Реферат по предмету "Социология"


Концепция "независимой жизни" как философия и методология социальной работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. Г. БЕЛИНСКОГО
Факультетсоциологии
Кафедрасоциологииисоциальной работы и социальной работы
Курсоваяработа
подисциплине «Теория социальной работы»
натему:
«Концепция«Независимой жизни» как философия иметодология социальной работы»
Выполнила: студентка ФССР
гр. СР-31 Портненко В. В
Проверил: ассистент Аристова Г. А
Пенза,2010 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Независимая жизнь как философия социальной реабилитации
1. 1 Определение понятия «независимая жизнь»
1. 2 История развития медицинской и социальной моделей
1. 3 Определение медицинской и социальной моделей
Глава 2. Независимая жизнь как методология социальной реабилитации
2. 1 Методология медицинской и социальной моделей
2. 2 Опыт Центров независимой жизни в России и за рубежом
Заключение
Список литературы

Введение
Сколько временисуществует человечество, столько же существует и проблема инвалидов. Первоначальноона решалась естественным путем — выживал сильнейший. Однако по мереформирования социума, общество в той или иной мере начало заботиться о тех, ктопо каким то причинам не мог сделать этого самостоятельно.
Существуют различныеподходы к проблеме человека, имеющего инвалидность. Одни из них это социальная имедицинская модели.
Медицинская модель долгоевремя преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и вдругих странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными идискриминированными. Медицинская модель рассматривает инвалидность какнарушение функционирования организма человека, его болезнь, а сам человек какпассивный, полностью зависимый от медиков-профессионалов. Медицинский подходотделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, поддерживаетобщественные стереотипы о невозможности самостоятельного существования даннойгруппы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет назаконодательство и социальный сервис.
Социальная модельпользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепеннозавоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в Россиистала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». Социальнаямодель рассматривает инвалида как полноправного члена общества, фокусируетвнимание не на индивидуальных проблемах человека с инвалидностью, а насоциальных причинах их возникновения. Инвалид может активно участвовать вэкономической, политической, культурной жизни общества. Инвалид –эточеловеческий ресурс, способный влиять на социально-экономическое развитиестраны, необходимо создавать условия для интеграции инвалидов. Чтобы инвалидсмог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально длянего доступной, т. е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы ончувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и вобщественных местах.
Оба подхода различны впонимании «инвалида» его проблем, пути их решения, место и роль инвалида вобществе, определяя тем самым социальную политику в отношении людей сограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами.
Актуальность проблемы:
Инвалиды заявляют о своихправах доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, которыймешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являютсятрадиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемойсамого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо емупомогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации. Этоотношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования,обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступногоздравоохранения, а также влияет на социальную политику в отношении людей сограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами
Цель: рассмотрениеотношение к инвалидам с точки зрения медицинской и социальной модели.
Исходя из цели, можновыделить следующие задачи:
-сравнить медицинскую исоциальную модель, выявить особенности моделей
-сравнить опыт и практикаЦентров независимой жизни в России и за рубежом,выявить особенности
-рассмотреть влияниесоциальной и медицинской моделей на социальную политику, практику социальнойработы с инвалидами
-рассмотреть историюразвития медицинской и социальной модели
-выявить отличие цнж имедицинских учреждений
— рассмотреть отношение кинвалидам на протяжении истории
Объект: инвалид
Предмет: неравныевозможности инвалидов
Гипотеза: социальная имедицинская модели определяют отношение к инвалидам. Социальная модель неделает различия между инвалидом и здоровым, признавая инвалида равноправным. Медицинскаямодель рассматривает инвалида как некомпетентного, неспособного отвечать засебя и трудиться, опасного для общества.
При написании курсовойработы были использованы методы:
-метод теоретическогоанализа научных публикаций и учебной литературы по исследуемой проблеме;
-метод анализа документов.

Глава 1. Независимая жизнь как философия социальнойреабилитации
1.1 Определение «независимой жизни» инвалида
Инвалидность — этоограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными,культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку,имеющему ее, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как идругие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в немстандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли житьнезависимой жизнью [10].
Понятие независимая жизньв концептуальном смысле подразумевает два взаимосвязанных аспекта. Всоциально-политическом плане — это право человека быть неотъемлемой частьюжизни общества и принимать активное участие в социальных, политических иэкономических процессах; это свобода выбора и доступа к жилым и общественнымзданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимаяжизнь — возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлятьжизненными ситуациями.
