Реферат по предмету "Менеджмент"


Аттестация персонала организации

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
Понятие аттестации… 5
Объекты и показатели аттестационной оценки… 9
Организация процесса аттестации… 12
Заключение. 22
Список литературы… 25
Введение
Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванныеоценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиямвыполняемой деятельности. Главное ее назначение — не контроль исполнения (хотяэто тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Функции распределяются между линейными руководителями(менеджерами) и менеджерами по персоналу (кадровыми службами), что иллюстрируеттабл.1
Таблица 1Линейные руководители Кадровые службы
1. Консультируют по выделению существенных параметров оценки
2. Участвуют в аттестационных процедурах в качестве экспертов, готовят индивидуальные оценочные материалы (анкеты, характеристики, рекомендации) для аттестуемых. Участвуют в работе аттестационных комиссий
1. Основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала
2. Разрабатывают нормативные и методические материалы
3. Организуют аттестационные процедуры
4. Обучают линейных менеджеров эффективной работе в рамках аттестационных процедур и собеседований
5. Контролируют реализацию аттестационных процедур
6. Обрабатывают и анализируют данные
7. Осуществляют хранение и использование кадровой информации (в частности, для формирования резерва и планирования карьеры)
Таким образом, в проведении аттестации принимают участие нетолько сотрудники кадровых служб, но и линейные руководители.
Эффективному сбору информации, особенно по оценке труда,может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работниковподразделения, в котором проходит аттестация, и работников, непосредственновзаимодействующих с данным подразделением.
С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составныхчастях: оценке труда и оценке персонала.
1. Оценка труда направлена на сопоставление содержания,качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, которыйпредставлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия.Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивностьтруда.
При проведении аттестации руководителей имеет смысл нетолько давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедурыоценки труда руководимого им подразделения (целесообразно привлекать ииспользовать информацию от смежных подразделений организации, а также внешнихпартнеров и клиентов, с которыми это подразделение взаимодействует).
2. Оценка персонала позволяет изучить степеньподготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которымон занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей дляоценки перспектив роста.
Анализ практики управления показывает, что корпорациииспользуют в большинстве случаев одновременно оба вида оценки деятельностиработников, т.е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижениерезультатов.
Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, самааттестация и подведение итогов.
На основании выше изложенного обозначим основные задачиданной контрольной работы: разобраться в понятии «аттестация», какие видыаттестаций существуют, рассмотреть основные объекты оценки при аттестацииперсонала, подробно изучить процесс организации аттестации.
Целью работы является понять что же такое аттестацияперсонала в организациях и насколько эффективно ее использование в оценкеработников.
Понятие аттестации
Основой продвижения сотрудника по служебной лестнице частоявляется аттестация — специальная комплексная оценка их сильных и слабых сторон(знаний, навыков, умений, черт характера, влияющих на достижение цели), степениих соответствия требованиям должности (при этом нельзя смешивать качества исведения о них, содержащиеся в документах, например, дипломе), деятельности(сложности и производительности труда) и ее результативности (вклада и вклада вобщие результаты подразделения и организации в целом). Оценка проводится сцелью определения соответствия работника должности.
Оценка в рамках аттестации может быть относящейся кработнику в целом или локальной, касающейся только одной его функции;пролонгированной — за длительный период времени и экспрессивной, нацеленной натекущую деятельность. На пролонгированную оценку влияют прежние события, наэкспрессивную — в основном эмоции.
Объектом аттестации могут быть также отдельные подразделения(прежде всего управленческие) и их элементы, в частности структура штатов,организация, сложность и условия труда, их влияние на подчиненных и результатыдеятельности. Сюда же можно отнести аттестацию рабочего места — комплекснуюоценку его соответствия прогрессивным техническим, технологическим иорганизационным решениям, требованиям охраны труда, нормативам и стандартам.Основные задачи такой аттестации: рационализация, улучшение условий труда,ликвидация неэффективных или излишних рабочих мест.
Выделяют следующие виды аттестации: итоговую, промежуточнуюи специальную (по особым обстоятельствам).
При итоговой аттестации делается полная и разносторонняяоценка производственной деятельности работника за весь период.
Это — оценка прошлого, без которой нельзя понять настоящее исудить о готовности людей к будущему. Но самые блестящие прошлые успехи — негарантия хорошей работы, так как все меняется и поэтому необходимо оцениватьличные качества. Это позволяет предвидеть поведение человека в сложныхситуациях и дополнить оценку итогов, на которые могут влиять в том числе инезависимые внешние факторы. Обычно итоговая аттестация проводится раз в три — пять лет.
Промежуточная аттестация проводится через сравнительнокороткие периоды, и каждая последующая должна базироваться на результатахпредыдущей.
Регулярные аттестации как основа продвижения ивознаграждения целесообразны там, где труд носит индивидуальный характер. Нопри этом нужно иметь в виду, что угроза снижения квалификационной категории врезультате аттестации может иметь и обратный эффект.
Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами,например направлением на учебу, утверждением в новой должности, проводитсяперед принятием соответствующего решения.
Наряду с традиционной аттестацией в практике управленияперсоналом может иметь место самооценка (самоаттестация) путем письменныхответов аттестуемых на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценкувыполнению своих служебных и профессиональных обязанностей, достигнутымрезультатам, производственной дисциплине и проч., что позволяет узнать, какиетребования предъявляют к себе работники. Однако самооценка весьма субъективна(может иметь место излишняя скромность или, наоборот, желание покрасоваться).
В соответствии с принятой в РФ практикой аттестация должнапроводиться периодически не реже одного раза в пять лет; в отношениируководящих работников и специалистов производственных отраслей народногохозяйства — не реже одного раза в три года; в отношении мастеров, начальниковучастков и цехов — не реже одного раза в два года. Периодическая оценкасотрудников побуждает руководителей к более интенсивному критическомурассмотрению их потенциальных возможностей.
Цели аттестации могут быть явными и неявными (латентными).Явная цель, как уже говорилось, состоит в установлении в официальном порядкепригодности данного лица к выполнению тот или иной работы. Целями аттестациимогут быть также контроль за выполнением поставленной задачи, вскрытиеимеющихся резервов повышения эффективности работы, решение вопроса об объеме,путях и формах обучения, переподготовки и т.п.
Латентные цели могут состоять в следующем: выполнениитребования вышестоящей организации или руководства; придании большего весапринятым прежде кадровым решениям; знакомстве руководителя с сотрудниками;придании ему большего веса в их глазах; разрушении круговой поруки,существующей в коллективе; активизации работы; возложении формальнойответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и проч.
Аттестация персонала позволяет сделать достаточно надежныйвывод о возможности поощрения или наказания работника, целесообразности, срокахи направлениях его служебного продвижения либо о нецелесообразности последнего.Отсутствие надежных систем оценки в данном случае может привести к тому, чтоорганизация потеряет способного работника.
Действующим в РФ законодательством предусматривается, чтоаттестация работников является одним из условий изменения трудового договора иимеет целью улучшение подбора и расстановки кадров (продвижение сотрудника послужбе, сохранение его в прежней должности, перевод на новое место, увольнение,в том числе и о связи с сокращением штатов при неполной занятости),стимулирование сотрудников к повышению квалификации, улучшению качества иэффективности работы, обеспечение более тесной связи заработной платы срезультатами труда, воспитание кадров.
На основании результатов аттестации руководитель организациивправе понизить или повысить работника в классном звании или квалификационнойкатегории; повысить или понизить его должностной оклад; установить, изменитьили отменить надбавку к нему; повысить или освободить работника от должности.Причем все негативные меры применяются только с учетом мнения аттестационнойкомиссии.
По итогам аттестации можно составить схему должностей иуказать на ней условными знаками, что, в отношении кого нужно делать.
Далее проводится экспертная оценка анкет, заполненных самиматтестуемым, его руководителем и подчиненными, если таковые имеются. Анкетывключают сведения о способности работника планировать, организовывать,контролировать, принимать решения; прошлом опыте работы, планах на будущее,профессиональных качествах; присутствии и степени развитости 24 основных чертхарактера, среди которых упорство, оптимизм, скрытность, грубость, болтливость,исполнительность и т.п.
После этого аттестуемый выполняет письменное задание:разрабатывает проект какого-либо документа или делового письма. И наконец, ондержит устный экзамен в форме собеседования, интервью или дискуссии напроизводственные темы.
Описанные подходы к аттестации сводятся к контролю задеятельностью работника и ее оценке (а по существу, «судебному приговору») сцелью поощрения, наказания, продвижения по службе.
При проведении всех форм оценки считается недопустимымнаказывать работников за любые ошибки и уничижать критикой; оценивать людейвместо их действий и обстоятельств; искать виновных вместо причин (прежде, чемкритиковать, руководитель должен оценить и свою вину); зацикливаться нанегативных явлениях, а не на поощрении достижений; копить претензии дляпубличного разноса (обвинения должны быть дозированы); приуменьшать вкладсотрудника в позитивный результат; отмахиваться от объяснений, поскольку чащевсего они правдивы.
Успех аттестации предопределяется прежде всегоиспользованием надежных достоверных методов, объективным, доброжелательнымотношением к аттестуемым, хорошим их знанием, ясности целей, четкостью,адекватностью отражения вклада каждого, сопоставимостью критериев и показателейоценки, которые сегодня часто определяются руководителем совместно сработниками на основе перечня служебных обязанностей и личных целей.
Нужно помнить, что аттестационная оценка несет в себеэлемент мотивации и является предпосылкой изменения поведения работника. Общаяпозитивная оценка улучшает результаты работы в 70 — 90% случаев, носпособствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная оценка,наоборот, формирует неуверенность в себе. Более обоснованна поэтому оценкаконкретных поступков.
Заинтересованность сотрудника повышается, если он видитподдержку и помощь в работе, деле принятия на себя более сложных функций,перспективы роста оплаты и служебного продвижения. Замалчивание оценки или ееунификация действуют хуже наказания, ибо приводят к безразличию, аинформирование сотрудника и его окружения о результатах «окрыляет» и повышаетэффективность труда.
Роль кадровых служб в деле аттестации состоит в разработкена основе действующего законодательства ее детальных положений и принципов,контроле их применения, аккумуляции и хранении полученной в результатеаттестации информации о персонале. Объекты и показатели аттестационной оценки
