Реферат по предмету "Менеджмент"


Законы, закономерности управления

Содержание:
Вопрос 1. Законы, закономерности управления.                                                    3
Вопрос 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция.          7
2.1. Принципы роботы синформацией (кибернетические принципы).               12
2.2. Организационные принципы.                                                                            16
2.3.Принципы роботы с персоналом.                                                                      22
2.4. Система принципов социального управления В.Граждан.                           28
Используемаялитература                                                                                        31

Вопрос1. Законы, закономерности управления.
 
Всякая наукахарактеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В науке управления такжеимеются свои законы и закономер­ности.
Объективные законыуправления, в отличие от государственных (правовых) зако­нов, регулирующихобщественные отношения, это описываемые научной теорией существенные,необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющимсубъектом и уп­равляемым объектом, между системой управления и социальнойсредой.
Законы управлениявыражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческойдеятельности и отношений, ко­торые исторически складываются, закрепляются ивоспроизводятся в структуре и функциях управления.
Закономерные (закономобусловленные) структурные и функ­циональные взаимосвязи не действуют снеизбежностью, а реали­зуются в виде тенденций, пробивающихся через множествоконк­ретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий,подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Ре­ализация законов зависит отмногих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, егознаний, способнос­тей, но также и от управляемого объекта[1].
Роль законов управлениявыражается в том, что они:
1.        образуюттеоретический фундамент науки;
2.        способствуютпереходу эмпирического подхода к профессиональному;
3.        позволяютправильно оценить возникающую ситуацию;
4.        позволяютанализировать зарубежный опыт;
5.        выражаюткачественные свойства и связи процессов и явле­ний, характеризующих отношенияуправления и направления их развития.
Законы управленияобнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональномразделении труда, струк­туре системы управления, в механизме и методахуправления; в про­цессе управления.
В научных исследованияхуправления сложилась парадоксаль­ная ситуация: начиная с 90-х годов прошлоговека, проблемы зако­нов и закономерностей управления не рассматриваются.
Вероятно, наши ученыенакапливают и обобщают эмпирический материал, систематизируют и анализируютфакты, прослежи­вают тенденции, имеющие место в управленческих процессах иявлениях. И пока еще не спешат высказывать свое мнение о зако­нах управления.
Однако попыткисформулировать закон управления отечествен­ными учеными все же предпринимаются.Так, М. Картавый и А. Не­хамкин сделали попытку обосновать закон соответствияменедж­мента менталитету.
Следует отметить, что взападной литературе по менеджменту проблемы законов и закономерностейуправления вообще никак не исследуются.
Поэтому, вероятно, наданном этапе научного осмысле­ния законов управления правомерно опираться навыводы кибер­нетики.
Кибернетика — это отрасль знания, объясняющаяединство ин­формационных и управленческих процессов в любых системах:технических устройствах, живых организмах и человеческих органи­зациях[2].
Кибернетика, созданная наоснове естественнонаучных достиже­ний в области теории автоматическогорегулирования, электрони­ки, теории информации, математической логики, теории алгорит­мов,является основой современных концепций теории управления.
При анализе управлениявлияние входного воздействия (пере­менной) на результат (выход) и результата навходы принято счи­тать как зависимость.
Зависимость это связьмежду переменными входа и выхода. Зависимости являются основой дляформулирования закона управ­ления.
В технических системахуправляющие механизмы базируются на фундаментальных законах физики,электротехники или химии, инженерам хорошо известны причинно-следственные связии по­веденческие характеристики объекта управления, тем более что открытыеучеными закономерности подтверждены многочислен­ными экспериментами.
Закон — это постоянная существенная связь(зависимость) меж­ду процессами и явлениями.
В этом аспекте законуправления — зависимость «выхода» сис­темы или значения ее целевой функции от«входа» системы или значения аргументов — независимых переменных, характеризую­щихсостояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целейуправления со средствами и методами их достижения.
Категория «закон» относитсяк той же группе категорий, что и «закономерность».
Как законы, так изакономерности устанавливают общие, суще­ственные и необходимые связи между изучаемымиявлениями.
В теории управленияпонятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона вначале его теоретичес­кого исследования или как часть закона.
На основе даннойметодологии сформулированы законы орга­низации Э.А. Смирновым и другимиучеными. Это закон синер­гии, закон самосохранения, закон развития, законинформирован­ности — упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, за­конкомпозиции и пропорциональности и др. законы.
Законы организации изаконы управления — в сущности, идентичны[3]. С той лишь разницей, чтотеория орга­низации изучает принципы, законы и закономерности для создания,функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управленияизучает принципы, законы и закономерности управления этими объективнообусловленными процессами.
М.Г. Лапуста в данномконтексте формулирует законы управ­ления при использовании ИСУ (информационныхсистем управ­ления).
·         Во-первых, этозакон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базызнаний посредством на­бора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем сперечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
·         Во-вторых, этозакон перехода информированности в ком­петентность. Он реализуется за счетпрозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к нейдоступ. Накопление информации дает синергетический эф­фект, скачкообразноповышающий компетентность и по­требность в получении новой информации.
·         В-третьих, этозакон перехода от административных методов управления к организационным. Онреализуется за счет при­менения эффективных технологий управления. Известно,что основу административных методов составляет координация, предусматривающаяразвитую систему административных мер. Администрирование — это признак слабойпрофессио­нальной компетенции руководителя.
