Реферат по предмету "Менеджмент"


Инновационный менеджмент в Украине

Министерство образования и науки Украины
Таврический Национальный Университет
им. В.И. Вернадского
Факультет Управления

Контрольнаяработа
поинновационному менеджменту
тема:Инновационный менеджмент в Украине
Выполнил:
студентка курса специальности
«менеджмент организаций»
шестой курс (заочно)
Товстая Л.А.
г. Симферополь2008
1. Инновации: сущность, понятие
В мировой экономическойлитературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциальногонаучно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах итехнологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих летразрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» сталактивно использоваться в переходной экономике Украины как самостоятельно, так идля обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность»,«инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. В литературенасчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания иливнутренней структуры выделяют инновации технические, экономические,организационные, управленческие и др.
Различные авторы,(например: Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., ТвистБ., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости отобъекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяетинновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическоесодержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических,производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынкеновых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, чтоинновация – это такой общественный техническо-экономический процесс, которыйчерез практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучшихпо своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется наэкономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привестидобавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новуюнаучно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательскимдухом.
В настоящее времяприменительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленныеРуководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистикенауки, техники и инноваций.
В соответствии с этимистандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности,получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта,внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологическогопроцесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе ксоциальным услугам.
Анализ различныхопределений приводит к выводу, что специфическое содержание инновациисоставляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности являетсяфункция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичныхизменений:
1. Использование новойтехники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспеченияпроизводства (купля – продажа).
2. Внедрение продукции сновыми свойствами.
3. Использование новогосырья.
4. Изменения в организациипроизводства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынковсбыта.
В инновационном процессезначительную роль играют создатели инновации, которые руководствуются такимикритериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Ихстратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество,которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, наразработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимыопределенные финансовые средства.
В общем плане инновации –это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимойпродукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, этозакономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.Различают следующие виды инноваций:
1. По степени радикальности (новизны): базисныеинновации, улучшающие инновации, псевдоинновации.
2. По характеру применения:продуктивные инновации, технологические инновации, социальные, комплексные,рыночные.
3. По стимулу появления (источнику):инновации, вызванные развитием наукой и техники; инновации, вызванныепотребностями производства; инновации, вызванные потребностями рынка.
4. По роли в воспроизводственномпроцессе: инновации потребительские и инновации инвестиционные.
5. По масштабу: инновации сложные и простые.
Приведенная классификацияинноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразныи различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы испособы воздействия на инновационную деятельность также отличаютсямногообразием.
Побудительным механизмомразвития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция.Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологииполучают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращатьиздержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первымиосвоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержкипроизводства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг).Следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе сфирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги.
В ряде источниковинновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, чтонововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнемслучае инновация представляется как конечный результат научно-производственногоцикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем. Термины«инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки.Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространениеминноваций.
Создатели инновации(новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия иэкономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойтиконкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определеннойобласти.
Научно-техническиеразработки и нововведения выступают как промежуточный результатнаучно-производственного цикла и по мере практического применения превращаютсяв научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретенияявляются приложением нового знания с целью их практического применения,научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей изнаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессепроизводства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенныхзапросов потребителей. Непременными свойствами инновации являютсянаучно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческаяреализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство,для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризуетконечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает вкачестве особого товара – научно-технической продукции – и являетсяматериализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработокв производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретныхпотребностей.
Из сказанного следует,что инновацию как результат, нужно рассматривать с учетом инновационногопроцесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническаяновизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствиелюбого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспектопределяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную черезпотребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: «материализацию»инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные видыпромышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организациипроизводства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.Следовательно, научно-технические инновации должны: обладать новизной;удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
 
2. Национальнаяинновационная система
Понимание инноваций какмногоотраслевого процесса, в который включено некоторое количество различныхучастников с различными компетенциями и возможностями, которые постояннообмениваются знаниями и взаимодействуют для того, чтобы произвести новыйпродукт или технологический процесс или другую инновацию, приводит к пониманиюпринципа системы инноваций. Применение системного подхода в исследованииинноваций оправдывается целью уловить системный, взаимозависимый характеринноваций, и технических изменений.
Инновационная система –это приводной механизм научно-промыш-ленного развития современных государств.Её главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационногоцикла, именно на это работает целая совокупность правовых, экономических,организационных и финансовых инструментов.
Как подсистема экономики,инновационная система фокусируется на: генерации изменений в экономическойсистеме путем приобретения, производства и распространения новых знаний.Основная задача инновационной системы – вносить вклад в создание приростаэкономики посредством производства знаний, которые особенно полезны длямодернизации и обновления системы производства, продукции, услуг, и процессов.Поэтому, инновационная система только косвенно вносит вклад в экономическийрост и конкурентоспособность. С другой стороны, для выполнения своей функциимодернизации, инновационная система в большой степени зависит от другихподсистем экономики.
Способность инновационнойсистемы выполнять свою модернизирующую функцию также зависит от позитивныхвоздействий ее окружения, такого как система образования, наука,законодательство или культура.
В начале XXIв. мировая экономика активноформирует новую парадигму научно-технического развития, составляющими которойвыступают растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями,быстрое развитие «экономики знаний», усиление социальной ориентации новыхтехнологий, глобальный характер создания и использования знаний, технологий,продуктов и услуг. Развитие этих направлений исследований обусловилонеобходимость формирования концепции национальных инновационных систем (НИС),как совокупности взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерциализациейнаучных знаний и технологий в пределах национальных границ, малых и крупныхкомпаний, университетов, лабораторий, технопарков и инкубаторов, как комплексаинститутов правового, финансового и социального характера, обеспечивающихинновационные процессы и имеющих мощные национальные корни, традиции,политические и культурные особенности. Значительный вклад в теорию НИС внесли:Й. Шумпетер, Б.А. Лундвалл, Р. Нельсон, К. Фриман.
Лундвалл Б.А. определяетнациональную инновационную систему как совокупность субъектов и институтов,деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществленииинновационной деятельности [ Эк Укр № 4-2005 с. 45].
Общими методологическимипринципами концепции НИС являются следование идеям Й. Шумпетера о конкуренциина основе инноваций в корпорациях как главном факторе экономической динамики,признание особой роли знания в экономическом развитии, анализинституционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямовлияющего на ее содержание и структуру. Когда знания становятся экономическимресурсом, а информационные технологии полностью изменили мировую системуэкономии, именно такой подход к изучению инновационных процессов становитсяпринципиальной важным.
Теоретико-методологической основой построения НИС являетсясистемный подход, располагающий арсеналом методических средств для решениястоль сложной проблемы, соединения действующих фрагментов инновационногокомплекса в целостную единую систему. Обобщение отечественного и зарубежногоопыта показывает, что НИС представляет собой, по своей сути, институциональнуюоснову инновационного развития национальной экономики, создающую необходимыеусловия и ресурсы для эффективной научной, научно-технической и инновационнойдеятельности в стране. Она охватывает всю совокупность субъектов и объектовнаучно-инновационной деятельности в базисных сферах экономики: науке,образовании, производстве, рынке и комплекс институтов правового, финансового,социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.
Основная статусная рольНИС – обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), ихвоплощение в научно-технических разработках (конструкторской и технологическойдокументации, макетах, опытных образцах техники, материалов, продуктов и т.д.)и практическом освоении в производстве (новых машин, технологий,производственных систем, продукции).
Базовые функции НИС –генерация знаний, их распространение и применение, коммерциализациянововведений, образование и подготовка кадров, ресурсное, в т.ч. финансовое,обеспечение, управление и регулирование инновационных процессов.
