Оглавление
Введение
Глава 1. Технологии управления
1.1 Понятие социальной технологии
1.2 Понятие управленческой технологии
Глава 2. Социальные и управленческие технологии: ихвзаимодействие
2.1 Взаимодействие технологий
2.2 Идея управленческой революции
Глава 3. Особенности управления российскимисоциально-трудовыми отношениями на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальностьисследования. Кризис выявил недостатки вэффективности работы управленцев. Если в сытые времена менеджер мог себепозволить допустить пару стратегических ошибок, не боясь катастрофическихпоследствий, то сегодня жесткая конкуренция на рынке мобилизует руководителейпредприятий. Выживают, естественно, сильнейшие. Все чаще ученые ипрофессиональные управленцы обращают внимание на такое относительно новоепонятие в прикладном менеджменте, как социальные технологии, подразумеваянеобходимость использования руководителем каждого уровня собственнойуправленческой стратегии.
Что такое социальныетехнологии на обыденном уровне? Социологи – это те люди, которые диагностируютпроблему, социальные технологи – разрабатывают механизмы ее решения. Отсутствиесоциально-технологической культуры у личности, приводит к неумению наметитьцели своей деятельности, соизмерить их с имеющимися полученными знаниями,самоопределиться, что в итоге приводит к разочарованию профессиональнойобласти. В первую очередь, это касается вчерашних выпускников вузов.
Сможет ли кризиссформировать управленцев нового типа? С какими вызовами работодателям и вузампришлось столкнуться в условиях жесткой конкуренции среди специалистов?
В современном обществеуровень управления не отвечает новым требованиям, и назрела острейшаяпотребность не только в новом переосмыслении, но и в обновлении методовуправления. Важность формирования социально-технологической культуры обусловленатем, что у человека возрастает уровень ориентирования управления не силовымиметодами, а на эффективное раскрытие потенциала всей системы. Многиеисследования показали, что аналитические навыки у менеджеров развитынедостаточно, элементарность знаний социальных технологий сочетается синтуитивной по большей части их реализацией.
Цель исследования:изучение взаимодействия социальных и управленческих технологий.
Объект исследования:социальные и управленческие технологии.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятиесоциальной технологии;
2. раскрыть понятиеуправленческой технологии;
3. изучитьвзаимодействие социальной и управленческой технологий;
4. выявить идеюуправленческой революции;
5. раскрыть особенностиуправления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе.
Структура работы:работа состоит из введения, трех глав, четыре параграфов, заключения и спискаиспользованной литературы.
Теоретической основойдля данной работы послужили труды таких ученых, как А.П. Прохоров, А.В. Соколови др. авторы.
Глава 1. Технологииуправления 1.1 Понятие социальной технологии
Без знания социальныхтехнологий управление невозможно в принципе, особенно в части управленияперсоналом, с которым приходится сталкиваться каждому менеджеру. Любаядеятельность подразумевает взаимодействие между людьми, которое происходит дляполучения нужного результата, поэтому спектр применения соцтехнологий оченьширок.
Между тем, те, ктоизучает эту проблему, сходятся в одном — упускают необходимость передачи такихзнаний образовательные учреждения. Они не прививают специалисту культурупостоянного обучения, да и зацикливаются на создании «голого» менеджера, неориентированного на конкретное производство, не имеющего представления отехнологиях работы профильного предприятия.
Самое важное и самоеслабое звено в сфере образования – это отсутствие не правовой, не менеджерскойкультуры, а технической культуры специалиста. И юристу, и менеджеру надо уметьуправлять таким образом, чтобы он знал, что происходит в области техники итехнологии. Если управленец не видит этого, то он не выполнит в полной мересвои обязанности. Возьмите, к примеру, аварию на Саяно–Шушенской ГЭС. Здесьвозникла проблема не в управлении — инженерная подготовка специалистов, которыеобеспечивают реализацию задач, была на очень низком уровне. Раньше директорапредприятий и заводов решали вопросы о том, каким образом повыситьэффективность и качество инженеров и рабочих за счет социологов.
Диагностика студентоввузов Москвы и Санкт-Петербурга показала, что технологическая составляющая вобразовании будущих менеджеров крайне слаба, у них практически отсутствуютнавыки не только проектирования, но и реализации самой технологииуправленческой деятельности. Однако, большая часть специалистов понимаетзначимость данной проблемы и ощущает потребность во внедрении социальныхтехнологий в практику – это дает ряд предпосылок для ее формирования иразвития.
