных материалов, минимальное потребление энергии, повышеннуюскорость выполнения технологических процессов, а также выполнение требованийэкологической безопасности.
Здесьимеются в виду технологические процессы, которые играют определяющую роль сточки зрения качества на всех этапах проектирования, создания, изготовления иликвидации изделия, а также утилизации отходов. Получение несанкционированногоДоступа к технологической информации позволяет конкурирующему предприятию самостоятельнобез санкции владельца повторить указанные процессы.
Здесь жемогут рассматриваться и перспективные технологии, технологические процессы,приемы, оборудование.
Параметрическаяхарактеристическая информация—это количественные параметры организации, управления и осуществленияпредпринимательской деятельности, по которым у предприятия имеется преимуществоперед конкурентами. К этому виду коммерческой тайны относятся сравнительныерасчеты эффективности реализации различных вариантов предпринимательскихпроектов. В области финансов это структура цены на изделия, внутренние прейскурантыи тарифы, данные о себестоимости продукции, калькуляции издержекпроизводства, сведения о предоставляемых скидках и т.д.
Кданному виду информации в части, касающейся научно-технической продукции,относятся массогабаритные характеристики изделий, объемно-временные и иныепоказатели технологических процессов, параметры изготовления и обработкизаготовок (резания, фрезерования и т.д.), протекания физических, химических и другихпроцессов.
/>

Рис. 2. Основныеобъекты информационной базы обеспечения безопасности предпринимательства
Эксплуатационнаяинформацияпредставляет собой описаниепрофилактических, ремонтных и иных процедур, необходимых для наиболееэффективной эксплуатации оборудования, машин и механизмов или иных изделий, атакже процедур ликвидации и утилизации продукции, позволяющих повторить их стем же эффектом без разрешения владельца информации. Сюда относятся и методическиевопросы использования системы безопасности и управления ею.
Дляконцептуальной, организационной, технологической, характеристической иэксплуатационной видов коммерческой тайны различен принципиальный подход кобеспечению ее экономической и информационной безопасности отнесанкционированного доступа. Выделение указанных видов тайны облегчает ееидентификацию, разработку эффективных мер защиты, анализ причин и локализациюпоследствий утечки информации.
Вобобщенном виде основные объекты информационной базы обеспечения безопасностипредпринимательства представлены на рис. 2.
К числуисточников и носителей информации, составляющей коммерческую тайну, относятся:работники предприятия; служебные печатные документы; технические носителиинформации; средства вычислительной, организационной и иной техники; образцыпродукции предприятия, находящейся в стадии разработки или подготовки кпроизводству; производственные отходы; открытые публикации.
Ценностьинформации, которой располагает работник, как правило, прямо пропорциональнаего должностному положению. Именно в мозгу работника содержится ноу-хау. Вместес тем работник может выступать и как субъект, осуществляющийнесанкционированный доступ к коммерческой тайне, создающий условия для ееутечки по злому умыслу или вследствие неосторожности.
Некоторыевиды информации, которые обычно составляют коммерческую тайну (планы,статистика, договоры с партнерами), основными объектами анализа фирменногостиля являются: программа создания фирменного стиля; степень (уровень)разработанности фирменного стиля; материал носителя, из которого изготовленыизделия представляющие фирменный стиль; фирменные ожидания, которые необходимоучитывать в процесс партнерского взаимодействия: финансирование,диверсификация, структурная перестройка, уменьшение налогового бремени, решениефункциональных проблем, обеспечение безопасности, увеличение прибыли.
В последнее времяпромышленный шпионаж приобретает все более глобальные черты. В апреле 1993 годапредставитель штаб‑квартиры ЦРУ Л. Кристчен в интервью журналу «Форчун»заметил, что американская разведка переносит основной акцент своей деятельностииз сферы военно-политической в сферу глобального бизнеса. При этом американскимспецслужбам вменяется в обязанность не только проникновение в макроэкономическиесекреты (передовые технологии, состояние энергетических и сырьевых ресурсовиностранных государств), но и сбор сведений в интересах американскихкорпораций, которые обеспечивают им преимущества в борьбе с иностраннымиконкурентами.
Жертвой спутниковойсистемы перехвата информации «Эшелона» стал германский производитель ветровыхэлектрогенераторов «Энеркон». В его исследовательских лабораториях быларазработана новая технология, позволявшая получать электричество с помощьюэнергии ветра значительно дешевле, чем раньше. Но когда компания попыталасьналадить маркетинг своих изделий в США, она столкнулась с американскимконкурентом «Кенетек», который заявил, что запатентовал почти аналогичнуюразработку. Дело закончилось весьма показательно: «Кенетек» подал на «Энеркон»в суд, добившись запрета продажи его изделий в США.
Ситуация с чистотой«патентов» «Кенетека» прояснилась, когда не назвавшийся сотрудник Агентстванациональной безопасности США в интервью германскому телевидению признал, чтолиния связи между исследовательской лабораторией «Энеркон», расположенной наберегу Северного моря, и производственным подразделением фирмы, находящимсяпримерно в 25 километрах, прослушивалась с помощью спутников. А затем всеполученные данные об этих разработках были переданы АНБ «Кенетек».

Литература
1.        Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І.и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. –СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
2.        Одинцов А.А. Экономическая иинформационная безопасность предпринимательства: учеб.пособие для вузов. –М.: академия, 2008. – 336 с.
3.        Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологическиеосновы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов. –М.: Горячая линия –Телеком,2004. – 280с.
4.        Курочкин А.С. Управлениепредприятием: Уч.пособие. – Киев, 2009.
5.        Амитан В.Н.Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічнакібернетика. — 2009. – №3-4. – С.13-20.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.