Реферат по предмету "Философия"


Цивилизация и исторический процесс Понятия сознания познания истины и науки Антропосоциогенез

--PAGE_BREAK-- Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека — вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании.
Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. — одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально — историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высщая форма отражения.

36.    ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ИХ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
О.С. — осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в кот. общество не только осознает себя и свое общ. бытие в реальном существовании, но и его активно преобразующую роль, кот. начинает свое преломление в поступательном развитии об-ва и его бытия. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. бытие — фундамент. закономерности общ. созн-я — вторичность и его отн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. — основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни.
Индивидуальное созн-продукт деятельности отд.индивида в предметном мире.(Это не значит, что в становлении инд.с. не должны учитываться матер. и дух. ф-ры)
Общ и инд с. не сводимы друг друга:
-о.с. не есть сумма инд.с.
-о.с. вбирает в себя не каждое инд созн.
Общ и инд. с. отличаются друг от друга носителем, ролью, способом существования, временными рамками, степенью обобщенности
Фомы о.с. предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти. Классификация: 1) по предмету отражения: полит. созн. отраж. отн-я между классами, нациями, гос-вами, к пробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в форме понятий, гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я, сопоставляя науку и иск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F, прежде всего, выявл. своебразие каждой формы о.с. Наука — познават. и практич. F, моральн. созн. — основа формир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям. По этому пр-ку все формы о.с. делятся на 2 гр.: 1) регулир. чел. отн-й: Политическое — совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп. Право — совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. Мораль — совокупность норм поведения, не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия — формы дух. и дух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия — промежут. полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.

38.                                   ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Проявляющиеся в связи общ.с. и общ.бытия
1)      абс.независимость общ.с. от общ.бытия как проявления безусловн. ценности общ.сознания
2)      абс. зависимость общ.созн от общ бытия, определяющаяся соответствием содержания общ.с. общ. бытию;
3)      относ. зависимость о.с. от общ бытия, обусловленная наличием границ возможного выбора
4)      относительная независимость общ. с. от общ. бытия, определенная промежутками в границах возможного выбора
5)      абс. незави-ь о.б. от о.с., вытекающая существоваия общ.б до и вне о.с.
6)      абс. зави-ь о.б. от о.с., обусловленная пределами, в кот цель как закономерность определяет способ и характер действий человека
7)      относ. независимость о.б. от о.с., определенная невозможностью нарушения о.с. законов о.б.
8)      относ. зависимость о.б. от о.с., обуславливающаяся возм-ю воздейств о.с. в пределах объект законов о.б.
Характеризующие связь с явлениями дух.порядка
1)      обусловленность уровня развтия о.с. уровнем разв. дух культуры, но зависимость от ест-науч, общих, гуман знаний
2)      постоянное возрастание роли общ.с. в дух. жизни об-ва, превращающее его в важнейший ф-р дух. развития людей
Собственно внутренние закономерности
1)      преемственность в ходе смены представлений взглядов, теорий, идей в истор. разв. об-ва
2)      опережение общ.с. реального процесса жизни или отставания от него
3)      неравномерность развития о.с. (уровней, сфер, форм)
4)      взаимосвязь различных уровней, сфер, форм общ.с.
5)      активность воздейстивя о.с. на процессы жизнедеятельности об-ва

39.    ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, ИРРАЦИОНАЛИЗМ)
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.
Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное (эмпирическое) и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).
Кроме того, существует еще и иррациональное познание.
Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она -предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.
Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта.
Рационализм — учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость — логические признаки всеобщего знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).
Рациональное познание занимается идеализированными объектами. Главное – математика и логика. Вера в разум, в очевидность рационального рассмотрения.
Недостатки рационализма – в недоверии к опытным фактах и переоценка достоверности умозрительных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектику – знание всегда стоит на месте. Нет синтеза. Ничем не обогащается и кристаллизовывается. Познание должно соприкасаться с практикой.
Рационализм проявляется в психологии (отсутствие бессознательного, иррационального), искусстве (реализм, немистическая картина мира, рациональный характер творчества), этике (рациональные стороны поведения, страх уголовного наказания).
Иррационализм (Бергсон, Дильтей, Ницше) — философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт… Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре слусая, слепой воле (иррациональностью в частности является экзистенциализм).
Тактика иррационализма: человека объемлет реальность, но она дана ему не в полной мере и постигнута вся быть не может.

40.    ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА И ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Познаваемость мира — это предпосылка человеческой деятельности. Познаваемым может быть лишь мир, обладающий универсальными законами существования и развития (Если бы мир был только изменяющимся, то существование в нем каких бы то ни было устойчивых структур было бы невозможным; если бы он был только неизменным, то для существования в нем живому существу было бы достаточно рефлекса).
Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека — как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.
В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах. В попытке ответить на него четко обозначились три основных линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же отрицают принципиальную познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания.
В современной немарксистской философии выдвигаются различные доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность условий познания.
Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.
Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания.
Сегодня ряд тенденций современной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира, а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк — от неопозитивизма до феноменологии, экзистенционализм, прагматизма и др.
Догматизм — антиисторический, недиалектический схематически — окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производиться без учета конкретной реальности условий места и времени.
Гносеологическая основа догматизма — одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. Психолог.догматизм покоится на слепой приверженности к однажды выработанным приемам и способам познания и деятельности.

41.    ОСН. СТУПЕНИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. ЕДИНСТВО ЧУВСТВ., РАЦ. И ИНТУИТ. В ПОЗН-И
В поиске истины человек проходит чнрнз опред. ступени – именно они выступают условиями процесса познания:
-чувственная (ощущения, восприятия, представления)
-рациональная(понятие – сущность предмета, суждение – отказ от второстепенных признаков, умозаключение – без обращения к органам чувств)
— интуитивная (нерациональная)
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. Здесь важнейшую роль играет и интуитивное познание, служащее связующим звеном между чувственным и рациональным. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.
Подчеркивая единство чувственной, рациональной и интуитивной ступеней познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью:
мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного и нерационального познания.

42.    ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАР-КИ ИСТИНЫ
Наука не может довольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание. В оценке качества знания ученый, прежде всего, и использует категории истины и заблуждения.
Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта (тот, кто познает) и объекта (то, что познается). В истине необходимым образом отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания.
Истина и действительность — совершенно разные вещи. Действительность существует независимо от познающего субъекта. В самой объективной реальности никаких истин нет, в ней существуют лишь предметы со своими свойствами. Истина появляется в результате познания людьми этой реальности.
Истина — это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.
По своему источнику и содержанию истина объективна. Источником познания является объект, и оно — отражение его. Под объективной истиной понимают такое содержание знаний, которое целиком и полностью продиктовано объектом, и не зависит ни от человека, ни от человечества. Но истина не существует без человека и человечества. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека. Истина есть человеческое знание, а не сама реальность.
Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин.
Абсолютная истина — знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом, т.е. это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат.
Относительная истина — знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту, т.е. это частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности.
Об относительной истине как раз и можно сказать, что она представляет собой более или менее истинное знание. В реальном познании путь к абсолютной истине, как к своему пределу, лежит через серию уточняющих и обогащающих друг друга относительных истин.
Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.
Заблуждение — это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

43.    ПРОБ-А КР-ИЯ ИСТИНЫ В ИСТ-И ФИЛ-И. ПРАК-А И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Фома утверждает, что высказывание «Бог существует», с одной стороны является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем принять его существование за что-то очевидное.
«Каждая вещь, — утверждает Фома, — постольку называется истинной, поскольку приближается к сходству с Богом...»»
Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.