Вместе с тем, решениепроблемы, по словам специалистов, может быть только одно: учиться, учиться иеще раз учиться. Человек, окончивший вуз может опираться на полученные знаниятолько в течение пяти лет, потом начинается их «старение». Сегодняшняя молодежьпоставлена перед жесткой необходимостью постоянно об этом заботиться. Менеджердолжен стремиться к повышению квалификации – именно это залог успешногоразвития специалиста».
Социальная технология — Совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачахвзаимодействия между людьми.
Более широко социальнуютехнологию можно определить как последовательность этапов социальноговзаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии,реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим иформирует социальную действительность. Социальные технологии используются, вчастности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности какуправленческий консалтинг.
Можно определитьсоциальную технологию как структуру коммуникативных воздействий, которыеизменяют социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельногочеловека как единичную социальную систему.
Современный периодразвития социальной практики в России характеризуется широким использованиемразнообразных социальных технологий — от монотехнологий до политехнологическихсистем. Расширяется социальное пространство, в котором отдельные технологии илиих совокупность находят свое применение: от политико-выборных досоциолого-аналитических, от Интернет-технологий до технологий различных видов связи,от образовательно-педагогических до технологий предоставления адресныхсоциальных услуг различным группам населения и т.д.
Проникновениетехнологий как инструментального познавательно-преобразовательного средства вразличные сектора социальной сферы (не говоря уже о других) вполне обоснованноможно рассматривать как одну из закономерностей развития современного социума,а в секторах социальной работы и социально-педагогической деятельности — какустойчивую тенденцию их развития (что подтверждается экспонентным ростом числанаучных исследований и публикаций по этой проблеме). При этом каждая технологияобладает вполне определенным теоретико-методологическим потенциалом познания ипреобразования социальной практики.
Естественно, что анализэтого потенциала может быть осуществлен с различных позиций: с точки зренияразличных наук и научных дисциплин; целей и целевых ориентаций; функциональногопредназначения конкретной технологии; определения их номенклатуры; выявленияструктуры, содержания, последовательности и т.д., т.е. в рамках широкогодиапазона критериев оценки этих технологий.
Эта работа, безусловно,важная и перспективная, вполне может составить самостоятельные темы научногоисследования, которое, в свою очередь, могли бы быть объединенными общей цельювыявления инфраструктуры социальных технологий или, в рамкахсоциально-педагогического сектора социальной сферы, объединены цельюисследования инфраструктуры социально-педагогических технологий. Безконкретизации содержания и цели укажем лишь на объективную заданность такогоисследования: пока социально-педагогические технологии рассматриваются лишь каквзаимодействие технологий социальных и педагогических, их «пересечение».
Однако эта работавполне обоснованно может быть предварена работой, связанной с решением болееобщих вопросов, таких, например, как: обоснование приемлемости технологий всоциальной сфере и определение границ этой приемлемости; разработкафункциональной содержательности технологии на методологическом уровне(познаваемость и преобразовательный характер технологий социальной практики вразных ее видах); взаимосвязь и взаимодействие различных технологий и их«стыкуемость» между собой в познавательной и преобразовательной деятельности;возможность построение универсального (инвариантного) технологического цикла иисследование его теоретико-методологического потенциала и т.д.1.2 Понятие управленческойтехнологии
Развитие управленческоймысли и практики в течение XX века, особенно второй его половины, привело к формированиюуправленческих технологий. Обычно в обобщающее понятие технологии включаюттакие содержательные моменты: социальная технология — это определенный способдостижения поставленных общественных целей; сущность этого способа состоит впооперационном осуществлении деятельности, операции разрабатываютсяпредварительно, сознательно и планомерно; эта разработка проводится на основе ис использованием научных знаний; при разработке учитывается специфика области,в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двухформах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность,построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология — элементчеловеческой культуры, она возникает двумя путями: вырастает в культуреэволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование, главнаяфункция которого сегодня — соединение науки и практики. Управленческаятехнология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающеенепосредственно управленческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит всистемном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересовобщества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементовуправленческой деятельности. Она расчленяется на последовательновзаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менееоднозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедуройпонимается набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот илииной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операцияявляется непосредственно практическим актом решения определенной задачи врамках соответствующей процедуры управления. Операция — это однородная,логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижениеопределенной цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.
Следует вместе с темпонимать, что распределение, специализация, сочленение, интеграция различныхпроявлений (элементов) управленческой деятельности представляют собой толькочасть, в какой-то мере формализованную, управленческих технологий. Если этимограничиться, то мало будет пользы от управленческих технологий, разве чтоупотребление модного слова. Становление управленческих технологий естьследствие усиления системности государственного управления, его научногоосмысления и попытка широкого использования типичного, выверенного опытом,дающего высокие результаты. Ее смысл заключается в обязательном(принудительном) массовом использовании в управленческой деятельности лучших,передовых достижений науки, искусства и опыта государственного управления.Поэтому в качестве управленческой технологии стоит рассматривать лишь туорганизацию управленческой деятельности, которую отличают рациональность иэффективность.
