Гаврилова Т. А., Кудрявцев Д. В.
Рассматриваяуправление знаниями (УЗ) как совокупность процессов, которые управляютсозданием, распространением, обработкой и использованием информации внутрипредприятия [Джанетто, Уилер, 2005], мы сразу принимаем междисциплинрность имногоаспектность данного понятия. В данной статье будет кратко обсуждатьсяновые информационные технологии, помогающие организовать современную систему УЗ(СУЗ) на предприятии.
1. Введение и некоторыеклассификации
Размытаятрактовка понятия «знания», которое используется в УЗ крайне свободно и широко(см. статью про инженерию знаний), требует уточнения. В СУЗ знаниями называютвсе виды информации, включая неструктурированный контент (письма, эскизы, фото),данные (в базах данных и хранилищах данных), и знания (как закономерностипредметной области, позволяющие специалистам решать свои задачи). Подробнее обэтом в статье про инженерию знаний.
Обмени передача знаний в рамках одной организации обычно принимают форму созданиябаз знаний, обеспечивающих накопление и повторное использование знаний[Циперман, 2005, Haghi, 2005]. Передача знаний и опыта между организациямиформирует рынок знаний, для ориентации в котором создаются соответствующиеинструменты [Abecker, van Elst, 2003].
Такимобразом, ресурсы знаний в широком смысле могут находиться в различных местах —в базах данных, базах знаний, картотечных блоках, у специалистов — ирассредоточены по всему предприятию.
Существуютразличные классификации технологий УЗ [Marwick, 2001; Мильнер и др., 2006; Davieset al, 2005], например, в [Гаврилова, 2008], все инструменты СУЗ разбиты на 7классов:
Анализимеющейся в компании информации,
Извлечение,структурирование и формализация знаний (иначе, инженерия знаний),
Обмени использование знаний,
Поискинформации по запросу,
Организацияхранения,
Обучение,.
Интегрированныесистемы обработки, объединяющие вышеперечисленные функции.
Ценностьданной классификации в охвате и представлении единого взгляда на весь комплексзадач управления знаний. Однако, если попытаться шире взглянуть на всемногообразие средств УЗ, можно опереться на отчеты известной Gartner Group(http://gartner.com/). Среди многообразия програмных продуктов Gartner выделяеттри категории, которые полностью поддерживают решение задач УЗ:
А.Технологии доступа к информации (Information Access Technology) [Andrews, 2007].
В.Совместная работа и социально-ориентированное ПО (Collaboration and SocialSoftware) [Dracos, 2007].
С.Системы управления контентом (Enterprise Content Management), которую такжеможно рассматривать как инфраструктуру для представленных выше групп
Двепервые категории соответствуют 2-м различным взглядам на знание [van Engers, 2001;Abecker and van Elst, 2003]:
1.Знание как «запас». Согласно этому подходу, знание – это актив, продукт, которыйможет существовать независимо от человека и управление которым подобноуправлению любыми другими ресурсами.
2.Знание как «поток». В таком подходе знание не может передаваться как некийобъект, поскольку в формирование знания вносит существенный вкладчеловек-участник процесса передачи. Данный взгляд объясняется тем, что знание –результат интерпретации информации в определенном контексте. Знание непередается, а воссоздается в мозгу человека при получении информации всоответствии с исходными знаниями, опытом, ценностями и ожиданиями.
Напрактике оба взгляда часто сочетаются./>
2. Лидеры программных средств для управления знаниями
Рассмотримнекоторых типичных представителей и функциональные возможности программныхсредств, относящихся к сформированным категориям.
КатегорияА. «Технологии доступа к информации».
Чтовключает понятие доступа? Конечно, в первую очередь — поиск по ключевым словами сложные запросы (например: «Найти все отчеты отдела маркетинга, которые писалИванов?”). Также важен поиск с использованием классификации (или таксономии)документов по группам.
Некоторыепрограммы могут сами аннотировать любого входнй документ и строитьавтоматическаи классификации по текстам документов.
Лидерамив данной категории в соответствие с [Andrews, 2007] являются продукты компанийAutonomy (IDOL™ Server), Fast Search&Transfer (FAST ESP, ConveraRetrievalWare), Endeca, IBM.
КатегорияВ. «Совместная работа групп и социально-ориентированное ПО».
Этипрограммные продукты поддерживают коммуникации (мгновенные сообщения, почту, IP-телефонию,видео-конференции) и предоставляют единую виртуальную рабочую среду, включающуюwiki (термин описандалее), совместную работу с документами, рабочие доски ипр… Так можно организовать совместную разработку отчета в едином пространстве,выделив сообщество участников, или организовать коллективное обсуждениекорпоративного праздника. Программы этой категории создают персональные профилисотрудников с описанием интересов, компетенции, опыта работ и т.п., а такжекаталоги экспертов.
Лидерамив данной группе являются продукты компаний BEA (BEA Aqualogic), SpikeSource(SuiteTwo), Socialtext (Socialtext), IBM и Microsoft[Dracos, 2007].
