--PAGE_BREAK--· различия между страной и регионом носят не качественный, а количественный характер. И там, и там задействованы одни и те же экономические силы, но в разных пропорциях. Все регионы имеют одинаково экономическое, но разное географическое пространство;
· любая отрасль имеет потенциальные безграничные возможности для географической концентрации;
· все факторы, обуславливающие географические различия можно разделить на общие, имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в ряде отдельных отраслей и регионов. Каждая группа факторов подразделяется на региональные, обуславливающие размещение производительных сил с нулевой или низкой мобильностью только в определённых местах и агломерационные, способствующие концентрации мобильных факторов производства в некоторых из этих мест; природные, доставшиеся как бы “по наследству” и социально-культурные, постоянно воспроизводимые.
При разных количественных объемах ресурсов, обусловленных географическим разделением труда, регионы ведут соревнование между собой за привлечение мобильных факторов производства, которые в долгосрочном периоде задают параметры и масштабы инвестиционного потенциала территории. На уровне региона объём привлекаемых факторов в значительной мере зависит не от сравнительных, а абсолютных преимуществ, доставшихся как бы “даром”. С точки зрения методологии пространственных теорий основу абсолютных региональных преимуществ составляют: количество и качество трудовых ресурсов; производственный фактор “земля”, используемый для разработки, обработки и размещения; географическое расположение на мировых транспортных путях.
На уровне отдельного региона абсолютные преимущества имеются только в очень ограниченном числе отраслей, в результате чего локальная территории не может в долгосрочном периоде привлекать и удерживать многочисленное население и дифференцированный капитал. Высокая мобильность капитала создаёт для регионов, обладающих абсолютными преимуществами, возможности кумулятивного процесса неравномерного развития, который, с одной стороны, может проявляться в более быстрых темпах накопления экономического дохода, с другой – более глубокой фазе депрессии, из которой территория самостоятельно может не выйти вообще.
Обычно первым сигналом снижения инвестиционного потенциала является отъезд высококвалифицированных кадров, вследствие чего сокращается сфера применения труда для остающихся на прежних местах. Отъезд квалифицированных кадров уменьшает налоговую базу местных бюджетов, что ведёт к ухудшению положения ряда социальных групп населения, получающих свои доходы из бюджета. Снижение общего благосостояния практически всегда сопровождается “бегством” капитала, что придает регрессивному процессу кумулятивный характер. Отсюда можно сделать один важный вывод: экономическое процветание и упадок регионов является саморазвивающимся процессом, усиливающим неравномерность регионального развития.
2.2 Методика оценки инвестиционного потенциала региона
Большинство методик рейтинговой оценки инвестиционного потенциала регионов строится на экспертных опросах. Однако их повсеместное применение создаёт множество проблем, связанных с проверкой их на достоверность.
Во-первых, эксперты находятся на разном расстоянии от сравниваемых объектов. Географическое пространство является фактором, который влияет на “полноту” информации. Исходя из методологических предпосылок пространственных теорий, можно считать, что уровень “информационной полноты”, который доступен эксперту, обратно пропорционален расстоянию между ним и объектом оценки. Данная зависимость поддаётся математической интерпретации. Её количественные характеристики разработаны в моделях “контактного поля”. На обширном статистическом материале было доказано, что географическое пространство создаёт внутренние препятствия и вносит посторонние шумы в информационные потоки, которые влияют на конечные оценки экспертов.
Во-вторых, в региональной статистике набор индикаторов, характеризующих специфические особенности отраслевого выпуска, издержек, цен, рентабельности, эластичности спроса всегда существенно разнообразен, что является более важным фактором для оценки конкурентных преимуществ, чем интегрированные обобщения на уровне системы национальных счетов, где эти нюансы исчезают.
В-третьих, оценки экспертов субъективны, на них оказывают влияние политические, культурные, социальные, образовательные и другие факторы, что приводит к различиям в интерпретации одних и тех же экономических индикаторов и явлений.
Ещё более поразительный пример. В рейтинговом листе «Евромани» (март 1995 г.) Россия заняла 141 место. Её опередили Бермудские острова, Содружество Багамских Островов, Колумбия, Ботсвана, Новая Гвинея, Макао и т.д[8].
