Оглавление:
Введение
1. Понятие и виды планированияв организации
2. Текущее планирование ворганизации
3. Модели текущего планирования
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Цельюданной работы является изучение текущего планирования в организации.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— определить понятие и виды планирования в организации;
— определить понятие и содержание текущего планирования;
Актуальность темы обусловлена тем, что любая организацияне может обходиться без планирования, так как необходимо приниматьуправленческие решения относительно распределения ресурсов, координациидеятельности между отдельными подразделениями, координации с внешней средой(рынком), создания эффективной внутренней структуры, контроля за деятельностью,развития организации в будущем и т.п.
Планирование — это определение системы целейфункционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегатьпоспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации,а также даст возможность контролировать ситуацию.
В зависимости от направленности, характера решаемыхзадач и длительности планового периода различают три вида планирования:
1) стратегическое,перспективное (долгосрочное) планирование (от 3 до 10 лет);
2) среднесрочноепланирование (от 1 года до 3 лет);
3) текущее,краткосрочное планирование (до 1 года).
В даннойработе рассматривается в основном текущее планирование организации, находящеевоплощение в краткосрочных и оперативных планах, в которых увязываются всенаправления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.
/>1. Понятие и виды планирования в организации
Планирование– “одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целейорганизации и путей их достижения”[1],то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а такжересурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, этоодин из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единоенаправление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Тоесть, посредством планирования руководство организации стремится установитьосновные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единствоцелей для всех ее членов.
Вуправлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующееначало всего процесса реализации целей организации.
Сущностьпланирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основевыявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов испособов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач иустановления их взаимодействия.
Впервыеобщие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основныхпринципов планирования выделяют – принцип единства, принцип участия, принципнепрерывности, принцип гибкости и принцип точности[2].
Принципединства заключается в том, что организация — это целостная система, ее составныечасти должны развиваться в едином направлении, то есть, планы каждогоподразделения должны быть связаны с планами всей организации.
Принципучастия означает, что каждый член организации становится участником плановойдеятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планированиядолжен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное напринципе участия называется “парситипативным”.
Принципнепрерывности означает, что процесспланирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, что необходимо всилу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, и,соответственно, фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этихизменений.
Принципгибкости заключается в обеспечении возможностиизменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденныхобстоятельств.
Принципточности заключается в том, что любой план должен быть составлен с такойстепенью точности, какая только возможна.
Часто кданным принципам добавляют принцип комплексности (зависимость развитияорганизации от комплексной системы плановых показателей — уровня развитиятехники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов,мотивации труда, доходности и других факторов), принцип эффективности (разработкатакого варианта производства товаров и услуг, который при существующихограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшейэффективности деятельности), принцип оптимальности (необходимость выборалучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможныхальтернатив), принцип пропорциональности (сбалансированный учет ресурсов ивозможностей организации), принцип научности (учет последних достижений науки итехники) и другие[3].
Планированиеможно классифицировать по различным направлениям:
По степениохвата сфер деятельности выделяют:
— общеепланирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);
— частноепланирование (планирование определенных сфер деятельности).
Посодержанию (видам) планирования выделяют:
— стратегическоепланирование (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок);
— оперативное (реализация возможностей и контроль текущего хода производства);
— текущеепланирование (планирование, в котором увязываются все направления деятельностипредприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящийфинансовый год).
По объектамфункционирования выделяют:
— планирование производства; — планирование сбыта;
— планирование финансов; — планирование кадров.
По периодам(охвату отрезка времени) выделяют:
- краткосрочноеили текущее (от месяца до 1 года)
- среднесрочное,(от 1 года до 5 лет)
— долгосрочное планирование (больше 5 лет).
Повозможности внесения изменений выделяют:
— жесткое(не предполагает внесения изменений);
— гибкое(при таком планировании внесение изменений возможно).
Весьпроцесс планирования многие авторы делят на три основные стадии: процессстратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесстекущего планирования.
