Реферат по предмету "История"


Перестройка и возрождение политического плюрализма 1985-1991 гг.

Содержание
Введение
1. Перестройка и возрождение политического плюрализма1985-1991 гг.
2. Формирование многопартийной системы и тенденцииперестройки
3. Реформы в экономике
4. Причины неудач перестройки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Перестройка — это общее названиесовокупности политических и экономических реформ, проводившихся в СССР в1986-1991 годах.
К основным событиям перестройкиистория относит:
7 мая 1985 год — ПостановлениеСМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренениюсамогоноварения».
23 мая 1986 год — ПостановлениеСМ СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».
19 ноября 1986 год — ВС СССРпринял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
май 1987 год — Перваянесанкционированная демонстрация неправительственной и некоммунистическойорганизации — общества «Память» в Москве.
25 июня 1987 год — Пленум ЦККПСС рассмотрел вопрос «О задачах партии по коренной перестройкеуправления экономикой».
30 июня 1987 год — Принят законСССР «О государственном предприятии (объединении)».
30 июля 1987 год — Принят «Законо порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц», ущемляющихправа гражданина
август 1987 год — впервыеобъявлена безлимитная подписка на газеты и журналы.
13 марта 1988 год — Статья Н. Андреевойв «Советской России» — «Не могу поступаться принципами».
26 мая 1988 год — Принят закон«О кооперации в СССР».
28 июня — 1 июля 1988 года — XIXВсесоюзная конференция КПСС, принявшая резолюции «О некоторых неотложныхмерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны»,«О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублениюперестройки», «О демократизации советского общества и реформеполитической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «Омежнациональных отношениях», «О гласности», «О правовойреформе».
28 июля 1988 год — УказыПрезидиума ВС СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов,уличных шествий и демонстраций в СССР» и «Об обязанностях и правахвнутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка».
5 сентября 1988 год — Началсясуд над Ю.М. Чурбановым и др. (5 сентября — 30 декабря).
30 сентября 1988 год — НаПленуме ЦК КПСС проходит самая крупная со сталинских времен «чистка» Политбюро.
январь 1989 год — Началосьпервое свободное выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР.
Весна 1990 год — Принят «Законо собственности в СССР».
Главные экономическиенововведения и последствия перестройки: Распространение кооперативов, авпоследствии — введение свободного предпринимательства; Денежная реформа 1991года (Павловская реформа); Вымывание товаров из магазинов, а впоследствии — гиперинфляция.
Перестройка ввела и укрепиладемократические свободы: Свобода слова; Гласность, отмена цензуры; Плюрализммнений; Свобода передвижения граждан за рубеж; Введение плюрализма власти иотмена однопартийной системы; Разрешение частного предпринимательства и частнойсобственности; Прекращение гонений на Русскую Православную Церковь и на другиерелигиозные организации.
Перестройка вызвала национальныеконфликты, войны и инциденты: Желтоксан, Карабахская война, Сумгаитский погром,Ходжалинская резня, Грузино-абхазский конфликт, Южноосетинский конфликт,Гражданская война в Грузии, Гражданская война в Таджикистане, Чеченскийконфликт, Приднестровский конфликт, Осетино-ингушский конфликт, в Узбекистане (конфликтс турками-месхетинцами), в Киргизии (конфликт в Фергане).
Перестройка повлекла за собойважные международные изменения: вывод ракет средней и малой дальности изЕвропы, сокращение ядерных вооружений, распад СССР, распад социалистическоголагеря и Варшавского договора (согласно Протоколу о полном прекращении действияДоговора 1 июля 1991 г), объединение Германии с последующим выводом советскихвойск, завершение Афганской войны выводом советских войск (15 февраля 1989),восстановление дипломатических отношений с Албанией (30 июля 1990) и Израилем (3января 1991).
В ходе перестройки (c 1989) резкообострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистическийпуть развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организациейжизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика СоветскогоСоюза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной властии управления.
К началу 1990-х годовперестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества,ликвидации власти КПСС и распаду СССР.
Таким образом, периодперестройки в судьбе нашей стране стал настоящей эпохой революционныхпреобразований. Эти события произошли недавно, их последствия мы ощущаем до сихпор, что делает тему изучения и осмысления перестройки, без сомнений,актуальной темой.
1. Перестройка и возрождение политическогоплюрализма 1985-1991 гг.
В марте 1985 года после смерти К.У.Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев.
На апрельском Пленуме ЦК КПСС1985 года полноправными членами Политбюро ЦК КПСС стали сторонники Горбачёва: секретариЦК КПСС Е.К. Лигачёв и Н.И. Рыжков, Председатель КГБ СССР В.М. Чебриков; кандидатомв члены Политбюро — Маршал Советского Союза министр обороны С.Л. Соколов. ВПолитбюро складывается «горбачёвское большинство». Из составаПолитбюро постепенно были выведены противники Горбачёва: Г.В. Романов (июль1985), Н.А. Тихонов (октябрь 1985), В.В. Гришин (декабрь 1985), Д.А. Кунаев (январь1987), Г.А. Алиев (октябрь 1987), А.А. Громыко (сентябрь 1988), В.И. Долгих (сентябрь1988), П.Н. Демичев (сентябрь 1988), М.С. Соломенцев (сентябрь 1988). На сменуим пришли ставленники нового Генерального секретаря: А.Н. Яковлев, бывший однимиз наиболее убеждённых сторонников реформ, В.А. Медведев, А.И. Лукьянов, Б.Н. Ельцин(впоследствии Ельцин был исключён из состава Политбюро 18 февраля 1988). Втечение 1985-1986 годов Горбачёв на две трети обновил состав Политбюро, былисменены 60% секретарей областных комитетов и 40% членов ЦК КПСС. [1]
В своем первом выступлении вдолжности генсека М.С. Горбачев по традиции пообещал продолжить курспредшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношениек застойной практике последних лет. Новое руководство, уловив эти ожидания,использовало их в целях укрепления своего положения.
В апреле 1985 года состоялсяпленум ЦК КПСС, на котором М.С. Горбачев сообщил о планах реформ, направленныхна ускорение социально-экономического развития страны. Примечательно, чтопервоначально речь не шла об изменении экономических основ социализма иполитического строя, не подвергались сомнению социалистические ориентирысоветского общества. Говорилось лишь о необходимости ускорить темпы продвиженияпо социалистическому пути на основе эффективного использования достиженийнаучно-технического прогресса, активизации «человеческого фактора» иизменения порядка планирования.
Цели и задачи руководителей«перестройки», способы их достижения постоянно менялись икорректировались. В перестройке можно выделить три крупных этапа:
1) 1985-1986 гг.;
2) 1987-1988 гг.;
3) 1989-1991 гг.