Освоение управленческихтехнологий начинается с типологизации управленческих ситуаций, поскольку ихосновные виды предполагают адекватные им формы и методы управленческойдеятельности. Анализ состояния и поведения управляемых объектов, находящихся введении того или иного государственного органа (их подсистемы), к тому же втечение длительного времени, открывает возможность такой работы. Это простые,понятные и адекватные описания повторяющихся (ординарных), проблемных иэкстремальных ситуаций, типовые (заранее смоделированные) управленческиерешения и действия по ним; наборы модулей ресурсов, процедур и операций,применяемых при реализации последних. В зависимости от спецификигосударственных органов и управляемых объектов выделяют различные видыуправленческих технологий: диагностирования, проектирования и реформированиясоответствующих подсистем; информационные, внедренческие и обучающиетехнологии; по уровням управления — центрального, регионального и местногоуправления; разрешения социальных конфликтов (конфликтология), инновационногоразвития управляющих компонентов и др.
Существует несколькоаспектов управленческой деятельности, где в современных условиях внедрениеуправленческих технологий крайне актуально. Прежде всего, это процессыпрогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развитияи, соответственно, реформирования организации и функционирования компонентовсубъекта государственного управления. Нельзя же управлять, если нет исходныхданных для этого. Обо всем, что происходит в рыночной экономике, тоженеобходимо иметь своевременную, достоверную и полную информацию. Технологиядеятельности в этом направлении включает в себя: установление общих,унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующиепроцессы; обеспечение должной согласованности, логики в систематизации такихпоказателей, чтобы они в целом давали реальную картину общественнойжизнедеятельности (как исходную, так и предполагаемую); созданиеорганизационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужнойинформации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения,вовлеченные в указанные процессы; применение идентичных методов, процедур иопераций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов;использование тождественных форм фиксации информационных материалов и другиемоменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.
Актуально использованиеуправленческих технологий в практике программирования и планированиякомплексного развития территорий. В условиях значительной самостоятельностиразных органов государственной власти и местного самоуправления, сосредоточенияосновных экономических ресурсов в руках предпринимательских структур, включениямножества управляемых объектов в решение соответствующих проблем без такихтехнологий нельзя сделать ничего серьезного. Нужны единые сроки и методикиразработки предполагаемых мероприятий на предприятиях, в организациях,учреждениях, отраслевых подсистемах и территориальных (общей компетенции) государственныхорганах, идентичные формы и показатели программных и плановых документов,взаимосвязанный, согласованный порядок прохождения и утверждения программ ипланов, приемлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов, определенныемеханизмы взаимоконтроля и т.д.
Современнаяобщественная практика свидетельствует о развитии межотраслевых,межтерриториальных, проблемных целевых программ, разрабатываемых и реализуемыхна различных уровнях — от международного (в рамках ряда стран),общегосударственного до местного. Она также требует адекватных управленческихтехнологий, способных придать деятельности в данном направлении должнуюорганизованность, необходимую регламентацию и эффективность.
В рамках всегогосударственного аппарата принимается и действует очень много управленческихрешений как текущего, оперативного, так и перспективного, нормативного истратегического характера. Почти всем должностным лицам приходится постояннообосновывать различные варианты решений, изыскивать альтернативы ресурсногообеспечения и временной реализации, «состыковывать», согласовыватьразличные решения (и их положения) между собой, активно анализировать ходвыполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других,подводить итоги реализации, решений и снимать их с контроля, заниматься другимивопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности.Здесь особо нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия иреализации управленческих решений, начиная с унифицированного языка и кончая графическимиформами конкретных документов. Все должно быть четко, ясно, последовательно ипонятно как для тех, кто принимает решения, так и для исполнителей.
Слабым местом вгосударственном управлении остаются технологии контроля, связанные снепрерывным наблюдением над управляемыми процессами, их изучением, измерением исравнением, объективным соотнесением их с управленческими моделями, выраженнымив решениях, их нормах и требованиях. В этом аспекте большой интереспредставляют технологии обратных связей, обеспечивающие достоверное отражениерезультатов управляющих воздействий.