КатегорияС. «Системы управления контентом (Enterprise Content Management)»
Этагруппа программ включает различные иструменты для гибкой и надежной работы сдокументами, например, регистрацию, управление версиями, безопасность, сканированиеи распознавание. Также сюда относят создание архивов, наполнение, обновление иструктурирование содержимого сайтов, организация взаимодействия с посетителямисайтов.
Лидерамив данной категории в соответствие с [Shegda et al, 2007] являются продуктыкомпаний IBM (Content Manager, Filenet P8), EMC (EMC Documentum), Opentext(Livelink ECM 10).
Основнымипоставщиками интегрированных решений для разработчиков программных средствуправления знаниями являются компании IBM, EMC, Opentext и Microsoft. Этикомпании стараются покрыть функциональными возможностями своих программныхпродуктов весь комплекс задач управления знаниями. Компания IBM занимаетлидирующие позиции во многих классах программных продуктов, поэтому далее будетдетально рассмотрена ее продуктовая линейка.
Определениесостава продуктов для управления знаниями проводилось с учетом [Богданова Е., 2006;Бизнес в паутине социальных сетей, 2007; Дёрре И. и др., 2007; IBM 208; IBMOmniFind Enterprise Edition, 2008]. Программы других поставщиков имеют сходныйфункционал, отличаясь лишь технологиями реализации, а также качеством иэффективностью работы.
Продуктыкатегории А — «Технологии доступа к информации»
IBMOmniFind
OmniFindориентирован на поиск информации для работников организации и клиентов. Поискможет одновременно проводиться по всем ресурсам — в интранете, по внешнимкорпоративным сайтам компании, в базах данных, и т.д.
Omnifindпредоставляет полнотекстовый поиск по ключевым словам и фразам для начинающихпользователей, а также расширенные виды поиска для продвинутых пользователей.Система позволяет также задавать правила для автоматической классификациидокументов.
IBMClassification Module
Данныймодуль автоматически классифицирует неструктурированный контент по заданнымкатегориям, а также повзоляет создавать и настраивать таксономии. Эта программавыступает дополнением к IBM Omnifind, которое позволяет повысить эффективностьи точность поиска с помощью навигации (browsing) и наложение ограничений нарезультаты поиска (например, поиск только в определенной категории).
WebSpherePortal
WebSpherePortal — это программная среда, реализующая единую точку индивидуальноговзаимодействия людей и программ. С точки зрения управления знаниями особенноважно в портале сочетание персонализации контента (взгляд на знание как на«запас») с возможностями совместной работы и обмена неформализованными знаниями(взгляд на знание как на «поток»).
Продуктыкатегории В — средства совместной работа
IBMLotus Notes and Domino
IBMLotus Notes — это главная часть программного обеспечения IBM Lotus Domino, которыйобладает функциями планирования (календарь) и работы с электронной почтой.Продукт является платформой для совместной работы и повышения гибкостипредприятия в целом. Близок известному продукту от Microsoft – почтовой системеOutlook.
IBMLotus Sametime
IBMLotus Sametime – это программа для общения и совместной работы с возможностьюпроведения Web-конференций (телеконференций через Интернет). Lotus Sametimeпозволяет предавать голосовые и видео-сообщения, определять местонахождениеучастников, и поддерживает связь с мобильными устройствами (например, мобильнымителефонами).
IBMLotus Quickr
IBMLotus Quickr – это программный продукт для обеспечения совместной работынескольких пользователей, который помогает организовать совместную работусотрудников в интерактивном режиме как внутри организации, так и за еепределами..
Винтерактивные рабочие области пользователи могут включать календарь, дискуссионныефорумы, блоги, wiki и другие средства совместной работы для управленияпроектами и создания общего контента.
IBMLotus Connections
IBMLotus Connections представляет собой решение для социализации бизнес-процессов,расширяющее инновационные возможности и ускоряющее работу с помощью объединениясотрудников, партнеров и заказчиков в динамические сети.
“ЕслиLotus Quickr — это управление контентом в контексте проекта, то LotusConnections предоставляет средства для объединения людей, которые должнысотрудничать в работе над проектом. Система содержит пять основных компонентов:Profiles, Blogs, Communities, Activities и средство создания закладок Bookmarks(Dogear). Используя их, я и мои коллеги в моей организации и, возможно, за еепределами, знают: что я из себя представляю — Profiles; над чем я сейчасработаю — Activities; чем я интересуюсь — Bookmarks (Dogear); что хочу обсудить— Blogs; с кем нахожусь в контакте — Communities.” – говорит Дэвид Фаррел, вице-президентIBM по программному обеспечению Lotus в регионе Европа, Ближний Восток и Африка[Бизнес в паутине социальных сетей, 2007].
Продуктыкатегории С – системы управления контентом
Далеепредставлены не все компоненты системы управления контентом, а только те, которыеиспользуются для реализации системы управления знаниями.
