Бизнесидея и бизнес-план как инструменты предпринимательской деятельности
План
Введение
1. Бизнес-идея, бизнес-планкак инструмент предпринимательской деятельности
1.1 Назначениебизнес-плана
1.2 Отличие бизнес-планаот других плановых документов
2. Цели, задачи, функциии принципы бизнес-плана
2.1 Структура ипоследовательности разработки бизнес-плана
2.2 Общие требования кбизнес-плану
3. Организация процессабизнес-планирования
Заключение
Библиографический список
Введение
Современная экономическая ситуация в РФ диктует предприятиям новыйподход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения российской экономикив систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов вусловиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют откаждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствованияпредпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и моделипланирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемыхрешений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономическихусловиях хозяйствования является бизнес-план.
Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию,соизмерять свой энтузиазм с реальностью и осознавать существующие ограничения.Это позволит избежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капиталадля функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности,неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения предприятия ипогоня не за тем рынком, который действительно нужен.
1. Бизнес-план как инструмент предпринимательской деятельности
Реформы в экономике неразрывно связано с изменением стереотиповуправления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований.Современная экономическая ситуация в РФ, связанная с переходом к рыночнымотношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию.Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бымаксимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений в новыхэкономических условиях хозяйствования является бизнес-план. Ни одно предприятиене сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательноподготовленного бизнес-плана. Бизнес-план дает детальные пояснения, как будетпроисходить управление бизнесом для обеспечения прибыльности предприятия, атакже возвратности инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, вкоторой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана,что, в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческогоперсонала к данной работе.
Отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематическикорректируемого в соответствии с меняющимися условиями, является существеннымнедостатком, отражающим слабость управления компанией, что в итоге усложняетпривлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности вконкурентной среде.
Таким образом, бизнес-план – это критическая стартовая точка ибазис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболееважный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямогоуправленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий путидостижения прибыльности.
В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планыдавно заняли достойное место. Россия только накапливает опыт разработки этихпланов, так необходимых и для получения финансирования, и для формулировкисобственных идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности егопредлагаемого объекта.
Все больший интерес к особенностям разработки бизнес-плановпроявляют руководители организаций и предприятий всех форм собственности,предприниматели, банковские и страховые структуры. Бизнес-план вошел в практикуроссийского предпринимательства как инструмент стратегического планирования инеобходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами,кредиторами, а также как информация для государственных управляющих органов(министерств, комитетов, административных органов управления и т.д.).
В настоящее время имеется большое разнообразие определений такого,в общем-то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план,его значения, структуры и методов разработки.
Раскроем сущность данного понятия.
Дословно «бизнес-план» переводится с английского business plan как планпредпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, покрайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесьрассматривается как синоним предпринимательства.
В новых экономических справочниках и словарях «бизнес» называетсяэкономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленнойна получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции иуслуг.
Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляетсобой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений,направленную на получение прибыли; осуществляется гражданами на свой риск и подимущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовойформой предприятия.
Планирование – это определение цели развития управляемого объекта,методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действияразличной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.
Таким образом, бизнес-план – объективная оценка собственнойпредпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время – необходимыйинструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынкаи сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущегокоммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, скоторыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способырешения этих проблем. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая,научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа. Именнобизнес-планирование помогает предпринимателям реально оценить свои сильные ислабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременныемеры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможетобойти конкурентов.
Бизнес-план появился в нашей стране в начале 90-х годов и былпринципиально отличным от действующих документов. Многие предприятия поначалуне обратили на него внимания, не придали должного значения. Вскоре, однако,выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знанийотечественного бизнеса, его глубин.
С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах сталанастолько очевидной, что уже в 1994–1995 годах их применение становитсяобязательным.
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеетбольшое значение при определении стратегии планирования на макроуровне.Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационнуюбазу, которая является основой для разработки национальной политикипланирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, бизнес-план служит основой для формированияобщегосударственной стратегии планирования.
1.1 Назначение бизнес-плана
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описаниепредполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количестваразличных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения иопределить средства для их достижения.
Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса иоценки результатов за определенный период времени. В этой связи он можетрассматриваться как мера степени достижения успеха.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом,поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегическогопланирования и как руководство для исполнения и контроля.