Основными объектами оценки при аттестации персонала мотбыть:
результаты труда за определенный период времени;
те или иные стороны деятельности или отношение к своим обязанностям;
черты личности, связанные с выполнением рабочих илислужебных функций;
потенциальные способности к соответствующей работе.
Нужно иметь в виду, что вследствие различия функций этимоменты имеют неодинаковое значение и формы проявления для различных категорийперсонала. В соответствии с этим объективно должны различаться основные факторыи показатели самой оценки.
Под факторами оценки здесь понимается набор характеристикоцениваемого, позволяющий получить адекватное представление о нем, а подпоказателями — степень выраженности этих характеристик. Кроме того, необходимовыделить такое ключевое понятие, как критерий оценки. Это своего рода порог, закоторым состояние фактора оценки будет удовлетворять или не удовлетворять некимтребованиям.
Факторы оценки делятся на основные и дополнительные. Косновным относятся те, без которых невозможно составить представление осубъекте и расшифровать содержание его оценки. Дополнильные факторы помогаютглубже раскрыть и уточнить это содержание. Они бывают как самостоятельными,т.е. «заполняющими пробелы» между основными, так и вспомогательными,уточняющими последние.
Установление факторов оценки не означает, что всем им вобязательном порядке должны соответствовать качества работника, так как ониявляются ориентирами для нее. В то же время отсутствие четкости и конкретностив критериях и факторах оценки приводит к тому, что на практике разныеруководители при оценке одних и тех же качеств подчиненных подходят с разных, аиногда и с противоположных позиций. В результате работники теряют ориентировку,из-за чего снижается эффективность их деятельности.
Рассмотрим основные факторы оценки, применимые к большинствуработников. К ним можно отнести: профессиональные (знания, опыт, навыки);моральные (трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность,самокритичность); волевые (энергичность, упорство, работоспособность); деловыеи организаторские (инициативность, целеустремленность, самостоятельность,собранность, исполнительность, дисциплинированность, лидерские задатки,оперативность, творческий подход к делу); потенциальные способности, т.е.качества, которые не раскрыты, но, вероятно, раскроются в будущем (в данныймомент определяются на основе тестирования). При этом люди аттестуются только сточки зрения содержания работы. Личность человека как таковая оценке неподлежит, иными словами, нельзя делать выводы, хорошим он является в целом илиплохим.
Если рассматривать вопрос более конкретно, в качествеосновных факторов оценки руководителей можно назвать моральные и волевыекачества, эрудицию, организаторские способности, общие итоги работы организацииили подразделения. Причем при оценке руководителей функциональных служб речьидет об управленческих итогах, а линейных — о производственных с учетом «цены»этих результатов.
Для специалистов факторами оценки будут компетентность,творческая активность, потенциальные возможности, умение излагать свои мысли.Результаты их труда могут оцениваться степенью достижения поставленных целей,своевременностью, оперативностью, полнотой и качеством выполнения заданий.Основным фактором оценки квалификации работника является производственный стаж;деловые качества количественной оценке не поддаются.
Деятельность людей оценивается по таким факторам, каккомплексность, масштабность, управленческая и технологическая сложность.
Сложность труда работника управления оценивается по таким факторам,как содержание работы, разнообразность, самостоятельность, масштабы и сложностьруководства, характер и степень ответственности, соотношение творческих истандартных процедур.
При оценке стандартных работ можно пользоваться затратамивремени на выполнение основных обязанностей, поэтому важно разделять работы насвойственные и несвойственные должности, планируемые и не планируемые,нормируемые и ненормируемые.
Саму оценку затрат времени можно проводить, учитываяперечень и удельный вес следующих работ: свойственных данной должности,повторяющихся, планируемых, нормируемых, нестандартных и творческих.
Для измерения сложности труда и качеств работника могутприменяться следующие методы:
Описательная характеристика труда или работника.
Характеристика, исходящая из идеальных критериев (реальныеработники сопоставляются с ними и фиксируются отличия), но в этом случае сложноопределить идеал.
Сравнение с реальными критериями — другими видами труда илиработниками (индивидуальные, парные, групповые сравнения),
В виде источников информации для оценки руководителей могутиспользоваться операционный и балансовый отчеты; анализ экспертами положениядел в организации и причин отклонений от поставленных целей; протоколызаседаний комитетов и комиссий; результаты опроса работников, потребителей иклиентов; отзывы в средствах массовой информации. Организация процесса аттестации
Принятый в нашей стране порядок предусматривает, что исходяиз существующего законодательства и нормативных актов сроки, график, а такжесписок должностей, подлежащих аттестации, составы комиссий, правила и критерииутверждаются руководителем организации по согласованию с выборным профсоюзныморганом (если таковой существует) до начала календарного года и не позднее чемза месяц доводятся до сведения аттестуемых.
При проведении аттестации во всех видах организаций можноруководствоваться совместным постановлением Министерства труда и Министерстваюстиции РФ «Основные положения о порядке проведения аттестации служащихучреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании»от 23.10.92. Приведем извлечения из него:
Подготовка к проведению аттестации организуетсяадминистрацией учреждения, организации, предприятия при участии соответствующихпрофсоюзных организаций. Она включает следующие мероприятия: подготовкунеобходимых документов на аттестуемых; выработку графиков проведенияаттестации; определение состава аттестационных комиссий; организациюразъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чемза две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителемподготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствияпрофессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должностии размеру оплаты его труда; профессиональной компетентности; отношения кработе; выполнению должностных обязанностей; показателей результатов работы запрошедший период.
Аттестуемый работник должен быть заранее, не позднее чем задве недели до аттестации ознакомлен с представленными материалами.
Аттестационная комиссия рассматривает представление,заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает.Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности,объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.
Конкретные сроки, а также график проведения аттестации, составаттестационных комиссий утверждаются руководителем учреждения, организации,предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников не позднее чем задве недели до начала аттестации.
В графике проведения аттестации указываются наименованиеподразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, датапроведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимыхдокументов, а также должности и фамилии работников, ответственных за ихподготовку.
Как правило, в первую очередь аттестуются руководителиподразделений учреждения, организации, предприятия, а затем подчиненные имработники. Аттестация членов аттестационных комиссии проводится на общихоснованиях.
В состав аттестационной комиссии включаются председатель(как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия),секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководителиподразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзныхорганизаций. В необходимых случаях могут образовываться несколькоаттестационных комиссий.
Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаютсяоткрытым голосованием в отсутствие аттестуемого.
Аттестация и голосование проводятся при участии в заседаниине менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосованияопределяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работникпризнается соответствующим определенной должности и разряду оплаты.
В случае аттестации работника, являющегося членоматтестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует. Результатыаттестации сообщаются работнику сразу же после голосования.
Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационныйлист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем,секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию,хранятся в его личном деле.
По результатам проведения аттестации комиссия выносит рекомендациюо соответствии работника определенной должности и об отнесении к тому или иномуразряду оплаты труда.
Результаты аттестации в недельный срок сообщаютсяруководителю учреждения, организации, предприятия.
Руководитель учреждения, организации, предприятия с учетомрекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение обустановлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда.
О принятом руководителем решении в трудовой книжке делаетсясоответствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке (безуказания ставки).
Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются всоответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовыхспоров.
Нарушение срока предупреждения об аттестации влечетпризнание ее результатов недействительными при подаче соответствующегозаявления работником, поэтому в данном вопросе администрация должна соблюдатьпредельную точность.
Обычно в очередную аттестацию не включаются лица,проработавшие в организации менее года; молодые специалисты в течение трех летпосле окончания учебного заведения; беременные женщины и женщины, имеющие детейв возрасте до трех лет.
Желательно, чтобы аттестационная комиссия состояла из 6 — 7экспертов (руководитель, коллеги, подчиненные), знающих аттестуемого посовместной работе не менее года, и он мог бы сам выбирать этот состав на 60%.При этом целесообразно, чтобы 60-70% членов комиссии набирались изспециалистов, 15-20% — из руководителем и 10-15% — из представителей профсоюза(если таковой имеется).
При проведения аттестации сотрудника комиссия должнаознакомить его с дополнительной информацией, дать возможность исчерпывающеответить на вопросы и замечания. Нужно обращать особое внимание на его личныйвклад в достигнутые результаты, дисциплинированность, успехи в профессиональномросте, а если речь идет о руководителе — еще и на организаторские способности.
Чтобы сформировать адекватное мнение о человеке, необходимо:
учитывать всю его прежнюю деятельность;
не относиться к нему с предубеждением, симпатиями или антипатиями;
не придавать решающего значения случайностям;
опираться только на факты;
не считать себя всегда и во всем правым;
не судить о людях под влиянием настроения.
Комиссия оценивает степень соответствия работника занимаемойдолжности (соответствует, не соответствует, соответствует при условии улучшенияработы — в последнем случае он должен пройти повторную аттестацию через год) идает рекомендации о продвижении в должности, повышении оклада, переводе вдругое подразделение, направлении на переобучение, увольнении. Обычно напрактике процент отрицательных решений аттестационных комиссий составляет0,3-0,5%.
На сегодняшний день основными недостатками аттестационныхкомиссий считаются отсутствие отработанной методики, позволяющей датьаттестуемому комплексную оценку; включение в них лиц, не способных разобратьсяв специфике деятельности аттестуемых и принимающих решения большей частью наоснове эмоций, личных отношений, а не существа дела; слабое моральное иматериальное поощрение членов комиссии; их зависимость от администрации.
Организация процесса аттестации может предполагать, чтооценка всех аттестуемых происходит в один определенный день (но в спешке можносделать много ошибок); индивидуально или по группам в произвольные сроки; послеокончания цикла работ; при существенном изменении результативности деятельностиорганизации.
