Реферат по предмету "Менеджмент"


Информационные технологии в менеджменте

Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Московский Государственный Университет Сервиса
Факультет Института Экономики Сервиса
Отделение среднего профессионального образования
Курсовая работа
на тему: Информационные технологии в менеджменте
Москва 2006

Введение
 
Под управленческой информациейпонимается совокупностьсведений о процессах, протекающих внутри организации и в ее окружении. Ихиспользование позволяет снизить неопределенность при принятии решений. Поэтомууправленческая деятельность начинается со сбора, накопления и переработкиинформации, которая сегодня превратилась в важнейший ресурс развития любойорганизации.
Без информации невозможна совместная работа в условияхразделения труда. Обладание информацией означает обладание реальной властью, ипоэтому лица, причастные к ней, стремятся ее утаивать (нехватка информации,как, впрочем, и избыток ненужной, дезориентирует любую хозяйственнуюдеятельность).
Потребность в управленческой информации определяетсясодержанием и повторяемостью решаемых задач; пониманием их людьми; имеющимися уних знаниями, опытом, образованием (чем они выше, тем меньше сотрудникинуждаются в дополнительной информации).
Специфическойформой управленческой информации являются слухи. Они представляют собой попыткуобъяснить сложную и важную ситуацию при отсутствии или недостатке официальныхсведений. При этом исходная версия, кочуя от одного субъекта к другому,дополняется и корректируется до тех пор, пока не сформируется вариант, в целомустраивающий большинство.
Поскольку большинство людей склонны считать, что слухиисходят из источников, достойных доверия, западные фирмы их часто применяют дляраспространения сведений, которые по тем или иным причинам не могут бытьпреданы официальной огласке. В то же время доверием людей слухам пользуются иучастники конфликтов, стремящиеся недобросовестными приемами склонитьокружающих на свою сторону.
Основнойсоставляющей частью автоматизированной информационной системы являетсяинформационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием ифункционированием информационная система (ИС).
Основнаяцель автоматизированной информационной технологии — получать посредствомпереработки первичных данных информацию нового качества, на основе которойвырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счетинтеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости,использования современных технических средств для внедрения и функционированиякачественно новых форм информационной поддержки деятельности аппаратауправления.
Информационнаятехнология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемойинформации и ведет к сокращению сроков ее обработки. ИТ является наиболееважной составляющей процесса использования информационных ресурсов вуправлении. Автоматизированные информационные системы для информационнойтехнологии — это основная среда, составляющими элементами которой являютсясредства и способы для преобразования данных. Информационная технологияпредставляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правилвыполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многихфакторов, которые систематизируются классификационным признакам (рис 1):
По степеницентрализации технологического процесса ИТ в системах управления делят нацентрализованные, децентрализованные и комбинированные технологии:
/>Возможности пользователю влиять наобработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет емувзаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме,оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.
Интерфейссетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователютелекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационными вычислительным ресурсам.
Способпостроения сети зависитот требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена иуправления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов коперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданиюсетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиямисовременных условий функционирования организации. Это влечет за собойорганизацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых(иерархических) и распределенных информационных технологий в И Сорганизационного управления. Все они ориентированы на технологическоевзаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки,накопления, хранения и защиты информации.

1. Информационные системы и технологии. Их классификация в организационном управлении
Информационнаясистема управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей,технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначеннаядля обработки информации и принятия управленческих решений.
Информационнаясистема управления должна решать текущие задачи стратегического и тактическогопланирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Многиеучетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования,контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработкиданных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительнымсредством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходефункционирования автоматизированной информационной системы, руководитель можетспланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые икадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладитьоперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходомвыполнения плана, использованием ресурсов и т. д. Информационные системыуправления позволяют:
-повышатьстепень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачии обработки информации;
-обеспечиватьсвоевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночнойэкономики;
-добиватьсяроста эффективности управления за счет своевременного представления необходимойинформации руководителям всех уровней управления из единого информационногофонда;
-согласовыватьрешения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурныхподразделениях;
-за счетинформированности управленческого персонала о текущем состоянии экономическогообъекта обеспечивать рост производительности труда, сокращениенепроизводственных потерь и т. д.
Классификацияинформационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровняуправления, сферы функционирования экономического объекта и его организации,степени автоматизации управления.
Основнымиклассификационными признаками автоматизированных информационных системявляются:
-уровеньв системе государственного управления;
-областьфункционирования экономического объекта;
-видыпроцессов управления;
-степеньавтоматизации информационных процессов.
Всоответствии с признаком классификации по уровню государственного управленияавтоматизированные информационные системы делятся на федеральные,территориальные (региональные) и муниципальные ИС, которые являютсяинформационными системами высокого уровня иерархии в управлении.
И Сфедерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административногоуправления и функционируют во всех регионах страны.
Территориальные(региональные) ИС предназначеныдля решения информационных задач управления административно-территориальнымиобъектами, расположенными на конкретной территории.
МуниципальныеИС функционируют ворганах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов иобеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов,местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньевсоциально-экономических областей города, административного района и т. д.

2.Особенности информационной технологии в организациях различного типа
Информационнаятехнология является основной составляющей информационной системыорганизационного управления, непосредственно связана с особенностямифункционирования предприятия или организации.