Стратегическоепланирование — “это построение системы управления, обеспечивающейдолгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента”[4]. То есть, стратегическое планированиеставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми можетстолкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработатьпоказатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планированиезадает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше пониматьструктуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей,планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Оперативноепланирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный дляобновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них “формулируютсяосновные задачи на установленный период, например, производственная стратегияпредприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг;финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структурынеобходимых ресурсов и форм материально-технического снабжении”[5]. Такое планирование предусматриваетразработку в определенной последовательности мероприятий, направленных надостижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Текущеепланирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год)оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, вчастности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов попроизводству, материально-техническому снабжению./>2. Текущее планирование в организации
Текущеепланирование, как уже было отмечено, это планирование на срок до одного года.
Текущеепланирование осуществляется путем детальной разработкина срок до одного года оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделенийв международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научнымисследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению[6].
Основнымизвеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные,квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизациюцелей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Вкалендарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихсямощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучениеобслуживающего персонала. Таким образом, текущее планирование находитвоплощение в краткосрочных и оперативных планах, в которых увязываются всенаправления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.
Краткосрочныепланы на уровне предприятия разрабатываются в виде производственных программ насрок от нескольких недель до года. Они касаются объема выпуска продукции,материально-технического снабжения, порядка использования оборудования и пр.При изменении спроса, сбоях в поставках, нарушениях в процессе производствапрограммы могут корректироваться.
Производственнаяпрограмма основывается на прогнозе сбыта, который исходит из поступившихзаказов, величины продаж за истекший период, оценки рыночной конъюнктуры ипрочее, а также на имеющихся кадрах, производственных мощностях, запасах сырья,материалов. Она является основой составления текущих смет (бюджетов) расходаресурсов с учетом их имеющихся резервов, ожидаемых поставок, возможностейманевра.
В сущности,производственные программы содержат решения в том, как эксплуатироватьтехнологическую систему предприятия в зависимости от меняющегося рыночногоспроса и обеспечить производство необходимой продукции и услуг с минимальнымизатратами.
Оперативныепланы — собственные производственные программы, задания участкам и бригадам, тоесть формируемые подразделениями на основе касающейся их части программы.Элементами такого плана чаще всего определяют:
1)календарный план, определяющий последовательность и сроки запуска, обработки ивыпуска каждого вида изделий и их партий по дням недели; маршруты их движения,загрузку оборудования; потребность в инструментах и т. п.;
2)сменно-суточные задания, содержащие сведения об объеме на конкретных видахпродукции, которая должна быть произведена в данном и смежных цехах;
3)план-график движения изделий и их отдельных частей в рамках технологическогопроцесса.
Кроме того,во многих источниках указано, что текущее, или оперативное, планирование — этои то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относитсяпланирование работы предприятия на небольшой промежуток времени. Это может бытькак день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Это зависит отстратегических и тактических целей предприятия[7].
Текущеепланирование, как правило, вызывается необходимостью реагировать на многиефакторы. Например, должна быть мгновенной реакция менеджера на факт наступленияфорс-мажорных обстоятельств, которые могут вызвать гибель людей. К нимотносятся стихийные бедствия (наводнение, пожар, землетрясение и т.д.). Кфорс-мажорным обстоятельствам относят и забастовки. Менеджер должен быстрореагировать на возникшие нештатные ситуации, на изменения во внешней иливнутренней среде предприятия с целью предотвращения нежелательных последствийили извлечения максимальной пользы для предприятия. Сюда можно отнести и разрешениетекущих проблем и задач, например таких, как конфликты.
При текущемпланировании, в отличие от стратегического, отсутствует существенный временнойразрыв между фиксацией на уровне сознания действия, подлежащего исполнению, иосуществлением такого действия в реальном режиме. Менеджер должен знать, чтореакции оперативного планирования и оперативного действия могут иметь весьмаважные стратегические последствия. Он должен уметь продлевать последствияоперативного решения, текущего планирования, оперативного действия на будущийвременной период. В противном случае могут возникнуть весьма опасные дляпредприятия явления или ситуации.
В данномслучае процесс текущего планирования состоит из нескольких стадий:
- выявление проблемы;
- определение возможных действий;
- предварительный выбор одного из определенных возможных действий;
- анализ возможных последствий;
- окончательный выбор действия[8].
Причемменеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияниерешения на будущий временной период. То есть здесь имеется ввиду, что менеджердолжен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическоепланирование и заниматься текущим планированием.
То есть, главное для текущего планирования — еговзаимозависимость со стратегическим планированием. Необходимо учитывать базовыеценности и миссии компании при составлении текущих планов, но и реакциитекущего планирования и оперативного действия могут иметь весьма важныестратегические последствия. Кроме того, после выполнения стратегической целинеобходима ее заменена на следующую стратегическую цель и соответствующаяорганизация текущего планирования.
Успешноестратегическое планирование неразрывно связано с текущим планированием,представляющим собой детальную работу по конкретизации стратегии. Ежедневнаяработа менеджера заключается в постоянном принятии множества решений, каждое изкоторых сопровождается процедурой текущего планирования хода их реализации.3. Модели текущего планирования
Как было сказано в предыдущей части работы, текущеепланирование акцентируется в непрерывности процесса планирования, являющегосянеотъемлемой частью обычной работы организации. То есть модели текущегопланирования не имеют предсказуемых точек отсчета и окончания, а также неисходят из предположения о том, что каждый шаг процесса планирования определяетпоследующий. При данном подходе используется концепция стратегическогосоответствия, согласно которой различные компоненты планирования должнысоответствовать друг другу и составлять единое целое.
Одним из моделей планирования, в том числе итекущего, определено линейное планирование – «каждая деталь в процессепланирования должна иметь возможность влиять на все другие детали. Врезультате, все составляющие планирования — формулировка миссии, определениезадач, постановка целей и заданий, планы действий, реализация и оценкадеятельности — должны осуществляться непрерывно таким образом, чтобы информация,поступающая из одной области, могла влиять на решения и выбор, осуществляемые вдругой области” [9].
Графически линейное планирование выглядит следующимобразом:
/>
Рис.1. Линейная модель планирования
При линейном планировании поток информации имееттенденцию протекать в одном направлении. Так, информация о миссии компанииобуславливает формулирование задач компании, а не наоборот. Задачи определяютцели, цели определяют стратегию и т.д. При текущем планировании информацияпередается в различных направлениях, поскольку каждая составляющая планированияявляется взаимозависимой и может влиять, а также испытывать влияние со стороныдругих составляющих. Миссия организации сложнейшим образом связана с еедействиями, а также с оценкой этих действий; с имеющимися ресурсами, которыечасто определяют стратегию, а также с потребностями клиента, как следует изопределения многочисленных задач и т.д. В итоге, информация о текущемпланировании должна сообщаться посредством непрерывного сбора информации,осуществляемом различными способами. Недостаточно собрать информацию дляопределенной стадии планирования только единожды. Процесс сбора информациидолжен осуществляться непрерывно, в то время как на других этапах планированияпроисходит новое осмысление первоначально заданных вопросов.
Другая модель текущего планирования – «модельколеса». Графически данная модель выглядит следующим образом:
/>
Рис. 1. “Модель колеса” текущего планирования.
Координатор планирования или координирующая группанаходятся в центре данного колеса, собирая информацию и передавая ее по всемупериметру колеса посредством спиц. По периметру колеса находятся различныелица, которые работают над осуществлением конкретных заданий. Одна группа можетзаниматься оценкой текущей деятельности, другая — анализом формулировок цели,третья — рассмотрением состава организации для формулирования новых задач на будущее,четвертая может осуществлять контакты с потенциальными учредителями, пятаягруппа может работать над бюджетным финансированием для осуществленияконкретного плана действий и т.д. Для того чтобы колесо крутилось — что вданном случае представляет собой поступательное движение организации в процессепланирования — процесс координации планирования должен быть сосредоточен вцентре. При этом, он предполагает три вида деятельности: сбор информации отгрупп планирования, находящихся по периметру колеса, обратную передачунеобходимой информации данным группам и, наконец, сбор всей информации длясоставления логически последовательного плана.