Основу организационныхметодов управления, согласно дан­ной концепции, составляют планирование и организация(напри­мер, это бизнес-план или организационное проектирование).
Изложенный анализ законовуправления в известной мере дискуссионен. Это и понятно, ибо он затрагиваетмало разработанную проблему. Достаточно сказать, что в известных мне учебникахи учебных пособиях по теории управления, изданных в последние годы, даннаяпроблема по существу не рассматривается. Возмож­ная дискуссия будет стимулироватьразвитие науки управления по одной из ее кардинальных проблем[4].

Вопрос2. Принципы управления: сущность,
 систематизация,эволюция
Объективность законовпроявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, нознание законов и умение его применить является ключевым фактором повышенияэффек­тивности управления.
В связи с этим возникаетвопрос, каким образом используются законы управления в практике управления?
В теории управления этимключевым фактором считаются прин­ципы управления.
Принцип (от лат. «начало, основа») – это:
1.        основное исходноепо­ложение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, по­литическойорганизации и т.д.;
2.        внутреннееубеждение, нормы поведения и деятельности;
3.        основнаяособенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Принципы управления –основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятииразличного рода управленческих решений. Принципы являются основной формойцеленаправленного использования объективных законов в практике управления[5].
Приступая к исследованиюпринципов управления, необходи­мо сделать оговорку, что в науке управлениямногие вопросы, ка­сающиеся данного понятия, являются дискуссионными.
Авторы, основываясь,безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят копределению их сущно­сти, классификации, эволюции[6].
И.Н. Герчикова считает,что принципы менеджмента — это об­щие закономерности, отражающиеся припостановке практичес­ких задач управления.
В.И. Кнорринг полагает,что принципы управления определя­ют закономерности формирования управляемойсистемы, ее струк­туры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию ­поведенияего членов, учитывают особенности технологии и тех­нического оснащенияуправленческого труда.
Принципы отражаютсодержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этотвопрос, Ф. Энгельс писал: «… принципы не исходный пункт исследования, а егозак­лючительный результат; эти принципы не применяются к природе и кчеловеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечествосообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку,поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показанасущность прин­ципов, которые являются проявлением объективно действующих вобществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей де­ятельности делаютобобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которыеиспользуют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, неозначает, что выра­ботка принципов носит субъективный характер. Люди выводят ихв качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мересоответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказываетсяна эффективности деятельности[7].
В данном контекстепредставляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления,предложенная авторами учеб­ника по теории управления под редакцией О. В.Козловой, в кото­ром под принципами управления следует понимать правила, ос­новныеположения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силусоциально-экономических условий, сло­жившихся в обществе.
Принципы и законы (закономерности)по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают егов разной форме: закон — в виде образа (положительного знания), принцип — в видеопределенного требования (регулятив­ной нормы).
Отличие принципа отзакона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного,а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формыбытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.
Принципы управленияобъективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Ониявляются не абсолютной ис­тиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотьнемного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива иподсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контро­лируемую системуи какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.
Было бы ошибочноинтерпретировать положение об объектив­ном содержании принципов управления так,что будто бы объек­тивность гарантирует адекватное их осуществление любымсубъек­том и при любых условиях.
Принципы управленияопределяют требования к системе, струк­туре и организации процесса управления,то есть управление орга­низацией осуществляется посредством исходных положенийи пра­вил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти пра­вилаопределяют линию поведения менеджеров.
Таким образом, принципыуправления можно представить как основополагающие идеи и правилаповедения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы в менеджменте этоне есть нечто раз и навсегда дан­ное. Они изменяются[8].Время меняет и язык науки, и терминоло­гию, и формулировку принципа взависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.
Классик научногоменеджмента представитель административ­ной школы А… Файоль говорил: «Числопринципов управления нео­граниченно. Всякое правило, всякое административноесредство… занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все товремя, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Измене­ние положениявещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этимположением».
Его 14 принципов небесспорны. Их скорее можно считать ре­комендациями к организации управления, вто время как принци­пы являются основанием системы, обобщают явления в тойоблас­ти знания, из которой они абстрагированы.
К сказанному нужнодобавить, что научные знания о законах и принципах управления не абсолютная, аотносительная истина. Мы многого еще не знаем и о современных процессах, и обобъектив­ных закономерностях управления, особенно в России. Тем более чтомногие теоретики за принципы принимают любые целесооб­разные в даннойконкретной ситуации формы и нормы управле­ния. Не любое теоретическоеположение, именуемое в литературе «принципом управления», фактически имявляется.
Что же касается единойсистемы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначноне решен, Раз­личные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отра­жениидействительности, по-разному подходят к классификации основных принциповуправления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы,базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяетсялишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.
Все же большинствоавторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сферуправления[9]. В каждом принципепроявляются политические, организационные и техни­ческие начала, но не в равнойстепени. В одних превалируют поли­тические свойства, в других организационныеили технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах,они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.
Принципы управлениядолжны являться отражением выявлен­ных закономерностей, однако существующиеклассификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтомусформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принциповтолько декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, ина практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособнойсистемы принципов управления, объективно отражаю­щих выявленные закономерностии удовлетворяющих потребнос­ти практики.
