ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение… 2
Глава 1. Домашнее хозяйство какзвено логистической цепи. 4
Глава 2. Понятие и признакидомашнего хозяйства. 7
2.1. Понятие домашнего хозяйства. 7
2.2. Признаки домашнего хозяйства. 8
Глава 3. Бюджет домашнегохозяйства. 16
3.1. Уровень благосостояния. 16
3.2. Управление потреблением. 18
Заключение… 20
Список используемой литературы… 21
Введение
Актуальность темы работы.
Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную(экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфереэкономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица являетсясобственником и поставщиком, ее цель связана с обеспечением наиболее полногоудовлетворения личных потребностей.
Домашнее хозяйство – один из трех основных субъектовэкономической деятельности (государство, предприятия, домашние хозяйства). Охватываетэкономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживаетчеловек, семья. Домохозяйство – основная экономическая единица; одно илинесколько лиц, добровольно живущих вместе, вместе готовящих пищу и извлекающихвыгоду из совместного ведения хозяйства. Домохозяйство сопоставимо с компанией(фирмой) как базовой рыночной единицей. экономика домашнего хозяйства –исходная и простейшая форма экономической жизни социума. Поэтому еетеоретическое представление наиболее сложно.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рациональногоповедение потребителей в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующиечастные задачи:
1. рассмотреть домашнее хозяйство как звено логистическойцепи;
2. дать понятие домашнего хозяйства;
3. Рассмотреть признаки домашнего хозяйства;
4. рассмотреть уровень благосостояния;
5. рассмотреть управление потреблением.
Объект исследования – домохозяйство как субъект рыночныхотношений, рациональное поведение потребителей в рыночной экономике.
Предметом исследования являются общественные отношения,связанные с рассмотрением домохозяйства как субъекта рыночных отношений, атакже рационального поведение потребителей в рыночной экономике.
Глава 1. Домашнее хозяйство как звено логистическойцепи
В качестве логистических звеньев чаще всего рассматриваютсяпредприятия-изготовители продукции, оптово-посреднические предприятия,предприятия-потребители продукции производственно-технического назначения,розничные торговые предприятия, предприятия транспорта.
В связи с этим необходимо остановиться на рассмотрениисостава звеньев и каналов логистической цепи.
Ученые и практические работники подходят к их определениюпо-разному. Согласно одному из определений логистического канала под ним понимается«упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себявсе логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки отпоставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретноговида продукции, до ее конечных потребителей. Представляется чрезвычайно важнымболее внимательно отнестись к понятию „конечный потребитель(покупатель)“ и дать его четкое определение.
Большинство авторов рассматривают в качестве конечныхпотребителей (покупателей) производственные и розничные торговые предприятия(РТП). И если в части движения продукции производственно-техническогоназначения (ППТН) это можно считать правомерным, то по движению потребительскихтоваров, или товаров народного потребления (ТНП) – нет. Например, А.М. Гаджинский,рассматривая принципиальную схему движения сахара от завода-изготовителя,выделяет три категории участников товародвижения: завод, оптовая база и сетьпродовольственных магазинов[1].Л.Б.Миротин и Ы.Э. Ташбаев, рассматривая варианты распределения товаров взависимости от типа используемых каналов распределения, включают в числологистических звеньев предприятие-производителя, оптового продавца,мелкооптового продавца, торговое предприятие. При этом выражения „торговоепредприятие“ и „потребитель“ понимаются авторами как синонимы[2].
Более правомерна точка зрения других авторов, считающихболее широким, чем логистика понятие „управление цепью поставок“,которое относится, в том числе, и к получению товаров конечными потребителями[3], а самацепь поставок выглядит следующим образом (рис.1).
Рис.1. Управление цепью поставок.Бизнес-логистика Закупочная логистика Менеджмент материалов Физическое распределение Сырье, детали и компоненты Первичная обработка или изготовление узлов Завод Запас готовой продукции Распределение по складам и оптовикам ––––– Розничная торговля –– Потребители
Следует отметить, что запасы домашних хозяйств как частьструктуры совокупных материальных запасов национальной экономики (региона)находит признание среди ученых. [4].
Прямое статистическое наблюдение за материальными запасамидомашних хозяйств не ведется, поскольку его просто невозможно осуществить ипоэтому при оценке абсолютных размеров и структуры совокупного материальногозапаса национальной экономики России приходится исходить только изпроизводственных, запасов незавершенного производства, товарных и транспортныхзапасов». Такой подход вполне правомерен и объясним. Однако доказательноутверждать при этом, что основную часть совокупных запасов составляютпроизводственные и товарные запасы, можно лишь беря за весь совокупный запасего «урезанную» часть, исключающую запасы системы госрезерва идомохозяйств[5].