Первый этап характеризуетсяпопытками крупномасштабных административных преобразований, не затрагивающихэкономических и политических основ, направленных на «совершенствованиеобщества развитого социализма» и «ускорение социально-экономическогоразвития»
Сразу после принятия курсаускорения начались серьезные кадровые перемены в высшем эшелоне власти. Всентябре 1985 года Председателем Совета министров вместо престарелого соратникаЛ.И. Брежнева Н.А. Тихонова стал Н.И. Рыжков. Министром иностранных дел былназначен Э.А. Шеварднадзе. А.А. Громыко становится Председателем ПрезидиумаВерховного Совета. К началу 1987 году было заменено 70% членов Политбюро, 60%секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. В феврале 1986года был смещен первый секретарь Московского горкома КПСС В.А. Гришин. На егоместо был назначен Б.Н. Ельцин.
В феврале 1986 года состоялсяXXVII съезд КПСС, который изменил Программу партии. Вместо устаревших положенийо построении коммунизма был провозглашен курс на совершенствование социализма. Предполагалоськ 2000 году удвоить экономический потенциал страны и предоставить каждой семьеотдельную квартиру. Ни одна из основ социализма (государственная собственность,руководящая роль партии и др.) не подвергалась сомнению.
Несмотря на туманность целей,советское общество с воодушевлением восприняло новый курс руководства. Первыйгод перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике, норадикального улучшения все же не произошло. Не дал ожидаемых результатов Закон«О госприемке», направленный на улучшение качества продукции. Наосновании этого закона практически на всех крупных предприятиях были созданыслужбы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленнойпродукции. Но добиться улучшения качества только за счет организационных мербез включения экономических стимулов было невозможно. В целях активизации«человеческого фактора» в 1986 года был принят Закон о трудовыхколлективах, который предусматривал создание на промышленных предприятияхсоветов трудовых коллективов, имеющих право избирать руководителей,регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Реализацияэтого закона на практике привела к дезорганизации производства.
Большую брешь в бюджете пробилатак называемая «антиалкогольная кампания». В мае 1985 года вышлопостановление ЦК КПСС о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, в которомпьянство называлось не только огромным социальным злом, но и причиной многихэкономических проблем. Предусматривалось повышение розничных цен и одновременнорезкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбыс пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производствавина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав ктому же сильное социальное напряжение. С 1985 по 1988 гг. госбюджет недосчитался около 67 млрд руб. Рост производства подпольных суррогатов исамогоноварения, токсикомания отрицательно сказывались на здоровье населения. К1988 году антиалкогольная кампания провалилась и была отменена.
Ситуацию в стране усугубилатакже Чернобыльская катастрофа, происшедшая 26 апреля 1986 года, когдавзорвался один из реакторов Чернобыльской атомной электростанции. Тысячиквадратных километров территории Белоруссии, Украины и РСФСР оказалисьзараженными, а десятки тысяч людей подверглись радиоактивному облучению, многиеиз которых впоследствии умерли от лучевой болезни. На ликвидацию последствийэтой аварии государству пришлось израсходовать десятки миллиардов рублей. Катастрофаимела далеко идущие политические последствия. Руководство страны сразу несообщило о подлинных масштабах трагедии, чем способствовало увеличению числа еежертв. Это послужило поводом мощной общественной критики социалистическойсистемы. [2]
Неудачи первых лет заставилиновое руководство страны скорректировать политический курс. На январскомпленуме ЦК КПСС в 1987 года была выдвинута задача коренной перестройкиобщественного строя. Отсутствие ощутимых результатов в социально-экономическойсфере стали объяснять действием некоего «механизма торможения», заложеннымв самой системе управления еще с 1930-х годов, которую позднее стали называтькомандно-административной.
В докладе М.С. Горбачеваговорилось, что причины сползания страны в пропасть заключаются не в доктрине,а как раз в отходе конкретных руководителей партии от истинного учения, в«деформациях» социализма. Выдвигаются лозунги о необходимостиизбавить социализм от отдельных «деформаций», возрождении «идеаловОктября», возвращении к «ленинским нормам» и «социализму счеловеческим лицом».
«Архитекторы перестройки»предполагали совершенствовать социализм, опираясь на широкие массы трудящихся,интенсификацию экономики на основе достижений научно-технического прогресса. Стерженьпреобразований виделся ими в «демократизации всех сторон жизни общества»,реформировании всех политических институтов. Главным средством демократизациистановится гласность.
На XXVII съезде КПСС (февраль-март1986) Горбачёв заявил: «Принципиальным для нас является вопрос орасширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не можетбыть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении».[3]
Средства массовой информациистали получать больше свободы в описании существующих проблем. Сменилисьглавные редакторы в ряде газет и журналов, впоследствии выступавших наиболееоппозиционно («Новый мир», «Московские новости», «Аргументыи факты»). С конца 1986 года стали публиковаться запрещённые прежделитературные произведения, показываться лежавшие на полках фильмы (первым из нихстал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние»).
В мае 1986 года открылся V съездСоюза кинематографистов СССР, на котором неожиданно было переизбрано всеправление Союза. По этому сценарию впоследствии произошли перемены и в другихтворческих союзах.
4 сентября 1986 года ГлавлитСССР издал приказ № 29с, в котором цензорам было дано указание сосредоточитьвнимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн впечати, и информировать партийные органы только о существенных нарушениях видеологической сфере.
Постановлением ЦК КПСС от 25сентября 1986 года было принято решение прекратить глушение передач однихзарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-би-си») иусилить глушение других («Свобода», «Немецкая волна»).23мая 1987 года в Советском Союзе окончательно прекратили глушить радиопрограммы«Голоса Америки» и некоторых других западных радиостанций. Полностьюглушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено с 30 ноября 1988 года. [4]
В 1987 году приступила к работеМежведомственная комиссия, возглавляемая Главлитом СССР, которая началапересмотр изданий с целью передачи их из отделов специального хранения в «открытые»фонды.
Политика, начало которой положилXXVII съезд, впервые была названа «перестройкой» в июне 1986 года. [5]Теперьона включала в себя не только первоначально провозглашавшееся ускорениеэкономического развития страны, но и более глубокие хозяйственные, политическиеи социальные реформы. Новая терминология отражала глубокий и всестороннийхарактер начавшихся перемен.
Поначалу гласность понималасьлишь как обычная пропагандистская кампания «по расширению критики исамокритики». Постепенно критика стала выходить за дозволенные рамки. Теперьона охватывала не только отдельные недостатки, но и пороки системы. Центрполитической жизни от партийных структур перемещается к общественному мнению,нарождающимся «неформалам».
В декабре 1986 года из ссылки вГорьком были освобождены А.Д. Сахаров и его жена Е.Г. Боннэр. В феврале 1987года были освобождены из заключения в порядке помилования 140 диссидентов. Онинемедленно включились в общественную жизнь. Разрозненное, малочисленноедиссидентское движение, закончившее своё активное существование в 1983 году,снова возродилось под лозунгами демократического движения. Появились несколькодесятков неформальных, постепенно политизировавшихся, слабо организованныхорганизаций (наиболее известной из них стал образованный в мае 1988 года «Демократическийсоюз», который в августе-сентябре 1988 года провёл в Москве дваантикоммунистических митинга), первые независимые газеты и журналы.
