АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ,АНАЛИЗ И АУДИТ»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
БИЗНЕС-ПЛАН
Акционерного общества «Гурман»
Выполнила:
студентка гр. 1742
Сибгатуллина С.Ф.
Проверила:
________________
Казань 2008
Содержание
1. Резюме
2. Продукт
3. Цели и стратегия
4. Рынок
5. Конкуренты
6. План маркетинга
7. План производства
8. Организация иуправление
9. Юридический план
10. Финансовый план
11. Программаинвестирования
12. Влияние на окружающуюсреду
13. Программа уменьшениярисков и страхования
1. Резюме
АО «Гурман» представляетсобой частную фирму, объединяющую в одной организационной структуре различные звеньяединой производственно-технологической цепи: подразделения по выращиванию, механизированнойуборке и транспортировке томатов (один сельскохозяйственный кооператив и пятьфермерских хозяйств, специализированных на производстве овощей, в том числе томатов)и предприятие по их переработке в высококачественный продукт – кетчуп.
Объединение указанныхзвеньев производственно-технологической цепи в единую организационную структуруна основе акционерной формы собственности позволит обеспечить максимальную концентрациюусилий на повышении качества продукции, охватив все стадии ее производства ираспределения (выращивание томатов, уборка, хранение, транспортировка,переработка, упаковка, доставка к потребителю), снижении производственных исбытовых затрат и получении стабильной прибыли.
АО «Гурман», официальнозарегистрированное в декабре 2007 года, объединило высококвалифицированныхспециалистов в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции,уверенных в успехе начинаемого дела и способных обеспечить этот успех. Такая уверенностьбазируется на следующем:
1. Предлагаемыйк производству продукт – кетчуп, входит в гамму традиционно используемыхукраинскими покупателями томатных приправ к мясным, овощным и мучным блюдам.Однако, несмотря на популярность таких продуктов, спрос на них регулярно не удовлетворяется,в том числе по группе кетчупов спрос превышает предложение на 43,6 %.
2. Основными преимуществамипредлагаемого продукта, по сравнению с использующимися на рынке, какотечественными, так и импортными кетчупами являются: экологическая чистота,наличие четырех разно-рецептных диетически сбалансированных составов дляразличных категорий потребителей (в том числе диетический кетчуп), соптимальным содержанием витамина С и пектина; – новый вид оригинальной упаковкис дозатором, указанием рецептуры приготовления и рецептов использования; – применениеновой технологии уборки томатов и производства кетчупа,
позволяющей снизитьзатраты на выпуск конечного продукта и обеспечить АО «Гурман» получение ежегоднойваловой прибыли в размере 20 % произведенных затрат.
3. Рынок дляпредлагаемого к производству кетчупа составляет не менее 43 % стоимостногообъема продаж и 54,7 % существующей потребности в натуральных единицахизмерения или 3419 т ежегодно.
4. В Татарстанени один вид из имеющихся на рынке кетчупов не производится.
5.Конкуренты, импортирующие кетчупы в Татарстан, а также отечественные предприятия,производящие продукты, которые могут рассматриваться как заменители кетчупа (Мr Ricco, Балтимор, и др) не могутобеспечить полное удовлетворение рыночной потребности в нем или в его заменителяхв силу недостатка существующих производственных мощностей (отечественные предприятия)или значительных транспортных и таможенных издержек, обусловливающихнедоступную для большинства потребителей цену продукта (фирмы восточной и западнойЕвропы). Появление отечественных конкурентов-производителей кетчупа возможно, однакотребует длительного периода времени для организации производства (не менее 2лет), что позволит АО «Гурман» занять прочные позиции на рынке.
6. В основуорганизации производства предполагается положить принцип, обеспечивающий единствотехнологического цикла уборки, заготовки и переработки томатов, и создающийматериальную заинтересованность сельскохозяйственных предприятий (кооперативов,фермеров) и перерабатывающего производства в выпуске высококачественного конечногопродукта.