Выборстратегии организации автоматизированной информационной технологии определяетсяследующими факторами:
-областьюфункционирования предприятия или организации;
-типомпредприятия или организации;
-производственно-хозяйственнойили иной деятельностью;
-принятоймоделью управления организацией или предприятием;
-новымизадачами в управлении;
-существующейинформационной инфраструктурой и т. д.
Основополагающимфактором для построения информационной технологии с привязкой ее к принятоймодели управления и существующей информационной инфраструктуре является областьфункционирования экономического объекта, в соответствии с которой организацииможно разделить на группы, представленные в табл. На формирование технологииобработки информации оказывает влияние тип организации. В организациях различноготипа в зависимости от требований к решению задач управления экономическимобъектом формируется технологический процесс обработки информации. Привнедрении информационных систем организационного управления и технологийосновными критериями являются также величина организации и область еефункционирования. С учетом этих критериев делается выбор программно-аппаратногообеспечения информационной технологии решения конкретных функциональных задач,на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения.
Организации(предприятия) можно разделить на три группы — малые, средние и большие(крупные).
1. На малыхпредприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, какправило, связаны с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информациипо отдельным видам бизнес процессов, созданием информационных баз данных понаправленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды длясвязи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.Персонал малых предприятий работает в среде локальных вычислительных сетейразличной топологии с организацией автоматизированного банка данных дляконцентрации информационных ресурсов предприятия.
Индивидуальныеприложения и функциональная информация специалистов малого предприятиялокализуются на уровне автоматизированных рабочих мест (рабочих станций)локальной вычислительной сети, а автоматизированный банк данных используетсядля эффективной информационной поддержки работы верхнего звена управления.Поэтому на малых предприятиях наиболее целесообразна организациякомбинированной информационной технологии, которая сочетает в себераспределенную обработку данных с централизацией информационных ресурсов вавтоматизированном банке данных.
Вкачестве центральной вычислительной системы, реализуемой для организацииавтоматизированного банка данных, используются UNIX-сервер, мэйнфрейм или суперкомпьютер.
Комбинированнаясетевая организация автоматизированной информационной технологии имеетследующие преимущества:
-экономияэксплуатационных расходов;
-возможностьэффективной реализации архитектуры «клиент-сервер»;
-высокаяадаптивность к требованиям пользователей за счет широкого спектра вариантовсочетания аппаратных и программных средств и т. д.
Однакоконцентрация системы вокруг единственного сервера не всегда является лучшимрешением, так как существуют жесткие ограничения на количество клиентов,подключенных к серверу. Увеличение числа клиентов приводит к замедлению реакциисистемы. Кроме того, в современных условиях функционирования предприятия илиорганизации для выработки оптимального управленческого решения необходимоцентрализованно решать разноплановые задачи, начиная с традиционных бизнесприложений типа программ бухгалтерского учета и заканчивая задачами оценки коммерческогориска с использованием систем искусственного интеллекта. Практика показывает,что смешивать весь спектр подобных задач в одном компьютере неэффективно, апопытки обойти указанные ограничения за счет наращивания вычислительноймощности центрального сервера приводят к резкому увеличению финансовых затрат.Поэтому подобное комбинированное построение автоматизированной информационнойтехнологии и организация локальной вычислительной сети с одним информационнымузлом концентрации вполне себя оправдывают только при реализации на малыхпредприятиях.
2.      Всредних организациях (предприятиях) большое значение для управленческогозвена играют функционирование электронного документооборота и привязка его кконкретным бизнес процессам. Для таких организаций (предприятий, фирм)характерны расширение круга решаемых функциональных задач, связанных сдеятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивовинформации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах,предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информацииот несанкционированного доступа и т. д. Производится наращивание возможностейразличных форм организации хранения и использования данных: разграничениедоступа, расширение средств поиска, иерархия хранения, классификации и т. д.
Дляисключения узких мест в организации информационной технологии среднихпредприятий используется несколько серверов в различных функциональныхподразделениях предприятия. Так, локальная вычислительная сеть среднихпредприятий представляет собой двухуровневую вычислительную сеть, на верхнемуровне которой организована коммуникационная среда для обмена информацией междулокальными серверами, а на нижнем уровне — подключение локальных вычислительныхсетей различной топологии каждого функционального подразделения к локальномусерверу для обеспечения пользователям взаимного обмена информацией и доступа ккорпоративным ресурсам.
3.      Вкрупных организациях (предприятиях) информационная технология строитсяна базе современного программно-аппаратного комплекса, включающеготелекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитуюархитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративныхвычислительных сетей. Корпоративная информационная технология крупного предприятияимеет, как правило, трехуровневую иерархическую структуру, организованную всоответствии со структурой территориально разобщенных подразделенийпредприятия: центральный сервер системы устанавливается в центральном офисе,локальные серверы — в подразделениях и филиалах, станции клиентов,организованные в локальные вычислительные сети структурного подразделения,филиала или отделения — у персонала компании
 
3. Организационно-экономическая сущность менеджмента напредприятии
Менеджмент — это система реализации управленческих решенийдля эффективного функционирования процесса на период времени менее одного года.Под процессом понимается технологически обоснованное преобразование трудовымиресурсами и средствами труда различим свойств предметов труда для получениянеобходимых конкретных видов продукции определенного количества и качества.Менеджмент как система структурно подразделяется на три уровня: [1]
1) управлениепредприятием в целом;
2) управление цехами
3) управлениетехнологическими линиями (участками). С позиции детализации решаемых задач вменеджменте выделяются: технико-экономическое, оперативно-производственное итехнологическое управление. Технико-экономическое управление охватывает всеуровни и решает задачи управления по следующим временным периодам: год,полугодие, квартал, два месяца, месяц. Оперативно-производственное управлениетакже осуществляется на всех уровнях, но решает задачи за более короткие интервалывремени: декада, неделя, сутки, смена, час. Технологическое управлениереализуется только на уровне технологических линий (участков) в реальномвремени. Детализация решаемых задач связана со спецификой объектов управления.
