Реферат по предмету "Менеджмент"


Инновационная активность

Содержание

Введение

1. Инновационная активность: сущность и содержание

2. Содержание элементов инновационной активности

3. Факторы влияния на инновационную активность

4. Общее понятие о конкурентных преимуществах

5. Методические основы управления конкурентными преимуществами

6. Конкурентоспособность российских предприятий, занимающихся инновационной деятельностью

Заключение

Список использованных источников
Введение


Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы «внедрения» результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая относительно аналогичных показателей в других странах.

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Инновационная активность напрямую зависит от возможности этого предприятия конкурировать на российском и мировом рынке. Чем выше активность, тем более успешно предприятие в своёй деятельности, следовательно предприятие более конкурентоспособно.

Данная контрольная работа написана с целью рассмотрения вопросов, связанных с инновационной активностью предприятий в России и их конкурентных преимуществах и недостатках. А именно: определение и содержание понятий «инновационная активность» и «конкурентные преимущества», факторы влияющие на инновационную активность, методические основы управления конкурентными преимуществами. Так же в работе представлены статистические данные российских инноваций.

Таким образом, на основе анализа докладов и статистики, подготовленной специалистами, мы посмотрим насколько конкурентоспособность предприятий, использующие инновации.
1. Инновационная активность: сущность и содержание
Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий свою собственную систему понятий и базовые для инноватики понятия из основополагающих отраслей знания.

Система инноватики включает следующие категории:

новатор и инноватор,

новшества (новации),

нововведения (инновации),

инновационный процесс,

инновационная деятельность,

инновационные риски,

инновационная активность.

Инновационная активность — самостоятельная категория. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии. Этим признаком один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

Активность деятельности коммерческой организации — это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, так как инновационная деятельность может дать либо положительный, либо отрицательный результат. Почему при одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале у разных руководителей, разных организаций разные результаты? Это объясняется разной активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.



Какие при этом черты инновационной деятельности должен отражать признак «инновационная активность»? Это две составляющие:

Во-первых, инновационная деятельность должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и стратегической даже в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды).

Во-вторых, инновационная деятельность должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность инновационная деятельность.

В стратегическом плане инновационная активность определяется следующими пятью показателями:

качеством инновационной стратегии конкуренции;

уровнем мобилизации инновационного потенциала;

уровнем привлеченных капиталовложений — инвестиций;

уровнем методов и культуры, используемых при проведении инновационных изменений;

обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане инновационная активность выражается двумя показателями:

соответствием реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;

скоростью (темпом) действий и проведения стратегических инновационных изменений.

Управление инновационной активностью требует подойти к этой категории с позиций квалиметрии. Категория «инновационная активность» как объект измерения приобретает свойства признака — количественного параметра (показателя). Признак «инновационная активность», отражающий

как интегральный показатель определенную совокупность частных свойств (может иметь форму «дерева свойств»), сам имеет признаки.

Формула оценки инновационной активности (ИА):

ИА = ( 1 / 7 ) ´ å А i, i = 1, 2, …, 7 (1)

Признаки инновационной активности:

А1. Качество инновационной стратегии конкуренции;

А2.Уровень мобилизации инновационного потенциала.

А3. Уровень привлеченных капиталовложений (инвестиций).

А4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений.

А5. Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации.

А6. Скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений.

А7. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
2. Содержание элементов инновационной активности


Содержание элементов признака «инновационная активность»:

1. Качество инновационной стратегии конкуренции. Соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.



2. Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

3. Уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное — это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирование на клиентах».

5. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого “мертвого героя”, а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачником.

6. Соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию:

реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее решению;



активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия;

планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».

7. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений.

3. Факторы влияния на инновационную активность


Управление инновационной активностью и повышение ее уровня предполагает установление 2 групп факторов влияния:

Внешние:

нестабильность внешней среды как основное проявление временного фактора;

инновационный климат (состояние с финансовой, налоговой, правовой, научно-производственной поддержкой инновационной активности со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей системного и отраслевого характера);

инвестиционный климат; инновационная конкурентная среда.

Внутренние:

открытость организации;

компетентность ее руководства и специалистов; стратегическая гибкость;

мотивация специалистов и руководства.

