--PAGE_BREAK--
Раздел 2. Характеристика безработицы на примере рынка труда Алтайского края
2.1 Основные тенденции рынка труда России
Рынок труда в России на протяжении последних лет стабильно рос вместе с ростом экономики. Повышались зарплаты специалистов и менеджеров, учителей, врачей, военных. Все уже успели привыкнуть к сложившейся тенденции, что сказалось на потреблении, не малая доля которого пришлась на покупки в кредит — покупались квартиры, машины, бытовая техника и электроника. Растущий рынок труда породил рост благосостояния, к которому россияне быстро успели привыкнуть. Однако финансовый кризис, который неожиданно для большинства граждан пришел в Россию осенью 2008 года, изменил все.
Если еще полгода назад спрос на многие специальности на российском рынке труда многократно превышал предложение, и предприятия были вынуждены порой переманивать друг у друга даже не очень опытных и квалифицированных специалистов, то 2009 год ставит все на свои места. Сокращения персонала, которые начались в финансовом и банковском секторе, а также в строительстве, в текущем году продолжатся повсеместно. Рынок труда, перегретый за годы стремительного роста экономики России, испытывает, как сказали бы биржевики, коррекцию.
Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.
Роструд обнародовал новые данные по числу безработных в России. Численность безработных на нынешний день составляет 2 034 тыс.— это те, которые зарегистрированы в органах занятости и в перспективе получат статус безработных и пособие по безработице.
Необходимо отметить, что реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико – для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина – сложности при постановке на учет на бирже труда, огромные очереди отнимают много сил и времени.
Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.
Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.
Ещё необходимо отметить, один факт, что в период кризиса российские работодатели с лёгкостью расстаются со своими сотрудниками [30].
Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлены на:
— опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила;
— переобучение работников и повышение квалификации.
2.2 Характеристика безработицы и занятости на рынке труда Алтайского края за 2009 год
Социально-экономическое развитие Алтайского края в январе-августе 2009 года характеризуется: ростом производства сельскохозяйственной продукции, ввода жилья, положительным сальдированным финансовым результатом, замедлением темпов роста потребительских цен, уменьшением глубины спада в строительстве. По оперативным данным Алтайкрайстата среднедушевой денежный доход населения края за январь-август 2009 года сложился в размере 8701 рубль и возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4,6% (январь-август 2008 года – на 29,8%). Средний размер заработной платы за январь-июль 2009 года составил 10277 рублей и увеличился на 10,7% (за январь-июль 2008 года – на 28,8%), реальная заработная плата составила 96,3% (за январь-июль 2008 года – 112,1%). За 7 месяцев т.г. рост реальной заработной платы отмечается в сельском хозяйстве (112,4%), образовании (103,8%), производстве пищевых продуктов (102,5%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (101,5%).
В консолидированный бюджет края за январь-август 2009 года поступило 45,8 млрд. рублей, что составляет 111,2% к соответствующему периоду прошлого года. Расходы бюджета увеличились на 22,7% и составили 39,7 млрд. рублей, на содержание и функционирование отраслей социальной сферы направлено 25,4 млрд. рублей (64,0% расходной части бюджета) [30].
В течение ряда последних лет в Алтайском крае отмечался экономический подъем, который стимулировал рост экономической активности населения и привел к увеличению численности занятых в экономике. В 2008 году средний уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения края достиг своего минимального значения за последние 4 года – 3,7 %.
