Содержание:
Вопрос 1. Законы, закономерности управления. 3
Вопрос 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. 7
2.1. Принципы роботы синформацией (кибернетические принципы). 12
2.2. Организационные принципы. 16
2.3.Принципы роботы с персоналом. 22
2.4. Система принципов социального управления В.Граждан. 28
Используемаялитература 31
Вопрос1. Законы, закономерности управления.
Всякая наукахарактеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В науке управления такжеимеются свои законы и закономерности.
Объективные законыуправления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующихобщественные отношения, это описываемые научной теорией существенные,необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющимсубъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальнойсредой.
Законы управлениявыражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческойдеятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются ивоспроизводятся в структуре и функциях управления.
Закономерные (закономобусловленные) структурные и функциональные взаимосвязи не действуют снеизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множествоконкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий,подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит отмногих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, егознаний, способностей, но также и от управляемого объекта[1].
Роль законов управлениявыражается в том, что они:
1. образуюттеоретический фундамент науки;
2. способствуютпереходу эмпирического подхода к профессиональному;
3. позволяютправильно оценить возникающую ситуацию;
4. позволяютанализировать зарубежный опыт;
5. выражаюткачественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношенияуправления и направления их развития.
Законы управленияобнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональномразделении труда, структуре системы управления, в механизме и методахуправления; в процессе управления.
В научных исследованияхуправления сложилась парадоксальная ситуация: начиная с 90-х годов прошлоговека, проблемы законов и закономерностей управления не рассматриваются.
Вероятно, наши ученыенакапливают и обобщают эмпирический материал, систематизируют и анализируютфакты, прослеживают тенденции, имеющие место в управленческих процессах иявлениях. И пока еще не спешат высказывать свое мнение о законах управления.
Однако попыткисформулировать закон управления отечественными учеными все же предпринимаются.Так, М. Картавый и А. Нехамкин сделали попытку обосновать закон соответствияменеджмента менталитету.
Следует отметить, что взападной литературе по менеджменту проблемы законов и закономерностейуправления вообще никак не исследуются.
Поэтому, вероятно, наданном этапе научного осмысления законов управления правомерно опираться навыводы кибернетики.
Кибернетика — это отрасль знания, объясняющаяединство информационных и управленческих процессов в любых системах:технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях[2].
Кибернетика, созданная наоснове естественнонаучных достижений в области теории автоматическогорегулирования, электроники, теории информации, математической логики, теории алгоритмов,является основой современных концепций теории управления.
При анализе управлениявлияние входного воздействия (переменной) на результат (выход) и результата навходы принято считать как зависимость.
Зависимость это связьмежду переменными входа и выхода. Зависимости являются основой дляформулирования закона управления.
В технических системахуправляющие механизмы базируются на фундаментальных законах физики,электротехники или химии, инженерам хорошо известны причинно-следственные связии поведенческие характеристики объекта управления, тем более что открытыеучеными закономерности подтверждены многочисленными экспериментами.
Закон — это постоянная существенная связь(зависимость) между процессами и явлениями.
В этом аспекте законуправления — зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от«входа» системы или значения аргументов — независимых переменных, характеризующихсостояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целейуправления со средствами и методами их достижения.
Категория «закон» относитсяк той же группе категорий, что и «закономерность».
Как законы, так изакономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемымиявлениями.
В теории управленияпонятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона вначале его теоретического исследования или как часть закона.
На основе даннойметодологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другимиучеными. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, законинформированности — упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, законкомпозиции и пропорциональности и др. законы.
Законы организации изаконы управления — в сущности, идентичны[3]. С той лишь разницей, чтотеория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания,функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управленияизучает принципы, законы и закономерности управления этими объективнообусловленными процессами.
М.Г. Лапуста в данномконтексте формулирует законы управления при использовании ИСУ (информационныхсистем управления).
· Во-первых, этозакон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базызнаний посредством набора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем сперечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
· Во-вторых, этозакон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счетпрозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к нейдоступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразноповышающий компетентность и потребность в получении новой информации.
· В-третьих, этозакон перехода от административных методов управления к организационным. Онреализуется за счет применения эффективных технологий управления. Известно,что основу административных методов составляет координация, предусматривающаяразвитую систему административных мер. Администрирование — это признак слабойпрофессиональной компетенции руководителя.
Основу организационныхметодов управления, согласно данной концепции, составляют планирование и организация(например, это бизнес-план или организационное проектирование).
Изложенный анализ законовуправления в известной мере дискуссионен. Это и понятно, ибо он затрагиваетмало разработанную проблему. Достаточно сказать, что в известных мне учебникахи учебных пособиях по теории управления, изданных в последние годы, даннаяпроблема по существу не рассматривается. Возможная дискуссия будет стимулироватьразвитие науки управления по одной из ее кардинальных проблем[4].