В-четвёртых, при публикации обобщенных рейтинговых систем, за кадром остаётся система статистических индикаторов, на основе которых формируются итоговые оценки, что не позволяет проверить их объективность.
В научной литературе при анализе экономического потенциала производственного фактора “земля” оцениваются возможности и целесообразность вовлечения в воспроизводственный процесс природных ресурсов при современном уровне развития науки и техники. При этом используются различные методы: затратный; рентный; кадастровый; смешанный. Каждый из них характеризуется своей методикой расчётов. Применительно к характеристике минеральных полезных ископаемых при разработке бизнес-планов учитываются размеры запасов, их концентрация, качественный состав, условия залегания, степень заселённости, транспортные расходы, экологические требования. Однако понятие “инвестиционный потенциал” – это более узкое понятие, связанное со стоимостной оценкой возможного дохода от инвестиций, вложенных в ресурсное производство, которые уже вовлечены в хозяйственный оборот.
Инвестиционный потенциал фактора “земля”, на основе которого формируются абсолютные региональные преимущества, складывается из следующих стоимостных оценок:
а) стоимость разведанных запасов минерального сырья, имеющих устойчивый потенциальный спрос за пределами региона.
Согласно международным экспертным оценкам общий объём потенциальных запасов минеральных ресурсов на территории России составляет около 140-150 трлн. долл., доля разведанных около 20 процентов.
Обеспеченность мировой экономики достоверными запасами нефти на рубеже ХХI века определяется 45-ю годами, из них на долю России приходится 4,7%.
Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1
Доказанные мировые запасы нефти в 1998 г.
Разведанные запасы природного газа составляют 145.3 трлн м3, из них на долю России приходится 33,2%. В мировой добыче газа доля России составляет 24,1%. Во второй половине 90-х гг. ХХ в. ежегодно добывалось 4,6-4,8 млрд т., из них на долю России приходилось 5,2%.
Анализ относительных цен на продукцию сырьевых отраслей показывает, что в России внутренние цены выше мировых на 30-50 процентов, что свидетельствует о высоком уровне монополизации сырьевого рынка. При этом необходимо отметить, что монополизм является одним из факторов, снижающих инвестиционный потенциал.
В структуре мирового земельного фонда 37,1% приходится на сельскохозяйственные угодья, в среднем по 0,24 га пашни на человека. Российская Федерация занимает третье место в мире, как по общей площади пахотных земель, так и по объёмам на одного человека.
Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 2
Площадь мировых сельскохозяйственных угодий в 1997 г.
Важнейшим условием разработки системных индикаторов инвестиционного потенциала сельскохозяйственных земель является организация рынка земли. Рыночная цена земельных угодий является стоимостным выражением готовности инвестора вкладывать свои капиталы в сельскохозяйственное производство на неопределённый срок.
Одним из важнейших параметров оценки инвестиционного потенциала сельскохозяйственных земель являются сравнительные показатели продуктивности. Урожайность зерновых в 1,5 – 1,6 раза ниже, чем в европейских регионах; в 5,2-5,6 раз ниже, чем в Республике Корея и Японии и в 3,5-4 раза ниже, чем в Китае. В 1999 г. по сравнению с 1996 г. уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий снизился на 18%[9].
По запасам древесины и лесопокрытым площадям Российская Федерация занимает в настоящее время первое место в мире.
Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 3
Мировые лесные ресурсы в 1997 г.
Уровень рентных платежей составляет 6-10 долл. за 1 м3 леса, что 6-8 раз ниже, чем США и Канаде[10], однако положительную чистую текущую стоимость имеют только экспортноориентированные инвестиционные проекты.
Совокупный потенциал капиталовооружённости региональной экономики оценивается через три основных расчётных параметра:
а) производственный потенциал рассчитывается как сумма остаточной стоимости отраслевых основных фондов и объёмов долгосрочных финансовых вложений предприятий и учреждений;
б) инфраструктурный потенциал региона рассчитывается как сумма остаточной стоимости основных фондов в отраслях транспорта и связи и показателя, характеризующего объём региональных сбережений, принадлежащих гражданам, организациям и учреждениям; накопленных в региональных коммерческих организациях;
в) инновационный потенциал оценивается через показатель отраслевых расходов на оплату труда ИТР, научных работников и высококвалифицированных рабочих, затрат на содержание региональной системы высшего и среднего специального образования, академических и отраслевых научно-исследо-вательских институтов.
