Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский Государственный Университет
Кафедра коммерции и маркетинга
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Управление персоналом»
Аутстаффинг
Выполнила:
студенткагруппы 11422
КоломейцеваНаталия Валерьевна
Проверил:
доцент
Калугин ПетрЕвгеньевич
Иркутск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие и содержание аутстаффинга
2.Правовые понятия аутстаффинга в предпринимательской деятельности
3.История возникновения аутстаффинга в России и за рубежом
Заключение
Списоклитературы
ВВЕДЕНИЕ
Задача руководителябизнеса – сделать бизнес эффективным, т.е. приносящими максимальную прибыль приоптимальном уровне издержек. Существует много способов достижения этой цели. Некоторыестараются экономить на ресурсах, другие подписывают договоры, сокращая тем самымриски невыполнения оговоренных условий. Но, как известно, экономии лишь на ресурсахнедостаточно, так как основная часть расходов приходится на оплату труда работниковорганизации, независимо от того каким видом деятельности они занимаются. Таким образом,самым быстрым способом сократить общие издержки – это либо «урезать» размер окладовработников, либо сократить штат. В первом случае работники начнут искать себе местос более высокой заработной платой, во втором – увеличившаяся нагрузка вызовет недовольствои дальнейшие увольнения.
Данная ситуациязаставляет менеджеров изыскивать различные методы сокращения количества работниковв штате, а следовательно и затрат на заработную плату. А также активно занимаются вопросами управления персоналом, подразумеваяпод этим не просто выплаты зарплаты и ведение кадрового документооборота. Менеджерыпо персоналу разрабатывают политику мотивации и найма сотрудников, формируют и развиваюткорпоративную культуру, организуют обучение сотрудников. Как следствие этого, возрастаюти расходы компании. Любые, грамотно сделанные вложения, как правило, окупаются,и вложения в персонал – не исключение. Именно поэтому аутстаффинг считается однимиз способов минимизации расходов. Кроме того, сильное преимущество использованияаутстаффинга заключается в возможности приобретения статуса малого предприятия.Это прямая финансовая заинтересованность.
1. ПОНЯТИЕ ИСОДЕРЖАНИЕ АУТСТАФФИНГА
аутстаффинг персонал управление
Аутстаффинг– один из инструментов в управлении персоналом, позволяющий компаниям регулироватьчисло работников, не изменяя при этом официальную численность персонала.
К услугеаутстаффинга прибегают компании разных сфер деятельности: производственные, сферыуслуг, банки. Часто аутсаффинг используется оптовыми и розничными торговыми компаниями.Выбор данной услуги определяется целями, которые хочет решить компания с помощьюаутстаффинга.
В этом смыслеуслуга аутстаффинг выгодна для компаний, которые не имеют возможности увеличитьштатную численность сотрудников, но нуждаются в них для выполнения своих задач.Это малые предприятия или предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения,которые имеют штатные ограничения. Например, решили открыть торговую точку. Длятого чтобы принять на работу новых сотрудников не обязательно регистрировать ещеодно юридическое лицо и вести по нему отчетность. Можно зачислить этих сотрудниковс штат провайдера. При этом работать они будут в новом магазине, а находится в штатеу компании-провайдера. Компания-провайдер – это компания, специализирующаяся напредоставлении услуг аутстаффинга и аутсорсинга.
Также аутстаффингудобен для компаний, которым нужны сотрудники для выполнения краткосрочных проектов,например, для автоматизации системы управления предприятием. В настоящее время автоматизацияуправления системы управления компанией используется далеко не только в банках –она внедрилась фактически в каждую компанию, особенно если эта торгово-производственнаякомпания. Чтобы не создавать штат компании, внедряющие систему автоматизации, прибегаютк услугам провайдера. В этом случае чаще всего провайдер сам подбирает необходимыйперсонал, зачисляет его в штат, а фактически работают это сотрудники у заказчика.Таким образом, реализуется услуга лизинга персонала, являющая составной частью аутстаффинга.
Некоторыекомпании пользуются этой услугой для привлечения высококлассного специалиста, например,хорошего специалиста по работе с корпоративными клиентами. Многие компании применяютаутстаффинг для снижения административных рисков и издержек, связанных с персоналом.