Бизнес-план в большинстве случаев используется как средствополучения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментомфинансирования бизнеса.
Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования иинструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется какпостоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разногорода нововведениям – техническим, технологическим, информационным,организационным, экономическим и другим.
Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса,создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации,поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационнонаполненным.
Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемогобизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте егоразработка – это непрерывный процесс познания и самопознания.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что бизнес-планирование– творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.
Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия.В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширенииконтактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами:
• инвесторами;
• поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования;
• посредниками в реализации продукции предприятия;
• предприятиями или организациями, с которым предполагаетсяосуществлять кооперирование научно-технической, производственной,инвестиционной и иной деятельностью;
– возможными спонсорами предприятия и др. На основе бизнес-планамогут разрабатываться проспекты эмиссии ценных бумаг, предложения погосударственной поддержке предприятия, другие документы, в которых требуетсяотразить состояние и перспективы развития последнего.
Потребность в подготовке бизнес-плана возникает при решении такихактуальных задач деятельности предпринимательства:
• подготовка заявоксуществующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получениекредитов;
• открытие нового дела иопределение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческойдеятельности;
• перепрофилированиесуществующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления еедеятельности;
• получениегосударственных и муниципальных дотаций;
• выходфирмы на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
В сегодняшней экономической ситуации в России наиболеепривлекательными являются проекты создания бизнес-линий (продукция, работы,услуги, технические решения) как совокупности прав собственности, конкурентныхпреимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, отзакупки сырья и найма работников до сбыта продукции.
Широко применяются также специальные бизнес-планыфинансово-экономического характера:
• составлениепроцентов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций);
• обоснованиепредложений по приватизации государственных предприятий;
• выкупакций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или пая в товариществах привыходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);
• подготовкак продаже приватизируемых предприятий;
• обоснованиевариантов санации предприятий-банкротов;
• подготовкак продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс.
Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первыйзаключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, аметодические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможныхинвесторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является болеепредпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в егосоздании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитногорынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группыспециалистов по разработке бизнес-плана составляют экономисты, статистики,системщики.
При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его неразрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.
Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица,осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия ирезультаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.
При этом заказчик должен опираться на предварительный пакетдокументов, определяющих направления, условия и ограничения при формированииконцепции проектного предложения. Исходная информация, предоставляемаязаказчиком на разработку бизнес-плана, может включать:
• материалыи документы юридического и организационно-рекомендательного плана;
• решенияи распоряжения правительства РФ и региона;
• имеющиесянаучно-исследовательские и проектные данные, отражающие концепцию проекта;
• протоколыо намерениях, определяющие позиции и интересы сторон;
• материалысовещаний;
• положенияконкурсных комиссий, отражающие соображения социального и экологическогохарактера и подлежащие учету при разработке и реализации проекта, и др.
Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в областимаркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. Принеобходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы иэксперты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-плановосуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательнымучастием руководителей предприятия.
Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываютсярассматривать заявки на выделение средств, если бизнес-план был подготовленконсультантами со стороны, а руководитель предприятия не принимал личногоучастия в его разработке. Руководитель предприятия, включаясь в работу поподготовке бизнес-плана лично, как бы моделирует свою будущую деятельность,проверяя целесообразность и обоснованность инвестиционного замысла.
В соответствии с заключенным соглашением (договором, контрактом)на составление бизнес-плана разработчик может принимать участие:
• впрактической реализации программы бизнес-плана;
• врассмотрении его на конкурсной основе;
• вподготовке заявки.
С целью объективной оценки подготовленного бизнес-плана проводитсяего проверка специализированной аудиторской организацией.
При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету и увязкеинтересы и условия заинтересованных сторон:
• заказчика(клиента) бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором илииспользующего привлеченный капитал путем акционирования, займа, выпускаоблигаций и т.п.;
• муниципальныхорганов, определяющих потребности и приоритеты развития, формирующих проектноезадание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы,планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре завнедрением;
• подрядных(проектных) фирм, детализирующих концепции бизнес-плана, осуществляющихтехнические изыскания, проектирование, составление сметной документации,авторский надзор;
• потребителя,использующего продукцию или услуги.
