Реферат по предмету "Менеджмент"


Истоки и традиции предпринимательства в России

Санкт-Петербургская

академия управления и экономики
Факультет экономики и финансов
Контрольная работа
по дисциплине: «Менеджмент»

Тема: «Истоки и традиции предпринимательства в России»
Выполнил студент экстерната


Проверил: (_______________)
Санкт-Петербург

2010 г.
Оглавление




Введение.
Создание условий эффективного развития предпринимательства. Политики все чаще ставят вопрос инновационного развития, декларируют желание «слезть с нефтяной иглы», некоторые действительно помогают развитию предпринимательства.
Задача данной работы – показать развитие предпринимательства в России, т.к. эти знания могут помочь через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок.
Для решения этой задачи необходимо изучить специальную научную литературу, исторические источники и постараться проанализировать и выделить особенности предпринимательства в России.

Работа получилась нетипичной, нет привычных глав, текст разбит на части, описывающие исторические периоды.
1. Допетровская эпоха.
Развитие предпринимательства на Руси в допетровский период можно условно разделить на три части: дотатарский период Киевской Руси (IX-XIII вв.), период татарского нашествия (XIII-XV вв.) и период объединения Руси под началом Москвы (XV-XVII в.в).
Историк Н.М. Карамзин в своем многотомном исследовании «История государства российского» пишет, что торговое предпринимательство на Руси известно как минимум с Х века. Он пишет: «Первые сведения о нашем древнем купечестве относятся уже ко временам варяжских князей; договоры с греками свидетельствуют, что в X веке жило множество россиян в Цареграде, которые продавали там невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множеств воску, меду и драгоценных мехов, бывших, вместе с невольниками, главным предметом их торговли. В Хазарию и в Россию шли тогда из Цареграда пурпур, богатые одежды, сукна, сафьян, перец; к сим товарам, по известию Нестора, можно прибавить вино и плоды. О торговле древних с народами северными находим любопытные и достоверные известия в скандинавских и немецких летописях. Средоточием её был Новгород, где со времен Рюриковых поселились многие варяги, деятельные в морском грабеже и купечестве. Там скандинавы покупали драгоценные ткани, домовые приборы, царские одежды, шитые золотом, и мягкую рухлядь». [1]
Н.М. Карамзин отмечает, что вначале русские купцы не имели металлических денег, а в качестве эквивалента стоимости использовали шкуры пушных зверей, в частности белок и куниц, и сначала деньги на Руси назывались куны означало деньги. Следующим этапом были гривны – куски серебра определенной формы и веса. Так как гривны обладали слишком большой стоимостью, неудобной в повседневных делах, их стали разрубать на более мелкие части – так появились «рубли». В конце XIII –начале XIV века «гривна серебра» окончательно уступила пальму первенства «серебряному рублю», который с тех пор стал основной денежной счетной единицей денежной системы русского государства.
Тем не менее, первые серебряные монеты на Руси появились значительно раньше – их стал чеканить князь Владимир в конце X века. Известны золотые и серебряные монеты Владимира. Как пишет знаток монетного дела И.Г.Спасский, «в выпуске этих монет, наряду со стремлением пополнить денежное обращение, несомненно, немаловажная роль принадлежала и политическим мотивам, поскольку выпуск собственной монеты являлся провозглашением суверенности восточно-славянской державы». На золотых монетах («златниках») на одной стороне располагалось изображение Иисуса Христа, а на другой было изображение князя с сопроводительной надписью в двух вариантах: «Владимир, а се его злато» или «Владимир на столе» (на престоле). На сребрениках надписи были похожими, а вместо изображения Иисуса Христа там помещали изображение св. Георгия.[2]
Однако своих монет в то время на Руси было явно недостаточно, и купцы в расчетах между собой и с покупателями чаще использовали денарии, поступавшие в Востока. Дело в том, что по территории Древней Руси проходил торговый путь «из варяг в греки», а также ряд других важных торговых путей между странами Востока и Западной Европой. Выгодное геополитическое положение многих древнерусских княжеств обеспечивало развитие в них предпринимательства, представленного не только торговцами, но и ремесленниками, охотниками, пасечниками и т. д.
Нашествие татаро-монголов и последующая оккупация страны отрицательно сказалась на развитии предпринимательства. Экономическая база страны была подорвана, людские ресурсы оскудели, а налоговый гнет стал особо сильным, так как предпринимателям приходилось платить дань местным князьям в повышенном размере, так как последние, в свою очередь, платили дань татарам. Однако, Северная Русь в этот период, наоборот испытывала экономический подъем, так как Новгород и Псков по существу превратились в единственных посредников между Западной Европой и Северной Россией. В отличие от покоренных южных княжеств, в северной части Руси налоговая политика была весьма терпимой – торговая пошлина составляла около десяти процентов стоимости товара, что было значительно ниже обычной нормы прибыли торговых операций в те времена даже с учетом риска. Это был так называемы «безмонетный период» русского денежного обращения, когда единственным эквивалентом при торговых операциях были слитки серебра – гривны. Известны так называемые «Киевские гривны» — шестиугольные отливки весом примерно 160 г, и Новгородские гривны – в виде серебряных полос весом 200 г. Данные денежные единицы использовались главным образом при крупных расчетах между состоятельными людьми и крупными предпринимателями, а в быту в те времена господствовал натуральный обмен. Возобновление монетного обращение на Руси относят ко второй половине XIV века, когда многие русские княжества стали чеканить свою собственную монету – серебряные денги.
По мнению некоторых исследователей, конец XV-конец XVI веков ознаменовался спадом в развитии предпринимательства: сокращением численности предпринимательского сословия и его слиянием с другими слоями городского населения, что выражалось в сокращении торговых операций в связи с политикой государства. Следует отметить, что предпринимательство на Руси всегда очень сильно зависело от произвола властей – сначала князей, а затем и царей. При «хорошем» царе экономическая жизнь страны претерпевала определенный подъем, а при «плохом» — замирала. Примером крайне отрицательного воздействия царской власти на отечественное предпринимательство можно считать безжалостное уничтожение северной экономической зоны Иваном Грозным зимой 1494 года, от которого пострадали города Тверь, Псков и Новгород. В этой кровавой акции были уничтожены практически все наиболее видные предприниматели Новгорода, а богатство этого процветающего региона было захвачено в царскую казну.
