Реферат по предмету "Менеджмент"


Взаимоотношения между процессами самоорганизации и самоуправления

Содержание
Введение
1.  Организация
1.1 Понятиеорганизации
1.2Устройство организации
1.3 Моделиорганизации
2.  Самоорганизация
2.1 Понятиесамоорганизации
2.2 Взаимоотношениямежду процессами самоорганизации и организации
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
Актуальность темы исследования законов организации,самоорганизации и самоуправления обусловлена тем, что на протяжении всейистории мировой мысли каждый из мыслящих людей не задавал себе вопрос: какзавязывались и сплетались основные нити, образовавшие сложную и разноцветнуюткань общественной жизни — этой высшей и самой сложной из известных нам формдвижения сущего? В природе все происходит стихийно. Это относится к небеснымтелам, растительному и животному царству. Биологические формы, какими бывысокоорганизованными они ни были, лишь приспосабливаются к среде. Люди активновоздействуют на природу, видоизменяют ее и приспосабливают к своимпотребностям. История общества отличается от истории природы прежде всего тем,что первую творят люди, а вторая происходит сама.
Объект исследования курсовой работы — организация, самоорганизациякак категории теории организации.
Предмет исследования курсовой работы — законыинформированности-упорядоченности, анализ и синтез.
Цели курсовой — рассмотреть законы информированности-упорядоченности,анализа и синтеза.
Задачи курсовой работы:
1.Дать понятие самоорганизации.
2.Рассмотреть стихийные и организационные начала в обществе.
3.Описать законы организации.
На протяжении всей истории человечества вопросы организации исамоорганизации интересовали многих великих ученых. Первое систематическоеизложение учения о самоорганизации, дошедшее до нашего времени, принадлежитАристотелю. В конце Средневековья, в преддверии Нового времени появляютсязначительные труды Людовика Молины, Рене Декарта, Френсиса Бэкона, напрямуюсвязанные с изучением процессов самоорганизации и орагнизации. В начале новоговремени идеи самоорганизации и организации восходят к работам Канта, Гегеля,Дарвина, а в XX в. — Богданова, Шредингера, Винера, Берталанфи, Моисеева,Пригожина, Стенгерса, Хакена, Эбелинга, Эйгена, Эшби и др.
Мировая история, по словам Ф. Энгельса, есть величайшая поэтесса,творящая не по произволу, а закономерно прекрасное и, безобразное, трагическоеи комическое. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимисяабсурдными событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, ав целом упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определеннымзаконам функционирования и развития.
В своих действиях люди исходят из своих потребностей и мотивов,преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуютсознательно. Действия индивидов сливаются в поток действий масс, классов,партий, правительств. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивныеи реакционные, передовые и устаревшие, правильные и ложные идеи. Сталкиваетсябесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных имежгосударственных целей и интересов.
Все это образует единый социально-исторический процесс, которымможно и нужно управлять, но далеко не все факторы в нем можно подчинитьуправлению.

1. Организация
 
1.1 Понятие организации
Термин «организация»[1] происходит отлатинского organize — сообщаю стройный вид, устраиваю. В этом смысле всякоеобщество — не аморфное образование; оно определённым образом организовано. Втаком широком понимании организация есть элемент социальной структуры общества.
Исследователь социологии организаций А. И. Пригожий отмечает, чтоприменительно к социальным объектам термин «организация» употребляется вразличных смыслах. Наиболее значимыми являются три из них.
Во-первых, так может называться искусственное объединение, занимающееопределённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менееясно очерченных функций. В этом смысле организация выступает как социальныйинститут с известным статусом и рассматривается как стационарный объект.
Во-вторых, этот термин означает определённую организационнуюдеятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивыхсвязей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный ссознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигурыорганизатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация»совпадает с понятием «управление».
В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-либообъекта. В этом смысле под организацией понимаются определённые структуры,строение и тип связей как способ соединения частей в целое. Тогда организациявыступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мыимеем в виду, когда речь идёт об организованных и неорганизованных системах,политической организации общества, эффективной и неэффективной организации ит.д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и«неформальная» организация.
Таким образом, выражение «организация данной организации в болееорганизованное состояние», в принципе не является тавтологическим, т.к. содержиттри разных значения слова «организация»: деятельность по организации,организацию как объект и организацию как свойство этого объекта[2].
Одна из трудностей определения этого понятия состоит в том, чтоорганизация (процесс организации) не представляет собой конкретной,материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств какматериальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многимиматериальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также многосоциальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например,человеческие отношения.