Агломерационный эффект оценивается через сравнительные затраты на заработную плату в отраслях, продукция которых вывозится за пределы экономического района. Эффект агломерации влияет на количество фирм (объёмы располагаемого капитала) и цены в отраслях с монополистической конкуренцией.
Так, при концентрации рабочей силы в определённых местах средние издержки снижаются, что ведёт к росту инвестиционной привлекательности данной местности. Эффект агломерации является одним из проявлений процесса кумулятивной причинности, в рамках которого регионы, обладающие начальными преимуществами по концентрации и размещению производительных сил, в будущем имеют возможность привлекать всё большее количество капитала и рабочих из соседних регионов, находящихся в менее благоприятных условиях.
Теория наделённости региона факторами производства, базируется на следующих методологических предпосылках:
· инвестиционные преимущества обусловлены параметрами, влияющими на масштаб накопления мобильных факторов производства;
· мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их доходность и сохранность. Производство, оказывается более эффективным в отраслях, потребляющих те ресурсы, которые имеются в регионе в относительном изобилии. Исходя из этого инвестиции условно можно подразделить на ресурсоёмкие (земля), капиталоёмкие, трудоёмкие и интеллектуалоёмкие;
· избыточное накопление факторов производства приводит к снижению их относительных удельных издержек, что ведетёк росту конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижению относительных цен;
· регион стремиться экспортировать продукцию, в производстве которой интенсивно используются избыточные мобильные факторы. Динамика экспорта увеличивает инвестиционную привлекательность территории;
· рост мобильных факторов производства приводит к сдвигу границ производственных возможностей в сторону экспортных отраслей, что создаёт кумулятивный эффект в накоплении капитала и снижении удельных издержек;
· уровень вознаграждения (доход) мобильных факторов производства, используемых в экспортных отраслях, растёт, а в импортозамещающих – падает;
· снижение издержек на капитал обуславливают рост чистой текущей стоимости инвестиций, что увеличивает общую ценность всех активов инвестора, в том числе размещённых на других территориях;
· неконтролируемое увеличение объёмов вывоза продукции за пределы региона может привести к изменению равновесных цен на внешних рынках, что может оказаться разрушительным для экспортнориентированных отраслей.
продолжение
--PAGE_BREAK--Для выявления роли мобильных факторов в оценке инвестиционного потенциала, их подразделяют напостоянные и развитые. К “постоянным” относят природные ресурсы, неквалифицированную рабочую силу, климатические условия. К “развитым” — знания, высококвалифицированные кадры, услуги по управлению капиталом. “Постоянные” сохраняют устойчивую ценность в долгосрочном периоде при минимальных капиталовложениях на их развитие и поддержание. Уровень их доходности базируется на таком параметре, как “редкость”. Однако инвестиционный потенциал, формируемый на основе “редкости” ресурсов, неустойчив и зависит от динамики цен и изменения потребительских предпочтений на мировом рынке. “Развитые” факторы создаются за счёт значительных и продолжительных капиталовложений, которые необходимо постоянно совершенствовать.
Создавать и совершенствовать на региональном уровне все мобильные факторы невозможно. Поэтому для выстраивания иерархии факторов необходимо выделить детерминанты, на основе которых формируются инвестиционные преимущества территории. Отсюда вытекает важнейшая концептуальная предпосылка модели инвестиционного потенциала региона на основе теории накопления мобильных факторов производства: инвестиционный потенциал создается в отраслях, производство которых ориентировано на вывоз продукции за пределы региона.
Параметры спроса. Количественными показателями влияния спроса на выбор отраслей являются:
· объём вывоза продукции за пределы региона, превышающий уровень доли региона в ВВП страны;
· совокупная доля иностранных инвестиций в уставном фонде, вложенных в основной капитал отраслевых предприятий.