В философском пониманиинезависимая жизнь — это способ мышления, психологическая ориентация личности, котораязависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей,от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философиянезависимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы онставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. Согласнофилософии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумениячеловека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями.
Независимая жизнь предполагаетконтроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнениецелого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению иуменьшению психологической или физической зависимости от других. Независимость— понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему.
Независимая жизнь — предполагаетснятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых,становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков,необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затемактивного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности вобществе.
Независимая жизньозначает право и возможность выбирать самим, как жить. Это значит — жить так же,как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться икуда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другиелюди, не имеющие инвалидности. Это и право ошибаться так же, как любой другойчеловек[ 1].
Чтобы стать действительнонезависимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Явным(физическая среда), а также скрытым (отношение людей). Если их преодолеть, можнодобиться многих преимуществ для себя. Это — первый шаг на пути к тому, чтобыжить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей,спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мереучаствовать в жизни общества и быть его активным членом.
Приведенная ниже декларациянезависимости создана инвалидом и выражает позицию активной личности, субъектасобственной жизни и социальных изменений.
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИИНВАЛИДА
— Не рассматривайте моюинвалидность как проблему.
— Не надо меня жалеть, яне так слаб, как кажется.
— Не рассматривайте менякак пациента, так как я просто ваш соотечественник.
— Не старайтесь изменитьменя. У вас нет на это права.
— Не пытайтесь руководитьмною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
— Не учите быть меня покорным,смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
— Признайте, что реальнойпроблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальноеобесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
— Поддержите меня, чтобыя мог по мере сил внести свой вклад в общество.
— Помогите мне познать то,что я хочу.
— Будьте тем, ктозаботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
— Будьте со мной, дажекогда мы боремся друг с другом.
— Не помогайте мне тогда,когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.
— Не восхищайтесь мною. Желаниежить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
-Узнайте меня получше. Мыможем стать друзьями[10].
1.2 История развития социальной имедицинской модели
Независимо от степениразвития общества, в нем всегда были люди, особо уязвимые в силу ограниченностисвоих физических или психических возможностей. Историки отмечают, что вантичном мире рассуждения об аномалиях и болезнях не отделялись отобщефилософских воззрений, переплетаясь с размышлениями о других явленияхприроды, в том числе о жизни человека.
В диалоге Платона«Государство» проблема аномальности освещается в социальном смысле. С однойстороны, в духе традиций «спартанского милосердия» человек, страдающий тяжелойболезнью на протяжении всей жизни, бесполезен и для себя, и для общества. Этоположение высказывает Аристотель в своей работе «Политика»: «Пусть будет в силетот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует». Спартанские врачи– герусии и эфоры – относились к высшим государственным чиновникам, именно онипринимали решение: оставлять в живых того или иного больного, новорожденного(когда рождался слабый, недоношенный ребенок), его родителей, немощного старикаили «помогать» им умереть. В Спарте смерть всегда предпочиталась болезни илинемощи, независимо от социального положения больного, даже если им оказывалсяцарь. Именно в этом заключалось «милосердие по-спартански» [3, стр. 7].
В период средневековьяусиление религиозного диктата, прежде всего римско-католической церкви, связанос формированием особого толкования любого отклонения в развитии и любой болезникак «одержимости дьяволом», проявления злого духа. Демонологическое толкованиеболезни определяло, во-первых, пассивность больного, во-вторых, — необходимостьэкстренного вмешательства святой инквизиции. В этот период все припадочные, эпилептики,истерики подвергались обрядам «изгнания дьявола». В монастырях появилась особаякатегория специалистов, к которым привозили названных выше больных на«излечение».
В эпоху Возрождения вмедицине возникают гуманистические тенденции, врачи начинают посещать монастырии тюрьмы, ведут наблюдения за больными, пытаются оценить и осмыслить ихсостояние. К этому времени относится реставрация греко-римской медицины, открытиецелого ряда рукописей. Развитие медицинских и философских знаний помогалоразобраться в духовной и физической жизни аномальных.
В допетровской Русиболезни рассматривались как результат божьего наказания, а также как следствиеколдовства, дурного глаза, наговоров.
Первый российскийгосударственный акт относится к царствованию Ивана Грозного и включен вСтоглавый судебник в виде отдельной статьи. Статья утверждает необходимостьпопечения нищих и больных, в том числе и тех, «кои одержимы бесом и лишеныразума, чтобы не были они помехой и пугалом для здоровых и чтобы дать имвозможность получить вразумление или приведение в истину» [3, стр. 10].