Как результатэтих условий, АО «Гурман» полагает, что оно имеет уникальную возможностьпроизвести и поставить на рынок высококачественный продукт по привлекательнойцене и «захватить» долю рынка в 43 % в течение 5 лет. Для реализации проектанеобходимы средства в сумме 250 000 000 денежных единиц. Коммерческий кредитна закупку сырья и полуфабрикатов (данный кредит будет предоставлен кооперативамии фермерами, выращивающими томаты и участвующими в проекте, в виде отсрочкиплатежа за поставленное сырье). 50 000 000 денежных единиц в качествеинвестиций на покупку необходимого производственного оборудования, под залог ужеимеющегося оборудования и недвижимости. Уже в конце 2013 года планируетсяполучение прибыли в размере 7 670 000 денежных единиц. Средний уровеньрентабельности производства АО «Гурман» за период 2008–2021 гг. составит 25 %.
2. Продукт
Объемтоматных приправ, применяемых в кулинарии, ежегодно увеличивается, что вызванокак особенностями татарской кухни, так и появлением новых продуктов и рецептових приготовления в результате открытости экономики и интернационализациисвязей.
Предлагаемый кпроизводству и продаже кетчуп – экологически чистый продукт, имеющий четыререцептурных разновидности, оригинально упакованный в специальную пластмассовую емкостьс дозатором, обладает существенными преимуществами перед импортируемыми в Татарстанкетчупами:
– четыреразновидности предлагаемого продукта (острый, слабоострый, умеренный и без сахара)и сбалансированность состава, позволяющие максимально полно удовлетворить вкусыпотребителей и использовать наш кетчуп даже для диетического питания;
– высокоекачество кетчупа, обеспечиваемое использованием экологически чистых продуктов дляего изготовления, применением районированных сортов томатов, контролемсодержания витамина С и пектина, улучшенной технологией производства и храненияготового продукта;
– доступнаяцена реализации предлагаемой гаммы кетчупов, составляющая приблизительно 500денежных единиц за тонну продукции, в зависимости от ассортимента.
–оригинальная упаковка в пластмассовую емкость, вместимостью 0,5 л, с дозатором,рецептурой изготовления и кулинарными рецептами применения.
Благоприятныеклиматические условия юга Татарстана, где планируется выращивание томатов и производствокетчупа, использование районированных сортов томатов, усовершенствованнаятехнология их механизированной уборки и хранения, новейшая технология изготовлениякетчупов на основе нового производственного оборудования, регулярный контролькачества, многолетний опыт работы в перерабатывающей промышленности руководителейАО «Гурман» позволяют утверждать, что предлагаемый рынку продукт будет иметьвысокое качество, доступную цену и устойчивый спрос потребителей.
Получениеуказанной прибыли обеспечивается за счет различных факторов, охватывающих как процессмеханизированной уборки урожая томатов, совершенствование технологии и организациипроизводства кетчупа, так и маркетинговые мероприятия в сфере распределенияготового продукта.
3. Цели истратегия
Важнейшиецели АО «Гурман» на ближайшие 3–5 лет и стратегия их достижения представленыниже:
Цель //Стратегия
1. Получение ежегоднойваловой прибыли в размере 20 % произведенных затрат // Совершенствованиетехнологии уборки урожая томатов на основе применения уборочных комбайнов, модернизациятехнологической линии по производству кетчупа, применение дешевой пластмассовойупаковки, маркетинговые мероприятия.
2. Обеспечить «захват» долирынка в размере не менее 43 % в течение 5 лет // Высокое качество товара,наличие четырех его разновидностей, доступность цены, красочность и оригинальностьупаковки, расходы на маркетинговые мероприятия на уровне 13–15 % общейвеличины производственных затрат.
3. Систематическое повышениекачества продукции // Применение для производства кетчупа районированных сортовтоматов, отбор плодов с помощью фотоэлектронного сортировщика. Внедрение системыконтроля качества производства кетчупа на всех стадиях технологическогопроцесса переработки томатов, расфасовки готового продукта и его хранения наскладе предприятия.