В.И. Рыкунов считает, чтопри этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видовуправленческой деятельности. В качестве основания для классификации принциповуправления це­лесообразно использовать виды деятельности, которые в совокуп­ностисоставляют управление как социальное явление. Компонен­тами управления, с еготочки зрения, являются работа с информа­цией, формирование и обеспечениефункционирования системы и координация трудовых усилий персонала.
Таким образом, системапринципов управления может быть классифицирована по трем основным группампринципов: это, во-пер­вых, принципы работы с информацией (кибернетические),во-вто­рых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы(организационные) и, в-третьих, принципы работы с пер­соналом. Каждая группапринципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего видадеятельности и формули­ровать предъявляемые к этой деятельности требования[10].

2.1. Принципыроботы с информацией (кибернетические принципы).
 
Принципы работы синформацией можно условно назвать кибернетическими, так как в кибернетикеуправление рассматрива­ется как процесс движения информации.
Работа с информацией посвоему объему составляет значитель­ную долю в действиях субъекта управлениялюбого уровня. Это объясняется тем, что управление — деятельность интеллектуаль­ная,поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играетнепреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа попереработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельнуюсоставляющую деятельности. Работа с информацией вообще, безотносительно к уп­равлению,уже давно сложившийся вид деятельности с довольно широким кругом операций, еесоставляющих. Для того чтобы вы­яснить принципы работы с информацией,необходимо дать глубо­кий анализ действий, из которых складываетсярассматриваемый вид деятельности.
Исследование данного видадеятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основаниядля вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующимипринципами: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации взнания субъекта, верификации.
Система управления — информационная система. Ее деятель­ность прямо зависит от того, каковаинформация, используемая управляющим субъектом. Управлять — значит действовать,обла­дая достоверной, объективной информацией. Принцип объектив­ности — один из основополагающих в системе управления. Он кри­терий научности всехдругих принципов[11]. Требование объективно­стикак принцип означает необходимость адекватного отражения (достовернойинформации) субъектом управления реального со­стояния актуальных общественныхпотребностей и интересов, воз­можностей их удовлетворения и действия всоответствии с полу­ченной информацией.
Принцип адекватности означает, что информация, используе­маяв системе управления, в результате работы над ней обязатель­но должна отражатьизначальную сущность без каких-либо изме­нений, а тем более искажений.Соблюдение данного принципа дол­жно обеспечивать стабильность управления. Всоответствии с теорией отражения информация является формой отражения явлений,процессов, фактов реальной действительности в сознании челове­ка. Уровеньуправленческой деятельности, а, следовательно, и со­стояние того явления (сферыдеятельности), которое является объектом управления, находится в прямойзависимости от точнос­ти отражения реальной действительности, воспринимаемойсубъектом в виде информации. А точное отражение реальной дей­ствительности,используемое субъектом в системе управления, обеспечивается соблюдениемпринципа адекватности. Информация в управлении является совокупностью сведений,всесторонне характеризующих исследуемое явление, сферу, деятельность. Припоступлении информации в систему управления к ней предъявля­ется рядтребований, выполнение которых обеспечивает макси­мально возможную точностьотражения реальной действительно­сти. В ходе работы с информацией могутосуществляться всевоз­можные операции, в результате которых она может приниматьраз­личные формы. Однако точность отражения реальной действитель­ности должнасохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципаадекватности.
Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы синфор­мацией последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественныхэлементов, которые не несут полезной нагрузки. В систему управления поступаютнеобходимые сведения, содержа­щие разносторонние характеристики различных еезвеньев[12]. При этом в силуобъективных и субъективных причин поступающая информация не может иметьидеальной структуры. Сведения по­ступают из различных источников в различнойформе, поэтому основной задачей работы с информацией является приведение еепутем определенных операций к такому виду, который наиболее приемлем длясоответствующего звена системы управления. Про­цедуры, осуществляемые вотношении информации, должны иметь не только направленность на приведениеинформации к соответ­ствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущностьотражен­ного в информации явления, факта. В результате этих процедур­ныхдействий информация постепенно избавляется от того несу­щественного, наносного,которое присуще поступающей в систе­му управления. В начале функционированиясистемы управления у субъекта создается иллюзия, что чем более полнаяинформация будет использоваться в процессе управления, тем более обоснован­нымбудет принятое решение. Однако это далеко не всегда так. Избыток информацииможет играть такую же негативную роль, как и.ее дефицит. Информационная масса,циркулирующая в системе управления, должна быть оптимальной по объему. В то жевремя каждая проведенная операция над информацией должна содейство­вать еепереходу на качественно новый уровень обобщения по содержанию.
Принцип перехода информации в знания субъектаявляется также одним из основных принципов работы с информацией. В соответ­ствиис общепринятым толкованием понятие «знание» — это ос­мысление реальности всознании. Описать применение данного принципа представляется возможнымследующим образом. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный,абстракт­ный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они небудут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания.Полное осмысление реальной действительно­сти субъектом управления дает емувозможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ееинформацию в управленческой деятельности[13]. Для успешной реализацииданно­го принципа необходимо, чтобы информация, являющаяся пред­метомуправленческой деятельности, отвечала ряду требований. Прежде всего, информациядолжна относиться прямо или косвен­но к явлению (сфере деятельности), котороенуждается в управле­нии, Помимо этого информация должна быть достаточной по со­держаниюи объему для осмысления субъектом в целях использо­вания в процессе управления.Следующее требование, которое предъявляется к информации, ее достоверность, Оноозначает, на­сколько сведения соответствуют истине.