Дополнительные трудности в определении этого понятия вызываютсятем обстоятельством, что существует много разновидностей организаций, начиная сорганизации в семье и кончая организацией в неформальных рабочих группах и вформальных системах, таких, как «клиника Федорова», «Уралмаш», профсоюзшахтеров, министерство здравоохранения и организация Объединенных Наций. Можнопредставить себе множество разновидностей организации, начиная с организации,охватывающей деятельность отдельной личности, и кончая организацией сильноформализованного типа, например, Правительство России, а также большоеразнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумякрайними случаями.
Это определение подчеркивает постоянную взаимосвязь между людьми,совместно работающими для достижения определенных целей. Но организацию можноопределить и так: организация— это непрерывная системадифференцированных и коодинируемых видов человеческой деятельности,заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфическойсовокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природныхресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целогосостоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия сдругими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсыв их конкретном окружении[3].
Очевидно сходство между определением социальной, т.е.человеческой, организации и открытой системы с нечетко выраженной структуройпотому, что открытой называют систему, постоянно осуществляющую обменвеществом, энергией и информацией со средой.       Поведение организации, впротивоположность поведению личности, характеризуется большей четкостью,предсказуемостью и стабильностью. Только ориентируя личность на выполнениеобщих целей, организация способна достичь их.
По мере того как человек создавал свои все более сложныекультурные, технические и общественные институты, усложнялись и организационныеотношения. Развитие современной организации можно представить себе, например,сравнив добровольные, стихийно возникавшие и не оформленные организационнодворовые футбольные команды прошлого с современными высокоорганизованнымикомандами Федерации футбола, с их четкой организационной структурой и предсказуемымповедением.
1.2     Устройствоорганизации
Во взаимоотношениях людей внутри организации существует иерархия(гр.- священная власть) — принцип структурной организации сложныхмногоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями впорядке от высшего к низшему.
Во-первых, иерархия означает централизацию. В этом смысле иерархияпредставляет собой разделение труда по вертикали. Здесь складываются отношенияруководства-подчинения, причем на всех уровнях. Как и всякое разделение труда,иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд за счетцентрализации.
Во-вторых, иерархия проявляется как человеческие отношения. Это значит,что один из работников может воздействовать на положение и поведение другого,стоящего ниже на иерархической лестнице, а этот нижестоящий лишен такого права.Это положение закрепляется в статусах и выступает как фактор социальногонеравенства. Серьёзным следствием этой стороны иерархических отношений являетсято, что связь по субординации не может быть регламентирована полностью. Всегдаостается некоторый зазор для проявления личных качеств вышестоящегоруководителя по отношению к нижестоящим, причем эти качества далеко не всегдамогут быть положительными, что часто является источником социальной напряженности.
Таким образом, получается, что организация как общностьрасслаивается на управляющих и управляемых, причем, если исключить из анализавысший для организации уровень (директор, президент компании и др.) и низший(вахтер, уборщица), каждый в этой иерархической системе одновременно является иуправляющим, и управляемым.
В-третьих, иерархия — это форма власти, подчиняющаяся определеннымвнешне предписанным правилам. Особенность этих иерархических отношений в том,что безличные нормы поведения довлеют над каждым членом организации какличностью, заставляя ограничивать себя в пользу существования организации какцелого, как общности. При этом организация применяет определенные стимулы (дляпоощрения, если поведение индивида соответствует цели организации) или санкции(если это поведение противоречит её целям)[4].
Интересно заметить, что в данном понимании власть, как таковая, вомногом нейтральна по отношению к тем, кто её персонифицирует, хотяиндивидуальные особенности представителей власти того или иного уровня могутсущественно её «окрашивать». Все рассмотренные нами свойства организационнойиерархии действуют в комплексе, хотя каждое, разумеется, имеет самостоятельноезначение.
Но, кроме иерархии как зависимости работников в организации повертикали, в ней существует и так называемая «горизонтальная» зависимость. Так,например, службы, вроде пожарного надзора, отдела технического контроля и т.п.,являясь формально подчинёнными по вертикали, тем не менее, способны оказыватьсильное влияние на власть, используя, по сути, свои монопольные функции.