Отдел кадров готовит справку и приказ об итогах аттестации,составляет совместно с руководством план вытекающих из них мероприятий, спискиответственных за его проведение лиц и наиболее отличившихся членов комиссий дляих последующего поощрения.
Признание работника по результатам аттестации несоответствующим должности или выполняемой работе дает право руководителюоставить на свою ответственность работника в прежней должности; перевести надругую работу или уволить в течение двух месяцев, если работник не согласится спонижением его в должности (в этот срок засчитывается болезнь и пребывание вотпуске). По истечении двух месяцев после аттестации увольнение работника илипонижение его в должности не допускается.
Практика проведения аттестаций выявила ряд моментов, которыеруководителям организации нужно обязательно учитывать в своей работе. Извещениеоб аттестации, вручаемое работнику под расписку, становится стимулом,активизирующим его деятельность. Если положительный результат предрешен, каттестации относятся позитивно и стараются показать себя в лучшем свете. Впротивном случае ее поддерживают любители выделиться, остальные либонервничают, либо пытаются всеми силами от нее уклониться.
В литературе отмечаются следующие способы избежатьаттестации: выход из категории лиц, подлежащих аттестации; отсутствие нарабочем месте в день подписания и объявления приказа об аттестации или отъездперед аттестацией в командировку, что лишает возможности заблаговременноознакомиться с характеристикой; отказ ставить подпись о знакомстве с ней;отсутствие на заседании аттестационной комиссии непосредственного руководителяили лица, его замещающего; обвинение руководства в злоупотреблениях с цельюпоследующего опротестования неблагоприятных результатов аттестации; подменадокументов; неявка на аттестацию по состоянию здоровья или душевному волнению.
При неявке аттестуемого на заседание комиссии безуважительных причин оно может проводиться и в его отсутствие (однако, еслипричина уважительная, переносится).
Хотя руководство не властно изменить состав аттестуемых,сроки аттестации, подменить характеристики и протоколы заседаний и решенийкомиссии, поскольку на них стоят подписи соответствующих лиц, оно обладает весьмасерьезными способами отстаивания своих интересов в борьбе с неугоднымисотрудниками.
К этим способам относятся наложение на сотрудника взысканиянакануне аттестации; вывешивание официального приказа об аттестации в самыйпоследний момент, чтобы застать сотрудника врасплох; отправление работникаперед аттестацией в командировку, чтобы он не мог принять мер в свою защиту;исключение из комиссии благожелательно настроенных членов; прямые подлогидокументов, на которых не стоят ничьи подписи; постановка на заседании комиссиивопросов, с которыми аттестуемый теоретически мог столкнуться, но несталкивался; усыпление бдительности благоприятной характеристикой и полныйустный разгром; предложение перейти на другую должность или уволиться;требование других уступок в обмен на положительную аттестацию.
Руководитель лучше других знает своих подчиненных и,оценивая их, обобщает опыт постоянного общения. Необходимость участия в оценкепобуждает его больше приглядываться к подчиненным, анализировать их личныекачества, слабые и сильные стороны, уровень подготовки. Таким образом, оценкаспособствует усилению внимания руководителя к подчиненным.
Разумно назначать оценку работников на момент завершениякакой-нибудь крупной работы или при существенном изменении ее результатов в туили иную сторону. Такой подход позволяет сопоставить итоги с тем, что былозапланировано; решить вопрос о поощрениях и наказаниях; ознакомить работника смнением, которое сложилось о нем у руководителя и коллег; предоставляет емувозможность оценить себя, определить направления будущей деятельности, развитиякарьеры.
Процесс оценки начинается обычно с того, что за 1-2 неделидо ее официальной даты подчиненный представляет руководителю в письменном виде(в том числе на специальных листах самооценки) информацию о проделанной заистекший период работе, успехах и неудачах, планах на будущее, предложения опутях повышения эффективности работы и необходимой для этого помощи.
Руководитель в это время беседует с деловыми партнерами,коллегами аттестуемого, собирает их оценки, позволяющие дать ему более полнуюхарактеристику.
Сотрудник знакомится с предварительными оценками своейдеятельности, получает копию аттестационного листа, кроме той его части,которая содержит рекомендации по оплате, за несколько дней до собеседования.
Затем с подчиненным проводится аттестационная беседа, врамках которой исходя из объективных критериев и мнений окружающих обсуждаютсяи оцениваются выполнение работником своих обязанностей, общие итоги егодеятельности в период между аттестациями (трудную работу лучше разделить нанесколько частей и оценивать, как человек справляется с каждой из них);рассматриваются пути улучшения работы; определяются необходимость и путиповышения квалификации, получения дополнительного образования; обсуждаютсяпланы на будущее.
Таким образом, объектом беседы является деятельностьработника и пути ее улучшения, а не его личные качества. Обсуждение должноносить конструктивный характер, что, как считается, на 80% зависит отруководителя, быть корректным, иметь объектом реальные события и действия.
Условиями повышения эффективности бесед являются их хорошаяподготовка, владение руководителем необходимым материалом; комфортная,расслабляющая обстановка, которой можно достичь при проведении разговоранаедине; поощрение сотрудника к самооценке и к тому, чтобы самому говорить неменее половины времени; вклинивание критики между двумя положительнымихарактеристиками; аккуратность в формулировке недостатков, поскольку цельбеседы не их фиксация, а поиск путей преодоления в будущем; обсуждение личныхпланов, включающих мероприятия по преодолению недостатков и развитию сильныхсторон.
В заключение руководитель выставляет подчиненному оценку исопровождает ее письменными комментариями, заносимыми в оценочный лист, наоснове которого впоследствии может контролироваться деятельность самогоруководителя по работе с персоналом. С его содержанием сотрудника знакомят подрасписку, и в случи несогласия он впоследствии может официально обжаловатьмнение руководителя. При оценке подчиненных руководители могут пользоваться каксобственными критериями, так и утвержденными нормативами.
Оценочные формы и индивидуальные планы работников должныутверждаться руководителями высшего уровня. Это помогает им лучше узнатьперсонал и контролировать подчиненных руководителей.
После аттестации сотрудника руководителю целесообразнозаполнить отчет, в котором содержались бы сведения об обсуждавшихся темах(профессиональных качествах и их изменении за период, направленияхсовершенствования, предпринимаемых в этой области шагах, препятствиях,необходимой помощи со стороны организации и руководства, личных целях и проч),отношении к высказанным критическим замечаниям, новой информации, полученной оработнике, изменении в связи с этим взглядов на него, его перспективы.
Руководитель должен подробно обосновать оценку по каждому еепараметру и подкрепить соответствующими примерами (это не сложно при постоянномнаблюдении за деятельностью исполнителей и фиксации основных моментов ихдеятельности и результатов, например, с помощью дневниковых записей).
Большинство фирм, практикующих подобный подход к аттестации,реализует краткосрочные программы подготовки руководителей по оценкеподчиненных. Считается, что практика оценки руководителями сотрудников выгоднавсем. Сотрудникам она предоставляет возможность личного контакта сруководителем, получения необходимой помощи, защиты от произвола, дает понять,что они должны расти, могут быть услышанными наверху, позволяет узнать, что оних думают, рекламировать свои достижения.
У руководителя появляются время и повод познакомиться ссотрудниками и их качествами, изучить их мнение по тем или иным проблемам.Выгода для организации состоит в создании благоприятного морального климата,получении представления о профессиональной пригодности самих руководителей,формировании резерва сотрудников для повышения в должности. Если аттестацияпроведена качественно, можно ожидать роста творческой активности, укреплениядисциплины, улучшения использования кадров.
Заключение
Аттестация занимает свое, особое, место в системе управленияперсоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация — это лишьодин из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия длясотрудников. Если оценка персонала — процесс определения эффективностидеятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация — этопроцедура систематической формализованной оценки соответствия деятельностиконкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую онзанимает. Прежде всего аттестация — реальный способ повысить эффективностьработы сотрудников предприятия.
Зачем нужна аттестация?
В первую очередь аттестация позволяет провести диагностикуперсонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки»,моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. Впроцессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, чтонеобходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении спомощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы),но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах,наиболее адекватном применении системы оплаты труда.
Аттестация позволяет принять решения, связанные с:
изменением компенсационного пакета, что имеет конкретныематериальные последствия для работников;
развитием организации (приведение в соответствиечеловеческих ресурсов с планами организации);
оценкой текущей деятельности (положения) всей организации ивыявлением рабочих проблем;
формированием кадрового резерва компании.
Следует отметить, что наше законодательство не обязываетвсех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. НиТрудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого иобязательного характера не устанавливают, что любой работодатель долженпериодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.
Однако есть здесь и исключения. Например, в соответствии сост.48 Федерального законаот 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» в целях определения соответствия замещаемойдолжности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. Асогласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «Огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязательнойаттестации подлежит руководитель унитарного предприятия.
Обязательная аттестация установлена также специальнымифедеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслейэкономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике,транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования идругие).
Как говорилось выше, аттестация нужна и для того, чтобыобоснованно принимать управленческие решения, связанные с кадровымменеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровыхрешений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод надругую работу).
Процедура принятия решения о переводе работника, егоувольнении или об изменении других существенных условий трудового договорадолжна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала.В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ.
Чтобы избежать судебных разбирательств, работодателюнеобходимо использовать утвержденные формулировки. Общепринятыми оценкамиработников по итогам аттестации являются оценки «соответствует занимаемойдолжности» и «не соответствует занимаемой должности».
В заключение стоит сказать, что аттестация не должнапроводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будетлишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатампроведутся конкретные мероприятия. Самое главное — должны последовать реальныедействия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началомоценки.
Список литературы
1.     Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина «Управление персоналом», Учебник, М.: Юнити,2003. – 560с
2.     В.Р. Веснин « Практический менеджмент персонала», Пособие по кадровойработе, М.: Юристъ, 2001. – 496с
3.     А.П. Егошин «Управление персоналом», Учебник, Нижний-Новгород, 2003. –720с