Огромную популярность приобрелилитературно-художественные и общественно-политические журналы, такие, как«Новый мир» (главный редактор С. Залыгин), «Знамя» (Г. Бакланов),«Огонек» (В. Коротич) и др. В течение короткого времени былиопубликованы почти все запрещенные ранее произведения А. Солженицына, Ю. Гроссмана,А. Платонова, В. Замятина, М. Булгакова, Б. Пастернака и др. Широкий резонанс вобществе вызвали романы А. Рыбакова «Дети Арбата», Ю. Дудинцева«Белые одежды», Ч. Айтматова «Плаха».
В 1987 году были созданы первыенегосударственные телеобъединения, такие как «НИКА-ТВ» (Независимыйинформационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения). Впротивовес сухой официозной программе «Время» появились ночныевыпуски ТСН. Лидерами в этом отношении оказались молодёжные программы «12-йэтаж» и «Взгляд», программы Ленинградского телевидения. В 1987году в фильме Сергея Соловьёва «Асса» появляется песня рок-группы«Кино» «Хочу перемен» на слова Виктора Цоя, которая сталасвоеобразным гимном времен Перестройки. [6]
Центральной темой общественнойжизни этого времени стало переосмысление советской истории. Вновь встал вопросо сталинских репрессиях и реабилитации их жертв. В сентябре 1987 года была дажесоздана комиссия Политбюро ЦК КПСС по реабилитации, которую возглавил А.Н. Яковлев.Результатом ее работы стала реабилитация Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, Г.Е. Зиновьева,Л.Б. Каменева и еще около миллиона репрессированных граждан. Репрессии все чащесвязываются с сущностью политической системы социализма.
Однако на имени Ленина и егосоратников еще лежало идеологическое табу, не позволяющее беспристрастнооценить их деятельность. В обществе зреет мысль о необходимости отказа от всегосоветского. Публицисты активно дискутируют вопрос о демократическойальтернативе командно-административной системе. Страна буквально зачитываласьпублицистическими очерками В. Селюнина, Г. Попова, А. Нуйкина, П. Бунича, Н. Шмелева,Л. Абалкина и др. Вначале альтернатива виделась в нэпе 1920-х годов, нопостепенно стали возникать сомнения в социализме как в системе. В марте 1988 годав газете «Правда» была напечатана статья Н. Андреевой «Не могупоступиться принципами», в которой была сформулирована позицияконсервативной части партии и общества, недовольной призывами к пересмотруистории советского общества. Ответом на нее стала редакционная статья в той же«Правде», напечатанная в апреле 1988 года. В ней доказывалось, чтозащита Сталина и его взглядов является крайне реакционной и нацелена на отказот перестройки.
Новый импульс развитиюполитических событий дала XIX партийная конференция КПСС, состоявшаяся в июне — июле 1988 года. Выступая на ней с докладом, М.С. Горбачев подчеркивал, что всепреобразования перестройки натолкнулись на мощный механизм торможения в лицекомандно-административной системы, для уничтожения которого необходимо провестиреформу политической системы. Реформа заключалась в разграничении функцийпартийных и советских органов («Вся власть Советам»), в оживлении ихдеятельности и изменении порядка выборов, предлагалось также создание новойструктуры власти. Она включала Съезд народных депутатов и действующий напостоянной основе парламент — Верховный Совет, который избирался на съезде изчисла его участников. Предполагалось также введение поста президента СССР.
Впервые с 1920-х годов делегатыдействительно высказывали самостоятельные мнения, позволяя себе иной разкритиковать действия партийного руководства, причём это транслировалось потелевидению. Конференция по инициативе Горбачёва приняла решение о реформеполитической системы. Было принято принципиальное решение об альтернативныхвыборах депутатов Советов всех уровней. Выдвигаться кандидатами должны былиполучить возможность все желающие.
Но при этом были намечены меры,призванные сохранить роль КПСС в стране. Прежде высшим органом законодательнойвласти выступал Верховный Совет СССР, избиравшийся населением потерриториальным и национально-территориальным округам. Теперь Верховный Советдолжен был избираться Съездом народных депутатов, ⅔ которых в своюочередь, должны были избираться населением. Остальные 750 человек должны быливыбираться «общественными организациями», при этом наибольшее числодепутатов выбирала КПСС. Эта реформа была оформлена законодательно в конце 1988года.
Партконференция также приняларешение о совмещении должностей главы партийного комитета и Председателя Советасоответствующего уровня. Поскольку этого руководителя избирало население, такоенововведение должно было привести на руководящие партийные посты людейэнергичных и практичных, способных решать местные проблемы, а не простозаниматься идеологией.
Реформа начала осуществлятьсяосенью этого года, когда прошли выборы в партийных организациях. Онипроводились на альтернативной основе (на одно депутатское место претендовалонесколько кандидатов) и привели к серьезным кадровым переменам на уровнегоркомов и райкомов партии. В декабре 1988 года внеочередная сессия ВерховногоСовета СССР внесла предложения XIX партийной конференции в Закон «Обизменениях и дополнениях Конституции СССР». Отныне выборы народных депутатовпо территориальным округам должны были проводиться на альтернативной основе. Депутаты,избранные населением от территориальных округов, составляли две третичисленного состава съезда, а треть — давали общественные организации, к числукоторых относилась и КПСС. Последнее обстоятельство обеспечивало прохождение насъезд номенклатуры.
Выборы народных депутатов былиназначены на март 1989 года Подготовка к ним проходила в условиях небываловысокой политической активности взрослого населения. Действовали политические идискуссионные клубы, неформальные движения и объединения. Резко критиковаласьполитика советского руководства в последние годы, особенно за ведение войны вАфганистане, за игнорирование интересов простых людей при решении экологическихпроблем, за нарушение прав человека в СССР и т.п. На волне критики народнымидепутатами стали малоизвестные А.А. Собчак, Ю.Н. Болдырев, С.Б. Станкевич, Ю.Н.Афанасьев. Поистине народную поддержку получил Б.Н. Ельцин, собравший поМосковскому национально-территориальному округу более 80% голосов избирателей. Этобыло особенно символично, поскольку Ельцин за критику реформ в 1987 года былотстранен от поста первого секретаря МГК КПСС. В то же время многие секретариобкомов не получили поддержки у населения.