Выделяются два вида управления: управление людьми иуправление механизмами. Первый вид принято называть управлением информационнымпроцессом или организационным управлением. Он включает технико-экономическое иоперативно-производственное управление.
Второй вид получил название управление материальным процессомили технологическое управление.
По областям ответственности специалистов (менеджеров)различаются верхний, средний и нижний уровни организационного управления.Менеджеры верхнего уровня решают задачи технико-экономического управления попредприятию в целом. Они распределяют ресурсы и контролируют эффективностьпроизводства с позиции получения запланированной величины прибыли. Задачиоперативно-производственного управления предприятием и цехом, а такжетехнико-экономического управления цехом являются областью ответственностименеджеров среднего уровня. Цель этого уровня заключается в необходимостиоперативного реагирования на возникающие производственные ситуации. Для этогоподготавливается информация в подробной номенклатуре за оперативный периодвремени. На нижнем уровне реализуются задачи технико-экономического иоперативно-производственного управления участком (технологической линией).Схема взаимосвязи структурных уровней управления, решаемых задач и областейответственности специалистов представлена на рис.1.
Организационная сущность менеджмента независимо отструктурных уровней управления, решаемых задач и областей ответственностиспециалистов находит отражение в выполнении четко регламентированных ивзаимосвязанных функций управления. Под функцией управления понимаетсяобособившийся в процессе разделения и специализации труда вид управленческойдеятельности. Различаются функции организационного управления и функциитехнологического управления.
К функциям организационного управления на предприятииотносятся: нормирование, планирование, учет, отчетность, регулирование (анализи принятие решения) и контроль.
Функция нормирования носит название функции техническойподготовки производства и, в свою очередь, подразделяется на конструкторскую итехнологическую подготовку.
Конструкторскаяподготовка производствапредставляет собой функцию управления, связанную с разработкой конструкцийизделий Данная функция реализуется отделом главного конструктора. Основная цельфункции заключается в сокращении сроков подготовкивыпуску новой имодернизации освоенной продукции. Технологическая подготовка производстваявляется функцией управления по раз работке технологического процессаизготовления изделия и реализуется в отделах главного технолога, главногомеханика и главной энергетика. Цель функции состоит в минимизации расходовматериальных и временных ресурсов и обеспечении заданных свойств продуктовтруда.
Функция планирования включает технико-экономическое и оперативно-производственноепланирование.
Технико-экономическоепланирование разрабатываетплановые технико-экономические показатели эффективной работы предприятия, цехови участков. Функция технико-экономического планирования реализуется впланово-экономическом отделе, отделе труда и заработной платы, финансовомотделе, в отделах материально-технического снабжения сбыта, маркетинга и рекламы, вподразделениях цехов и участков основного и вспомогательного производств. Цельфункции заключается в снижении себестоимости продукции, повышении прибыли,увеличении выручки от реализации продукции за счет рационального использованияресурсов.
Оперативно-производственное планирование служит для непосредственногоуправления на уровне предприятия, цехов и участков и обеспечивает максимальнуюдетализацию заданий и технико-экономических показателей, доведение их доконкретного исполнителя, увязку заданий по всем подразделениям предприятия пономенклатуре, количеству и временным периодам. Для этой функции характернанепрерывность формирования заданий. Учитываются факторы разнообразиятехнических характеристик выпускаемой продукции, типа и масштаба производства,устойчивости продукции, степени унификации и применяемости деталей. Функциявыполняется в производственно-диспетчерском отделе предприятия, в подразделенияхцехов и участков основного и вспомогательного производств. Цель функциизаключается в обеспечении эффективного использования всех видов ресурсов.
Бухгалтерский учет и отчетность2 — функция управления, объединяющаяразличные виды учета (первичного, аналитического и синтетического) в единоецелое; осуществляется по основным участкам учета (учета труда и заработнойплаты, основных средств, материальных ресурсов, готовой продукции, финансов,затрат на производство, сводного учета). В бухгалтерской отчетности (балансе)отражается деятельность предприятия по разделам актива (в необоротные активы,оборотные активы) и пассива (капитал и резервы, долгосрочные пассивы,краткосрочные пассивы). В процессе реализации функции используются основныеметоды и приемы бухгалтерского учета (документирование, инвентаризация, системыаналитических и синтетических счетов и метод двойной записи). Функциявыполняется в бухгалтерии и в учетных группах цехов. Цель функции состоит вопределении фактического состояния управляемого объекта и его элементов вденежном выражении.
Статистический учет и отчетность — функция, фиксирующая экономическоеи финансовое состояние предприятия на основе использования специальных методовстатистики. Функция реализуется в бухгалтерии, финансовом отделе, отделеорганизации труда и заработной платы. Ее цель — подготовка и обработкаинформации для выявления тенденций возникновения экономических и финансовыхсобытий, происходящих в процессе реализации деятельности предприятия.