В условиях производства возникают, и достаточно часто, условият.н. «перевернутой пирамиды», когда руководитель оказывается зависимым отрядового в формальной структуре, но, по существу, уникального исполнителя.Например, завод производит некое ответственное изделие. В системетехнологических операций для его изготовления необходим сложный инструмент,который может изготовить только какой-то определённый специалист. В этом случаеон становится монополистом своего уровня знаний и технологий. Без него изделиене может быть изготовлено. Тогда он может предъявлять свои условия.
Итак, иерархия в организациях весьма разнообразна и противоречива.С одной стороны — она обеспечивает порядок и стабильность организационнойструктуры, но, в то же время, подчиняясь своим внутренним законам, возникнув исуществуя, организация обретает качества, полезные только ей самой,безотносительно к тем целям, ради которых она была создана.
Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий поотношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению квышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируетсяна выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровняхиерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции.Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в нихсвязано с получением, переработкой и использованием больших массивовинформации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишьотдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокиеуровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всейсистемы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.
Относительно простым примером взаимоотношений внутри организациииз знакомого нам окружения может служить университет. Прежде всего, существуеторганизация или система, характеризующая университет в целом. Внутри него естьотдельные колледжи или факультеты. Имеется следующий уровень организации,который строится вокруг учебных групп и кафедр, т.е. соответствуетпреподаваемым дисциплинам. Помимо этих аспектов университетской жизни существуюти другие формы организации- землячества, профсоюзы или общества по интересам.Далее, на эти системы накладывается еще система обслуживания. Существует,наконец, большое разнообразие организационных взаимоотношений внутриуниверситетской системы в рамках различных объединений выпускников или другихгрупп по интересам. Рассматриваемый в целом университет представляет собойсложную систему подразделений, имеющих разнообразные цели, выполняющихмножество функций и требующих постоянного руководства для оптимизации общихцелей университета[5].     
Аналогичные иерархические построения справедливы для большинстваорганизованных систем, и каждую из них нельзя рассматривать как изолированную всебе сущность; они, вообще говоря, составляют только часть еще более крупныхсложных систем.
В предпринимательской организации элементы, или части системы,включают отдельные личности, неформальные рабочие группы или неформальныеорганизации, формальную организацию и в некоторых случаях внешние системы,оказывающие прямое воздействие на предпринимательскую организацию как систему.В состав предприятия входит также ряд подсистем, созданных для выполненияспециальных функций: производства, сбыта, управления и информационная. Такимобразом, каждое предприятие представляет собой иерархическую систему сомножеством взаимосвязанных подсистем.
Рассмотрим взаимоотношения между различными элементами или частямиединой системы.
Части должны быть привязаны к целому с помощью определенныхотношений каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (илихарактеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь свыполнением задач всей организации.
Части должны быть определены не с целью их удобной классификациипо тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая инеобходимая функциональная связь друг с другом и с системой в целом.
Большие части должны быть способны объединять все более мелкиечасти, которые необходимы для объяснения поведения организации в целом.
Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членоворганизации[6].
При этом надо иметь в виду «процесс сплавления» организации — процесс примирения и сплочения этих различных частей и установления единствамежду ними. Этот процесс выдвигает на первый план общие цели организациивопреки противоречащим им интересам отдельных личностей, групп, другихорганизаций и самой рассматриваемой организации.
Основой интеграции отдельных частей организации в единую системуслужат информационные сети или сети связи. Связь стимулирует работу отдельныхэлементов организации и обеспечивает координирующий механизм, соединяющий частисистемы в единое целое. Дейч считает, что организации состоят из подсистем,которые устанавливают связь друг с другом, обмениваются сообщениями с внешниммиром и накапливают информацию. В совокупности эти сети связи составляютнекоторую конфигурацию, представляющую собой единую систему связи.
Организационная структура и техника управления являются элементамимеханизма управления и включают себя соответственно:
1.        функциональнуюи организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализмперсонала;
2.        компьютернуюи оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), системудокументооборота.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности,включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческихрешений, информационное обеспечение.
Основной задачей системы управления организации ставитсяформирование профессиональной управленческой деятельности. Как процессуправленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованиюи совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединениеэлементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации.Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, вомногом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органовуправления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственностичасто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.
Среди этапов понимания сущности управления и построенияорганизационных структур следует выделить некоторые этапы:
Всё большую роль, как указывалось выше, в организации начинаетиграть технологическая основа. Организация – это социотехническая система, т.е.взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система исистема межличностных отношений могут пересекаться. От технической системызависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда– организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система[7].