4. Рынок
Объем потреблениятоматных приправ населением нашей страны ежегодно возрастает: за последние 25 летего рост составил 15 раз, что связано с особенностями национальной кухни, широкимприменением томатных добавок при приготовлении мясных, овощных и мучных блюд.Ожидаемое в результате проведения радикальных экономических реформ повышениежизненного уровня населения Татарстана, несомненно, приведет к дальнейшему роступотребления вкусовых добавок, в том числе, томатных. Об этом свидетельствует опытэкономически благополучных стран. Например, в США за последние 25 лет объемыпотребления томатных приправ возросли в 25 раз. Таким образом, можно суверенностью говорить о наличии растущего рынка в Татарстане.
Выполненныйнами анализ рынка показал, что годовая рыночная потребность в кетчупесоставляет 6 250 тонн или 12 500 тыс. упаковок вместимостью 0,5 л.
Наотечественных предприятиях кетчуп не производится. Частично потребность в этомпродукте покрывается за счет его импорта из стран восточной и западной Европы, атакже использованием отечественных заменителей типа «Мr Ricco» и другие. Объемы поставокпо импорту и отечественного производства в стоимостном измерении оценены нами в57 % рыночной потребности. Таким образом, мы можем говорить о существующейнише рынка в 43 %, которую мы собираемся заполнить предлагаемым кпроизводству продуктом.
Реальнооценивая наши возможности, мы планируем довести к 5 году работы АО «Гурман»выпуск продукта в объеме 550 тыс. тонн (0,5 литра каждая упаковка) или, чтопозволит несколько потеснить наших конкурентов-импортеров, обеспечив высокоекачество продукта и доступность цены татарского кетчупа, а также начатьэкспортировать продукт в страны ближнего зарубежья.
Структуранаполнения рынка кетчупа в Татарстане (в натуральном измерении, тонн):
Импорт изстран:
западнойЕвропы – 7,9 %
восточнойЕвропы – 16,6 %
Производствоотечественных заменителей – 20,8 %
Неудовлетвореннаяпотребность – 54,7 %
Структурарынка кетчупа в Татарстане (в стоимостном измерении)
Импорт изстран:
западнойЕвропы – 8,5 %
восточнойЕвропы – 17,9 %
Производствоотечественных заменителей – 30,8 %
Неудовлетвореннаяпотребность – 43,6 %
Появление отечественныхконкурентов – производителей кетчупа не ожидается ранее, чем через 2 года посленачала выпуска нашего продукта, что обусловлено отсутствием необходимых мощностейна отечественных предприятиях и длительностью срока организации новогопроизводства.
Основнымиканалами распределения выпускаемого кетчупа будут:
Предприятие-изготовитель– Оптовая торговля – Розничная торговля – Потребитель
Предприятие-изготовитель– Потребитель (фирменные магазины АО «Гурман»)
Предприятие-изготовитель – Мелкооптовая торговля – Предприятия общественного питания
Предприятие-изготовитель– Экспорт в страны ближнего зарубежья – Оптовая торговля – Потребитель
Впервые тригода работы АО «Гурман» по первому каналу распределения будет реализовано 70 %произведенного продукта, по второму – 10 %; по третьему – 20 %. С четвертогогода деятельности АО «Гурман» планируются экспортные поставки продукта в страныближнего зарубежья (около 15 % общего объема производства), а также увеличениеобъемов продаж кетчупа через сеть фирменных магазинов до 20 %(соответственно уменьшатся объемы распределения кетчупа по первому каналу с 70 %до 45 %).
Преобладаниепродаж кетчупа по первому каналу распределения связано с существующей сезонностьюпотребления продукта. Именно оптовая торговля, обладающая значительными складскимиплощадями, способна накапливать необходимые объемы продукта для удовлетворения резковозрастающих потребностей в нем (в 3,5 раза) в зимний период.
Предлагаемаяцена реализации кетчупа на 30–35 % ниже цены конкурентов и способна обеспечитьпостоянно растущий спрос потребителей.
Постоянномуросту спроса будет способствовать также принципиально новый вид красочной упаковкис дозатором, размещенная на этикетке рецептура изготовления, рекомендуемые рецептыприменения кетчупа, а также целевая рекламная кампания. Общие затраты на проведениесоответствующих маркетинговых мероприятий оцениваются нами в 13–15 % отуровня ежегодных производственных затрат.