IBMContent Manager
Этопрограммный продукт для хранения, контроля, распределения и интеграцииинформации. Интегрирует данные различных форматов (документ, изображение, Web, медиаи другие) и сопрягается с различными профессиональными системами сканирования.
IBMWebSphere Information Integrator
WebSphereInformation Integration обеспечивает доступ к данным, хранящимся в разнородныхсистемах, интегрируя содержимые порталов, бизнес-приложений и других программ.Этот интегратор делает так, что множество разнородных хранилищ данных выглядяти функционируют как единый архив.
/>/>3. Некоторые отечественныепрограммы
Средиотечественных продуктов, позиционирующихся как системы для поддержки УЗ, следуетотметить несколько:
1)Система «Айкумена Аналитик» компании IQMen (http://www.iqmen.ru/our_proposal/) обеспечивает информационно-аналитическую поддержку принятия решений c помощьютаких современных технологий как:
Автоматическийсбор информации из разнородных источников: электронные СМИ, аналитическиеагентства, специализированные базы данных.
Автоматическоесоставление и рассылка индивидуальных тематических отчетов экспертам ируководству.
Средстваграфического анализа событий по любой тематике, оперативное выявление вновостном потоке горячих тем.
Мгновеннаяподготовка досье по любому вопросу.
Выборканаиболее важной фактической информации — дат, финансовых данных, персон иорганизаций.
Автоматическоевыявление физических и юридических лиц, имеющих отношение к любому вопросу ианализ взаимосвязей между ними.
2)Система «Галактика ZOOM» — инструмент для создания хранилища текстовойинформации, который обладает возможностями для проведения поиска ианалитических исследований.
Поискинформации в больших информационных массивах.
Выявлениезначимых слов и словосочетаний документа, отражающих содержание текста.
Сравнениедокументов — обнаружение сходства, различия и аномалий изучаемых объектов.
Динамикаво времени — отслеживание изменений во времени слов или словосочетанийхарактеризующих изучаемый объект.
3)Система DocsVision также предназначена для задач управления документами ипроцессами (http://www.docsvision.com/). Система DocsVision«Делопроизводство» для создает архивы документов, автоматизируетделопроизводство в организации.
4)Система ЕВФРАТ-Документооборот (http://www.evfrat.ru) — комплексное решение поорганизации электронного документооборота на предприятии. Внедрение системыобеспечивает:
систематизациюучета и хранения документов;
оперативныйдоступ к документам и отчетной информации;
управлениепроцессами движения и обработки документов;
5)Яndex.Server — программа для поиска информации в интернете или в локальной сетис учетом морфологии русского языка.
/>/>/>4.Веб 2.0 инструменты для работы со знаниями
В2005 году Тим О’Рейли [О’Рейли, 2005] описал концепцию «эволюционировавшейвсемирной паутины», которую он обозначил термином Web 2.0, подчеркнув тем самымее значимость как следующего поколения интернет-систем. Под этим понятием он объединилуже сформировавшиеся к тому времени признаки веб-сайтов «новой волны», основнымиз которых, с пользовательской точки зрения, можно считать использование«коллективного разума» или, точнее, «коллективной деятельности». Пользователиинтернета сами становятся создателями информации — создаваемый в сети контент, егоописание и структурирование, оценка и ранжирование становятся результатомдеятельность рядовых пользователей. Технологически вовлечение пользователейобеспечивается засчет интерактивность веб-страниц и простоты их интерфейсов –для размещения информации в интернете пользователю не нужно никаких специальныхзнаний.
Вотнеполный список инструментов Веб 2.0:
интернетпочта (mail.ru, yandex.ru, gmail.com),
cредстваобмена сообщениями (ICQ, google-чат)
блоги(например, Живой Журнал, корпоративные блоги Яндекса, Google-а) – он-лайнжурналы и дневники, позволяющие обмениваться мнениями, размещать новости.Обновления блогов могут рассылаться с помощью RSS-потоков – см. далее,
социальныесети (например, vkontakte.ru, moikrug), позволяющие узнать о знаниях, опыте, интересахдругих людей и представить свои,
средстваинтеграции и чтения новостных RSS-потоков (Яндекс Лента, Google Reader). RSS(Really Simple Syndication) — средство подписки на обновления новостей сайтов, записейблогов, результатов поиска по определенному запросу и на любые другиеобновляемые материалы – фотографии, видео, веб-закладки и т.д.
Peer-to-peerсети (иногда P2P-сети) – средство эффективного обмена файлами (музыкой, видео, текстами)либо через интернет, либо между ограниченным числом пользователей. Данноесредство открывает доступ к содержимому персональных компьютеров пользователейи обеспечивает высокую скорость передачи информации, благодаря специальнойтехнологии разделения файла на отдельные фрагменты.
веб-закладки(del.icio.us, БобрДобр), позволяющие пользователям не только сохранять ссылкина интересные для них ресурсы, но и сопровождать их ключевыми словами, обмениватьсяэтими ссылками, анализировать популярность ресурсов (количество ссылок) итенденции, находить других пользователей со схожими интересами.