Приложение
Документация для аттестации:
Раздел 1. Общие сведения
(заполняется отделом по работе с персоналом)
Ф. И.О. _____________________________________________________
Подразделение:______________________________________________
Должность:__________________________________________________
Стаж работы в организации:____________________________________
Сведения о поощрениях:_______________________________________
Сведения о взысканиях:________________________________________
Отсутствие на рабочем месте (больничные листы, адм. отпускаи т.п.) ____ дней
Количество опозданий: ____________________________________
Дата проведения последней аттестации:__________________________
“____”________200__г.
Комментарии руководителя
(заполняется непосредственным руководителем аттестуемогосотрудника) _____
Раздел 2. Оценка деловых качеств аттестуемого сотрудника (заполняетсяаттестуемым сотрудником)
Уважаемый сотрудник, Вам предлагается оценить себя посемибалльной шкале по предлагаемому ниже перечню деловых качеств:
1 – неудовлетворительно;
2 – недостаточно;
3 – достаточно;
4 – удовлетворительно;
5 – хорошо;
6 – очень хорошо;
7 – отлично.
Оценка (1–7)
________________________________________________________
Комментарии руководителя
(заполняется непосредственным руководителем аттестуемогосотрудника)
_________________________________________________________
Раздел 3. Достижения в работе (заполняется аттестуемымсотрудником)
Уважаемый сотрудник, просим Вас указать от 1 до 5 основных,на Ваш взгляд, достижений в работе с момента последней аттестации (за период(год).
1. ______________________________________________________
_______________________________________________________
2. ______________________________________________________
Комментарии руководителя
(заполняется непосредственным руководителем аттестуемогосотрудника)
_________________________________________________________
Раздел 4. Цели (заполняется аттестуемым сотрудникомсовместно с непосредственным руководителем)
Уважаемый сотрудник, просим Вас указать от 1 до 5 основныхцелей в работе, которые Вы ставите перед собой на последующий период (год) смомента данной аттестации.
1. ___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
Комментарии руководителя
(заполняется непосредственным руководителем аттестуемогосотрудника)
_____________________________________________________________
Раздел 5. Обучение и развитие
Обучение и развитие
(заполняется аттестуемым сотрудником)