I съезд народных депутатов началсвою работу 25 мая 1989 года. Он избрал М.С. Горбачева Председателем ПрезидиумаВерховного Совета, а его заместителем — А.Н. Лукьянова. В острых прениях насъезде сформировалось два направления сторонников перестройки — умеренное, воглаве с М.С. Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональнойдепутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов,Б.Н. Ельцин, В.А. Пальм и А.Д. Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавилирастущую в стране оппозицию власти и требовали полного уничтожения советскойполитической системы. Уже на этом съезде они требуют отменить 6 статьюКонституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политическийплюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизироватьуправление и т.п. Рупором радикального направления становятся журнал «Огонек»,газеты «Московские новости», «Московский комсомолец»,«Аргументы и факты». [7]
Выступления народных депутатоввсе более накаляли общественно-политическую атмосферу, ситуация выходила из-подконтроля. Начинался третий этап перестройки. Семимильными шагами шла радикализацияобщественного сознания, что проявлялось прежде всего в возникновениизабастовочного движения. Летом 1989 года оно охватило практически все угольныерайоны страны. Шахтеры требовали предоставления экономической самостоятельностипредприятий и ослабления диктата центральных органов власти. После того, какправительство Н.И. Рыжкова удовлетворило часть экономических требованийшахтеров, забастовочное движение перекинулось на другие отрасли промышленностии в социальную сферу (учителя, врачи). Все чаще стали звучать политическиетребования, а с весны 1990 года они становятся главными.2. Формирование многопартийной системы и тенденцииперестройки
Весной 1990 года ухудшиласьситуация и внутри самой партии. Когда-то единая КПСС стала раскалываться наразличные фракции и группировки. В январе 1990 года в ней возникаетДемократическая платформа. Ее организаторы (В. Шостаковский и В. Лысенко) предполагалипревратить КПСС в партию парламентского типа. Представители Демократическойплатформы выступали за пересмотр партийной программы, свободный обмен мнениямивнутри партии, отмену принципа демократического централизма, отказ отадминистрирования в экономике и переход к рыночным отношениям в экономикестраны.
Большинство оппозиции настаивалона отмене 6 статьи Конституции, что получало массовую поддержку на митингах. Всечаще партия представлялась как виновница всех бед России в ХХ веке. Принадлежностьк партии становилась в глазах общественности позорным фактом биографии человека.Начинается массовый выход из нее в основном рядовых членов.
В этой ситуации состоявшийся вфеврале 1990 года Пленум ЦК КПСС принял решение отказаться от монополии партиина власть и согласился на создание многопартийной системы. В марте 1990 годаIII Съезд народных депутатов отменил 6 статью Конституции СССР. На этом жесъезде был учрежден пост Президента СССР. Он наделялся широкими полномочиями. Хотяпо Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, все жепервого Президента избрали на съезде. Им стал М.С. Горбачев.
Отмена 6 статьи Конституции СССРфактически санкционировала создание других политических партий. К этому времениих было в стране немало. Видное место среди них занимали демократическойориентации — Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Онивыступали за создание правового государства, проведение экономических иполитических реформ.
На выборах 1990 года в Верховныйи местные Советы РСФСР сторонники демократического движения под лозунгами«Демократической России», быстрого введения рыночных отношенийдобились серьезного успеха.
В течение 1990 года образовалисьтакже Социал-демократическая, Республиканская, Конституционно-демократическая идругие партии, называвшие себя социалистическими, но на деле пропагандирующиелиберализм.
Возникли также партии, открытозаявившие о либеральной направленности: Либеральная, Либерально-демократическаяи Христианско-демократическая. Из этих партий создавались различныеполитические объединения, например, Российский народный фронт, народные фронтыв различных регионах, многие из которых были официально зарегистрированы какобщественные организации на республиканском уровне. В июне 1989 года вЛенинграде был создан Объединенный фронт трудящихся (ОФТ), придерживающийсякоммунистической ориентации. В конце 1990 года на основе депутатской группы«Союз» сформировалось одноименное всесоюзное политическое объединение.Лидерами его стали полковники Н. Петрушенко и В. Алкснис. Они обвинялиГорбачева в развале страны, в превращении ее в перспективе в колониальныйпридаток Запада, в отказе от защиты русских в союзных республиках и т.п. Всеэти организации в 1991 года были, как правило, немногочисленные (в лучшемслучае несколько тысяч человек), организационно аморфные и не имеющие четкой программы.Время существования многих партий было кратким. Кроме этого возникли различногорода экономические и культурные организации.
Раскол в рядах КПСС привел кпоявлению нескольких партий коммунистической ориентации. В июне 1990 годасостоялся первый съезд Российской Коммунистической партии (КПРФ). Возниклитакже Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП (б)), Российскаяпартия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) идр. Различие между ними заключалось в способах построения коммунизма.
Деятельность оппозиционных силпроявлялась в издании газет и журналов, проведении митингов, а с 1989 года и вучастии в парламентской борьбе. В 1987 года митинги оппозиционных движенийсобирали в лучшем случае несколько десятков человек, в 1988 году они сталиболее многочисленные, а в 1990 году в Москве прошли грандиозные манифестации, вкоторых принимали участие сотни тысяч человек. Первые независимые газеты ижурналы полулегально стали появляться еще в 1987 году, в 1988-1989 гг. их сталобольше и они стали, агрессивнее. В 1990 году после принятия закона о печатиколичество независимых газет и журналов резко возросло. Они выражали интересы,как правило, той или иной оппозиционной партии или группировки.
Характерной чертой общественно-политическойжизни страны в эти годы стало падение престижа комсомола и профсоюзов. Комсомолперестал быть собственно политической организацией и постепенно превратился вобъединение коммерческих предприятий, которые с самого начала перестройкизахватили серьезные позиции на зарождающемся рынке СССР. Этому способствовалоактивное использование капиталов, накопленных в предыдущие, застойные времена,а также неразборчивость в выборе средств получения прибыли. Эволюция многихкомсомольских вожаков, сколотивших в короткие периоды крупные капиталы,отчетливо продемонстрировала двойную мораль как бывших политических лидеров,так и бизнесменов от номенклатуры. С 1991 года ВЛКСМ практически исчез сполитической арены страны.
В 1988 — 1990 гг. впервые замногие десятилетия советской власти наметился отток рабочих и служащих изофициальных профсоюзов и были созданы альтернативные профессиональныеорганизации. Появление в 1989 году независимого рабочего движения заставило рядпрофсоюзов поддержать требования бастующих и оказать им разностороннюю помощь. В1989 году во многих профсоюзах была проведена перевыборная кампания, чтопривело к серьезному обновлению руководства низовых организаций и ихдемократизации.
Центральные же органы ВЦСПСпо-прежнему были далеки от требований низов. Кроме того, многие лидеры ВЦСПСиспользовали свое положение для приобретения капитала и начала коммерческойдеятельности.
Появление на политической аренепартий либеральной и демократической ориентации привело к консолидацииоппозиционных сил, к обострению борьбы за углубление политических иэкономических реформ. Под влиянием массированной пропаганды в обществе зреетнадежда, что выходом из все углубляющегося кризиса может стать отказ отсоциализма и переход к рыночным отношениям. В этих условиях катастрофическипадает авторитет М.С. Горбачева и растет популярность лидера оппозиции Б.Н. Ельцина.Ситуация усугубилась обострением межнациональных противоречий. В своей борьбеоппозиция делает ставку на развал СССР и суверенитет РСФСР.