Необходимо наладить учет этих факторов. В силу многоаспектности факторов в ряде случаев ограничиваются некоторой их комбинацией. В качестве внешнего фактора берем «нестабильность» (Нi), а внутреннего «открытость» (Оk). Оба фактора квантифицируются на пять уровней по пятибалльной шкале. Анализируются отношения: нестабильность — активность (Нi — Аj ) открытость — активность ( Оk — Аj ). Если активность будет ниже того уровня, который диктуется уровнем нестабильности и допускается уровнем открытости, то есть, Аj Нi и Аj > Оk организация будет выглядеть подобно «мертвым героям».



Таким образом, в комбинации Н — А — О в оптимальных случаях уровни всех составляющих компонентов должны быть равными: i = j = k. Разница уровней указывает на рассогласованность.
4. Общее понятие о конкурентных преимуществах


Конкуренция — одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этим вопросом [1, c.17].

Конкурентные преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ регионов, отраслей, производств и т.д. [1, c.19].
5.
Методические основы управления конкурентными преимуществами




Конкурентные преимущества системы – это какая — либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами [6, c. 192].

Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем [6, c. 184].

Наиболее цитируемым автором из зарубежной и отечественной литературе по теории управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны и отраслей является Майкл Портер.

Основные теоретические положения М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании [6, c. 193-195]:

Стадия конкурентоспособности станы являются:

стадия факторов производства;

стадия инвестиций;

стадия нововведений;

стадия богатства.

Страна из первой стадии переходит во вторую, из второй в третью и т.д. Из четвертой стадии идет обратный откат в третью.

Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен).

Типичными причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются:

новые технологии;

новые запросы покупателя;

появление нового сегмента;

изменение стоимости компонентов производства;

изменение правительственного регулирования



Цепочка ценностей фирмы включает: основную деятельность (обеспечение поставок, выкуп продукции и т.д.) и вспомогательную деятельность (планирование, финансы, управление персоналом, снабжение и т.д.).

Конкуренцию в отрасли определяют пять сил:

способность покупателя торговаться;

способность поставщиков торговаться;

угроза появления товарозаменителей;

угроза появления новых конкурентов;

соперничество между конкурентами.

Детерминантами конкурентного преимущества страны являются: параметры спроса на внутреннем рынке; параметры факторов производства и инфраструктуры; стратегия фирм; их структура и соперничество на внутреннем рынке; родственные и поддерживающие отрасли, конкурентоспособные на международном рынке.

Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим [6, c. 192-193]:

анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;

развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;

формирование цели функционирования и развития объекта;

фокусирование факторов конкурентоспособности на цель;

направление сфокусированных факторов конкурентоспособности на цель.

В настоящее время многие ученые и специалисты считают, что конкурентоспособность – это результат нашей работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Эта ошибочная

теория или точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Многие забывают, что профилактика в десятки и даже сотни раз эффективнее лечения. Нужно до того сконцентрировать и правильно направить факторы конкурентоспособности, а не разводить руками после реального обнаружения разнонаправленности отдельных средств и их отрицательной эффективности [6, c. 193-194].
6. Конкурентоспособность российских предприятий, занимающихся инновационной деятельностью

Ежегодно на всероссийских семинарах и заседаниях посвященных проблемам российской экономики специалисты представляют вниманию доклады, содержащие статистические данные. Затем данные доклады публикуются в экономических журналах и на сайтах.

Одним из таких докладов является «Инновационное развитие – основа модернизации экономики России». Он освещает проблемы инновационного развития и вовлеченность тысяч чиновников в управление инновациями. Среди руководителей и авторов доклада – Леонид Гохберг (Высшая школа экономики), Владимир Рудашевский (АФК «Система»), Михаил Попов («Роснано»). В докладе обобщена исчерпывающая статистика инновационной активности, проанализированы меры и инструменты господдержки. Некоторое подчеркивание темы нанотехнологий сочетается с достаточно критической оценкой места России в этой сфере (завершающие этапы исследовательских проектов слабо проработаны, уровень предлагаемых технологических решений низок). [5]

Из рисунка 1 видно, что инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий (левые столбцы – 1995 г., правые — 2006 г.). Даже в восточноевропейских странах предприятий — инноваторов больше как минимум вдвое, а в Германии, например, – в 8 раз. Доля инновационной продукции у нас – лишь 5,5%. Даже в области производства летательных и космических аппаратов инновациями занимаются всего 34,3% предприятий. Лишь 2,3% предприятий промышленности занимались в 2006 г. маркетинговыми инновациями. Отрасль, лидирующая по этому параметру среди низкотехнологичных, – производство сигарет (8,6%), что объясняется «острой конкуренцией». Наиболее высока доля инноваторов среди крупных предприятий, интегрированных в холдинги, а также среди не очень больших

по размеру высотехнологических компаний. А вот в малом бизнесе инноваторов крайне мало – даже среди тех, кто занимается высокотехнологичным бизнесом. [5]

Рисунок 1 — Динамика внутренних затрат на инновации и разработки в некоторых странах (в млн долл. США)

Инновации не слишком эффективны. За 1995-2006 гг. ежегодные затраты на инновации выросли вдвое, а объемы инновационной продукции – всего на 49%. Отстает Россия и по числу патентных заявок, а также опубликованных в научных журналах статей.