Вопрос2. Принципы управления: сущность,
систематизация,эволюция
Объективность законовпроявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, нознание законов и умение его применить является ключевым фактором повышенияэффективности управления.
В связи с этим возникаетвопрос, каким образом используются законы управления в практике управления?
В теории управления этимключевым фактором считаются принципы управления.
Принцип (от лат. «начало, основа») – это:
1. основное исходноеположение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политическойорганизации и т.д.;
2. внутреннееубеждение, нормы поведения и деятельности;
3. основнаяособенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Принципы управления –основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятииразличного рода управленческих решений. Принципы являются основной формойцеленаправленного использования объективных законов в практике управления[5].
Приступая к исследованиюпринципов управления, необходимо сделать оговорку, что в науке управлениямногие вопросы, касающиеся данного понятия, являются дискуссионными.
Авторы, основываясь,безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят копределению их сущности, классификации, эволюции[6].
И.Н. Герчикова считает,что принципы менеджмента — это общие закономерности, отражающиеся припостановке практических задач управления.
В.И. Кнорринг полагает,что принципы управления определяют закономерности формирования управляемойсистемы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведенияего членов, учитывают особенности технологии и технического оснащенияуправленческого труда.
Принципы отражаютсодержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этотвопрос, Ф. Энгельс писал: «… принципы не исходный пункт исследования, а егозаключительный результат; эти принципы не применяются к природе и кчеловеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечествосообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку,поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показанасущность принципов, которые являются проявлением объективно действующих вобществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей деятельности делаютобобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которыеиспользуют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, неозначает, что выработка принципов носит субъективный характер. Люди выводят ихв качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мересоответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказываетсяна эффективности деятельности[7].
В данном контекстепредставляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления,предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О. В.Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основныеположения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силусоциально-экономических условий, сложившихся в обществе.
Принципы и законы (закономерности)по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают егов разной форме: закон — в виде образа (положительного знания), принцип — в видеопределенного требования (регулятивной нормы).
Отличие принципа отзакона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного,а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формыбытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.
Принципы управленияобъективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Ониявляются не абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотьнемного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива иподсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую системуи какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.
Было бы ошибочноинтерпретировать положение об объективном содержании принципов управления так,что будто бы объективность гарантирует адекватное их осуществление любымсубъектом и при любых условиях.
Принципы управленияопределяют требования к системе, структуре и организации процесса управления,то есть управление организацией осуществляется посредством исходных положенийи правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правилаопределяют линию поведения менеджеров.
Таким образом, принципыуправления можно представить как основополагающие идеи и правилаповедения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы в менеджменте этоне есть нечто раз и навсегда данное. Они изменяются[8].Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа взависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.
Классик научногоменеджмента представитель административной школы А… Файоль говорил: «Числопринципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административноесредство… занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все товремя, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положениявещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этимположением».
Его 14 принципов небесспорны. Их скорее можно считать рекомендациями к организации управления, вто время как принципы являются основанием системы, обобщают явления в тойобласти знания, из которой они абстрагированы.
К сказанному нужнодобавить, что научные знания о законах и принципах управления не абсолютная, аотносительная истина. Мы многого еще не знаем и о современных процессах, и обобъективных закономерностях управления, особенно в России. Тем более чтомногие теоретики за принципы принимают любые целесообразные в даннойконкретной ситуации формы и нормы управления. Не любое теоретическоеположение, именуемое в литературе «принципом управления», фактически имявляется.
Что же касается единойсистемы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначноне решен, Различные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражениидействительности, по-разному подходят к классификации основных принциповуправления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы,базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяетсялишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.
Все же большинствоавторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сферуправления[9]. В каждом принципепроявляются политические, организационные и технические начала, но не в равнойстепени. В одних превалируют политические свойства, в других организационныеили технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах,они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.
Принципы управлениядолжны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующиеклассификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтомусформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принциповтолько декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, ина практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособнойсистемы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерностии удовлетворяющих потребности практики.
В.И. Рыкунов считает, чтопри этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видовуправленческой деятельности. В качестве основания для классификации принциповуправления целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупностисоставляют управление как социальное явление. Компонентами управления, с еготочки зрения, являются работа с информацией, формирование и обеспечениефункционирования системы и координация трудовых усилий персонала.
Таким образом, системапринципов управления может быть классифицирована по трем основным группампринципов: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические),во-вторых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы(организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Каждая группапринципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего видадеятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования[10].