средствадля размещения фотографий (photosight.ru, flickr.com), презентаций (slideshare)и видео (youtube), с богатыми возможностями описания материалов (теги, категории),поиска, обсуждения.
wiki-средства(pbwiki.com, wikispaces.com) – средства создания и функционирования веб-сайтовпо типу Википедии (см. ru.wikipedia.org). Cтраницы вики-сайта совместноредактируются сотрудниками организации и выступают альтернативой письмам ивложениям электронной почты.
программыдля коллективного редактирования документов в онлайне (Google Docs),
гибридныеприложения (mashups), объединяющие несколько инструментов Web 2.0 между собойили с другими приложениями (например, интеграция географических карт от Google,Yahoo cо средствами размещения фотографий — Panoramio, flickr позволяетпользователям привязывать фотографии к местности)
средствапланирования – календари (Google Календарь) и т.п.
КWeb 2.0 можно также отнести «ПО как сервис» (Software as a Service, SaaS).Такое ПО работает через интернет, а компания ежемесячно оплачивает услугисервис-провайдера. Это дешево и удобно. Не нужно покупать дорогие лицензии, устанавливатьи настраивать сложный софт.
Болееполумиллиона западных компаний успешно используют онлайновую платформуAppExchange от Salesforce.com, что позволяет подписаться на любое из несколькихсотен бизнес-приложений, доступных для подписки (CRM-системы, бухгалтерскиепрограммы и др.). В данный момент SaaS значительно уступает по популярноститрадиционным моделям использования ПО, но в будущем ситуация должна измениться.Gartner прогнозирует, что к 2011 г. доля SaaS в общем объеме рынка программногообеспечения вырастет до 25%, то есть в пять раз по сравнению с 2005 г. [Ализар, 2006]
ИнструментыWeb 2.0 подходят для поддержки совместной работы в системах управлениязнаниями: они просты, эффективны и уже знакомы некоторым пользователям. Пооценкам компании McKinsey основной целью использования инструментов Web 2.0 вбизнесе является поддержка совместной работы в компании – 75% опрошенныхменеджеров (70% — взаимодействие с покупателями, 51% — взаимодействие споставщиками и партнерами). При этом бОльшая часть респондентов рассматриваетсовместную работу как инструмент управления знаниями [Bughin, Manyika, 2007].Рисунки 1 и 2 отражают мнения пользователей, полученные в рамках другихисследований, о пользе и препятствиях таких инструментов.
/>
Источник:InformationWeek Research, 2006
Рис.1. Польза инструментов Веб 2.0 для бизнеса
/>
Источник:InformationWeek Research, 2006
Рис.2. Препятствия для Веба 2.0 в бизнесе
Врядли инструменты Web 2.0 вытеснят с рынка стандартные системы управлениядокументами и софт для групповой работы, но они определенно могут его дополнитьи стать неотъемлемой их частью. Собственно, такая интеграция происходит ужесейчас ( см. выше описание IBM Lotus Quickr, Sametime и др.).
ВРоссии внедрение в корпоративные системы блогов, wiki и социальных сетей идетнесколько медленнее, чем на Западе. Причины заключаются в худшем состояниитехнической инфраструктуры. Широкополосный интернет, который является главнымусловием для развития публичных сервисов Веб 2.0, распространен только вМоскве. По этой причине блоги, подкастинг, wiki и прочие современные технологииеще не стали достаточно популярными среди пользователей. Корпоративная культуратолько начинает приспосабливаться к использованию социально-ориентированныхсервисов в бизнесе.
5. Семантический веб и онтологии в управлении знаниями
Сейчасзначительная часть содержания Всемирной Сети (World Wide Web) предназначена длячтения человеком, а не для осмысленного манипулирования им с помощьюкомпьютерных программ. Компьютер способен умело разобраться в разметкевеб-страницы и произвести рутинную её обработку — тут идёт заголовок, здесьследует ссылка на другую страницу; но у компьютера нет надёжного способа обрабатыватьсмысл документа: это — домашняя страница компании Х, а эта ссылка ведёт нарезюме сотрудников данной компании.
Семантическийвеб (Semantic Web) привносит смысловую структуру в содержание веб-страниц.Семантический веб — это не какая-то отдельная сеть, а расширение ужесуществующей, такое, что в ней информация снабжена точно определённым смыслом, позволяющимчеловеку и машине успешно взаимодействовать.
