--PAGE_BREAK--2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ БАНКРОТСТВА
В настоящее время существует несколько методик анализа финансовой отчетности на предмет выявления признаков банкротства, которые отличаются друг от друга целями и задачами анализа, информационной базой, техническим обеспечением, оперативностью решения аналитических и управленческих задач и др.
Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получили работы известных западных экономистов Э. Альтмана, Р. Тафлера, Г. Тишоу, Дж. Блисса, разработанные на базе многомерного дискриминантного анализа.
При построении индекса банкротства Э. Альтман, профессор Нью-Йоркского университета, обследовал 66 предприятий промышленности, половина которых обанкротилась, а половина работала успешно. В 1968 г. Э. Альтман по данным 33 компаний впервые исследовал 22 финансовых коэффициента, из которых выбрал 5, наиболее значимых для диагностики банкротства :
— Х1 — отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;
— Х2 — рентабельность активов (перераспределительная (реинвестированная) прибыль к сумме активов);
— Х3 — уровень доходности активов (отношение прибыли к сумме активов);
— Х4 — коэффициент соотношения собственного и заемного капитала или отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу;
— Х5 — оборачиваемость активов (или отношение выручки от реализации к сумме активов).
На основе данных коэффициентов Э. Альтман разработал Z-модель:
Z = l,2X1 +1,4Х2 +3, ЗХ3 +0,6Х4 +1,0Х5,
где Х1, Х2, Х3, Х4, Х5- коэффициенты в виде долей единицы.
Значение Z 2,7 говорит о малой его вероятности в течение двух лет.
За последние 30 лет зарубежными учеными было разработано множество модификаций модели Альтмана. Так, в 1983 г. сам Альтман разработал модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже:
Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107X3 + 0,42X4 + 0,995X5.
Предельное значение Z-счета равно 1,23. В 1972 г. Дж. Блисс в Великобритании создал собственную четырехфакторную модель оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства:
Z = 0,063X1 + 0,092X2 + 0,057X3 + 0,001X4
где Х1 — отношение оборотного капитала к сумме активов; Х2 — отношение прибыли от реализации к сумме активов; Х3 — отношение нераспределенной прибыли к сумме активов; Х4 — отношение собственного капитала к заемному капиталу.
При расчетах по данной формуле предельное значение Z-счета составляет 0,037.
В 1977 г. британские ученые Р. Тафлер и Г. Тишоу апробировали подход Альтмана на данных 80 британских компаний и построили четырехфакторную прогнозную модель с отличающимся набором факторов:
Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18Х3 + 0,16Х4,
где Х1 — отношение прибыли от реализации к краткосрочным обязательствам; Х2 — отношение оборотных активов к сумме обязательств; Х3 — отношение краткосрочных обязательств к сумме активов; Х4 — отношение выручки к сумме активов.
Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у организации риск банкротства невелик, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.
В американской практике помимо модели Альтмана используется двухфакторная модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность банкротства организации: Х1 — показатель текущей ликвидности; Х2 — показатель удельного веса заемных средств в активах.
Формула двухфакторной модели записывается в следующем виде:
Z = -0,3877 — 1,0736X1 + 0,05779X2
Если Z2 0, вероятность банкротства, высокая.
Применение зарубежных моделей к финансовому анализу отечественных предприятий требует осторожности, так как они не учитывают специфику бизнеса (например, структуру капитала в различных отраслях, экономическую ситуацию в стране и различия в законодательной и информационной базе). В связи с этим возникает необходимость в разработке отечественных моделей прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей и макроэкономической ситуации.
Прогнозирование банкротства в отечественной практике производится на основе оценки неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса. При этом производится расчет следующих показателей: коэффициента текущей ликвидности; коэффициента утраты (восстановления) платежеспособности. Значения рассчитанных показателей сравниваются с рекомендованными нормативными значениями. По результатам сравнения делаются выводы о наличии (отсутствии) угрозы банкротства предприятия.
Следовательно, существует определенная научная преемственность между отечественными и зарубежными подходами к анализу финансовой отчетности. Однако механический перенос зарубежного опыта без учета специфики условий, в которых работают российские предприятия, неприемлем.
В целях обеспечения единого методического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также принятия на основе результатов такого анализа обоснованных экономических решений Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 г. № 31-р были утверждены Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса.
Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе показателей:
— коэффициента текущей ликвидности;
— коэффициента обеспеченности собственными средствами.
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:
— коэффициент текущей ликвидности наконец отчетного периода имеет значение менее 2;
— коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности (К1) определяется по формуле (1) как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и кредиторской задолженности различного вида (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740):
где ПА — итог раздела II актива баланса; IIIA — итог раздела III актива баланса; ПП — итог раздела II пассива баланса.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2) характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется по формуле (2) как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса):
где: I П — итог раздела I пассива баланса; IA — итог раздела I актива баланса; IIА — итог раздела II актива баланса; IIIА — итог раздела III актива баланса.
Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2,0, а коэффициент обеспеченности собственными средствами меньше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам. В случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2,0, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам.
Коэффициент восстановления платежеспособности (К3) определяется по формуле (З.а) как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. При этом расчетный коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам.
где: К1ф — фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1); К1Н — значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К1 норм — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, принимаемое равным 2,0; 6 — период восстановления платежеспособности в месяцах; Т — отчетный период в месяцах.
Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности (К3) определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению (при этом расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности, установленный равным 3 месяцам):
где: К1ф — фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1); К1Н — значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К1норм — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, принимаемое равным 2,0; 3 — период утраты платежеспособности предприятия в месяцах;
Т — отчетный период в месяцах.
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.
Решение о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным принимается в том случае, если коэффициент ликвидности имеет значение меньше 2,0, коэффициент обеспеченности собственными средствами меньше 0,1, а у предприятия отсутствует реальная возможность восстановить свою платежеспособность.
При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки принимается решение об отсрочке признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным на срок до 6 месяцев.
При отсутствии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности осуществляется принятие одного из двух следующих решений:
— при значении К3 больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не может быть принято;
— при значении К3 меньше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не принимается, однако ввиду реальности угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий учет.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Методика разработки бизнес-плана финансового оздоровления компании имеет свою специфику. Особенности этой методики вытекают из самой ситуации, в которой находится неплатежеспособное предприятие. Обычный бизнес-план может составляться в расчете на благоприятную ситуацию в рамках инвестиционного проекта. Другой вариант предусматривает нормальное развитие предприятия в условиях сбалансированности позитивных и угрожающих факторов.
Другое дело — ситуация неплатежеспособности предприятия. «Угрозы» уже осуществились, и планирование нацелено на выход из кризиса, прежде всего финансового. Поэтому первой фазой планирования является определение конкретных проблем, которые привели к неплатежеспособности.
Далее необходимо перейти от проблем, от «диагноза», ко второй фазе — планированию, включающему планирование целей, средств достижения целей, ресурсов и контроля. По сути, здесь вырабатывается концепция выхода из кризиса, называются приоритетные направления антикризисной деятельности.
Наконец, третья фаза включает собственно составление бизнес-плана. Полученная ранее информация о причинах кризиса и концепция выхода из него «укладываются» в определенные форматы планирования. В качестве таких форматов выступают основные функциональные разделы бизнес-плана.
Диагностика основных причин финансовых затруднений, приведших к кризису (неплатежеспособности) предприятия, ведется в разрезе основных функциональных сфер: продукции, маркетинга, производства, организации и управления, капитала и юридической формы, финансов. Для каждой такой сферы характерен определенный финансовый эффект, который и подлежит анализу.
В области качества продуктов и услуг воздействие на финансы осуществляется через величину выручки, которая может быть большей или меньшей в зависимости от параметров качества. Поэтому задачей диагностики в этой сфере является определение, в какой мере качество реализуемого товара (услуги) сказалось на объемах продаж. Область маркетинга исследуется с этой же целью. Нужно ответить на вопрос, как состояние рынка, конкуренции, каналов сбыта, способы продвижения товара (услуги) оказали влияние на величину выручки?
Производственная сфера рассматривается с точки зрения качества оборудования и технологических процессов: есть ли возможность производить конкурентоспособные изделия, какова ресурсоемкость технологии, каков уровень аварийности и т.д. В результате необходимо сделать определенный вывод о влиянии производственно-технических факторов на объемы производства и уровень затрат.