Оперативный учет иотчетность —разновидность учетной функции, связанной с наблюдением за ходом процесса.Реализуется диспетчерской службой. Цель функции состоит в сборе необходимойинформации для оперативного анализа и принятия решения по управлению ходомпроцесса.
Все виды функций анализа3 (технико-экономическийи опертивно-производственный анализ) предназначены для определения причин ивиновников отклонений хода процесса от запланированного. Функции выполняются науровне предприятий, цехов и участков подразделениями технико-экономического,оперативно-производственного планирования и диспетчирования. Цель функций —подготовка информации для выработки конкретных управленческих решений поустранению причин возникновения отклонений.
Функции принятия решения (общего и оперативного,)направлены на устранение причин возникновения отклонений. Функция реализуетсяменеджерами верхнего, среднего и нижнего уровней. Цель функции заключается ввыработке управляющего воздействия для реализации процесса.
Функция контроля непосредственно связана с оценкой соответствия выполненияхозяйственных операций законодательству, правилам, стандартам, инструкциям,другим нормативно-правовым актам вышестоящих организаций и ответственных задеятельность предприятия должностных лиц.
Под функциями технологического4управленияпонимаются функции, выполняемые операторами и механизмамидля обеспечения процесса. В состав функций технологического управления входятфункции: календарного планирования, определяющего входные временные итехнические параметры работы технологической линии; учета ситуаций, анализаи принятия решения в реальном времени. Соотношение между соответствующимифункциями операторов и механизмов зависит от степени автоматизации управленияматериальным процессом.
Экономическая сущностьуправления заключается в последовательном расчете комплекса показателей пофункциям организационного управления. Функции конструкторской и технологическойподготовки производства содержат показатели, являющиеся нормативной базойменеджмента. В состав нормативной базы входят следующие основныепоказатели: подетально-пооперационные и сводные нормы расхода материалов ивремени, применяемость деталей в сборочных соединениях, применяемость сборочныхсоединений в изделиях, применяемость деталей в изделии и другие. На уровнетехнико-экономического планирования нормативную базу дополняют такиепоказатели, как: нормы амортизационных отчислений, цена на материалы,подетально-пооперационные и сводные расценки, полезный фонд рабочего времени,межцеховые и внутрицеховые заделы и др. На уровне оперативно-производственногопланирования в качестве нормативной базы используются календарно-плановыенормативы. Все остальные экономические показатели, к которым относятсякалькуляция себестоимости продукции, цена продажи готовой продукции,потребность в оборудовании, материальных ресурсах в натуральном и стоимостномвыражении, трудоемкость программы, численность работающих, фонд заработнойплаты, количество и объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении,прибыль и другие показатели, рассчитываются в технико-экономическом иоперативно-производственном управлении. При этом осуществляются детализацияпоказателей по структурным уровням управления, а затем их обобщение для анализаи принятия решения.
Функции технологического управления содержат различныетехнические показатели, например, временного, температурного и скоростногорежимов работы технологической линии и отдельных ее механизмов, метрическиепараметры обрабатываемого материала, показатели изношенности инструментальнойоснастки, внутренних и внешних физических свойств (упругость, прочность,твердость, прозрачность и т.п.) продукции. Показатели технологическогоуправления отличаются большим разнообразием, имеют четкую целевуюнаправленность, являются основой для расчета экономических показателей инаправлены на снижение затрат живого труда (труд), достижение оптимальнойзагрузки оборудования (средства труда), экономию сырья и материалов (предметытруда), повышение качества готового продукта (продукты труда) и, в конечномитоге, на Совокупность экономических и технических показателей составляеттехнико-экономическую сущность производственного управления и является егоотличительной особенностью.

4. Функциональные задачи производственного менеджмента, их реализация в условиях ИТ
менеджмент информационный технология управление
Взаимосвязь показателейменеджмента реализуется функциональными подсистемами, блоками и комплексамифункциональных задач. В связи с разнообразием обрабатываемой информации истепенью ее важности для принятия решения функциональные подсистемы формируютсяс учетом управления в целом, блоки — по отдельным функциям управления, акомплексы задач – поэлементам процесса (средства труда, труд, предметы труда, продукты труда).Реальный состав функциональных подсистем, блоков и комплексов задач историческискладывался под влиянием субъективных и объективных факторов управленияпроцессом.
На предприятиях в условиях функционирования ИС рассматриваютсяследующие функциональные подсистемы организационного управления: управлениетехнической подготовкой производства (управление конструкторской подготовкойпроизводства и управление технологической подготовкой производства),технико-экономическое управление, оперативное управление основнымпроизводством, управление материальными ресурсами (материально-техническимснабжением), управление сбытом, управление персоналом, управлениевспомогательным производством (инструментальным, энергетическим, ремонтным, складскимхозяйством) и управление качеством.
Подсистемы управления конструкторской и технологическойподготовкой занимают особое место в управлении производством, посколькусоздают нормативную базу для решения функциональных задач управления в целом.Подсистема технико-экономического управления включает в себя блокифункциональных задач по технико-экономическому планированию, бухгалтерскому истатистическому учету и отчетности, технико-экономическому анализу и принятиюрешения. Подсистема оперативного управления основным производством состоит изблоков функциональных задач оперативно-производственного планирования,оперативного учета и отчетности, оперативного анализа и принятия решения.Подсистемы управления материальными ресурсами, сбытом и персоналом состоят изблоков функциональных задач по планированию, учету, отчетности, анализу ипринятию решения соответственно снабжения материальными ресурсами, реализацииготовой продукции и обеспечения необходимым персоналом. Управлениевспомогательным производством включает в себя блоки функциональных задач попланированию, учету, отчетности, анализу и принятию решения процессовобеспечения основного производства инструментом, энергией, транспортом,ремонтными работами и складскими помещениями.