1.3 Модели организации
 
Бюрократическая модель. Макс Вебер сформулировал представление оборганизации, которое стало традиционным для ученых, исследующих общественныеотношения, но которое в меньшей степени поддерживается специалистами,рассматривающими все с точки зрения управления организацией. Вебер считал, чтобюрократическая форма организации является наиболее эффективной в современномему обществе. Он хотел создать основы идеальной организации, которая обеспечилабы максимум разумности поведения человека. Это его представление явноотличается от принятого понимания термина «бюрократическая организация»,употребляемого нередко для обозначения больших и громоздких правительственныхучреждений или частных предприятий, которые, как правило, в своей деятельностине учитывают индивидуальные запросы людей. Говоря о технических преимуществахбюрократической системы, Вебер писал: «Решающее преимущество бюрократической организацииперед любым другим видом организации состоит в том, что она всегда обладаетчисто техническим превосходством. Совершенный механизм бюрократическойорганизации по сравнению со всеми другими видами организации дает такие жепреимущества, как и машина по сравнению с немеханизированными способамипроизводства.
Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкоеделопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация,уменьшение трений между членами организаций и сокращение затрат труда иматериалов — все это доведено до совершенства в чисто бюрократическойорганизации, и особенно в той форме, где строго проводится единоначалие[8]».
По мнению Вебера, другим преимуществом бюрократической организацииявляется ее универсальность. Он считал, что такая организационная формаспособствует увеличению эффективности самых разнообразных организаций- какпромышленных предприятий, так и правительственных учреждений, воинскихподразделений и профессиональных объединений. По Веберу, основными чертами“идеальной” бюрократической организации являются: 1) разделение труда на основефункциональной специализации; 2) четкая иерархия власти; 3) система правил,определяющих права и обязанности каждого члена организации; 4) системапроцедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, встречающихся впроцессе функционирования организации; 5) игнорирование личных качеств вовзаимоотношениях между сотрудниками организации; 6) отбор и выдвижениеработников по их квалификации.
Он укрепил модель своего бюрократического механизма с помощьювведения особой установленной власти общества, т.е. какой-то силы, котораяузаконена обществом и «заставляет человека иногда делать то, что он не хочетделать».
Неоклассическая модель. Это модель поведения организации,построения с учетом возможностей человека. Этот взгляд на организацию получилширокую известность. Основное внимание здесь уделялось уже не рациональноймодели традиционной теории организации, а модели, которая рассматривалачеловека таким, каков он есть. Эта модель не исключает рассмотренные раньшеструктурные аспекты организации, но изменила те принципы, которые относятся кчеловеческим ресурсам и отношениям, возникающим в неформальных группах внутриорганизации.
Основные отличия теории, учитывающей человеческие взаимоотношения,от традиционной теории организации сводятся к следующему:
1.  ввыработке решений чаще принимает участие широкий круг сотрудников организации,а не только узкая группа на высшем уровне управления;
2.  основнойединицей организации является не индивидуум, а скорее группа, члены которойвзаимодействуют с помощью личных контактов;
3.  нетолько административная власть, а и взаимное доверие служит объединяющей силойорганизации;
4.  руководитель- это скорее посредник для связи внутри группы и между группами, а не толькопредставитель высшей власти;
5.  необходимоувеличение ответственности членов организации, а не внешний контроль зарезультатами их работы.
Подход к организации с позиции человеческих отношений выдвинул напервый план концепцию организации как единой системы, охватывающей отдельныеличности и неформальные группы и учитывающей отношения внутри группы иформальные взаимосвязи между членами организации. В сущности, эта школа вернулачеловеку то место в организации, которое традиционная школа так старательнопыталась у него отнять.
Профессиональная модель. Это — профессиональные организации и онихарактеризуются не только целями, которые преследуют, но и высоким процентомспециалистов в составе аппарата (не меньше 50%), а также таким распределениемвласти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладаютвысшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации. Корганизациям такого типа относятся институты и университеты, исследовательскиеорганизации и крупные лечебные учреждения.
Модель такой организации должна характеризоваться тем, как частоорганизация встречается с обычными и необычными обстоятельствами, или сработами, требующими либо высокой квалификации, либо только применения обычныхзнаний.
Такая профессиональная модель во многих отношениях отличается оттрадиционной. Традиционная модель предполагает, что имеется один главныйисточник власти (линейная организация), который является основой дляокончательных решений и контроля. В профессиональных организациях контрольосуществляется с помощью профессиональных норм и взаимодействия между коллегамипо работе[9].