В организационно-управленческой области анализу подлежат эффективность оргструктуры предприятия и качество управленческих кадров. Соответствует ли оргструктура основным бизнес-процессам? Компетентно ли руководство? Отсюда выводится и оценка роли управленческого фактора в складывании финансового кризиса. Схожие аналитические действия предпринимаются в отношении организационно-юридической и финансовой сфер. Там также выявляются значимые факторы возникновения критической финансовой ситуации: отсутствие стратегического инвестора, большая дебиторская задолженность и т.д.
Следующим логическим этапом является планирование целей. Зная причины неплатежеспособности, нужно обозначить цели, достижение которых приведет к финансовому оздоровлению. То есть ответить на вопрос: «Куда надо идти?». И этот ответ будет основой антикризисной концепции, ее направлением.
Подготовленная антикризисная концепция кладется в основу бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Если бизнес-план предназначается для внешних пользователей, в нем должны содержаться разделы «резюме» и «компания». Резюме как сжатая характеристика проекта имеет цель привлечь внимание, обеспечить заинтересованное изучение бизнес-плана потенциальными инвесторами или заимодавцами. В структуре бизнес-плана резюме располагается на первом месте, но составляется после того, как написаны все другие разделы.
Раздел «компания» обычно следует сразу за резюме и содержит основные сведения о компании-инициаторе проекта, в данном случае — антикризисного проекта. Назначение этого раздела — обеспечить первоначальное знакомство с компанией и ее рынком, сообщить необходимую контактную информацию, привести данные о текущем финансовом положении и т.д.
Cам же план финансового оздоровления излагается в следующих разделах:
· Продукты и услуги. Дается физическое описание продукции, раскрывается ее использование и привлекательность в глазах потребителя. Обосновывается, почему новая или улучшенная продукция найдет больший спрос у покупателей. Коротко характеризуется программа разработки и развития продукции, приводится расчет ее бюджета.
· План маркетинга. В параграфах плана проводится анализ целевой рыночной позиции, стратегии маркетинга, прогнозируются объемы продаж и бюджет маркетинга. Под целевой рыночной позицией понимается уровень присутствия компании на рынке (доля рынка) вместе с обеспечивающим этот уровень потенциалом конкурентных преимуществ. Завершают план маркетинга прогноз продаж и бюджет маркетинга. Последний включает в себя издержки сбыта и распределения, а также бюджет антикризисной программы в области маркетинга.
· План производства. Прорабатывается по той же схеме, что и план маркетинга. Включает параграфы: целевой производственный потенциал, производственную стратегию, прогноз формирования и использования материальных факторов производства. Целевой производственный потенциал — это такие параметры мощности предприятия и его технологического уровня, которые обеспечивают намеченный уровень присутствия компании на рынке. Производственная стратегия — это конкретные меры по воплощению целевого производственного потенциала, т.е. средства достижения целей в области производства. Прогноз по материальным факторам производства состоит из бюджета антикризисной программы в области производства (бюджета капитальных вложений) и проектировок прямых материальных затрат.
· Управленческо-кадровый план. Здесь также описывается целевой потенциал, стратегия управления и кадровая политика, дается проектировка расходов на управление. Характеристика управленческо-кадрового потенциала дается через описание целевой системы управления (оргструктуру, функции подразделений и их взаимодействие, функции руководителей и координация их работы, механизм принятия решений и контроля).
· Финансовый план. Результирующий раздел бизнес-плана. Объединяет данные по всем прогнозам и проектировкам, включает все специальные бюджеты антикризисных функциональных программ, раскрывает прогнозную финансовую картину в форматах отчетов о доходах и расходах, движении денежных средств, расчетного баланса.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ВЕРОЯТНОСТИБАНКРОТСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬФА»
Закрытое акционерное общество «Альфа», в дальнейшем именуемое Общество, создано и осуществляет свою деятельность в соответствии с «Гражданским кодексом Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» и другим действующим законодательством РФ.
Фирменное название Общества на русском языке:
— полное: Закрытое акционерное общество «Альфа»;
— сокращенное: ЗАО «Альфа».
Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Общество имеет фирменное наименование, расчетный и иные счета в банках, круглую печать и штампы со своим наименованием, фирменным знаком и фирменным бланком.
Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Приоритетной задачей Общества является производство. Общество является коммерческой организацией и действует с целью получения прибыли.