Технологическоеуправление в связи с его спецификой может рассматриваться как самостоятельнаяфункциональная подсистема ИС. Блоки задач этой подсистемы связаны с выполнениемфункций (планирования, или настройки входных параметров работы технологическойлинии; учета ситуаций, анализа и принятия решения в реальном времени).Функциональная подсистема технологического управления, как уже говорилось,тесно связана с функциональными подсистемами ИС организационного управления.Это обстоятельство позволяет рассматривать организационное и технологическоеуправление как единое целое, имеющее общую информационную основу.
Перечисленные функциональные подсистемы и блоки задачменеджмента в условиях ИС обеспечивают информацией менеджеров всех уровнейуправления в соответствии с областями их ответственности. Для реализацииобеспечения менеджеров информацией в условиях ИТ основное внимание уделяетсяспецифике информации, обрабатываемой внутри блоков задач и их взаимосвязи сдругими блоками и подсистемами. Выявление внутренних и внешних информационныхсвязей необходимо для создания баз данных, выбора различных видов моделей(экономико-математических, имитационных, статистических, моделей информационнойвзаимосвязи), организации движения потоков информации и документооборота,определения программных и технических средств, ) сбора, регистрации, обработкии обмена информацией.
В подсистеме управления технической подготовкой производствав условиях ИС реализуются задачи по нормированию процесса. Спецификой даннойподсистемы как нормативной базы является генерирование информации длякомплексов задач технико-экономического и оперативно-производственногопланирования и подсистемы управления материальными ресурсами. Для этойподсистемы в части конструкторской подготовки производства характернадетализация расчетов по операциям, деталям и сборочным соединениям. Программныесредства должны обеспечивать автоматизацию проектирования конструкторскойдокументации в полном соответствии со стандартами единой системыконструкторской документации (ЕСКД), автоматизацию получения чертежей иманипуляцию с ними, поддержку рядов стандартных изделий. Программноеобеспечение технологической подготовки производства должно реализовыватьпроектирование технологического процесса изготовления деталей любойконфигурации, оптимальные режимы работы технологической линии. Особое вниманиепри проектировании технологических процессов уделяется использованиюматематических моделей синхронизации протекания технологических операций.
В технико-экономическомпланировании решаются задачи: формирование оптимального производственногоплана с точки зрения различных критериев оптимальности; распределение годовойпрограммы на полугодие, квартал, два месяца, месяц; расчет коэффициентовиспользования мощности и загрузки оборудования по группам взаимозаменяемогооборудования на изделие-представитель; определение дополнительной потребности воборудовании. Здесь же реализуются задачи по труду и заработной плате, которыеосуществляют расчеты нормативной и плановой трудоемкости программы, плановойчисленности рабочих, фонда заработной платы и др. В финансовой частитехнико-экономического планирования осуществляется расчет нормативных иплановых калькуляций сборочных соединений и изделий; нормативной и плановойсебестоимости программы изготовления деталей, сборочных соединений, изделий вразрезе плановых периодов, а также величины прибыли. Для блока задачтехнико-экономического планирования характерны сложные внешние и внутренниеинформационные связи. Блок получает информацию от подсистем управлениятехнической подготовкой производства и обменивается информацией с подсистемамиоперативного управления основным производством, управления сбытом,материальными ресурсами, персоналом и вспомогательным производством. Блокхарактеризуется высокой степенью внутренней информационной взаимосвязикомплексов задач и отдельных функциональных задач. Например, информация огодовой программе и сводных нормах времени и расценках позволяет определитьнормативную трудоемкость выполнения программы и требуемое количество рабочих попрофессиям и разрядам. Наибольшая информационная нагрузка характерна дляосуществления расчетов по нормативной и плановой калькуляции себестоимостиединицы продукта труда. Для реализации данного блока в условиях ИТ требуетсяиспользование оптимизационных экономико-математических моделей.
В блоке бухгалтерского учета и отчетности реализуютсякомплексы задач по разделам бухгалтерского учета и отчетности. Данный блокосуществляет внешние информационные связи (обмен информацией) с подсистемамиуправления: технической подготовкой производства, материальными ресурсами,сбытом, персоналом, вспомогательным производством. Внутренний обмен информациейпроисходит с блоками технико-экономического планирования и анализа.Функциональные задачи данного блока характеризуются большой трудоемкостью,несложными алгоритмами расчетов, возможностью группировки и перегруппировкиучетной информации в самых различных направлениях.
Комплексы задач блока технико-экономического анализа имеютвнутренние информационные связи с блоками технико-экономического планирования,бухгалтерского учета и отчетности. Преобразование информации данного блока вусловиях ИТ возможно на основе использования статистических моделей иприкладных программных средств общего назначения (табличных и графических процессоров,текстовых редакторов, систем управления базами данных).