5. Конкуренты
Принимаярешение об организации производства кетчупа в Татарстане, нами были изучены ипроанализированы три группы конкурентов:
1. Оптовыеи мелкооптовые поставщики кетчупов из стран восточной Европы
2. Оптовыеи мелкооптовые поставщики кетчупов из стран западной Европы.
3. Отечественныепредприятия-производители аналогов-заменителей кетчупа, так как на территории Татарстанакетчупы в настоящее время не производятся. Структура распределения рынка кетчупав стоимостном и натуральном выражении представлена на рис. 2 и 3. Нашими конкурентамиобеспечивается 45,3 % потребности в продукте в натуральном измерении и 57,4 %– в стоимостном. Таким образом, мы обладаем уникальной возможностью «захвата» долирынка, соответственно, в 54,7 % и 43,6 %.
Охарактеризуемнаших основных конкурентов.
Поставщикикетчупов из стран восточной Европы характеризуются хорошим качеством и доступнойценой предлагаемых кетчупов, что обеспечивает постоянный спрос покупателей сосредним уровнем доходов; удобной упаковкой, возможностью ее повторногоиспользования в быту; однако, регулярно допускают сбои в графиках поставокпродукта, что приводит к его частому отсутствию на прилавках магазинов.
Поставщики кетчуповиз стран западной Европы. Достоинством этих конкурентов является четкоевыполнение графиков поставок, постоянное наличие продукта на прилавках магазинов,хорошо поставленная реклама, красочная упаковка, мелкая расфасовка товара, позволяющаяпокупать продукт в минимально необходимых количествах. Однако импортныепродукты отличаются высокой ценой, рассчитанной на категорию высокооплачиваемыхпотребителей. Качество товара не всегда соответствует высокой цене реализации: просроченныесроки годности, применение канцерогенных вкусовых и цветовых добавок иконсервантов.
Отечественныепредприятия, производители аналогов кетчупа: Достаточно хорошее качествопроизводимой продукции и широко доступная цена – основные достоинства этих конкурентов.Однако регулярные сбои в поставках продукции, связанные с перебоями впроизводстве и транспортировке, приводят к его постоянному дефициту; некрасиваяи неудобная упаковка (периодически продукт расфасовывается в 3‑х литровыеи литровые банки) ограничивают возможности его покупки малочисленными семьями иодинокими людьми; десятилетиями не обновляющийся ассортимент продуктов, низкая заинтересованностьпроизводителей в его обновлении (эти предприятия все еще находятся в государственнойсобственности), полное отсутствие рекламы изделий делают эту категорию производителейвесьма уязвимой в предстоящей конкурентной борьбе.
Сила позицийАО «Гурман» в борьбе за место на рынке томатных приправ состоит в следующем:
1. Уровеньпредлагаемой цены делает производимый нами продукт доступным для средне- и низкооплачиваемогопотребителя, составляющего в настоящее время около 85–90 % платежеспособногонаселения Татарстана.
2. Диверсификациярецептурных решений кетчупа (4 разновидности), позволяющая учесть разнообразиевкусов потребителей.
3. Сбалансированностьсостава и экологическая чистота продукта, позволяющая применять его длядиетического и детского питания.
4. Удобство,красочность и информативность упаковки.
5. Поступлениена рынок (не позже, чем через три года после начала производства) новых продуктовпереработки томатов: томатный сок и паста, томаты, консервированные всобственном соку; томат-пюре и томат-суп для детского питания, мини-порции для предприятийобщественного питания на авиалиниях и железнодорожном транспорте.
6.Систематическое улучшение качества выпускаемых продуктов на основе совершенствованиярецептуры приготовления и технологии производства, внедрения постояннодействующей системы контроля качества.
7. Гибкость технологическогопроцесса, позволяющая мгновенно реагировать на изменяющиеся запросыпотребителей.