Изменение отношения клицам с проблемами в развитии отмечается со второй половины XVIII в. –следствие влияния идей гуманизма, реформации, развития университетов, приобретенияличных свобод отдельными сословиями, появления Декларации прав человека игражданина (статья I Декларации провозглашала, что «люди рождаются и остаютсясвободными и равными в правах»). С этого периода во многих государствахначинают создаваться сначала частные, а затем и государственные учреждения, вфункции которых входило оказание медицинской и педагогической помощи инвалидам.
Со второй половины XXвека мировое сообщество строит свою жизнь в соответствии с международнымиправовыми актами гуманистического характера. Этому во многом способствовали двафактора: колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека впериод Второй мировой войны, которые показали человечеству ту пропасть, вкоторой оно может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, какцель и смысл существования общества самого человека – его жизнь и благополучие.
Существенным толчком вразвитии «социальной моделью инвалидности» явилось эссе«Критическое условие», которое было написано британским инвалидомПолом Хантом и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводилдоводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западнымценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожиена остальных, угнетенные и больные». Анализ, сделанный Хантом, показал, чтолюди с дефектами воспринимались как:
«несчастные» –потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современногообщества;
«бесполезные» –потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад вэкономическое благосостояние общества;
члены «угнетенногоменьшинства» – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, онивоспринимаются как «отклоняющиеся от нормы» и «не похожие надругих».
Данный анализ привелХанта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которыевыражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь междуэкономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является оченьважной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей сфизическими дефектами против изоляции» развил идеи, высказанные ПоломХантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности.А именно:
«Инвалидность – этопрепятствие или ограничение активности, вызванное современным социальнымустройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакоговнимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает ихучастие в основной социальной деятельности общества».
Тот факт, что определениеUPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвалтогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы. ХотяUPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своейкомпетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическимидефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группыинвалидов.
Данный этап развитиясоциальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность былаописана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальнымустройством общества.
Лишь в 1983 году ученый инвалидМайк Оливер дал определение как «социальной модели инвалидности»идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS. Социальная модельрасширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн, МайкОливер и Колин Барнс, из США такими, как Гербен ДиДжонг, а также другими учеными.Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всехинвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией«Дисейблд Пиплз Интернейшинал»[5, стр. 8].
Социальная модель быларазработана в качестве попытки представить парадигму, которая будетальтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Смысловымцентром нового взгляда стали рассмотрение проблемы инвалидности как результатотношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидностьявляется социальной проблемой. При этом ограниченные возможности – это не«часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствиясвоего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самимнедугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданныхобществом. Согласно социальной модели, человек с инвалидностью должен бытьравноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставитьравные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор сучетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметьвозможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не бытьвынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей».
Отношение к инвалидамменялось на протяжение всей истории, определяло по мере социально-нравственного«взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды инастроения в отношении того, кто такие инвалиды, какое место они должнызанимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строитьсвою систему взаимоотношений с ними.
Основными причинамиподобного генезиса общественной мысли и общественных настроений являются:
— повышение уровнясоциальной зрелости общества и совершенствование, и развитие егоматериально-технических и экономических возможностей;
— повышение интенсивностиразвития человеческой цивилизации и использования человеческих ресурсов, что, всвою очередь, приводит к резкому возрастанию социальной «цены» многих нарушенийв жизнедеятельности человека[5, стр. 66].
1.3 Сравнениемедицинской и социальной модели
Медицинская и социальнаямодели инвалидности в сравнительном аспекте имеют принципиально различные подходы.Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психическиеизъяны рассматривается как проблема, он должен приспособиться к окружающейсреде. Для этого инвалид должен пройти процесс медицинской реабилитации. Инвалидэто больной, которого необходимо лечить и без профессионалов он не сможет жить.Тем самым медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями отдругих групп, не даёт возможности реализовать свой потенциал. Такая модельвольно или невольно ослабляет социальную позицию инвалида, снижает егосоциальную значимость, обособляет от «нормального» сообщества, усугубляет егонеравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособностипо сравнению с другими людьми.
Социальный подходрассматривает инвалида как полноценного члена общества имеющего такие же права,как и все. Проблема заключается не в инвалиде, а в обществе, т. е рассматриваетбарьеры в обществе, не позволяющие человеку на равных участвовать в его жизни, какосновную причину, которая делает человека инвалидом. Основной акцент делает нена лечении инвалида, а на удовлетворении потребностей инвалида, признание егоравноправным членом общества. Социальный подход не изолирует инвалида, астимулирует его на самореализацию, признавая его права.