Сценарийработы таких программных средств представлен в основополагающей статьеидеологов семантического веба – Тима Бернерса-Ли и Джеймса Хендлера, опубликованнойв 2001 году в журнале Scientific American [Berners-Lee, Hendler, 2001]:
«Питподнял трубку, звонила его сестра Люси из кабинета врача: «Моей маме нужнопопасть на приём к врачу, а потом ей требуется пройти несколько сеансовфизиотерапии. Примерно два раза в неделю. Я сейчас поручу своему агентузаписать нас на приём к врачу». Пит сразу же согласился подвезти её маму насвоей машине. В кабинете врача Люси дала указания своему электронному агентуСемантической Сети через свой портативный веб-браузер. Агент сразу же получилинформацию о назначенном маме лечении от агента её врача, просмотрел несколькоперечней медицинских учреждений, оказывающих подобные услуги, проверил, какиеиз них подходят [in-plan] по её страховому полису и находятся в окрестности 20 миль от её дома и при этом имеют рейтинг — «отличный» либо «очень хороший» согласно достовернымрейтинговым источникам. Далее агент попытался сопоставить имеющиеся часы приёмаврачей (предоставленные агентами соответствующих мед. учреждений на ихвеб-сайтах) с расписаниями Пита и Люси. (Слова, выделенные курсивом, указываютна термины, семантика, или смысл, которых была предоставлена агентампосредством Семантической Сети.) Уже через несколько минут агент представил имплан. Питу он не понравился — Университетская Клиника расположена на другойстороне города, и ему пришлось бы возвращаться обратно как раз в час пик. Онпопросил своего агента повторить поиск с более строгими предпочтениямиотносительно места и времени. Тем временем агент Люси, полностью доверяя агентуПита в рамках данной задачи, автоматически помогал, предоставляя тому правадоступа и ссылки на уже добытую им информацию. Практически мгновенно был предложенновый план: найденная клиника была уже гораздо ближе, и часы приёма болееранние».
Длятого, чтобы Семантический Веб мог функционировать, компьютеры должны иметьдоступ к структурированным хранилищам информации и множествам правил вывода, которыемогли бы использоваться для проведения автоматических рассуждений. Однако двахранилища информации или базы данных могут использовать различныеидентификаторы для обозначения одного и того же понятия, такого, например, какпочтовый индекс. И программа, желающая сравнить или как-то скомбинироватьинформацию из этих баз данных, должна знать, что два конкретных терминаиспользуются ими для обозначения одного и того же. В идеале, у программы долженбыть способ распознавать подобные термины с одинаковым смыслом, с какими быбазами данных ей не пришлось столкнуться в процессе своей работы.
Решениеэтой проблемы даётся третим базовым компонентом Семантического Веба —совокупностью информации, которое специалисты именуют онтологией (см. статьюпро инженерию знаний). В философии онтологией называют некую теорию о природебытия, ИТ-специалисты заимствовали этот термин, и для них уже онтология — этоструктура, задающая отношения между понятиями.
Онтологияопределяет классы объектов и отношения между ними. Например, понятие адресможет быть определено как разновидность понятия местонахождение [location], акод города можно задавать применительно лишь к местонахождениям и так далее.Задание классов, подклассов, а также отношений между индивидами [entities]является чрезвычайно мощным инструментом для использования в Вебе.
Впростейшем случае, онтологии используют для увеличения точности поиска в Вебе —поисковая машина будет выдавать только такие сайты, где упоминается в точностиискомое понятие, а не произвольные страницы, в тексте которых встретилосьданное многозначное ключевое слово.
Вполную силу Семантический Веб будет реализован тогда, когда люди создадутмножество программ — агентов, которые, знакомясь с содержимым Веба из различныхисточников, обрабатывают полученную информацию и обмениваются результатами сдругими программами. Семантический Веб стимулирует подобного рода синергию:даже те агенты, которые не были созданы специально для работы сообща, могутпередавать информацию друг другу, коль скоро эта информация будет снабженасемантикой.
ПолноценныйСемантический Веб – это технология управления знаниями будущего, однако, ужесейчас можно пользоваться его отдельными технологиями и применять вограниченных областях. Примером является Семантический веб организации — илиреализация этой концепции в рамках отдельной организации [Cerebra, 2005].
Такжеи онтологии могут не только использоваться в Семантическом Вебе, но иприменяться в системах управления знаниями предприятий. Онтологии задают единыйязык, повышая тем самым эффективность коммуникаций сотрудников и обмензнаниями. Они могут использоваться для интеграции информации и выполненияпростых автоматических рассуждений, повышая тем самым качество результатовпоиска информации. Современные исследователи [Mika, Akkermans, 2004; Davies etal, 2005] считают онтологии основной парадигмой управлением знаниямипредприятия.
Сегодняшниепоисковые системы зачастую выдают бесчисленное множество совершенно неотносящихся к запросу «хитов», обрекая пользователя на длительный ручной отборматериала. Например, если вы ввели для поиска слово «орган», то компьютерусовершенно непонятно, имеете ли вы в виду музыкальный инструмент, частьчеловеческого тела или орган исполнительной власти. Вся проблема в том, что длякомпьютера слово «орган» не имеет чёткого смысла, или другими словами, семантическогосодержания.
Онтологиидают возможность производить запросы на основе понятий, а не на основесовпадения строк. Например, если пользователь задаст вопрос «Какие транспортныесредства производятся в России?», то он получит из базы ответ, в которыйпопадут автомобили (=подкласс транспортных средств) производимые во Всеволожске(=город, который находится в России).