Росло напряжение и в союзныхреспубликах. В ходе выборов 1990 года в республиканские и местные Советы квласти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинствореспублик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремленииприобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процессшел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения иГрузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительномедленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР. Пришедшие квласти демократы не могли найти решения старых проблем и во всех бедах обвинялисоюзное руководство.
I Съезд народных депутатов РСФСР(май — июнь 1990 года) небольшим перевесом голосов Председателем ВерховногоСовета избрал Б.Н. Ельцина, его первым заместителем — Р.И. Хасбулатова,Председателем Совета Министров был назначен И.С. Силаев.12 июня 1990 года съездпринял Декларацию о государственном суверенитете России. Чрезвычайная сессияВерховного Совета РСФСР в марте — апреле 1991 года приняла решение о введениипоста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 года. Доэтого срока Б.Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия. Послепроведения выборов он становится всенародно избранным первым Президентом России.
Одновременно с выборами всоюзных республиках в марте — мае 1990 года были проведены выборы в автономныхреспубликах и в местные Советы всех уровней. Во многих районах власть перешла коппозиционным КПСС силам, правда, основные лидеры оппозиции были бывшимипартократами. В результате победы националистических сил в автономныхреспубликах многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их всоюзные республики. Летом — осенью 1990 года статус союзных республик обрелиТатарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.
Отличительной чертойфункционирования новой власти стала так называемая «война суверенитетов»как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился статьвысшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих рукахмаксимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность.
Функционирование государственныхвыборных органов в 1990 — 1991 гг. со всей очевидностью показало, что советскаясистема в том виде, в каком она существовала, не приспособлена для успешноговыполнения задач исполнительной и законодательной власти.3. Реформы в экономике
К середине 1980-х годов мощныйнаучно-технологический потенциал страны, созданный за послевоенный период, взначительной степени был исчерпан. Страна переживала период стагнации (застоя).Условия для экономического возрождения страны были. К середине 80-х гг. СССРобладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, чтопозволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическаяпромышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себяна минимально допустимом уровне продуктами питания и товарами широкогопотребления. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми нис одной из стран мира.
Экономисты настаивали напереходе к интенсивному хозяйству. Стержнем концепции ускорения в экономическойсфере было, как уже отмечалось, широкое внедрение достиженийнаучно-технического прогресса, децентрализация управления народным хозяйствам,введение хозрасчета, расширение прав предприятий, укрепление порядка идисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительнымотраслям. Предполагалось прекратить затратное капитальное строительство, авысвободившиеся средства направить на техническое перевооружение и модернизациюпредприятий и на их основе реконструировать всю промышленность и сельскоехозяйство, за счет чего в свою очередь решить многие социальные вопросы, преждевсего жилищный и продовольственный. [8]
Важной составляющей «ускорения»был назван «человеческий фактор», под которым понималось укреплениедисциплины труда, наведение порядка в расходовании средств и ресурсов. Предполагалосьпо-настоящему заинтересовать людей в результатах труда за счет экономическихстимулов.
Однако реализовать этого неудалось, так как экономическая суть «концепции ускорения» вступала впротиворечие с существующей в стране системой планово-административногоуправления.
У государственного аппарата небыло ни средств, ни особого желания ее менять. Хозрасчет, введенный напредприятиях, носил половинчатый характер, а поэтому не способствовал внедрениюрыночных отношений. Цены на сырье и ресурсы оставались по-прежнемуфиксированными и существенно заниженными.
Таким образом, первыеэкономические мероприятия команды Горбачева (введение госприемки, расширениеправ трудовых коллективов, антиалкогольная кампания и т.п.) эффекта не дали. Болеетого, они даже ухудшили экономическую ситуацию: с января 1987 года начинаетсяустойчивый спад производства, который так и не удалось преодолеть. Государственныйбюджет оказался подорванным антиалкогольной кампанией, падением мировых цен нанефть и Чернобыльской катастрофой. Надеясь на успех реформ и увеличение цен нанефть, М.С. Горбачев стал брать кредиты у Запада. Это привело к резкомуувеличению государственного долга. К концу 1980-х годов он достиг двух третейнационального дохода страны, что вело к свертыванию всех социальных программ. [9]
С переходом к «перестройке»по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономическойреформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л.И.Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунич, Т.И. Заславская и др. Разработанный имипроект программы преобразований был обсужден в июне 1987 года на пленуме ЦККПСС.
Он предусматривал следующие изменения:расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета исамофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики; отказот монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращениечисла отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе.
Предлагаемая экономическаяреформа была очередной попыткой соединения плановых и рыночных механизмов безизменения форм собственности. В руководстве партии и государства нарасталконфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическимипрограммами осуществления реформ. Сам лидер партии М.С. Горбачев подвергалсякритике как слева, так и справа, и его решения не отличалисьпоследовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночнымотношениям, а с другой — провозглашал верность социалистическим ценностям, чтоизначально было несовместимо. [10]
С января 1988 года вступил всилу Закон «О государственном предприятии (объединении)», принятый виюне 1987 года. В нем роль союзных министерств сводилась к подготовкеконтрольных цифр и определению госзаказа для предприятия. Продукция,произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по рыночным ценам. Предприятияполучили право выбора партнеров. Этот закон не дал желаемых результатов,поскольку предприятия, освободившись от опеки центра, столкнулись с отсутствиемпосреднических организаций, товарно-сырьевых бирж и т.п. Чтобы выжить, онистали активно бороться за госзаказ.
В 1988 году был опубликованЗакон о кооперации, который привел к появлению огромного числа различныхкооперативов. Особенно живучими они оказались в сфере торговли, так каксохраняющаяся административная система на позволяла им проникнуть впроизводство (монополия на сырье и ресурсы, отсутствие инфраструктуры и т.п.). Возникласеть так называемых «коммерческих магазинов», владельцы которыхскупали государственные товары и перепродавали их по запредельным ценам. Изпродажи исчезли дешевые товары ширпотреба, прилавки магазинов опустели. Дляотпуска элементарных продуктов питания были введены так называемые «талоны»- карточки. На деньги практически ничего нельзя было купить. Это вызывалосоциальное напряжение в обществе, вело к поляризации сил в нем.
Закон «Об общих началах предпринимательствав СССР» (1989) привел к появлению частного предпринимательства. Возниклисоциальные группы, владеющие средствами производства. Обострение проблем трудаи быта вызывало различные формы социального протеста. С 1989 года, как ужеотмечалось, растет забастовочное движение.