Из соответствия этому жетребованию вытекает принцип верифи­кации, Наиболее распространенозначение понятия «верификация», В соответствии с которым оно имеет толкованиекак проверка истинности теоретических положений, установление достоверностиопытным путем. Работа с информацией в целом и отдельные ее опе­рации имеютосновную направленность на обеспечение объектив­ности использования отраженнойреальности в управленческой де­ятельности. А объективность использованиясведений, отражающих действительность, имеет прямую зависимость отдостоверности ин­формации, то есть, можно сказать, от истины. Как известно, луч­шимкритерием истины является практика. Именно на этом поло­жении зиждется принципверификации. Однако не следует пони­мать его дословно как проведениеэкспериментов при работе с информацией. Установление достоверности опытнымпутем, как по­нимается верификация, означает практике работы с информациейиспользование прошлого опыта проведения аналогичных операций. Таким образом,получается некоторый разрыв по времени между ус­тановлением достоверности ипостановкой опыта, как раньше называли эксперимент. При этом следует отметитьопережающий ха­рактер опыта, что позитивно отражается на качестве работы с ин­формациейи вообще управленческой деятельности.
Изложенные выше принципысформулированы на основе выяв­ленных закономерностей работы с информацией[14].Это стало возмож­ным в результате анализа операций, проводимых над информацией,который был осуществлен в различных сферах управления.
2.2. Организационныепринципы
 
Анализ организационнойдеятельности субъекта, а именно дей­ствий по формированию и обеспечениюфункционирования сис­темы, дает возможность выявить закономерности и сформулиро­ватьпринципы, обеспечивающие ее практическую реализацию.
В эту группу принциповвходят следующие: 1) целеполагания; 2) сочетания централизма и автономности; 3)законности; 4) пла­новости; 5) объективности; 6) основного звена; 7)оптимальности и эффективности; 8) регламентации задач и функций; 9) непрерыв­ности;10) обоснованности.
Принцип целеполагания — один из важнейших принципов управ­ления,можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную иопределенную цель.
В управлении проблемацели является центральной, она опре­деляет и регулирует действия и являетсяосновным законом, слож­ным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороныуп­равляющего воздействия.
Функционирование любойсистемы будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементамиее структуры бу­дет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответ­ствующаяусловиям и возможностям, четко сформулированная цель.
Принцип сочетанияцентрализма и автономности призван обес­печивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонталь­ныхсвязей в системе управления. Система управления по своей сущ­ности тяготеет киерархической организационной структуре, поэто­му централизм является ведущейстороной данного принципа. Од­нако излишняя централизация приводит кдополнительному укрупнению аппарата управления, следствием чего являетсяусложнение процедур информационного обеспечения и принятия решения, а главное,увеличение сроков их реализации[15]. В этой связи необходи­мокакое-то средство нейтрализации перечисленных возможных негативных последствий.Этим средством выступает вторая сторона данного принципа — автономность. Она отражаетотносительную самостоятельность организационных звеньев системы. В данномслучае уместно употребить термин «делегирование полномочий», нашедший широкоераспространение в административном праве при рассмотрении компетенции органов.Централизм влечет укреп­ление субординации, то есть отношений вертикали.Автономность, наоборот, переводит взаимодействие между отдельными организа­ционнымизвеньями на отношения по горизонтали. Оптимальное сочетание централизма иавтономности позволяет ранжировать при­нимаемые решения в соответствии суровнями иерархии системы. Таким образом, данный принцип устанавливает, что приобязатель­ном сохранении иерархичности, когда все стратегические решенияпринимаются на верхнем уровне, субъекты всех остальных уровней (организационныезвенья) наделяются правом принимать решения в пределах своей компетенции,обеспечивающей реализацию сто­ящих перед этим звеном системы задач.
Законность является одним из важнейшихпринципов деятель­ности субъекта управления. Она означает, что все действия вцелом субъекта его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, долж­ныосновываться на законах и подзаконных актах. Законы устанав­ливают нормы жизниобщества, отражающие уровень его развития во всех аспектах: экономическом,политическом, нравственном, научно-техническом и др. Законы, чтобы облегчить ихпроведение в жизнь, уточняются, детализируются в подзаконных актах общегодействия, а также вeдoмственных, обеспечивающих реализацию кон­кретных функцийгосударства и общества. Это могут быть указы, постановления, положения,инструкции, уставы и т. п. В управлен­ческой деятельности законность имеетособое значение, так как на­рушение норм в процессе организации деятельностиможет повлечь правонарушение или даже преступление[16].Порядок, принятый в об­ществе, фиксируется в законах и подзаконных актах, идаже малей­шее нарушение его приведет к определенному рассогласованию, поэтомупринцип законности часто даже выводится на первое мес­то в классификации организационныхпринципов.
