Содержание
1. Общая характеристика предприятия
2. Управление внутренней средой организации
2.1 Описание вида деятельности
2.2 Достоинства и недостатки методовуправления
2.3 План индивидуальной работы руководителя (на день)
3. Организационно-правоваяформа предприятия. Порядок создания и организация деятельности предприятия
3.1 Общее представление о нормативно-правовой базеорганизации
3.2 Порядок создания и организациядеятельности предприятия
4. Внешняя среда организации
4.1 Влияние факторов и характеристика внешней среды надеятельность организации
4.2 Анализ конкретной ситуации, деятельности и действияфирм конкурентов
5. Структура организации
5.1 Структурные подразделения предприятия
5.2 Характеристика преимуществ инедостатков представленных структур управления и взаимосвязи элементов системыуправления организацией
6. Особенности мотивации труда персоналапредприятия
6.1 Введение
6.2 Сведенья о мотивации
6.3 Исследованиеметодов мотивации в работе руководителя
6.4 Рассмотрение результатов
7. Заключение
Библиографический список
1. Общая характеристика предприятия
Организация Кошунихо-Ангарская дистанциясигнализации и связи Восточно-Сибирская железная дорога («ШЧ — 11») относитсяк ОАО «РЖД» «Восточно-Сибирская железная дорога». Зданиеорганизации располагается по адресу: Иркутская область Нижне-Илимский районгород Железногорск — Илимский ул. Иващенко 2. Начальником является Киреев А.А. Организацияосуществляет свою деятельность в сфере технического обслуживания и ремонтаустройств сигнализации, проводной, радиосвязи, вычислительной техники,пассажирской автоматики, систем автоматизации обслуживания пассажиров, а такжедругих средств, предназначенных для обеспечения безопасности движения поездов взаданных размерах, и управление перевозочным процессом на базе примененияавтоматизированных систем.
Целью организации является обеспечение стабильной работыжелезно дорожной дистанции, повышение уровня качества обслуживания железнодорожноготранспорта, достижение высокой прибыли и успешной деятельности организации.
Заработная плата сотрудников назначается в зависимости отдолжности. Возможны различные премии и надбавки.
Режим труда в организации составляет восьмичасовой рабочийдень (с8.00 до 17.00 чч), и перерыв (с12.00 до 13.00 чч). Рабочая неделя спонедельника по пятницу.
2. Управление внутренней средой организации2.1 Описание вида деятельности
Организация «ШЧ — 11» осуществляет своюдеятельность в сфере технического обслуживания и ремонта устройствсигнализации, проводной, радиосвязи, вычислительной техники, пассажирскойавтоматики, систем автоматизации обслуживания пассажиров, а также другихсредств, предназначенных для обеспечения безопасности движения поездов взаданных размерах, и управление перевозочным процессом на базе примененияавтоматизированных систем.2.2 Достоинства и недостатки методов управления
Успех менеджера на 85% зависит от умения эффективноиспользовать методы в работе с персоналом. В данной организации используютсявсе три вида методов управления (Социально — психологические, организационно — административные и экономические).
Социально — психологические методы, имеют важное достоинство:они сплачивают коллектив, что можетдавать хорошие результаты в работе. Однако есть и недостаток: этими методамимало пользуются в «ШЧ — 11», большее предпочтение там отдают другимметодам.
Так например в ШЧ — 11 проводятся такие мероприятия:
корпоративные вечера, по поводу юбилеев, торжественных дат ит.п.;
подарки от организации при провидении больших праздников (Новыйгод);
Организационно-административные методы управления,предусматривают разработку организационных решений, определение необходимыхресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц, и предлагают контрольисполнения, за которыми следуют новые организационно-распорядительные действия.Эти методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы,распоряжения, оперативные указания.
Главный минус этих методов это вынужденное, внешненавязанное подчинение, которое воспринимается подчиненными как нажим «сверху».
Так например в ШЧ — 11пользуются такими средствами дляуправления персоналом:
записи в личное дело при нарушении трудовой дисциплины;
приказы о каких либо поощрениях, при успехах в работе;
контроль своевременного посещения работы и т. п
Экономические методы управления, при использовании этихметодов поставленная цель достигается за счет воздействия на экономические интересыуправленческого объекта.
Они позволяют максимально использовать экономическую иматериальную заинтересованность коллектива в улучшении качества работы, иповышают ответственность управленческой системы всех уровней за результатыработы.
Главный недостаток это частое преобладание этих методов наддругими. Организации проще лишить сотрудника премии, за какие либо недочеты вработе, чем попробовать каким либо менее жестким образом повысить его мотивациюк работе.