Столь же значимымиявляются и технологии организационных форм управленческой деятельности, ведь ихрезультативность определяется несколькими условиями: административно-правовыми,связанными с компетенцией соответствующего мероприятия (что оно может?),организационно-функциональными, выражающимися в характере его подготовки ипорядке проведения (готово ли оно и использованы ли его возможности?),социально-психологическими (заинтересованы ли участники в данном мероприятии?),физиологическими (каковы самочувствие участников, их способность выдавать иусваивать информацию?), техническими (обеспеченность средствами записи ификсации информации) и т.д. Все это должно быть сведено в одну систему,внутренне согласовано и представлять собой организационную технологию, вчастности, позволяющую получать желаемый интеллектуальный управленческий«продукт».
Управленческиетехнологии — это целое направление теоретических поисков и практических экспериментов.Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожаниемпроцессов государственного управления и одновременно усилением их роли(значения) в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущемневозможно упорядочить управленческую деятельность и в целом системугосударственного управления без разработки и освоения управленческих технологийпо всем важнейшим аспектам организации и функционирования государственногоуправления. Причем речь идет не о придании новых наименований старым,бюрократическим процедурам и операциям, не о простом наполнении чиновничьихкабинетов современными электронными средствами, а о качественно новомосмыслении и реформировании определяющих проявлений государственногоуправления. Управленческие технологии, если они реально состоятся, должнывызвать глубокие преобразования во всем, что относится к данному системномуобщественному явлению. Помочь в этом может рациональное использование принциповгосударственного управления.
Глава 2. Социальные иуправленческие технологии: их взаимодействие 2.1 Взаимодействие технологий
Общественные проблемы,которые сегодня признаются комплексными и системными, в том числе экономическийкризис, неэффективность многих коммерческих компаний и государственныхпредприятий, политические кризисы, сотрясающие политические элиты государствСНГ, — большинство этих проблем имеют одну общую причину: плохую управляемостьобщественных, политических и бизнес-процессов.
По всей видимости, этапричина неочевидна управленцам и исполнителям, населяющим перечисленныесоциальные системы. Иначе трудно объяснить практически полное отсутствиеинтереса самих управленцев, широкой общественности и СМИ к технологиямуправления и к повышению эффективности управленческой деятельности.
С сожалением приходитсякомментировать, что наука управлять в современном обществе выглядит какнеобязательная и скучная учебная дисциплина, которую изучают весьмаповерхностно, формально и даже не столько изучают, сколько изображают ееизучение.
Необходимо отметитьтакже и весьма низкий, можно сказать унылый уровень преподавания управленческихдисциплин в государственных и коммерческих ВУЗах. Дисциплины, которыепреподаются студентам, представляют собой салат из концепций, подходов ифилософских построений, которые по большей части утратили актуальность 50-100лет назад. Можно сказать, что современных студентов не обучают управлению, адрессируют запоминать чужие мысли в форме обрывочных и лишенных связи друг с другомафоризмов и цитат.
Неудивительно, чтополучив такое, с позволения сказать, образование, управленцы часто не всостоянии даже понять ситуацию, в которой они оказываются. Стоит ли говорить отом, что они не располагают ни одной эффективной социальной технологией,которая позволяла бы целенаправленно изменять состояние социальных систем иинициировать управляемые процессы их изменения и развития.
Иными словами, если быкто-то поставил себе целью разрушить систему подготовки управленцев и сделатьпрактически все социальные системы неэффективно работающими, он не мог быпредложить лучшей стратегии, чем та, что успешно реализована в странах СНГсегодня.
Понятие «социальнаятехнология» остается для современных управленцев неизвестным и загадочным. Самаидея, что возможно целенаправленно изменять состояние социальных систем,зачастую является для них революционной. А когда речь заходит о том, чтосоциальная технология не может работать, пока управленец не освоит необходимыеинструменты управления, сознание управленца зачастую испытывает коллапс.
Мы воспитали поколениеуправленцев, сознание которых настолько нетренированно, что оно не можетувидеть социальную систему как систему разнонаправленных процессов коллективнойдеятельности, сорганизованных друг с другом по некоему принципу.
Мы воспитали поколениеуправленцев, которые не могут усваивать сложные смысловые структуры и плохосебя чувствуют, когда возникает необходимость мыслить и осмысленно говорить оразвитии социальных систем.
Мы воспитали поколениеуправленцев, которые могут быть всего лишь послушными функционерами,действующими в заданных кем-то рамках.
Возможно, в этом исостояла цель. Но почему мы должны работать на чью-то цель и жить в реальности,созданной кем-то другим?
Я полагаю, что пришловремя для того, чтобы начать все сначала. Наступило время управленческойреволюции. Настала эпоха, когда социальным системам необходимо развитие, и,следовательно, управленцы, способные управлять развитием, становятся важнейшейсоставляющей социальных процессов современности.