Плановость — основауправления.Закономерность, составляю­щая сущность данного принципа, пронизываетуправленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требованийданного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности.Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости отсоблюдения принципа плано­вости, так как одним из атрибутов плановости являетсяпрогнози­рование, которое позволяет предвосхищать не только основные характеристикибудущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых онидолжны реализоваться. Гипертрофи­рованное планирование в нашей стране, когдаплан возводился в ранг закона, имел юридическую силу, практически скомпромети­ровалонастоящий принцип. И это естественно. Когда организа­ционный принцип находитотражение в конституции и, более того, устанавливается юридическаяответственность в связи с его реали­зацией — это первый шаг к формальному,бюрократическому ис­пользованию даже самого объективного принципа. Деформации впрактике планирования привели к отрицанию принципа планово­сти. Однакоисследования показывают, что плановость это объек­тивная закономерностьжизнедеятельности общества, обеспечива­ющaя его целенаправленное развитие. Дажедеятельность одного человека, а тем более организаций, учреждений, предприятийдля обеспечения эффективного достижения цели должна строиться в соответствии спринципом плановости. Особое значение принцип плановости приобретает вуправлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности ириска.
Принцип объективности вытекает из того, что управление влю­бой сфере практически невозможно без познания и использования объективныхзакономерностей основной деятельности данной сфе­ры[17].Познание законов и закономерностей, как правило, связыва­ют с наукой, поэтому внекоторых источниках встречается прин­цип научности. Соблюдение этого принципаочень важно, ибо предписывает использование последних достижений науки итехники, данный принцип является отражением в жизни общества и отдельно взятогочеловека научно-технического прогресса. В со­ответствии с ним требуется строгоесоблюдение объективных за­кономерностей, учет реальных возможностей,действительного состояния деятельности, в отношении которой осуществляетсяуправление. Каждая сфера жизнедеятельности имеет свои особен­ности, которыенеобходимо учитывать в процессе управления. Поэтому только глубокое познаниеэтих особенностей и исполь­зование знаний при разработке методик, применяемых вуправля­емой деятельности, мажет быть гарантией ее эффективности.
Принцип основного звена носит, прежде всего, тактическуюна­правленность. Исследование показало, что данный принцип зак­лючается вопределении (при наличии нескольких) первоочеред­ной на данный момент задачи,поставленной перед системой, и концентрации усилий на ее решении. Эта сфункциональной стороны. С организационной несколько по-иному. С учетом сложив­шихсяусловий определяется наиболее важное на данный момент звено системы. Такимзвеном может быть избрана наиболее «сильное», дополнительное усиление которогомажет вывести систему на качественна новый уровень. А мажет быть, наоборот — наибо­лее «слабое», усиление которого, выводит его на общий высокий уровень. Врезультате система опять выходит на качественно но­вый уровень. Таким образом,принцип основного звена путем так­тического перераспределения сил и ресурсовобеспечивает дости­жение цели системы путем выхода на качественна новый уровеньи правильности ранжирования задач.
Принцип оптимальностии эффективности посвоей сущности имеет комплексный характер[18]. С одной стороны, всоответствии с ним деятельность, которую требуется организовать, должна бытьоптимальной, что отражает, прежде всего, ее экономичность. Это значит — следуетисходить из минимума объективно обусловлен­ных затрат ресурсов и действий дляобеспечения достижения цели, то есть намечаемых результатов. При этомнеобходимо правильна определить тот предел затрат, снижение ниже которого можетповлиять на степень достижения цели. Другая сторона этого прин­ципа — эффективность, то есть в наименьший срок должна быть обеспечена максимальнаястепень достижения намеченных резуль­татов, что свидетельствует о наиболееполном решении поставлен­ных перед системой задач. Достижение цели должно бытьполным не только в количественном отношении, но и относительно совер­шенным сточки зрения качества. В совокупности обе стороны принципа обеспечивают придопустимо минимальных затратах по возможности максимально достижимый результат.Принцип оп­тимизации лежит в основе любой организационной системы управлениянезависимо от критериев оптимальности и действующей системы ограничений.
Принцип регламентациизадач и функциииграет значительную роль в формировании системы и обеспечении ее функционирова­ния.При организации деятельности в любой сфере в первую оче­редь возникает вопрос округе задач, которые поставлены перед системой и ее звеньями, а также офункциональных обязанностях отдельных лиц, участвующих в этой деятельности. Вцелях разгра­ничения и согласования действий организационных звеньев сис­темы иотдельных должностных лиц в первую очередь следует уточ­нить их компетенцию, тоесть детально определить задачи и функциональные обязанности, а такженормативно закрепить их. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых,чтобы не было параллелизма в работе, когда два или несколько звеньев дублиру­ютдруг друга. Во-вторых, чтобы не произошло обратного и не об­разовывалось такназываемых ничейных зон, когда некоторые воп­росы не решаются ни одним иззвеньев[19]. А это достигается, какпра­вило, в результате четкой регламентации задач каждого из организационныхзвеньев, особенно в точках соприкосновения их деятельности.
Еще одним важныморганизационным принципом является не­прерывность. Управление заключается восновном в упорядочении деятельности системы. И это не единовременный акт, адлящийся процесс, потому что для бесперебойного функционирования она должна налюбом этапе подвергаться управляющему воздействию. Единичный факт управляющеговоздействия обеспечивает стабиль­ную деятельность на определенный период, поистечении которо­го неизбежно наступит рассогласование. Эпизодическое управля­ющеевоздействие также не может обеспечить бесперебойной дея­тельности, так как приэтом невозможно избежать отдельных эле­ментов несогласованности.