2. Самоорганизация
2.1 Понятие самоорганизации
В каждой организации имеются регламентирующие документы на системууправления организации (уставные документы, законодательные и нормативные актыи т.д.). Однако наряду со штатным управленческим процессом в организациипроисходят процессы, связанные с несанкционированным управлением иорганизацией, т. е. самоуправление и самоорганизация.
Термин «самоорганизация» введен в науку в 1947 г. американским ученым Эшби У. Р. Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживойматерии. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чемискусственные управление и организация. В некоторых случаях они инициируютразвитие искусственного управления в организации или же функционируютсовместно. Иногда трудно определить, что послужило источником профессиональногоуправления: оно само или элементы самоуправления.
Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление.Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущихк созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явлениясостоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующихна основании внутренних правил и процедур[10].
Самоорганизация — свойство присущее любой системе.
Самоорганизация — это основной процесс эволюции сложных систем,состоящий из необратимых последовательных процессов (циклов) самоорганизации.Эволюция самоорганизации систем телеологична в том смысле, что сама по себе ведетк все более совершенной (эффективной) структуре и динамике вещества, энергии иинформации. Для самоорганизации не нужно внесистемное или надсистемноецелеполагание. Условиями любой самоорганизации и эволюции являются: а) протокэнергии через динамическую систему; б) гетерогенность, разнообразие системы; в)отбор — элиминирование или разрушение отбракованных подсистем или элементов[11].
Одной из центральных проблем является проблема описания процессасамоорганизации, познание взаимоотношений между процессами целенаправленнойорганизации и самоорганизации. Подступы к исследованию механизмовсамоорганизации связаны с огромным многообразием и разнообразием этихмеханизмов. Ученые бьются над вопросами: что за механизмы лежат в основе этихпроцессов; каковы причины, вызывающие процессы самоорганизации систем;существуют ли какие-либо общие принципы; можно ли с помощью современного языкаи знаний приблизиться к пониманию этих архисложных процессов?
Значение самоорганизации для природных и общественных процессовбыло предметом исследования, пусть на абстрактно-философском, даже богословскомуровне, еще со времен Аристотеля. Согласно ему любая макросистема допускаетотклонения в поведении входящих в неё элементов, но в пределах заданнойтраектории развития.
В конце Средневековья этой же проблемой занимались Френсис Бэкон,Рене Декарт и Людовик Молина введших в понятие самоорганизации термины«свободная воля» и «случай». («Начала философии» Декарта)
В начале нового времени идеи самоорганизации восходят к работамКанта, Гегеля, Дарвина, а в 20 веке — Шредингера, Богданова, Винтера, Эйгена,Пригожина и др.
Основные научные предпосылки феномена изложены А.А. Богдановым в«Тектологии». Исследуя различные структуры и их эволюцию как целого с позицийинформационно-управленческих процессов он вывел определение самоорганизации каксоздание более устойчивой формы путем смены организационных форм[12].
Сама концепция самоорганизации — одно из наиболее яркихмногообещающих направлений в научной жизни последнего десятилетия. В основеисследования процессов самоорганизации лежит её междисциплинарный характер исистемный подход. О самоорганизации пишут физики, философы, экономисты и ученыедругих специальностей. При этом одни объясняют самоорганизацию внутреннимипричинами, другие — внешними факторами, а стабилизация системы объясняетсяреакцией системы на воздействия внешней среды. Таким образом, концепциясамоорганизации и её теоретико-познавательный статус находятся в стадиистановления.
Долгое время в философии господствовала точка зрения насамоорганизацию, как на явление присущее только живым системам. Другое мнениепоявилось только с появлением кибернетики. Научная дисциплина, принявшаяся заизучение самоорганизации — называется «Синергетикой». В работах по синергетикеотмечается универсальность явления самоорганизации, как для живых, так и длянеживых систем. Именно с вхождением в научный обиход термина «синергетика»связывают появление 2-ух основных подходов к исследованию проблемы:кибернетического и синергетического.
Кибернетический подход подразумевает наличие заранее определенной цели, ккоторой система стремится самостоятельно.
Синергетическийподход наличия цели не требует, асамоорганизованность системы проявляется как эффект кооперации между элементамисистемы. Новые формы организации возникают спонтанно, без какого-либо внешнеговоздействия.
По-гречески synergetikos — значит согласованно действующий.