Что такое социальнаятехнология? Это последовательность операций, которые необходимо осуществить длятого, чтобы привести управляемую социальную систему в целевое состояние.
Что такое состояниесоциальной системы? Это конфигурация релятивной сети (сети отношений,определяющих взаимодействия), которая обеспечивает заданный уровеньэффективности коллективной деятельности. Поясним это. Взаимодействия субъектоввнутри каждой социальной системы осуществляются по деловым и личным связяммежду ними: если нарисовать эту систему связей, мы получим релятивную сеть. Вэтой сети разными цветами можно нарисовать отношения подчинения,сотрудничества, обязанностей по отношению друг к другу и личнойответственности. От местоположения субъекта в этой релятивной сети зависитуровень его влияния на ситуацию, его роль в управлении системой и уровеньматериального вознаграждения, которое субъект получает от социальной системы.Суть в том, что для каждого множества субъектов можно выбрать множествовариантов релятивной сети, имеющих отличающиеся конфигурации, при которыхвозможна коллективная деятельность. Важно и то, что каждая возможнаяконфигурация релятивной сети делает возможным тот или иной уровеньэффективности коллективной деятельности. Что же касается эффективностиколлективной деятельности – это величина, которая может быть измерена. Вформулу расчета эффективности необходимо включить все те результатыколлективной деятельности, которые важны для данной социальной системы.Договорившись о формуле, мы сможем сравнивать показатели эффективности, которыебыли до изменения в релятивной сети и после него.
Итак, изменениесостояния социальной системы – это изменение конфигурации релятивной сети.Очевидно, что процесс этот должен быть управляем и что он должен приводитьсоциальную систему в состояние, в котором эффективность коллективнойдеятельности становится выше, чем было раньше.
Социальная технология,таким образом – это технология управляемого изменения конфигурации релятивнойсети и уровня эффективности коллективной деятельности организации.
Почему социальныетехнологии неизвестны управленцам? Знание разнообразных социальных технологий иинструментов управления, которые позволяют ими пользоваться, очевидно, должновходить в арсенал каждого современного управленца. Однако, ничего подобного непроисходит. Почему?
Мы далеки от того,чтобы предположить целенаправленный заговор с целью оболванить управленцев СНГ.Скорее всего, здесь «поработали» законы самосохранения социальных систем. Делов том, что каждая социальная система стремится сохранить себя в том виде, вкаком она действует. Этим, в частности, объясняется, что, как правило, квершине социальной иерархии подбираются только те субъекты, которые непредставляют для социальной системы угрозы изменений.
Общепринята точказрения, что современная система государственной власти в странах СНГ не создаетусловий для оптимального развития экономики и отдельных ее отраслей, длямассового обогащения людей, для развития предпринимательства и бизнеса. Нет,разумеется, в каждой стране работает множество комитетов и комиссий по развитиюпредпринимательства. В каждой стране действует множество общественныхорганизаций, которые осваивают сотни миллионов долларов и пишут красивые отчетыо том, как они развивали гражданское общество и способствовали развитиюпредпринимательской активности населения. И западные фонды принимают эти отчетыи рапортуют спонсорам об успешной деятельности. Но мы-то с Вами понимаемистинный смысл и реальные результаты этой активности.
Так вот, система государственнойвласти вовсе не создает условий для реализации всего экономического потенциаларегионов, отраслей и предприятий. Напротив, она создает множество препятствийдля успешного развития коллективных субъектов деятельности, находящихся под ееконтролем. Можно предположить, что это связано с неэффективностьюгосударственной системы управления. Однако, это не совсем так. В предложенномсмысле она действительно не справляется со своими обязанностями эффективно.Однако, присмотревшись, мы увидим, что у современных государственных системуправления вовсе нет таких обязанностей как создание оптимальных и наиболееблагоприятных условий для развития экономики, предпринимательства ипредприятий. В обязанности современных государственных систем управления СНГ входитрегулярно собирать с отрасли, региона, бизнеса некоторое количество «денежногоурожая» и отравлять этот урожай в столицу, оставляя себе «толику малую». И сэтой задачей, созданные сегодня системы государственного управления справляютсяпревосходно. Также у них есть задача развивать те бизнесы, в которых, всемиправдами и неправдами, участвуют в качестве учредителей представителигосударственных структур. Поскольку эти бизнесы производят наиболеепотребляемые на рынке товары, эта задача также решается современной системойгосударственной власти эффективно. Таким образом, современная системагосударственной власти, в первую очередь, обеспечивает финансовые интересысвоих топ-менеджеров, менеджеров и специалистов. А вся остальная экономика ивесь остальной социум – не более чем сырьевая база для добычи денег.