Следует подчеркнуть, что мощность потока товаров и услуг,идущего от предприятий торговли (услуг) в домохозяйства, весьма существенна.Так, в 2002 году расходы домашних хозяйств на приобретение товаров и услугсоставили 4785,1 млрд. руб., или 44,0% к валовому внутреннему продукту (ВВП).При этом собственно товарный поток равен 3707,7 млрд. руб (34,1% к ВВП), потокуслуг – 1077,4 (9,9) (расчет авторов). В связи с этим возникает проблемаизучения ассортимента товаров, потребляемых домашними хозяйствами, которыйнасчитывает несколько десятков тысяч наименований изделий. Интересыпланирования, оперативного управления товарной массой требуют их научно — обоснованной систематизации.
Важным условием изучения ассортимента товаров народногопотребления является разработка потребительских комплексов, то естьклассификация товаров по принципу их потребительского назначения. Исследованиепотребительских комплексов предполагает, с одной стороны, изучение развитиясамих потребностей, с другой – изучение конкретных форм и средств удовлетворенияэтих потребностей в определенных социально-экономических условиях. Примерамипотребительских комплексов для непродовольственных товаров могут служитьследующие: «Жилище. Благоустройство, ремонт и индивидуальноестроительство», «Сад, огород, личное подсобное хозяйство»,«Домашнее хозяйство» и т.д.
Глава 2. Понятие и признаки домашнего хозяйства2.1. Понятие домашнего хозяйства
Существует два совершенно разных уровня анализа, касающегосяизучения домашних хозяйств. Первый уровень — макроэкономический анализ — сводитвоедино более 50 млн. домашних хозяйств России и рассматривает их как однугигантскую единицу и стремится начертить общую схему структуры домохозяйств исвязей между ними. При этом макроэкономические исследования охватывают такиевеличины, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объемдохода, общий объем расходов, общий уровень цен и. т.д. Второй уровень — микроэкономический анализ – имеет дело с конкретными экономическими единицами,с детальным изучением их поведения. Здесь оперируют термином «отдельноедомохозяйство» и сосредотачивают внимание на таких величинах, какпроизводство или цена конкретного продукта, доходы или расходы данной семьи ит.д. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы увидеть с самогоблизкого расстояния некоторые очень специфические компоненты исследуемой экономическойсистемы.
В соответствии с принятыми в статистике ООН рекомендациямипонятие домохозяйства основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельныелица или группы лиц обеспечивают себя продуктами жизнедеятельности. Такимобразом, домашнее хозяйство рассматривается преимущественно как потребительскаяячейка, а элементы производственной деятельности учитываются лишь в той мере, вкакой они необходимы для удовлетворения собственных нужд. Отметим, чтосуществуют известные различия в подходах к пониманию домашних хозяйств встатистике отдельных стран[6].В отечественной науке в настоящее время под домашним хозяйством частопонимается хозяйство семьи как самостоятельной единицы, доходы которойиспользуются для жизнеобеспечения ее членов, главным образом, на нужды, несвязанные с предпринимательством. 2.2. Признаки домашнего хозяйства
Представляется необходимым ввести некоторые признаки,которые определяют особенности товаропотребления домашними хозяйствами. К ним,прежде всего, следует отнести численный и качественный состав семьи; вид иразмер поселения; общий размер доходов, приходящихся на одного члена семьи,домохозяйство в целом и др. Рассмотрим эти признаки несколько более подробно.
Численный состав семьи может варьировать в широкомдиапазоне: от 1 человека до десяти и более. Известны примеры, правда, малохарактерные для современной России, когда число детей в семье составляет 20человек[7].Характерно наличие большого числа детей у ряда национальностей россиян. Внастоящее время с точки зрения численного состава, наличия родителей в нашейстране наиболее распространены три разновидности семьи: а) супружеская пара сдетьми или без (нуклеарная семья); б) один из родителей с детьми (неполнаянуклеарная семья); в) супружеская пара с детьми или без детей с одним изродителей супругов и другими родственниками (сложная семья с супружескимядром). Существуют и другие разновидности семей, однако три перечисленныедоминируют и на них приходится около 90% общего числа семей. Особенностиструктуры расходов домашних хозяйств на конечное потребление в зависимости отчисла их членов видны из графика.