Аутстаффингпредполагает оформление части сотрудников в штат сторонней компании, которая выступаетв роли формального работодателя для персонала компании передающей компании (заказчика)и обеспечивает ведение рутинной кадровой работы, начисление и выплату заработнойплаты, перечисление налогов, а также соблюдение норм законодательства по всем вопросамтрудовых отношений.
Компании,пользующиеся аутстаффингом, основную выгоду для себя видят в возможности концентрироватьсяна своем бизнесе, не распыляясь на побочные задачи. Компании начинают использоватьаутстаффинг обычно в тех случаях, когда имеется определенная непредсказуемость бизнеса,когда нужна переменная рабочая сила или слишком большой штат сотрудников. Крометого, для менеджеров большим плюсом является то, что нет нужды рассчитывать зарплату,ходить по судам, общаться с профсоюзами и трудовой инспекцией.
Учитываявсе перечисленное можно сделать более расширенное определение аутстаффинга. Аутстаффинг– это кадровая технология, при которой компания – провайдер услуг оформляет в штатуде существующий персонал компании – клиента. При этом права и обязанности работодателяпереходят к провайдеру услуги, в то время как сами сотрудники продолжают работатьна прежнем месте и выполнять свои функции.
Предпосылкидля вывода персонала за штат:
§ Возрастающая сложность и дополнительныетребования законодательства в области кадрового учета;
§ Менеджер тратит много времени нарешение административных вопросов трудовых отношений;
§ Большое количество постоянных сотрудниковв штате компании делает ее менее гибкой и более зависимой от персонала;
§ Стремление к большей гибкости и независимостипри формировании «штатного расписания»;
§ Стремление к сокращению административныхрасходов на управление персоналом.
Из того,какие компании используют аутстаффинг, вытекают преимущества компаний, использующихэту услугу. В частности это:
Ø Сокращение штатной численности персоналапри сохранении фактической;
Ø Оформление временного персонала;
Ø Оформление сотрудников на время испытательногосрока и продление испытательного срока;
Ø Снижение административных и финансовыхиздержек;
Ø Обеспечение легальности и юридическойподдержки при работе с персоналом;
Ø Возможность сконцентрироваться наосновном бизнесе;
Ø Повышение конкурентоспособности компании.
Следует обратитьвнимание на то, что аутстаффинг не предполагает экономической выгоды для заказчика.Услуга аутстаффинга не дешевая. Как правила, счет предъявляемый заказчику выглядитследующим образом:
фонд заработнойплаты (с учетом налогов на зарплату) + страховка + пенсионные отчисления + услугиаутстаффера (от 10-25% от фонда оплаты труда (включая выплату отпускных)).
С каждымсотрудником, которого переводят к аутстафферу, должна проводиться беседа по существупроисходящих событий, до каждого специалиста доводиться информация о том, что онстановится работником этой компании, которая отныне является для него работодателеми несет в этом качестве полную ответственность за соблюдение трудового и налоговогозаконодательства. При этом работник фактически продолжает работать в интересах компании,ранее принимавшей его на работу, и выполнять те же самые функции.
С каждымсотрудником заключается индивидуальный трудовой договор. Разъясняются все существенныеусловия – от места работы, режима труда и отдыха, до уровня заработной платы.
С компанией-клиентомоформляется договор оказания возмездных услуг. Особое внимание уделяется вопросамобеспечения охраны труда и техники безопасности, а так же проблемам компенсациивозможного ущерба от неправильных действий наемных сотрудников. Четко следует определятьзоны ответственности каждой из сторон. Четко следует определять зоны ответственностикаждой из сторон. Главные процессы управления персоналом остаются за компанией-клиентом.
В стандартныйнабор услуг, предоставляемых компаниями аутстафферами, входят:
· Оформление работника (прием, увольнение);
· Ведение кадрового учета;
· Расчет и выплата заработной платы(открытие индивидуальных банковских счетов для перевода заработной платы);
· Расчет и выплата пособий по временнойнетрудоспособности, оформление командировочных расходов и др.;
· Расчет и отчисление установленныхподоходного и социального налогов;
· Оформление необходимых отчетов исправок и др.;
Из всеговышесказанного следует, что, несмотря на существующую дороговизну данной услуги,ее развитие имеет широкие перспективы в связи с тем, что экономика требует быстрогороста компаний, имеющих стабильное конкурентное преимущество. А для этого, в своюочередь, недопустимо тратить драгоценные временные, финансовые и человеческие ресурсына непрофильные виды деятельности.