Историк Костомаров пишет: «Шестого января, в пятницу, вечером 1570 года государь с войском подошел к Новгороду. Царь приказал привести к нему владычных бояр, новгородских детей боярских, выборных городских, приказных людей и знатнейших торговцев, с ними вместе привезли их жен и детей. Собравши перед собой всю эту толпу, Иван приказал раздевать их и терзать “неисповедимыми”, как говорит современник, муками, поджигать их каким-то изобретенным им составом, который у него назывался “поджар” (“некою составною мудростью огненною”). Потом он приказал измученных, опаленных привязывать сзади к саням, везти и волочить по замерзшей земле и бросать около домов жителей. Число истребленных показывается современниками различно и, вероятно преувеличено, но в любом случае велико. В новгородской летописи говорится, что царь убивал в день по 1000 человек» [3].
После завершения правления Ивана Грозного рост российского предпринимательства возобновился, однако темпы этого процесса были невелики. Нормальной торговле препятствовал ряд факторов: изолированность страны от мировой торговли, слабость центральной власти, отсутствие безопасных выходов к морям, набеги южных татар, войны, которые вела Россия с соседями и т. д. К XVII веку постепенно восстановилась роль Новгорода как центра торговли с Западом. Как пишут И. Акперов и Ж. Масликова, «В северные земли везли хлеб, а оттуда — рыбу, соль, пушнину. Во внутренней торговле наиболее внушительной силой выступали крупные дворяне, имевшие привилегии. Свое место в торговле занимало купечество крупных городов. В сферу товарного обращения входили продукты промысло­вого хозяйства и ремесленные изделия. Возрастают обороты внешней торговли, через Новгород и Смоленск осуществляются торговые связи с Западом, куда вывозились продукты русских промыслов и лес, а в Россию доставлялись промышленные товары: сукно, оружие, утварь. С Востока в Россию поступали китайские ткани, фарфор, драгоценности. В страны Востока вывозились меха, пенька, воск. В целом на протяжении XVI-XVII вв. рост товарного оборота внутренней и внешней торговли в Российском государстве привел к развитию денежных отношений и накоплению капиталов» [4].
2. Преобразования Петра I.
Воздействие Петра I на экономику нашей страны трудно переоценить. При нем осуществлялась беспрецедентная государственная поддержка купцов, промышленников и сельскохозяйственных производителей, но с одной оговоркой – если их бизнес приносил пользу государству. Петр I способствовал строительству фабрик и заводов, используя как государственные средства, так и собственные капиталы купцов, которым приказано было объединяться в «кумпанства» (компании). Для защиты отечественной промышленности был установлен общий протекционистский тариф, согласно которому иностранные товары, которые могли конкурировать с отечественными аналогами, облагались большой пошлиной. Царь старался научить людей заниматься предпринимательством, и развить в них такие качества, как активность, любознательность, целеустремленность, желание добиваться поставленных целей. Своими указами и действиями он давал понять людям «низкого» звания, что в случае их честной и активной деятельности они могут рассчитывать на признательность власти в виде выгодных подрядов и всевозможных привилегий.
Русский историк Н.И. Костомаров отмечал, что при Петре I торговля и промыслы направлялись так, чтобы сделаться источником для казенной прибыли, а для этого в стране активно развивалось предпринимательство. Специальным указом 1713 г. людям всяких чинов дозволено было свободно вести торговлю, а крупным купцам отдавали в управление целые фабрики, но с тем условием, чтобы они умножили этот промысел, в противном случае с них брали крупный штраф по тысяче рублей с человека. Петр I своими указами старался стимулировать торговлю и промышленность России, однако железная воля царя наряду с пользой порой приносила купечеству и явный вред.
Костомаров пишет: «Царь хотел, во что бы то ни стало, направить главный торговый путь на Петербург и в октябре 1713 года указал всем торговым людям возить пеньку, юфть, икру, клей, смолу, щетину, ревень, следуемые за границу, не в Вологду или в Архангельск, как ранее, а в Петербург. Такое распоряжение отозвалось тягостью на торговых людях, и они, в поданной царю челобитной, умоляли отменить этот закон и дозволить по-прежнему возить товары в Архангельск; у них, представляли они, с иноземцами были там прежние долговые обязательства, которых нельзя было иначе покончить, как выручкой с товара. Так в Вологде жили три иноземные купца, занимавшиеся очищением привозимой в Архангельск пеньки и содержали для этой цели до 25.000 русских рабочих, которые должны были остаться без работы, если торговый путь для пеньки изменится. Притом пенька, шедшая за границу, родилась преимущественно в областях, более близких к Архангельску, чем к Петербургу; вдобавок местность Петербурга была такого свойства, что пенька, пролежавши там несколько месяцев, легко подвергалась порче». Только через год Петр согласился немного смягчить свои указы и разрешил половину указанных товаров вести в Архангельск, но вторую часть – непременно в Петербург [4].
Во времена Петра любой активный и предприимчивый человек мог сколотить огромное состояние. Например, простой тульский кузнец Никита Демидов при поддержке царя организовал на Урале огромное по тем временам производство, на котором работало более тридцати тысяч рабочих. При этом Демидов не имел соответствующего стартового капитала, и получил в свое распоряжение казённые земли, леса и рабочую силу. Таких льготных условий для начала своего дела как при Петре I в России не было никогда, если не считать послеперестроечного периода, когда в частные руки практически даром попали целые отрасли народного хозяйства СССР. Главное отличие предпринимателей петровской эпохи от их постсоветских коллег состоит в том, что «птенцы гнезда Петрова» сами создавали отечественную промышленность практически на пустом месте, в то время как многие нынешние олигархи захватили то, что создавалось трудом миллионов их сограждан.
Помимо развития промышленного и человеческого потенциала России, Петр может считаться основателем финансовой системы, в основе которой лежал серебряный рубль и медная копейка с фиксированным содержанием металла. До этого в основе денежного обращения Руси лежала серебряная копейка, которую чеканили из проволоки. Она была весьма нечеткой чеканки, имела переменчивое содержание драгоценного металла, а, кроме того, подвергалась «порче» — обрезке со стороны недобросовестных людей. Монеты Петра отличались правильностью формы, фиксированным весом и четким рисунком.