Так например в ШЧ — 11пользуются такими средствами дляуправления персоналом:
Лишение премий за нарушение трудовой дисциплины,некачественно сделанную работу и т.п.
Начисление премий за добросовестный труд и т.п.
2.3 План индивидуальной работы руководителя (надень)
Планерка (отчет по предыдущему дню, планирование текущегорабочего дня)
Обход рабочих мест.
Решение вопросов касающихся повседневной деятельностиорганизации.
Инструктирование подчиненных по возникающим вопросам.
3. Организационно-правоваяформа предприятия. Порядок создания и организация деятельности предприятия3.1 Общее представление о нормативно-правовой базеорганизации
В состав нормативно-правовой базы организации входят такиедокументы:
Устав ОАО «РЖД»
Коллективный договор
Штатное расписание
Правила внутреннего трудового распорядка
Должностные инструкции
Устав — документ, в котором содержится вся информация обусловиях работы и деятельности ОАО «РЖД».
Коллективный договор — документ в котором представленаинформация об условиях труда рабочих (льготы, график работы, начислениезаработных плат и т.п.)
Штатное расписание — документ в котором представлен переченьдолжностей сотрудников, оклад и тарифные ставки.
Правила внутреннего трудового распорядка — документ вкотором представлен распорядок трудового дня (количество часов работы, времяобеда), рабочая неделя, выходные.
Должностные инструкции — документ в котором регламентируютдеятельность работника, его права и обязанности, в зависимости от занимаемойдолжности.3.2 Порядок создания и организация деятельностипредприятия
Создание, реорганизация и ликвидация дистанцииосуществляется ОАО «РЖД» по представлению железной дороги в порядкеустановленном действующим законодательством. Государственной регистрации нетребуется.
Дистанция в своей деятельности руководствуется КонституциейР.Ф., федеральными конституционными законами, федеральными законами, иныминормативно правовыми актами Р.Ф. и субъектов Р.Ф., приказами, распоряжениями идругими нормативными документами ОАО «РЖД» и железной дороги, уставомОАО «РЖД», положением о железной дороге, а также положением о Кошунихо-Ангарской дистанции сигнализации и связи Восточно-Сибирскойжелезной дороги.
4. Внешняя среда организации4.1 Влияние факторов и характеристика внешней средына деятельность организации
Организация «ШЧ — 11» принадлежит к Восточно-Сибирскойжелезной дороге, и на нее действует множество факторов внешней среды:
это государственные законы и органы (формируют нормативно — правовую базу организации), состояние экономики (формирует уровень цен, ценовуюполитику), научный прогресс (появляется улучшенный железнодорожный транспорт,повышается качество железнодорожных путей и т.п.), политика государства (переменымогут быть глобальны, вплоть до пересмотра роли железных дорог в стране),международные события (кризис, терроризм, катастрофы, проблемы экологии и т.п.),и многое другое.4.2 Анализ конкретной ситуации, деятельности идействия фирм конкурентов
У данной организации нет конкурентов.
5. Структура организации5.1 Структурные подразделения предприятия
/>
Структура управления.
В данной организации используется линейно организационнаяструктура управления.
Во главе стоит руководитель. У него в подчинении находятсятри заместителя, главный бухгалтер, главный инженер и отдел кадров.
У первого заместителя в подчинении находятся начальниктехнического отдела, и старшие электромеханики линейных участков.
У второго заместителя в подчинении старшие электромеханикилинейных участков и диспетчера.
У третьего заместителя в подчинении старшие электромеханикилинейных участков.
У главного инженера в подчинении инженер по охране труда,КНП, гараж, КТСМ.
У главного бухгалтера в подчинении экономисты, бухгалтерия,кладовщик, и инженер по планированию труда.5.2 Характеристика преимуществ и недостатковпредставленных структур управления и взаимосвязи элементов системы управленияорганизацией
В основе линейно организационной структуры управления лежитпринцип единоначалия, который предполагает предоставление руководителю широкихправ и полномочий, для выполнения его функций. Сам менеджер подчиненвышестоящим организациям управления.
Достоинства:
Четкая структура взаимных связей.
Ясная ответственность
Быстрая реакция, и обратная связь в ответ на указанияруководства.
Недостатки:
Отсутствие подразделений по планированию производства, иподготовки решений.
Тенденция к волоките, при решении смежных проблем.
Перегрузка руководителей верхнего уровня.