Для улучшениязакрепления на рынке, ближайшими планами АО «Гурман» предусмотрено:
- обновлениесостава рецептов;
- выделениесредств на исследования по подбору других составов (возможная замена сахара егозаменителем, с целью привлечения новой категории покупателей – людей,страдающих диабетом);
- полнаямодернизация линии с возможным использованием ее для приготовления других видовприправ на базе томата (пюре, супов, чилийского соуса и т.д.).
6. Планмаркетинга
Основнымрынком сбыта выпускаемого продукта является внутренний рынок Татарстана (100 %впервые три года работы АО «Гурман») с последующим выходом на рынок странближнего зарубежья (15 % объема продаж).
В первые тригода рыночного проникновения потребителю будут предложены четыре рецептурных разновидностикетчупов, начиная с четвертого года производства на рынок поступят новые продуктыпереработки томатов: томатный сок и паста; томаты консервированные в собственномсоку; томат-пюре и томат-суп для детского питания, мини-порции.
Основным каналомраспределения выпускаемой продукции будет двухуровневый канал:
Предприятие-изготовитель– Оптовая торговля – Розничная торговля – Потребитель,
по которомубудет обеспечиваться сбыт 70 % производимого продукта. С четвертого годапроизводства доля этого канала распределения снизится до 45 % за счетувеличения объемов сбыта по другим каналам, а именно: через фирменные магазины АО«Гурман» (с 10 до 20 % общего объема продаж); экспорт продукта в страныСНГ (15 % общего объема продаж). Канал распределения:
Предприятие-изготовитель– Мелкооптовая торговля – Предприятия общественного питания
охватывает 20 %производимого продукта. Таким образом, через три года после начала выпуска продукцииАО «Гурман» сформируется система ее сбыта, включающая: двухуровневые каналы распределения– 60 % общего объема продаж; одноуровневые каналы распределения – 20 %общего объема продаж; канал прямого маркетинга – 20 % общего объема продаж.
Основными потребителямипредлагаемого продукта будут низко- и среднеоплачиваемые слои населения Татарстана(85–90 % платежеспособных потребителей), что обеспечивается доступностьюцены продукта, которая будет минимум на 30 % ниже цены конкурентов. Планоммаркетинга предусматривается предоставление 10–20 % скидок для крупно- имелкооптовых покупателей.
Ежегодно будетнаправляться 13–15 % производственных затрат на проведение маркетинговых мероприятий,в том числе на рекламную кампанию нашего продукта: участие в выставках товаров;производство этикеток с указанием рецепта приготовления и рецептов применения, чтопривлечет покупателя и поможет завоевать его доверие.
Стимулированиепродаж будет проводиться по типу: большее количество купленного товара – большаяскидка при покупке.
Запросы нашихпотребителей мы всегда будем видеть в: высоком качестве; ценовой доступности; широкомассортименте; постоянном наличии продукта на прилавках магазинов.
Наш девиз приосуществлении продаж: «Мы знаем Ваш вкус».
Понимая, что покупательскийспрос на наш продукт будет иметь непостоянный характер, что связано с сезонностьюпотребления консервированных продуктов, план проведения маркетинговыхмероприятий и их активность будет учитывать этот немаловажный фактор.
Осуществлениепредлагаемого плана маркетинга позволит реализовать наши планы ежегодного полученияваловой прибыли в размере 20 % произведенных затрат и занять прочныепозиции на рынке томатных приправ.
7. Планпроизводства
Реализациябизнес-плана будет осуществляться по следующему графику:
Январь-июнь2008 г. – проектно-изыскательные и опытно-конструкторские работы (основнаячасть, необходимая для начала строительства и закупки оборудования).
Май 2008 г.– декабрь 2009 г. – строительно-монтажные работы.
Январь 2008 г.– июль 2010 г. – закупка, монтаж оборудования и пуско-наладочные работы.Затем полномасштабное разворачивание производства и реализация продукции.
Благоприятныеклиматические условия региона позволяют выращивать высококачественные томаты, аблизость к перерабатывающему предприятию – сократить затраты на ихтранспортировку при сохранении высокого качества плодов.