Под воздействием такихгуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество. Медицинская модель Социальная модель Ребенок несовершенен Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть Диагноз Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением Навешивание ярлыков Определение барьеров и решение проблем Нарушение становится центром внимания Проведение мероприятий, нацеленных на результат Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг Подготовка и обучение родителей и специалистов Ординарные потребности откладываются «Выращивание» отношений между людьми Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе – сегрегация Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка Общество остается неизменным Сообщество развивается
В соответствии смедицинской моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом обществарассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.
Когда люди думают обинвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидностипредставляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсацииинвалидам за то, что «не так» с их организмом. Для этого имустанавливаются специальные социальные льготы, специальные пособия, предоставляютсяспециальные услуги.
Положительные аспектымедицинской модели:
Именно этой моделичеловечество обязано научными открытиями, направленными на разработку методовдиагностики многих патологических состояний, ведущих к инвалидности, а такжеметодов профилактики и медицинской коррекции, которые позволяют нивелироватьдействие первичного дефекта и способствовать снижению степени инвалидности.
Среди негативныхпоследствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.
Во-первых, посколькумедицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефектоказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многиесоциальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневнуюдеятельность человека. Например, несмотря на то, что дефект может оказыватьнеблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальныефакторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будутоказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способностьк передвижению.
Во-вторых, медицинскаямодель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить,видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использованиебрайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.
Самым серьезнымнедостатком медицинской модели инвалидности является то, что эта модельспособствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознаниилюдей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образсоздается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остаетсяфактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, чтоу них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидовубеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают ихучастие в социальной деятельности.
Социальная модель быласоздана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская), модельне дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основнойдеятельности общества. Собственный опыт показал инвалидам, что вдействительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, аявляются последствиями того, как устроено общество, или другими словами –являются последствиями социальной организации. Отсюда и фраза –«социальная модель».
Инвалидность в социальноймодели показана как нечто, что вызывается «барьерами» или элементамисоциального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсемнезначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты. Обществопредставлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потомучто тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов приниматьучастие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалидне может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, какиморганизовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привестиустранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.
Барьерами могут быть:
— предрассудки истереотипы в отношении инвалидов;
— отсутствие доступа кинформации;
— отсутствие доступногожилья;
— отсутствие доступноготранспорта;
— отсутствие доступа кобъектам социальной сферы и др.
Эти барьеры создавалисьполитиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами идизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могутбыть устранены.
Социальная модель неотрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент внаправлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойствоже о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставитьмедикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется личеловек полноправным членом общества или будет из него исключен.
Сами по себе, эти моделинедостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это сложныйфеномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и насоциальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие междусвойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, нонекоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другиеже, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальнаяконцепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можемотказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модельинвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего измедицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок впреуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иномуаспекту

Глава 2. Независимая жизнь как методология социальнойреабилитации
2.1 Методологиямедицинской и социальной модели
Согласно медицинской модели,человек с нарушениями психофизического и интеллектуального развития считаетсябольным. Это означает, что такой человек рассматривается с точки зренияперспективы медицинской помощи и определения способов возможного лечения. Ни вкоей мере не отрицая важность и необходимость целенаправленного медицинскогообслуживания инвалидов, имеющих врожденные дефекты развития, нужноконстатировать, что природа ограничения их жизнедеятельности связана, преждевсего, с нарушениями взаимоотношений с окружающей средой и трудностями в обучении.В обществе, где господствует подобный взгляд на человека с ограничениями как набольного человека, считается, что программы реабилитации должны включать, главнымобразом, медицинскую диагностику, лечебные мероприятия и организациюдолговременного ухода, направленного на удовлетворение их физическихпотребностей, акцент делается на методах сегрегации, в виде специальных учебныхзаведений, специальных санаториев. Эти учреждения осуществляют медицинскую, психологическуюи социальную адаптацию инвалидов.
Центр разрабатываетспециальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях вобласти медицины, психологии, социологии и педагогики, используетиндивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Услуги,оказываемые центрами:
1. Диагностикапсихофизиологического развития детей и выявление психофизиологическихособенностей развития детей.
2. Определениереальных возможностей и реабилитационного потенциала. Проведениесоциологических исследований по изучению семейных потребностей и ресурсов.
3. Медицинскоеобслуживание детей-инвалидов. Оказание квалифицированной медицинской помощидетям с ограниченными возможностями в процессе реабилитации. Консультированиедетей-инвалидов врачами различных специальностей и предоставление широкогокомплекса лечебных процедур (ЛФК, массаж, ФТО и др. ). Бесплатноемедикаментозное лечение.