Вместе с тем с октября 2008 года на рынке труда Алтайского края наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:
· рост численности сокращенных из организаций работников. Значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников. На начало августа 2009 года 24 организаций края заявили о проведенном и предстоящем массовом высвобождении 4,8 тыс. человек;
· активное введение режимов неполной занятости в организациях. По состоянию на 15.08.2009 года 95 организаций края заявили о переводе 15,3 тыс. работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем ОАО «Алтайхимпром», г. Яровое (720 чел.), ОАО «ХК «Барнаултрансмаш» (2300 чел.); ОАО ПО «Алтайский моторный завод» (1580 чел.); ОАО «Барнаульский аппаратурно-механический завод» (670 чел.); ООО «Алтайская топливная аппаратура», г. Барнаул (617 чел) и др.;
· остается высокой сумма просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 января 2009 года она составила 93,0 млн. рублей. Основная сумма долга приходится на предприятие машиностроения – ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» – 57,1 млн. рублей, или 61,0 %. Кроме того, 31,1 млн. рублей, или 33,0 % долга приходится на 8 предприятий, находящихся в процессе банкротства, по которым вероятность выплаты заработной платы остается минимальной;
Данные негативные процессы усиливают уже имеющиеся объективные сложности на краевом рынке труда, такие как:
· несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Более 70,0 % безработных граждан края проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 46,0 % свободных вакансий. На рабочие профессии приходится 85,0 % от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 31,0 % имеет высшее или среднее профессиональное образование. Доля вакансий с заработной платой выше прожиточного минимума составляет всего 33,0 %;
· высокая доля граждан, формирующих скрытую безработицу и здесь по-прежнему преобладают женщины – более 60,0 %. Доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет составляет 21,0 %;
· высокий уровень регистрируемой безработицы. По состоянию на начало 2009 года среди 83 субъектов Российской Федерации Алтайский край занимает 74 место.
Более подробная информация представлена в приложении 1 [31].
Несмотря на то, что за полгода численность безработных в регионе уменьшилась на 10 тысяч человек, число официально зарегистрированных граждан, ищущих работу, остается внушительным — почти 53 тысячи человек, 40 тысяч из которых получают пособия по безработице. К тому же надо учитывать, что нынешнее заметное снижение уровня безработицы — сезонное. На Алтае, где почти половина населения проживает в сельской местности, весной — с началом сельскохозяйственных работ — количество безработных сокращается, а осенью сезонные рабочие вновь пополняют ряды ищущих работу.
В рамках краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007-2010 годы за январь-август 2009 года к профессиональному обучению по направлению службы занятости приступило 4,3 тыс. человек, в общественных работах участвовало 11,7 тыс. человек, при содействии службы занятости трудоустроено 66,2 тыс. человек.
Более 350 предприятий приняли участие в программе опережающего профессионального обучения, к обучению приступили 3,5 тыс. человек (71,5% планируемой годовой численности, предусмотренной программой); 46,1 тыс. работников работают на созданных общественных и временных рабочих местах в 2575 организациях края; 315 человек зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей; адресная поддержка ищущим работу гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера, оказана 846 жителям края (из них 217 человек трудоустроены в пределах края).
Для оценки реального числа безработных жителей края специалисты используют коэффициент 1:2,3, то есть официальные данные надо увеличить еще как минимум в 2,3 раза. Таким образом, нуждаются в рабочих местах сегодня более 120 тысяч человек, или свыше 7,5 процента трудоспособного населения региона — это много.
Одна из основных проблем, которую необходимо решать в Алтайском крае, — скрытая безработица и неполная занятость в сельских районах. Ситуация с безработицей в разных территориях края сегодня не однородна: в городах, как правило, уровень безработицы заметно ниже, чем в селе. Так, в восьми из 11 алтайских городов показатель скрытой безработицы значительно меньше среднекраевого — от 0,7 процента в Барнауле до 2,9 в Заринске, а в трети сельских районов он в два-три раза превышает уровень безработицы в среднем по краю. «Лидером» является Косихинский район, где уровень достигает 12,1 процента. Причина такой разнородности понятна — большая часть работодателей сконцентрирована в городах, в сельских территориях вакансий недостаточно. К примеру, в Алтайском районе на 800 безработных приходится чуть более 400 вакантных мест.
Еще один бич рынка труда — несоответствие спроса и предложения. В банке вакансий сегодня более 70 процентов профессий, связанных с промышленным производством, а среди ищущих работу большинство специалистов со средним специальным или высшим образованием гуманитарного профиля, естественно, что они не могут трудоустроиться по специальности.