2.1. Принципыроботы с информацией (кибернетические принципы).
Принципы работы синформацией можно условно назвать кибернетическими, так как в кибернетикеуправление рассматривается как процесс движения информации.
Работа с информацией посвоему объему составляет значительную долю в действиях субъекта управлениялюбого уровня. Это объясняется тем, что управление — деятельность интеллектуальная,поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играетнепреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа попереработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельнуюсоставляющую деятельности. Работа с информацией вообще, безотносительно к управлению,уже давно сложившийся вид деятельности с довольно широким кругом операций, еесоставляющих. Для того чтобы выяснить принципы работы с информацией,необходимо дать глубокий анализ действий, из которых складываетсярассматриваемый вид деятельности.
Исследование данного видадеятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основаниядля вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующимипринципами: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации взнания субъекта, верификации.
Система управления — информационная система. Ее деятельность прямо зависит от того, каковаинформация, используемая управляющим субъектом. Управлять — значит действовать,обладая достоверной, объективной информацией. Принцип объективности — один из основополагающих в системе управления. Он критерий научности всехдругих принципов[11]. Требование объективностикак принцип означает необходимость адекватного отражения (достовернойинформации) субъектом управления реального состояния актуальных общественныхпотребностей и интересов, возможностей их удовлетворения и действия всоответствии с полученной информацией.
Принцип адекватности означает, что информация, используемаяв системе управления, в результате работы над ней обязательно должна отражатьизначальную сущность без каких-либо изменений, а тем более искажений.Соблюдение данного принципа должно обеспечивать стабильность управления. Всоответствии с теорией отражения информация является формой отражения явлений,процессов, фактов реальной действительности в сознании человека. Уровеньуправленческой деятельности, а, следовательно, и состояние того явления (сферыдеятельности), которое является объектом управления, находится в прямойзависимости от точности отражения реальной действительности, воспринимаемойсубъектом в виде информации. А точное отражение реальной действительности,используемое субъектом в системе управления, обеспечивается соблюдениемпринципа адекватности. Информация в управлении является совокупностью сведений,всесторонне характеризующих исследуемое явление, сферу, деятельность. Припоступлении информации в систему управления к ней предъявляется рядтребований, выполнение которых обеспечивает максимально возможную точностьотражения реальной действительности. В ходе работы с информацией могутосуществляться всевозможные операции, в результате которых она может приниматьразличные формы. Однако точность отражения реальной действительности должнасохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципаадекватности.
Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы синформацией последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественныхэлементов, которые не несут полезной нагрузки. В систему управления поступаютнеобходимые сведения, содержащие разносторонние характеристики различных еезвеньев[12]. При этом в силуобъективных и субъективных причин поступающая информация не может иметьидеальной структуры. Сведения поступают из различных источников в различнойформе, поэтому основной задачей работы с информацией является приведение еепутем определенных операций к такому виду, который наиболее приемлем длясоответствующего звена системы управления. Процедуры, осуществляемые вотношении информации, должны иметь не только направленность на приведениеинформации к соответствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущностьотраженного в информации явления, факта. В результате этих процедурныхдействий информация постепенно избавляется от того несущественного, наносного,которое присуще поступающей в систему управления. В начале функционированиясистемы управления у субъекта создается иллюзия, что чем более полнаяинформация будет использоваться в процессе управления, тем более обоснованнымбудет принятое решение. Однако это далеко не всегда так. Избыток информацииможет играть такую же негативную роль, как и.ее дефицит. Информационная масса,циркулирующая в системе управления, должна быть оптимальной по объему. В то жевремя каждая проведенная операция над информацией должна содействовать еепереходу на качественно новый уровень обобщения по содержанию.
Принцип перехода информации в знания субъектаявляется также одним из основных принципов работы с информацией. В соответствиис общепринятым толкованием понятие «знание» — это осмысление реальности всознании. Описать применение данного принципа представляется возможнымследующим образом. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный,абстрактный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они небудут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания.Полное осмысление реальной действительности субъектом управления дает емувозможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ееинформацию в управленческой деятельности[13]. Для успешной реализацииданного принципа необходимо, чтобы информация, являющаяся предметомуправленческой деятельности, отвечала ряду требований. Прежде всего, информациядолжна относиться прямо или косвенно к явлению (сфере деятельности), котороенуждается в управлении, Помимо этого информация должна быть достаточной по содержаниюи объему для осмысления субъектом в целях использования в процессе управления.Следующее требование, которое предъявляется к информации, ее достоверность, Оноозначает, насколько сведения соответствуют истине.