В работах по синергетике акцент делается не на функционированиесистемы и процессе управления, а на её структуре, на принципах построения новойструктурной организации: условиях её возникновения, развития и самоусложнения.Синергетика исследует особые состояния сложных систем в области неустойчивогоравновесия, вблизи точек бифуркации, когда даже самое малое воздействие насистему может привести к непредсказуемому и быстрому (лавинообразному) развитиюпроцесса.
Если говорить проще, то кибернетика занимается разработкойалгоритмов и методов позволяющих управлять системой, для того чтобы тафункционировала заранее заданным способом, в то время как в синергетике мыизменяем управляющие параметры более или менее непредсказуемым образом иизучаем самоорганизацию системы, т.е. её различные состояния, в которое онапереходит под воздействием «рычагов управления».
И если в кибернетике цель задается заранее, то в синергетикесистема сама выбирает путь своего развития к более высокой организации.
В настоящее время синергетика и самоорганизация используются каксинонимы. По большому счету самоорганизация и синергетика изучает то, как вовремени и в пространстве из хаоса возникает организация, а такжепротивоположные процессы (самодезоорганизации) в сложных открытых системахлюбой природы[13].
Основное определение самоорганизации гласит следующее:
Самоорганизация системы — это такой процесс изменения её состояния(или характеристик), который происходит без целенаправленного начала.
В учебниках, как правило, выделяют три вида самоорганизации.
1. Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программеавтоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемогообъекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, системасамонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация — это наборальтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданнуюработоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди нихразличают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.
2. Биологическая — основана на генетической программе сохранениявида и на дарвиновской триаде: изменчивость, наследственность, отбор.
3. Социальная — основана на общественной социальной программегармонизации общественных отношений, включающих меняющиеся во времениприоритеты, ценности и законы. Самоорганизация реализуется путем самообучения,самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация — этоконкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы[14].
Причины, побуждающие процесс самоорганизации, могут быть каквнешними, так и внутренними.
Если говорить об абстрактной «организации», то причиной для началапроцесса её самоорганизации может стать что угодно. Конечно, если организацияхочет выжить в условиях современных рыночных отношений. Пример — неизбежныйрост организации в процессе своего становления — появление новых отделов иподотделов. Смена стиля руководства и как следствие изменение уровняделегирования полномочий. Постановка новых задач. Борьба за рынки сбыта. И т.п.
2.2 Взаимоотношения между процессами организации и самоорганизации
 
Познание взаимоотношений между процессами целенаправленнойорганизации и самоорганизации в социальных системах является важнейшей задачейорганизационной науки. В каждой компании, фирме наряду с целенаправленнойорганизацией, которая осуществляется с помощью указаний, документов, планов,нормативных актов, инструкций всегда идут процессы «самоорганизации», связанныес системными свойствами организации как целого, с синергетическими эффектами.Сколько должно быть этой самой «самоорганизации»? Что является оптимумом всоотношении «организация/самоорганизация»? Существуют ли какие-либо общиепринципы, можно ли с помощью современного языка и практических знанийвыработать рекомендации на сей счет?
Известно, что чем жестче система управления, тем меньше просторадля творчества и самоорганизации. Однако, отпустив элементы системы в«свободное плавание», мы можем не достичь намеченной цели. С одной стороны,эффекты самоорганизации достигаются с помощью неформального сотрудничества,несанкционированной деятельности, с другой — с помощью четко обозначенной целии целеустремленными, четко организованными действиями управляющих.
Таким образом, эволюция самоорганизации социальных системпредполагает:
1.        наличиезаранее определенной цели, к которой система стремится самостоятельно,самоорганизуется вокруг нее. Большую роль играют приоритеты творческогоподхода, инновационного развития, профессиональный рост и повышение престижатрудовой деятельности;
2.        гибкость,изменчивость и адаптивность структур управления. Административные методывытесняются социально-психологическими. Именно современные гибкие, сетевыеструктуры усиливают синергические связи, которые обеспечивают увеличение общегоэффекта. Жесткие иерархические структуры оставляют малые возможности длясамоорганизации. Самоорганизация проявляется в том, что небольшиесамостоятельные подразделения в повседневной деятельности не связаныбюрократическими структурами, которые препятствуют процедурам согласованиярешений по горизонтали и вертикали;
3.        диверсификацию,децентрализацию, повышение производительности каждого, сопричастность кпринятию управленческих решений и с новой трудовой мотивацией;
4.        многоцелевоеиспользование производственных мощностей, передачу информации, знаний, ноу-хауи т.д.;
5.        сочетаниеуправления и самоуправления. В случае жесткой регламентации самоуправлениепереходит в обычное управление с потерей наиболее активных элементов системы;
6.        самообразование,самовоспитание, самоконтроль. Для этого на фирме должны быть созданысоответствующие условия;
7.        саморазвитиекак переход на новый уровень организации (накопление структурной информации, выработкановой цели и смена структуры[15].