Управляющее воздействиедолжно учитывать все изменения обстановки, а это означает, что нельзя достигнутьполного упоря­дочения деятельности, если оно будет осуществляться от случая кслучаю. Следовательно, для обеспечения соответствующего уров­ня любойдеятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно.
Принцип обоснованности — любое управленческое решение дол­жнобыть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовыедокументы) или материально. Нельзя подписывать при­каз о выплате премии, еслируководитель не убежден в наличии пре­миального фонда; нельзя принимать на работунового сотрудника пока не будет создана вакансия. Нельзя поставлять товар безпре­доплаты; открывать совместное дело без товарного кредита[20].
2.3. Принципыроботы с персоналом.
 
Работа с персоналом — этота составляющая управления, в ко­торой находит отражение управление людьми, гдереализуются уп­равленческие отношения.
Как можно сформулироватьпринцип, вытекающий из закона соответствия менеджмента менталитету?
Наверное, это принципучета специфики менталитета в управ­лении персоналом.
Таким образом, науправление персоналом как органическую составляющую деятельности субъектаоказывают существенное влияние две группы факторов, с одной стороныобусловленных управленческими процессами, а с другой стороны — взаимоотно­шениямимежду людьми.
В результате анализауправленческой деятельности выявлены некоторые закономерности работы сперсоналом, на основании которых с учетом современного уровня развития науки иусловий осуществления управления можно сформулировать следующие принципы:сочетание единоначалия и коллегиальности, создание благоприятных условий дляработы, делегирование, постоянное по­вышение квалификации – развитиечеловеческих ресурсов, обеспечение творческой инициативы, конкурсноеназначение, прин­цип первого руководителя, принцип автоматического замещенияотсутствующего, принцип соответствия.
Важно учитывать такжепринципы единства команды; демократизации управления; обратной связи;социальной ответственно­сти; лояльности к персоналу; инновационности и, конечно,прин­цип стимулирования.
Принцип сочетанияединоначалия и коллегиальности является стержнем руководства, так как он выражает разумныйподход к пользованию двух противоположных начал этой деятельности. Каждое изних характеризуется по результатам реализации как с позитивной, так и снегативной стороны[21]. Даже не вдаваясь вглубокий анализ преимуществ и недостатков единоначалия и коллеги­альности,можно сделать вывод, что использование обоих начал в четко определенныхграницах приводит к парадоксальному на пер­вый взгляд результату: оптимальноесоединение двух противопо­ложностей может дать положительный эффект.Единоначалие, когда вся полнота власти сосредоточена в одних руках, повышаетопе­ративность руководства, персонифицирует ответственность. В то же времяколлегиальность позволяет руководителю привлекать интеллектуальный потенциалколлектива или отдельных его чле­нов в процессе выработки решений. Такимобразом, данный прин­цип устанавливает следующие требования: личное принятиереше­ний руководителем и персональная ответственность за них, при­влечениеисполнителей к подготовке решений и для консультаций по специальным вопросам.
Принцип созданияблагоприятных условий для работы является ре­альной предпосылкой эффективности системы. Этообъясняется тем, что главная фигура любой социальной системы человек. И оттого, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависят ре­зультаты нетолько его личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразиеусловий, которые могут оказывать вли­яние на эффективность труда человека,принято делить на следую­щие основные группы: физиологические,морально-психологичес­кие, экономические, социально-культурные. Созданиеблагоприят­ных физиологических условий для работы — это значит обеспечитьисполнителя, прежде всего, рабочим местом с соблюдением сани­тарно-гигиеническихнорм. Далее, если это требует характер рабо­ты, необходимым оборудованием иоргтехникой. К этим же условиям относится режим работы. Создать благоприятныеморально-пси­хологические условия означает, прежде всего, создание руководи­телемздорового морально-психологического климата в коллекти­ве. Это, пожалуй, самоесложное в деятельности руководителя[22]. Искусство руководителясостоит не только в том, чтобы создать здоро­вый психологический климат настадии формирования коллектива путем оценки профессиональных и личных качеств,психологичес­кой совместимости, но и поддерживать его постоянно.
Принцип первого руководителя гласит: при организации выпол­ненияважного производственного задания контроль над ходом ра­бот должен бытьоставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеетправо и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающегопри внедрении этого мероприятия.
Так как основной цельювнедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективностиуправления, то руководить такими работами должен не специалист в какой-тоопределенной области, а только тот специалист, который может ох­ватить всюпроблему, стоящую перед организацией в целом, глу­боко знающий цели и задачи,узкие места в ее работе, то есть пер­вый руководитель.
Создание новыхуправленческих технологий требует проведения комплекса подготовительных работ,участия первого руководителя, в которых необходимо решить вопросыфинансирования, перерас­пределения прав и обязанностей исполнителей,привлечения к ра­ботам специалистов других смежных организаций, проведения обу­ченияи повышения квалификации, организации обмена опытом и командировок, проведениябесед с ведущими специалистами.
Принципавтоматического замещения отсутствующего. Замеще­ние отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка)должно ре­шаться автоматически на основе действующих служебных должно­стныхинструкций и регулироваться формально.
