--PAGE_BREAK--Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно, с учетом его интересов. Она должна быть достаточно актуальной, раскрывать современное состояние и перспективы развития теории и практики менеджмента, а также соответствовать специальности обучения. Студентам заочной формы обучения целесообразно выбирать темы, связанные с их практической деятельностью, а студентам очной формы обучения – с избранной специальностью.
Студент может предложить свою тему курсовой работы, не вошедшую в перечень предлагаемых. При достаточной обоснованности такое предложение может быть принято преподавателем, ведущим лекционный курс, а тема работы закреплена за студентом.
Допускается выполнение несколькими студентами потока одноименных тем, при условии, что объекты изучения будут различны. Как показал опыт работы, целесообразно, чтобы несколько студентов, выполняли ряд тем (комплексную тему) на примере одного объекта исследования.
Студенту вручается задание с названием закрепленной за ним темы и планом, которое должно быть представлено им вместе с курсовой работой (вклеено на обороте титульного листа). Без него работа к рецензированию не принимается.
Тема курсовой работы может быть изменена только по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс.
Примерные планы курсовых работ приведены в приложении А.
3. Подбор и изучение литературы
Важным условием успешного выполнения курсовой работы является правильный подбор и изучение студентом литературных источников, раскрывающих теоретические положения вопросов выбранной темы курсовой работы.
Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, читальном зале института. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.
При подборе нормативно-правовых актов, регулирующих связанные с темой курсовой работы отношения, целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Возможно использование данных, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет.
Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках.
При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше студент соберет научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации. Все время следует повторять: «Тема моей работы такая-то, я ищу информацию, только непосредственно относящуюся к предмету моей работы».
При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. Записать правильно источник информации – дело минутное, но эта минута поможет сберечь часы работы. На основании произведенных записей составляется список литературы, который согласовывается с преподавателем.
При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе. Начинать изучение нужно с энциклопедий и словарей. Затем следует изучить учебники и монографии, потом – журнальные статьи. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.
Существует ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге, не читая ее целиком. Изучение литературы целесообразно проводить по следующим этапам: общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению; изучение введения и предисловия; выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу представляющих интерес глав; внимательное чтение этих глав; выписка представляющих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмент будущей работы. В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой связанное и сжатое изложение своими словами обработанного материала.
При изучении литературы студент выявляет дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов, следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.
После изучения и обработки подобранной литературы можно приступить к написанию работы.
Список литературных источников по всем темам приводится в данных методических указаниях.
4. Сбор и обработка материалов
Студенты, выполняющие курсовую работу на примере предприятия, где они работают, могут приступить к исследованиям без направления деканата. Если курсовая работа студентом выполняется на примере другого предприятия, то ему необходимо получить направление (письмо-ходатайство) деканата факультета «Экономики и финансов» о предоставлении ему возможности сбора и изучения практических материалов. Кроме того, студенты очной формы обучения могут использовать материалы, собранные во время производственной практики.
Приступая к сбору практических материалов, студент должен хорошо представлять себе структуру управления исследуемого объекта, а также функции отдельных его подразделений, чтобы знать, в каком отделе, у какого исполнителя он может получить необходимую ему информацию. Такая информация может содержаться в Уставе предприятия, Положениях о подразделениях, должностных инструкциях, в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности, в договорах поставки товаров, в материалах маркетинговых исследований, докладных записках, актах обследований и др. Наряду со сбором материалов необходимо вести их обработку и в случае возникновения вопросов решать их в период сбора материалов. Для сбора и обработки материалов студент должен предварительно заготовить бланки таблиц, а при возможности использовать типографские бланки.
При анализе собранной информации студент должен применять различные методы экономического анализа: индексный, сравнения, графический, экономико-статистический, а также экономико-математические методы и модели с обязательным использованием современных средств.
Все приведенные в курсовой работе данные (таблицы, схемы, графики и др.) должны быть подвергнуты тщательному анализу, прокомментированы, логически увязаны с темой работы и использованы для обоснования выводов и предложений.
5. Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа – самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры курсовой работы:
- титульный лист;
- задание на курсовую работу;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложение (при необходимости).
Титульный лист является первым листом работы (нумерация на нем не проставляется). Титульный лист должен содержать все установленные реквизиты. Образец его оформления приведен в приложении Б.
Задание на тему курсовой работы, подписанное преподавателем, читающим лекционный курс, и студентом располагается за титульным листом. Задание не входит в нумерацию страниц работы. Без бланка-задания работа к рецензированию не принимается.
Образец задания на курсовую работу приведен в приложении В.
Содержание (оглавление) включает перечень наименований всех разделов и подразделов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало разделов.