Для большинства предприятий инновации начинаются и заканчиваются закупкой оборудования. Доля НИОКР в общих затратах на технологические инновации составляет всего 18,6% (закупка машин и оборудования – 55-60%). Крайне слабо развита внутрифирменная наука, обеспечивающая в развитых странах 62-77% затрат на науку (статистика по странам – на стр. 23 доклада). Отстают и университеты, на которые в развитых странах приходится 13-23% затрат на науку.



В итоге доля России на мировых рынках высокотехнологической продукции – едва различимые 0,3%, на уровне Чехии, Норвегии и Португалии. И то в основном за счет традиционной отрасли – «воздушных и космических летательных аппаратов». Между тем в мире высокотехнологические рынки динамично растут: фармацевтика и биотехнологии прибавляют более чем на 20% в год, поражает воображение потенциал нанотехнологий (рынок нанотехнологических товаров, по прогнозу The Nanotech Report, вырастет с $50 млрд в 2006 г. до $2,5 трлн в 2014 г).

Даже из инновационной продукции принципиально новая – всего 1/10 (чуть более 70 млрд руб., или 0,6% промпроизводства). Остальное – усовершенствованные или вновь внедренные товары и услуги.

Одной из причин низкой конкурентоспособности является то, что в России отсутствуют законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, занимающиеся системным обеспечением конкурентоспособности различных объектов.

Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный прогноз. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самый высокий уровень [7].

Заключение


Инновации и конкурентоспособность изучаются многими учеными и специалистами в этой области. Однако зачастую исследования и разработки не находят должного применения и развития в виду быстро изменяющегося положения экономики на мировом рынке. Как известно, необходимо проводить комплексный анализ предприятия, чтобы выявить те недостатки, которые тормозят его развитию.

Теория конкурентного преимущества М.Портера не учитывает многих аспектов экономики, маркетинга, менеджмента, не адоптирована к условиям российской экономики.

Специалисты утверждают, что конкурентные преимущества российских инноваций:

дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;

низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре;

значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, позволяющие снизить капиталоемкость технологической модернизации отрасли вообще и конкретных проектов в частности, и, кроме того, облегчающие адаптацию западных технологий среднего уровня;

наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли, воплощенных в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам. [7]



Существование таких конкурентных преимуществ — это уже большой «плюс». Для улучшение состояния рынка необходимо поддержание и развитие таких преимуществ.

Таким образом, инновационная активность в России должна поддерживаться стимулированием инновационных разработок и применением их в производстве. При этом необходимо усилить роль государства, чтобы конкуренция в отдельных секторах экономики носила созидательный, а не разрушительный характер. И от того, как будет решена проблема российской конкурентоспособности инновационно активных предприятий, во многом зависит перспективное развитие экономики России.

Список использованных источников


Адрианов В.Д.: Конкурентоспособность России в мировой экономике/В.Д. Адрианов//Мировая экономика и международные отношения.- 2005.- №3.- С. 47-57.

Кондрашев В.: Анализ проблем конкурентоспособности /В.Кондрашов// Экономист.- 1999.-№12.- С.79-88.

Недорослев С.К.: Будущее высокотехнологических отраслей промышленности // Модернизация Российской экономики / Отв. ред. Е.Г. Ясин. — М: ВШЗ, 2002. — Кн. 1. – 198 с.

Резникович А.: Монополистическое отечество в опасности /А.Резникович//Коммерсантъ – Деньги.- 1999.-№13.- С. 30-43.

Стерлигов И.А.: Что мешает инновациям/ И.А Стерлигов//Открытая экономика. – 2009 – апрель.

Фатхутдинов Р.А.: Стратегическая конкурентоспособность: учебник для вузов по спец. «Маркетинг»/ Фатхутдинов Р.А.- М.: Экономика, 2007.- 505 с.

www.referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.