Для недопущения того,чтобы была парализована работа всего предприятия из-за отсутствия одногоработника, необходимо осу­ществить упреждающие действия[23].В каждой должностной инструк­ции должно быть ясно и однозначно сказано онеобходимости вла­деть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех бли­жайшихколлег для выполнения их функций в особых случаях.
Следует иметь в виду, чтозамещение отсутствующего, особен­но если приходится замешать начальникаструктурного подразде­ления, требует от исполнителя большого такта,подготовленности и опыта. Принимая на себя дополнительные обязанности, испол­нитель,обладая правом на ошибку, несет ответственность не толь­ко за свои решения, нои за бездеятельность, особенно в сложных ситуациях. Замещающий должен знатьсвои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.
К экономическим условиямотносится система оплаты труда и материального стимулирования. К этой же группеусловий отно­сится комплекс бытовых вопросов. Создание благоприятных соци­ально-культурныхусловий предусматривает медицинское обслу­живание, санаторно-оздоровительноеобеспечение, повышение образовательного уровня, организацию досуга и т.п.
Принцип делегированияили сочетания прав, обязанностей и ответственности имеет направленность на обеспечениечеткости в работе коллектива. В соответствии с данным принципом каждомусотруднику целесообразно определять круг обязанностей, возлагаемых на него взависимости от порученного участка работы. И от того, насколько обоснованноопределены обязанности каждому члену коллектива, во многом зависит качество нетолько его работы, но и коллектива в целом. Распределение обязанностей зависитот целого ряда условий. Это и характер труда на порученном учас­тке, иколичество сотрудников, участвующих в процессе деятель­ности, а главное, ихквалификация и личные качества. В связи с тем, что от распределенияобязанностей зависят результаты дея­тельности, каждый руководитель долженпериодически проводить глубокий анализ функций системы и в соответствии свозможны­ми изменениями перераспределять обязанности исполнителей. Вместе с темобязанности, не подкрепленные правами, которые необходимы для их реализации,могут оказаться декларативными[24]. Поэтому руководительвсегда должен помнить, что, распределяя обязанности среди исполнителей,необходимо их наделять одновременно достаточными для их выполнения правами. Поэтомуобя­зательно должен сохраняться баланс между обязанностями и пра­вами.Отклонения в любую сторону могут быть чреваты разного рода последствиями. Вслучае дефицита прав выполнение обязан­ностей становится проблематичным, таккак не все действия, не­обходимые для реализации обязанностей исполнители будутвпра­ве выполнять. И наоборот, избыток прав может привести к субъек­тивизму вдеятельности и даже к нарушениям законности.
Принцип постоянногоповышения квалификации направлен на под­держание необходимого профессионального уровняколлектива и совершенствование профессионализма — на развитие человечес­кихресурсов. Время показало, что только от профессионалов мож­но ожидать в какойбы то ни было деятельности высоких результатов. А если это касается не одногоисполнителя, а коллектива, то начинают действовать системообразующие факторы.Это значит, что при правильном руководстве коллективом общие интеллекту­ально-энергетическиевозможности будут не простой суммой ин­теллекта и энергии каждого члена, асоставят качественно новый уровень. Настоящий принцип означает, что системаподготовки и переподготовки специалистов это единый и непрерывный процесс.Руководитель в любом коллективе должен обеспечивать и стимулировать повышениеквалификации каждого из его членов, пото­му что предела этому процессу быть неможет из-за научно-техни­ческого прогресса, обусловленного объективнымразвитием общества. Повышение квалификации может осуществляться в самыхразнообразных формах, которые вписываются в два основных на­правления:индивидуальная подготовка и коллективная (деловые или управленческие игры).
Многочисленныеисследования показывают, что после оконча­ния вуза ежегодно теряется в среднемоколо 20% знаний, НТП об­рекает большинство специалистов на отставание поосновным на­правлениям профессиональных знаний[25].
Принцип обеспечениятворческой инициативытребует творческо­го нешаблонного подхода к любому делу. Жизнь столь разнообраз­на,что никогда не может быть полностью регламентирована нор­мативными актами.Положения, уставы, инструкции и другие акты направлены прежде всего наформализацию жизнедеятельности, чего и целом и достигают. Однако полностьюдеятельность челове­ка неформализуема из-за ее сложности. В бюрократическом обще­ствечеловек находится во власти «инструкций». Благодаря рассмат­риваемому принципучлен коллектива может быть освобожден от формального подхода к делу. Всоответствии сданным принципом руководитель должен создавать в коллективеатмосферу творчества, что способствовало бы наиболее полному раскрытиюиндивидуальных особенностей каждого сотрудника. Использование этого прин­ципараскрывает широкие возможности поиска оригинальных, нетрадиционных решений ианалогичных путей их реализации. Поиск нестандартных решений направлен в первуюочередь на повышение эффективности системы. Следовательно, принцип обеспечениятворческой инициативы косвенно, опосредованно обусловливает эффективность.