Доходность. Влияние уровня доходности на параметры инвестиционного потенциала региона базируется на следующих методологических предпосылках: экспортная ориентация всегда приводит к росту показателя ИПР и нет смысла требовать, чтобы отрасль имела обязательно преимущества, прежде чем выходить на “внешние” для неё рынки, либо требовать у государства, чтобы торговля была “справедливой”; регион выигрывает от отраслевой ориентации на внешний рынок, даже в том случае, если региональные предприятия уступают партнёрам по внешней торговле в уровне производительности труда и капитала во всех отраслях.
Исходя из этого объём затрат труда и капитала в экспортных отраслях являются относительным показателем уровня инвестиционной конкурентоспособности территории. Высокий уровень зарплаты и инвестиционных доходов влияет на мобильность факторов производства, что в долгосрочной перспективе приводит к снижению удельных факторных издержек и создаёт кумулятивный эффект дополнительного притока капитала.
Необходимо отметить, что каждый из приведённых подходов имеет свои достоинства и недостатки. Возможности их применения для экономических систем типа России, регионы которой расположены в 9 часовых поясах и 6 климатических зонах, требует дополнительной теоретической проработки и методической адаптации. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, они могут быть использованы для разработки оценочных моделей инвестиционного потенциала регионов. На современном этапе в условиях перехода к открытой модели рынка сам по себе показатель инвестиционного потенциала, без оценок экономических рисков не может быть использован для выбора политики управления инвестиционными ресурсами.
глава 3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 3.1 Необходимость анализа инновационных проектов
Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы опенки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя[11]:
цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство.
Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.
1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование атакой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.
При оценке инновационного проекта следует выявить действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов[12].
Целесообразно также проанализировать и возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта.
3. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить н учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.
При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно. Па принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта.
4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован
100%-ныи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направляют ресурсы па разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации.
Кроме этого следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт пли технологический процесс начнет читать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, — это правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта.
5. Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ.
К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг.
Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требован ним и. необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновационного проекта. Оценивая проект, предприятию необходимо выявить те характеристики нового продукта или услуги, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.
На данной стадии реализации проекта следует оценить окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологии, уровня оплаты труда работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.
Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реализации проекта… Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми.
3.2 Методы оценки инновационных проектов
3.2.1 Срок окупаемости инвестиций.
Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки является метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений).
Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций.
Метод расчета срока окупаемости наиболее прост с точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными сроками окупаемости. Однако он имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам.
Этот метод, во-вторых, не учитывает доходов последних периодов, т.е. периодов времени после погашения суммы инвестиций.
Однако в целом ряде случаев применение этого простейшего метода является целесообразным. Например, при высокой степени риска инвестиций, когда предприятие заинтересовано вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки, при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия проблем с ликвидностью основным параметром, принимаемым во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является как раз срок окупаемости инвестиций.
3.2.2 Коэффициент эффективности инвестиций. Другим достаточно простым методом оценки инвестиционных проектов является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций). Коэффициент эффективности инвестиций рассчитывается путем деления среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два.
К преимуществам данного метода относится простота и наглядность расчета, возможность сравнения альтернативных проектов по одному показателю. Недостатки метода обусловлены тем, что он не учитывает временной составляющей прибыли. Так, например, не проводится различия между проектами с одинаковой среднегодовой, но в действительности изменяющейся по годам величиной прибыли, а также между проектами, приносящими одинаковую среднегодовую прибыль, но в течение разного числа лет.
3.3.3 Чистая текущая стоимость. Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с величиной инвестиций. Общая накопленная величина дисконтированных доходов за n лет будет равна сумме соответствующих дисконтированных платежей:
Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями составляет чистую текущую стоимость (чистый приведенный эффект):
3.3.4 Рентабельность инвестиций.
Применение метода чистой текущей стоимости, несмотря на действительные трудности его расчета, является более предпочтительным, нежели применение метода оценки срока окупаемости и эффективности инвестиций, поскольку учитывает временные составляющие денежных пото-ков. Применение этого метода позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные показатели (чистую текущую стоимость), но и относительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций:
продолжение
--PAGE_BREAK--