/>
С увеличением численного состава семьи расходы на конечноепотребление в расчете на одного человека сокращаются с 3241,6 (число членовдомашнего хозяйства 1) до 1593,1 руб. (5 чел). Кроме того, можно отметить иболее высокую зависимость стоимости питания в домохозяйствах с наибольшимчислом членов от поступлений из личного подсобного хозяйства. В такихдомохозяйствах поступления из личного подсобного хозяйства составляют 9,7% отвсех расходов на конечное потребление, в то время как в среднем по всемкатегориям домохозяйств этот показатель составляет лишь 6,9%[8].
С увеличением числа детей с одного до четырех отмечаетсясущественное снижение среднедушевых располагаемых доходов: с 2295,6 до 1051,8руб., то есть в 2,18 раза. Столь же ощутима разница в части возрастающейзависимости многодетных семей от натуральных поступлений продуктов питания, какиз личного подсобного хозяйства, так и из других источников. Так, если в семьяхс одним ребенком удельный вес натуральных поступлений в структуре расходовсоставляет лишь 7,5%, то в семьях с тремя детьми эта цифра составляет 16,7%, ас четырьмя – 15,2%. В многодетных семьях несколько падает доля средств,затрачиваемых на приобретение непродовольственных товаров.
Следующий признак, в существенной мере определяющий характери объемы товаропотребления домохозяйства, – вид поселения. Прежде всего, это,конечно, принадлежность к городскому или сельскому населению. Для сельскогонаселения в продуктообеспечении семьи по сравнению с городским несколько болеезначимую роль играет натуральное хозяйство и в несколько меньшей – рыночныеисточники. Это подтверждается данными выборочного обследования бюджетовдомашних хозяйств, проведенного Госкомстатом России в 2002 г. Так, в структурерасполагаемых расходов домашних хозяйств денежные расходы в городской местностисоставляли 90%, в сельской – 75; стоимость натуральных поступлений продуктовпитания в городской местности составляла 4%, в сельской – 20. Подобным жеобразом разнится и структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление(табл.4).
Таблица 4
Структура расходов домашних хозяйств на конечное потреблениев 2007 г. Направления расходов Структура,% в городской местности в сельской местности Покупка продуктов питания 41 36 Стоимость натуральных поступлений продуктов питания 5 23 Покупка непродовольственных товаров 34 29 Покупка алкогольных напитков 2 2 Оплата услуг 17 10 Стоимость предоставляемых работодателем льгот в натуральном выражении 1
Вместе с тем города и поселения городского типа весьмаразличаются между собой по характеру, источникам и объемам продуктообеспечения.Напомним существующую градацию городов: крупнейшие (численность населенияпревышает миллион человек); крупные (от 500 тыс. до миллиона); большие (100-500тыс); небольшие – а) средние (50-100) и б) малые (до 50).
В свою очередь, малые города разделяются на две группы:собственно малые города с численностью населения 20-50 тыс. человек, а такжемалые города переходного типа к сельским территориям (15-20 тыс. человек). Какпоказали проведенные выборочные исследования домохозяйств некоторых городовСвердловской и Пермской областей, для средних и особенно малых городов большуюроль в обеспечении продуктов питания играет личное подсобное хозяйство[9]. Врезультате отдельные продукты питания многими домохозяйствами таких поселенийна рынке вообще не приобретаются (картофель, морковь, свекла, лук, капуста,кабачки и т.п.). Однако для получения более достоверных и развернутых выводовнеобходимо продолжить исследования характера потребления домохозяйств вгородских поселениях различного типа и размера[10].
Рассмотрим динамику изменения среднего размера семьи вразрезе городского и сельского населения (табл.5).
Мы видим, что средний размер семьи обнаруживает четковыраженную тенденцию к уменьшению, как в городах, так и в сельских поселениях.
Кроме того, существенно возрос удельный вес городских семей:три четверти всех российских семей проживают в городах.
Таблица 5
Некоторые характеристики семей Российской Федерации.Показатели Годы 1939 1959 1970 1979 1989 Доля городских семей,% 35,4 53,0 63,6 69,6 73,7
Продолжение таблицы.Средний размер семьи, чел в том числе городской сельской
4,1
3,6 4,3
3,6
3,5 3,8
3,5
3,4 3,8
3,3
3,2 3,4
3,2
3,2 3,3 Доля семей с 5 и более членами,% в том числе городских сельских
35,5
23,6 42,0
24,9
20,4 29,9
20,6
15,7 29,3
13,4
11,1 18,8
12,6
11,2 16,4
Наконец, необходимо остановиться на рассмотрении влияния наструктуру расходов домашних хозяйств и характер потребления товаров уровнядоходов.