Общество может осуществлять и иные виды деятельности соответствующие его целям, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Общество может заниматься только на основании лицензии.
Общество производит сертификацию выпускаемой продукции (работ, услуг) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Общество имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность по импорту товаров, работ, услуг для своих нужд и в коммерческих целях и экспорту собственных и покупных товаров, работ, услуг, а также выступать посредником во внешнеторговом обороте.
Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т. е. Возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.
Как мы выяснили в предыдущей главе, внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность, которая выражается неравенством:
ДЗ ³ М + КЗ;
где ДЗ – дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие активы;
М – Краткосрочные кредиты и займы;
КЗ – Кредиторская задолженность и прочие пассивы.
Для исследуемого предприятия ЗАО «АЛЬФА» предприятия неравенство выглядит следующим образом:
197,2 ³ 201,7;
Данное неравенство выполняется, то есть ЗАО «АЛЬФА» можно считать платежеспособным, так как имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активы покрывают его краткосрочные обязательства.
По степени финансовой устойчивости предприятия возможны четыре типа ситуаций:
1. Абсолютная устойчивость – возможна при условии:
З
1.Нормальная устойчивость, гарантирующая платежеспособность предприятия, — возможна при условии:
З = Ес + М.
2.Неустойчивое финансовое состояние связано с нарушением платежеспособности и возникает при условии:
З = Ес + М + И0,
4. Кризисное финансовое состояние:
З > Ес + М.
где, З – Запасы;
Ес – величина собственных оборотных средств;
М – Краткосрочные кредиты и займы;
И0– источники, озлобляющие финансовую напряженность (временно свободные средства, привлеченные средства и прочие заемные средства).
Наличие собственных оборотных средств Ес, рассчитывается по формуле и имеет значение для ЗАО «АЛЬФА» по состоянию за 2008 год:
Ес=К-Ав=612,6-250,7=361,9 тыс. руб.
Оценим финансовую устойчивость предприятия ЗАО «АЛЬФА»:
213,3
Из расчетов следует, что финансовое состояние нашего предприятия абсолютно устойчиво.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Баланс считается ликвидным при следующих соотношениях групп активов и обязательств()ет руб.янию за 2005 годРОКЦлаве, :
А1 ³ П1; А2 ³ П2; А3 ³ П3; А4 ≤ П4
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары, отгруженные и дебиторская задолженность.
Значительно больший срок может понадобиться для превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А3).
Четвертая группа (А4) – это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:
П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили);
П2 – среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты банка);
П3 – долгосрочные кредиты банка и займы;
П4 – собственный (акционерные) капитал, находящийся в постоянно в распоряжении предприятия.
Исследуем указанные соотношения для ЗАО «АЛЬФА», что позволит установить тенденции в структуре баланса и его ликвидности. Для удобства проведения анализа ликвидности баланса и оформления его результатов составим таблицу 1.
Как это следует из табл. 1 для ЗАО «АЛЬФА» система выглядит следующим образом:
А1 ≤ П1; А2 ³ П2; А3 ³ П3; А4 ≤ П4
Ликвидность предприятия определяется также с помощью ряда финансовых коэффициентов.
Таблица 1
Анализ ликвидности баланса ЗАО «АЛЬФА»
Актив
На конец 2008 г.
На конец 2009 г.
Пассив
На конец 2008 г.
На конец 2009 г.
Платежный излишек или недостаток
На конец 2008 г
На конец 2009 г.
1 Наиболее ликвидные активы (А1)
22
80,9
1 Наиболее срочные обязательства (П1)
370
201,7
-348
-120,8
2 Быстрореализуемые активы (А2)
432
450
2 Быстро реализуемые активы (П2)
-
-
432
450
3 Медленно реализуемые активы (А3)
53
32,7
3 Долгосрочные пассивы (П3)
-
-
53
32,7
4 Трудно реализуемые активы (А4)
280
250,7
4 Постоянные пассивы (П4)
417
612,6
-137
-361,9
Баланс
787
814,3
Баланс
787
814,3
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия долгов) – отношение всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы.