В рамках функциональнойподсистемы оперативного управления основным производством реализуютсяследующие функциональные задачи: определение календарно-плановых нормативов;формирование оптимальныхпрограмм по предприятию, цеху, участку на декаду, смену, час; расчетразвернутого плана потребности в деталях, сборочных единицах на товарныйвыпуск; оперативный учет состояния межцеховых и внутрицеховых заделов; расчетплана сдачи и получения деталей, сборочных единиц в натуральном выражении;расчет сменно-суточных заданий; оперативный учет выполнения плана пономенклатуре и объему выпуска предприятием и цехом за час, смену, сутки,неделю, декаду; оперативный учет простоев оборудования; оперативный анализотклонений от плана выпуска продукции; оперативный анализ простоев оборудованияпо причинам и виновникам; формирован» планов-графиков запуска-выпуска изделий;расчеты сменно-суточных заданий. Входная информация поступает от подсистемыуправлении технической подготовкой производства и блока технико-экономическогопланирования. Выходная информация используется блоками технико-экономическогопланирования и бухгалтерского учета, подсистемами управления материальнымиресурсами и управления качеством, Подсистема характеризуется высокой степеньювзаимосвязи задач, многообразием расчетов и разнообразием используемыхэкономических алгоритмов, большими объемами информации в связи смногономенклатурностью производства. Необходимость осуществлениямноговариантных расчетов при определении программы и календарно-плановыхнормативов требует использования экономико-математических методов.
В подсистеме управленияматериальными ресурсами рассчитываются показатели: плановой и фактическойвеличины поставки материалов на предприятие, фактических запасов материалов наскладах, фактической занятости материалов в заделах в специфицированной иукрупненной номенклатуре; осуществляется также сравнительный анализ снормативными величинами запасов материальных ресурсов на складах и нормативнымивеличинами заделов. Решаются задачи по снабжению цехов и участков материалами.Среди них задачи определения потребности в материалах в специфицированнойноменклатуре, лимита отпуска материала цехам на планово-учетную единицу,фактической занятости материалов в заделе в специфицированной номенклатуре.Кроме того, ведутся учет движения материалов на складах, учет и анализобеспеченности цехов материалами и некоторые другие, Данная подсистема имеетразвитые информационные связи с другими подсистемами. Так, входная информация вэту подсистему поступает от подсистем управления технической подготовкой производства,оперативного управления основным производством, технико-экономическогоуправления и управления вспомогательным производством, Выходная информацияиспользуется в подсистеме управления вспомогательным производством, а также вблоке задач бухгалтерского учета и отчетности. К специфическим свойствам этойподсистемы относитсябольшой объем входной и выходной информации, связанный с многономенклатурностьюиспользуемых материалов, что требует наличия специализированных техническихсредств регистрации и сбора, достаточно мощных по быстродействию и объемамвнешней и оперативной памяти компьютеров. Блоки планирования и анализапредполагают использование оптимизационных технико-экономических истатистических моделей и специализированных программных средств, так какподсистема характеризуется многовариантными расчетами при распределении иперераспределении материальных ресурсов. В блоке учета в связи с несложнымивычислительными алгоритмами практически не требуются какие-либоспециализированные программные средства. В этом случае достаточно применение,так же как и в блоке бухгалтерского учета и отчетности, прикладных программныхсредств общего назначения (табличных и графических процессоров, текстовыхредакторов, систем управления базами данных).
Подсистема управления сбытом решает задачиформирования портфеля заказов, учета отгрузки и реализации продукции. Этизадачи непосредственно связаны с маркетингом, и от результатов анализа сбыта вомногом зависит деятельность предприятия. В качестве входной используетсяинформация подсистемы технико-экономического управления, выходная информацияиспользуется в этой же подсистеме, а также подсистемах управления качеством ивспомогательным производством. Для этой подсистемы характерны большие объемыинформации в связи со значительным числом потребителей и многономенклатурностьювыпускаемой продукции, трудоемкостью обработки информации, много вариантностьюрасчетов в ряде задач, например для формирования плана отгрузки продукции ииспользования различных транспортных средств и путей сообщения. Эта подсистемав современных условиях требует наличия каналов связи с потребителями продукции,необходимых для оформления и обмена договорными и финансовыми документами, чтовозможно в условиях применения гипертекстовых систем и глобальнойвычислительной сети.
Подсистема управленияперсоналом решает все необходимые задачи, связанные с обеспечениемпроизводства специалистами. Подсистема поддерживает обмен информацией с блокомтехнико-экономического планирования и блоком бухгалтерского учета и отчетностиподсистемы технико-экономического управления. Подсистема характеризуетсябольшим объемом информации в связи с необходимостью обработки информации повсем работникам предприятия, учитываемым в списочном составе. С алгоритмическойточки зрения подсистема использует простые алгоритмы, отражающие арифметическиерасчеты и поиск информации статистического характера по запросу.Функционирование подсистемы осуществляется на основе создания баз данных и использования программныхсредств общего назначения.
Подсистема управлениявспомогательным производством решает задачи определения плановойпотребности в инструменте; учета движения инструмента, объемапланово-предупредительных работ и фактического исполнения ремонта оборудования,плановой и фактической величины грузооборота предметов и продуктов труда;расчет потребности и учет всех видов энергии (электроэнергии, тепловой энергиии других видов энергии). Подсистема обменивается информацией с подсистемамитехнико-экономического управления, управления материальными ресурсами иуправления сбытом. Для этой подсистемы характерны большие объемы информации всвязи с многономенклатурностью вспомогательных средств производства,трудоемкостью обработки информации, много вариантностью расчетов.