Название учебного курса Организация проводившая обучение форма обучения Дата обучения
Обучение (повышение квалификации)
(заполняется отделом по работе с персоналом)___________________________________________________________________________
Уважаемый сотрудник, пожалуйста, укажите профессиональныенавыки и деловые качества, которые, по Вашему мнению, Вам необходимо развиватьдля достижения поставленных перед собой целей и более эффективной работы вфирме. Какое обучение Вы бы хотели пройти в ближайшее время?
_____________________________________________________________
Раздел 6. Дополнительные вопросы (заполняется аттестуемымсотрудником)
Уважаемый сотрудник, просим Вас ответить на вопросы
1. Как Вы оцениваете свою способность самостоятельно иоперативно принимать обоснованные решения?
Как высокую
Как среднюю
Как низкую (укажите, в чем видите причины)
_____________________________________________________________
2. Готовы ли Вы к расширению круга выполняемых задач?
Да (каких именно, в рамках Вашей профессиональнойдеятельности)
_____________________________________________________________
Нет
3. Укажите, пожалуйста, какие цели в развитии собственнойкарьеры Вы ставите перед собой на предстоящий год
Стать руководителем подразделения (проекта, направления)(укажите какого)
_____________________________________________________________
Перевестись в другое подразделение (укажите какое)
_____________________________________________________________
Окончить курсы, получить сертификаты (дипломы) (укажитекакие)
_____________________________________________________________
Добиться повышения уровня заработной платы на _____%
Другое (укажите)
_____________________________________________________________
4. Если бы у Вас была возможность, то согласились бы Вы настажировку в другом подразделении фирмы?
Да (в каком)
_____________________________________________________________
Нет
5. Способны ли Вы управлять коллективом?
Да (обоснуйте)
_____________________________________________________________
6. Занимались ли Вы самообразованием в течение последнегоквартала?
Да (перечислите специальную литературу, который Выпользовались)
_____________________________________________________________
Нет
Комментарии руководителя
(заполняется непосредственным руководителем аттестуемогосотрудника)
_____________________________________________________________
Раздел 7. Заключение (заполняется руководствомподразделения)
Оценка по критериям (заполняется непосредственным руководителем)
Уважаемый руководитель, просим Вас оценить по семибалльнойшкале следующие качества аттестуемого сотрудника:
1 – неудовлетворительно;
2 – недостаточно;
3 – достаточно;
4 – удовлетворительно;
5 – хорошо;
6 – очень хорошо;
7 – отлично. Критерии Оценка (1-7) Целеустремленность Способность к творчеству Своевременность выполнения заданий Отношение к Миссии и ценностям компании Этика поведения и деловое общение с коллегами Требовательность к себе Новаторство Работоспособность
Комментарии к отчету
(заполняется отделом по работе с персоналом)
____________________________________________________________
Комментарии руководителя
(заполняется непосредственным руководителем аттестуемогосотрудника)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Комментарии руководителя
(заполняется руководителем отдела, если непосредственнымруководителем аттестуемого сотрудника является руководитель группы)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Лица, заполнявшие отчет
(заполняется отделом по работе с персоналом)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Раздел 8. Вспомогательная информация (заполняется отделом поработе с персоналом)
Дата выдачи аттестационного отчета: _____________________________
Дата заполнения аттестационного отчета: _________________________
Непосредственный руководитель: ________________________________
Начальник отдела: _____________________________________________
Руководитель службы: _________________________________________
Отдел по работе с персоналом: __________________________________
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ АТТЕСТУЕМОГО
Фамилия, имя, отчество___________________________________
Подразделение
Должность_____________________________________________________
Год рождения
/>Национальность
Семейное положение
7. Учебное заведение (год окончания)
8. Специальность _____________
Вид обучения (очное, вечернее, заочное)
Общий стаж работы ________________
Стаж работы в данной должности _______
Состоит ли в резерве (на какую должность)_______________________
Основные функции должности __________________________________
Какой общественной работой занимается_______________________
Учился (учится) на курсах повышения квалификации (когда,где)
Имеет ли публикации, методические разработки, изобретения запериод с последней аттестации _______________________________________
Какие награды (поощрения) имеет за период аттестации_____________
Имеет ли взыскания за период аттестации_________________________
Какие знания и в какой области Вы хотели бы углубить ирасширить?
Какую специализацию по профессии и какие методы Вы хотели быизучить
Где хотели бы пройти стажировку? У кого из передовыхруководителей пройти практику? _____________________________________
Где бы Вы соответственно Вашим способностям и интересамхотели поработать? _____________________________
Кого предлагаете на свое место в резерв? _________________________
Удовлетворены ли Вы своей работой и что Вам мешает?____________
Ваши замечания и предложения по кадровой, организационной итехнике экономической жизни организации (можно предлагать даже идеальныйвариант)
/>"____"_________200 __г. Аттестуемый_____________