Начинается борьба заперераспределение финансовых потоков между центром и регионами. Последниеобвиняют центр в несправедливом распределении средств. На политическом уровнеэто сопровождается идеей экономического суверенитета союзных республик, которуюнаиболее последовательно проводят народные депутаты от республик Прибалтики. Вконце 1988 года в Эстонии была провозглашена Декларация о суверенитете, котораясодержала статьи о верховенстве республиканских законов над общесоюзными, особственности республики на землю, недра и основные средства производства впромышленности. Хотя Верховный Совет СССР признал этот документнедействительным, начавшийся «парад суверенитетов» остановить былоневозможно. В начале 1989 года в Литве возникло движение «Саюдис», выступившееза отделение от СССР и создание независимого Литовского государства. В конце1989 года Закон о суверенитете принял Азербайджан. Возникает опасность распадаСССР. Это вызывает необходимость глубоких экономических преобразований. [11]
Летом 1990 года правительство Н.И.Рыжкова наконец разработало экономическую антикризисную программу. Ее готовиларабочая группа во главе с академиком Л.И. Абалкиным. Она исходила из идеипостепенности вхождения в рынок («сначала стабилизация, а потом рынок»).По-прежнему сохранялось сочетание государственного сектора и рыночных отношений.Вводить рынок предлагалось поэтапно, начиная с 1991 года, но реальные рыночныеотношения возникли лишь с 1995 года.
Одновременно с правительственнойпрограммой появились и другие. Альтернативную программу перехода к рыночнойэкономике, получившую название «500 дней», подготовила группа ученыхво главе с академиком С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Она предусматривала вэтот короткий срок провести масштабную приватизацию государственнойсобственности, введение свободного рыночного ценообразования с параллельнойиндексацией заработных плат и социальных пособий, допущение регулируемойбезработицы. Одновременно она значительно ограничивала возможности союзногоцентра управлять экономикой республики. [12]
Таким образом, создавалисьусловия для образования экономического союза республик, который мог бы статьосновой для установления новых, конфедеративных связей между ними. Этапрограмма была поддержана оппозиционными силами, и прежде всего руководствомРСФСР (Б.Н. Ельцин, И.С. Силаев). Но эта программа так и не была реализована.
М.С. Горбачев предпочелпрограмму экономических реформ, разработанную министром финансов СССР В.С. Павловым,ставшим премьер-министром Кабинета министров СССР в декабре 1990 года. ПроектПавлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля припереходе к рынку, от реального перехода к рынку в ней осталась только рыночнаяфразеология.
Программа Павлова началаосуществляться с января 1991 года, когда неожиданно для советских граждан былапроведена денежная реформа (24 января). Согласно реформе в три дня производилсяобмен 50 — и 100-рублевых купюр образца 1961 года. Из Сбербанка по вкладам невыдавалось более 500 рублей. В одночасье перестали существовать сбережения убольшинства трудящихся. Инициаторы реформы предполагали нанести «смертельныйудар по теневой экономике», но он пришелся по всему населению, при этом «теневики»пострадали меньше всего. Эта непродуманная акция еще больше озлобила народпротив центральной власти и ускорила процесс распада СССР. Боясь взрыванародного возмущения, с 1 февраля власти были вынуждены ввести совместноепатрулирование милицией и военными улиц крупных городов.
С 1 апреля 1991 годаправительство В.С. Павлова пошло на повышение розничных цен в 2-5 разпрактически на все продовольственные и промышленные товары повседневногоспроса, надеясь, что это остановит ажиотажный спрос на них. При этом заработнаяплата повышалась в среднем на 20-30%, выдавалась также единовременнаякомпенсация в размере 60 рублей. Повышение цен еще более усилило социальнуюнапряженность. С весны 1991 года наблюдается рост забастовочного движения. Кбастующим шахтерам присоединялись сотни трудовых коллективов в других отраслях.Общее число бастовавших превысило 1 млн человек. Их требования, наряду сэкономическими, теперь носили и политический характер: кроме отставки Горбачеваи Павлова, бастующие требовали восстановления частной собственности, реальноймногопартийности и т.п.
Экономика СССР в 1991 годупереживала глубокий кризис, который выражался в 11% -м спаде производства, в20-30% -м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд. долларов. [13]
Таким образом,непоследовательность в проведении преобразований в период «перестройки»не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономическойсистемы, но и еще больше его углубила. Оппозиция широко использовала в своихинтересах недовольство народных масс центральной властью, что в конечном счетепривело к ее уничтожению.4. Причины неудач перестройки
Неудачи в осуществлении экономическойи политической реформ, называемых позже перестройкой, немало.
Одна из проблем перестройки — вопрособ управлении самим процессом осуществления экономической реформы. Нетрудноувидеть, что это управление было построено нерационально и оказалось совершеннонеэффективным. Это заключалось в том, что отсутствовало единство в управлениивсеми взаимосвязанными между собой элементами экономической реформы. Центральныеэкономические ведомства — Госплан, Госснаб, Министерство финансов и другие действовалиразобщенно, каждое само по себе. Причем комиссия по экономической реформе былалишь одной из структур в этом многообразии учреждений. Был нарушен принципдостаточности полномочий — один из важнейших принципов управления. Этот принципзаключается в том, что цели и задачи, которые ставились в данном случае передэтой комиссией, не совпадали с объемом реальных полномочий, которыми онарасполагала.
Это несовпадение имело и другую,так сказать, нравственную сторону. Существовал огромный разрыв междуответственностью в глазах общества руководителей экономической реформы среальным объемом прав и возможностей, которыми они были наделены.
Еще одной важной причинойявляются многочисленные вмешательства в процесс подготовки и реализацииэкономической реформы. Эти вмешательства нарушали целостность замысла, проектареформы. Оно исходили как со стороны законодательных органов, прежде всегоВерховного Совета СССР, так и других государственных и общественных структур. Такоевмешательство очевидно недопустимо еще и по той причине, поскольку оно несвязано с прямой ответственностью тех, кто принимает решения, за нарушениецелостности подхода и возникающие негативные последствия.
Если еще учесть, что в годыпроведения реформы происходило серьезное ограничение полномочий самого правительства,понижение функций и самостоятельности исполнительной власти, то совершенноочевидно, что при руководстве реформой возникло своего рода безвластие, откудакак следствия: нарушение целостности при осуществлении реформы,непоследовательность и половинчатость предпринимавшихся шагов.
Есть и другие, не менеесерьезные причины, осложнившие проведение реформы и приведшие к серьезнойдестабилизации общества и экономики. К ним можно отнести отсутствиеобщественного согласия, разгул политических амбиций.
Опыт прошедших лет проведения реформыподтвердил то, что известно из мирового опыта проведения радикальных э реформ,на который надо было обратить более серьезное внимание. Можно рассчитывать науспех лишь при наличии авторитетной исполнительной власти и обязательно придостижении общественного согласия, причем сила этой власти должна быть основанане на физической силе или красивых речах и обещаниях, а на действительноподлинном авторитете, доверии общества и уважении к Закону.