Осуществляя базовые(творческие) функции, НИС выполняет также регулятивную,интегративно-организационную, идеологическую и другие функции. Высший критерийвыполнения этих функций – это получение нового знания на уровне открытий иизобретений; результатов ИР – на уровне патентов, в т.ч. за рубежом;инновационной продукции – на уровне мировых аналогов и стандартов.
Реальный вклад НИС винновационное развитие национальной экономики определяется также проводимойгосударственной макроэкономической и инновационной политикой, нормативнымправовым обеспечением, соотношением прямого и косвенного государственного ирыночного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленногопотенциалов, рынков научно-технической продукции, товарных рынков, рынковтруда, и также историческими и культурными традициями и особенностями страны.
Важными методологическимипринципами формирования НИС общесистемного характера являются следующие:
- приверженностьэволюционному развитию страны в рамках национальной модели развития;
- ориентация напоследовательную и своевременную замену административных методов управлениянаучно-техническим развитием косвенными методами экономического регулирования,стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций;
- перестройкадействующих блоков и сегментов и разработка структуры перспективной НИС сучётом опыта высокоразвитых стран, стран-партнеров по региональным союзам ианализа позитивных и негативных сторон отечественной инновационной практики;
- построение новыхрыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках институциональной«достройки» и сопряжения в системе национальной экономики сфер науки,образования, производства и рынка и НИС как инструмента их интеграции.
Системообразующимипринципами построения НИС являются:
- принцип научности– требует объективности анализа, опоры на научные закономерности,обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций;
- принципсистемности – обуславливает рассмотрение явлений в их всесторонности,взаимосвязи и полноте, компонентов и подсистем НИС в их системной иерархии исетевых структурах;
- принципцелостности – обеспечивает построение единой целостной НИС на основе единстваидеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационногопространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей ролигосударства и инновационной культуры общества. Целостная НИС связывает все еекомпоненты в единое целое, ликвидирует ведомственные «разрывы», снижает потеривремени, информации об инновациях, их невостребованность потребителем,устраняет дублирование функций и средств.
Следуя этим принципам,НИС становится эффективным инструментом разработки и реализации инновационнойполитики, перевода экономики на инновационный путь развития, предусматривающийпостроение постиндустриального, информационного общества, «новой экономики» врамках национальной модели развития и формирования социально ориентированногорыночного хозяйства.
К структурным элементамНИС относятся: государство, бизнес, учебные заведения.
Национальнаяинновационная системы включает отдельные составляющие, такие как:
1.  Формирование институциональногоустройства инновационной экономики. Наиболее характерные и приемлемыенаправления институционального устройства считаются:
- институционально-правовоеобеспечение;
- реформированиеформ собственности институтов инновационной сферы;
- совершенствованиесистемы управления научно-исследовательскими и проектно-конструкторскимиучреждениями и их организационных форм;
- формированиеновых инновационных институций в составе производственных предприятий,научно-производственных комплексов и других корпоративных структур;
- формированиефинансово-координационных институтов инновационного развития;
- привлечениеинституциональных инвесторов в инновационную сферу деятельности;
- институционально-информационноеобеспечение;
- региональноеинституциональное обеспечение.
2.  Развитие технологических приоритетовинновационного развития производственной сферы экономики. Для государства этоперечень первоочередных, в полной мере экономически обоснованных направленийнаучно-технологического развития на четко установленный период, реализациякоторых должна быть направлено на обеспечение таких национальных потребностей,как промышленная конкурентоспособность, национальная оборона, энергетическаяобоснованность технологического направления, а также соответствие главнымпроблемам и перспективам развития общества.
3.  Финансирование научно-технической иинновационной деятельности, то есть, определение оптимально соотношения вобъеме финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию отдельных стадийприобретения, использования и создания нового знания.
4.  Развитие инновационногопредпринимательства, которое выступает эффективным механизмом трансформациинаучных знаний в инновационные идеи, пригодные к практическому использованию.
5.  Формирование рынка объектов правапромышленной собственности. Для обеспечения стабильного экономического роста наоснове постоянного совершенствования технологических процессов, для государстваглавной целью в инновационной политике является формирование соответствующейстимулирующей среды, которая бы способствовала созданию и реализации нововведений.
6.  Осуществление трансферта технологий.Наиболее распространенными в мире коммерческими формами трансферта технологийявляются патентно-лицензионная торговля правами на объекты промышленнойсобственности; формирование заинтересованными партнерами совместныхпредприятий; с получением нового оборудования и технологий; сдача в аренду(лизинг) техники, воплощающей в себе новую технологию; экспортно-импортные операциипо оборудованию, товарам и услугам, воплощающими в себе технологии их изготовления.
Государство можетподдерживать НИС способами: льготное налогообложение, прямое бюджетирование,предоставление кредитов, организация венчурных фондов и содействие их развитию.
Теоретическаяорганизационная модель НИС охватывая сферы генерации, распространения,применения, коммерциализации знаний как совокупность субъектов и объектовинновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализацииинновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимойгосударственной инновационной политики – включает ряд подсистем.
Основу НИС составляетподсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупностьнаучно-технических организаций государственного и частного секторов,выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки:государственные научные центры, академические и отраслевые институты,университеты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающиеинтеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.
Подсистема образования ипрофессиональной подготовки и переподготовки кадров включает в себяуниверситеты, вузы, колледжи, другие учреждения среднего и профессиональногообразования, а также систему организации переподготовки и повышенияквалификации кадров, включая подготовку и переподготовку кадров дляинновационной деятельности и т.д.
Подсистема инновационнойдеятельности, производства и реализации продукции и услуг включает в себя малые,средние и крупные предприятия, отраслевые и региональныеинновационно-технические центры, а также концерны, корпорации ифинансово-промышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сетиремонта и обновления продукции и т.д.
Подсистема технологическойинфраструктуры охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства,технопарки, телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационныеструктуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, информационные центры ицентры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включаясистему научно-технической информации, демонстрационные залы и т.д.;
Подсистема финансовойинфраструктуры, включающая организационные и правовые механизмы финансированияи ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, включаяинвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные иинновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу(заказ) ставит государство.
Подсистема информационнойинфраструктуры охватывает информационные ресурсы, технологии и системы,информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ, опосредующие и соединяющиевсе сегменты НИС.
Подсистема управления ирегулирования включает:
- нормативно-правовойблок, содержащий совокупность законодательных актов, норм, правил иведомственных инструкций, определяющих формы, условия и методы взаимодействиязанятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другимиорганизациями, а также правовые акты в области внешнеторгового, налогового,таможенного регулирования;
- блок управления(менеджмента) и регулирования, включающий государственный, отраслевой, сетевой,матричный, вертикальный механизмы интеграции всех подсистем и элементов НИС наоснове новейших управленческих и информационных технологий.
Ядром всей инновационнойсферы является производственное предприятие. Его технологический уровень,конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству и по цене),эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положениеопределяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии,продукты, методы и системы управления.
Основным содержаниеминновационной деятельности субъектов (компонентов) инновационной системыявляется:
- проведениеанализа и формирование прогноза направлений научно-технологического иинновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного спроса;
- развитиеинфраструктуры инновационной системы;
- вовлечение вхозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
- технологическоепереоснащение производства для выпуска инновационной продукции;
- проведениеэкспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридическихили иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.
Инновационнаядеятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сферекоммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии спредпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страныи с учетом мировых тенденций развития науки и технологий.
3. Инновационныйменеджмент
Инновационный менеджментсравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательскихкругов Украины. На смену одним формам и методам управления экономикой приходятдругие.
В специальной литературеи официальных документах чаще всего использовались понятия управлениенаучно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники впроизводство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики.В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полнуююридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либоне может быть и речи. Воздействие хозяйственного механизма на инновацииосуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. Всовокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управленияинновациями – инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент– это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями,возникающими в процессе движения инноваций. Инновация является объектомвоздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизмвоздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, таки на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами ипокупателями инноваций.