Анкета Аттестация»Код Характеристика Го аттес 2001 ды тации 2005
  /. Самостоятельность
  1.1 В сфере своей ответственности принимает решения по вопросам любой сложности, самостоятельно и компетентно
  1.2 Любые вопросы, касающиеся его работы, старается решить самостоятельно, но не боится обратиться за советом
  1.3 Стремится решать любые вопросы, даже вне сферы его ответственности и компетенции самостоятельно, иногда без особой надобности и не посоветовавшись
  1.4 Может решать все вопросы, касающиеся его работы, самостоятельно, но не всегда на это идет
  1.5 8 большинстве случаев стремится устраниться от ответственности в принятии решений по более или менее сложным вопросам
  1.6 Самостоятелен и ответственен только е решении не особо сложных вопросов
 
  1.7 Всегда ждет указаний от руководителя, избегает самостоятельных решений
  2. Настойчивость
  2.1 Крайне настойчив, упорен и цепок, не останавливается, пока не достигнет цели или не разберется в каком-то деле досконально
  2.2 Довольно настойчив, уверен и цепок, не любит останавливаться, пока не доведет дело до конца или не разберется в каком-либо вопросе
  2.3 Хотя иногда упускает мелочи, но в основном проявляет настойчивость и упорство в достижении цели
  2.4 8 своей работе ему надо бы быть понастойчивее в достижении цели, но особых отклонений нет
  2.5 Ему не всегда хватает цепкости и упорства для достижения цели, особенно если этому необходимо посвятить много времени
  2.6 Обычно ему хватает упорства на решение оперативных вопросов, но довести дело, требующее затрат времени и усилий, до конца он малоспособен. Все начинает и бросает на самотек
  2.7 Даже в простых случаях не способен проявить настойчивость и упорство в достижении цели
  3. Требовательность
  3.1 Очень требовательный. Иногда излишне придирчив как к подчиненным, так и к руководству
  3.2 Требователен в меру и объективен как к подчиненным, так и к руководству, работать с ним легко
  3.3 Требователен только к подчиненным, потребовать с руководства у него не всегда получается
  3.4 Требовательный до мелочей и постоянных придирок, часто не объективен, работать с ним тяжело
  3.5 Может требовать с подчиненных, но иногда закрывает глаза на их проступки, потребовать с руководства не способен
  3.6 Излишне либеральничает с подчиненными, в его действиях не хватает жесткости и требовательности
  3.7 Крайне мягок, не может потребовать и приказать
  4. Отстаивание точки зрения
  4.1 Исключительно упрям, не изменит своей точки зрения, если уверен в своей логической правоте, будет отстаивать ее до конца
  4.2 Довольно-таки упрям, неохотно меняет свое мнение, даже в тех случаях, когда оно идет вразрез с логикой дела •
  4.3 Несколько упрям, неохотно меняет свое мнение, но, убедившись в необходимости другого решения или в своей ошибке, меняет его
  4.4 В своем мнении стремится к объективности, требуемой обстоятельствами, проявляя необходимую гибкость, но в то же время без особых причин его не меняет
  4.5 Хотя без особых причин мнение не меняет, но если на него оказать определенное, аргументированное давление, отстаивать свое мнение не будет
  4.6 Если на него оказать давление, он легко меняет свое мнение, даже осознавая неправильность принятого решения
  4.7 Крайне легко соглашается с любым мнением даже без особого давления
  5. Принципиальность
  5.1 В своих поступках принципиален до максимализма, невзирая на лица, соблюдает всегда моральный кодекс
  5.2 У него есть система положительных принципов, которой он твердо придерживается, требуя этого и от окружающих
  5.3 В своих поступках принципиален, но другим не навязывает своих взглядов на жизнь, если это не затрагивает интересы дела
  5.4 Принципиален, но только в своих действиях, потребовать с других не всегда способен
  5.5 Принципиален больше по отношению к окружающим, чем к себе
  5.6 В своем поведении и требованиях, предъявляемых к другим, далеко не всегда придерживается каких-либо принципов
  5.7 Беспринципен. У него нет какой-либо устоявшейся системы принципов и моральных ценностей
  6. Умение разбираться в вопросах
  6.1 Может мгновенно схватить суть вопроса, не путаясь во второстепенном, и выделить главное
  6.2 Способен быстро разобраться в вопросах, выделить узловые моменты
 
  6.3 Всегда стремится гонять суть дела, хотя и не быстро, но способен отделить главное от второстепенного, найти узловые проблемы и помочь подчиненным
 
  6.4 Хотя и не всегда схватывает суть проблемы, но в процессе работы способен найти необходимый выход
 
  6.5 Тороплив, иногда второстепенное принимает за главное, путается в мелочах
 
  6.6 Обычно с трудом до него доходит суть дела, но и при этом постоянно путается в мелочах, опуская главное
 
  6.7 Совершенно не может выделять узловые моменты. «Заклинивается» на второстепенных и мелких вопросах
 
  7. Умение координировать и взаимодействовать
 
  7.1 Легко может установить необходимые контакты, скоординировать действия людей или подразделений, умело согласовать их интересы
 
  7.2 Хороший координатор, способен находить приемлемые решен/я при согласовании интересов различных работников или подразделений
 
  7.3 Не всегда способен самостоятельно установить необходимые контакты, но стремится все наладить и скоординировать, и у него это получается
 
  7.4 В вопросах координации стремится действовать в основном через высшее руководство, избегая контактов с исполнителями
 
  7.5 В вопросах координации действий стремится опираться на официальные документы, запросы, избегая контактов с работниками
 
  7.6 Не может справляться с вопросами координации без особых столкновений и отклонений, действует малоэффективно
 
  7.7 Не способен координировать действия других людей. Типичный исполнитель
 
  8. Умение контролировать работу
 
  8.1 Способен держать под контролем массу дел и деталей, вовремя реагировать на любое отклонение
 
  8.2 Способен и умеет осуществлять правильный контроль за узловыми вопросами, но и мелочей старается не упускать из виду
 
  8.3 Обычно держит под контролем только основные вопросы, пренебрегая тем, что считает мелочью
 
  8.4 Способен контролировать ход дел на основе регламентов и инструкций без особых отклонений
 
  8.5 Не всегда способен осуществлять контроль за ходом дел, часто разбрасывается и упускает главное
 
  8.6 В текучке постоянно упускает из виду вопросы, требующие постоянного контроля. Часто хватается за что попало
 
  8.7 Сам требует постоянного контроля со стороны руководителя и коллег
 
  9. Поведение в напряженной ситуации
 
  9.1 Способен быстро сориентироваться в напряженной, сложной ситуации, принять необходимое решение и взять ответственность на себя
 
  9.2 Способен к действиям в напряженной, сложной ситуации и может взять ответственность на себя
 
  9.3 Способен отвечать и действовать по необходимости в напряженной, сложной ситуации
 
  9.4 Способен к действиям в напряженной, сложной ситуации, но не всегда возьмет на себя ответственность
 
  9.5 Не всегда способен к эффективным действиям в напряженной, сложной ситуации, хотя ответственности не избегает
 
  9.6 Вряд ли рискнет брать ответственность и решительно действовать в напряженной, сложной ситуации
 
  9.7 Постарается всячески уклониться от участия или ответственности в такой ситуации
 
  10. Отношение к порядку на работе
 
  10.1 Рачительный хозяин. В его хозяйстве всегда полный порядок. У него все всегда предусмотрено, налажено
 
  10.2 Стремится поддерживать в хозяйстве хороший порядок. Старается все предусмотреть, вплоть до мелочей
 
  10.3 В его хозяйстве в основном поддерживается необходимый порядок
 
  10.4 Порядок в его хозяйстве на удовлетворительном уровне. Хотя некоторые мелочи иногда портят общую картину
 
  10.5 В его хозяйстве много мелких недостатков, упущений. Не доходят руки
 
  10.6 В основном беспорядок, хотя пытается время от времени наводить порядок в своем хозяйстве
 
  10.7 Халатно относится к наведению необходимого порядка в своем хозяйстве
 
  11. Отношение к работе
 
  11.1 Очень любит свою работу и болеет душой за свое дело. Отдает работе все свое время и силы
 
  11.2 Болеет душой за свое дело, стремится к эффективному решению любых вопросов
 
  11.3 К работе относится с интересом, старается все сделать добросовестно
 
  11.4 К работе относится как к долгу и осознанной необходимости, особого старания не проявляет, но и не подводит
 
  11.5 Отношение его к работе сложное и противоречивое, то загорается и готов на все, чтобы добиться результата, то равнодушен и пассивен
 
  11.6 К работе относится без интереса, выполняет «от и до»
 
  11.7 К работе равнодушен, смирился с ней как с необходимостью, пассивен
 
  12. Отношение к подчиненным
 
  12.1 Очень редко вмешивается в работу подчиненных без особой необходимости, решение вопроса оставляет за ними
 
  12.2 Умело сочетает контроль за действиями подчиненных и предоставление им самостоятельности
 