В каком-то смысле такойрежим функционирования современных систем государственного управления в СНГявляется наследием СССР, с его сырьевой экономикой. Добыча разнообразногоприродного сырья и его продажа за рубеж была фундаментом экономики СССР, и внастоящий момент те государства СНГ, которые располагают серьезными запасамиполезных ископаемых, придерживаются той же государственной экономическойстратегии. Те же государства СНГ, которые не имеют богатых недр, вынужденыиспользовать аналогичные управленческие подходы, но в качестве сырьевой базыдля удовлетворения своих финансовых потребностей, использовать всю национальнуюэкономику и социум.
Теперь вопрос: нужны литаким государственным системам управления социальные технологии, идея которыхописана нами выше? Ответ очевиден: не нужны.2.2 Идея управленческой революции
Однако, есть поправочкак предыдущему параграфу: социальные технологии были не нужны до началаэкономического кризиса. В настоящий момент управленцы, владеющие социальнымитехнологиями, нужны бизнес-структурам и крупным промышленным предприятиямнационального значения. Они также нужны для проектирования экономики страны какцелостной системы, однако, эта задача сегодня не осознается как актуальная ввысших эшелонах власти. Поэтому управление экономикой все еще не строится встранах СНГ как целостная стратегическая деятельность.
Вся суть экономическогокризиса состоит в том, что управленцы, способные целенаправленно развиватьуправляемые ими социальные системы, практически отсутствуют. Отсутствуют поописанным выше причинам.
Нужны ли они сейчас? Яполагаю, что да, нужны. Однако, я также понимаю, что ответ «да» не может бытьосознан при сегодняшнем крайне низком уровне системного мышления управленцев.
Поэтому нам необходимауправленческая революция: управляемый социальный процесс, в результате которогок управлению приходят менеджеры и топ-менеджеры, владеющие социальнымитехнологиями и необходимым арсеналом инструментов управления дляцеленаправленного и управляемого развития социальных систем и повышенияэффективности коллективной деятельности.
Управленческаяреволюция невозможна без людей, которые готовы обучаться социальнымтехнологиям. И без людей, которые способны обучать им.
Глава 3. Особенностиуправления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе
Россия переходит оттрадиционного индустриального общества к постиндустриальному (информационному).Одновременное существование черт различных типов общества приводит кформированию особого рода общественной формации – транзитивного общества, вкотором причудливым образом связаны признаки индустриального и информационногосообществ, что требует нового подхода к управлению трудовыми отношениями.
Согласно последнимсоциально-экономическим исследованиям для России характерна «догоняющаямодернизация», которая затронула все основные ценности, основные концепты.Этнические и культурные особенности России характеризуются кризисом старыхсоциокультурных ценностей – в первую очередь кризисом соборности. Традиционновсе крупные производственные коллективы как в дореволюционной Росси, так и вСССР держались на соборности и авторитарности. Слом старых ценностей в периодрыночных реформ выразился в кризисе крупных промышленных коллективов.
Кроме того, догоняющаямодернизация (запаздывающие инновационные процессы) выразилась в одновременномсосуществовании трех социокультурных типов общества:
1) традиционного;
2) индустриального;
3) информационного.
Традиционное общество иего ценности остаются господствующими в современной деревне. Там еще оченьсильны общинность, коллективизм, авторитет старших, все еще пользуютсяуважением большие семьи, сильна взаимопомощь и поддержка в рамках большой семьии общины. Представители деревенской культуры с удовольствием помогут своимродственникам, односельчанам, но с очень большим недоверием относятся к«чужакам» – переселенцам из города, беженцам, мигрантам. Эти чертытрадиционного общества ухудшают социально-экономическую, социально-политическуюи демографическую ситуации в современной деревне. Происходит отрицательныйприрост населения, социальная, экономическая деградация сельского населения.Как следствие, трудоспособные, образованные, мобильные люди предпочитаютпереселяться в города и переходить на работу в промышленные предприятия, неся ссобою культуру, уклад и традиции общества традиционного, в то время как крупноепромышленное предприятие является социальным институтом индустриального общества.Черты индустриального общества доминируют в средних и мелких городах,экономической и социальной основой которого является промышленное предприятие,градообразующий промышленный коллектив.