Из соответствия этому жетребованию вытекает принцип верификации, Наиболее распространенозначение понятия «верификация», В соответствии с которым оно имеет толкованиекак проверка истинности теоретических положений, установление достоверностиопытным путем. Работа с информацией в целом и отдельные ее операции имеютосновную направленность на обеспечение объективности использования отраженнойреальности в управленческой деятельности. А объективность использованиясведений, отражающих действительность, имеет прямую зависимость отдостоверности информации, то есть, можно сказать, от истины. Как известно, лучшимкритерием истины является практика. Именно на этом положении зиждется принципверификации. Однако не следует понимать его дословно как проведениеэкспериментов при работе с информацией. Установление достоверности опытнымпутем, как понимается верификация, означает практике работы с информациейиспользование прошлого опыта проведения аналогичных операций. Таким образом,получается некоторый разрыв по времени между установлением достоверности ипостановкой опыта, как раньше называли эксперимент. При этом следует отметитьопережающий характер опыта, что позитивно отражается на качестве работы с информациейи вообще управленческой деятельности.
Изложенные выше принципысформулированы на основе выявленных закономерностей работы с информацией[14].Это стало возможным в результате анализа операций, проводимых над информацией,который был осуществлен в различных сферах управления.
2.2. Организационныепринципы
Анализ организационнойдеятельности субъекта, а именно действий по формированию и обеспечениюфункционирования системы, дает возможность выявить закономерности и сформулироватьпринципы, обеспечивающие ее практическую реализацию.
В эту группу принциповвходят следующие: 1) целеполагания; 2) сочетания централизма и автономности; 3)законности; 4) плановости; 5) объективности; 6) основного звена; 7)оптимальности и эффективности; 8) регламентации задач и функций; 9) непрерывности;10) обоснованности.
Принцип целеполагания — один из важнейших принципов управления,можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную иопределенную цель.
В управлении проблемацели является центральной, она определяет и регулирует действия и являетсяосновным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороныуправляющего воздействия.
Функционирование любойсистемы будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементамиее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующаяусловиям и возможностям, четко сформулированная цель.
Принцип сочетанияцентрализма и автономности призван обеспечивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонтальныхсвязей в системе управления. Система управления по своей сущности тяготеет киерархической организационной структуре, поэтому централизм является ведущейстороной данного принципа. Однако излишняя централизация приводит кдополнительному укрупнению аппарата управления, следствием чего являетсяусложнение процедур информационного обеспечения и принятия решения, а главное,увеличение сроков их реализации[15]. В этой связи необходимокакое-то средство нейтрализации перечисленных возможных негативных последствий.Этим средством выступает вторая сторона данного принципа — автономность. Она отражаетотносительную самостоятельность организационных звеньев системы. В данномслучае уместно употребить термин «делегирование полномочий», нашедший широкоераспространение в административном праве при рассмотрении компетенции органов.Централизм влечет укрепление субординации, то есть отношений вертикали.Автономность, наоборот, переводит взаимодействие между отдельными организационнымизвеньями на отношения по горизонтали. Оптимальное сочетание централизма иавтономности позволяет ранжировать принимаемые решения в соответствии суровнями иерархии системы. Таким образом, данный принцип устанавливает, что приобязательном сохранении иерархичности, когда все стратегические решенияпринимаются на верхнем уровне, субъекты всех остальных уровней (организационныезвенья) наделяются правом принимать решения в пределах своей компетенции,обеспечивающей реализацию стоящих перед этим звеном системы задач.
Законность является одним из важнейшихпринципов деятельности субъекта управления. Она означает, что все действия вцелом субъекта его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, должныосновываться на законах и подзаконных актах. Законы устанавливают нормы жизниобщества, отражающие уровень его развития во всех аспектах: экономическом,политическом, нравственном, научно-техническом и др. Законы, чтобы облегчить ихпроведение в жизнь, уточняются, детализируются в подзаконных актах общегодействия, а также вeдoмственных, обеспечивающих реализацию конкретных функцийгосударства и общества. Это могут быть указы, постановления, положения,инструкции, уставы и т. п. В управленческой деятельности законность имеетособое значение, так как нарушение норм в процессе организации деятельностиможет повлечь правонарушение или даже преступление[16].Порядок, принятый в обществе, фиксируется в законах и подзаконных актах, идаже малейшее нарушение его приведет к определенному рассогласованию, поэтомупринцип законности часто даже выводится на первое место в классификации организационныхпринципов.