После смерти Петра I предпринимательству со стороны государства уже не уделялось столь же большого внимания, но контроль со стороны государства – часто весьма субъективный и не всегда экономически обоснованный, продолжался. Наиболее важным для предпринимательства делом, по мнению Н.И Костомарова, было учреждение банков — дворянского и купеческого при Елизавете Петровне. Учрежденный в 1754 году купеческий банк сначала не пользовался спросом, хотя брал с купцов всего шесть процентов годовых. Предпринимателей смущало, что они должны были давать в залог товаров на четвертую долю от занимаемой суммы, кроме того, они не успевали за полгода вернуть кредит, как того требовали правила. В результате, в первый год от марта до августа в банк не обратился ни один клиент. Тогда купцы попросили правительство, чтобы вместо залога им позволили представлять надежное поручительство и установили годичный срок возврата кредитов. Только после принятия этих изменений Сенатом банк начал активную работу по кредитованию российского бизнеса.
Новый этап развития предпринимательства начался при Екатерине II, которая значительно сократила государственные монополии в сфере торговли и промышленности. При ней Россия наконец-то получила политическую и экономическую стабильность, нарушить которую не смогло даже восстание Е.Пугачева. При Екатерине в стране начало формироваться среднее сословие, за счет предоставления экономической свободы в предпринимательских начинаниях и также расширения емкости внутреннего рынка. Как отмечают некоторые исследователи, в XVIII веке активно развивается крепостное предпринимательство. Крепостная буржуазия ориентировалась на вы­пуск «народных» товаров крестьянского спроса, в частности, ей в основном принадлежала текстильная отрасль производства, центром которой стало село Иваново графов Шереметевых. Добившись успеха, промышленники выкупали себя и свои семьи из крепостной зависимо­сти. Именно так возникли династии многих видных предпринимателей: Морозовых, Рябушинских, Гучковых и пр. Можно также вспомнить, что именно в Екатерининскую эпоху мелкий лавочник из Курской губернии Григорий Шелихов подарил матушке-императрице Аляску. Оставив чернозёмный край, Шелехов сначала отправился в Сибирь, где успешно торговал сначала в Иркутске, потом на Сахалине и Камчатке и, наконец, добрался до Аляски. Впоследствии он основал Российско-Американскую компанию, которая не только успешно торговала с аборигенами, но и организовывала на Аляске русские поселения, строила православные церкви и продвигала на Восток русскую культуру.
3. Середина IXX – начало XX вв.
К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов — Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей — первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.
В 1861 — 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 — 1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.
Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно — купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия. [5]
К концу XIX — началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ — мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.
К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.
Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной — (35.3%).
К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой — сахарорафинадное.
На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.
Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 — 1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа “Трубопродажа”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Продамет”, который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация — олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали “Треугольник” и “Проводник”, в нефтяной промышленности — “Товарищество Нобель”, “ Англо-голландский трест” и “Русское генеральное нефтяное общество”.
Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны — промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.
В целом предпринимательство во второй половине XIX в. — начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии «под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости». Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, — и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства — в конце XIX в. — начале XX в.
4. После 1917 года.
Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода — как форма эксплуатации рабочего класса. Во — вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В — третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду ѕ как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов. [6]
Эти выводы верны не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается как одна фабрика, а партийно-государственный центр — как единственный собственник и предприниматель. Поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними — все это тормозило развитие предпринимательства. Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к “бывшим”, другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно.
5. НЭП.
Период НЭПа знаменовал собой новый этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) “Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства” от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. “Положения о государственных трестах”, юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, “… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения”. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.
Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре — произведенной продукцией, так и в денежной форме.
Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х годов.
Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими.
Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).
Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.
6. 1920-е годы и до распада СССР.
Следующий этап охватил период, длившийся около 60 лет — с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно — командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.
Уйдя “в тень”, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.
Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве.
В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность.
Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80-х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно — командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.
Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в Законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. “Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности”.
Заключение.
Самым благоприятным периодом развития российского предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства; от кризисов или благоприятных условий.