Одновременно там жеформируются черты информационного общества, социальной основой и социальныминститутом которого являются небольшие трудовые коллективы торговли, сферыуслуг, сферы производства, передачи и сохранения информации. Доминирующим жетипом общества постиндустриальное общество становится в мегаполисах, таких какМосква, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара. Основные отличияинформационного общества состоят в резком повышении скорости жизни, вбезграничном росте потребления, в крайнем индивидуализме его членов.
Кризис в экономике ипромышленности, трансформация трудовых отношений в современной Россииусугубляются тем, что коллективы предприятий и организаций формируются изличностей, одновременно разделяющих ценности трех противоречащих друг другутипов общества: традиционного, индустриального, информационного. Частоскладывается ситуация, когда руководство и высший менеджмент разделяют ценностии живут в ритме постиндустриального общества, средний менеджмент (уровеньначальников цехов, участков, мастеров) работают в ритме индустриального общества,а рабочие, низовые инженерно-технические работники существуют в традиционномобществе. Это осложняет управление трудовыми отношениями в России.
Социально-трудовыеотношения представляют собой совокупность регулирующих правил и взаимосвязеймежду действующими лицами по поводу отношений занятости, по поводу выполнениятрудовых функций. Трудовые отношения представляют интересный пласт человеческойкультуры, а взаимоотношения индивидуумов в процессе труда являются показателямиразвития всех других видов человеческих взаимоотношений.
Согласно исследованиюВ. Ядова и Дж. Дебарделебена «Современное состояние трудовых отношений вРоссии», неформальное регулирование у нас социально-трудовых отношенийпревалирует над формальным. Авторы видят причины этого в несовершенном трудовомзаконодательстве России. Опыт работы, исследование трудового поведенияпромышленных рабочих, банковских сотрудников, работников инвестиционныхкомпаний приводит к выводу, что главенство закона, дух закона, писаные нормы,инструкции, положения никогда не были решающими факторами регулированиятрудового поведения. 90% всех социально-трудовых отношений основаны нанеформальных договоренностях. Причину этого следует видеть в длительном периодесамодержавной власти, отсутствии четких и подробно прописанных законов,определяющих трудовые отношения, тысячелетнему презрению власти к человекутруда и к подчиненному. Пример – знаменитая позиция Ивана Четвертого Грозного:«В холопях своих мы вольны: казнить – вольны, миловать – вольны тоже». Знаковыи слова другого российского властителя, Павла Первого: « В России знатен тот, скем я говорю, и то, пока я с ним говорю!»
Отражение этой системыинституционального управления – народная мудрость «Закон, что дышло, кудаповернул, то и вышло». Язык выражает и отражает национальное семантическое полеи влияет на формирование языковой картины мира, которая в свою очередь, влияетна особенности национального управления социально-трудовыми отношениями.
Недоверие закону истремление к неформальному регулированию социально-трудовых отношений видно изистории развития русского языка. Например, в его тезаурусе долго отсутствовали такиеслова, как «развитие», «цивилизация», «культура», «свобода». Это существеннозатрудняло языковое выражение текстов законов, внося разночтение, различноетолкование, сумятицу в юридическое делопроизводство. Русский человекпредпочитал договориться «один на один», нежели позволить регулировать своюжизнь туманными и непонятными юридическими формулировками. Лингвистическиеособенности влияют на особенности восприятия мира, на особенностисоциально-трудовых отношений, на модели управления. Практика позволяетопределить сегодняшние особенности российских трудовых отношений.
1. Структурнаябезработица. Избыток специалистов с высшим гуманитарным образованием инедостаток рабочих кадров высокой квалификации. Как следствие, руководителипредприятий совершенно закрываю глаза на нарушение дисциплины важнымиработниками, часто идут у них на поводу, отлично понимая, что небольшое ихнедовольство может привести к остановке производства, а то и целогопредприятия.
2. Нежелание многихработников защищать свои права через формальные процедуры, посколькукомпенсации настолько малы, а процедуры их получения столь трудоемки, что малокто прибегает к закону. Кроме того, отлично понимая, что непосредственныйруководитель является для него «отцом и богом в последней инстанции», работниксчитает, что, испортив неформальные отношения с руководителем и коллективом, онникогда больше не сможет работать в этом социальном окружении. Социальноадаптивный работник предпочитает «уйти по-хорошему» или налаживать неформальныеотношения.
3.Нежелание большинстваработников участвовать в формировании системы социального партнерства, отказпринимать участие в комиссиях по заключению коллективных договоров.Складывается парадоксальная ситуация, когда коллективные переговоры инициируютпредприниматели, пытаясь обезопасить себя на будущее.
4.Работник доверяеттолько лицу, которое действительно принимает решение. Поэтому работник не обращаетсяв профсоюзы, в комиссии по трудовым спорам, предпочитая сразу же идти круководителю или к собственнику предприятия.