4. Патронажноеобслуживание детей-инвалидов на дому.
5. Социальнаяподдержка семей, имеющих детей-инвалидов.
6. Социальныйпатронаж, включающий в себя социальную диагностику, первичное консультированиепо юридическим вопросам.
7. Помощьв обучении на дому детей с тяжелой степенью заболевания в возрасте 7-9 лет. Организациядосуга детей и их семей.
8. Психологическаяподдержка детей-инвалидов и их семей осуществляется посредством:
— психодиагностикидетей и их родителей, психотерапии и психокоррекции с использованиемсовременных психотехнологий;
— адаптацииповедения в условиях групповой работы (тренинги);
— разработкииндивидуальных реабилитационных программ для продолжения психологическойреабилитации в домашних условиях;
— проведения обучающих семинаров для родителей с целью повышения ихпсихологической компетентности;
— консультирования родителей, дети которых проходят курс реабилитации в стационарномотделении Центра[4, стр. 41].
Такие учрежденияизолируют детей с инвалидностью от сообщества инвалидам оказывается комплекснаяпомощь (медико-социально-педагогический патронаж) и предполагает реабилитацию.
Медицинская реабилитацияинвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных илинарушенных функций человека до социально значимого уровня. Процесс реабилитациине предполагает лишь оказание медицинской помощи. Медицинская реабилитациявключает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезированиеи ортезировании.
Восстановительная терапияпредусматривает использование механотерапии, физиотерапии, кинезотерапии, массажа,иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, традиционной терапии, трудотерапии,предоставление логопедической помощи и др.
Реконструктивная хирургиякак метод оперативного восстановления анатомической целостности ифизиологической состоятельности организма включает в себя методики косметологии,органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии.
Протезирование — заменачастично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом)с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональныхспособностей.
Ортезировании — компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательногоаппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающихвыполнение этих функций.
В программу медицинскойреабилитации входит обеспечение инвалидов техническими средствами медицинскойреабилитации (мочеприемник, калоприемник, слуховые аппараты и др. ), а такжепредоставление информационных услуг по вопросам медицинской реабилитации.
Согласно социальноймодели, человек становится инвалидом, когда не имеет возможности реализоватьсвои права и потребности, а, не лишаясь каких-либо органов и чувств. С точкизрения социальной модели, при условии обеспечения беспрепятственного доступаинвалидов ко всей, без исключения, инфраструктуре, проблема инвалидностиотпадет сама по себе, так как в этом случае у них будут такие же возможности, каки у других людей.
Социальнаямодель определяет следующие принципы социального обслуживания:
— соблюдениеправ человека и гражданина;
— предоставлениегосударственных гарантий в сфере социального
обслуживания;
— обеспечениеравных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для гражданпожилого возраста и инвалидов;
— преемственность всех видов социального обслуживания;
— ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности гражданпожилого возраста и инвалидов;
— приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
— ответственность органов государственной власти, органов местного
самоуправленияи учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав[10].
Такой подход служитосновой для создания реабилитационных центров, социальных служб, помогающихадаптировать условия окружающей среды нуждам детей, имеющих инвалидность, экспертнойслужбы для родителей, осуществляющей мероприятия по обучению родителей основамнезависимой жизни и представительство их интересов, системы волонтерской помощиродителям, имеющих особых детей, а также центров независимой жизни[8].
Центр независимой жизни — это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые вусловиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды иконсервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания,создают режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. ЦентрНезависимой жизни — предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослаблениеограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формированиеу него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно датьвозможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценнойжизнедеятельности в обществе. Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться,как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации.Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающихпреодолеть специфические трудности инвалида, на пути к активной самореализации творчеству,благополучному эмоциональному состоянию в сообществе[1].
Социальная модельнацелена на «Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальнойэкспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающийв себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональныхи других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсациюнарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсациюспособностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности». В ИПРуказываются виды, формы рекомендуемых мероприятий, объёмы, сроки, исполнители, ожидаемыйэффект.
Грамотное оформление ИПРпредоставляет инвалиду широкие возможности для ведения им независимой жизни. Должностныелица, так или иначе связанные с разработкой и выполнением ИПР, постоянно должныиметь в виду, что ИПР — это набор оптимальных для инвалида мероприятий, направленныхна максимально полную его интеграцию в социокультурную среду. Вреабилитационные мероприятия ИПР входят :
— Необходимость адаптации жилья к инвалиду
— Необходимость в бытовых приспособлениях для самообслуживания:
— Потребность в технических средствах реабилитации
— Обучение инвалида «жизни с инвалидностью»
— Обучение персональной сохранности
— Обучение социальным навыкам по ведению хозяйства (составление бюджета, посещениеторговых точек, ремонтных мастерских, парикмахерской и пр.).