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту приписными (большими буквами). В содержание включаются все заголовки, имеющиеся в работе, в том числе список литературы и приложение. Название разделов и подразделов следует приводить в полном соответствии с их названиями, указанными в тексте работы. Обозначение «стр.» («с») над номерами страниц в оглавлении не пишут.
Содержание курсовой работы должно включать введение, три – четыре раздела, заключение, список литературы и приложение.
Образец оформления содержания приведен в приложении Г.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, показывается ее взаимосвязь с проблемами совершенствования менеджмента; определяются цель, задачи, предмет и объект исследования.
Содержание последнего абзаца введения курсовой работы приведен в приложении Д.
Первая глава курсовой работы отражает теоретические аспекты темы на современном этапе развития менеджмента и экономики. При ее написании целесообразно пользоваться законодательными актами, материалами государственных органов, справочниками, журнальными и газетными статьями, другими литературными источниками по специальным вопросам.
Во второй главе дается краткая характеристика объекта исследования в соответствии с правовоэкономическими признаками; анализируется организационное построение и структура его аппарата управления, материально-техническая база и основные экономические показатели хозяйственной деятельности. При написании этой главы целесообразно учитывать общую теоретическую направленность курсовой работы, то есть акцент следует сделать на те показатели, которые наиболее тесно связаны с темой работы.
Третья глава посвящена непосредственно раскрытию темы. Она должна содержать конкретный практический материал исследуемого объекта и аналитические таблицы. В этой главе необходимо отразить не только результаты самостоятельно проведенных обследований, но и состояние исследуемой проблемы, предложить пути ее решения на рассматриваемом объекте. Анализируемые вопросы рекомендуется сопровождать расчетами экономической эффективности вносимых предложений.
В заключении дается оценка деятельности объекта исследования по рассматриваемым вопросам, и вносятся предложения по устранению выявленных недостатков и улучшению работы. Предложения должны вытекать из анализа изложенного материала и носить конкретный характер. Желательно рассчитать ожидаемый эффект от внедрения предложений.
Заканчивается курсовая работа списком использованных источников.
Правильное описание литературных источников смотрите в списке рекомендуемой литературы.
Завершается курсовая работа приложениями, которые не входят в общий ее объем (копии документов, расчеты и т.п.)
Все спорные вопросы по содержанию курсовых работ решаются заведующим кафедрой.
6. Оформление курсовой работы
Текст курсовой работы должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cry № 14. В отдельных случаях допускается написание курсовой работы от руки пастой одного цвета. Текст курсовой работы располагают на белой бумаге формата А4 (297 х 210) на одной стороне. Минимальный объем курсовой работы без приложений должен составлять не менее 35-40 страниц машинописного текста (не менее 35-50 страниц рукописного текста). Большие таблицы, иллюстрации, копии документов и распечатки с ЭВМ допускается выполнять в виде приложений. Объем приложений не ограничивается.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим воспроизведением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом, чернилами, пастой или тушью.
Листы курсовой работы должны иметь поля:
левое – 30 мм,
правое – 10 мм,
верхнее – 20 мм,
нижнее – 20 мм.
Листы курсовой работы нумеруются, включая список литературы. Первой страницей является титульный лист, который не нумеруется; следующий за титульным лист нумеруется как второй. Номер страницы ставится внизу в центре шрифтом № 10.
Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.
Курсовая работа должна содержать:
- титульный лист;
- задание на курсовую работу;
- содержание;
- введение;
- основную часть в соответствии с утвержденным заданием;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Слова «Содержание», «Введение», «Заключение» записывают симметрично тексту с прописной буквы, включают в содержание курсовой работы. Данные заголовки не нумеруют.
Задание на курсовую работу располагают после титульного листа, не нумеруют и не включают в количество листов.
Содержание курсовой работы выполняется по установленному образцу и имеет номер страницы «2».
Основная часть курсовой работы состоит из разделов и подразделов (при необходимости). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей курсовой работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (1.1). В конце номера подраздела точка не ставится.
Заголовки разделов и подразделов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками раздела и подраздела 8 мм. Каждый раздел курсовой работы рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
В тексте курсовой работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылка на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка (без точки). Если необходима дальнейшая детализация перечислений, используют арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Формулы, содержащиеся в курсовой работе, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Пример.
Фондоотдача определяется отношением объема реализации товаров к среднегодовой стоимости основных фондов:
Фотд. = Т / Соф, (1)
где Фотд. – фондоотдача;
Т – розничный товарооборот;
Соф – среднегодовая стоимость основных фондов.
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой номера приложения, например: (А.1).
Все используемые в курсовой работе материалы даются со ссылкой на источник: в тексте курсовой работы после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым значится в списке использованных источников и номер страницы, например: [7, с.115].
Ссылки на разделы, формулы, перечисления следует указывать их порядковым номером, например: «… в разделе 2», «… перечисление а», «… в формуле (5)».