Такжеонтологии дают возможность получения не заданных явно знаний из информационныххранилищ путем логического вывода — поиск «скрытой информации». Например, пользовательсистемы может задать вопрос: Какие поставки продукции находятся сейчас всостоянии риска? В ответ на такой вопрос система в одной онтологии тарифовопределит, что с учетом текущих условий (например, географических или погодных)существуют риски связанные с перевозкой овощей и фруктов. А в другой базе илионтологии деклараций по перевозке груза определит, что в декларации №А345указаны арбузы, которые являются подклассом «Овощей и фруктов» (см. рис. 3). Врезультате, система сможет дать кокретный ответ на поставленный вопрос:Поставка COSCO #A345
/>
Рис.3 Интеллектуальный поиск на основе логического вывода
6.Архитектура СУЗ и ее реализация
Дляописания типичной современной архитектуры СУЗ мы несколько адаптировали рисунокиз работы [Mika, Akkermans, 2004].
/>
Рис.4. Пример архитектуры СУЗ
Нижнийуровень архитектуры (Рис.4) обеспечивает получение знаний из разнородныхисточников структурированной (базы данных и знаний, таблицы, формы) инеструктурированной (документы) информации. Получение знаний подразумеваетаннотирование разнородных источников информации с помощью онтологии, котораяпозволяет отразить содержание информации. Для получения онтологии используютсяпрограммные средства автоматического формирования онтологии, поддержки ручнойразработки и редактирования онтологии, средства слияния, объединения и оценкикачества онтологий. Для аннотирования используются средства автоматическойклассификации документов по онтологии, извлечения информации из текста и базданных. Полученные онтологии и метаданные представляются с помощью специальныхязыков – OWL, RDF.
Промежуточныйуровень обеспечивает хранение онтологий и метаданных, управление версиями, доступом,передачу данных для взаимодействия с внешними системами и хранилищами, обработкузапросов и логический вывод.
Пользовательскиеприложения предоставляют пользователям доступ к знаниям, находящимся в системе.Доступ может осуществляться с помощью поискового механизма, средств навигации ивизуализации, а также путем непосредственного обмена знаниями междупользователями (например, путем обмена ссылками на ресурсы). Взаимодействиепользовательских приложений с промежуточным уровнем осуществляется с помощьюязыков запросов и манипулирования данными (например, SPARQL).
Представленнаяна рис. 4 архитектура может воплощаться в СУЗ полностью или частично. В однихслучаях упор может делаться на программную реализацию задач уровняпользовательских приложений – поиск, визуализацию знаний, в других на получение,хранение, интеграцию знаний. В первом случае программная реализация скореевсего будет носить имя «портала знаний», во втором «корпоративной памяти» или«базы знаний».
А)Корпоративная память
Однимиз первых инструментов УЗ стали хранилища данных, которые работают по принципуцентрального склада. Как правило, хранилища содержат многолетние версии обычнойбазы данных (БД), физически размещаемые в той же самой базе. Когда все данныесодержатся в едином хранилище, изучение и анализ связей между отдельнымиэлементами могут быть наиболее эффективны. В дальнейшем идея хранилища быларазвита в понятие корпоративной памяти (corporate memory) [Kühn, Abecker, 1998],которая по аналогии с человеческой памятью позволяет накапливать информацию изпредыдущего опыта и якобы избегать повторения ошибок, что является чистодекларативным утверждением.
Корпоративнаяпамять (КП) хранит информацию из различных источников предприятия и делает этуинформацию доступной специалистам для решения производственных задач.
Примеромсистем УЗ на основе корпоративной памяти могут служить Organisational MemoryInformation Systems (OMIS), предназначенные для накопления и управлениязнаниями предприятия [Gomez-Perez, 2002]. ОМIS часто используют вспомогательныесправочные системы, так называемые helpdesk-приложения. Основные функции OMIS:
Сбори систематическая организация информации
Интеграцияс существующими автоматизированными системами
Обеспечениенужной информации по запросу (пассивная форма) и при необходимости (активнаяформа).
Конечнаяцель OMIS состоит в обеспечении доступа к знанию всякий раз, когда этонеобходимо. Для этого OMIS реализуют активный подход к распространению знаний, которыйне полагается на запросы пользователей, а автоматически обеспечивает полезноедля решения задачи знание. Чтобы предотвращать информационную перегрузку, этотподход должен быть совмещен с высокой выборочной оценкой уместности.Законченная система должна действовать как интеллектуальный помощникпользователю.
Б)Порталы знаний и карты знаний
Внастоящее время найдено универсальное решение, обеспечивающее доступ кинформации в рамках СУЗ — это корпоративные порталы знаний. Корпоративныйпортал — это система, которая объединяет все имеющиеся у организацииинформационные ресурсы (приложения, базы и хранилища данных, аналитическиесистемы и пр.) и, используя web-интерфейс, предоставляет пользователям единыйзащищенный доступ к корпоративной и внешней информации [Collins, 2003].