Проблема диспропорции на рынке труда самая болезненная и актуальна она не только для Алтайского края, но и для всей России в целом. Решать ее надо активной работой по профессиональной ориентации молодежи, чтобы еще на стадии выбора профессии скорректировать число потенциальных безработных, а также организовав переподготовку невостребованных специалистов. Но пока эта работа в крае слабо налажена [30].
Раздел 3. Направления деятельности органов власти Алтайского края по улучшению ситуации на рынке труда
В крае принимаются меры по стабилизации ситуации на рынке труда.
Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения.
Продолжается реализация 32 инвестиционных проектов при поддержке краевого бюджета, в рамках которых в 2009 году ожидается создание 4,3 тысячи дополнительных рабочих мест.
В территориальном разрезе центрами сосредоточения реализации инвестиционных проектов являются г. Барнаул, г. Бийск, г. Новоалтайск. В соответствии с этими проектами наибольшие потребности в кадрах формируются в Алтайском районе, г. Рубцовске и Рубцовском районе, г. Барнауле.
В то же время влияние мирового финансового кризиса отразилось и на ряде предприятий края, планирующих расширение и модернизацию производства, внедрение инновационных технологий, повышение конкурентоспособности.
На 8 предприятиях (6 из которых относятся к обрабатывающему производству), участвующих в реализации инвестиционных проектов, наблюдаются процессы, связанные с высвобождением персонала либо его неполной занятостью.
В условиях финансового кризиса во исполнение плана антикризисных мер, проводимых Администрацией края, принято решение об усилении мер поддержки малого и среднего бизнеса. Администрация края вошла с предложением в Минэкономразвития России о поддержке начинающих предпринимателей путем предоставления грантов для открытия собственного дела. Предполагаемые объемы: из средств краевого бюджета 50,0 млн. рублей, федерального бюджета – 200,0 млн. рублей, численность участников – более 1,0 тыс. субъектов малого предпринимательства.
В крае реализуется краевая целевая программа «Содействие занятости населения Алтайского края на 2007-2010 годы», утвержденная законом Алтайского края от 05.10.2007 № 104-ЗС.
В соответствии с системой мероприятий настоящей программы в 2009 году предусмотрено:
— содействие трудоустройству на имеющиеся вакансии и вновь созданные рабочие места 82,5 тыс. человек, в том числе:
— на условиях временной неполной занятости в рамках специальных программ содействия занятости – 14,8 тыс. безработных граждан, из них около 80,0 % (11,6 тыс. человек) на общественные работы;
— в свободное от учебы время – 28,8 тыс. подростков;
— направление на профессиональное обучение профессиям, востребованным на рынке труда – не менее 7,0 тыс. человек.
В целом государственные услуги в области содействия занятости получат более 180,0 тысяч жителей Алтайского края.
Вместе с тем, указанных мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации в сфере занятости края. По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 76,6 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы – до 5,8 % от численности экономически активного населения.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда. В этих целях Администрацией Алтайского края разработана программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году» (приложение 2).
Программа предусматривает комплекс дополнительных мер, направленных на:
· создание новых рабочих мест, в том числе в малом и среднем бизнесе;
· организацию временных оплачиваемых общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения и скрытой безработицы;
· поддержку малого и среднего бизнеса;
· организацию опережающего обучения высвобождаемых работников с целью сохранения занятости на предприятиях.
Кроме того, способствовать повышению занятости населения края будет максимальное замещение собственными трудовыми ресурсами рабочих мест, на которые работодатели заявили привлечение иностранной рабочей силы.
Руководствуясь статьей 5.1. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» по приоритетному праву трудоустройства российских граждан на вакантные рабочие места, отказано в удовлетворении заявки на квоту 2009 года в привлечении иностранной рабочей силы 338 работодателям на 13,5 тыс. иностранных граждан. Краем подготовлено предложение на квоту в 2009 году на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в размере 4200 человек. Приказом Минздравсоцразвития России краю на 2009
год установлена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 3293 единиц.
В рамках развития системы социального партнерства между органами власти, работодателями и профсоюзами будет обеспечено:
· оказание методической помощи в деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а также территориальных Советов председателей профсоюзных организаций, направленной на предотвращение негативных последствий финансово-экономического кризиса;
· пересмотр территориальных трехсторонних (отраслевых) соглашений, коллективных договоров организаций в части установления работникам дополнительных льгот и гарантий в условиях складывающейся ситуации на рынке труда.