Представляет большой интерес анализ зависимости структурырасходов домашних хозяйств от уровня доходов, приходящихся на одного членасемьи. Во-первых, весьма существенна разница в уровнях доходов выделенныхгрупп. Во-вторых, значительны различия и в структуре расходов. Четкопрослеживается тенденция уменьшения доли расходов, направляемых на питание, иодновременное увеличение доли расходов на непродовольственные товары в болееобеспеченных домохозяйствах. Сравним первую (беднейшую) группу домохозяйств идесятую (с наибольшими доходами). В первой группе на питание направляется 65,4%всех расходов домохозяйств и лишь 17,1% идет на приобретениенепродовольственных товаров. В десятой группе эти две части расходов выражаютсяцифрами, соответственно, 35,5 и 46,1%. В-третьих, в малообеспеченных семьяхзаметно более ощутима зависимость от натуральных поступлений (13-14,4% в трехпервых группах), и, прежде всего, из личного подсобного хозяйства (10,7-11,3%).
Ряд исследований показывает, что демографическаяхарактеристика семьи (ее состав, размер), как и экономическое положение (материальнаяи жилищная обеспеченность, уровень потребления), определяется в значительнойстепени той стадией жизненного цикла, на которой находится семья в своемразвитии, а также принадлежностью к тому или иному поколению семей[11].
Если попытаться в целом определить изменения семейныхдоходов с момента образования семьи до ее постарения, то увидим, что узначительного большинства семей происходит чередование периодов спада, подъемаи стабилизации доходов. После периода окончательного формирования семьи (первые10-15 лет брака), в среднем характеризующегося снижением душевого дохода,начинается относительно долговременный его рост. Особенно активно этот процесспротекает в период, соответствующий 18-20 годам брачной жизни, когда начинаетсяновый этап в развитии семьи, связанный с вступлением детей в трудовой возраст иуменьшением числа иждивенцев в семье.
Однако, отделение детей, образование ими своих семей, отъездна учебу часто не означают их полной экономической самостоятельности, иноминальный рост доходов старшей семьи погашается появлением существеннойстатьи расходов в ее бюджете, связанной с помощью взрослым детям[12].
Следующим переломным моментом в динамике среднего душевогодохода можно считать 30-летний возраст семьи, совпадающий с достижениемсупругами пенсионного возраста. Этот этап жизненного цикла можно разделить надва подпериода по характеру изменения душевого дохода. Первое десятилетие(после 30 лет) характеризуется в среднем стабилизацией уровня материальнойобеспеченности семьи, главным фактором которой является занятость пенсионеров;их доход формируется одновременно за счет заработной платы и пенсии. Последнийпериод жизни семьи (после 40 лет брака) отмечается резким падением душевогодохода, который теперь ограничивается размерами пенсий.
Таким образом, очевидно, что гигантское многообразиедомохозяйств и существенные различия в их укладе, традициях, рождаемости,жизненных стандартов, имеющих место в отдельных регионах, требует идифференцированного подхода к реализации социальных, экономических,институциональных мер; наряду с общегосударственными действиями должныреализовываться мероприятия регионального характера, которые только и могутучитывать местную специфику.
Необходимо также развивать внимательное отношение копределенным аспектам повседневного поведения и складывающихся ситуаций. Поискв действиях домохозяйств рациональности или целеустремленности подразумевает,что люди, индивидуально или коллективно, в своих решениях делают выбор,сопоставляя издержки и выгоды. Принимая решения о том, как потратить своевремя, какие продукты покупать, работать или не работать, какие товарыпроизводить и продавать и т.п., люди сопоставляют возможные выгоды сиздержками. Если прямые выгоды, связанные с намеченным планом действий,превышают прямые издержки, целесообразно осуществить та-кое действие. Если жепрямые издержки оказываются больше прямых выгод, такие действия не являютсярациональными. Более того, когда размеры издержек или выгод изменяются, людисоответственно изменяют свое поведение. Следовательно, необходимо пристальноследить за динамикой издержек и выгод, чтобы понять характер повседневнойдеятельности людей и институтов в области экономики.