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц (рисунок 1).
Таблица может иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф могут быть записаны параллельно или перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
продолжение
--PAGE_BREAK--Головка
Заголовки граф
Подзаголовки граф
1
2
3
4
5
Строки
(горизонтальные ряды)
Боковик (графа для заголовков)
Графы
(колонки)
Рисунок 1. Пример оформления таблиц
Над верхним левым углом таблицы помещают надпись «Таблица …» с указанием ее номера, далее ставиться дефис и пишется название таблицы с прописной буквы, например: «Таблица 1 – Основные экономически показатели хозяйственной деятельности ООО «Лира» за 2005-2006 годы». В таблице должна быть предусмотрена свободная строка, позволяющая идентифицировать соответствующие столбцы при переносе таблицы на следующую страницу. В тексте работы ссылка на таблицу (например, таблица 1) должна предварять саму таблицу.
Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости порядковые номера показателей указывают в боковике таблицы перед их наименованием.
Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.
Иллюстрации могут быть расположены как по тексту курсовой работы, так и в приложении. Предпочтительно размещение иллюстративного материала на отдельной странице. Если рисунок, схема невелики, то они могут быть размещены между соответствующими блоками текста (отделяются одной пустой строкой до и после рисунка). При этом размер рисунка не должен превышать 150 х 120 мм.
Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных под рисунком, например: Рисунок 1 — Этапы управления кадрами.
Ссылки на иллюстрации дают по типу «… в соответствии с рисунком 2», «на рисунке 5 …».
Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих ее листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы (листа) с указанием наверху посередине слова «Приложение», после которого следует заглавная буква русского алфавита, обозначающая его последовательность, например: Приложение А.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой.
Все приложения должны быть перечислены в содержании курсовой работы с указанием их номеров и заголовков.
В тексте курсовой работы на все приложения должны быть ссылки, например «… в приложении В».
Список использованных источников указывается в конце курсовой работы (перед приложением) и составляется в алфавитном порядке в следующей последовательности:
- законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
- специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи, учебники и т.п.);
- статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий (организаций).
Оформление списка использованных источников смотри в данных методических указаниях.
Подробно требования к оформлению курсовой работы и каждого ее компонента изложены в СТП 7.5.1-03-0.0402007 Система вузовской учебной документации. Общие требования к структуре и оформлению выпускных квалификационных, курсовых работ, отчетов по практике, контрольных работ, рефератов.
7. Рецензирование и защита курсовых работ
Выполненную работу студент сдает в установленный графиком срок на кафедру менеджмента и мировой экономики (ауд. 413).
Курсовые работы, представленные с нарушением предусмотренных сроков без уважительных причин, рецензированию не подлежат. Причины нарушения сроков (болезнь, длительная командировка, семейные обстоятельства и др.) должны быть подтверждены соответствующими документами и заявлением студента. В этом случае декан факультета «Экономики и финансов» может установить индивидуальные сроки, но обязательно до начала экзаменационной сессии или окончания учебного процесса.
Курсовая работа передается секретарем кафедры менеджмента и мировой экономики преподавателю – научному руководителю – на рецензирование. При рецензировании и оценки работы обращается внимание на полноту освещения основных вопросов согласно плану; использование литературы, практических материалов конкретного предприятия; глубину и качество проведенного анализа материалов; оформление иллюстрированного материала; применение экономико-математических; грамотность изложения и литературный стиль; правильность оформления курсовой работы.
Преподаватель – научный руководитель – на полях курсовой работы и в рецензии указывает на допущенные ошибки, а на титульном листе отмечает «Допущена к защите» или «Не допущена к защите». Отрецензированная курсовая работа с экземпляром рецензии возвращается студенту через секретаря кафедры менеджмента и мировой экономики. Не допущенная к защите курсовая работа возвращается студенту для переработки в соответствии с замечаниями рецензента, после чего вновь предоставляется на кафедру Менеджмента и мировой экономики. К повторной работе обязательно прилагается рецензия на первый вариант работы, иначе курсовая работа может быть вновь возвращена студенту. Если в рецензии указано «на доработку», студент может не переписывать работу заново, а лишь внести исправления согласно замечаниям. При необходимости студент может встретиться с научным руководителем и получить консультацию.
Защита курсовой работы производится до сдачи экзамена по курсу «Менеджмент» публично перед комиссией, состоящей из двух преподавателей кафедры менеджмента и мировой экономики. Одной из задач защиты работы студентом является проверка самостоятельности ее выполнения. При наличии элементов списывания всем студентам, допустившим это нарушение, выдаются задания на новые темы курсовых работ. При повторном выявлении фактов списывания студенты могут быть отчислены.