Плановость — основауправления.Закономерность, составляющая сущность данного принципа, пронизываетуправленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требованийданного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности.Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости отсоблюдения принципа плановости, так как одним из атрибутов плановости являетсяпрогнозирование, которое позволяет предвосхищать не только основные характеристикибудущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых онидолжны реализоваться. Гипертрофированное планирование в нашей стране, когдаплан возводился в ранг закона, имел юридическую силу, практически скомпрометировалонастоящий принцип. И это естественно. Когда организационный принцип находитотражение в конституции и, более того, устанавливается юридическаяответственность в связи с его реализацией — это первый шаг к формальному,бюрократическому использованию даже самого объективного принципа. Деформации впрактике планирования привели к отрицанию принципа плановости. Однакоисследования показывают, что плановость это объективная закономерностьжизнедеятельности общества, обеспечивающaя его целенаправленное развитие. Дажедеятельность одного человека, а тем более организаций, учреждений, предприятийдля обеспечения эффективного достижения цели должна строиться в соответствии спринципом плановости. Особое значение принцип плановости приобретает вуправлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности ириска.
Принцип объективности вытекает из того, что управление влюбой сфере практически невозможно без познания и использования объективныхзакономерностей основной деятельности данной сферы[17].Познание законов и закономерностей, как правило, связывают с наукой, поэтому внекоторых источниках встречается принцип научности. Соблюдение этого принципаочень важно, ибо предписывает использование последних достижений науки итехники, данный принцип является отражением в жизни общества и отдельно взятогочеловека научно-технического прогресса. В соответствии с ним требуется строгоесоблюдение объективных закономерностей, учет реальных возможностей,действительного состояния деятельности, в отношении которой осуществляетсяуправление. Каждая сфера жизнедеятельности имеет свои особенности, которыенеобходимо учитывать в процессе управления. Поэтому только глубокое познаниеэтих особенностей и использование знаний при разработке методик, применяемых вуправляемой деятельности, мажет быть гарантией ее эффективности.
Принцип основного звена носит, прежде всего, тактическуюнаправленность. Исследование показало, что данный принцип заключается вопределении (при наличии нескольких) первоочередной на данный момент задачи,поставленной перед системой, и концентрации усилий на ее решении. Эта сфункциональной стороны. С организационной несколько по-иному. С учетом сложившихсяусловий определяется наиболее важное на данный момент звено системы. Такимзвеном может быть избрана наиболее «сильное», дополнительное усиление которогомажет вывести систему на качественна новый уровень. А мажет быть, наоборот — наиболее «слабое», усиление которого, выводит его на общий высокий уровень. Врезультате система опять выходит на качественно новый уровень. Таким образом,принцип основного звена путем тактического перераспределения сил и ресурсовобеспечивает достижение цели системы путем выхода на качественна новый уровеньи правильности ранжирования задач.
Принцип оптимальностии эффективности посвоей сущности имеет комплексный характер[18]. С одной стороны, всоответствии с ним деятельность, которую требуется организовать, должна бытьоптимальной, что отражает, прежде всего, ее экономичность. Это значит — следуетисходить из минимума объективно обусловленных затрат ресурсов и действий дляобеспечения достижения цели, то есть намечаемых результатов. При этомнеобходимо правильна определить тот предел затрат, снижение ниже которого можетповлиять на степень достижения цели. Другая сторона этого принципа — эффективность, то есть в наименьший срок должна быть обеспечена максимальнаястепень достижения намеченных результатов, что свидетельствует о наиболееполном решении поставленных перед системой задач. Достижение цели должно бытьполным не только в количественном отношении, но и относительно совершенным сточки зрения качества. В совокупности обе стороны принципа обеспечивают придопустимо минимальных затратах по возможности максимально достижимый результат.Принцип оптимизации лежит в основе любой организационной системы управлениянезависимо от критериев оптимальности и действующей системы ограничений.
Принцип регламентациизадач и функциииграет значительную роль в формировании системы и обеспечении ее функционирования.При организации деятельности в любой сфере в первую очередь возникает вопрос округе задач, которые поставлены перед системой и ее звеньями, а также офункциональных обязанностях отдельных лиц, участвующих в этой деятельности. Вцелях разграничения и согласования действий организационных звеньев системы иотдельных должностных лиц в первую очередь следует уточнить их компетенцию, тоесть детально определить задачи и функциональные обязанности, а такженормативно закрепить их. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых,чтобы не было параллелизма в работе, когда два или несколько звеньев дублируютдруг друга. Во-вторых, чтобы не произошло обратного и не образовывалось такназываемых ничейных зон, когда некоторые вопросы не решаются ни одним иззвеньев[19]. А это достигается, какправило, в результате четкой регламентации задач каждого из организационныхзвеньев, особенно в точках соприкосновения их деятельности.