1.2 Отличие бизнес-плана от других плановых документов
Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнююнаправленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должнапринести максимально возможный выигрыш. Следовательно, в отличие оттрадиционного плана экономического и социального развития предприятиябизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательскойорганизации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являютсяпотенциальные потребители и поставщики фирмы. Кроме того, в бизнес-планеосновное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономическихаспектах проблемы достижения успеха. В то время как научно-технические,технологические и социальные стороны представлены менее детально.
Более близок к бизнес-плану такой привычный ранее российскимпредпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Главнымотличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обоснование– это специфический плановый документ для создания и развития промышленныхобъектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан напроизводственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерческие,рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того,отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности,предпринимательском характере, гибком сочетании производственного,технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основевнутренних возможностей организации и внешнего окружения. Следовательно, можноговорить о гораздо более узком, специфичном характере ТЭО по сравнению сбизнес-планом. Бизнес-план как форма обоснования предпринимательского проектапостепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегическогопланирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточнодлительный период, обычно 3–5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом истратегическим планом существует ряд различий:
• вотличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общихцелей фирмы, а только одну из них – ту, которая связана с созданием и развитиемопределенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в товремя как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
• стратегическиепланы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполненияочередного годичного плана его результат анализируется, что отражается накорректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем кстратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеетчетко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом целии задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен завод идостигнуты проектные мощности). Таким образом, бизнес-план по своей форме вотличие от стратегического плана тяготеет к проекту с его конкретнойпроработкой и определенной самодостаточностью;
• вбизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга идругие) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане,являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана. В условияхрыночной экономики функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты,которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложенияматериала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в двух случаях:
1) «инвестиционнаядеятельность» – реализация системы инвестиционных мероприятий, т.е.совокупность работ или деятельность по разработке новых или модернизациисуществующих изделий (технологических процессов) и созданию (техническомуперевооружению, реконструкции, расширению) производственных мощностей по ихвыпуску, созданию мощностей по производству работ или оказанию услуг;
2) как системаорганизационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических ирасчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведениясоответствующих работ по реализации проекта, в том числе инженерногосопровождения инвестиций (инжиниринга).
Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во второмсмысле, т.е. «как совокупность документов, определяющих проект с момента егозарождения до прекращения существования». При этом инвестиционный проект всмысле «инвестиционная деятельность» предлагается трактовать в видехозяйственной деятельности, осуществляющейся в течение инвестиционного цикла.
Бизнес-план иногда выступает по отношению к инвестиционномупроекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализациисоответствующей части инвестиционного проекта. К началу этапа разработкибизнес-плана уже проведены все необходимые исследования и научно-техническиеразработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большойобъем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией,осуществлен предпроектный анализ. Теперь возникает необходимость в итоговом,максимально компактном документе, который позволит предпринимателю не толькопринять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобыоправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. В этих целяхсоставляется бизнес-план, являющийся главным документом для кредиторов иосновным инструментом для предпринимателя.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов,не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокамреализации бизнес-план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаютсявсе этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе деловогопланирования.
Может также существовать бизнес-план фирмы, включающий планируемыерезультаты реализации инвестиционного проекта, например если инвестиционныйпроект реализуется на действующем предприятии (расширение производства,модернизация, реконструкция). В этом случае инвестиционный проект может бытьвключен в бизнес-план предприятия, который регулирует порядок использованиясвободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамкахинвестиционного проекта.
Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близкипо структуре. Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особеннов той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.
2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-плана
Основной целью разработки бизнес-плана является планированиехозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды всоответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимыхресурсов.
Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путемрассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза.Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:
• получениекредитов или привлечение инвестиций;
• определениестепени реальности достижения намеченных результатов;
• доказательствоцелесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или созданияновой;
• убеждениесотрудников компании в возможности достижения качественных или количественныхпоказателей, намеченных в проекте, и другие.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочереднойцелью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектахпотенциальных инвесторов и партнеров.
Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактическихзадач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зависимости от участниковпроцесса бизнес-планирования представлены в таблице 1.1.
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязис другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсовдля решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство дляувеличения капитала фирмы.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая функция связана с возможностью его использования для разработкистратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период созданияпредприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развитиянового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства – ссуды,кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практическиневозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредитнепросто.