— Обучение решению личных проблем
— Обучение членов семьи, родственников, знакомых, сотрудников по работе (по местуработы инвалида) общению с инвалидом, оказанию ему необходимой помощи
— Обучение социальному общению, помощь и содействие в организации и проведенииличного досуга
— Помощь и содействие в обеспечении необходимыми протезно-ортопедическимиизделиями, протезированием и ортезированием.
— Психологическая помощь, направленная на воспитание уверенности в своих силах, совершенствованиеположительных качеств, жизненного оптимизма.
— Психотерапевтическая помощь.
— Профинформация, профориентация с учетом результатов реабилитации.
— Консультации.
— Содействие в получении необходимой медицинской реабилитации.
— Содействие в получении дополнительного образования, новой профессии, рациональномтрудоустройстве[7].
Именно такие службыизбавляют инвалида от унижающей человеческое достоинство зависимости отокружающей среды и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей иродственников) для свободного труда на благо общества.
На основе медицинской исоциальной модели строиться система социальных служб, но медицинская изолируетинвалида от общества, делает упор на предоставлении услуг по лечению болезни ина адаптацию к окружающей среде специальные социальные службы, которыесоздаются в рамках официальной политики на основе медицинской модели, непозволяют человеку, имеющему инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлагают,его патронируют.
Социальная учитывает чтоинвалид, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, неимеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приноситьс их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей; инвалид — непассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет правона удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;государство призвано не просто предоставить инвалиду, определенные льготы ипривилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создатьсистему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующиепроцессам его социализации и индивидуального развития.
2.2 Центрынезависимой жизни: опыт и практика в России и за рубежом
Лекс Фриден определяетЦентр независимой жизни как некоммерческую организацию, основанную иуправляемую людьми с инвалидностью, которая предоставляет услуги прямо иликосвенно (информация об услугах), помогающие достигнуть максимальнойнезависимости, по возможности уменьшить необходимость ухода и помощи со стороны.Центр независимой жизни — это комплексная инновационная модель системысоциальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступнойархитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественногосознания создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей.
ЦНЖ осуществляют четыреосновных типа программ:
1. Информирование ипредоставление справочной информации: эта программа базируется на убеждении, чтодоступ к информации укрепляет способность человека управлять своей жизненнойситуацией.
2. Консультирование«равными» (обмен опытом): подталкивает инвалида к тому, чтобы удовлетворять своипотребности, принимая ответственность за свою жизнь. Консультантом такжевыступает инвалид, который делится своим опытом и навыками независимой жизни. Опытныйконсультант выступает в качестве ролевой модели инвалида, который сумелпреодолеть преграды, чтобы жить полноценной жизнью наравне с другими членамиобщества.
3. Индивидуальныеконсультации по защите прав и интересов инвалидов: канадские ЦНЖ работают сотдельными людьми, чтобы помочь им осуществить их личные цели. Координаторобучает человека говорить от своего имени, выступать в свою защиту, самомуотстаивать свои права. В основе такого подхода лежит убеждение, что сам человеклучше знает, в каких услугах он нуждается.
4. Предоставление услуг: совершенствование,как услуг, так и возможностей ЦНЖ оказывать их клиентам осуществляетсяблагодаря исследованию и планированию, демонстрационным программам, использованиюсети контактов, контролю за предоставляемыми услугами (помощь по домуперсональных ассистентов, транспортные услуги, помощь инвалидам во времяотсутствия (отпуска) людей, осуществляющих уход за ними, ссуды для приобретениявспомогательных приспособлений)[1].
В отличие отмедико-социальной реабилитации вв модели независимого проживания граждане сограниченными физическими возможностями сами берут на себя ответственность заразвитие и управление своей жизнью личными и общественными ресурсами.
Центры независимой жизни(ЦНЖ) — распространенные на Западе организации инвалидов (общественные, некоммерческие,управляемые инвалидами). Благодаря активному привлечению самих людей сограниченными возможностями к поиску личных и общественных ресурсов, а также куправлению этими ресурсами ЦНЖ помогают им получить и сохранить рычаги своейжизни[10].