/>
Рис.5. Концептуальная схема корпоративного портала
Некоторыеполезные свойства порталов, упоминаемые в различных источниках:
систематизизацияконтента и предоставление удобных средств поиска и навигации,
управлениеконтентом для различных групп сотрудников (управление доступом).
внутрикорпоративныйобмен знаниями и совместная работа за счет наличия различных конференций, форумови единого рабочего пространства,
индивидуальныйперсонализированный интерфейс,
возможностьработы с онтологиями.
Развитиеидей применения онтологий для создания и поддержки порталов можно найти в работах[Staab, Maedhe, 2002; Maedhe et al Collins, 2002].
Частона порталах располагают карты знаний (Рис.6), которые сочетают «большую карту»компании и каталог детальных знаний в визуальной форме. Карта знаний служитнавигационным помощником для поиска. Карта знаний описывает источники, потоки играницы знаний организации. Карты знаний могут указывать как на людей, так и надокументы и базы данных [Davenport and Prusak, 1998], объединяя ЧТО-, ГДЕ- иКТО- знания.
Врезультате достигается минимизация объема информации, большая ясность, наглядностьи доступность.
/>
Рис.6. Карта знаний
/>/>Заключение
Информационныетехнологии не решают всех проблем управления знаниями, напротив, они могутпородить и дополнительные сложности – при разработке и внедрении. Однако, приумелом использовании, программные средства УЗ могут помочь перевестиинфраструктуру знаний компании на новый материально-технологический уровень, ипревратить ее в мощный инновационный ресурс.
Мырассмотрели программные средства, которые могут использоваться для создания СУЗв произвольной предметной области (Рис.7). Однако почти в любой компаниисуществуют свои программные средства автоматизации. Например, дизайнерыработают в продуктах для обработки изображений, проектировщики в системахавтоматизированного проектирования, программисты в средах программирования, менеджерыи бизнес-аналитики в системах организационного моделирования и проектирования.
/>
Рис.7. Систематизация программных средств для СУЗ
Задачафомирования СУЗ на программном уровне требует укрощения всего «зоопарка»отдельных программных систем и сопряжения их в единую систему, ядром которойявляется некоторая база знаний. На сегодня не существует единого стандарта наформат такой базы, но основное направление связано, все-таки, с онтологиями иязыками их описания.
Несмотря на огромную технологическую сложность современных описанных инструментов,основную трудность формирования СУЗ представляют не внедрение самих программныхсистем, а этап анализа и формирования целостного взгляда и концептуальной моделиполя знаний предприятия. Проведение этого этапа требует информационной зрелостиорганизации при наличии квалифицированных аналитиков, поддержанных и понятыхтоп-менеджментом компании. Кроме того, психологическое сопротивлениесотрудников при внедрении СУЗ также не стоит сбрасывать со счета.
Толькоучет всех этих факторов может помочь превратить дорогостоящую и трудоемкую СУЗв эффективный и востребованный современный инструмент просвещенногоменеджмента.
/>/>Литература
[Ализар,2006] Ализар А. Веб 2.0 указывает путь к «Предприятию 2.0» // Обзор «РынокИТ: Итоги 2006» подготовленный CNews Analytics. cnews.ru/reviews/free/2006/articles/web.shtml
[Андреева,Расков, 2006] Андреева Т., Расков В. Создание знаний как условиедолгожительства компании. Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. 2006, 3, 140-151
[Бизнесв паутине социальных сетей, 2007] Бизнес в паутине социальных сетей //Инновации в технологиях и бизнесе, №5, 2007. www-306.ibm.com/software/ru/mag/5/article.html
[Гаврилова,2008] Гаврилова Т.А. Модели структурирования и инструменты управления знаниями//Cб. докладов Одиннадцатой научно-практической конференции «Реинжинирингбизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системыуправления знаниями» (РБП-СУЗ-2008). М., 2008. – с.47-50
[ДёрреИ. и др., 2007] Дёрре И., Магдален Д., Пос В., Сент-Клер Б. Использованиетаксономий для корпоративного поиска с помощью программ IBM OmniFind, IBM ClassificationModule и SchemaLogic //developerWorks Россия, 2007.
ДжанеттоК., Уилер Э. (2005) Управление знаниями: Руководство по разработке и внедрениюкорпоративной системы управления знаниями. Изд-во М. Добрая книга., 2005.
[Мильнер,2003] Мильнер Б.З. Управление знаниями. М. Инфра-М, 2003.
[Мильнери др., 2006] Мильнер Б. З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова А. В.Управление знаниями в корпорациях. Под редакцией Мильнера Б. З, М: «ДЕЛО», 2006.
[Николаев,1999] Николаев А., Построение систем управления знаниями на базе технологииDocumentum 4i // Открытые системы, N9-10.- с.44-48, 1999.