/>
Главная причина заключается не столько в проблеме высокихпроцентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуациибанки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств,среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залогаи другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличиетщательно проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компаниипотенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственныйкапитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлениикапитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана,отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесссоставления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников опредстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создатьмотивацию достижения цели.
Для практической реализации бизнес-планирования как процессапредставляется важным соблюдение следующих принципов:
• гибкости,предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которойфункционирует данная организация;
• непрерывности,предусматривающей «скользящий» характер планирования;
• коммуникативности,под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно бытьвзаимоувязано и взаимозависимо);
• интерактивности,предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработкиуже составленных разделов плана;
• многовариантности,предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достиженияпоставленной цели;
• участия,предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлеченияв него всех возможных участников будущей организации;
• адекватностиотражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
2.1 Структура и последовательности разработки бизнес-плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов поформе, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамкахмодификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям(продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом(новому или действующему).
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена нарисунке 1.1.
/>
В рамках одной организации может разрабатываться и общийстратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельныебизнес-планы по приведенной выше типологии.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана,степень его детализации, можно также отнести:
• спецификувида предпринимательской деятельности;
• размерыпредприятия;
• цельсоставления бизнес-плана;
• общуюстратегию предприятия;
• перспективыроста создаваемого предприятия;
• размерпредполагаемого рынка сбыта;
• наличиеконкурентов.
Например, предполагается создать предприятие по производству ПЭВМ.В этом случае бизнес-план должен быть подробным, т. к. это диктуетсямощностью самого продукта и рынка сбыта ПЭВМ. Если же речь идет о розничнойпродаже видеокассет, то бизнес-план может быть простым. Очевидно, что чемкрупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее иобоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятиязначительно проще по составу, структуре и объему.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве планаобоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров,контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или инойстепенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество егосегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентовтребует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требуетусложнения структуры бизнес-плана.
На предприятии разрабатываются два варианта бизнес-плана:официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план – официальный документ,оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеровпо бизнесу и т.д. Для его написания необходимо собрать большой информационныйматериал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новыхтехнологиях, оборудовании и т.п. Значительная часть этого материала не входит вокончательный официальный вариант бизнес-плана, потому целесообразно иметь двавида одного бизнес-плана – официальный и рабочий бизнес-план. В рабочийбизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные поразделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самыйразнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов,оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работыи использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана.
Не существует жестко регламентированной формы и структурыбизнес-плана. Рассмотрим некоторые варианты структуры бизнес-плана,предлагаемые различными авторами методических разработок побизнес-планированию:
/>
/>
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различныхвариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделовостается практически неизменным. Изучение и обобщение отечественного изарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы вобласти планирования бизнеса позволили предложить оптимальную, с нашей точкизрения, структуру бизнес-плана предприятия:
1) Концепция бизнеса(резюме).
2) Описание предприятия иотрасли.
3) Характеристика услуг ипродукции.
4) Исследование и анализрынка сбыта.
5) Конкуренция иконкурентное преимущество.
6) План маркетинга.
7) План производства.
8) Организационный план.
9) Финансовый план.
10)Финансовая стратегия.
11)Потенциальные риски.
Мы не рассматриваем эту структуру как нечто застывшее, она можетизменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса.Последовательность разработки бизнес-плана показана на рисунке 1.2.
/>
Особую структуру и логику изложения имеет бизнес-план финансовогооздоровления предприятия, который является основным документом длянеплатежеспособных предприятий и служит для:
• выработкистратегии выживания предприятия;
• составленияплана проведения реорганизационных процедур;
• организацииуправления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
• обоснованиянеобходимости и возможности предоставления предприятию государственнойподдержки.
Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия,представленная в «Методических рекомендациях по составлению планов финансовогооздоровления (бизнес-планов)» (утвержденных ФУДН при Госкомимущества РФ в 1995 г.)включает следующие разделы:
• общаяхарактеристика предприятия;
• краткиесведения по плану финансового оздоровления;
• анализфинансового состояния предприятия;
• мероприятияпо восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственнойдеятельности;
• рыноки конкуренция;
• деятельностьв сфере маркетинга предприятия;
• планпроизводства;
• финансовыйплан.