Осуществлениеинновационного менеджмента в целом предполагает[1]:
- разработку планови программ инновационной деятельности;
- наблюдение заходом разработки новой продукции и ее внедрением;
- рассмотрениепроектов создания новых продуктов;
- обеспечениеинновационной деятельности квалифицированным персоналом;
- проведение единойинновационной политики: координации деятельности в этой области в производственныхподразделениях;
- обеспечениефинансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
- созданиевременных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — отидеи до серийного производства продукции.
Инновационный менеджментосновывается на:
- поиск идеи,служащей фундаментом для данной инновации;
- организацияинновационного процесса для данной инновации;
- процесспродвижения и реализации инновации на рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию итактику управления. Стратегия определяет общее направление и способиспользования средств для достижения поставленной цели. Выбор стратегии –важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономикируководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следитьза появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобыне отстать от конкурентов. Стратегия является отправным пунктом теоретических иэмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько ихруководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегиейиспользования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попыткиреализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению ворганизации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшегоруководства значение стратегических и финансовых целей возрастает. Последостижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование.
Тактика – это конкретныеметоды и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачейтактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимальногорешения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в даннойхозяйственной ситуации.
Инновационный менеджментможно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения,система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющейподсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).
Субъектом управленияможет быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленноефункционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации,инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынкаинноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляетсяпосредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собойпроцесс управления.
Инновационный менеджментвыполняет определенные функции, которые определяют формирование структурысистемы управления.
Различают два типафункций менеджмента инноваций: функции субъекта управления и функции объектауправления.
Функция субъектауправления включает:
1.  Функцию прогнозирования – охватываетразработку на длительную перспективу изменения технико-технологического иэкономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
2.  Функцию планирования – охватываетвесь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационномпроцессе и по воплощению их на практике.
3.  Функцию организации – сводится кобъединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базекаких-либо правил и процедур.
4.  Функцию регулирования заключается ввоздействии на объект управления для достижения состояния устойчивоститехнико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системыотклоняются от установленных параметров.
5.  Функцию координации – означаетсогласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления иотдельных специалистов.
6.  Функцию стимулирования – выражается впобуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда посозданию и реализации инноваций.
7.  Функцию контроля – заключается впроверке организации инновационного процесса, плана создания и реализацииинноваций и т.п.
К функциям объектауправления относятся:
– рисковое вложениекапитала;
– организацияинновационного процесса;
– организацияпродвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Функция рисковоговложения капитала проявляется в организации венчурного финансированияинвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новуюоперацию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому онообычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональнаяорганизация инновационной деятельности по созданию, реализации ираспространению инноваций.
Организационные структурыинновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационнойдеятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация –организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследованияи разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования иразработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся всоставе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие такихподразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отраслиэкономики, организационно-правовой формы собственности.
В соответствии срекомендациями Руководства Фраскати в Украине действует следующая классификациянаучных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных поорганизационным признакам, характеру и специализации выполняемых работпредставленная в таблице 1.
Среди организационныхструктур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Длярыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на всехозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар. Американскаяпрактика организации поисковых исследований породила своеобразную формупредпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.
Венчурный бизнеспредставлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися наисследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создаютученые-исследователи, инженеры, новаторы. Венчурные фирмы работают на этапахроста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но ужепадающей активности научных изысканий.

Таблица 1. Секторы науки (деятельности)Сектор Содержание Государственный Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.). Некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Предпринимательский Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства. Частные некоммерческие организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации. Высшее образование Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию). Частный некоммерческий Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные индивидуальные организации.
Венчурные фирмы, какправило, неприбыльны, так как не занимаются организацией производствапродукции, а передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам,коммутантам.
В процессе формированияНИС имеет место так называемые «узкие места системы», которые можно условноразделить на два вида. Первый вид – это разрывы инновационного процесса,уменьшающие пропускную способность системы при передаче нового знания от однойстадии инновационного процесса к другой. Другой вид «узких мест» проявляется внизкой пропускной способности каналов связи между элементами инновационнойсистемы и окружением, ограничивающим вхождение в инновационный процесс потоковресурсов. Этот вид основывается на дисбалансе между существующим спросом наресурс со стороны агентов инноваций и недостаточным предложением со стороныпоставщиков ресурса. Процесс инноватизации часто заходит в тупик именно из-занехватки разнообразных имеющихся ресурсов (финансово-кредитных, информационных,кадровых), которые неэффективно расходуются в производствах, базирующихся натрадиционных технологиях, с низким уровнем рентабельности. Ресурсные барьерыкак другой вид «узких мест» НИС можно преодолеть с помощью институтов венчурнойфинансирования, которые снижают риски капитала, переходящего к инвестициям вновейшие высокорисковые проекты.
Процесс устранения «узкихмест» может быть значительно более динамичным, если государство возьмет на себяряд задач по содействию развития институтов-посредников в ресурсном обеспеченииинновационной деятельности (институтов венчурного капитала, институтовэкспертизы и управления инновациями и т.п.); создаст серьезные стимулы дляагентов экономики и инноваций по продвижению инноваций; займется организациейввоза технологий, оборудования, других необходимых для НИС ресурсов; станетинициатором формирования таких организационных структур как технополисы,технопарки, инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, агентстватрансферта технологий, которые функционируют в качестве эффективныхинтеграторов инновационного процесса.
Инновационный менеджердолжен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуациина рынке, точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы.Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей.

4. Характеристиканациональной инновационной системы Украины
С начала 2002 года вУкраине вопросы формирования инновационной политики стали объектом постоянноговнимания руководства страны. В частности, определенный в Послании ПрезидентаУкраины к Верховной Раде Украины 2002 год «Европейский выбор» стратегическийкурс на интеграцию Украины в ЕС базируется на инновационной модели развитияэкономики, что требует формирования и проведения эффективной государственнойполитики. Эта модель – как система целенаправленных мер органов государственнойвласти по обеспечению инновационной структурной перестройки экономики –становится стержневой составляющей внутренней и внешней политик Украины.
Мировой опытсвидетельствует, что в наше время осуществлять эффективное государственноеуправление инновационными процессами без национальной инновационной системы(НИС) крайне проблематично. Формирование в Украине инновационной системы новоготипа началось где-то с 2000г. Постепенно складываются новые инновационныеструктуры, способные создавать коммерчески привлекательные проекты, кфинансированию которых подключаются экономически успешные компании, начавшиереализацию крупных инвестиционных программ. В Украине до настоящего времени непринята Национальная инновационная система. Только в октябре 2008г. концепцияНИС передана на рассмотрение и утверждение в Верховную Раду Украины. Вконцепции инновационной модели развития экономики не определено место и рольНИС, не конкретизирована ее структура, а анализируются лишь отдельные сегментытакие, как формирование институционального устройства инновационной экономики,технологические приоритеты инновационного развития производственной сферыэкономики, финансирование научно-технической и инновационной деятельности,развитие инновационного предпринимательства, рынок объектов права промышленнойсобственности, государственная политика в национальной инновационной системе.
В отечественной практикедоминирующей формой организации инновационных процессов стали технологическиепарки, а именно: «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника исенсорная техника», «Институт сварки им. Е.А. Патона», «Институтмонокристаллов», «Углемаш», «Киевская политехника», «Институт техническойтеплофизики», «Укринфотех», «Интеллектуальные информационные технологии». Всеэти образования имеют узкую специализацию, хотя и используют собственныеразработки в дополнительных сферах. В. Будкин и др. отмечают, чтоузкоспециализированные технопарки в зарубежных странах были рассчитаны наширокую сеть новых фирм, организованных специально для использованиявыполненных в пределах парка инновационных разработок, тогда как в Украинетехнопарки создавались через включение традиционных партнеровнаучно-исследовательских организаций, которые были ядром технопарка [8, с.72]. Это значительно сузило круг направлений инновационных разработок. Другойособенностью функционирования технопарков в Украине является то, что, в отличиеот НИС других стран, в отечественной НИС почти полностью отсутствуют венчурныефирмы.