8 декабря 1991 года, в бывшейохотничьей резиденции ЦК КПСС «Вискули» были подписаны Беловежскиесоглашения. Закончился не только советский, но и имперский период историиРоссии. Граждане, остервеневшие от очередей и встревоженные предстоящим 1января отпуском цен, исторического события почти не заметили. ТолькоДемократическая партия Николая Травкина провела в Москве малочисленный митинг взащиту Союза. Большинству тогда казалось, что выстраивается очереднаяполитико-лингвистическая конструкция, а единое государство, конечно же, никудане денется.
Относиться к распаду СССР можнопо-разному. Главный вопрос, который и сегодня волнует всех: имелась ли тогдареальная возможность сохранить единое государство? [14]
Член российской делегации вБеловежской пуще Сергей Шахрай в одном из интервью сравнил Бориса Ельцина,Леонида Кравчука и Станислава Шушкевича с врачами, оформившими свидетельство осмерти — чтобы семья могла похоронить усопшего, поделить наследство и вообщекак-то жить дальше.
Противоположное мнение выразилбывший командующий воздушно-десантными войсками, впоследствии «министробороны» в просуществовавшем меньше двух недель «правительстве» АлександраРуцкого, Владислав Ачалов. Достаточно было бы одной телефонограммы с Арбатскойплощади, однажды сказал он, чтобы советские генералы, стоявшие во главе военныхокругов, арестовали «так называемых президентов» и навели порядок.
Человек из противоположноголагеря, демократ Гавриил Попов, тоже уверен, что Михаилу Горбачеву «ничегоне стоило бросить на Беловежскую пущу десантный полк».
Многие считают главной причинойраспада СССР личную вражду Горбачева и Ельцина. Но осенью 1991 года ножкикресла союзного президента подпиливал не только Ельцин. Если бы навозобновившихся в Ново-Огареве переговорах остальные главы республик твердоподдержали Горбачева и единый Союз, Ельцину пришлось бы уступить коллективнойволе.
Газеты «Советская Россия»и «Завтра» предлагают самое простое объяснение: президенты,собравшиеся в «Вискулях», наломали дров, увлекшись белорусской «зубровкой».
Однако причину надо скорееискать не в алкоголе, а в нефти.
После окончания «войны вЗаливе» в начале 1991 года мировые цены на главный предмет советскогоэкспорта рухнули с 30 до 19,7 долларов за баррель. «Неуправляемый внешнийдолг, валютные резервы тают, потребительский рынок в катастрофическомсостоянии, политическая стабильность подорвана, прокатилась чередамежнациональных конфликтов», — говорил Егор Гайдар о положении СССРнакануне его распада.
Из-за недостатка валюты импорт в1991 году упал на 43 процента, что вызвало на потребительском рынке, и без тогоне отличавшемся изобилием, жесточайший дефицит. Каждый рубль на руках у населениябыл обеспечен товарами по государственным ценам на 14 копеек, а торговля порыночным все еще называлась «спекуляцией». В условиях экономическогоспада уличная торговля стала для многих россиян источником заработка.
Госзакупки зерна по сравнению с1990 годом сократились на треть, поскольку хозяйства не хотели продаватьпродукцию за обесценивающиеся рубли.
В сентябре-декабре 1991 годаСССР должен был выплатить иностранным кредиторам 17 миллиардов долларов, аожидаемые поступления от экспорта составляли семь с половиной миллиардов. Такоефинансовое состояние попросту зовется банкротством. Кредит на Западе был закрыт.
В октябре были впервыеопубликованы ранее секретные данные о размерах золотого запаса СССР. Онсоставил 240 тонн, к изумлению зарубежных экспертов, оценивавших его в1000-1300 тонн.
Как вспоминает в книге «Крахимперии» Егор Гайдар, в декабре стало нечем платить даже за фрахт судов,которые должны были перевозить ранее закупленное зерно. «Госбанк закрылвсе платежи: армии, чиновникам, нам грешным. Остаемся без зарплаты. Внешторгбанкобъявляет себя банкротом. Ему нечем оплачивать пребывание за границей нашихпредставителей — домой не на что будет вернуться», — записывал в своемдневнике помощник Горбачева Анатолий Черняев.
Что было делать дальше?
При наличии политической волисохранить СССР было возможно. Проблема заключалась в том, что никто не знал,что делать дальше.
Единственным, кто на что-торешился, был Ельцин. Хороша или плоха «шоковая терапия» по Гайдару,реальной альтернативой отпуску цен в тот момент были либо военный коммунизм,продразверстка и карточки, либо голод, холод и остановка транспорта уженаступающей зимой.
В Кремле возобладало мнение: радикальныеэкономические реформы и в России-то встретят ожесточенное сопротивление, а еслиеще согласовывать каждый шаг с Киевом и Ташкентом, вообще ничего не удастсясделать.
Руководство республик решило: пустьРоссия начнет, а мы отойдем в сторону и посмотрим, что получится.
История распада СССР вызывает впамяти знаменитую фразу, которую Билл Клинтон сделал главным лозунгом своейпредвыборной кампании: «Все дело в экономике, чудак!».
В 1987 году, когда программапеределки Советского государства вступила в решающую стадию, М.С. Горбачев далопределение этой программе: «Перестройка — многозначное, чрезвычайно емкоеслово. Но если из многих его возможных синонимов выбрать ключевой, ближе всеговыражающий саму его суть, то можно сказать так: перестройка — это революция».Любая революция ведет к изменениям в лучшую или худшую сторону каждой социальнойгруппы населения и государства в целом.
Итак, причины неудач перестройкиисходят, в первую очередь, в неудачном проведении экономических реформадминистративными мерами сверху в обществе, где отсутствовали традицииполитической культуры, гласности и демократии. Когда эти традиции опять жеввели сверху — в стране стала нарастать революционная ситуация.
Заключение
Второй распад России в XX веке — распад СССР — развернулся на наших глазах. Становым хребтом системы власти в СССРявлялся партаппарат, а сама Коммунистическая партия представляла собой мощнуюкорпорацию, консолидирующая все общество.
К середине 80-х гг. нагляднеестала проявляться неспособность политической системы СССР обеспечитьстабильность, не говоря уже об общественном прогрессе. Ухудшалось экономическоеположение, государство с трудом справлялось с патерналистскими функциями. Встране назревал глубокий системный кризис, охватывающий все сферы: экономическую,социально-политическую, духовную, власть и управление. Обществом овладелосознание необходимости перемен.
К этому времени в партийные игосударственные органы пришли представители поколения, которое не знало страхарепрессий, угнетавшего их отцов и дедов. Они имели хорошее образование, у нихбыли иные, чем у старшего поколения, представления о социально — политическихправах, уровне и нормах жизни. Эти молодые руководители, в том числе МихаилСергеевич Горбачев, поднявшийся на самый верх лестницы власти, сталиинициаторами реформ.