Приведем сведения озарубежных и отечественных ЦНЖ
Сейчас в США существуетоколо 340 центров независимой жизни с более чем 224 филиалами. Нафинансирование 229 Центров и 44 филиала выделяется 45 миллионов долларовсогласно Главе 7 части С Акта о реабилитации. Один Центр независимой жизниможет обслуживать жителей одного или нескольких округов. По данным Сельскогоинститута по проблемам инвалидности, один Центр независимой жизни, в среднем, обслуживает5, 7 округа[12].
Первый центр независимойжизни открылся в1972 г. США в Беркли. С 1972 г., времени своего основания, Центроказывает значительное влияние на архитектурные изменения, делающие средудоступной для инвалидов, а также оказывает своим клиентам целый комплекс услуг:
Услуги персональныхпомощников: кандидаты на эту должность отбираются, с ними проводится собеседование.Персональные помощники помогают своим клиентам в ведении хозяйства иобслуживании, что позволяет им быть более независимыми.
— Обслуживание слепых:для слепых и слабовидящих Центр предлагает группы взаимного консультирования иподдержки, тренинг навыков независимой жизни, оборудование для чтения. Имеетсяспециальный магазин и пункт проката этого оборудования и аудиозаписей
-Проект клиентскойпомощи: это часть федеральной программы защиты прав потребителей и бывшихклиентов департамента реабилитации в рамках закона о реабилитации.
-Проект “выбор клиента”. Проектспециально разработан для того, чтобы продемонстрировать способы расширитьвозможность выбора в процессе реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов изчисла национальных меньшинств и людей с ограниченным знанием английского языка.
-Обслуживание глухих иглухонемых: группы поддержки и консультирование, перевод на язык жестов, переводкорреспонденции с английского на американский язык жестов, помощь в общении, тренингнавыков независимой жизни, индивидуальная помощь.
— Помощь втрудоустройстве: поиск работы для инвалидов, подготовка к собеседованию, написаниерезюме, навыки поиска работы, информация и последующее консультирование, “рабочийклуб”
— Консультирование пофинансовым вопросам: справочная, консультирование, просвещение по вопросамфинансовых льгот, страховки и другим социальным программам.
-Жилье: консультированиепо жилищным проблемам доступно для клиентов, которые живут в Беркли и Окленде, атакже для людей с психической инвалидностью округа Аламеда. Специалисты Центраоказывают помощь в поиске и содержании доступного жилья, дают справки опрограммах найма жилья, переселения, скидок и льгот.
— Навыки независимойжизни: консультанты- инвалиды проводят семинары, группы поддержки, а такжеиндивидуальные занятия, посвященные развитию навыков независимой жизни исоциализации, а также использованию технических средств.
— “Двигаться дальше” — программа развития навыков независимой жизни, разработанная для подростков имолодежи, которая предусматривает индивидуальные занятия с тренером.
— Юридическаяконсультация: раз в месяц с клиентами встречаются юристы из окружной ассоциацииадвокатов и обсуждают случаи дискриминации, контракты, семейное, жилищноезаконодательство, вопросы уголовного характера и т. п. Услуги адвокатовбесплатны.
-Взаимная поддержка иконсультирование по различным вопросам, с которыми инвалиды сталкиваются вобычной жизни: индивидуальная, групповая, для семейных пар.
-Молодежная служба:индивидуальное и семейное консультирование молодых инвалидов и их родителей ввозрасте от 14 до 22 лет, техническая поддержка, тренинги, разработкаиндивидуальных планов обучения, семинары и группы взаимной поддержки дляродителей, техническая помощь учителям, которые обучают в своих классахинвалидов, летние лагеря[1].
В России один из первыхцентров независимой жизни был открыт в 1996, такое позднее открытие центраобъясняется. Новосибирская региональная общественная организация инвалидов«Центр Независимой Жизни » Финист " — неправительственное, самоуправляемоеобщественное объединение граждан с инвалидностью, добровольно объединившихся наоснове общности интересов для достижения целей.
Главная цель ЦНЖ«ФИНИСТ»- максимальное содействие людям с инвалидностью в возвращенииих к активному образу жизни и интеграции в общество. «Центр Независимой жизни«Финист» сочетает в себе клуб общения, спортклуб, организацию, занимающуюсятестированием инвалидных колясок, осуществлением медицинской реабилитации, юридическойзащитой лиц с инвалидностью, а также структуру, обеспечивающую реальнуювозможность получения дополнительного профессионального и доступного высшегообразования для людей с ограниченными физическими возможностями, позволяющегоим быть конкурентоспособными на рынке труда[11].