Еще одним важныморганизационным принципом является непрерывность. Управление заключается восновном в упорядочении деятельности системы. И это не единовременный акт, адлящийся процесс, потому что для бесперебойного функционирования она должна налюбом этапе подвергаться управляющему воздействию. Единичный факт управляющеговоздействия обеспечивает стабильную деятельность на определенный период, поистечении которого неизбежно наступит рассогласование. Эпизодическое управляющеевоздействие также не может обеспечить бесперебойной деятельности, так как приэтом невозможно избежать отдельных элементов несогласованности.
Управляющее воздействиедолжно учитывать все изменения обстановки, а это означает, что нельзя достигнутьполного упорядочения деятельности, если оно будет осуществляться от случая кслучаю. Следовательно, для обеспечения соответствующего уровня любойдеятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно.
Принцип обоснованности — любое управленческое решение должнобыть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовыедокументы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, еслируководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работунового сотрудника пока не будет создана вакансия. Нельзя поставлять товар безпредоплаты; открывать совместное дело без товарного кредита[20].
2.3. Принципыроботы с персоналом.
Работа с персоналом — этота составляющая управления, в которой находит отражение управление людьми, гдереализуются управленческие отношения.
Как можно сформулироватьпринцип, вытекающий из закона соответствия менеджмента менталитету?
Наверное, это принципучета специфики менталитета в управлении персоналом.
Таким образом, науправление персоналом как органическую составляющую деятельности субъектаоказывают существенное влияние две группы факторов, с одной стороныобусловленных управленческими процессами, а с другой стороны — взаимоотношениямимежду людьми.
В результате анализауправленческой деятельности выявлены некоторые закономерности работы сперсоналом, на основании которых с учетом современного уровня развития науки иусловий осуществления управления можно сформулировать следующие принципы:сочетание единоначалия и коллегиальности, создание благоприятных условий дляработы, делегирование, постоянное повышение квалификации – развитиечеловеческих ресурсов, обеспечение творческой инициативы, конкурсноеназначение, принцип первого руководителя, принцип автоматического замещенияотсутствующего, принцип соответствия.
Важно учитывать такжепринципы единства команды; демократизации управления; обратной связи;социальной ответственности; лояльности к персоналу; инновационности и, конечно,принцип стимулирования.
Принцип сочетанияединоначалия и коллегиальности является стержнем руководства, так как он выражает разумныйподход к пользованию двух противоположных начал этой деятельности. Каждое изних характеризуется по результатам реализации как с позитивной, так и снегативной стороны[21]. Даже не вдаваясь вглубокий анализ преимуществ и недостатков единоначалия и коллегиальности,можно сделать вывод, что использование обоих начал в четко определенныхграницах приводит к парадоксальному на первый взгляд результату: оптимальноесоединение двух противоположностей может дать положительный эффект.Единоначалие, когда вся полнота власти сосредоточена в одних руках, повышаетоперативность руководства, персонифицирует ответственность. В то же времяколлегиальность позволяет руководителю привлекать интеллектуальный потенциалколлектива или отдельных его членов в процессе выработки решений. Такимобразом, данный принцип устанавливает следующие требования: личное принятиерешений руководителем и персональная ответственность за них, привлечениеисполнителей к подготовке решений и для консультаций по специальным вопросам.
Принцип созданияблагоприятных условий для работы является реальной предпосылкой эффективности системы. Этообъясняется тем, что главная фигура любой социальной системы человек. И оттого, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависят результаты нетолько его личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразиеусловий, которые могут оказывать влияние на эффективность труда человека,принято делить на следующие основные группы: физиологические,морально-психологические, экономические, социально-культурные. Созданиеблагоприятных физиологических условий для работы — это значит обеспечитьисполнителя, прежде всего, рабочим местом с соблюдением санитарно-гигиеническихнорм. Далее, если это требует характер работы, необходимым оборудованием иоргтехникой. К этим же условиям относится режим работы. Создать благоприятныеморально-психологические условия означает, прежде всего, создание руководителемздорового морально-психологического климата в коллективе. Это, пожалуй, самоесложное в деятельности руководителя[22]. Искусство руководителясостоит не только в том, чтобы создать здоровый психологический климат настадии формирования коллектива путем оценки профессиональных и личных качеств,психологической совместимости, но и поддерживать его постоянно.
Принцип первого руководителя гласит: при организации выполненияважного производственного задания контроль над ходом работ должен бытьоставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеетправо и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающегопри внедрении этого мероприятия.
Так как основной цельювнедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективностиуправления, то руководить такими работами должен не специалист в какой-тоопределенной области, а только тот специалист, который может охватить всюпроблему, стоящую перед организацией в целом, глубоко знающий цели и задачи,узкие места в ее работе, то есть первый руководитель.