Следует указать, что воснове концепции НИС лежат идеи Й. Шумпетера по эффективности инновационнойконкуренции корпораций как главного фактора развития инновационных процессов.Вместе с тем исследования показывают, что успехи инновационных процессов вУкраине кроются скорее в наследстве научно-исследовательского ипроектно-конструкторского обеспечения индустриализации и развития ВПК в бывшемСССР, чем в конкурентных стратегиях предприятий на современном этапе. При этомбольше половины из 1487 организаций, которые выполняли НИОКР, составляютнаучно-исследовательские организации отраслевого сектора науки (57%), 26% –академического сектора, 11% – вузовского, 6% – заводского [8, с. 72].
Характерной чертой НИСУкраины выступает с одной стороны, территориальное рассредоточениеинновационных процессов, то есть в Украине отдельные элементы технопарка,расположены далеко друг от друга. С другой стороны, можно отметить определеннуюдиспропорцию в распределении инновационной инфраструктуры. Так, наибольшееколичество бизнес-инкубаторов действует в Киеве (12), Одессе (9), тогда какбольшинство регионов имеет по
1-2 бизнес-инкубатору. Из255 инновационных фондов 69% функционируют в Киеве, здесь же расположены всевенчурные фонды, 6 из 8 технопарков [8, с. 73].
В период 1991-2003гг.снизилось количество работников основной деятельности в научных организациях с449,8 тыс. до 173,9 тыс. чел, в академической науке – с 287 тыс. до 142 тыс.,заводской – с 339 тыс. до 124 тыс. чел. Средний возраст кандидатов наук достиготметки 51 год, доктора – 61 [3, с. ]. Понизился социальный статус и престижработников инженерных профессий, что сказалось на количестве молодыхспециалистов, выпускаемых высшими техническими учебными заведениями, и качестваих подготовки, поскольку конкурса на технические специальности почти нет иконкурентоспособные рабочие выезжают за границу в поисках лучшей судьбы.
Дополнительными фактораминеэффективности функционирования НИС Украины выступают:
– отсутствие связимежду наукой и практикой хозяйствования, формальность научных исследований вбольшинстве ВУЗов;
– отсутствиемеханизмов эффективной реализации и оценки эффективности национальныхнаучно-технических программ (финансирование не конкретных бизнес-планов инноваций,а бюджеты исследовательских организаций, несовершенство законодательной базыстимулирования инновационного развития, некомерциализованисть результатовисследовательской деятельности через неразвитость инфраструктуры и т.д.).
Количество выполненныхразработок также сократилась почти в 1,3 раза (с 82 тыс. до 63,5 тыс.), в т.ч.собственно новой техники и технологии — в 3,9 раза (с 33,7 тыс. до 8, 7 тыс.)[3, с. ]. Б. Данилишин и В. Куценко отмечают, что структура научных работников,занятых непосредственно в экономике, также являются неоптимальною: 25,5% вструктуре занятых докторов наук имеют специалисты по техническимспециальностям, 19,2% – медицинских, тогда как удельный вес экономистовсоставляет лишь 6,7%. Доля прикладных исследований в структуре разработокэкономической науки (38,7%) ниже средний показатель по науке в целом (57,2%)[9, с. 77-78].
О функциональнойнесостоятельности и неразвитости НИС Украины относительно интенсификацииразвития инновационных разработок свидетельствуют статистические данные осокращении масштабов инновационной деятельности на отечественных предприятиях(табл. 2) [10, с. 11].
Таблица 2. Динамикаосновных отраслей промышленности Украины в 2005-2006 гг. (%)Отрасли промышленности Темп прироста капитальных вложений Динамика объема производства продукции Динамика количества предприятий, которые внедряли инновации Топливная 99,4 90,2 93,9 Черная металлургия 77,1 87,6 80,6 Нефтехимическая 92,7 96,1 107,9 Машиностроение 86,3 93,1 84,3 Деревообрабатывающая 103,7 107,7 70,1 Промышленность стройматериалов 90,2 81,4 96,6
Вместе с темисследователи отмечают определенную стабилизацию результатов инновационнойдеятельности на протяжении 2004-2006 гг.
Анализируя состояниеобъектов НИС – инноваций и прав собственности на их использование, следуетотметить основные составляющие инновационного потенциала с точки зрениянаправлений и результатов НИОКР. Украинская наука сохраняет мировой уровень вматематике, механике, физике, информатике, материаловедении, горных науках, сваркеметаллов. Исследования украинских ученых в области физики сверхнизкихтемператур, в частности по ядерному магнетизму, кинетики квантовых эффектов,электронных систем, локализованных сверхредким гелием, в последние годы взначительной степени определяют мировой уровень исследований. Значительнорасширились исследования по нанофизики и наноэлектроники, смедико-экологических и астрономических исследований. Достаточно значительным,несмотря на широкую программу конверсии, реализованную в 90-х годов ХХ века, естьпотенциал в области систем управления ракетными комплексами и космическойтехникой, Украина также принимает широкое участие в программах освоениякосмоса, создания космических навигационных систем и систем коммуникаций. Всеэто в целом отвечает современным мировым тенденциям в развитии инноваций. Вмировой практике наиболее важные приоритеты научно-технического развития всебольше связываются не с грандиозными, дорогими проектами прорывного,демонстрационного характера, а с долгосрочной кропотливой работой по укреплениювсех цепочек национальных инновационных систем – в экономике и информационнойсфере, в образовании и здравоохранении, в охране среды и изучении космоса.Именно эти элементы в совокупности формируют жизнеспособную системунаучно-технического развития, гарантируют плавное вхождение лидеров развитогомира в третье тысячелетие. Вместе с тем сущностной характеристикой НИС Украиныявляется то, что отечественная наука идет догоняющим путем, прибегая кстратегии увлечения отдельных ниш в уже разработанных научных отраслях ипостепенного освоения технологического потенциала технологических лидеров.
Особое внимание вструктуре НИС Украины заслуживает структура и характер отношений междусубъектами. Национальное правовое поле, которое формализирует практику этихотношений, представлено совокупностью нормативно правовых актов различныхорганов государственной власти, к которым принадлежат Законы Украины «О научнойи научно-технической деятельности», «Об инновационной деятельности», «Оприоритетных направлениях инновационной деятельности», «О приоритетныхнаправлениях развития науки и техники», «О специальном режиме инвестиционной иинновационной деятельности технологических парков», «О государственных целевыхпрограммах» и ряд других. Однако, качество законодательной базы, по оценкамэкспертов-практиков, оставляет желать лучшего. Отсутствие конкретных правовыхмеханизмов, частое изменение законодательства, которое чаще всего приводит кухудшению административных и налоговых условий, никоим образом не способствуетпозитивной динамике инновационных процессов. В 2004-2005гг. были отмененыльготы по уплате налогов на прибыль, на добавленную стоимость предприятий,которые принадлежат к технологическим паркам по соображениям неэффективностиэтих льгот и роста непрозрачности и злоупотреблений в этой сфере. И хотяпоследнее, несомненно, имело место, которое обуславливается, практикойтерриториального рассредоточения составных технопарков и общей практикойтенизации хозяйственных отношений (инновационная сфера здесь не являетсяисключением), мировой опыт функционирования зон высоких технологий в Китае,Вьетнаме, Польше, Венгрии доказал, что при надлежащем контроле со стороныгосударства с течением времени проблемы уклонения от уплаты налогов можнопривести к приемлемому минимуму.