НРООИ « Центр НезависимойЖизни «Финист» строит свою работу по реализации комплексных программ вследующих направлениях:
-психологическая ифизическая реабилитация путем занятий физической культурой и спортом;
-развитие самодеятельногои культурного творчества у людей с ограниченными физическими возможностями;
-оказание услуг повзаимоконсультированию;
-тестирование колясокактивного типа и других средств реабилитации;
-медицинское обследованиеи диагностика сопутствующих заболеваний у людей с инвалидностью;
-организация системыначального профессионального образования для людей с ограниченными физическимивозможностями, дающей им возможность получить профессию и бытьконкурентоспособными на рынке труда;
-обучение работе накомпьютере людей с инвалидностью с последующим трудоустройством;
-оказаниеконсультационных услуг и правовая защита людей с инвалидностью и влияние наорганы государственной власти для выполнение нормативных актов, защищающихправа людей с инвалидностью;
-создание доступной средыжизнедеятельности для людей с ограниченными физическими возможностями в г. Новосибирске.
Центр Независимой жизни«ФИНИСТ» — фактически единственная в регионе организация, сочетающаяв себе функции реабилитационного центра для инвалидов, клуба общения, спортклуба,организации, руководящей производством и тестированием инвалидных колясок, атакже образовательной структуры, занимающейся дополнительным профессиональнымобразованием[1].
Цель цнж в России и зарубежом: интеграция и адаптация людей с ограниченными возможностями задачадостижения оптимальных эмоционально-экспрессивных контактов людей синвалидностью с окружающим миром, отход от распространенного ранее медицинскогопредставления об инвалидах, формирования ярко выраженных субъект-субъектныхотношений и системы «коммуникант-коммуникант» в противовесустоявшейся коммуникативно-реципиентной структуры, но в России количество цнж гораздоменьше, чем за рубежом, так как существующая идеалистические концепциипостроения социалистического общества «отторгали» инвалидов от общества.
Таким образом, социальнойработе с инвалидами за рубежом уделяется очень большое внимание. Социальнойзащитой инвалидов занимаются как государственные, так и общественные и частныеорганизации. Такая социальная работа с инвалидами дает нам образец качествасоциальных услуг, оказываемых инвалидам и способа их организации[9].

Заключение
Термин «инвалид» в силусложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношениеобщества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории.Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярковыражает дефицит видения социальной сущности инвалида. Проблема инвалидности неограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравныхвозможностей.
Главная проблема человекас ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничениимобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченииобщения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и кэлементарному образованию. Эта проблема является не только субъективногофактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но ирезультатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, котороесанкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественноготранспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Отмечая государственноевнимание к инвалидам с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельныхмедицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать,что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствуетпотребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации иадаптации в будущем.
Государство не простопризвано предоставить человеку, имеющему инвалидность, определенные льготы ипривилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создатьсистему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующиепроцессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Списокиспользованной литературы
1. К независимой жизни: Пособие дляинвалидов. М: РООИ «Перспектива», 2000
2. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальнаяработа с инвалидами. учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. испец. «Социальная работа»/ Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005. — 316 с.
3. Замский, Х. С. Умственно отсталыедети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XXвека/ Х. С. Замский. – М.: НПО «Образование», 1995. – 400 с.
4. Кузнецова Л. П. Основныетехнологии социальной работы: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
5. Думбаев А. Е., Попова Т. В. Инвалид,общество и право. — Алматы: ТОО «Верена», 2006. – 180 стр.
6. Заяц О. В. Опыторганизационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений иорганизаций Издательство Дальневосточного университета 2004 ВЛАДИВОСТОК 2004 г.
7. Печерских Е. А. Знать чтобы…-Справочное пособие по философии независимого образа жизни Субгрант АйрексF-R1-SR-13 г. Самара
8. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теориясоциальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. —432с.
9. Мельник Ю. В. Особенности социальногодвижения инвалидов за независимую жизнь в России и зарубежом URL:http://science. ncstu. ru/conf/past/2007/stud/theses/ped/29.pdf/file_download (дата обращения 18. 05. 2010)
10… Холостова. Е. И, Сорвина. А. С.Социальная работа: теория и практика:– М.: ИНФРА-М, 2002.
11. Программа и направление работыНовосибирская региональная общественная организация инвалидов Центр независимойжизни «Финист»
URL: finist-nsk. narod. ru/onas. htm (дата обращения 15. 05. 2010)
12. «Виртуальный ЦентрНезависимой Жизни молодых инвалидов» URL:http://independentfor. narod. ru/material/manifest. htm (дата обращения 17. 05. 2010)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.