[О’Рейли,2005] О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 (перевод) // Computerra, 18 октября 2005года. www.computerra.ru/think/234100/
11.[Циперман, 2005] Циперман Г. База знаний IBS // Семинар «Интеллектуальнаякорпорация», 21 сентября, 2004, Москва, Россия. integration.ibs.ru/content/pdf/KBase_IBS.pdf
Abecker, A., D. Apostolou, W. Maas, G. Mentzas, C. Reuschling, S.Tabor Towards an Information Ontology for Knowledge Asset Trading Presented atthe ICE 2003 — 9th International Conference of Concurrent Enterprising, Espoo,Finland, 16-18 June 2003.
[Abecker, van Elst, 2003] Abecker A., van Elst L… Handbook on Ontologies,chapter 22: Ontologies for Knowledge Management, pages 436–454. InternationalHandbooks on Information Systems. Springer Verlag, 2003.
[БогдановаЕ., 2006] Богданова Е. Интеграционное решение для управления контентом ипостроение хранилища данных // Конференция IBM по инновациям, 25 мая 2006, Санкт-Петербург.
[Andrews, 2007] Andrews W. Magic Quadrant for Information AccessTechnology, 2007 // Gartner Research, 5 September 2007.[Berners-Lee, Hendler,2001] Berners-Lee T., Hendler J., Lassila O. The Semantic Web //ScientificAmerican, May 17, 2001. (перевод Евгения Золина ezolin.pisem.net/logic/semantic_web_rus.html)
[Bughin, Manyika, 2007] Bughin J., Manyika J. How businesses areusing Web 2.0: A McKinsey Global Survey //McKinsey Quarterly, March, 2007
[Collins, 2003] Collins H. Enterprise Knowledge Portals. AMACOM, 2003’
[Cerebra, 2005] Cerebra, Inc., Enterprise Semantic Web — Understanding the Evolution of Integration Technologies in the Context of theW3C Semantic Web Vision, Whitepaper, 2005.
[Davenport and Prusak, 1998] Davenport Th.H., Prusak L… WorkingKnowledge. Harvard Business School Press, Boston, MA, 1998.
[Davies et al, 2005] Davies J, Studer R, Sure Y and Warren P W, Nextgeneration knowledge management // BT Technology Journal. — Vol 23, №3, 2005.
[Dracos, 2007] Dracos N. Collaboration and Social Software //Gartner RAS Core Research, 24 October 2007.
[Gomez-Perez, 2002] Gomez-Perez, Asuncion (Editor), RichardBenjamins (Editor), 2002. Knowledge Engineering and Knowledge Management.Ontologies and the Semantic Web. Springer Verlag.
[van Engers, 2001] Tom Maarten van Engers. Knowledge Management: TheRole of Mental Models in Business Systems Design. PhD thesis, VrijeUniversiteit, Amsterdam, 2001.
[Haghi, 2005] Haghi G. Knowledge Capture & Reuse (KCR) in HPGlobal Method for Project Management //International Conference on KnowledgeManagement, 29 June – 1 July, 2005, Graz, Austria.
[Himma, 2007] Himma K.E. (Editor) Information ethics. Emerald GroupPublishing Limited, 2007.
[IBM, 2008 ]http://www.ibm.com/
[IBM OmniFind Enterprise Edition, 2008] Content Discovery Solutions:IBM OmniFind Enterprise Edition: A strategic platform for enterprise search andtext analytics // IBM Whitepaper, 2008.
[InterOP, 2004] Ontology-based Services for Enterprise ApplicationInteroperability. State of the Art Reeport. InterOP, 2004.
[Kühn, Abecker, 1998] Kühn O., Abecker A., CorporateMemories for Knowledge Management in Industrial Practice: Prospects andChallenges. 1998.
[Maedhe et al, 2002] Maedche A., Staab S., Studer R., Sure Y., VolzR. SEAL— Tying Up Information Integration and Web Site Management by Ontologies//IEEE Data Engineering Bulletin 25 (1): 10-17. 2002.
[Marwick, 2001] Marwick A.D. Knowledge management technology //IBMSystems Journal, vol. 40, № 4, 2001.
[Mika, Akkermans, 2004] Mika, P., Akkermans H. Towards a NewSynthesis of Ontology Technology and Knowledge Management Knowledge //Engineering Review, Cambridge University Press, Volume 19, № 4, 2004.
[Papavassiliou, 2003] Papavassiliou G., Mentzas G. Knowledgemodelling in weakly-structured business processes, Journal of knowledgemanagement, VOL. 7 NO. 2 2003, pp.33-43.
[Shegda et al, 2007] Shegda K., Bell T., Chin K., Gilbert M., MagicQuadrant for Enterprise Content Management, 2007 // Gartner RAS Core Research,21 September 2007.
[Staab, Maedhe, 2002] Staab S., Maedche A. Knowledge Portals:Ontologies at Work. AI Magazine 2001, Vol. 22, №2, p. 63-75.
[Tschaitschian, 1997] Tschaitschian B., Abecker A. and Schmalhofer, 1997. A. Putting Knowledge Into Action: Information Tuning With KARAT. // In 10th European Workshopon Knowledge Acquisition, Modeling, and Management (EKAW-97).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта bigc.ru/