6. Особенности мотивации труда персоналапредприятия6.1 Введение
Первый человек взял в руки палку и пошел на охоту, мотивируяэто тем, что он сможет прокормить свою семью, и выжить. Онсобирал дрова для костра, чтоб спастись от хищников и согреться холодной ночью.Во времена великих империй и завоеваний, простой воин шел умирать за своегогосподина, мотивируя это великой честью и славой, или же потому что вернувшисьдомой после долгих походов, с хорошей добычей, он сможет спасти свою семью от нищеты.Потом стала развиваться индустрия, строились первые фабрики, заводы, шлиреволюции за права рабочих, и человек требовал себе нормальный трудовой день идостойную зарплату. Давно прошли те времена, но человек до сих пор мотивируетсвой труд, и запросы его стали жестче, ибо он теперь знает свои права, он знаетсебе цену…
Термин мотивация означает, процесс побуждения себя и другихлюдей, на достижение личных целей и целей организации.
Целью предприятия является повышение качества продукции,сокращения издержек производства и, в конечном счете, достижение высокойэффективности производственной деятельности. Однако этого нельзя достичь, еслине создать благоприятных условий, мотивации для того, чтобы работники были самизаинтересованы в решении стоящих проблем.А. Морит, говорил — «людям, нужныденьги, но они хотят получать удовольствие от работы, и гордится ею», адовольный рабочий, как известно — производительный рабочий. Именно поэтому темамотивации всегда актуальна. Нужно учиться, правильно и грамотно мотивироватьперсонал, люди должны сами хотеть выполнить свою работу, и выполнить ееприлежно и старательно.
И для того, чтобы поближе познакомиться со столь важнымпроцессом, и впоследствии, наиболее эффективно пользоваться мотивацией напрактике, я решил выбрать тему «Использование методов мотивации в работеруководителя».6.2 Сведенья о мотивации
В самом общем виде мотивация человека к деятельностипонимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлениюопределенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляютего осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связьмежду отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложнойсистемой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно поразному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Болеетого, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могутвлиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться какстепень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этимвоздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать болеедетализированное определение мотивации. Мотивация — это совокупностьвнутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности,задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность,ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации наповедение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально иможет меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Основные понятия мотивации:
Потребности — это то, что возникает и находится внутричеловека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеетопределенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, отчего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, онадает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разномумогут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагироватьна них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этомне все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребностьустранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинствопотребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять формусвоего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния начеловека.
Мотив — это то, что вызывает определенные действиячеловека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный»характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человекуфакторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотивне только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать икак будет осуществлено это действие в частности если
мотив вызывает действия по устранению потребности то уразличных людей
эти действия могут быть совершенно отличны, даже если онииспытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию — человек можетвоздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их изсвоей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а ихсовокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг кдругу по степени их воздействия на поведение человека, поэтому мотивационнаяструктура человек может рассматриваться как основа осуществления имопределенных действий.
Мотивационная структура человека обладает определеннойстабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессевоспитания человека, его образования.
Мотивирование — это процесс воздействия на человека сцелью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в немопределенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управлениячеловеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того,насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.6.3 Исследование методовмотивации в работе руководителя
Чтобы разработать действенную систему мотивации напредприятии, руководители должны знать какие у их работников потребности, икритерии мотивации. Проанализировав организацию «ШЧ — 11», я выявилтакие критерии:
Человек хочет выразить себя в результатах труда, поэтомумерки выполнения заданий должны быть всегда высокими, чтоб не страдалодостоинство работников.
Человеку важно чувствовать что он незаменим для коллектива. Успехего должен быть замечен, и признан, иначе это приведет к разочарованию.
Инициатива работников снижается, если их усердие приводитлишь к дополнительной нагрузке и не компенсируется оплатой труда.
Исходя из этих критериев, и из других особенностей организацииможно выявить следующие методы мотивации:
1) заработнаяплата.
в принципе самый главный метод мотивации, так как люди длятого и идут на работу чтоб получить деньги, за бесплатно работать не будит ниодин сотрудник. Очень много людей считают их средством удовлетворенияпотребностей с абсолютным мотивационным потенциалом. Частично это верно, потомучто единственным теоретиком, который непосредственно изучал действие денег какмотиватора, был Ф. Герцберг, и он делал вывод, что деньги, в лучшем случае,лишь предотвращают неудовлетворение и не являются мотиватором.
Есть несколько правил использования денег в качествемотиватора:
Желанием получить деньги, можно мотивировать (в определенноевремя) почти каждого человека.
Деньги не являются конечной целью, они лишь индикаторположения человека.
Людей интересует не столько абсолютное количество полученныхими денег, а денежное вознаграждение по сравнению с другими людьми.
Существует множество потребностей, которые нельзяудовлетворить с помощью денег. В таких случаях менеджер должен искать болееподходящие пути удовлетворения потребностей.