В основу концепцииорганизации производства кетчупа нами положен принцип создания единого организационно-технологическогоцикла, охватывающего предприятия по выращиванию томатов и их переработке с цельюсоздания общей заинтересованности в выпуске высококачественного конечного продукта.Для достижения этой цели планируется:
– приобретениеАО «Гурман» трех комбайнов для механизированной уборки томатов и предоставлениеих сельскохозяйственным предприятиям на правах аренды (на величину арендной платыбудет уменьшаться стоимость продаваемых ими переработчику томатов);
– частичнаямодернизация существующей линии по переработке томатов, повышение ее производительностии обеспечение высокого качества конечного продукта за счет внедрения:
a) механизмадля горячего дробления плодов, который позволит сохранить пектин в конечном продукте,улучшив тем самым вкусовые и цветовых характеристики кетчупа;
b) варочныхкотлов вместимостью не более 950 л, что улучшит качество приготовлениякетчупа;
c) финишера дляудаления волокон и не растворившихся частиц (с сечением 0,84–1,0 мм);
d) сборников,снабженных разливочными кранами, что предотвратит образование закипевшей массывозле крышки упаковки;
e) линии попроизводству пластмассовых емкостей вместимостью 0,5 л;
f)фотоэлектронного сортировщика плодов.
Вседополнительно необходимое оборудование для организации производства кетчупаможно приобрести.
Бесперебойнаяработа предприятия по переработке томатов будет обеспечена за счет:
– увеличенияплощадей под томатами у предприятий-поставщиков до 300 га;
– применениятрех уборочных комбайнов, производительностью 5 т/час каждый;
– созданиязапаса томатной пульпы, что позволит сгладить сезонные колебания в графикезагрузки предприятия.
Зарассматриваемый период работы объем готовой продукции, выпускаемой предприятиемпо переработке томатов, возрастет с 1000 тонн в 2008 г. до 7234 тонн в2009 г. или в 7,2 раза. Применяемая технология производства кетчупа и другихтоматных приправ позволяет безболезненно увеличивать объемы выпускаемойпродукции при благоприятных рыночных перспективах.
8. Организацияи управление
АО «Гурман» –частная фирма, объединяющая в одной организационной структуре различные звенья единойпроизводственно-технологической цепи подразделения по выращиванию, механизированнойуборке и транспортировке томатов (1 сельскохозяйственный кооператив и 5 фермерскиххозяйств) и предприятие по их переработке в высококачественный продукт – кетчуп.
Организационнаяструктура АО «Гурман»
I. Советдиректоров – 3 человека:
Для лиц,входящих в состав Совета директоров, с целью повышения их заинтересованности в результатахработы АО «Гурман» выделен пакет акций в размере 9 %.
II. Главный управляющийВладеет 5 % акций.
III. Отдел заготовок.Владелец 1 % акций АО «Гурман».
IV. Отдел производственно-технологическийи контроля качества. Владеет 1 % акций АО «Гурман».
Зам.начальника отдела Владеет 0,5 % акций АО «Гурман».
V. Отдел сбытаи маркетинга. Начальник отдела 1 % акций АО «Гурман».
VI. Отдел финансови бухгалтерия. Начальник отдела Владеет 1 % акций АО «Гурман».
VII. Отделкадров и служба занятости. Начальник отдела Владеет 0,5 % акций АО «Гурман».
Таким образом,руководство АО «Гурман» является владельцем 20 % акций общества, a 80 %акций принадлежит рядовым акционерам – работникам, участвующих в проекте сельскохозяйственныхпредприятий, и рабочим и служащим перерабатывающего производства
Сотрудниками службыГлавного управляющего разработаны, а Советом директоров утверждены,профессиональные обязанности работников управления АО «Гурман» и требования к качествуих исполнения. Все служащие АО «Гурман» работают на постоянной основе. Основныерабочие привлекаются как на постоянной (30 % общего числа), так ивременной основе (70 % общего числа занятых). Все вспомогательные рабочие привлекаютсятолько на временной основе, что обусловлено сезонным характером процесса сбора урожаятоматов и их первичной переработки (создание запасов томатной пульпы).