Современная организационная наука исходит из того, что ни однопредприятие не может развиваться в условиях жесткого управления, без элементовсамоорганизации и самоуправления. Целенаправленная управленческая деятельностьдолжна принимать решения, расширяющие возможности саморегулирования системы.Повышение роли самоорганизации, самоуправления и саморегулирования в экономике— неизбежное следствие усложнения и ускорения меняющихся условий. Расширение истимуляция процессов самоорганизации и саморегулирования в общественных ихозяйственных системах может происходить на базе использования прогрессивныхэкономических нормативов, критериев. Например, при выборе новых технологий,новых проектов рассматриваются только те, которые отвечают требованиям покритериям материалоемкости, энергоемкости, природоемкости, трудоемкости,наукоемкости и т.п. Заданные параметры осуществляют отбор технологий. От чистоэкономических критериев намечается переход к учету социальных, экологическихкритериев. Таким образом, в основе самоорганизации социальных систем лежатзаконы, нормы, традиции, культура.
Познание процессов эволюции самоорганизации сложных систем связанос возможностью выбора будущего, путей развития. Уже не раз мы говорили о том,что развитие любой динамической системы, неизбежно встречает на своем путикризисные ситуации, последствия которых практически непредсказуемы. Это одно изважнейших системных свойств. Это свойство имеет глубокое практическое значение:из него следует, что задача управления прежде всего состоит в предугадываниитенденций развития и отыскании способов, которые позволили бы избежатьвтягивания фирмы в очередной кризис или уменьшить негативные эффекты.Исследование процессов самоорганизации позволят предугадывать и приниматьсоответствующие меры. Втягивание компании в кризис говорит о том, чторуководство компании не способно реализовать принцип соразвития системы какцелого с ее подсистемами и надсистемами.
Закономерности развития современного инновационного бизнесапозволяют говорить о преобладании тенденции самоорганизации, стремлениикомпаний использовать механизмы самоорганизации, Самоорганизация и самоуправлениезанимают все большую роль в современных компаниях мирового класса. Всовременных корпорациях высший менеджер, руководствуясь принципамисамоорганизаентация на гибкие партнерские связи. Современная практикапреуспевающих компаний («Сони», «Мацусита», «Моторола», «Сименс», «Техасинструменте», «Филипс», «ИБМ») доказала, что чем меньше регламентированыпрограмма и структура объекта управления, тем выше способность егоприспособления к реальным условиям, к саморегуляции[16].
Саморегулирование — это самостоятельное реагирование системы навнешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование.Саморегулирование достигается с помощью оперативной информации, обратной связии осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.
Самоуправление предполагает самостоятельное решение целевых задач,разработку средств и методов их решения, создание неформальных синергическихсвязей. Самоуправление реализует потребность индивидуума и коллектива ктворчеству, к свободе, к самовыражению.
Высокая адаптация к внешней среде компаний мирового классаобъясняется оптимальным соотношением между целенаправленным управлением исамоуправлением, управлением и саморегулированием. Принцип обратной связипозволяет автоматически учитывать новые сведения о состоянии объекта при егомалых отклонениях от желаемого состояния и менять соответственно управляющиевоздействия без вмешательства управляющего субъекта.
Использование феномена самоорганизации является необходимымусловием поддержания конкурентоспособности и создания новых конкурентныхпреимуществ. Но самоорганизация сама по себе не приведет общество к высокимтехнологиям, к высокой организационной культуре. Она невозможна безфундаментальной науки, без образованного и дисциплинированного персонала, безобразованного руководства, способного понимать ситуацию и служить стране, а нетолько собственному благополучию.
Важнейшей задачей современной организационной науки являетсяисследование взаимоотношений между процессами целенаправленной организации истихийной самоорганизации, поиск оптимума, меры между организацией исамоорганизацией.
Стремление использовать эффекты оптимальных отношений«организации/самоорганизации» приводит к созданию новых организационных форм, кразличным видам предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов.