2.2 Общие требования к бизнес-плану
В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусствомсоставления бизнес-плана становится крайне актуальным. Западные инвесторыопасаются иметь дело с российскими предпринимателями. И не только из-заотсутствия гарантий, нестабильности экономической и политической ситуации встране, как это принято считать, но и из-за непрофессионально, неубедительноразработанных документов, в частности бизнес-планов.
Перечислим ряд общих требований, которые необходимо учитывать приподготовке бизнес-плана:
• бизнес-план– это первое, что узнает о фирме потенциальный инвестор, поэтому необходимо,чтобы оформление бизнес-плана соответствовало имиджу преуспевающей фирмы: онодолжно быть привлекательным, но неброским;
• степеньдетализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего:четкая структура материала и его наглядность, краткость. Зарубежная практикапоказывает, что оптимальным (стандартным) является объем бизнес-плана 40страниц. Тем не менее в ряде случаев требуются более детальные бизнес-планыобъемом до 70–80 страниц. Если для обеспечения полноты и конкретности изложениянеобходимого материала в бизнес-плане требуется меньший объем, то число страницбизнес-плана может быть снижено до 30 и менее страниц;
• вбизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Еелучше вынести в приложения. Как правило, инвесторы запрашивают дополнительнуюинформацию, и наличие приложений увеличивает гибкость проекта. Объем приложенийне ограничивается;
• стильизложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологическогобарьеров, т.е. доступность в изучении и понимании. Бизнес-план должен бытьпонятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловатьтехническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным,пробуждать интерес у партнеров. Следует обратить внимание на двойственныйхарактер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, ас другой – средство рекламы;
• разумноедозирование при изложении технологии делового предложения;
• присоставлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация,представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Всвязи с этим рекомендуется использование метода свертывания информации: ееклассифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют ваналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде,когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намноголегче, а значит, и результативнее;
• объективнаяоценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес-плане;
• бизнес-пландолжен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичныхпредположениях. Предположения и прогнозы должны быть обоснованы и подкрепленыссылками на источники информации, например проведенные исследования рынка(опросы), статистические данные по отрасли, экономические и демографическиеисследования, а также заключения лиц, которые будут вести бизнес с даннойкомпанией. Немногие инвесторы или кредиторы будут рисковать, основываясь нанереалистичных планах. Бизнес-план показывает инвесторам и кредиторам качествои глубину лидерства компании и отмечает управленческую способность достигатьпоставленных целей;
• точностьфинансовых расчетов;
• следуетобсудить риски компании. Доверие к компании может быть серьезно подорвано, еслисуществующие риски и проблемы будут раскрыты не самостоятельно, а со стороны;
• неследует делать несущественных или неопределенных утверждений. Например,утверждения типа «продажи удвоятся в следующем году» или «будет введенапродуктовая линия» следует исключить и представить подробные пояснения.Утверждения должны быть определенными и подкреплены маркетинговой информацией идругими данными;
план должен быть исчерпывающим и включать обсуждениеорганизационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоленияпотенциальных трудностей;
• многиеинвесторы любят читать одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана(резюме), что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта.Имеются также четыре жизненно важных блока ключевых вопросов, прорабатываемых вбизнес-плане, которые особенно тщательно оценивают инвесторы: управленческийколлектив, текущие и планируемые финансовые показатели, товары и услуги, планмаркетинга. Необходимо подготовить сильную аргументацию в каждом из этихразделов;
• бизнес-пландолжен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц,которым предполагается представить этот документ;
• бизнес-пландолжен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размноженв достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров.
Следует помнить, что в целом работа по бизнес-планированию – этоочень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходитсятратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты побизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое дляэтого, составляет около 200 часов.
3. Организация процесса бизнес-планирования
Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий идействий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целейбизнес-планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана),продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализациейбизнес-плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процессабизнес-планирования:
• подготовительнаястадия;
• стадияразработки бизнес-плана;
• стадияпродвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
• стадияреализации бизнес-плана.
Примерная схема процесса бизнес-планирования показана на рисунке1.3.
Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес-планирования являетсяформирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продуктаили услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Кбизнес-идее можно прийти самостоятельно, перерабатывая информацию из разныхисточников или в ходе целенаправленного творческого поиска, но можнозаимствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь через механизм приобретениясуществующих предприятий, поглощения, создания совместных предприятий или выкупа.И в том, и в другом случае конкретные пути могут быть самыми разными.Независимо от того, каким образом идея получена, важно очень тщательно еевзвесить и оценить, с тем чтобы убедиться, что она действительно может лечь воснову успешного предприятия.