Другим существеннымизъяном отечественного инновационного законодательства является то, что оно нерешает основную проблему отношений по владению и распространению инноваций –проблему охраны прав на интеллектуальную собственность. Нельзя не согласиться вданном вопросе с Л. Федуловой и М. Пашутой, которые отмечают, что успешныйпереход экономики на путь инновационного развития должен приобрести чертыуправляемого государством процесса трансформации торгового режима на принципахГатт/сот, особенно относительно охраны прав интеллектуальной собственности [3,с. ].
Определены шаги на путиразвития национального рынка объектов интеллектуальной собственности и егоинтеграции к мировому хозяйству осуществляются: государство пытается боротьсяиз аудио- и видеопиратством, постепенносоздается законодательная база охраны прав интеллектуальной собственности.
Достаточно широкимявляется круг международных отношений научно-технического и организационнометодического сотрудничества Украины: заключены соответствующие договоры сисследовательскими учреждениями и производственными предприятиями более чем 30странами мира, Украина сотрудничает с Европейским космическим агентством иНАСА, принимает участие в Шестой рамочной программе Европейской комиссии, ПРООН,выполняет общие программы с ЮНЕСКО, принимает участие в международных ассоциацияхакадемий наук. Однако в Украине до сих пор не сформирована национальнаястратегия научно-технической безопасности, что является немаловажной причинойнеразвитости национального рынка прав на объекты инновационной деятельности.
Проведенный анализсодержания и особенностей национальной инновационной системы Украины позволяетсделать вывод, что при наличии достаточного потенциала интенсификацииинновационных процессов характер отношений в НИС сдерживает развитие научнотехнологической конкурентоспособности Украины. Основными изъянами системысоциально-экономических отношений в НИС выступают:
– неразвитостьорганизационных форм и инфраструктурного обеспечения инновационной активности;
– отсутствиемеханизма коммерциализации и обмена продуктами инновационной деятельности;
– непоследовательностьи бессистемность государственной политики в научно-технической сфере.
Учитывая обнаруженныепроблемы перспективными путями управления развитием НИС могут стать:
– учет и оценкасоставляющих инновационного потенциала Украины и приведения их в соответствие смировыми тенденциями развития инноваций;
– пересмотргосударственной образовательной политики с нацеливанием ее на формирование инновационноактивных специалистов в соответствии с определенными приоритетаминаучно-технического развития;
– развитиеорганизационных форм и интенсификация инновационной деятельности путемвозрождения системы льготного налогообложения инновационных предприятий,научно-исследовательских учреждений и организаций инновационной инфраструктуры,в территориально сформированных зонах высоких технологий;
– последующееразвитие и усовершенствование законодательного обеспечения рынка прав наобъекты инновационной деятельности, в том числе адаптация национальногозаконодательства к соответствующим стандартам Гатт/сот.
5. Проблемыинновационного менеджмента в Украине
В Украине в 2004г. былапринята «Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004-2015годы», реализуя которую украинские ученые приступили к выработке концепцииинновационной модели развития экономики. Объективность существующих трудностей,которые препятствуют ускоренной инноватизации украинской экономики,определяется в значительной степени наличием целого ряда экономических,социальных, психологических, политических, культурных особенностей развития,оказывающих сильное влияние на принятие решений на разных уровняхуправленческой иерархии. К современным трудностям на пути инноватизацииэкономики Украины можно отнести следующие:
1.  Не сформирована единая национальнаястратегическая линия инноватизации экономики, невысокий уровень использованиястратегического арсенала методов научного планирования, прогнозирования,оптимизации, системного анализа, программно-целевого управления. Это проявилосьв слабости существующих институциональных образований текущего и перспективногопланирования, системы отбора результатов НИОКР, системы общей стандартизациипродукции и технологий, в опасности закрепления в стране модели экономики,сфокусированной на экстенсивных факторах развития и преобладаниинизкотехнологических укладов.
2.  Низкая эффективность самой структурыуправления инновационными и научно-техническими процессами, рассматриваемая садминистративно-орга-низационной точки зрения. Существующаяадминистративно-организационная структура характеризуется слишком большимколичеством составляющих, плохо взаимодействующих между собой и не обеспеченныхсистемным и эффективным распределением полномочий. Не может создаватьблагоприятные условия для качественной инновационной деятельности и постояннаяреорганизация органов, занимающихся государственным управлением научной деятельностью.Такие недостатки структуры государственного управления инновационнойдеятельностью не обеспечивают эффективную реализацию инновационной инаучно-технической политики государства.
3.  Слишком низкие темпы формированиярынка инноваций. Развитый рынок научно-аналитической продукции в Украине еще необразовался. Имеет место излишнее упрощение представлений об инновационныхпроцессах, недостаточное понимание рыночных механизмов. Отсутствуют равныеусловия функционирования традиционных и вновь созданных научных школ и центров,что особенно важно для центров, так как они часто открывают новые перспективныенаправления НИОКР.
4.  Не оформлены основные элементы болеенизких технологических укладов, требующие отвлечения большого количестваограниченных ресурсов, которые могли бы быть использованы для построения высшихтехнологических укладов.
5.  Недостаточность существующегоинформационного институционального поля как итог инерционности и сильноговоздействия предыдущего тоталитарного общества, что не дает возможностисвоевременно получать необходимую информацию о накопленном опыте инновационнойдеятельности.
6.  Низкий уровень развитости либеральныхэкономических отношений, слаборазвитость институтов, которые обеспечиваютпереливы капиталов между отраслями экономики (фондовых и денежных рынков,венчурных структур), нарушения эквивалентности товарного обмена, провоцируемыеактивным вмешательством разного уровня органов государственного управления;наличие предпринимательских структур, близких к властным органам и ведущих свойбизнес по особым льготным правилам.
7.  Низкая степень развитостиинструментальной базы, широко используемой институтами гражданского обществадля воздействия на социально-экономические и политические процессы; слабостьэкономической демократии, цивилизованных форм рыночных отношений. Все этозатрудняет инноватизацию и переход экономики от традиционного состояния кинновационному.
8.  Преобладание нерыночных форминституциональной основы развития, которые приводят к воспроизводству властныхорганов и учреждений, резко ограничивающих свободу рыночного предпринимательства.
9.  Значительный удельный вессельскохозяйственного населения, традиционно опирающегося на свою особуюсистему культурных ценностей.
10.  Уровни развития корпоративныхструктур не являются адекватными требованиям инноватизации экономики. Значительнаячасть отраслевой науки оказалась за пределами корпоративных структурныхобразований, что привело к нарушению оптимального организационноговзаимодействия производства и отраслевой науки. Отсутствие необходимых условийдля полноценного инновационного развития малого бизнеса.
11.  Монетарные диспропорции, показателемкоторых выступает низкий уровень коэффициента монетизации, что приводит кнарушению рыночного баланса и равновесности, информационное искажение ценрынка. Высокие процентные ставки рынка тормозят развитиеинвестиционно-инновационных процессов.
12.  Невозможность решения актуальныхсоциальных проблем за счет инноватизации экономики, формирования сильногоинновационного сектора и выхода на этой базе на более высокий уровеньстандартов жизни общества, а также путем инновационной поддержки старой традиционнойэкономики.