Основоположники марксизма — ленинизма не были знакомы с наукойкибернетикой и с эффектами самоорганизации и самоуправления, сама идея жесткогорегулирования экономической системы СССР стала тормозом ее развития. На долюнашей страны выпало непомерно тяжелое испытание: более 70 лет управляющаяподсистема пыталась реализовывать идеи тоталитарной власти, каравшей любыепроблески предпринимательства и самоорганизации. Поэтому вплоть до 80-х гг. XXв. проблемы самоорганизации почти не разрабатывались нашей наукой.

Заключение
Анализ организационных структур — одно из ключевых понятий теорииорганизации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работойменеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённыхцелей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в которомучаствуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.Система организационных структур управления организации построена для того,чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты,с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и еёотдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системыуправления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества вцелом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.
Современная организационная наука исходит из того, что ни однопредприятие не может развиваться в условиях жесткого управления, без элементовсамоорганизации и самоуправления. Целенаправленная управленческая деятельностьдолжна принимать решения, расширяющие возможности саморегулирования системы.Повышение роли самоорганизации, самоуправления и саморегулирования в экономике— неизбежное следствие усложнения и ускорения меняющихся условий. Использованиефеномена самоорганизации является необходимым условием поддержанияконкурентоспособности и создания новых конкурентных преимуществ.

Библиографический список
1.      Акулов В.Б. Теория организации: Учебноепособие./ В.Б. Акулов, М. Н. Рудаков. -Петрозаводск: Изд-во ПГУ. 2000. – 612 с.
2.      БаранниковА.Ф. Теория организации. Учебник для вузов/ А.Ф. Баранников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА.2004. – 544 с.
3.      Бовыкин В.И. Новый менеджмент:управление предприятиями на уровне высших стандартов./ В. И. Бовыкин. — М.:Экономика. 1997. – 464 с.
4.      БрэддикУ. Менеджмент в организации./ У. Брэддик. -М.: Инфра-М, 1997. – 416 с.
5.      ВачуговД.Д. Основы менеджмента: учебник для ВУЗов./ Д.Д. Вачугов. – М.: Высшая школа,2001. – 289 c.
6.      ВиханскийО.С. Менеджмент./ О.С. Виханский, А.И, Наумов. – М.: Гардарика. 1998. – 482 с.
7.      ГвишианиД.М. Организация и управление./ Д.М. Гвишиани. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1998г. – 624 с.
8.      ГерчиковаИ.Н. Менеджмент./ И.Н. Герчикова. – М.: «Банки и Биржи». 1997. – 464 с.
9.      ДизельП.М. Поведение человека в организации /П.М. Дизель, Р. У. Мак-Кинли. – М.: Фонд«За экономическую грамотность». 1993. – 264 с.
10.    Зайцева О.А. Основыменеджмента: Учеб. пособ./ О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Н.И.Рогачева.– М.: Центр. 1998. – 416 с.
11.    Зигерд В. Руководить безконфликтов / В. Зигерд, Л. Лонг. – М.: Экономика. 1990. – 316 с.
12.    Коренченко Р.А. Теорияорганизации: Учебное пособие./ Р.А. Коренченко. – Пермь: Изд-во ПГУ. 1998. –564 с.
13.    Менеджмент. /под ред.М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. – М.: ЮНИТИ. 1998. – 312 с.
14.    Менеджмент: Учебн. пособиедля ВУЗов / Под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных. – СПб.: Издательский дом«Бизнес-пресса», 2001. – 278 с.
15.    Мескон М.Х.Основыменеджмента./ М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1995. — 704 с.
16.    Мильнер Б.З. Теорияорганизации./Б. З. Мильнер. – М.: Инфра-М. 2004 – 564 с.
17.    Радченко А.В. Теорияорганизации /А.В. Радченко, Э.А. Смирнов. – М.: ГУУ. 1999. – 364 с.
18.    Семенов А.К. Основыменеджмента. Учебник/ А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», 2003. – 463 с.
19.    Смирнов Э.А. Основытеории организации. Учебное пособие./ Э.А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ. 2000. – 400 с.
20.   Теорияорганизации: Учебное пособие / В.С. Лапшин, А.А. Козлов, Л.В. Шаборкина. — Саранск: Изд-во МорГУ. 1996. – 364 с.
21.   Теорияорганизации: Учебник/Под ред. В.Г. Алиева. – М.: Луч. 1999. – 386 с.
22.    Феденя А.К. Основыменеджмента: Учебное пособие/ А.К. Феденя. – М.: Бестпринт, 2005. – 359 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.