В экономике Российской империи, как и в экономике Российской Федерации – в настоящее время, государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования.


Список литературы.
1. Карамзин Н.М. История государства российского. — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1989.
2. И.Г.Спасский. «Русская монетная система».
3. Гусейнов Р. История экономики России. Учебное пособие,- М.: ИВЦ «Маркетинг», 000 «Издательство ЮКЭА», 1999.


4. И.Г. Акперов, Ж.В. Масликова Психология предпринимательства. Издательство финансы и статистика, 2003.
5. Асаул А.Н. Статья «Развитие предпринимательства в России», опубликованная в журнале «Регион: политика, экономика, социология», 2002, № 3-4.


6. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. — СПб, СПб ГУ, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация сауны на территории отеля "Надежда"
Реферат Резерви збільшення виробничих потужностей промислового підприємства
Реферат Как вручать и принимать подарки
Реферат История крупных аварий и катастроф на территории Москвы и Московской области
Реферат Virus Essay Research Paper General Virus Information
Реферат Основи стандартизації та сертифікації
Реферат Ответственность субъектов малого предпринимательства в соответствии с Налоговым кодексом
Реферат Antigone Essay Research Paper Lifes many ups
Реферат Разработка конструкторско-технологической документации на модель женского жакета из полушерстяной ткани
Реферат Особенности основных организационно-правовых форм хозяйственных обществ
Реферат Вантовый автодорожный мост в г. Сургуте
Реферат Официально-деловой стиль речи немецкого n
Реферат Плазменные стерилизаторы
Реферат История спортивного автомобилестроения
Реферат Технический проект цеха