Подсистема управления качеством позволяет реализоватьзадачи по учету и анализу брака и рекламаций. Выявляются и обобщаются причиныотклонений от стандартных параметров продуктов труда, Входная информацияпоступает от подсистем оперативного управления основным производством, сбытом ивспомогательным производством, блока бухгалтерского учета и отчетности.Выходная информация используется в подсистемах управления технической подготовкойпроизводства и технико-экономического управления. Подсистема характеризуетсяпеременной величиной объема информации, зависимого от количества поступающихотклонений по каждой номенклатурной позиции с указанием конкретнойтехнологической линии, операций, участков, цехов и виновников, допустившихотклонение от параметров обрабатываемой продукции.
В подсистеме технологического управления решаютсязадачи инженерного характера: расчет оптимального режима работы станков,инструмента и оптимального температурного режима; определение вероятностиотказа прибора, оборудования, инструмента, линии; учет искажения информациидатчиками; обеспечение синхронизации протекания операций технологическогопроцесса, складирования и транспортировки; управление параметрами конкретногопроцесса; оценка ситуаций и т.п. Основными характеристиками этих задач являютсясложность алгоритмов, неопределенность ситуаций и необходимость управленияпараметрами конкретного технологического процесса в реальном времени. Этиособенности оказывают влияние на программное и техническое обеспечениереализации функциональной подсистемы технологического управления.
Специфическим блоком вовсех подсистемах менеджмента является блок принятия решения. Несмотря нато что новые информационные технологии в области автоматизации организационного управленияобеспечивают подготовку многовариантных расчетов, последнее слово в принятиирешения остается за человеком. Организационное управление не может в силуобъективных причин достигнуть высшей степени автоматизации, т. е. статьавтоматической системой управления. По этой причине организационное управлениес использованием ИТ является и в перспективе останется автоматизированнойсистемой. Принятие решения в подсистеме технологического управления объективноможет осуществляться механизмами. Поэтому подсистема технологическогоуправления все более будет приближаться к автоматическим системам. В подсистеметехнологического управления могут быть использованы ИТ различного уровняавтоматизации: информационно-подготовительные, локально-автоматические,советующие и управляющие. Информационно-подготовительные системы автоматическивыполняют только подготовку информации, а решение по управлению технологическимпроцессом принимает и реализует оператор. В локально-автоматических системахуправления автоматически подготавливается информация и частично принятиерешения осуществляется механизмами, а решение по управлению процессом в целомпринимает оператор. Советующие системы управления подобнылокально-автоматическими, однако дополнительно предлагают оператору советы поуправлению технологической линией. Управляющие системы автоматическиосуществляют подготовку информации и принятие решения по заданному критерию безучастия оператора.
ИТ предъявляет требования к организации движения информации.Основным из них является деление информации на первичную и вторичную(производную), вытекающее из сущности движения информации прямой и обратнойсвязи по уровням управления.
Под первичнойинформацией5 понимается информация, котораявозникает непосредственно на рабочих местах и используется затем в различнойсводно-аналитической информации. Спецификой этой информации являетсяневозможность ее получения в рамках данного уровня управления на основекакой-либо другой информации. Первичная информация возникает как в процессепроизводства, так и в процессе технологического и организационного управленияим. Примерами первичной информации, возникающей в процессе производства, могутбыть: величина выпуска продукции, простои оборудования, простои рабочих, брак,остатки материалов в цехах, на складах, величина заделов, отходы и др. Впроцессе управления — подетально-пооперационные трудовые нормативы (штучноевремя изготовления детали, расценка), цены на деталь, изделие, материалы,подетально-пооперационные нормы расхода материалов, плановые показатели выпускапродукции. Необходимо иметь в виду, что по мере развития ИТ отдельные первичныепоказатели процесса управления можно будет получать автоматически, т. е. онистановятся вторичными. Например, штучное время изготовления детали являетсяпроизводным от машинного, вспомогательного, технологического времени, времениобслуживания рабочего места, времени регламентированных перерывов на отдых иестественные надобности, а подетально-пооперационные нормы расхода материаловзависят от чистового расхода материалов на деталеоперацию, технологическихотходов, прочих технологических и утилизируемых потерь.
Первичную информацию можно разделить на три основные вида:нормативно-справочная, планово-договорная и учетно-фактическая.
Вторичная информация6 является производной от первичной и получается с помощьюалгоритмов для целей удовлетворения потребностей управления всводно-аналитической информации. Примером вторичной информации являются:мощность, оптимальная программа; потребность в материальных и трудовыхресурсах; затраты на производство; программа цехам на год, квартал, месяц,декаду, сутки, смену, час; выполнение программы за календарные периоды сопределением опережения или отставания и др.
Деление информации на первичную и вторичную лежит в основепринципиальной схемы организации движения информации в ИТ управления производством.Первичная информация, возникающая в процессе производства и управления им,вводится в систему обработки, где с помощью алгоритмов решения вырабатываетсявторичная информация для целей управления. Вторичная информация можетнепосредственно поступать на рабочие места процессов производства и управления,а также в базу данных вышестоящего уровня. Принципиальная схема движенияинформации детализируется по уровням управления с учетом специфики каждогоуровня и межуровневого взаимодействия.

