Содержание
Введение
1 Понятие муниципальная недвижимость
2 Информационные системы управления муниципальной недвижимостью
2.1 Основы функционирования рынка недвижимости
2.2 Информационные системы управления муниципальнойнедвижимостью: состав и основные задачи
2.3 Основные направления информатизации процесса управлениянедвижимостью
2.4 Принципы создания ИС управлениянедвижимостью
2.5 Информация, используемая дляуправления недвижимостью
2.6 Информационная система регистрации недвижимости
Заключение
Список литературы и источников
Введение
Тема нашего реферата — информационные системы управления муниципальнойнедвижимостью.
В последнее время одной из самых актуальных считаетсяпроблема повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе исферы управления недвижимым имуществом. Эту сферу муниципальные органы имеют возможностьрегулировать непосредственно.
Недвижимость составляет значительную часть государственной имуниципальной собственности, а управление недвижимостью является относительноновым для России видом деятельности.
Необходимое условие функционирования рынка недвижимости — наличиеинформационной инфраструктуры, обеспечивающей субъекты рынка актуальной, полнойи достоверной информацией.
Целью данной работы является изучение информационных систем управлениямуниципальной недвижимостью.
К задачам можно отнести рассмотрение следующих вопросов, как:
— Понятие муниципальная недвижимость;
— Основы функционирования рынка недвижимости;
— Информационные системы управления муниципальной недвижимостью: состав иосновные задачи;
-Основные направления информатизации процесса управления недвижимостью;
— Принципы создания ИС управлениянедвижимостью;
— Информация, используемая дляуправления недвижимостью;
— Информационная система регистрации недвижимости.
1 Понятие муниципальная недвижимость
Необходимо отметить, что словосочетание «муниципальная недвижимость» (вотличие от входящих в ее состав понятий «недвижимость» и «муниципальный») прямов законодательстве не используется, а значит нуждается в пояснении.
Муниципальную недвижимость следует рассматривать как вид недвижимогоимущества. Однако, если деление недвижимости на конкретные объекты — земельныеучастки, здания, сооружения и пр. происходит, как правило, по материальномукритерию (наличие их неразрывной связи с землей), то муниципальную недвижимостьможно выделить из «просто» недвижимости по субъекту осуществления правсобственности на данный объект.
Согласно п. 2 ст. 212 Гражданского кодекса РФ, имущество может находитьсяв собственности граждан и юридических лиц (частная недвижимость), РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации (государственная недвижимость),муниципальных образований (муниципальная недвижимость).
Основываясь на приведенной норме, муниципальную недвижимость короткоможно охарактеризовать как недвижимость, принадлежащую на праве собственностимуниципальному образованию.
Таким образом, под муниципальной недвижимостью подразумеваются различногорода сооружения, жилые и нежилые комплексы, инженерные коммуникации,находящиеся в ведении муниципальных образований.
Правами по управлению муниципальной недвижимостью обладает негосударство, в лице своих органов, а общественная самоуправляющаяся структура,действующая либо непосредственно через входящее в ее состав население, либопосредством создаваемых органов — органов местного самоуправления.
В этом году наметилась тенденция передачи всей муниципальнойсобственности в управление частных компаний. Однако многие считают, чтоконтроль над недвижимостью все равно получат чиновники, что, в конечном счете,узаконит их прибыль при сдаче помещений в аренду.
2 Информационные системыуправления муниципальнойнедвижимостью
2.1 Основы функционирования рынканедвижимости
Необходимым условием функционирования рынка недвижимости является наличиеинформационной инфраструктуры, обеспечивающей
субъекты рынка актуальной, полной и достоверной информацией о структуреспроса и предложения на объекты рынка, о «правилах игры» на рынке.
Основными источниками информации могут быть:
♦ федеральноезаконодательство и законодательство субъектов Федерации;
♦ информация, полученнаяот официальных и неофициальных лиц, официальные и неофициальные материалыорганов власти и корпораций;
♦ заявки продавцови покупателей, лиц, желающих обменять один объект недвижимости на другой;
♦ средства массовойинформации.
2.2 Информационные системы управлениямуниципальной недвижимостью: состав и основные задачи
ИС управления муниципальной недвижимостью включает:
♦ взаимосвязанныйкомплекс моделей и программ, обеспечивающих функционирование системы;
♦ информационныйфонд — совокупность баз данных, используемых потребителями информации.
Информационные системы управления муниципальной недвижимостьюразрабатываются на основе интегрированной базы данных по имеющимся площадям,которая позволяет комплексно управлять деловыми процессами, связанными снедвижимостью.
К основным задачам, решаемым ИС управления муниципальной недвижимостью,относятся:
♦ информационнаяподдержка федеральных, муниципальных органов, предприятий, учреждений иорганизаций, использующих государственное и муниципальное недвижимое имущество,в управлении недвижимостью;
♦ выдачаструктурированной информации по запросам пользователей;
♦ создание банкаданных по недвижимости и обеспечение участников рынка необходимой информацией.