Через развитие частно-государственного партнерства в решении социально-трудовых проблем будет обеспечено заключение двухсторонних соглашений между органами власти и работодателями, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда.
Социальный эффект от реализации Программы выражается в:
· предупреждении массовой, скрытой и сокращении длительной безработицы в крае;
· снижении социальной напряженности на рынке труда края;
· снижении неполной занятости;
· удовлетворении потребности работодателей в рабочей силе;
· удовлетворении потребностей безработных граждан в профессиональной подготовке и переподготовке в соответствии с потребностями рынка труда,
· расширении возможностей для занятости работников, находящихся под риском увольнения.
В результате реализации программы планируется трудоустроить:
· после прохождения профессионального обучения – 4,9 тыс. человек;
· на общественные и временные работы – 35,8 тыс. человек;
· в сфере малого бизнеса и самозанятости – не менее 1,0 тыс. человек;
· в результате переезда к новому месту работы на рабочих местах постоянного и временного характера – 875 человек, в том числе в организациях края – 290 человек, за пределами края – 585 человек.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит создать и сохранить более 20,5 тыс. рабочих мест, тем самым сдержать рост безработицы в крае. Численность безработных граждан к концу 2009 года не превысит 64,2 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы составит 4,9 % от численности экономически активного населения [29].
По-нашему мнению, существенное значение в решении вопросов занятости оказывает реализуемая сегодня программа по созданию единого банка вакансий по краю. Каждый желающий может оставить свои данные в таком банке, где его может найти любой работодатель. Это касается не только специалистов, которые потеряли работу, но и тех, кто имеет желание сменить место работы. Такая информация общедоступна и находится на сайте Управления по труду и занятости Алтайского края.
Жители Алтайского края защищены системой страхования по безработице, которая дает возможность безработным получить пособие по безработице в течение определенного периода времени после потери работы.Минимальный и максимальный размеры пособия по безработице в 2009 году составляют:
— минимальная величина пособия – 850 рублей;
— максимальная величина пособия – 4900 рублей.
Таким образом, органы власти региона и служба занятости оказывают действенную поддержку гражданам, оставшимся без работы или желающим сменить место работы. Социальное партнерство с работодателем, реализация инвестиционных проектов предпринимателями, переобучение новым специальностям, квотирование рабочих мест – эти направления деятельности помогают снизить социальную напряженность на рынке труда Алтайского края.
Заключение
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а, следовательно, снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение получила неполная занятость, скрытая безработица, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.
Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.
Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Проведенное исследование в работе по состоянию рынка труда в Алтайском крае позволяет сделать следующие выводы:
· рост численности сокращенных из организаций работников. Значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников;
· активное введение режимов неполной занятости в организациях;
· остается высокой сумма просроченной задолженности по заработной плате;
· несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Более 70,0 % безработных граждан края проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 46,0 % свободных вакансий. На рабочие профессии приходится 85,0 % от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 31,0 % имеет высшее или среднее профессиональное образование. Доля вакансий с заработной платой выше прожиточного минимума составляет всего 33,0 %;
· высокая доля граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда. Среди официально зарегистрированных безработных, по-прежнему, преобладают женщины – более 60,0 %. Доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет среди безработных, состоящих на учете в органах службы занятости края, составляет 21,0 %. В общей численности безработных доля граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, стремящихся возобновить трудовую деятельность, составляет 30,0 %;
· высокий уровень регистрируемой безработицы.
В качестве направлений по сглаживанию негативной ситуации органы власти Алтайского края предлагают:
· создание новых рабочих мест, в том числе в малом и среднем бизнесе;
· организацию временных оплачиваемых общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения;
· поддержку малого и среднего бизнеса с целью уменьшения в том числе скрытой безработицы;
· организацию опережающего обучения высвобождаемых работников с целью сохранения полной занятости на предприятиях. продолжение
--PAGE_BREAK--