Большое число трудностейи барьеров, тормозящих инноватизацию экономики, наталкивает на необходимостьпоиска путей их преодоления. В деятельности компаний выделяют следующиепроблемы:
- на практикеподтверждается тезис о том, что сложность ситуации в украинской экономикезаключается в низких темпах концентрации и интеграции капитала, т.е. неиспользуется ключевое преимущество модели функционирования крупногопроизводства;
- сегодняпромышленность Украины представляют уникальные наукоемкие предприятия, которыехарактеризуются мощным производственным, научно-технологическим и особенноинтеллектуальным потенциалом;
- наблюдаетсятенденция некоторого снижения темпов основных экономических показателей иустановлены главные причины, определяющие данную ситуацию:
а) макроэкономические:
- низкие темпыразвития экономики Украины в целом, что создает неэффективную среду дляразвития отдельных предприятий;
- отсутствиесоответствующих государственных механизмов для регулирования процесса повышенияинновационности развития;
- отсутствиереально действующего законодательства в сфере формирования и стимулированияразвития корпоративных структур в целом и интегрированных инновационныхструктур в частности;
б) микроэкономические:
- в большинствеслучаев отсутствие четкой системной стратегии развития предприятия,разработанной на основе современной научной методологии;
- отсутствиеинновационной стратегии как главной составляющей в общей стратегии развития;
- низкий уровеньинформационного обеспечения процесса управления предприятием, т.е. отсутствиеединой концепции и стратегии информатизации предприятия на основеинформационно-коммуникационных технологий.
В результате – осложнение процесса системного сбора,обработки и анализа информации по всем функциональным зонам предприятия, какследствие:
- невозможностьосуществления мониторинга важных процессов для подготовки управленческихрешений на всех уровнях;
- сосредоточенностьруководства на производственной деятельности и недостаточное внимание кнаучно-технологическим и инновационным процессам, как того требуетспецифическая особенность наукоемкого предприятия;
- отсутствиепрактики внедрения современных методов организации деятельности, а именно –реинжиниринга, бюджетирования, системы сбалансированных показателей, управлениярисками, технологического маркетинга и других, которые позволяют повыситьрезультативность управления предприятием и обеспечить эффективное использованиеего научно-технологического потенциала и повышение конкурентоспособности;
- неэффективностьдействующей системы стимулирования труда, и особенно – низкий уровень мотивациитворческой активности работников;
- отсутствиепрактики внедрения принципов корпоративного управления предприятием, что непозволяет использовать в полной мере преимущества корпоративной формысобственности, например, по управлению стоимостью предприятия и осуществлениюего капитализации, внедрению корпоративной культуры в современные методыуправления;
- несистематическаяи методологически непродуманная работа по управлению объектами промышленнойсобственности, что в условиях наукоемкого производства и мощногонаучно-технологического потенциала предприятия должно оказывать содействие егоинвестиционной привлекательности и обеспечивать увеличение рыночной стоимости;
- отсутствиеинтегрированной деятельности ведущих служб предприятия (в частности,маркетинга, службы внешнеэкономической деятельности, служб НИОКР иэкономических подразделений) по повышению технологического уровня производствачерез механизмы технологического прогнозирования и технологического маркетингаи др.
Наиболее проблемнымисферами деятельности остаются маркетинговая политика и управление финансами иинвестициями. Препятствиями для развития бизнеса являются: отсутствие стратегииразвития у предприятий — они имеют потенциал, позволяющий занять лидирующееположение на рынке, но не могут четко определить приоритетность выполнениябизнес-мероприятий для достижения конкурентных позиций; у акционеров именеджеров нет четко сформулированного и одинакового видения будущегопредприятия.
Наиболее значимыми, пооценкам самих руководителей предприятий, являются проблемы в сфере управленияфинансами и инвестициями: предприятиям хронически не хватает финансовыхресурсов для развития бизнеса. В то же время данные бухгалтерского учета слабоиспользуются в процессе управления. Система планирования, контроля и анализа вфинансовой структуре не сформирована в полном объеме, а представлена в видеотдельных элементов и частей, не интегрированных в единую систему, Это непозволяет рационально управлять всеми имеющимися ресурсами в масштабепредприятия, определять запас финансовой прочности предприятия.
В связи с этимнеобходимо: привести организационную структуру в соответствие с приоритетамиинновационного развития и технологического прогнозирования; разработатьсистемный механизм взаимодействия государства с корпоративным секторомэкономики.
Руководству предприятийследует шире привлекать специалистов научных учреждений, которые могутпредложить свои услуги в форме консультаций, разработок научно обоснованныхконцепций, методологий, методик, научного сопровождения проектов по организацииинновационно-инвестицион-ной деятельности на предприятии.
В настоящее время ученныевыделяют ряд факторов, тормозящих инновационную деятельность. Это отсутствиефинансирования, отсутствие денежных средств у заказчика, высокие кредитныеставки банковских учреждений, значительные расходы, связанные с нововведениями,не совершенство законодательной базы в налоговой сфере, трудности с сырьем.

6. Направлениеинновационного менеджмента Украины
Перед государством встаетзадача сформировать такой хозяйственный механизм, который бы обеспечивалперераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств впроизводственно-технологические комплексы современного технологического уклада,концентрацию ресурсов в точках его роста, модернизацию экономики, повышение ееэффективности и конкурентоспособности на основе распространения новыхтехнологий. Решению этой задачи должны быть подчинены приватизационная,налоговая, финансовая и денежно-кредитная политики, регулирование внешнейторговли, политика цен и доходов.
Необходимо предпринятьследующие шаги:
1.  Начать проводить действеннуюгосударственную политику, направленную на приоритетное научно-технологическоеразвитие Украины, которую до сих пор только декларировали.
2.  Создать управляемую инновационнуюмодель развития государства путем утверждения национальных приоритетов (дляУкраины их должно быть не более пяти). На этой основе необходимо начатьстратегические программы развития, которые объединят собственные научныеразработки, собственное кадровое сопровождение, отечественный производственныйсектор и бизнес.
3.  Усовершенствовать государственноеуправление инновационной деятельностью, повышая уровень координации всехсоставляющих инновационного процесса, интегрирования отраслевых сегментовуправления инновационной деятельностью, передав соответствующие функции одному,надотраслевому центральному органу исполнительной власти.
4.  Завершить формирование единогозаконодательного поля инновационной деятельности путем внесения дополнений впринятые ранее свыше ста законодательных актов и нормативных документов и ихсогласования [, с. ].
Очень важно урегулироватьвопрос о предоставлении налоговых и таможенных льгот технологическим паркам исвободным экономическим зонам. При этом механизмы государственной поддержкиинновационной деятельности должны быть существенным образом упрощены вформальной части.
Второй вид инновационнойдеятельности, относится к так называемым массовым инновациям, которые вразвитых странах охватывают до 90% общих объемов высокотехнологичного бизнеса.Такой вид деятельности (в форме научных парков) не требует предоставленияникаких льгот со стороны государства и основывается исключительно наобъединении интересов органично неразделимых групп участников. Этовысокотехнологические компании, конкурирующие на внутренних и внешних рынках,конкурентоспособные научные группы, обеспечивающие эти компании постояннымпотоком ноу-хау, факультеты и кафедры университетов, готовящие для нихкачественный человеческий капитал, инвестиционные и венчурные фонды, которыеподпитывают инновационный процесс, бизнес-структуры, которые выводятинновационную продукцию на рынки. В данной модели государство лишьустанавливает правила такой деятельности в виде законов и нормативных актов иконтролирует их выполнение.
Другая система отношенийвозникает между местными органами власти и инновационными средами,осуществляющими массовую инновационную деятельность. Поскольку такие средырегионально ориентированы (в отличие от технологических парков), они создаютдополнительные интеллектуально наполненные рабочие места именно для конкретногорегиона и привлекают инвестиции в этот регион. Поэтому местная властьзаинтересована в тесном сотрудничестве с научными парками, которое можетосуществляться в форме совместного учреждения этих инновационных сред,управление ими, выделение им необходимых помещений, участков земли для развитияи тому подобное.
5.  Осуществить комплекс мероприятий,направленных на повышение конкурентоспособности национальной науки иобразования. Возвращение Украине роли мощного генератора новых знаний,производителя конкурентоспособных видов техники и высоких технологий и выхода сэтой продукцией на внутренний и внешний рынки. Эти два сектора должныпересмотреть свои задачи, структуру и главные принципы деятельности всоответствии с мировыми требованиями и потребностями общества.