Одним из важных факторов, влияющих на размерыпотребительских запасов в домохозяйствах в городских поселениях, являетсяхарактер размещения розничной торговой сети. В свою очередь, размещениерозничных торговых предприятий зависит от принадлежности товара к той или инойтоварной группе.
Представляется правомерной точка зрения В.И. Сергеева,который отмечает, что материальные потоки, являющиеся объектами управлениявнутрифирменного логистического менеджмента, чрезвычайно многообразны. Готоваяпродукция традиционно разделяется на две супергруппы: средства производства ипредметы потребления. При этом справедливо подчеркивается, что особое вниманиелогистический менеджмент должен уделять производимым фирмой товарам широкогопотребления[13].Известно принятое в маркетинге деление товаров на товары повседневного спроса,предварительного выбора, особого и пассивного спроса. Характер организацииканалов распределения потребительских товаров, число и типы розничных торговыхпредприятий и их сетей, количество торговых точек определяется В.И. Сергеевым взависимости от их принадлежности к тем или иным товарным группам.
Глава 3. Бюджет домашнего хозяйства 3.1. Уровень благосостояния
Благосостояние – набор благ и услуг, обеспечивающихопределенный уровень сбалансированности экономической системы. Неравновесные,несбалансированные состояния экономической системы, характеризуемые пониженнымсодержанием каких-либо ее составляющих, – это потребности. Потреблениеудовлетворяет потребностей, замещая утраченные элементы системы, включая всистему поступающие из внешней среды блага и услуги[14].
В силу конечности системы потребности ограничены.Естественные потребности (в воздухе, пищевых продуктах) на определенном уровнене только полностью удовлетворяются количественно, но мало изменяются качественно,т.е. удовлетворяются при помощи почти стабильного набора благ. Потребности,которые мало изменяются количественно, но постоянно и довольно быстросовершенствуются качественно (в одежде, обуви, предметах домашнего обихода),ограничены наличным ассортиментом произведенных благ. Потребности, постоянноразвивающиеся в количественном и в качественном отношении (например,потребность в самоутверждении) ограничены очередными задачами, вытекающими излогики развития личности.
Потребление имеет комплексный характер. С одной стороны,отдельное благо (например, одежда) удовлетворяет множество потребностей. Сдругой стороны, комплекс потребностей состоит из потребностей, каждая изкоторых не может быть удовлетворена (полностью или частично) без удовлетворениядругих. Поэтому потребление различных благ развивается одновременно, так чтокаждому уровню благосостояния отвечают некоторые пропорции потребленияразличных предметов. Поэтому на каждом уровне благосостояния одновременно вкакой-то мере удовлетворяются все разнообразные потребности, а при переходе отболее низкого уровня благосостояния к более высокому растет удовлетворение всехпотребностей.
Первый закон потребления: Для каждого уровня благосостоянияхарактерен некоторый минимум удовлетворения каждой отдельной потребности,повышающийся с переходом от более низких к более высоким уровнямблагосостояния. Ни одна из потребностей не удовлетворяется на уровне полногонасыщения, если все потребности в целом не насыщены. Степени насыщенияразличных потребностей, пока не достигнуто их полное удовлетворение,неодинаковы[15].
Второй закон потребления: Темпы прироста удовлетворенияразличных потребностей при росте благосостояния находятся в обратнойзависимости от степеней насыщения соответствующих потребностей. Достигнутыйуровень благосостояния представляет собой исходный пункт для его дальнейшегоповышения. Нормальные потребности – потребности текущего функционированияэкономической системы. В привычках и обычаях закрепляется некоторый уровеньудовлетворения потребности и конкретный способ достижения этого уровня. Покапривычка не изменилась, она требует конкретной структуры производства. Важнуюроль в определении характера потребления играют особенности природной среды,хозяйственно-культурный тип, вкусы. Удовлетворение перспективных потребностейобеспечивает развитие экономической системы. Поскольку на том или ином уровнеони никогда не удовлетворялись, и не сложился какой-либо привычный наборконкретных благ, то еще предстоит решить, с помощью каких именно предметов ониудовлетворены. Достижение всякого уровня благосостояния открывает его недостаткии тем самым порождает новые потребности. В развития потребностей наблюдаетсяочередность. Есть блага, которые вообще не включаются в пропорции потребленияна определенных, сравнительно низких уровнях благосостояния. 3.2. Управление потреблением
Когда обладание благами и их потребление переходит некоторуюграницу, оно становится обременительным, если связанные с этим усилия не могутбыть переложены на других. Употребление изысканных блюд доставляет удовольствиетолько тогда, когда есть кому их готовить. Иначе время, потраченное наприготовление, сведет на нет всякое удовольствие от еды. Потребление товаров вбольшинстве случаев требует организации и усилий приготовления, уборки, ухода,ремонта, удаления отходов[16].