На защите студент в краткой форме излагает основное содержание работы, указывает положительные факты и недостатки в деятельности объекта исследования, защищает сформулированные в работе выводы и предложения, отвечает на вопросы членов комиссии.
В докладе необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи написания курсовой работы, изложить основные выводы и рекомендации, обосновать их эффективность. Студент может воспользоваться заранее подготовленными тезисами доклада, а также своей курсовой работой.
При оценке учитываются качество выполнения работы, ее научно-теоретический уровень и связь с практикой, степень самостоятельности в изложении материала, логика, язык и стиль изложения, оформление работы, рецензия научного руководителя, проделанная студентом работа по устранению недостатков, выступление студента на защите, ответы на вопросы по теме.
Результаты защиты курсовой работы оцениваются дифференцированной оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в экзаменационную ведомость и рецензию, а положительная оценка – также и в зачетную книжку за подписью членов комиссии.
Студенты, получившие при защите курсовой работы неудовлетворительную оценку, должны произвести необходимую доработку и подготовить подробный доклад для повторной защиты.
Курсовую работу студент должен хранить до окончания института и предоставить ее по первому требованию кафедры.
8. Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену
1. Подходы к определению понятия «менеджмент».
2. Основные категории менеджмента: система управления; объект и субъект управления; прямые и обратные связи; внутренняя и внешняя среда системы управления.
3. Основные закономерности и принципы менеджмента
4. Природа управления и исторические тенденции его развития.
5. Этапы развития менеджмента.
6. Школа научного управления, основные положения.
7. Классическая (административная) школа управления.
8. Школа психологии и человеческих отношений. Основные положения доктрины «человеческих отношений».
9. Школа науки управления (количественные школы).
10. Процессный подход с позиций школы науки управления.
11. Ситуационный подход, его сущность. Внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию, их взаимосвязь.
12. Системный подход в менеджменте.
13. Характеристика американской модели менеджмента.
14. Сущность японской модели менеджмента: ориентир на человеческий фактор, групповая сплоченность, традиция подчинения старшему по возрасту.
15. Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента.
16. Характеристика западноевропейской модели менеджмента.
17. Социальное партнерство как тип отношений между предпринимателями и работниками.
18. Особенности развития менеджмента в России.
19. Формирование рыночного управления в России.
20. Сущность организации и ее признаки.
21. Организация как открытая система управления. Законы организации.
22. Планирование как вид управленческой деятельности и его значение в рыночной экономике.
23. Организационно-правовые формы предпринимательства.
24. Миссия как главная цель организации. Подходы к разработке миссии.
25. Цель и ее роль в процессе менеджмента.
26. Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.
27. Стратегии преодоления конфликтов
28. Основные направления эволюции современных теорий мотивации.
29. Содержательные теории мотивации.
30. Процессуальные теории мотивации.
31. Понятие, сущность и классификация методов управления, их связь с мотивационной направленностью работников.
32. Организационно-распорядительные методы управления.
33. Экономические методы управления, их характеристика и развитие в условиях перехода к рыночным отношениям.
34. Социально-психологические методы управления.
35. Сущность понятия «управленческое решение», классификация и требования, предъявляемые к ним.
36. Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
37. Методы обоснования и оптимизации управленческих решений.
38. Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства.
39. Группы и их значимость. Формальные и неформальные группы и эффективное управление ими.
40. Содержание понятий «власть» и «влияние». Классификация форм власти и влияния. Сильные и слабые стороны различных форм власти.
41. Менеджер в системе управления и требования, предъявляемые к нему. Качества менеджера, проявляемые при управлении.
42. Стили руководства: характеристика, различия, преимущества, недостатки и условия использования.
43. Личность в системе управления.
44. Конфликты в менеджменте.
45. Управление изменениями в организации.
46. Эффективность менеджмента.
47. Структура как основа функционирования системы, процесс создания структуры.
48. Основные типы организационных структур, их характерные черты.
49. Авторитет и лидерство в системе менеджмента.
50. Адаптивные структуры управления.
51. Бюрократический тип структур, его характерные черты.
52. Психологические аспекты руководства и общения.
53. Прогнозирование как составная часть планирования.
54. Текущее планирование. Направления и ориентиры текущих планов.
55. Стратегическое планирование, выбор стратегии развития предприятия.
56. Проектирование организационных структур управления.
57. Моделирование в принятии решений. Типы моделей.
58. Организационные структуры предприятий будущего: виртуальные корпорации, многомерные организации.
59. Основные составляющие психологической структуры личности: направленность, способности, характер.
60. Социальные основы формирования личности.
9. Тест для контроля знаний
1. Менеджмент – это:
а) целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, торговли и других сферах народнохозяйственной деятельности;
б) наука и искусство добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
в) достижение целей управления через трудовую деятельность персонала.
2. Какое из утверждений верное:
продолжение
--PAGE_BREAK--