Можно назвать еще рядважных составляющих модели инновационного развития государства, таких каквозрождение высокотехнологичных производств и конструкторско-инженерных школ,создание разветвленных финансовых сетей и фондового рынка и тому подобное. Новсе они сработают лишь при условии консолидации страны, когда будутосуществлены последовательные шаги для формирования общественного сознанияграждан с целью четкого понимания, кто мы и какой путь должны преодолеть. Этоозначает, что без решительной и целенаправленной государственной политики, безстимулирования человеческой активности, достичь указанного будет невозможно.
Свиженко В.А., директорДепартамента научно-технологического развития МОН Украины подчеркиваетнеобходимость и важность уточнения приоритетов научно-технического развития иинновационной деятельности и кардинально нового подхода к их определению, какпирамиды приоритетов. В этой связи большое значение имеет государственнаяпрограмма прогнозирования научно-технологического и инновационного развития.
Особенно важны такжезаинтересованность и вовлеченность бизнес-среды в развитие научно-техническогопотенциала (в этом контексте имеет решающее значение становление и развитиеинновационного венчурного предпринимательства, поддержать которое должногосударство). Необходимо введение соответствующих адекватных государственныхпрограмм, направленных на улучшение инвестиционно-инновационного климата иповышение эффективности инновационной деятельности. Эти программы должны бытьнацелены не на «процесс», а на «результат».
Государственная поддержкаинновационных проектов корпоративного сектора должна осуществляться населективной основе. Государство должно поддерживать те инновации, которыевнедряются на производстве высших технологических укладов или улучшаютресурсную базу экономики. Переход к устойчивому развитию в Украине возможен приусловии переориентации научно-технического прогресса на создание ресурсно-,энерго- и водосберегающих технологий. Основным приоритетом должно статьиспользование наукоемких технологий с постепенным вытеснением ресурсоемких, атакже с соответствующим изменением приоритетов в структуре внешней торговли –от преобладания экспорта природных ресурсов до увеличения доли экспортавысококачественной наукоемкой продукции.
Следует все активнеесоздавать технопарки, технологические инкубаторы, инновационные производства,прежде всего в приоритетных отраслях (радиоэлетронная и приборостроительнаяпромышленность, сельскохозяйственное машиностроение, тяжелое машиностроение, судо-и самолетостроение, химическая промышленность, а также «потребительскиеотрасли»).
Украина имеет всепредпосылки для создания и утверждения инновационной модели развития экономики.Это – и высокий научно-технический, кадровый и интеллектуальный потенциалы, иразвитая учебно-научная система, наличие отраслевых всемирно известных научныхшкол, структурно разветвленных научных комплексов и ряда наукоемкихвысокотехнологических секторов. Однако стратегическая ошибка, допущенная настарте рыночного реформирования отечественной экономики, которая состояла вопределении Украины как экономически и научно-технически неразвитогогосударства, привела к тому, что страна фактически начала двигаться внаправлении демонтажа накопленного инновационного потенциала. С 2000г. ситуациянесколько улучшилась: прекратилось резкое сокращение количества предприятий,внедряющих инновации, и их доли в общем количестве промышленных предприятий;несколько активизировался процесс освоения новых видов техники и внедрениятехнологических процессов; возникли определенные реальные наработки в законодательнойбазе. Для ускорения процесса утверждения в Украине инновационной моделиразвития экономики необходимо усиление государственного влияния на развитиеинновационной деятельности. К первоочередным мероприятиям в этой сфереотносится увеличение финансирования инновационной деятельности и содействиеразвитию малых и средних инновационных предприятий.
7. Характеристикаинновационной деятельности в работе Детско-юношеской спортивной школы г. Армянска
Основополагающую роль вподготовке спортивного резерва в сборные команды Украины по видам спортаиграют, как и прежде, спортивные школы.
Детско-юношескаяспортивная школа г. Армянска является внешкольным учебным заведением иобеспечивает возможность получения каждым ребенком необходимых,научно-обоснованных знаний о здоровье и способах его укрепления, методикиорганизации досуга и направленно на формирование у детей физического,социального и духовного здоровья, совершенствование физической и психическойподготовки для ведения активной продолжительной жизни и профессиональнойдеятельности. Физическое воспитание обеспечивается соответствующимидостижениями, медицинским обслуживанием, педагогическими кадрами,материально-технической, правовой, нормативной, информационной базой ибюджетным финансированием. Учебно-воспитательный процесс обеспечиваетматериальная база спорткомплекса ДЮСШ, которая включает спортивный итренажерный залы, плавательный бассейн, стадион и мини стадион с искусственнымпокрытием, а так же спортивные базы общеобразовательных школ города, гдеработают тренера-совместители. Учебный процесс обеспечивает 39 человек из них:3 человека – администрация школы, 20 хозяйственный и обслуживающий персонал, 16чел. тренера-преподаватели из них – 12 чел. совместители. Основными средствамифизического воспитания являются физические упражнения, климатические факторы,закаливание, меры по формированию здорового образа жизни, которые способствуютсохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья детей.ДЮСШ Учебный процесс осуществляется на основании программ по виду спорту игодового плана работы школы. В школе профилируется 9 видов спорта: футбол,баскетбол, волейбол, плавание, каратэ, шахматы, настольный теннис, легкая атлетика,общая физическая подготовка (ОФП). Весь тренерский состав имеет высшееобразование, основные работники различные квалификационные категории.
В настоящее время вучебно-воспитательном процессе делается акцент на формирование гармоническиразвитой личности. Многолетний учебно-тренировочный процесс состоит из 4 этаповподготовки: спортивно-оздоровительного, начальной подготовки,учебно-тренировочного, спортивного совершенствования и высшего спортивногомастерства.
Основными задачами всфере детско-юношеского спорта являются:
- формированиездорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственныхспособностей, достижение уровня спортивных успехов сообразно способностям;
- вовлечениемаксимально возможного числа детей и подростков в систематические занятияспортом;
- воспитаниефизических, морально-этических и волевых качеств;
- улучшениесостояния здоровья, включая физическое развитие;
- повышение уровняфизической подготовленности и спортивных результатов;
- профилактикавредных привычек;
- привлечение кспециализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективныхспортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющихвойти в состав сборных АР Крым и Украины.
Основные принципыдеятельности ДЮСШ:
- доступностьзанятий спортом, равенства возможностей всех учащихся в получениидополнительного образования спортивной направленности;
- непрерывность ипреемственность процесса спортивной подготовки;
- дифференцированногоподхода к развитию массового спорта, спорта высших достижений, к организацииучебно-тренировочного процесса с установкой на разностороннюю физическуюподготовленность.
Методологической основойнаучно-технологического обеспечения подготовки резерва являются принципы:
- целесообразнойминимизации объемов тренировочных нагрузок;
- непрерывногоконтроля состояния спортсмена в процессе тренировочной и соревновательнойдеятельности;
- целевойнаправленности тренировки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство;
- соразмерностиразвития физических качеств юных спортсменов;
- индивидуализациипроцесса подготовки;
- профилактикитравм и заболеваний на этапах интенсивной тренировки и соревнованиях.
Усилия администрации ДЮСШ и педагогического коллектива преждевсего направлены на приобщение детей к активным занятиям физкультурой испортом.
При традиционном подходев качестве основных целей и задач этой работы признаются: оздоровление(сохранение и укрепление здоровья), физическое совершенствование (формированиеопределенных физических качеств, двигательных умений и навыков), а такжевыявление, отбор и подготовка спортсменов, способных успешно выступать ипобеждать в соревнованиях различного уровня, прежде всего на чемпионатах АРКрым, Украины, Мира. Хотя в качестве приоритетных декларировались первые двезадачи, но реально нередко именно последняя задача выступала на переднем плане.