Текущее планирование по своей сути являетсянепрерывным процессом. Подобно колесу, которое выступает в качестве нагляднойметафоры данного процесса, у него нет начала и конца и оно постоянно находитсяв движении. По этой причине по данной модели текущее планирование делает акцентна самом процессе планирования.В этом — одно из его преимуществ над линейным планированием.
Текущеепланирование с детализацией по кварталам и месяцамимеет несколько форм. Чаще всего выделяют — процесс разбивки среднесрочныхпланов на краткосрочные, разработка политики и механизмов регулирования вслучае возникновения возможных ситуаций в будущем и бюджетное планирование[10].
Процессразбивки среднесрочных планов на краткосрочные, с более детализированнымиотрезками. При этом обычно на год составляются производственный и финансовыйпланы, по маркетингу.
Разработкаполитики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций вбудущем. Так, необходимо уже заранее определить возможную политику компании вслучае возникновения забастовки.
Бюджетноепланирование. Бюджет представляет собой финансовыйплан, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями.Обычно разрабатываются несколько видов бюджетов или даже их групп:
- смета доходов и расходов;
- смета затрат времени, материалов;
- смета капитальных расходов;
- кассовый бюджет;
- балансовая смета.
/>Заключение
Как уже было отмечено, планирование — этоопределение системы целей функционирования и развития организации, а такжепутей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременностьрешений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель иясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.
Частодолгосрочное планирование ассоциируется с чем-то устойчивым, хорошо продуманными наиболее важным видом планирования в организации. Это подтверждает и на порядокбольшее количество специализированной литературы, посвященной основамстратегического планирования в менеджменте, нежели литературы, посвященнойтекущему планированию.
Однако вдействительности руководители сегодня должны не меньшее внимание уделять ориентациина текущее планирование, чтобы лучше реагировать на нужды своей организации.Кроме того, это позволит самой организации более чутко отзываться на изменениепотребностей клиентов и быстро удовлетворять их пожелания, что позволитсогласовать текущие задачи и перспективные цели.
Текущеепланирование — это нечто большее, чем оперативное реагирование на изменениясреды. Ориентируясь на поддающуюся количественному определению информацию,текущее планирование базируется не на предположениях, а на фактах. Этопланирование, которое по определению находится под влиянием рынка; в процессевзаимодействия с клиентами руководители вносят те или иные коррективы в работусвоих компаний.
Припостепенном продвижении вперед имеется возможность быстро исправлять ошибки, недопуская, чтобы они выросли до размеров катастрофы.
Поэтапное инезамедлительное документирование результатов позволяет накапливать опыт,необходимый для реализации новых проектов.
Сосредоточившисьна информационном потоке, который формируется в процессе текущей деятельности,можно обеспечивать организацию свежими идеями, вовремя корректировать ееработу, всегда находиться на современном уровне и извлекать выгоду из перемен.
/>Список литературы:
1. АлександровИ.И., Планирование деятельности организации, СПб: Аванта, 2008, 134 с.
2. АфоничкинА.И., Основы менеджмента, СПб.: Питер, 2007, 522 с.
3. ГлумаковВ.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент, М.: Вузовскийучебник, 2008, 192 с.
4. Зайцева О.А., Радугин А.А., РадугинК.А., Рогачева Н.И., Основы менеджмента: учебное пособие для вузов, М.: Центр,1998, 429 с.
5. ЛихачевА.А., Орехов Н.А., Ерохин Е.В., Мамбетшаев Э.С., Основы прогнозирования ипланирования в организации, М.: МГТУ, 2003, 304 с.
6. ПанинА.С., Планирование в организации, М: Лист, 2007, 97 с.
7. Электронныйучебник, Абакумова В.В., Голубева А.А., Кустарева В.П., Подлесных В.И., ПрохороваЮ.К., Тюленева Л.В., Менеджмент, СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007.
8. МатериалыИнтернет. Сайт: www.5elements.ru/stati_20.htm Статья В.Б. Петрова“Внедрение системы стратегического планирования:опыт поражения”, 2008.
9. МатериалыИнтернет, сайт www.aup.ru/books/m160/ книга Е.А. Кобец “Планирование напредприятии”, Таганрог, Издательство ТРТУ, 2006.