Создание новыхуправленческих технологий требует проведения комплекса подготовительных работ,участия первого руководителя, в которых необходимо решить вопросыфинансирования, перераспределения прав и обязанностей исполнителей,привлечения к работам специалистов других смежных организаций, проведения обученияи повышения квалификации, организации обмена опытом и командировок, проведениябесед с ведущими специалистами.
Принципавтоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка)должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностныхинструкций и регулироваться формально.
Для недопущения того,чтобы была парализована работа всего предприятия из-за отсутствия одногоработника, необходимо осуществить упреждающие действия[23].В каждой должностной инструкции должно быть ясно и однозначно сказано онеобходимости владеть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех ближайшихколлег для выполнения их функций в особых случаях.
Следует иметь в виду, чтозамещение отсутствующего, особенно если приходится замешать начальникаструктурного подразделения, требует от исполнителя большого такта,подготовленности и опыта. Принимая на себя дополнительные обязанности, исполнитель,обладая правом на ошибку, несет ответственность не только за свои решения, нои за бездеятельность, особенно в сложных ситуациях. Замещающий должен знатьсвои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.
К экономическим условиямотносится система оплаты труда и материального стимулирования. К этой же группеусловий относится комплекс бытовых вопросов. Создание благоприятных социально-культурныхусловий предусматривает медицинское обслуживание, санаторно-оздоровительноеобеспечение, повышение образовательного уровня, организацию досуга и т.п.
Принцип делегированияили сочетания прав, обязанностей и ответственности имеет направленность на обеспечениечеткости в работе коллектива. В соответствии с данным принципом каждомусотруднику целесообразно определять круг обязанностей, возлагаемых на него взависимости от порученного участка работы. И от того, насколько обоснованноопределены обязанности каждому члену коллектива, во многом зависит качество нетолько его работы, но и коллектива в целом. Распределение обязанностей зависитот целого ряда условий. Это и характер труда на порученном участке, иколичество сотрудников, участвующих в процессе деятельности, а главное, ихквалификация и личные качества. В связи с тем, что от распределенияобязанностей зависят результаты деятельности, каждый руководитель долженпериодически проводить глубокий анализ функций системы и в соответствии свозможными изменениями перераспределять обязанности исполнителей. Вместе с темобязанности, не подкрепленные правами, которые необходимы для их реализации,могут оказаться декларативными[24]. Поэтому руководительвсегда должен помнить, что, распределяя обязанности среди исполнителей,необходимо их наделять одновременно достаточными для их выполнения правами. Поэтомуобязательно должен сохраняться баланс между обязанностями и правами.Отклонения в любую сторону могут быть чреваты разного рода последствиями. Вслучае дефицита прав выполнение обязанностей становится проблематичным, таккак не все действия, необходимые для реализации обязанностей исполнители будутвправе выполнять. И наоборот, избыток прав может привести к субъективизму вдеятельности и даже к нарушениям законности.
Принцип постоянногоповышения квалификации направлен на поддержание необходимого профессионального уровняколлектива и совершенствование профессионализма — на развитие человеческихресурсов. Время показало, что только от профессионалов можно ожидать в какойбы то ни было деятельности высоких результатов. А если это касается не одногоисполнителя, а коллектива, то начинают действовать системообразующие факторы.Это значит, что при правильном руководстве коллективом общие интеллектуально-энергетическиевозможности будут не простой суммой интеллекта и энергии каждого члена, асоставят качественно новый уровень. Настоящий принцип означает, что системаподготовки и переподготовки специалистов это единый и непрерывный процесс.Руководитель в любом коллективе должен обеспечивать и стимулировать повышениеквалификации каждого из его членов, потому что предела этому процессу быть неможет из-за научно-технического прогресса, обусловленного объективнымразвитием общества. Повышение квалификации может осуществляться в самыхразнообразных формах, которые вписываются в два основных направления:индивидуальная подготовка и коллективная (деловые или управленческие игры).
Многочисленныеисследования показывают, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднемоколо 20% знаний, НТП обрекает большинство специалистов на отставание поосновным направлениям профессиональных знаний[25].
Принцип обеспечениятворческой инициативытребует творческого нешаблонного подхода к любому делу. Жизнь столь разнообразна,что никогда не может быть полностью регламентирована нормативными актами.Положения, уставы, инструкции и другие акты направлены прежде всего наформализацию жизнедеятельности, чего и целом и достигают. Однако полностьюдеятельность человека неформализуема из-за ее сложности. В бюрократическом обществечеловек находится во власти «инструкций». Благодаря рассматриваемому принципучлен коллектива может быть освобожден от формального подхода к делу. Всоответствии сданным принципом руководитель должен создавать в коллективеатмосферу творчества, что способствовало бы наиболее полному раскрытиюиндивидуальных особенностей каждого сотрудника. Использование этого принципараскрывает широкие возможности поиска оригинальных, нетрадиционных решений ианалогичных путей их реализации. Поиск нестандартных решений направлен в первуюочередь на повышение эффективности системы. Следовательно, принцип обеспечениятворческой инициативы косвенно, опосредованно обусловливает эффективность.