Для ЗАО «АЛЬФА»
— на конец 2009 года: К т.л. = 563,3 / 201,7 = 2,79
— на конец 2008 года: К т.л. базис. = 507 / 370 = 1,37
Нормальное ограничение Кт.л. ³ 2, т. е. на каждый рубль краткосрочной кредиторской задолженности должно приходиться два рубля платежных средств. Однако в реальной хозяйственной деятельности данный коэффициент бывает значительно ниже.
Однако обосновать общую величину данного показателя для всех предприятий практически невозможно, так как она зависит от сферы деятельности, структуры и качества активов, длительности производственно-коммерческого цикла, скорости погашения кредиторской задолженности и т.д.
Коэффициент быстрой ликвидности – отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия. Для ЗАО «АЛЬФА»:
— на конец 2009 года — К б.л. = (80,9+450)/201,7=2,63
— на конец 2008 года — К б.л.базис = (22+432)/370 = 1,23
Нормальным считается значение коэффициента быстрой ликвидности — 0,7-1,0., однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется большее значение. Если в составе текущих активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это значение может быть и меньшим.
Наиболее точным показателем, характеризующим платежеспособность, является коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам.
Для ЗАО «АЛЬФА»:
— на конец 2009 года — К а.л. = 80,9/201.7 = 0,4
— на конец 2008 года — К а.л. базис. = 22/370=0,059
Нормальные значения Ка.л. ³ 0,2 — 0,5. Коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время. Если предприятие в текущий момент может на 20-25% погасить свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.
Проанализировав ликвидность предприятия, можно сделать следующий вывод. На момент составления баланса ЗАО «АЛЬФА» нельзя признать абсолютно ликвидным, так как два соотношения групп активов и пассивов не отвечает условиям абсолютной ликвидности баланса. Вместе с этим коэффициенты абсолютной ликвидности находятся в пределах нормы, что говорит о нормальной кредитоспособности предприятия. Коэффициент текущей и быстрой ликвидности за отчетный период значительно выросли, но их размеры по-прежнему находятся в рамках допустимых ограничений. Поэтому к ЗАО «АЛЬФА» можно относиться как к деловому партнеру и надежному заемщику.
продолжение
--PAGE_BREAK--Перейдем к оценке деловой активностиЗАО «Альфа».
Cтабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью.
Главными качествами и количественными критериями деловой активности предприятия является: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста.
От состояния оборотных активов зависит успешное осуществление производственного цикла предприятия, ибо недостаток оборотных средств парализует производственную деятельность, прерывается производственный цикл и в конечном итоге приводит предприятие к отсутствию возможности оплачивать по своим обязательствам и к банкротству.
Расчеты показателей деловой активности для ЗАО «АЛЬФА» приведены в таблице 2.
1. Коэффициент оборачиваемости активов показывает, что за год полный цикл производства и обращения совершается 10,33 раз, принося соответствующий эффект в виде прибыли или, что каждая денежная единица активов приносит 10,33 денежных единиц в виде реализованной продукции. Снижение этого коэффициента на 0,35 в следующем году означает, что средства стали использоваться менее эффективно.
Таблица 2 Коэффициенты оборачиваемости в 2008/ 2009 гг.
Название
Формула
На конец 2008 г.
На конец
2009 г.
Отклонение (+/-)
Коэффициент оборачиваемости активов
S/A
10,33
9,98
-0,35
Коэффициент оборачиваемости основных фондов
S/ОФ
29,03
32,41
3,38
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
S/обор. ср-ва
16,03
14,41
-1,62
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
S/Соб. к-л
19,49
13,26
-6,23
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
S/ДЗ
23,7
31,5
1,33
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
S/КЗ
21,97
40,28
18,31
Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов
S/ТМЗ
70,68
38,09
-32,59
2. Коэффициент оборачиваемости основных фондов можно интерпретировать как стоимость реализации (в рублях), приходящуюся на каждый рубль, вложенный в основное средство. Он находится как отношение выручки от продаж к величине основных фондов. Высокое значение этого коэффициента для ЗАО «АЛЬФА» равное 32,41 свидетельствует о высокой степени эффективности использования основных средств.
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств находится как отношение выручки от продаж к величине оборотных средств. Этот коэффициент характеризует скорость оборота оборотных активов предприятия. Его понижение за период 2008- 2009 гг. на 1,62 свидетельствует об увеличении производственных запасов и о снижении спроса на готовую продукцию.
4. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает расширение коммерческого кредита предоставленного предприятию. Его рост на 18,31 показывает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько раз за год оборачивается кредиторская задолженность. Рост этого показателя для ЗАО «АЛЬФА» (с 21,97 до 40,28) свидетельствует о более эффективном использовании заемных средств в 2009 году по сравнению с 2008.
6. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов почти вдвое за анализируемый период (с 70,68 до 38,09), показывает, что на ЗАО «АЛЬФА» происходит увеличение загруженности запасами.
Для анализа финансовых результатов деятельности ЗАО «АЛЬФА» в 2008- 2009 гг. рассчитаем показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Они отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства с целью получения прибыли.
В отчете о прибылях и убытках содержатся несколько показателей прибыли, характеризующие промежуточные итоги деятельности организации: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль. При расчетах мы будем использовать валовую прибыль. Для наглядности отобразим коэффициенты рентабельности ЗАО «АЛЬФА» в таблице 3.
Таблица 3
Коэффициенты рентабельности для ЗАО «АЛЬФА» в 2008- 2009 гг
Название
Формула
На конец 2008 года
На конец 2009 года
Отклонение
Рентабельность продаж
Прибыль/выручка
0,056
0,034
-0,022
Рентабельность капитала
Прибыль/Баланс
0,51
0,24
-0,27
Рентабельность ОС и прочих внеоборотных активов
Прибыль/ОС
1,44
0,78
-0,66
Рентабельность собственного капитала
Прибыль/Собственные средства
2,96
0,54
-2,42
1. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Так, на рубль реализованной продукции ЗАО «АЛЬФА» имеет 5,6 коп. прибыли в 2008 г. и лишь 3,4 коп. прибыли в 2009 г. Уменьшение коэффициента на 0,022 является следствием либо увеличения затрат на производство при постоянных ценах, либо снижением цены реализации продукции при постоянных затратах. В случае ЗАО «АЛЬФА» это обусловлено ростом цен на сырье.
2. Рентабельность всего капитала показывает эффективность использования имущества предприятия, уменьшение этого коэффициента на 0,27 для ЗАО «АЛЬФА» в отчетном периоде по сравнению с базисным свидетельствует об уменьшении спроса на продукцию предприятия.
3. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. И здесь динамика отрицательная: в 2009 году основные фонды в ЗАО «АЛЬФА» используются с меньшей эффективностью.
4. Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Он показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала.
Уровень рентабельности капитала может быть выражен следующей формулой, характеризующей его структуру:
;
Где, ROA – уровень рентабельности капитала;
ROS – рентабельность продаж;
Коб.об. – Коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
К об. ОФ – Коэффициент оборачиваемости основных фондов;
К об. НМА – Коэффициент оборачиваемости нематериальных активов (НМА);
Формула показывает, что уровень рентабельности капитала находится в прямой зависимости от уровня балансовой прибыли на 1 рубль выручки, коэффициента оборачиваемости оборотных средств, фондоотдачи основных фондов, фондоотдачи НМА. Анализ влияния указанных факторов на уровень рентабельности капитала определяется с помощью приема цепных подстановок. С этой целью последовательно проведем следующие расчеты.
Таблица 4
Расчет коэффициентов оборачиваемости для ЗАО «АЛЬФА» в 2008- 2009 гг.
Показатели
На конец 2008 года (базис)
На конец 2009 года
Отклонение
ROS
5,6
3,4
-2,2
Коб.об
16,03
14,41
-1,62
К об. ОФ
29,02
32,41
3,39
К об. НМА
-
-
-
= 34,05.
В итоге имеем: 34,05-58,33=-24,28.
Расчеты проведенные по данной формуле, показывают, что уровень рентабельности капитала ЗАО «АЛЬФА» уменьшился в отчетном периоде на 24,28 % по сравнению с базисным. На это изменение уровня рентабельности капитала отдельные факторы оказали следующее влияние:
1. =35,42-58,33=-22,91%
2. =33,01-35,42=-2,41%
3. =34,05-33,01=1,04%
Уменьшение рентабельности произошло за счет: уменьшения размера прибыли на рубль выручки на 22,91 %, за счет коэффициента оборачиваемости на 2,41 %, а так же увеличилась фондоотдача на 1,04%.
продолжение
--PAGE_BREAK--