2. ПРАВОВЫЕОСНОВЫ АУТСТАФФИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аутстаффинг– это форма заемного труда (в ряде стран Запада, заемный труд получил также название«лизинг персонала»), сопряженная с передачей части штата работников в другую организацию,например, в кадровое агентство. При этом происходит выведение своих работников заштат организации путем увольнения их в порядке перевода в другую фирму – провайдер.Последняя, в свою очередь, заключает с этими работниками трудовые договоры и становится,таким образом, формальным работодателем этих переведенных работников. В тоже времяработники продолжают выполнять свои прежние обязанности, но уже по договору о предоставленииперсонала (аутстаффинга), получая зарплату и числясь в штате другой компании-провайдера.Но наиболее часто аутстаффинг практически выражается в том, что заинтересованнаякоммерческая фирма заключает договор аутстаффинга с компанией-провайдером о предоставлениией для использования в своей деятельности по конкретным направлениям чужих специалистов.
По договоруаутстаффинг (передача по договору «аутстаффинг» в аренду персонала заказчику), т.е.оказание услуг своеобразного характера, на первое место выходят условия договора,касающиеся именно квалификации работников фирмы-арендодателя, их количества и срокиисполнения ими определенных функций по заданию заказчика. Именно эти параметры восновном и влияют на сумму по договору аутстаффинга. Поэтому тот объем работы, которыйдолжны выполнять арендованные работники, в договоре может не конкретизироватьсяили определяться в общем виде. В договоре аутстаффинга рекомендуется предусматривать:перечень предоставляемых работников, с указанием их функций, которые они будут исполнять,а также обязанности заказчика предоставить арендуемым работникам соответствующиерабочие места, обеспечив для них установленные Законом условия труда, и соблюдатьохрану труда и безопасность для жизни и здоровья в соответствии с трудовым законодательством.
В обязанностизаказчика также входит определение должностных лиц, которые будут взаимодействоватьс привлеченными работниками организации аутстаффера. Их обязанности – использоватьпредоставленных работников строго в соответствии с их функциями. Заказчик долженпредоставлять фирме-аутстафферу сведения, необходимые для учета рабочего времении оплаты труда, уплата налогов и взносов является обязанностью этой фирмы.
При аутстаффинговыхотношениях все обязанности по набору работников, оформление их трудовых отношенийс ними несет фирма-провайдер. Также она осуществляет поиск и отбор кандидатов согласнотребованиям и пожеланиям заказчика. Другими словами компания-провайдер берет насебя полную юридическую ответственность за персонал, включая ведение кадрового производстваи бухгалтерии, выплату заработной латы, налогов, социальное и медицинское страхованиеи т.п.
В тоже времяорганизация-заказчик таких услуг получает возможность гибко оперировать с численностьюсвоих работников, сокращая или увеличивая ее по мере необходимости.
Следует иметьввиду, что перед тем как подписывать договор аутстаффинга нужно определить сможетли компания – заказчик доказать экономическую обоснованность сделки, а также, чтотакой договор ей выгоден. Иногда организации пользуются услугами специализированныхорганизаций, получая от них по договору аутстаффинга сторонних специалистов приналичии штатного сотрудника того же профиля. Чтобы не возникло конфликтов с налоговымиорганами рекомендуется иметь ввиду такие доводы как: штатные сотрудники не могутвыполнять определенные работы или из-за нехватки времени или их не квалифицированности.Поэтому необходимо заранее определить в должностной инструкции своего сотрудникакруг его деятельности, обязанностей и объема работы, а при заключении договора поаутстаффингу обратить внимание на его содержание, чтобы исключить дублирования функциймежду предоставляемыми работником фирмой исполнителем и своим работником.
Чтобы избежатьпретензии налоговой инспекции необходимо основательно выверять все документы, какна этапе заключения договора с арендодателем персонала, так и во время его исполнения.Необходимо письменно согласовать численность и специальности необходимых для ихаренды. Кадровые документы на предъявляемый персонал, табели учета рабочего времени,расчеты стоимости услуг по предоставлению персонала, должностные инструкции работников,трудовые книжки. Причем расчет производится за то количество работников, котороеуказано в табеле учета рабочего времени. А количество человек, требуемых по заявке,совпадало с количеством фактически работавших лиц.