Заключение
 
Современныепредприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы,отдельные составляющие которых — основные и оборотные фонды, трудовые иматериальные ресурсы и другие — постоянно изменяются и находятся в сложномвзаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организацийразличного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи посовершенствованию управленческой деятельности на основе комплекснойавтоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами,а также трудовыми ресурсами.
Рыночная экономикаприводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в областиорганизации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы,связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управлениекоторыми невозможно без организации современной автоматизированнойинформационной системы (ИС).
ВКлассификация по области функционирования экономического объекта ориентированана производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организацийразличного типа. К ним относятся автоматизированные информационные системыпромышленности и сельского хозяйства, транспорта, связи, банковские ИС и др.
Информационнаятехнология является основной составляющей информационной системы организационногоуправления, непосредственно связана с особенностями функционированияпредприятия или организации.
Совокупностьэкономических и технических показателей составляет технико-экономическуюсущность производственного менеджмента и является его отличительнойособенностью.
Взаимосвязь показателей производственного менеджментареализуется функциональными подсистемами, блоками и комплексами функциональныхзадач. В связи «с разнообразием обрабатываемой информации и ее важностью дляпринятия решения функциональные подсистемы формируются с учетом управления вцелом, блоки — по отдельным функциям управления, а комплексы задач — поэлементам производственного процесса (средства труда, труд, предметы труда,продукты труда). Реальный состав функциональных подсистем, блоков и комплексовзадач исторически складывался под влиянием субъективных и объективных факторовуправления производственным процессом.
На предприятиях в условиях функционирования ИТ выделеныследующие функциональные подсистемы организационного управления: управлениетехнической подготовкой производства (включает конструкторскую подготовку итехнологическую подготовку производства); технико-экономическое управление;оперативное управление основным производством, управление материальнымресурсами (материально-техническим снабжением), сбытом, персоналом,вспомогательным производством (инструментальным, энергетическим, ремонтным,складским хозяйством) и управление качеством. Технологическое управление всвязи с его спецификой может рассматриваться как самостоятельная функциональнаяподсистема ИТ.
Деление информации на первичную и вторичную лежит в основепринципиальной схемы организации движения информации в ИТ управленияпроизводством.
Особенности организации движения информации в ИТ управленияпроизводством оказывают воздействие на специфику выполнения технологическихопераций и их обеспечения (информационного, технического, программного).Наиболее трудоемкой и ответственной операцией в информационной технологииявляется операция сбора и регистрации информации, так как она должнаобеспечивать достоверность, полноту, точность, актуальность ввода информации,которая затем подлежит детализации и обобщению, т. е. подготавливаетсяинформация для выработки управляющего воздействия при принятии решения.
Обработка информацииосуществляется с использованием специализированных пакетов прикладных программ.Среди них: многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации фирмы(корпорации) «ГАЛАКТИКА» (разработчики — АО «Новый Атлант» и НТО «Топ Софт»); программный пакет «Парусдля Windows» (разработчик — корпорация «Парус»);программный пакет SAP AG (разработчик — фирма SAP AG, Германия).
Организационной формой использования технических средств внастоящее время являются корпоративные вычислительные сети, в состав которыхвходят различные виды автоматизированных рабочих мест специалистов.

Список литературы
 
1. Ковалев В.В. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика,1999.
2. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы вэкономике. — М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Мельников В. Защита информации в компьютерныхсистемах. — М.: Финансы и статистика, Электронинформ, 1997.
4. Ковалев В.В. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика,1999.
5. Короткое Э.М. Исследование систем управления:Учебник для вузов. — М.: ДеКа, 2000.
6. Экономическая информатика и вычислительная техника/Под ред. В.П. Косарева, А.Ю. Королева. — М.: Финансы и статистика, 1996.
7. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы:Справочная книга. — М.: Финансы и статистика, 1996.
8. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятиярешений. — М.: СИНТЕГ, 1998.
9. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А.,Тельное Ю.Ф. Проектированиеэкономических информационных систем: Учебник/ Под ред. Ю.Ф. Тельнова. — М.:Финансы и статистика, 2001.
10. Стратегическое управление: Учебник /Под ред. Э.А.Уткина — М.: Экмос, 1998.
11. Сурнин А.Ф. Муниципальные информационные системы.— Обнинск, 1998.
12. Тельное Ю.Ф. Интеллектуальные информационныесистемы в экономике Учеб. пособие. — М.: СИНТЕГ, 1998. — (Информатизация Россиина пороге XXI века).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Состояние организма человека в различных экологических условиях среды
Реферат Виконання судових рішень
Реферат Анализ себестоимости и издержек производства
Реферат Анализ себестоимости, косвенных затрат, оценка финансовой устойчивости
Реферат Особенности развития структурная и функциональная организация суперЭВМ
Реферат Юмористический рассказ по творчеству А. П. Чехова. "Хирург"
Реферат Madame Bovary 2 Essay Research Paper Madame
Реферат Павел Афанасьевич Фамусов — «идеолог своего кружка»
Реферат Midnight Ride Of Paul Revere Essay Research
Реферат Изменение типа героя в русской литературе (по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева)
Реферат Международные отношения Киевской Руси X нач XII вв
Реферат Развитие уголовного права в 18 веке
Реферат Drug Lealization Essay Research Paper Drug legalization
Реферат Стратегический анализ рынка бытовой техники
Реферат «И безвинная корчилась Русь...»