2) разоваяденежная премия.
Выдается за наиболее интенсивный и производительный труд,активное участие в жизни организации, за какие либо достижения и т.д.
3) рабочая среда.
Обстановка в которой осуществляется работа, очень важна. Отэтого может зависеть качество выполненной работы, сроки ее выполнения.
Конкретно должны быть такие условия:
доверительные отношения;
удобный график работы;
атмосфера взаимопомощи;
сплоченность коллектива.
4) полезность вработе.
Люди хотят чувствовать себя частью организации в которой ониработают. Для этого необходимо сообщать работникам информациюо работе предприятия, о проводимых акциях. Принимать участие в жизни коллективаработников. Проводить различные собрания, совещания. Интересоваться мнением,взглядами работников.
5) стабильность.
Если человек постоянно живет под реальной угрозойувольнения, от него невозможно ждать максимальной отдачи в работе.
6) собственноеразвитие.
Собственное развитие для работника важно, потому что этодает ему опыт работы, благодаря чему он становится более востребован. Это можетбыть повышение квалификации, уровня образования, приобретение новых профессий ит.п.
7) интерес кработе.
Естественно, что у работника должен быть интерес к своейработе, иначе толку от него мало. Когда работник «горит» своейработой, когда он очень увлечен, он получает огромный стимул к труду.
8) делегирование
Делегирование освобождает от рутинной и малоответственнойработы
руководителя организации, и дает время для болееответственной — планирования, организации, мотивирования, и контроля. Увеличиваетвозможности руководителя. Сокращает задержки принятия решения — если порученияприближены к точке выполнения соответствующей работы. Позволяет приниматьрешения на том уровне где известны подробности выполняемой работы. Развиваетспособность персонала принимать решения, достигать цели и брать на себяответственность.
Делегирование происходит по следующим правилам:
каждому исполнителю ставится комплекс задач, с учетом егоквалификации, знаний и опыта;
определяются конкретные обязательства;
исполнители наделяются необходимыми правами.6.4 Рассмотрение результатов
Использование методов мотивации в работе руководителя «ШЧ- 11», я выявил при наблюдении за работой сотрудников организации, изличных бесед с руководителем, при знакомстве с документацией.
На основании этого я могу сделать следующие выводы:
руководитель имеет опыт;
легко разрешает сложные ситуации;
находит контакт с подчиненными;
умело использует организационно — административные, иэкономические методы управления мотивацией подчиненных;
Но довольно неактивно используют социально — психологическиеметоды.
7. Заключение
Мотивация в организационном контексте — это процесс, спомощью которого менеджер побуждает других людей работать для достиженияорганизационных целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности. Дажеесли создается впечатление, что служащие работают только ради достижения общихцелей организации, то все равно ведут они себя так потому, что уверены, что этолучший способ достижения собственных целей. Рабочие занимаются тяжелымфизическим трудом, соглашаются работать дополнительные часы, выдерживаютбольшое напряжение, и все потому что уверены, что эти негативные аспекты ихработы приемлемы, учитывая ту награду, которую они получают для себя и для тех,кто занимает важное место в их жизни.
И проведя исследование участия мотивации в работеруководителя и жизни фирмы в целом, я могу, точно сказать что МОТИВАЦИЯ этодействительно один из важнейших процессов в менеджменте, наравне сорганизацией, планированием, контролем. Что вполне легко объяснимо, ведьрабочие, это в первую очередь люди, личности, а значит у них есть требования,желания, принципы. И если не мотивировать рабочих, ни дать им удовлетворятьсвои потребности, процесс контроля будет невозможен, а бес контроля неторганизации, а значит и планирования.
И вот из всех этих тонкостей, и вытекает важность мотивации.
Приложение № 1. «Внешняя средаорганизации»
/>
Приложение № 2: «мотиваторы действующие на работника»
/>
Приложение № 3. диаграмма «действиеметодов мотивации на результаты работы организации»
/>
ПРИМЕЧАНИЕ: На этой диаграмме примерно представлено, как быизменились результаты работы организации при активном применении методовмотивации, и при пассивном их применении.
Библиографический список
1. «Менеджмент» Е.Л. Драчова, Л.И. Юликов. Издательство «Мастерство»,2002г.
2. «Экономика фирмы» Т.В. Муравьева, Н.В. Зиньковская, Н.А. Волкова,Г.Н. Лиференко. Издательство «Мастерство», 2002г.
3. «Основы менеджмента» М. Амстронг. Издательство «Феникс»,1998г.
4. «Основы менеджмента» А.А. Радугин. «Издательство Центр»,1997г.