9. Юридическийплан
Организационнойформой созданного предприятия по производству кетчупа является акционерноеобщество. Уставный фонд АО «Гурман» составляют акции. 20 % акций АО «Гурман»принадлежат руководящим работникам структуры управления, в том числе – 9 %Совету директоров, а 80 % акций распределено среди рабочих и служащих постоянногосостава (работников и руководства коллективного сельскохозяйственногопредприятия по производству томатов, фермеров, рабочих и служащихперерабатывающего завода).
Акционернаяформа собственности, создающая материальную заинтересованность работников в результатахсвоего труда и позволяющая охватить все организационно-технологические единицыпроизводственной цепи, в наибольшей степени соответствует задачам АО «Гурман» –производство высококачественного продукта питания по доступной цене, что позволитв течение 5 лет освоить долю рынка в размере не менее 43 % (в стоимостном измерении).
10. Финансовыйплан
Дляхарактеристики финансовых результатов деятельности АО «Гурман» нами подготовленытри формы:
«Отчет о прибылях и убытках» – по месяцам 2008года
«Отчет о движенииналичности» – по месяцам 2008 года
«Баланс предприятия» – по месяцам 2008 года
Срокполезного использования большей части закупаемого оборудования составляет 10лет, а его пуск состоится в середине 2009 г., поэтому период реализациипроекта – 2009–2021 гг. Остаточная стоимость бизнеса на начало 2023 г.равна нулю. Амортизационные отчисления имеют следующие размеры: с 1 октября 2009 г.ежемесячная амортизация 208 тыс. руб., с 1 августа 2010 г. – 1 875тыс. руб.
Расходыиндексируются в соответствии с планируемым темпом роста цен, основанным напрогнозируемом Правительством РФ снижении уровня инфляции. Налоги составляют 10 %валовых издержек. В случае нехватки денежных средств (на начальном этапереализации проекта) для финансирования привлекаются оборотные кредиты.Процентная ставка по оборотным кредитам составляет: 2008 г. – 20 %годовых, 2009 г. – 19 %, 2010 г. – 18 %, 2011 г. – 17 %,т. е. снижается соразмерно изменению инфляции. Ставка налога на прибыльсоставляет 30 %.
11. Программаинвестирования
Всоответствии с организационным планом необходим следующий объем инвестиций: 2008 г.– 100 млн. руб., 2009 г. – 100 млн. руб., 2010 г. – 50 млн. руб.Как следует из данных,приведенных в предыдущем разделе бизнес-плана, для организации производства кетчупаАО «Гурман» необходимо получение инвестиций 200 млн. руб. – стоимостьоборудования (срок полезного использования – 10 лет), а 50 млн. руб. –стоимость зданий и сооружений (срок полезного использования – 20 лет).
Краткосрочныйкоммерческий кредит на закупку сырья будет получен от участвующих в проектесельскохозяйственных предприятий в виде отсрочки платежа за предоставленные напереработку томаты до момента получения выручки за проданную готовую продукцию.
12. Влияниена окружающую среду
Предприятиепо переработке томатов не относится к типу экологически опасных производств, однакобез должного внимания к вопросам защиты окружающей среды негативное влияние нанее может быть оказано за счет:
– большого количестваотходов производства (выбракованные плоды, кожица, волокна, семена и тканиплодов), объем которых достигает 6,5 % переработанных томатов, чтосоставит 65 тонн в 2008 году, а с возрастанием объема выпуска кетчупа достигнет470 тонн в 2012 году, то есть увеличится в 7,2 раза;
– значительныхобъемов загрязненной воды, получаемой в результате мойки перерабатываемыхплодов (необходимый для этих целей объем воды составляет в среднем 2,5 л на1 кг переработанных томатов). Таким образом, объем загрязненной воды возрастетс 2500 м куб. в 2008 году до 18085 м куб. в 2012 году; остающихся послеупотребления кетчупа пластмассовых емкостей для его упаковки (их количество зарассматриваемый период увеличится с 2 млн. шт. в 2008 году до 14 млн. шт. в 2012году).