3. ИСТОРИЯ ВОЗНИКОНОВЕНИЯАУТСТАФФИНГА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ
На Западеаутстаффинг появился в 60-70-е, но расцвета достиг в 90-е годы прошлого столетия.По данным Американской Администрации Малого Бизнеса (USA Small Business Administration),в период между 1980 и 2000 годами количество регулирующих трудовые отношения законовв США выросло на 60%, и компании, особенно маленькие и средние, столкнулись с необходимостьютратить на оформление HR-документации не менее 25% своего рабочего времени. Аутстаффингстал решением подобных проблем.
Сначала егопредлагали обычные рекрутинговые агентства, несколько видоизменив уже существовавшуюуслугу лизинга персонала. В настоящее время в США аутстаффинг – это законодательнооформленная у слуга с четко проработанным механизмом реализации. Ее предоставлениемзанимаются компании Professional Employer Organization (дословный перевод с англ.яз – «профессиональный работодатель»), или PEO.
Главной причинойуспеха аутстаффинговых организаций явилась такая характерная особенность бизнесана Западе, как возможность предоставления своим служащим, так называемых бенефитов– пакетов социальных льгот и страховок, которые небольшие фирмы напрямую предоставитьне в состоянии в силу высокой стоимости контрактов со страховщиками. К 2005 г. около80% западных малых и средних компаний вывели своих сотрудников за штат. Очевидно,что в дальнейшем эта тенденция сохраниться.
В Россииаутстаффинг – новая услуга, возникновение необходимости в ней можно расцениватькак позитивный признак развития цивилизованных рыночных отношений.
Спрос науслуги по лизингу персонала в России после кризиса 1998 г., когда иностранные компании,оставшиеся на российском рынке, были вынуждены частично сокращать сотрудников ивыводить их за штат. Период середины 2002 г. – начала 2003 г. характеризовался наибольшимростом спроса на данную услугу, что существенно повлияло на увеличение объема рынкакадровых услуг России (более 100 млн. долларов США), и к концу 2004 г. отечественныеклиенты уже составляли 40% от общего количества фирм, обратившихся к компаниям-провайдерам.
В настоящиймомент доля аутстаффинга на рынке кадровых услуг равна 20%, что превышает аутсорсинг(15%) и лизинг персонал (15%). Компании, предоставляющие эту услугу, напрямую конкурируютс агентствами по поиску кадров, доля которых также составляет 20%.(рис.1)
Тот факт,что рынок аутстаффинга за последние шесть лет вырос в четыре раза, свидетельствуетоб усилении юридической составляющей бизнеса.
Помимо явнопрослеживаемой тенденции роста рынка аутстаффинг в целом, также можно наблюдатьвостребованность персонала. На сегодняшний день процентное соотношение должностейсотрудников, выводимых за штат, выглядит следующим образом: 46% — административныйперсонал; 24% — финансовые позиции среднего звена; 14% — IT-специалисты; 10% — топ-менеджеры;6% — рабочие. (рис.2)
/>
/>
В настоящеевремя со стороны крупных западных и российских компаний продолжает расти спрос наквалифицированных специалистов. Ожидается, что популярность приобретет практикавывода за штат служащих высшего и среднего звена, в то время как еще несколько летназад на основе аутстаффинга происходил подбор в основном вспомогательного персонала.
В силу дефицитапрофессионалов свои условия сейчас диктуют не работодатели, а нанимаемые ими сотрудники.В среднем кандидат рассматривает одновременно пять предложений, что позволяет емунастаивать на определенном уровне зарплаты и содержании социального пакета. Какзападные, так и российские фирмы зачастую не имеют возможности удовлетворить требованиякандидата, не изменяя своего штатного расписания и кадровой политики, поэтому вынужденыоформлять специалиста в штат компании-провайдера.
При благоприятномразвитии российской экономики на рынке труда гораздо больше, чем сейчас будут востребованыпрофессионалы в области научных разработок и бизнеса, решающие задачи исследовательскогохарактера. Популярной остается практика вывода за штат персонала высшего и среднегозвена в компаниях, чтобы не возникло разночтений в штатном расписании и предоставляемыхв налоговые инспекции сведения.