Более просторное и благоустроенное жилье требует болееобременительного ухода и присмотра. Жизнь в пригороде предъявляетдополнительные требования к организации потребления: содержание автомобилей,ремонт жилищ, перевозка детей, истребление сорняков, лечение домашних животных,светское общение, связанное с демонстрацией хозяйственных способностей.Городские многоквартирные дома требуют гораздо меньше ухода. Здесь обычнопроживают жены с независимыми жизненными интересами. Если есть люди, на которыхможно переложить обязанности присмотра и которые в свою очередь могут наниматьи руководить необходимой для обслуживания рабочей силой, то потребление неимеет границ. В противном случае потребление имеет жесткие пределы.
Когда потребление не сложно, в индустриальном обществе одинчеловек вполне способен зарабатывать на жизнь и заниматься самообслуживанием. Сусложнением потребления женщина начинает целиком заниматься управлениемпотреблением. Формируется особая концепция семьи, в соответствии с которой одиниз ее членов обеспечивает доход, а другой целиком и полностью отвечает за его использование.
Семейный расчет – это метод ведения домашнего хозяйства,являющийся разновидностью хозяйственного расчета. Хозрасчет основан напринципах: самоокупаемости – возмещения расходов доходами, рентабельности –превышения доходов над расходами, платности – платежей за отвлечение ресурсовиз других центров прибыли, самофинансирования – инвестиций в развитие изсобственных средств[17].
Хозрасчет соизмеряет затрат и результаты экономическойдеятельности, формирует материальную заинтересованность и обеспечиваетэкономическую ответственность предприятия. В рыночной экономике хозрасчетфункционирует в форме коммерческого расчета. Необходимость в семейном расчетевозникает, во-первых, при сезонности домашнего хозяйства, во-вторых, в связи сучетом расходов, производимых домашним персоналом; в-третьих, при заполненииналоговых деклараций; в-четвертых, с целью накопления ресурсов и периодическогообновления основных фондов домашнего хозяйства, предметов длительногопользования.
При планировании расходов рекомендуется разделять и отдельноучитывать постоянные и переменные расходы. Расходы также делят на три части: 1)текущие, которые из месяца в месяц повторяются: питание, плата за квартиру,транспорт, гигиена; 2) одноразовые, которые своей экономической сутью похожи натекущие, но в течение года распределяются неравномерно, например, расходы накниги; 3) фонды на приобретение вещей длительного пользования.
Заключение
Итак, мы рассмотрели домашнее хозяйство как звенологистической цепи, дали понятие домашнего хозяйства, рассмотрели признакидомашнего хозяйства, уровень благосостояния, а также управление потреблением.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Отраслевой статус экономики домашнего хозяйства неограничивает содержание ее предмета концептуальными положениями исключительноэкономической науки. В настоящее время для понимания экономическихзакономерностей семейной жизни, пожалуй, более важны соответствующим образоминтерпретированные данные этологии, этнографии, религиоведения и т.п.
Учет этого методологически важного обстоятельства даетоснование полагать, что экономика домашнего хозяйства является достаточноабстрактной и наиболее общей отраслью экономической науки.
Список используемой литературы
1. Вечканов Г.С. Экономическая теория. М., 2009. С.448.
2. Гаджинский А.М. Логистика. М., 2008. С.408.
3. Долгов А.П., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами.СПб., 2008.С. 200.
4. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2007. С.864.
5. Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2008. С.1072.
6. Кучуков Р.А. Экономическая теория. М., 2007. С.520.
7. Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С.528.
8. Основы логистики / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М., 2007.С.108.
9. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С. Международный менеджмент. М., 2008.С.720.
10. Роджер Д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард, Джеймс Ф. Энджел Поведениепотребителей.9-е международное издание. М., 2007. С.624.
11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 2009. С.672.
12. Салихов Б.В. Экономическая теория. М., 2007. С.724.
13. Современная логистика. М., 2006. С.624.
14. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М., 2007. С.448.
15. Шкаратан О. Государственная социальная политика и стратегии выживаниядомохозяйств. М., 2006. С.464.
16. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009. С.512.