2.3 Основные направленияинформатизации процесса управления недвижимостью
К основным направлениям информатизации процесса управления недвижимостьюможно отнести следующие:
1) Информационное обеспечение аренды.
2) Страхование и оценка стоимости недвижимости.
3) Управление дебиторской задолженностью.
4) Капитальный ремонт и реконструкция.
5) Текущий ремонт и эксплуатация.
6) Капитальное строительство.
По всем этим направлениям создаются базы данных информационных системуправления недвижимостью.
Основные направления можно видеть на рисунке 1.
/>
Рис. 1.Основные направления информатизации процесса управления недвижимостью
2.4Принципы создания ИС управления недвижимостью
При создании ИС управления недвижимостью следует руководствоватьсяследующими принципами:
♦ использованиеунифицированных форматов обмена данными, разработанных на базе международных ироссийских стандартов;
♦ модульность;
♦ оптимальноесочетание централизации и децентрализации обработки информации;
♦ информационнаяоткрытость в сочетании с принципомзащиты информации отнесанкционированного доступа;
♦ контрольцелостности данных;
♦ поддержкасовременных компьютерных технологий;
♦ исключениедублирования информации в разных БД.
2.5 Информация, используемая для управления недвижимостью
Информация, используемая для управления недвижимостью, может включатьследующие составляющие:
♦ техническую информацию (карты земельных участков, ихплощадь, этажность объектов, поэтажные планы, характеристики
конструктивных элементов, описание инженерных систем);
♦ юридическуюинформацию (документация по объекту, охранные обязательства, договоры,справки);
♦ экономическуюинформацию (налогообложение и страхование, рыночная стоимость объекта,дебиторская задолженность);
♦ маркетинговуюинформацию (планы помещений, удобства, дополнительные услуги,историко-архитектурные справки).
Органы государственною и муниципального управления должны иметьвозможность публиковать результаты мониторинга процессов, протекающих на рынкенедвижимости, результаты наблюдения за деятельностью профессиональныхучастников рынка недвижимости, информацию о нормативно-правовых актах,регулирующих отношения на рынке.
2.6 Информационная системарегистрации недвижимости
В настоящее время актуальна разработка информационных систем регистрациинедвижимости.
Информационная система регистрации недвижимости — это комплекспрограммно-аппаратных средств, предназначенный для государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним, создания банка данных объектовнедвижимости, обеспечения участников рынка недвижимости актуальной идостоверной информацией .
В ИС регистрация недвижимости можно выделить подсистемы:
♦ регистрации прав;
♦ инвентаризации;
♦ поиска;
♦ архивирования;
♦ администрирования.
ИС регистрации недвижимости строитсяв архитектуре клиент-сервер.Основой системы является единая БД. Серверное ПО обеспечивает обработкузапросов пользователей к БД и передачу результатов обработки наавтоматизированные рабочие места. Клиентское ПО обеспечивает выдачу результатовпользователям системы.
Заключение
Итак, мы рассмотрели тему «Информационные системы управлениямуниципальной недвижимостью».
Мы пришли к выводу, что информатизация системы управления муниципальнойнедвижимостью очень важна, ведь в последнее время одной из самых актуальных считаетсяпроблема повышения эффективности сферы управления недвижимым имуществом, а необходимым условиемфункционирования рынка недвижимости является наличие информационнойинфраструктуры, обеспечивающей субъекты рынка актуальной, полной и достовернойинформацией.
Под муниципальной недвижимостью подразумеваются различного родасооружения, жилые и нежилые комплексы, инженерные коммуникации, находящиеся введении муниципальных образований.
ИС управления муниципальной недвижимостью включает взаимосвязанныйкомплекс моделей и программ, обеспечивающих функционирование системы;информационный фонд — совокупность баз данных, используемых потребителямиинформации.
Мы выделили основные направления информатизации процесса управлениянедвижимостью — информационное обеспечение аренды, страхование и оценкастоимости недвижимости, управление дебиторской задолженностью, капитальныйремонт и реконструкция, текущий ремонт и эксплуатация, капитальноестроительство.
Следует отметить, что в настоящее время актуальна разработкаинформационных систем регистрации недвижимости —комплекса программно-аппаратныхсредств, предназначенный для государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним, создания банка данных объектов недвижимости,обеспечения участников рынка недвижимости актуальной и достоверной информацией.
Список литературы и источников
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управлениемуниципальной недвижимостью: Учебн.-практ. пособие. — М.: Дело, 2001.
3. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В.,Коробова А.Н. — М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационныетехнологии управления: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 320 с. — (Серия «Учебник для вузов»).
5. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов / Подобщ. ред. П.Г. Грабового. – Смоленск: Изд-во «Смолин Плюс», М.: Изд-во «АСВ»,2004.