  12.3 Часто вмешивается в работу своих подчиненных, когда видит, что «дело валится», и стремится решать за них их вопросы
 
  12.4 Постоянно вмешивается в работу подчиненных, стремится все делать сам, все вопросы решать единолично
 
  12.5 Иногда перепоручает подчиненным решение тех вопросов, которые должен решать сам
 
  12.6 Часто перепоручает выполнение своих обязанностей подчиненным без всякого на то основания
 
  12.7 Постоянно перекладывает выполнение своих дел на подчиненных
 
  13. Профессиональные знания и умения
 
  13.1 Профессионал, отлично знает свое дело. Постоянно стремится найти что-либо новое, применить у себя. Расширяет не только свой кругозор, но заботится о культурном и профессиональном росте подчиненных
 
  13.2 Хорошо знает свое дело. Никогда не упустит возможность узнать и попробовать что-либо новое. Следит за профессиональным ростом своих подчиненных
 
  13.3 Неплохо разбирается и действует в круге своих обязанностей. Старается поддерживать необходимый профессиональный уровень. По необходимости проявляет заботу о профессиональном росте подчиненных
 
  13.4 Его знания и навыки позволяют ему решать необходимые вопросы без особых отклонений. О профессиональном росте, повышении культурного уровня подчиненных особой заботы не проявляет
 
  13.5 Свое дело знает. Старается поддерживать свои профессиональные знания и навыки на современном уровне. Но о подчиненных, их профессиональном и культурном росте не заботится
 
  13.6 Особого стремления расширять свой профессиональный кругозор не проявляет. Живет старым багажом знаний. Хотя о подчиненных, их профессиональном росте заботится
 
  13.7 Не думает ни о своем профессиональном росте, ни о росте подчиненных. Знания и умения устарели
 
  14. Умение устанавливать и поддерживать связь с внешними организациями
 
  14.1 Постоянно интересуется делами внешних организаций. Активно участвует в их деятельности. Всегда окажет необходимую помощь, прислушивается к их мнению
 
  14.2 Учитывает в своей работе мнение общественных организаций. Привлекает их к решению разного рода проблем. По необходимости в помощи не отказывает
 
  14.3 Откликается на просьбы о помощи, оказывает поддержку любым начинаниям, хотя сам в них не участвует, но следит за ними с интересом
 
  14.4 Связь с внешними организациями поддерживает от случая к случаю. Особого интереса к их делам не проявляет, но в помощи не отказывает
 
  14.5 Мало считается с общественными организациями. Не видит в них помощников. На просьбы об участии и помощи в основном отделывается обещаниями или просто отмахивается
 
  14.6 Контактов с внешними организациями избегает. Не считает их помощь действенной Если оказывает помощь, то только под нажимом
 
  14.7 Полностью подавил своей властью активность общественных организаций. Связь с внешним миром минимальная
 
  15. Отношение к критике
 
  15.1 К критике относиться объективно, хотя иногда глух к замечаниям снизу
 
  15.2
Самокритичен и к критике снизу относится объективно, хотя иногда не прислу-
ШИедртга v чямрчянияпл пнизу
 
  15.3 Кпитику ппинимает. хотя если что и меняет, то с трудом
 
  15.4 Критику воспринимает только от руководства — Критику снизу не терпит
 
  155 К критике относится безразлично — «как с гуся вода»
 
  15.6 Излишне самокритичен и принимает любую критику, даже необоснованную
 
  16. Порядочность и честность
 
  16.1 Очень порядочный и честный человек. Никогда не поступается правами человека и христианскими заповедями
 
  16.2 Порядочный и честный человек в отношении работы, окружающих, денег
 
  16.3 В общем-то порядочный человек, в чужой карман не залезет, внешне дисциплинирован
 
  16.4 Его честность и порядочность зависят от обстановки и внешней оценки на работе и в семье
 
  16.5 Порядочный только по отношению к себе и близким, «гребет все под себя»
 
  16.6 Очень часто ведет себя непорядочно и нечестно как по отношению к людям, так и к деньгам
 
  16.7 Крайне непорядочный, нечестный, лживый и недисциплинированный человек
 
  17. Испальзоеание рабачеза времени
 
  17.1 Трудоголик. Вся жизнь его посвящена работе. Приходит на работу раньше, а уходит значительно позже окончания рабочего дня. Использует каждую минуту рабочего времени
 
  17.2 Рационалист. Рационально использует рабочий день. Никогда не опаздывает на работу и не уходит с работы раньше времени. Задерживается, когда необходимо
 
  17.3 Организованный. Приходит и уходит с работы строго по распорядку дня. Никогда не задерживается. В основном рационально использует рабочее время
 
  17.4 Имитатор. Обычно не опаздывает на работу и уходит вовремя. В присутствие руководства имитирует трудовую деятельность, в отсутствие занимается личными делами, хотя чаще всего все успевает сделать в срок
 
  17.5 Торопливый. Не всегда приходит на работу вовремя, бывает, уходит раньше времени домой. На работе все стремится сделать в спешке, нерационально использует рабочее время
 
  17.6 Ленивый. Часто опаздывает на работу или уходит раньше времени, мало и неохотно занимается основными обязанностями. Работает «спустя рукава»
 
  17.7 Бездельник. Практически не занимается основной работой, рассматривая ее как посягательство на личное время (курит, читает, играет, слушает радио и т.п.)
 
  18. Качество труда (работы)
 
  18.1 Выполняет любые плановые задания с высоким качеством работы и всегда без ошибок
 
  18-2 Качество выполнения работы высокое, работает практически без ошибок
 
  18.3 Качество работы хорошее, редко допускает в работе ошибки, да и то незначительные
 
  18.4 Качество работы удовлетворительное, иногда допускает ошибки и небрежности, которые сам исправляет
 
  18.5 Качество труда и плановых заданий ниже среднего, часто допускает в работе ошибки и небрежности
 
  18.6 Качество труда низкое, в работе имеют место грубые ошибки. Требует постоянного контроля
 
  18.7 Любые задания выполняет настолько небрежно, с таким низким качеством, что встает вопрос, стоило ли поручать ему работу и что с ним делать
 
  19. Уровень культуры
 
  19.1 Высокообразованный, эрудированный, интеллигентный человек
 
  19.2 Высокий культурный уровень, обладает обширными знаниями в области искусства, живописи, поэзии, литературы
 
  19.3 Культурный, интеллигентный человек, увлекающийся искусством
 
  19.4 Имеет нормальный культурный уровень для своего коллектива, однако есть проблемы со светским этикетом
 
  19.5 Уровень культуры довольно низкий, допускает много небрежности и неловкостей в быту, на работе, в общении с партнером
 
  19.6 Уровень культуры весьма низок, практически не интересуется искусством, ограниченные потребности и интересы
 
  19.7 Крайне низкий культурный уровень, примитивные интересы и потребности
 
  20. Здоровье и работоспособность
 
  20.1 Абсолютно здоровый человек от природы и по образу жизни. Поражает окружающих своей силой и работоспособностью («богатырь»)
 
  20.2 Человек завидного здоровья и работоспособности, ведет правильный образ жизни (спорт, физкультура, активный отдых)
 
  20.3 Обладает хорошим здоровьем, практически никогда не бывает на больничном, хотя физкультурой активно не занимается. На работе не устает
 
  20.4 Практически здоровый человек, редко бывает на больничном, ведет нормальный образ жизни, занимается физкультурой
 
  20.5 Практически здоров, хотя несколько раз в году бывает на больничном, есть некоторые нарушения в организме. На работе устает
 
  20.6 Больной человек, старается не говорить о своих болезнях с окружающими, хотя видно, что его работоспособность низкая. Пытается «залечить» свою болезнь
 