Для уменьшенияотрицательного влияния на окружающую среду указанных факторов намипредлагается:
– организоватьпроизводство томатной муки из отходов переработки томатов с помощью установкидля получения травяной муки (такое производство технологически возможно). Томатнаямука, отличающаяся богатым содержанием минеральных веществ и протеина (13–14 %),может быть использована как ценный питательный продукт в качестве добавки к рационукормления животных. Из каждых 5 тонн отходов может быть получена 1 тоннатоматной муки.
– использованиесемян, отходов переработки томатов, в качестве посадочного материала, а также дляпоследующей переработки в растительное масло.
– уменьшение объемовзагрязнения воды путем внедрения 2‑х стадийного процесса мойки: на первойстадии – водой из специальных отстойников (повторное применение отработаннойводы после ее частичного очищения), и на второй – чистой, впервые используемойводой.
– созданиесистемы материального стимулирования торговых работников, реализующих кетчуп, сцелью повышения их заинтересованности в приеме использованных упаковочных емкостейи возврате их на перерабатывающее предприятие.
13. Программауменьшения рисков и страхования
Кромеприведенного в приложениях анализа чувствительности проекта и составленногосценарного анализа, при подготовке этого раздела бизнес-плана нами была проанализированавозможность возникновения нескольких критических ситуаций, которые могут иметь отрицательноевоздействие на наш бизнес, среди них: рыночный риск, риск потери имущества,риск потери времени, риск неисполнения обязательств, риск капитальных вложений(инфляция), политический риск.
Разработаннаянами программа защиты рисков, представленная ниже, не включает мероприятия позащите от риска капитальных вложений и политического риска. Эти риски связаны междусобой и не зависят от деятельности руководства компании. В то же время, мысчитаем, что общая концепция и тенденции экономического развития Татарстана приведутк снижению темпов инфляции и стабилизации экономического и политическогоразвития страны, что создаст благоприятную обстановку для развития частногопредпринимательства.
Рыночный риск(отсутствие рынка) – постоянное улучшение качества кетчупа, совершенствование и диверсификациярецептурных решений, рекламная кампания и другие маркетинговые мероприятияобеспечат постоянный рост рынка для нашего продукта. Планируемая установкалинии расфасовки кетчупа в пакеты вместимостью 5–10 г. позволит осуществитьрыночное проникновение в сферу предприятий общественного питания, обслуживающихавиакомпании, вагон рестораны и др.
Риск потериимущества (пожар, кража) – предприятие по переработке томатов и его склады снабженысистемами пожарной и охранной сигнализации; заключен договор со специальной службойвневедомственной охраны г. Чистополь; цеха предприятия и склады снабженыпротивопожарным оборудованием.
Риск потеривремени (отсутствиесырья, несвоевременная доставка томатов, остановка производства из-за поломкиоборудования) – обязанностью отдела заготовок предприятия является сбор и анализинформации о прогнозируемом урожае томатов и заключение договоров на их поставкус необходимым количеством сельскохозяйственных предприятий, фермеров и транспортныхорганизаций, постоянный контроль ситуации по объемам возможных поставок сырья, определяемымкак уровнем ежегодного урожая, так и транспортными условиями доставки томатов.
Производственно-технологическимотделом разработан и будет строго соблюдаться график профилактического ремонтно-техническогообслуживания оборудования, что позволит избежать его аварийных поломок и незапланированныхостановок производства.
Риск неисполненияобязательств – высокое качество кетчупа, строгий контроль за экологическойчистотой всех его компонентов, хорошая организация производства и технологическогопроцесса позволят нам выполнить свои обязательства перед покупателями,обеспечить их высококачественным, полезным продуктом питания, строговыдерживать сроки поставок готового продукта в розничную и оптовую торговую сеть,не допуская его отсутствия на прилавках магазинов и в сети общественногопитания.
Проанализироваввсе возможные риски, руководство компании пришло к выводу о необходимостипокупки одного страхового полиса по защите от потери имущества, а именно, потерипроизводственного оборудования. Стоимость покупки такого страхового полиса составит2 % стоимости оборудования, или 5780 Д.Е.
Остальные рискибудут компенсированы мероприятиями по предотвращению потерь, представленными внашем плане.