Принцип конкурсногоназначенияиспользуется руководителем в основном при формировании коллектива, но нетолько. Текущие перемещения сотрудников целесообразно осуществлять также всоответствии с требованиями данного принципа. А требования эти сводятся кследующему. Во-первых, должен быть выбор альтернативных кандидатур. Во-вторых,для каждого трудового коллектива необходима система квалификационныххарактеристик. При этом обязательным требованием в решении вопросов назначенияявляется гласность. В соответствии с квалификационными характеристикамидолжно проводиться систематическое аттестование сотрудников за определенныйпериод. Таким образом, руководителем осуществляется всесторонняя оценкаисполнителей[26]. Для объективной оценкиличных качеств исполнителей и результатов их деятельности руководителюцелесообразно использовать современные методики анализа и оценки, специальноразработанные для изучаемой деятельности. Научность выводов может повышатьсяпутем применения в каждой конкретной методике оценки системы психологическихтестов соответствующей направленности. На основании результатов тестированиясотрудников руководитель делает выводы, которые кладутся в основу периодическойаттестации. По результатам проверки по психологическим тестам формируютсярезервы кандидатов для работы на различных участках, в том числе резерв навыдвижение.
2.4.Система принципов социального управления В.Граждан.
В. Д. Гражданпредставляет несколько другую систематизацию принципов социального управления.
1) Принципы принятия управленческих решений:
•принцип непротиворечивости управленческих решений;
•принцип преемственности управленческих решений;
•принцип своевременности управленческих решений;
•принцип цикличности управленческих решений;
•принцип законности и правовой защищенности управленческихрешений;
•принцип ресурсной и документационной обеспеченности управленческихрешений и т.д.
2) Принципы государственного управления:
•принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти на
власть политическую и административную (аппаратную);
•принципразделения государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную[27];
•принцип разделения государственной власти на территориальныеуровни (этажи) управления;
•принципдвойного подчинения аппарата политической и административной власти;
•принцип наибольшего благоприятствования и др.
3) Карьерныепринципы:
•принцип повышения служебной квалификации;
•принцип «ударной возгонки»;
•принцип «пас в сторону»;
• принцип «отцовского лифта»;
•принцип «руки»;
•принцип «локтей» и пр.
4) Организационные принципы:
• принцип оптимизации управления (совершенствование управляемой и управляющей подсистем);
•принцип разумной управляемости (обычная нормауправляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителюисполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул- центурия, 6 центурий — когорта, 6 когорт — легион; армия Наполеона опираласьна принцип тройки: 3 взвода — рота, 3 роты — батальон, 3 батальона — полк;Советская армия строилась по наполеоновскойформуле);
•принцип делегирования полномочий (передача руководителем
или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без
активного вмешательства в их действия);
•принципсоответствия (имеет две стороны: с одной — работник
должен соответствовать должности, а с другой — получаемая работа
должна соответствовать интеллектуальным ифизическим возможностям исполнителя)[28];
•принцип автоматического замещения отсутствующего (отсутствующийработник должен замещаться автоматически на основе
действующих служебных должностных инструкций);
•принцип первого руководителя (контроль над ходом работдолжен
быть оставлен за первым руководителем, ибо только он имеет право и
возможность решать или поручать решение любого вопроса);
•принцип единоначалия (подчиненные должны получать приказаниятолько от одного начальника);
•принцип эффективности организационной структуры (она эффективнатолько тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальныхзатратах труда и ресурсов);
•принцип единства доверия и проверки («Доверяй, нопроверяй»);
•принцип допустимости ошибки («Исполнитель имеет право на
ошибку», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку);
•принцип основного звена (не следует размениваться намелочи,
всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе)[29].
Таким образом, можнорезюмировать, что принципы управления — это теоретический фундамент наукиуправления, обращенный на практику.
Для любой отрасли знаниянеобходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи междуизучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенныхэкспериментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложныепроцессы и, зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий.
Естественно, что принципыуправления организациями формиpyютcя под воздействием действующего в данноевремя экономического и хозяйственного устройства и развиваются вместе с развитиемсоциально-экономических систем[30].
Используемаялитература.
1. Бурганова Л.А. Теорияуправления: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М,
2005. — 139 с. — (Высшееобразование).
2. Граждан В.Д.,Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 416 с.
3. Игнатов В.Г.,А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. — 464 с. (Серия «Учебный курс»)