  20.7 Очень больной человек («болячка»), болезни отнимают у него массу рабочего и личного времени, постоянно сетует на свое здоровье
 
  21. Отношение к вину
 
  21.1 Трезвенник. Ведет абсолютно трезвый образ жизни, никогда не употребляет спиртное, друзья и коллеги ему даже не предлагают выпить
 
  21.2 Малопьющий. Выпивает крайне редко и в небольшом количестве, в основном легкие вина и шампанское, ведет здоровый образ жизни, полностью контролирует эмоции
 
  21.3 Застенчивый. Выпивает немного ради поддержания компании и в официальных случаях. Чаще всего уходит не дождавшись окончания. В компании спокоен и умиротворен
 
  21.4 Употребляющий. Выпивает много, предпочитает крепкие напитки. Чаще всего сохраняет контроль над собой, хотя иногда бывает агрессивен и обидчив
 
  21.5 Выпивоха. Большой любитель и организатор разного рода выпивок (праздники, дни рождения, события), своим поведением разлагает коллектив. Работает хорошо, когда не выпивает
 
  21.6 Пьяница. Слаб к спиртному, запивает несколько раз в году, по неделе не бывает на работе, хотя работает неплохо
 
  21.7 Алкаш. Практически спившийся человек, очень слаб к спиртному, пьет с утра и один, коллектив от него отвернулся
 
  22. Отношение к противоположному попу
 
  22.1 Абсолютно сдержанное, всегда на большом расстоянии, никогда не проявляет сексуального интереса к другому полу. Весьма корректен к женщинам («джентльмен») или к мужчинам («леди»)
 
  22.2 Безразличное отношение к противоположному полу, вызывающее иногда недоумение и сомнения в сексуальной потенции
 
  22.3 Нормальное, в рамках установленных в коллективе правил, хотя ничто человеческое ему (ей) не чуждо
 
  22.4 В целом нормальное, хотя пытается флиртовать и ухаживать за представителями другого пола, чаще более молодыми, хотя внешне все сохраняется в рамках правил
 
  22.5 Недружелюбное, иногда грубое отношение к противоположному полу в поведении, высказываниях, отношениях внутри коллектива. Сказывается личная неприязнь или негативный опыт
 
  22.6 Развязное, не скрывает сексуального интереса к другому полу, вступает в интимные отношения на работе с сотрудниками
 
  22.7 Очень развязное, постоянные сексуальные притязания к представителям другого пола в любом возрасте. В коллективе думают, как от него (нее) избавиться
 
  23. Отношение к деньгам
 
  23.1 «Монте-Кристо». Абсолютно безразличное. Денег достаточно, а главное для него — реализация идей и самоутверждение личности
 
  23.2 Щедрый. Всегда имеет деньги, охотно тратит их на других, дает в долг, часто выступает спонсором различных мероприятий
 
  23.3 «Барин». Хорошо зарабатывает, деньги тратит в основном на себя и развлечения, живет в достатке. Редко дает в долг. Чужое никогда не возьмет
 
  23.4 Расчетливый. Знает цену деньгам, ведет приход и расход, редко занимает деньги в долг или дает их другим. Старается больше зарабатывать, по счету в ресторане оплачивает свою долю
 
  23.5 Халявщик. Готов истратить быстро как служебные, так и личные деньги, вечно занимает деньги в долг, предпочитает всегда «прокрутиться» за чужой счет
 
  23.6 Крохобор. Склонен к мелочной скупости, внимателен к мелким деньгам, расходам и доходам. Деньги в долг дает даже близким под процент
 
  23.7 Скупердяй. Человек, копящий деньги или все вещи подряд, забивающий квартиру разным барахлом. Деньги в долг никогда не дает
 
  24. Опытность
 
  24.1 Исключительно большой государственный, жизненный и производственный опыт («кладезь мудрости»), щедро помогает коллегам и подчиненным
 
  24.2 Обладает большим опытом работы, практическими знаниями, какие имеет далеко не каждый, помогает другим
 
  24.3 Имеет обширный опыт в жизни, работе, по должности, однако не всегда передаёт его подчиненным и коллегам
 
  24.4 Достаточный жизненный и производственный опыт, чтобы справиться с порученным делом
 
  24.5 Производственный опыт и практические знания невелики, но это компенсируется личностными качествами человека
 
  24.6 Опыт работы и практические навыки маловаты, для того чтобы успешно справляться с делом
 
  24.7 Производственный опыт отсутствует, а жизненный незначителен
 
  25. Отношение к власти и полномочиям
 
  25.1 «Соломон». В полной мере и эффективно использует власть и свои полномочия руководителя, всегда принимает мудрые решения
 
  25.2 Демократ. Никогда не превышает свои властные полномочия, использует власть в полной мере, принимая, как правило, верные решения для коллектива
 
  25.3 Командир. Пользуется властью по принципу «кнута и пряника», применяя их по своему усмотрению
 
  25.4 Нерешительный. Недостаточно использует власть и полномочия, иногда даже в тех случаях, когда необходимо их применить
 
  25.5 Автократ. Часто превышает свою власть, предпочитает руководить с помощью административных методов («кнута»)
 
  25.6 Тиран. Постоянно превышает свои полномочия, злоупотребляет властью, как будто она ничем не ограничена
 
  25.7 Бесправный. Совершенно не умеет использовать власть, производя впечатление беспомощного и бесправного
 
  Вывод о соответствии занимаемой должности
 
  1 Высокий уровень квалификации. Перерос свою должность и может быть выдвинут на более высокую
 
  2 Необходимо кое-что доработать и подучиться, после чего он будет способен к выполнению более ответственной работы. Готов к повышению в должности
 
  3 По потенциалу и действиям он точно соответствует своему должностному положению
 
  4 Для более эффективной работы лучше перевести его на равноценную должность в другое подразделение
 
  5 В данной должности неэффективен, лучше понизить в должности
 
  6 Было бы лучше для него и для работы, если бы он сменил свою должность или место работы в течение года
 
  7 Должен быть немедленно уволен после аттестации
  /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Члены экспертной группы;
Директор по персоналу
Руководитель аттестуемого
/>Юрисконсульт
Социальный психолог
/>Начальник отдела кадров ____________________
Протокол заседания аттестационнойкомиссии
Фамилия, имя, отчество Должность
l. Ha основании полученных материалов и проведенногособеседования с аттестуемым по проявленным способностям, уровню знаний ифактически выполняемой работе:
Комиссия отмечает позитивныекачества сотрудника (перечисляются все качества с характеристиками 1 и 2) ___
Комиссия рекомендует обратитьвнимание сотрудника на следующие недостатки (перечисляются все качества схарактеристиками 6 и 7)
2. Общие выводы комиссии поаттестуемому 2.1. Соответствует занимаемой должности____________
Не соответствует занимаемойдолжности ________________
Допускается к исполнениюобязанностей при условии
Рекомендуется в резерв (если нет,то причина отказа должна быть дока- зана) ______________________
Рекомендуется следующее поощрение(надбавка, повышение оклада, грамота и пр)
Председатель комиссии:
Директор по персоналу
Члены комиссии:
Руководитель аттестуемого
Юрисконсульт___
Социальный психолог
Начальник отдела кадров
200 г. С аттестацией ознакомлен
РЕЗЮМЕ:
Оценка персонала осуществляетсядля определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности.
Оценка потенциала предусматриваетэкспертные характеристики разнообразных качеств, знаний и умений работника ипроводится специалистами.
Оценка индивидуального вкладапозволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретногорабочего или служащего.
Самооценка потенциала работникаможет быть произведена с помощью ан кеты «Вакансия» при поступлениина работу.
Аттестация кадров являетсякомплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника, ипроводится силами аттестационной комиссии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.