5.Большая роль «сильнойличности» – директора, руководителя. В области труда и заработной платыраспространена практика устных, меняющихся распоряжений непосредственныхруководителей, поэтому работник старается опираться на мнение высшегоруководства.
6. Великая роль напредприятии неформальной иерархии.
7. Наиболее значимымифакторами при приеме на работу являются личное знакомство, участие в сетивзаимоотношений, родство.
8. Преобладаниенеформальных практик над формальными во всех сферах регулирования и управлениясоциально-трудовыми отношениями.
Трудовоезаконодательство никогда не было и вряд ли будет основой регулированиясоциально-трудовых отношений в России, поэтому бессмысленно ссылаться нанесовершенство трудового законодательства как на основу конфликтов трудовыхотношений. Основная особенность социально-трудовых отношений в России и насовременном этапе заключается в патернализме, вере в «доброго работодателя» и вполном недоверии к государству. Поэтому более перспективным, чеминституциональное решение, мне представляется решениесоциально-технологическое.
Заключение
Современная наукапредлагает использовать для оптимизации управления любымисоциально-экономическими, социально-политическими процессами управленческие илисоциальные технологии.
Социальные технологииявляются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследованиясоциологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента. Ониспособны предотвращать конфликты, социальные потрясения, социальные катастрофы.Социальные технологии помогают преодолевать глобальный кризис в теории ипрактике управления, они создают в настоящее время управленческую культурунового для России типа общества – транзитивного.
Социальные технологиикак социологическая категория представляют собой социоинженерный подход кпреобразованию социального пространства. Основу изучения этого научногофеномена заложила болгарская школа социологии и теории управления (М. Марков,Н. Стефанов). Исследования продолжили Е.А. Вершинский, О.А. Дейнеков, В.Н.Иванов, Р.В. Мартанус, В.И. Патрушев, Ф.М. Русинов, А.А. Шиян, В.В. Щербина.
Социальные технологии –элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета. Они возникают впроцессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно, учитываютособенности социальной коммуникации в обществе, социальной группе,национально-культурные особенности, специфику социально-психологических групп,коллективов, региональные особенности. Они как минимум диалогичны и по сутиполифоничны.
В настоящее времяблагодаря развитию новых информационных технологий появляются дополнительныетипы социально-технологических диалогов. Их появление стало возможным из-заповсеместного распространения сети Интернет во многих сферах человеческойдеятельности и во всех сферах, связанных с управлением обществом, отраслямиэкономики, трудовыми коллективами. Новые типы диалога «человек – машина –общество» и «человек – машина – человек» охватывают преимущественноинновационные социальные технологии или технологии при внедрении инноваций вобществе, производстве, в организации.
Любая успешнаясоциальная технология представляет тип диалога. Диалог не тождествененсоциальной коммуникации, не тождественен общению. Диалог является особым типомотношений общения, предполагающим активное взаимодействие равноправных вментальном аспекте субъектов. Диалог – это взаимодействие, влияние социальногосубъекта на самого себя, на социального объекта. В диалоге присутствуютодновременно индивидуальное и социальное сознание. Субъект диалога имеетразвитое сознание и самосознание. Диалог – это глобальное свойствочеловеческого бытия, основная характеристика и один из уровней эффективностисоциальных технологий.
Суть диалога состоит втом, что на основе когнитивного баланса идет построение в когнитивной системереципиента (социального объекта) концептуальных конструкций – моделей мира,которые соотносятся с моделями мира социального субъекта социальных технологий,но не повторяют его.
Список использованнойлитературы
1. ВершининМ.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.: Питер 2009.
2. ВоркачевС.Г. Методологические основания лингвоконцептуалогии // Аспектыметакоммуникативной деятельности. – Воронеж: ВГУ, 2008.
3. ДридзеТ.М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии //Социокультурное пространство диалога. — М.: АСТ, 2010.
4. ЕкатеринославскийЮ.Ю. Организация процессов управления производством. — М.: АСТ, 2009.
5. ИвановВ.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. — М.: Наука, 2008.
6. КонецкаяВ.П. Социальная коммуникация. — М.: Наука, 2008.
7. МарковМ. Теория социального управления. — М.: АСТ, 2009.
8. МартанусР.В Социальное управление: кадры и кадровая политика. — М.: АСТ, 2010.
9. ПрохоровА.П. Русская модель управления. — М.: АСТ, 2008.
10. СоколовА.В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Питер, 2009.
11. ШиянА.А. Руководство по социальным технологиям. – Киев: Знамя, 2009.