Сегодня нароссийском рынке аутстаффингом занимаются в основном западные рекрутинговые агентства:Kelly Services, Manpower, Coleman Services Inc, Ventra Employment и др. Объем рынкауслуг по подбору временных сотрудников в Российской Федерации оценивается в 120млн. долл. США; менеджеров высшего звена всего 20-30 млн. долл. США.
АналоговPEO в России пока нет, компании обычно занимаются подбором персонала и параллельноаутстаффингом. Одна из причин заключается в том, что для широкого использованияданной услуги у нас не разработана соответствующая законодательная база. Юридическитермин «аутстаффинг» в России не закреплен. В рамках кадрового делопроизводстваи положений законов сотрудники фирмы-провайдера считаются прикомандированными корганизии-заказчику.
Аналитическаяслужба по заказу компании Ventra провела углубленное интервью для выявления качествпровайдера, которые являются для заказчика приоритетным и играют решающую роль привыборе агентства. Были опрошены сотрудники кадровых служб 54 фирм, практикующихаутстаффинг, и получены следующие данные:
· Репутация – 80%;
· Стоимость услуг – 74%;
· Сервисная политика – 59%;
· Надежность – 58%;
· Ориентированность на клиента – 46%;
· Гарантия конфиденциальности – 26%.
В условияхдинамично развивающегося рынка больное значение приобретает такой показатель, какцена предоставляемой услуги. Исходя из этого, часто компании-клиенты ищут небольшиефирмы, которые предлагают гибкую систему цен, оригинальные схемы, позволяющие решитьпроблему оптимизации налогообложения, предоставляя при этом все гарантии сохраненияполной конфиденциальности.
Хотя последниегоды число отечественных фирм, заказывающих данную услугу, увеличивается, высокойпопулярностью среди них аутстаффинг пока не пользуется – они составляют не более10-15% всех потребителей. Основными клиентами фирм-провайдеров пока являются западныекомпании, открывшие представительства в России, в том числе крупные производственныепредприятия (Henkel, P&G, Unilever, Xerox и др.)
Они прибегаютк аутстаффингу в тех случаях, когда развитие бизнеса требует набора новых сотрудников,а состав персонала фирмы жестко ограничен штатным расписанием. Специализация предприятияв данном случае не имеет решающего значения, однако в основном этой услугой пользуютсяпроизводственные организации, банки, а также фирмы, занимающиеся информационнымитехнологиями и телекоммуникациями.
Уже сейчасмногие рекрутинговые компании увеличивают долю аутстаффинга в своем бизнесе. Экспертыпрогнозируют дальнейший рост спроса на услуги аутстаффинговых фирм. Во многом развитиюэтого бизнеса будут способствовать четкая разработка юридической базы предоставленияуслуги аутстаффинга в России.
Таким образом,можно еще раз сделать вывод, что услуга аутстаффинга будет непременно расти и становитьсявсе более и более популярной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже былосказано, основной задачей руководителя является сделать бизнес эффективным, т.е.приносящим максимальную прибыль при оптимальном уровне издержек.
В данномреферате был рассмотрен эффективный и популярный в Западных странах и США способсокращения самых больших расходных статей бюджета предприятия – заработная платаработников и административные расходы. Этим способом является аутстаффинг.
Аутстаффинг,или вывод части сотрудников из штата организации в штат компании-аутстаффера, позволяетувеличить объем выполняемых работ, предоставляемых услуг и выпускаемой продукциибез увеличения штата сотрудников организации, налоговых и иных обязательных отчисленийв бюджет и, не усложняя работу кадровой службы и отдела по работе с персоналом.
Из всеговыше сказанного, очевидно, что данный метод не только упрощает процесс деятельноститой или иной организации, но и экономически эффективны, так как позволяют избежатьмногих рисков, связанных с интеграцией.
И если дажев настоящий период еще не совсем стабильной экономики, аутстаффинг имеет место быть,можно сделать вывод, что с дальнейшим ее развитием он станет неотъемлемой частьюфинансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал «Директор ИС», «История вопроса»
2. А.А. Томпсон, А.Дж. Стрипленд III,М., 2007, стр. 199
3. www.slud.ru
4. www.staff-m.ru
5. www.outsourcingservice.ru
6. www.profpersona.ru
7. www.sofia-auditcom.ua