Применение инновационных форм в ДЮСШ для спортивнойподготовки предусматривает:
- смещение акцента(в рамках массовой физкультурно-спортивной работы с населением) с последнейзадачи на решение первых двух, особенно на задачу оздоровления, укрепленияпсихофизического состояния и психосоциального здоровья населения;
- перехода от такойсистемы этой работы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физическихкачеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающейчеловеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленноговоздействия на физическое состояние, сохранения и укрепления здоровья, а такжеформирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическомсовершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом.
- вовлечение врегулярные занятия спортом подрастающее поколение;
- созданиеэффективной системы организации и проведения первенств по видам спорта, включаяСпартакиады школьников.
В ДЮСШ используетсяинновационный подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс навсестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческогоовладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивнойдеятельностью. Прежде всего, ставится задача, опираясь на теорию и историюфизической культуры и спорта, гигиены, психологии, физиологии, биомеханики,сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культурекак элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачифизического воспитания рассматривается творческое усвоение способовдвигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В рамкахсовершенствования физического воспитания в школе важное значение придаетсясозданию конкретных вариантов учебных программ с учетом особенностей интересовучащихся и профессиональных возможностей преподавателей. Она состоит из двухчастей – базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной). Базоваячасть программы предлагается в качестве основы «общегосударственногостандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры». Еюдолжны овладевать все учащиеся независимо от индивидуальных отличий.Вариативная часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностейдетей, специализации учителя и интересов учащихся. Содержание вариативной частипрограммы определяется ДЮСШ. Рациональное сочетание базовой и вариативнойчастей содержания учебной программы позволяет снять существующие противоречиямежду интересами общества и индивида, повышает значимость физической культуры ввоспитании здорового образа жизни, более полно удовлетворяет потребности детейи молодежи в самопознании и самосовершенствовании, создает большие возможностидля творческих поисков нетрадиционных форм организации физического воспитания,реализации принципов гуманизации в педпроцессе. Отмеченные общие подходы корганизации учебно-воспитательной работы в школе отражаются на конкретнойорганизации учебных занятий.
В числе ведущих тенденцийпостроения учебных занятий по физическому воспитанию можно отметить усиление ихобразовательной направленности. Разработаны программы повышения физкультурнойграмотности детей и молодежи, формирования и углубления их знаний о своеморганизме и физическом состоянии, различных его параметрах: о состоянииздоровья, физической подготовленности, телосложении, о различных средствахвоздействия на них и методике использования этих средств, о здоровом образежизни, его компонентах и путях формирования и т.д.
Для решения этой задачивносятся изменения в программы занятий на тренировке, включение в нееразнообразной информационной, пропагандистской, разъяснительной работы с детьмии молодежью по вопросам физической культуры и здорового образа жизни.Проводятся в определенном сочетании теоретические и практические занятия (80%от всей программы) тренером, медработником, завучем, инструктором-методистом натемы: «Физическая подготовленность и здоровье», «Биомеханика движений», «Моделидвижений», «Двигательные навыки», «Социальные навыки», «Формированиеположительной самооценки», «Достижение индивидуального совершенства». Так,изучение темы «Физическая подготовленность» предполагает ознакомление учащихсяс различными компонентами, составляющими понятие «физическая подготовленность»– сила, скорость, выносливость, гибкость и т.д., их взаимосвязью с системамиорганизма человека и способами контроля за состоянием здоровья: по изменениюартериального давления, объема легких, частоты сердечных сокращений и т.д. Тема«Биомеханика» включает изучение характеристик движения при бросках мяча руками,ударах по мячу ногами, прыжках и т.п. На занятиях по теме «Модели движения»учащиеся получают задания для изучения и практического знакомства с определеннымивидами движений, а затем демонстрируют их в классе. Отдельные виды движенийизучаются группами учащихся, которые с помощью видеокамеры делают записи дляобъяснения и демонстрации этих движений. Во время изучения тем «Социальныенавыки» и «Формирование положительной самооценки» учащиеся участвуют в решениипредлагаемых проблем в ходе организуемых дискуссий. Тема «Достижениеиндивидуального совершенства» предусматривает изучение истории олимпизма иразработку индивидуального плана физической активности на основе личных интересови запросов. Тренировочный процесс осуществляется комплексно с эффективнымприменением материально-технической базы спорткомплекса и включаетиспользование тренажерного зала, плавательного бассейна, стадиона и спортзала.
Все эти мероприятияпредусматривают у учащихся помимо монотонных спортивных занятий формированиеширокого круга знаний в области физической культуры и здорового образа жизни:знания о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья,работоспособность; о гигиенических правилах при выполнении физическихупражнений; о закаливании водой и воздухом; о режиме дня и двигательном режиме;о правилах и формах занятий физическими упражнениями, доступными видами спортав свободное время; знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха; овлиянии занятий физическими упражнениями (гимнастикой, легкой атлетикой и т.д.)на системы дыхания, кровообращения, центральную нервную систему,опорно-двигательный аппарат и т.д.; о компонентах физической культуры личности;о развитии волевых и нравственных качеств в процессе занятий физкультурой испортом; об основных приемах самоконтроля в ходе этих занятий и др. [
Новые подходы ксодержанию занятий ориентируют не только на двигательную подготовку учащихся,но и на развитие личности, на индивидуальное восприятие учебного материала.Нагрузка подбирается в зависимости от подготовленности занимающихся.Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по их желанию.Такой подход стимулирует приобретение ими навыков выполнения упражнений впроцессе самостоятельных занятий.
Акцентируется внимание наположительные качества и достижения учащихся, на удовлетворение их потребностив самоутверждении и общении. Решение этих задач предполагает отход от жесткойрегламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности, максимальноеразнообразие форм, методов и средств физического воспитания, широкоеиспользование наглядных и технических средств.
Значительное вниманиеуделяется поиску новых форм и методов тестирования учащихся. Для инновационныхподходов к тестированию детей характерен акцент на показатели приростаиндивидуальных результатов. Исходят из того, что тестирование должно побуждатьучащихся добиваться более высокого уровня физической подготовленности, не вызыватьотрицательного отношения к занятиям спортом, помогать создать у детейположительный психологический настрой. Тесты носят информационный характер,дают учащимся представление о текущем уровне их физической подготовленности ирекомендации по его повышению.
В ходе поискаинновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подросткамиучитывается особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности.Подвижные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми иподростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции,научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но такжеумственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.
Применение инновационныхподходов в организации учебно-воспитательного процесса способствуетформированию органически развитой личности, улучшению здоровья ребенка,повышению умственной работоспособности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ломоносов Михаил Васильевич 1711 - 1765
Реферат Металлизированные пигменты для этикеточной печати
Реферат Ломоносов Михаил Васильевич великий учёный и поэт
Реферат Интерферирующее влияние родного языка при восприятии звуков английского языка
Реферат Жизнь в уездном городе до приезда ревизора по произведению Гоголя Ревизор
Реферат Лошадиная фамилия
Реферат Культура России 17 - 18 век. Обмирщение. Расширение культурных связей с Европой
Реферат Раннее детство и кризисный период в нём
Реферат Кто виноват в страданиях героини по рассказу Н. С. Лескова Старый гений
Реферат Технология производства полумуфты - детали компрессора 16ГЦ2-340/25-56
Реферат Рецензия на рассказ Л. Петрушевской Новые Робинзоны 2
Реферат Технические нормы эксплуатационной работы железной дороги и её отделений
Реферат Задачи линейной алгебры. Понятие матрицы. Виды матриц. Операции с матрицами. Решение задач на преобразование матриц
Реферат Лолита
Реферат Сахарный диабет I типа средней степени тяжести