Источников новых идей существует множество:
• отзывпотребителей (конечная цель производства всякого нового товара или услуги – этоименно удовлетворение запасов потребителей);
• продукция,выпускаемая конкурентами;
• мнениеработников отдела маркетинга и сбыта, оптовой и розничной торговли;
• публикациифедерального правительства (существует целый ряд периодических изданий, вкоторых публикуется информация о последних патентах);
• проводимыенаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступаютнепосредственно к разработке бизнес-проекта и принимают решение о подготовкебизнес-плана. Формируется группа разработчиков бизнес-плана, определяетсясистема финансового обеспечения бизнес-плана и открывается финансирование егоподготовки.
Вопросы, решаемые на стадии разработки бизнес-плана, будутподробно рассмотрены в последующих главах учебного пособия.
Продвижение идеи, результатов проекта является сложным процессомпередачи содержательных сведений. Начальным этапом стадии продвижениябизнес-плана является организация и проведение презентации бизнес-плана.
Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основныхположений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальнымипартнерами.
Перечень освещаемых вопросов зависит от объема бизнес-плана.Большинство презентаций охватывает семь ключевых областей:
1) компания и ее продукцияили услуги;
2) рынок – клиенты иконкуренты;
3) маркетинговая стратегия;
4) первоочередные финансовыезадачи;
5) команда, которая будетосуществлять этот план (ключевой управленческий персонал);
6) необходимые размеры ссудыили долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены;
7) условия и срокиреализации инвестиций.
Для повышения эффективности презентации копию бизнес-планапотенциальным инвесторам и партнерам следует высылать заранее, чтобы они имеливозможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимоиспользовать наглядный материал: образцы продукции, фотографии, диаграммы,таблицы или графики. Презентация должна проходить в форме диалога, а не в формелекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия спривлечением специалистов.
Презентация предшествует началу переговоров с потенциальнымиинвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров спотенциальными партнерами происходит согласование условий и оформлениедоговорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующиекоррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этапаудита бизнес-плана.
/>
/>
Процедурааудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определённой схеме,включающей, как правило, шесть этапов:
1)Определение характеристик компании заявителя и отрасли еедеятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этотпроект будет реализовываться, к числу приобретённых для инвестора. Далееопределяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли. Некоторыеинвесторы специализируются на определенных отраслях, создавая длинные исверхдлинные цепочки. Инвестиционные компании и банки имеют в своем штатедостаточно квалифицированных специалистов по выбранным отраслям, что облегчаетих взаимопонимание с будущим клиентом.
2)Оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования ивозврата долга, залог, гарантия возврата.
3)Анализ последнего баланса:
• определение степени финансовой устойчивости и ликвидности,проверяется достаточность собственного оборотного капитала, уровенькоэффициента покрытия;
• расчет соотношения «заемный капитал – собственныйкапитал» (финансовый рычаг). В мировой практике обычно избегают давать средствафирмам, у которых это соотношение превысило 4,0, а если фирма
небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3,0;
• оценкаспособности фирмы к заимствованию. Для оценки способности фирм к заимствованиюможно построить примерно следующую таблицу (таблица 1.2), в которой каждомутипу обеспечения долгов (графа 1) поставлена в соответствие сумма средств,которая может быть предоставлена инвестором под это обеспечение (графа 2). Этисоотношения носят ориентировочный характер и отражают практику стран состабильной рыночной экономикой;
• оценкаактивов и обязательств.
/>
Оценка«весомости» руководящей команды компании-заявителя.
4) Выявление особенностипроекта.
5) Общий анализбизнес-плана.
Только после завершения работы по пяти первым этапам и получениявывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестомуэтапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. При необходимости выполняютсяузкопрофильные экспертизы: маркетинговая, технологическая, патентная иэкономическая.
Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решенияоб его инвестировании.
Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения обинвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включаякоммерческое производство. Очень важно внимательно спланировать эту критическуюфазу делового планирования, так как отклонения от первоначальных проектныхданных могут легко подвергнуть опасности весь бизнес-план. Реализоватьбизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимыедля того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальнуюпроизводственную стадию.
Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджетавключают следующие основные задачи:
• определениетипа рабочих задач в фирме и вне ее, которые необходимы для реализациибизнес-плана;
• определениелогической последовательности событий в рабочих задачах;
• подготовкуграфика реализации, определяющего положение рабочих задач конкретно во времении учитывающего соответствующее время для завершения каждой индивидуальнойзадачи;
• определениересурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявлениесоответствующих издержек;
• подготовкубюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование на всемпротяжении фаз реализации и эксплуатации бизнес-плана;
• документирование всех данных реализации, позволяющеекорректировать планы и бюджет реализации,
равно как и прогнозы, сделанные во время составления бизнес-плана.
Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий впоследовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:
• финансовоепланирование;
• организационноеоформление;
• приобретениеи передачу технологии;
• подготовкузаявочных документов;
• представлениепредложений;
• переговорыи заключение контрактов;
• приобретениеземли;
• строительныеработы;
• установкуоборудования;
• закупкуматериалов и сырья;
• предпроизводственныймаркетинг;
• обучениеи назначение на должности;
• запуски начало производства;
• поддержание и развитие производства.
Главные стадии реализации бизнес-плана не всегда поддаютсяшаговому анализу, когда одна стадия неизменно следует за другой. Неизбежнобольшое количество пересечений и одновременного планирования различнойдеятельности.
Даже самый лучший бизнес-план может устареть, если изменяютсяусловия. Внешние факторы – экономическая ситуация, новые требованияпотребителей, появление новых технологий, изменение политики, а также событиявнутренней жизни предприятия, в частности изменения в руководящем составе, – могутвызвать необходимость пересмотра бизнес-плана. Необходимо уметь улавливатьновые тенденции во внутренней жизни фирмы, в отрасли, в рыночной конъюнктуре ивносить соответствующие корректировки в бизнес-план. Корректировка плана даетвозможность, не изменяя целей, менять пути их достижения и, следовательно,повышать шансы предприятия на успех.
Выполнение отдельных работ, относящихся к различным стадиямбизнес-планирования, во времени носит параллельно-последовательный характер. Временнаядиаграмма процесса бизнес-планирования показана на рисунке 1.4.
/>
Завершается реализация бизнес-плана оценкой и анализомсоответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес-планирования целей.
Стадия разработки бизнес-плана осуществляется с некоторымотрицательным временным лагом по отношению к подготовительной стадии. Работы поподготовке бизнес-плана могут проводиться параллельно с завершающими стадиямиразработки бизнес-проекта. Стадия продвижения бизнес-плана начинаетсяпрактически с самого начала работы над бизнес-проектом. Уже после утверждениябизнес-идеи могут проводиться предварительные переговоры и консультации сбудущими партнерами и инвесторами. Стадия реализации бизнес-плана, как правило,начинается сразу после завершения всех процессов продвижения бизнес-плана или снекоторым положительным временным лагом.
Заключение
Мировая практика показывает, что большинство предприятий терпятбольшие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильноспрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей.Планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов вправильности выбранного пути. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности,где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительныеразработки, предшествующие первым шагам предприятия.
Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодняактуальной задачей предпринимателей.
Библиографический список
1. Бринк И.Ю., Савельева Н.А«Бизнес-план предприятия» 2002 г.
2. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В.,Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план,Учебно-практическое пособие – М.: 2000 г.
3. Пелих А.С. Бизнес-план– м.: 2000 г.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент:Учебник. 3-е издание – М. 1997 г.
5. Рыночная экономика:Учебник. В 3 т. Т. 2. Основы бизнеса. – М.: 1998 г.
6. Н.А. СафроноваЭкономика предприятия: Учебник. – М. 1998 г.
7. Крейнина М.Н. Финансовыйменеджмент. Учебное пособие. – М. 1998 г.
8. Власова В.М. Основы предпринимательскойдеятельности М. 1998.
9. Бреч Э. Принципыменеджмента. – Лонгманс.
10. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оцекапредприятия – м, 1997 г.
11. Валдайцев С.В. Оценкабизнеса и инноваций. М. 1997 г.
12. Уткин Э.А. Бизнес-план.Организация и планирование предпринимательской деятельности. М. 1998 г.