Принцип конкурсногоназначенияиспользуется руководителем в основном при формировании коллектива, но нетолько. Текущие перемещения сотрудников целесообразно осуществлять также всоответствии с требованиями данного принципа. А требования эти сводятся кследующему. Во-первых, должен быть выбор альтерна­тивных кандидатур. Во-вторых,для каждого трудового коллектива необходима система квалификационныххарактеристик. При этом обязательным требованием в решении вопросов назначенияявля­ется гласность. В соответствии с квалификационными характери­стикамидолжно проводиться систематическое аттестование со­трудников за определенныйпериод. Таким образом, руководите­лем осуществляется всесторонняя оценкаисполнителей[26]. Для объективной оценкиличных качеств исполнителей и результатов их деятельности руководителюцелесообразно использовать современные методики анализа и оценки, специальноразработанные для изучаемой деятельности. Научность выводов может повышатьсяпутем применения в каждой конкретной методике оценки систе­мы психологическихтестов соответствующей направленности. На основании результатов тестированиясотрудников руководитель делает выводы, которые кладутся в основу периодическойаттеста­ции. По результатам проверки по психологическим тестам форми­руютсярезервы кандидатов для работы на различных участках, в том числе резерв навыдвижение.
2.4.Система принципов социального управления В.Граждан.
 
В. Д. Гражданпредставляет несколько другую систематизацию принципов социального управления.
 1) Принципы принятия управленческих решений:
•принцип непротиворечивости управленческих решений;
•принцип преемственности управленческих решений;
•принцип своевременности управленческих решений;
•принцип цикличности управленческих решений;
•принцип законности и правовой защищенности управленчес­кихрешений;
•принцип ресурсной и документационной обеспеченности уп­равленческихрешений и т.д.
2) Принципы государственного управления:
•принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти на
власть политическую и административную (аппаратную);
•принципразделения государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную[27];
•принцип разделения государственной власти на территориаль­ныеуровни (этажи) управления;
•принципдвойного подчинения аппарата политической и административной власти;
•принцип наибольшего благоприятствования и др.
3) Карьерныепринципы:
•принцип повышения служебной квалификации;
•принцип «ударной возгонки»;
•принцип «пас в сторону»;
• принцип «отцовского лифта»;
•принцип «руки»;
•принцип «локтей» и пр.
4) Организационные принципы:
    • принцип оптимизации управления (совершенствование управ­ляемой и управляющей подсистем);
•принцип разумной управляемости (обычная нормауправляемос­ти колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руково­дителюисполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул- центурия, 6 центурий — когорта, 6 когорт — легион; армия Наполеона опираласьна принцип тройки: 3 взвода — рота, 3 роты — батальон, 3 батальона — полк;Советская армия строилась по наполеоновскойформуле);
•принцип делегирования полномочий (передача руководителем
или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без
активного вмешательства в их действия);
•принципсоответствия (имеет две стороны: с одной — работник
должен соответствовать должности, а с другой — получаемая работа
должна соответствовать интеллектуальным ифизическим возмож­ностям исполнителя)[28];
•принцип автоматического замещения отсутствующего (отсут­ствующийработник должен замещаться автоматически на основе
действующих служебных должностных инструкций);
•принцип первого руководителя (контроль над ходом работдолжен
быть оставлен за первым руководителем, ибо только он имеет право и
возможность решать или поручать решение любого вопроса);
•принцип единоначалия (подчиненные должны получать прика­заниятолько от одного начальника);
•принцип эффективности организационной структуры (она эф­фективнатолько тогда, когда способствует достижению поставлен­ных целей при минимальныхзатратах труда и ресурсов);
•принцип единства доверия и проверки («Доверяй, нопроверяй»);
•принцип допустимости ошибки («Исполнитель имеет право на
ошибку», что обязывает предусматривать подстраховку и перестра­ховку);
•принцип основного звена (не следует размениваться намелочи,
всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе)[29].
Таким образом, можнорезюмировать, что принципы управле­ния — это теоретический фундамент наукиуправления, обращен­ный на практику.
Для любой отрасли знаниянеобходимо в первую очередь уста­новить внутренние устойчивые связи междуизучаемыми явления­ми, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенныхэкспериментов определить законы, принципы, которым подчиня­ются эти сложныепроцессы и, зная которые можно предвидеть ре­зультаты предпринимаемых действий.
Естественно, что принципыуправления организациями форми­pyютcя под воздействием действующего в данноевремя экономи­ческого и хозяйственного устройства и развиваются вместе с раз­витиемсоциально-экономических систем[30].

Используемаялитература.
 
1.        Бурганова Л.А. Теорияуправления: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М,
2005. — 139 с. — (Высшееобразование).
2.        Граждан В.Д.,Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 416 с.
3.        Игнатов В.Г.,А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. — 464 с. (Серия «Учебный курс»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Метрологическая служба связи предприятия электросвязи
Реферат Analysis Of The Sacred Pipe Essay Research
Реферат Построение системы самостоятельной работы студентов с учетом характера их познавательной деятельности
Реферат Характеристика и виды преступлений против собственности
Реферат Кекстон, Уильям
Реферат Educational Software Reviews Essay Research Paper Software
Реферат 1. Назва модуля: Музичне виховання І основи хореографії з методикою викладання
Реферат Шероховатость поверхности Отклонение формы и расположения поверхности
Реферат Разработка системы регулирования температуры смазочного масла турбины
Реферат Einstein Essay Research Paper Einstein Albert 18791955
Реферат Computer Architecture Essay Research Paper Computer Architecture
Реферат Simple Harmonic Motion Essay Research Paper OBJECTThe
Реферат Спрос, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос
Реферат Great Pyramid Essay Research Paper What are
Реферат Фенхель обыкновенный (аптечный укроп)