Высшее руководство КПСС виделозадачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом.
Исследовательский материал оперестройке, и хотя в нем есть много «белых пятен», позволяет сделатьнекоторые общие выводы. С точки зрения истории государства они таковы:
Перестройка относится ккатегории «революций сверху». В них назревающий кризис легитимностигосударства, грозящий перераспределением власти и богатства, разрешаетсядействиями правящей прослойки через государственный аппарат.
Перестройка завершиласьглубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя,национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Онапривела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породиламировые процессы, далекие от завершения. Таким образом, по своим масштабамперестройка — явление всемирно-исторического значения;
Перестройка была частью мировогоконфликта — холодной войны. В ее развитии и использовании результатовзарубежные политические силы играли активную и важную роль. Завершениеперестройки ликвидацией Варшавского договора и СЭВ, затем развалом СССРрассматривается на Западе как поражение СССР в холодной войне.
Движущей силой перестройки сталнеобычный союз следующих социокультурных групп: части партийно-государственнойноменклатуры, стремящейся преодолеть назревающий кризис легитимности ссохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); частиинтеллигенции, проникнутой либеральной и западнической утопией (ею двигалисмутные идеалы свободы и демократии и образ «прилавки, полные продуктов»),криминальных слоев, связанных с «теневой» экономикой.
В целом, все эти активныесоциальные субъекты перестройки получили в результате то, что хотели (правда,интеллигенция — ценой социального самоубийства). Теневики и номенклатураполучили собственность и разделили власть, интеллигенция — «полныеприлавки» и свободу выезда за границу.
Первый этап перестройки (донепосредственного демонтажа структур Советского государства) представлял собой«революцию в сознании». Это период получил название гласность.
Гласность была большойпрограммой по разрушению образов, символов и идей, скрепляющих «культурноеядро» советского общества и укреплявших гегемонию Советского государства. Этапрограмма была проведена всей силой государственных средств массовой информациис участием авторитетных ученых, поэтов, артистов. Успех этой программы былобеспечен полной блокадой той части интеллигенции, которая взывала к здравомусмыслу, и полным недопущением общественного диалога — «реакционное большинство»высказаться не могло. Время от времени для контраста допускались тщательноотобранные гротескные выступления вроде известного «письма Нины Андреевой».
Идеологическим стержнемперестройки был евроцентризм — идея существования единой мировой цивилизации,имеющей свою «правильную» столбовую дорогу. По этой дороге прошелЗапад. Россия, особенно на советском этапе (и даже точнее — на этапе сталинизмаи «периода застоя») якобы отклонилась от этого пути. Из этоговыводилась концепция «возврата в цивилизацию» и ориентации на «общечеловеческиеценности». Главным препятствием на этом пути виделось государство, аглавной задачей — «разгосударствление».
В целом, всей программегласности был присущ крайний антиэтатизм — в общественном сознании был очерненобраз практически всех институтов государства. После создания в общественегативных стереотипов началась реформа органов власти и управления.
Каждый этап реорганизациигосударственной системы обосновывался в ходе перестройки разнымиидеологическими концепциями. Они становились все более радикальными, и всеболее отходили от главных принципов советского жизнеустройства. Вначале (доянваря 1987) был выдвинут лозунг «Больше социализма!», затем лозунг«Больше демократии!» — это был период культурной подготовки. С 1988 годаначинаются радикальные изменения всех подсистем государства с разнымивариациями антисоветских и антисоюзных лозунгов.
В конечном итоге, 8 декабря 1991года Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич в местечке Беловежская Пуща, подМинском, тайно подписали соглашение о ликвидации СССР. Среднеазиатскиереспублики, Казахстан и Армения выразили свое недоумение, но было поздно. Историягосударства Союза Советских Социалистических Республик завершилась.
Многочисленные причины гибелимогучей империи еще только становятся предметом изучения историков. Человечествоне знает другого примера гибели супердержавы без внешнего вмешательства, тольков результате внутренних конфликтов.
Наивно полагать, будто Горбачевили те руководители, которые собрались в декабре 1991г. в Беловежской Пуще,предопределили финал СССР — империя изжила себя. Этот главный вывод был сделанзадолго до 1991 года. А то, что для многих конечный рубеж оказался неожиданным,лишь подтверждает важность изучения истории страны, правители которой всемерномешали миру узнать правду о советском обществе.
Список использованной литературы
1. Афанасьев. Советское общество: возникновение, развитие и историческийфинал. Т.2. — М.: Взгляд, 1997. — 456 с.
2. Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. — М.: Правда, 1991. — 367с.
3. Вишневский А.Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР.- М.: ОГИ, 1998. — 378 с.
4. Горбачев М.С. Политический доклад центрального комитета КПССXXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза.25 февраля 1986 // М.С. Горбачев.Избранные речи и статьи. Т.3. — М.: Политиздат, С.66-75.
5. Кречетников А. Точка распада: можно ли было сохранить СССР? //http://news. bbc. co. uk/hi/russian/in_depth/newsid_6217000/6217594. stm
6. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскуюэлиту // Общественные науки и современность. — 1995. — № 1. — С.65.
7. Крючков В.А. Личность и власть. — М.: Просвещение, 2004. — 389 с.
8. О коренной перестройке управления экономикой. Сборник нормативныхдокументов. — М.: Политиздат, 1987. — 289 с.
9. Программа углубления экономических реформ в России. — М.: «Республика»,1992. — 366 с.
10. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России. — СПб.:Библиотека исторического факультета СПбГУ, 2001. — 213 с.
11. Чешко С. Роль этнонационализма в распаде СССР // Трагедия великойдержавы: национальный вопрос и распад Советского Союза. Сб. ст. — М.: Социально-политическаямысль (Пушкино), 2005. — С.443-468.
12. Чибиряева С.А. История Государства и права России. — М.: Юрист,1998. — 467 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Санкт-Петербургcкий государственный театр музыкальной комедии: история
Реферат Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени
Реферат Алгоритм оптимального календарного планирования работ по упреждению аварийных ситуаций
Реферат Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ н
Реферат Специальные методы решения алгебраических уравнений. Решения уравнений высших степеней
Реферат Разработка информационного обеспечения автоматизированного рабочего места бухгалтера по учёту ос
Реферат Краткосрочное кредитование и основные направления его развития
Реферат Чорнобильська катастрофа та її вплив на навколишнє середовище
Реферат Слово о Меркурии Смоленском
Реферат Место этики в системе философии Аристотеля. Эстетическое учение Платона
Реферат Волховский, Феликс Вадимович
Реферат Monet Essay Research Paper Claude Monet was
Реферат Формы предварительного расследования
Реферат Профилактика деформаций скелета в связи с анатомо-физиологическими особенностями костно-мышечной системы у детей и подростков
Реферат 1. Анализ предпринимательских рисков инструментами финансового анализа и финансового менеджмента